Как пророк Юнус (мир ему) оказался во чреве рыбы?
История пророка Юнуса (мир ему)
Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием «Наставления для размышляющих» содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Корана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставят задуматься каждого, кто размышляет…
Начало: Наставления для размышляющих
Наставление пятое. «ЮНУС (алейхи салям)»
Юнус (алейхи салям) родился и вырос в городе Ниневия — столице Ассирийского государства, располагающейся на берегу Тигра, на месте современного Мосула. Среди соплеменников он пользовался большим уважением благодаря тому, что он был надежным, честным, высоконравственным и отзывчивым человеком. Однако прославился он тем, что был проглочен рыбой, за что впоследствии стал называться «Зуннун» и «Сахибуль-Хут».
В 30-летнем возрасте Юнус (алейхи салям) был направлен в качестве пророка к своему народу-идолопоклоннику. На протяжении 33 лет без устали он призывал своих соплеменников к вере во Всевышнего Аллаха, однако ниневийцы насмехались и не внимали словам пророка, продолжая пребывать в неповиновении. За Юнусом (алейхи салям) последовали лишь двое людей.
— Ожидайте наказания, которое постигнет вас в течение трех дней, — сообщил он своему народу о божественном известии. — Признаком этого будет то, что ваши лица пожелтеют, а вслед за этим придет и кара от Аллаха.
Предупредив об этом, Юнус (алейхи салям) поспешил покинуть свой город, испугавшись, что наказание коснется и его тоже и не дождавшись на то разрешения Создателя.
Вскоре жителей Ниневии, как и предрекал Юнус (алейхи салям), охватил ужас: они стали желтеть, а небо над городом покрываться черным дымом. Истина, о которой предупреждал их пророк, стала для них очевидной, как и обещанное наказание. Осознав надвигающуюся погибель, ниневийцы бросились искать Юнуса (алейхи салям), но тщетно. В городе его уже не было.
Общее покаяние жителей Ниневии
Всевышний внушил в сердца жителей Ниневии, оказавшихся в безысходном и отчаянном положении, раскаяние. И вот, до обещанного наказания оставалось еще два дня, когда народ Юнуса (алейхи салям) решил собраться в одном месте, покаяться и обратиться к Аллаху с мольбой об избавлении от расплаты. Так и сделали. На высоком холме ниневийцы уверовали в Создателя и в Его пророка — Юнуса (алейхи салям). Затем все они попросили друг у друга прощения за нанесенные обиды и попранные права. Затем, одевшись в одежду из грубой шерсти, мужчины и женщины, старики и дети, все вместе стали взывать к Господу и молили его со слезами на глазах о прощении. В тот момент они покаялись во всем зле и грехах, которые совершили.
Аллах – Милующий и Всепрощающий. Он смилостивился и над ниневийцами, оказавшимися без пастыря – пророк покинул их, а Всевышний избавил от грядущего наказания. Народ Юнуса (алейхи салям) является единственным в истории человечества покаявшимся и спасшимся от гибели племенем. Всевышний говорит в Коране:
فَلَوْلَا كَانَتْ قَرْيَةٌ آمَنَتْ فَنَفَعَهَا إِيمَانُهَا إِلَّا قَوْمَ يُونُسَ لَمَّا آمَنُوا كَشَفْنَا عَنْهُمْ عَذَابَ الْخِزْيِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَمَتَّعْنَاهُمْ إِلَىٰ حِينٍ
«Разве были селения, жители которых уверовали, и им помогла вера, кроме народа Юнуса? Когда они уверовали, Мы избавили их от унизительного наказания в земной жизни и дали им наслаждаться земными благами до определенного срока (до их смерти)» (Юнус 10:98).
Грехи притягивают бедствия, тогда как покаяние избавляет от бедствий. Так, например, в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «До тех пор, пока раб просит Аллаха о прощении, он может быть уверен в том, что его не постигнет наказание».
Нет ни одного бедствия или напасти, которые не могли быть устранены посредством искреннего покаяния и дуа со слезами на глазах. Однако если бедствия носят общий и коллективный характер, то и покаяние должно быть общим.
Жребий пал на Юнуса (алейхи салям)
Юнус (алейхи салям), покинув свой народ, добрался до берега моря. Там он на корабле вышел в открытое море. Проплыв какое-то расстояние, корабль вдруг остановился, поднялся сильный ветер, начался шторм. Казалось, судно вот-вот затонет. Моряки, которым не удавалось привести корабль в движение, сочли это дурным предзнаменованием и решили, что среди них находится преступник.
Моряки собрали всех пассажиров корабля и сказали: «Среди вас есть раб, сбежавший от своего хозяина. Пусть он выйдет вперед». Поскольку никто из пассажиров не выдал себя, было принято решение бросить жребий. В те времена у моряков был обычай: человека, на которого выпадал жребий, бросали за борт, чтобы корабль мог продолжить свой путь.
Жребий был брошен. И пал он на Юнуса (алейхи салям). «Такой благочестивый человек не может быть рабом», — решили моряки и, извинившись, снова бросили жребий. Но и в этот, и в третий раз жребий указывал на Юнуса (алейхи салям). В Коране об этом говорится следующее:
فَسَاهَمَ فَكَانَ مِنَ الْمُدْحَضِينَ
«Он бросал жребий (вместе с остальными), и жребий выпал ему» (ас-Саффат 37:141).
Увидев, как трижды брошенный жребий выпадает на него, Юнус (алейхи салям) понял, что это является божественным испытанием и сказал: «Это я – раб, сбежавший от своего хозяина», после чего бросился в море.
Юнус (алейхи салям) во чреве рыбы
Когда Юнус (алейхи салям) в состоянии таваккуля бросил себя в море, то по воле Всевышнего он сразу же был проглочен огромной рыбой. В этот момент Всевышний Аллах внушил рыбе проглотить Юнуса (алейхи салям), не причинив ему при этом вреда и не сломав его костей. Рыба, проглотив Юнуса (алейхи салям), исчезла в морских глубинах.
فَالْتَقَمَهُ الْحُوتُ وَهُوَ مُلِيمٌ
«Его проглотила рыба (кит), когда он уже пожалел (что покинул дом)» (ас-Саффат 37:142).
Юнус (алейхи салям) находился в животе рыбы, будучи невредимым и в полном сознании. Для него было очевидным: все произошедшее с ним является божественным предупреждением за то, что он без разрешения оставил свой народ. Осознав свою ошибку, в кромешной тьме – в животе рыбы он стал поминать Аллаха:
… فَنَادَىٰ فِي الظُّلُمَاتِ أَن لَّا إِلَٰهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ
«…Он обратился (к Нам), находясь во мраке (чрева рыбы): «Нет бога (достойного поклонения) кроме Тебя! Пречист Ты (от любых недостатков)! Поистине, я поступил несправедливо (и неправильно, покинув свой народ без Твоего разрешения)!» (аль-Анбия 21:87).
В Коране также сообщается, что это дуа Юнуса (алейхи салям) было принято Всевышним и что Он простил его:
فَاسْتَجَبْنَا لَهُ وَنَجَّيْنَاهُ مِنَ الْغَمِّ ۚ وَكَذَٰلِكَ نُنجِي الْمُؤْمِنِينَ
«И Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так (же, как Мы спасли его) Мы спасаем верующих (которые обращаются к Нам за помощью)» (аль-Анбия 21:88).
Этот тасбих был вознесен на небеса. Ангелы услышали знакомый им голос, поскольку Юнус (алейхи салям) был одним из тех, кто премного поминал Аллаха. Каждый его зикр восходил к небесам! Ангелы сказали: «О, Господь! Разве это не голос Юнуса (алейхи салям)? Ты всегда проявлял милость к нему, так неужели не избавишь его и от этого бедствия?».
Удивительно: никто из обитателей земли не мог помочь Юнусу (алейхи салям), поскольку не знали о его местонахождении, но за него вступились обитатели небес! И Аллах спас его, приказав рыбе высадить Юнуса (алейхи салям) на берег. В этом эпизоде кроется величайшая мудрость Создателя: пророка спас зикр, который он произносил многократно в дни своего благополучия. Постоянное искреннее поминание Аллаха с вознесением Ему благодарностей, своей любви и преданности может избавить человека от множества трудностей и бед в будущем.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
فَلَوْلَا أَنَّهُ كَانَ مِنَ الْمُسَبِّحِينَ لَلَبِثَ فِي بَطْنِهِ إِلَىٰ يَوْمِ يُبْعَثُونَ
«Если бы он не возвеличивал (Аллаха, произнося тасбих), то обязательно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены (чрево кита стало бы его могилой)» (ас-Саффат 37:143-144).
Этот аят ясно указывает на то, что поминающему Аллаха в благоденствии в трудные дни непременно будет оказана помощь.
В соответствии с разными риваятами Юнус (алейхи салям) находился в чреве рыбы три, семь или сорок дней. Он был освобожден из чрева рыбы в десятый день месяца Мухаррам (день Ашура). Когда рыба выбросила Юнуса (алейхи салям) на берег, то он стал возносить бесконечную хвалу Всевышнему за свое спасение.
В Досточтимом Коране о спасении Юнуса (алейхи салям) говорится следующее:
فَنَبَذْنَاهُ بِالْعَرَاءِ وَهُوَ سَقِيمٌ وَأَنبَتْنَا عَلَيْهِ شَجَرَةً مِّن يَقْطِينٍ
«И Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен. И возле него Мы взрастили тыкву» (ас-Саффат 37:145-146).
Когда Юнус (алейхи салям) был спасен из чрева рыбы, он был очень худым, утомленным, слабым и нуждающимся в помощи. Рядом с Юнусом (алейхи салям) Всевышний взрастил растение с большими и широкими листьями, которое укрывало его от палящего солнца и защищало от насекомых.
В одном из риваятов сообщается, что это растение выделяло молоко, которым и питался Юнус (алейхи салям). В другом риваяте говорится, что Аллах подчинил Юнусу (алейхи салям) горную козу, которая приходила к нему утром и вечером, и давала ему свое молоко. Оправившись от слабости и набравшись сил, Юнус (алейхи салям) приступил к поклонению. Он обратился к Господу со следующей мольбой:
«О, Господь! Все повеления и решения исходят только от Тебя. Но я очень надеюсь вернуться в Ниневию и увидеть свой уверовавший народ. Но наряду с этим, я буду доволен любым Твоим решением и предустановлением».
И Аллах снова возложил на него обязанность призывать к истине свой народ, который он оставил без разрешения. В риваяте, переданном от Абдуллаха ибн Аббаса (радыяллаху анху) сообщается, что Юнус (алейхи салям) был направлен в качестве пророка к народу, численность которого составляла сто двадцать тысяч человек. О численности этого народа говорится и в Коране:
وَأَرْسَلْنَاهُ إِلَىٰ مِائَةِ أَلْفٍ أَوْ يَزِيدُونَ فَآمَنُوا فَمَتَّعْنَاهُمْ إِلَىٰ حِينٍ
«И Мы направили его к ста тысячам или больше того (он стал посланником к многочисленному народу). Они уверовали, и Мы дали им пользоваться (земными) благами до некоторого времени (их смерти)» (ас-Саффат 37:147-148).
Юнус (алейхи салям) нашел свой народ покаявшимся в грехах, уверовавшим в Аллаха и ожидающим возвращения своего пророка. Оставшись с ними, он обучал их повелениям и запретам Всевышнего и вел их за собой по истинному пути. Соплеменники неуклонно следовали за ним и наилучшим образом выполняли все религиозные предписания.
И после Юнуса (алейхи салям) Всевышний даровал народу Ниневии многочисленные блага, пока они придерживались прямого пути. На протяжении долгих лет они жили в благоденствии и благополучии.
Мудрость этого наставления кроется в том, что призывающие к истине братья должны быть терпеливы к тому, что люди станут считать их лжецами, будут упорствовать в своем заблуждении и причинять им страдания. Каждый сталкивался с этим. И только благодаря терпению и настойчивости открываются пути, ведущие к сердцам других людей. Ведь старание от нас, а успех — от Аллаха. Кто знает, как накажет Всевышний, заточивший Юнуса (алейхи салям) во чрево рыбы, тех, кто, утратив надежду бросит призыв к вере и перестанет порицать мерзости?.. Да убережет нас Аллах!
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
КТО ЖЕ ПРОГЛОТИЛ ПРОРОКА ИОНУ?
В Библии содержится история о пророке Ионе и о том, как его проглотил «большой кит»: «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита… И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (Иона 2:1, 2, 11).Некоторые люди заявляют, что подобная история – это откровенная сказка, так как известно, что у кита горло настолько узенькое, что он может питаться только маленькими рачками и рыбками, и в связи с этим история о проглоченном Ионе звучит, как придуманный рассказ.
В качестве аргумента в пользу достоверности Библии приведем сообщение крупнейшего немецкого зоолога Альфреда Брема относительно биологии китообразных морских млекопитающих, с целью найти среди них кита пророка Ионы. Он определил, каким требованиям должен удовлетворять этот кит: он должен быть обитателем Средиземного моря; подплывать близко к поверхности воды; поглощать добычу целиком, не повреждая зубами; у него должно быть очень широкое горло и пространный желудок с нормальным давлением воздуха, без пищеварительных кислот. Изучив 43 разновидности китов, ученый пришел к следующим выводам: 1. Беззубые киты очень большие, 20 м длиной, но их горло чрезвычайно узкое. По этой причине они питаются исключительно рачками и мелкой рыбой. Киты-гиганты живут исключительно в открытых океанах северного полушария. Вывод: ни один беззубый (усатый) кит не мог проглотить пророка Иону. 2. Кашалот, крупнейший вид зубастых китов, длиной 20 – 30 метров. Он живет во всех открытых теплых океанах и морях, где находит в обильной мере свою любимую пищу: осьминогов и кальмаров. Но кормится он на глубине 200 – 300 метров. 3. Изучая дальше обширный подотряд зубастых дельфинов-китов, мы находим представителя этой группы: дельфина-касатку, или орку. Ныне он обитает в северных районах Атлантического и Тихого океанов, мигрируя к берегам Англии и Франции. По сообщениям древнеримских ученых, в древние времена в Средиземном море обитали эти морские хищники. Они, как и дельфины, охотно сопровождали корабли и поглощали все брошенное в море. Хотя у дельфина-касатки очень много острых зубов (до 240 штук), добычу он никогда не раздробляет зубами, а поглощает целиком. Длина этого дельфина достигает 10 метров. Горло у него такое широкое, что может проглотить не только человека, но и тюленя или другого дельфина весом до 300 килограммов. Его желудок имеет три самостоятельных отделения: первая каморка желудка – это настоящий «склад» для пищи. Ее стены покрыты толстым роговатым слоем кожи. Здесь нет пищеварительных желез, нет кислот, и стены не движутся. Эта каморка наполнена воздухом нормального давления. После наполнения «склада» открывается второе отделение желудка, которое можно назвать «мельницей-дробилкой». Отсюда переходит грубая смесь в третье отделение, в «лабораторию», где продолжается химическая обработка пищи в густую жидкость. На основании этих данных можно сделать вывод, что, по всей вероятности, дельфин-касатка является тем «большим китом», который соответствует всем требованиям, чтобы пророк Иона мог спастись.
Источник: Неделька. 1998. 2(6). Изд-во: Библия для всех.
Поделиться
+Спасение
Если бы не проповедь Ионы, Ниневия была бы разрушена. Ниневитяне покаялись после того, как услышали слово Божье от Ионы.
10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. (Ион.3:10)
Сегодня люди спасаются проповедью евангелия.
15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мар.16:15,16)
46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 48 Вы же свидетели сему. 49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. (Лук.24:46-49)
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. 14 Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? 15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! 16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? 17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Рим.10:13-17)
21 Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. (1Кор.1:21)
Как Ниневия была бы разрушена, если бы не вняла проповеди Ионы, так и люди сегодня остаются духовно потерянными; вечную погибель обретут те, кто отказываются внять евангелию Христову и повиноваться Ему.
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину. (Рим.1:16)
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, 7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, 8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, 9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, (2Фесс.1:6-9)
28 [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, 29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? 30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. 31 Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр.10:28-31)
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не] [избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес, (Евр.12:25)
9 Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. (2Пет.3:9)
+Евангелие не есть мертвая буква, но слово, которому мы должны внимать и повиноваться.
Молитвословия
Тропарь, глас 2
Проро́ка Твоего́ Ио́ны па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ те́м Тя́ мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 2
Проро́к ди́вен показа́ся,/ Бо́жие повеле́ние прие́м во о́браз тридне́внаго Воскресе́ния./ В ки́те тридне́вен бы́в, неврежде́н от зве́ря изы́де/ и яви́ся све́тел пропове́дник Ниневи́и, вели́кому гра́ду./ Сего́ ра́ди тя́ ра́достно, Ио́но, почита́ем,// я́ко человеколю́бия Бо́жия провозве́стника.