Прозорливость — что чувствует человек с этим даром?


Что значит прозорливый

Господь заботится о каждом из своих детей. Но услышать Его слова могут только люди, достигшие больших успехов в духовном развитии. В земной жизни они достигли единения с Господом, который даровал им часть своей благодати. Эта божественная искра позволяет старцам найти нужные слова для каждого посетителя, нуждающегося в благословении или совете.


Прозорливость – способность видения будущих событий, присущая христианским подвижникам

Мудрость христианских старцев основывается не только на божественной благодати, но и на богатом духовном опыте. Святые праведники предупреждали обратившихся к ним людей об опасностях греховных мыслей и неправедного образа жизни. Их слова укрепляли веру человека и указывали возможный путь к спасению.

Происхождение слова

Впервые слово «прозорливость» упоминается в источниках XI-XII вв. Его первоосновой является глагол «зъръти», означающий видеть. При помощи приставки «про» было образовано слово «прозъръти» — «предвидеть». Его формой стало существительное «прозоръ» — «прозорливость».

Значение понятия

В толковых словарях даются следующие объяснения понятия «прозорливый человек»:

  • умеющий предвидеть, проницательный (С. И . Ожегов);
  • умеющий предугадывать (Д. Н. Ушаков);
  • догадливый, проницательный, зоркий (Н. А. Абрамов).

Христианская традиция утверждает, что прозорливость — дар Господа избранным угодникам, проявившим смирение и усердие на пути единения с Ним. Всевидящий Создатель делится со святыми старцами знаниями, чтобы направить людей по пути спасения

Упоминание в Библии

В Священном Писании слово «прозорливец» употребляется в отношении пророков. В Ветхом Завете Господь передавал свою волю через Авраама, Исаака и Иакова (Израиля). Чистое сердце и душа, открытая для Бога, позволяла им слышать Божий Голос, и озвучивать Волю Его народу.


Дар прозорливости в христианстве называется пророческим даром

В Евангелии раскрываются чёткие качества прозорливых людей и критерии истинного божественного откровения. В 1 Послании Коринфянам апостол Павел говорит, что слова прозорливых людей должны дарить утешение и покой нуждающимся людям.

Важно! Они направляют христиан на путь Христовых заповедей. Истинный пророк — смиренный слуга Господа, стремящийся к единению с Ним. Следование его словам — единственный путь к Спасению.

В послании Римлянам Павел отмечал, что пророк должен провозглашать людям божественное откровение, не утаивая Слов Господа, так как они призваны укрепить Веру и Дух. Святой апостол также отмечал, что прозорливому человеку не требуется впадать в состояние транса, чтобы транслировать Его откровение. Христианские старцы находятся в здравом рассудке, давая советы и отвечая на вопросы посетителей.

Ударение слова

Когда толкование существительного «прозорливость» понятно, следует еще и грамотно произносить его. Дело в том, что устная речь так же важна, как и письменная. Нужно произносить слова корректно, чтобы слушатели могли понять, о чем идет речь.

В любом этимологическом словаре можно отыскать для любого слова правильное ударение. «Прозорливость». Данное слово состоит из четырех слогов. Подсчитать их легко: сколько гласных букв — столько и слогов. В этом существительном три гласные «о» и одна гласная «и».

Важно отметить, куда падает ударение. В данном слове ударным является третий слог, то есть, голосом нужно выделять гласную «и». Других вариантов нет.

Что такое прозорливость

Явлению прозорливости уделяется пристальное внимание и в христианской догматике, и в научном познании.

В религии

Христианское понимание прозорливости основывается на обретении пожизненной Божественной благодати через духовный опыт и праведную жизнь. Старцы, посвятившие всю свою жизнь служению Господу, получают возможность видеть мысли, чувства и поступки людей. Постоянно пребывая в своих угодниках Бог даёт им возможность вести к спасению большие массы народа.


Прозорливость — дар, отражающий высшую степень единения человека с Богом

Святые провидцы часто тяготятся своим даром. Им видны все самые тёмные уголки души посетителя, даже те, о которых не догадывается пришедший за помощью человек. Созерцание человеческой греховности приносит страдания носителям божественного дара, стремящихся к свету Царства Небесного.

Одним из видов духовной прозорливости является дар рассуждения. Он присущ людям, долгое время ведущим аскетический образ жизни. На основе духовного опыта старцы-аскеты способны определить источник духовного или физического явления, с которым столкнулся посетитель.

Своеобразной формой прозорливости является интеллектуальное духовное видение, основанное на опытном познании учения отцов Церкви. Человек, долгое время изучавший труды святых богословов, способен передавать свой опыт познания нуждающимся людям. Он направляет их по тому пути, который прошёл самостоятельно.

В психологии

В психологической практике выделяется два явления близких по характеру прозорливости.

  1. Серендипность — инстинктивная прозорливость, заключающаяся в случайном открытии какого-либо явления или предмета в процессе поиска чего-либо другого. Термин ввёл в научный оборот в середине XVIII столетия писатель Хорас Уолпол, прочитав старинную венецианскую сказку о трёх братьях-принцах из Серендипа.


    Серендипность — способность делать глубокие выводы из случайных наблюдений

    Её действие происходило в далекой восточной стране, у правителя которой было три сына. Они изучили все известные науки, но не могли использовать их в жизни. Тогда отец отправил их искать по миру множество несуществующих вещей. В ходе этих поисков братья сделали множество других интересных открытий, опираясь при этом на рассуждения, логику и проницательность. Серендипность заключается в умении не только видеть новое событие или явление, но и понимать его значение.

  2. Инсайт — термин, обозначающий особое психологическое состояние человека, при котором он находит неожиданное решение важной проблемы. Особо ярко оно проявляется в критических ситуациях, когда человек испытывает сильное эмоциональное напряжение. Дословно это слово переводится с английского языка как «прямое знание». Другим его значением может быть » озарение, прозрение«. Человек в состоянии инсайта видит картину окружающей действительности в целом, находя решение проблемы на основе имеющегося опыта.

Психологи объясняют феномен «христианской прозорливости» с точки зрения проявления инсайта в сочетании с серендипностью.

Подбор синонимов

Иногда речевые единицы встречаются в тексте по несколько раз. Таким образом текст кажется перегруженным, воспринимать его крайне сложно. Чтобы немного его разбавить, рекомендуется воспользоваться синонимом. «Прозорливость» обладает несколькими словами со схожим словарным значением. Вот некоторые варианты.

  1. Дальновидность. Дальновидность помогла мне избежать ошибок.
  2. Догадливость. Благодаря природной догадливости этот мужчина никогда не окажется без куска хлеба.
  3. Проницательность. Благодаря проницательности моей мамы я не оказался в плохой компании.
  4. Сообразительность. Иногда сообразительность ценится больше ума.

Теперь понятно, что значит существительное «прозорливость». Это способность предвидеть будущее. Ударение в слове должно падать на гласную «и». По необходимости можно пользоваться синонимами.

Примечания

  1. [slovari.yandex.ru/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%A3%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/ Толковый словарь русского языка Ушакова](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1865 дней))
  2. [www.slovopedia.com/25/207/1651565.html Этимологический словарь Крылова]
  3. [vocabulary.ru/dictionary/487/word/%C8%CD%D1%D2%C8%CD%CA%D2%C8%C2%CD%C0%DF+%CF%D0%CE%C7%CE%D0%CB%C8%C2%CE%D1%D2%DC+%28%D1%C5%D0%C5%CD%C4%C8%CF%CD%CE%D1%D2%DC%29/ Психологическая энциклопедия].

Необычная история написания иконы

По мере взросления росла и популярность слепой девушки, как провидицы. Ее просьбы воспринимались, как благословение, и никто не стал возражать, когда Матрона попросила благословение для написания иконы «Взыскание погибших», которую планировала подарить в церковь Успения Богородицы.


Икона Богородицы «Взыскание погибших»

Не стоит забывать, что девушка была незрячей и не могла прежде видеть эту икону. Мало того, она через мать попросила священника передать книгу из церковной библиотеки, указать ряд, в котором находится издание. Нужную книгу нашли, там действительно была фотография иконы «Взыскание погибших». Матронушка начала просить мать помочь ей найти художника для написания списка иконы для церкви Успения Божьей Матери.

Деньги для благого дела начали собирать всем миром, при этом слепая провидица возвращала рубли и копейки, сданные без особого желания или на смех, чтобы они «не портили остальные деньги».

Епифанский художник, к сожалению, его имя не сохранилось, согласился взяться за привычную для него работу. Перед началом работы Матрона настоятельно советовала художнику совершить искреннее покаяние, исповедание и причащение Святой Крови Иисуса. Несколько раз блаженная спрашивала мастера, способен ли он выполнить заказ, и каждый раз получала утвердительный ответ.

Через довольно длительный период художник пришел с покаянием к матушке, не понимая, почему у него ничего не выходит. Ответ провидицы потряс мастера, она сказала покаяться в тайном грехе, о котором никто не знал, но Матрона увидела его духовным зрением. Пройдя снова путь от покаяния к причащению Святым Дарам, попросив у целительницы прощение, художник приступил к работе.

Для сведения! Ныне московский Покровский женский монастырь гордится обладанием святыней, написанной по наставлению святой блаженной епифановским художником.

В то же время люди по просьбе матушки начали собирать деньги еще на одну икону Богоматери, которая писалась впоследствии в Богородицке. Готовую икону освятили и для перенесения в храм Себино организовали крестный ход, возглавляемый хоругвями.

Матушка, ведомая под руки, вышла навстречу процессии. Пройдя 4 километра, она остановилась и сказала, что дальше идти не стоит, через 30 минут появится крестный ход. Никто из зрячих не видел и намека на приближение людей, но через полчаса показалась торжественная процессия. Далее блаженная шла, держась около иконы, которая впоследствии прославилась чудотворениями.

Интересно! Где бы ни жила святая, ее комната всегда была наполнена святыми образами.

Святая XX столетия. Житие святой Матроны

История святой блаженной Матроны Московской — пример христианской жизни слепой целительницы, причисленной к лику святых за чудеса, которые не прекращаются и после ее смерти.


Икона святой Матроны Московской

Детство

Житие блаженной Матронушки началось в 1881 году в Епифановском уезде, селе Себино.

Бедные, благочестивы родители, Дмитрий и Наталия Никоновы, перед рождением четвертого ребенка уже воспитывали двух сыновей и дочь. Бедность не позволяла семье принять еще одного ребенка, поэтому еще до рождения малыша родители решили отдать его в приют. В то время про аборты никто не думал, а незаконнорожденные и малообеспеченные дети воспитывались в сиротинцах, казенных приютах, содержащихся на средства богатых покровителей.

Родители не родившегося малыша уже выбрали приют в соседнем селе, но случилось непредвиденное. Наталии Никоновой приснился сон, в нем женщина увидела белоснежную птицу, у которой было человеческое лицо, но глаза были закрыты. Во сне птица сидела на руке Наталии.

Приняв сон, как Божье знамение, богобоязненная женщина отказалась от предыдущих планов и родила девочку, у которой отсутствовали глазные яблоки. Несмотря на увечье, малышка стала любимым ребенком в семье. Во время крещения ей было дано имя Матрона, ангелом-хранителем стала греческая святая Матрона Константинопольская.


Крещение блаженной Матроны Московской

Творец избрал Матронушку еще до ее рождения, явив Свое присутствие при крещении малютки в столбе благоухающего дыма.

Сразу после рождения на ее маленькой грудке был виден выступ в виде креста, поэтому Матронушка не носила нательного крестика. Другим знаком богоизбранности был отказ девочки от грудного молока по средам и пятницам. В эти дни она спала целыми сутками, порой пугая мать.

Отец Василий, крестивший девочку, с удивлением произнес, что эта малютка призвана быть святой, и именно она предскажет время его кончины. Впоследствии так и случилось, проснувшись ночью, девочка позвала мать и сказала о смерти священника.

Любимыми игрушками для малышки были иконы, которые она сама снимала со стен, видя их духовными глазами. Из-за жестокости детей, которые любили поиздеваться над слепой, Матрона основное время проводила дома.

Дар прозорливости и исцеления

Подрастая, девочка много времени пребывала в церкви Успения Божьей Матери, постепенно наполняясь благодатью находиться в непрестанной молитве. Будучи совсем ребенком, в возрасте семи лет Матрона начала предсказывать события и исцелять больных.

Она никогда не считала себя несчастной, Бог даровал ей множество даров:

  • духовно рассуждать;
  • прозорливость;
  • чудотворение;
  • исцеления.

Постепенно родители стали замечать, что девочка предвидит стихийное бедствие, ощущает приближение беды, ей ведомы не только грехи людей, а порой и их мысли. К маленькой целительнице ехали со всей губернии, всем помогала Матронушка, за это люди оставляли для нее и семьи подарки в виде продуктов и вещей.

Творец вознаградил родителей за их послушание. Ребенок, от которого хотели избавиться, как от лишнего рта, с детства стал кормилицей семьи. По мере взросления росла и слава прозорливицы.

Однажды она сказала, чтобы готовились к свадьбе. Мать испугалась за рассудок ребенка, пригласила священника, который всегда причащал девочку на дому, но и он не смог объяснить заявление ребенка. Вскоре повозка за повозкой начали приезжать на подворье Никоновых. Больные ехали непрестанным потоком, на что целительница сказала, что это и есть ее свадьба, молитвами исцеляя немощных, поднимая на ноги давно лежащих.

Отроческие годы

Это невозможно объяснить, но Матрона была лучшей подругой дочери помещика, Лиды Яньковой. Обе девушки отличались благочестием и добротой. Лидия часто совершала паломнические поездки и брала с собой слепую подружку. Они побывали в Киево-Печерской лавре, посетили Троице — Сергиевский монастырь и многие другие святые места.

В своих воспоминаниях Лидия Янькова описывала встречу подруги со святым Иоанном Кронштадтским, настоятелем Андреевского собора в городе Кронштадте.

Увидев идущую четырнадцатилетнюю Матрону, святой Иоанн попросил подойти ее поближе и на весь храм объявил слепую девушку восьмым столпом России.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Возможно, прозорливый святой увидел в ней будущую служительницу людям и Богу во время запрета христианства на Руси. Через три года Матронушка перестала чувствовать ноги, навеки осталась неходячей. Хотя и об этом она говорила незадолго до новой болезни, после встречи в храме со странной женщиной, предсказавшей новую беду.

Полвека провела в кресле святая двадцатого столетия, но никто никогда не слышал от нее недовольства или ропота на Творца. Матрона предсказала революционный переворот, задолго до него девушка видела:

  • грабежи;
  • закрытие храмов;
  • раздел земель;
  • разорение и бегство помещиков.

Некоторым из них задолго до революционных событий девушка советовала распродать имение и бежать, но никто не хотел слушать пророчеств слепой целительницы.

Интересно о святой:

  • О блаженной Матроне
  • Чудеса по молитвам старицы

Путь к старчеству

Еще при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые из братии приходили к отцу Амвросию для исповеди и за советом. Вот как об этом рассказывал игумен Марк, окончивший жизнь на покое в Оптиной: «Сколько мог я заметить, отец Амвросий жил в это время в полном безмолвии. Ходил я к нему ежедневно для откровения помыслов и почти всегда заставал его за чтением святоотеческих книг. Если же не заставал его в келье, то это значило, что он находился у старца Макария, которому помогал в корреспонденции с духовными чадами или трудился в переводах святоотеческих книг. Иногда же я заставал его на кровати и со сдержанными и едва приметными слезами. Мне казалось, что старец всегда ходил перед Богом или как бы всегда ощущал присутствие Божие, по слову псалмопевца «предзрех Господа предо мною выну» (Пс. 15, 8), а потому все, что ни делал, старался творить ради Господа и Ему в угодность. Поэтому он всегда сетовал, боясь, как бы чем не оскорбить Господа, что отражалось и на его лице. Видя такую сосредоточенность своего старца, я в его присутствии всегда был в трепетном благоговении. Да иначе мне и нельзя было быть. Когда, по обыкновению, я опускался пред ним на колени, чтобы получить благословение, он весьма тихо спрашивал меня: «Что скажешь, брате, хорошенького?» Озадаченный его сосредоточенностью и умилением я, отвечал: «Простите, Господа ради, батюшка. Может быть, я пришел не вовремя?» — «Нет, — скажет старец, — говори нужное, но вкратце». И, выслушав меня со вниманием, он с благоговением преподаст полезное наставление и отпустит с любовью. Наставления же он преподавал не от своего мудрствования и рассуждения, хотя и богат был духовным разумом. Если он учил духовных чад, относящихся к нему, то как бы в среде учащегося, и предлагал не свои советы, а непременно деятельное учение святых отцов». Если же отец Марк жаловался отцу Амвросию на кого-либо обидевшего его, старец, бывало, скажет плачевным тоном: «Я сегодня-завтра умру. Что я сделаю с этим братом? Ведь я не настоятель. Надобно укорять себя, смиряться перед братом — и успокоишься». Такой ответ вызывал в душе отца Марка самоукорение, и он, смиренно поклонившись старцу и испросив прощения, уходил успокоенный и утешенный, «как на крыльях улетал». Иеромонах Оптиной пустыни отец Геронтий вспоминал, что «отец Амвросий хотя и старчествовал, но как бы прикровенно». Кроме монахов, отец Макарий сближал отца Амвросия и со своими мирскими духовными чадами. Видя его беседующего с ними, старец Макарий шутливо говорил: «Посмотрите-ка, посмотрите! Амвросий-то у меня хлеб отнимает!»

Отец Амвросий получил благословение на духовное окормление братии в очень молодом по монастырским меркам возрасте — ему не было и 40 лет, но таково было доверие к нему опытных отцов, видевших его редкие дарования. Когда старец Макарий скончался, отец Амвросий постепенно был поставлен на его место, но он не сразу был признан братией преемником старца. С течением времени слух о духовной опытности и мудрости отца Амвросия все более и более распространялся, число обращающихся к нему возрастало. Иеромонах Антоний (Бочков) писал об отце Амвросии, что обитель Оптинская «от него получает укрепление и назидание. Причиною тому служат: его кротость, доброта и простота. Его благой пример и советы могут сотворить чудо… Хвалить его напрасно. Дела лучше слов говорят за него… Видно, назначено ему спасаться болезнями; редкое его незлобие и младенчество христианское все переносит благодушно: и Божие наведение, и человеческие неправды».

Одна барыня, глубоко огорченная кончиной отца Макария, услышав, что в Оптиной пустыни есть теперь новый старец, отец Амвросий, воскликнула: «Как! Чтобы я после Макария пошла к этому монаху, который все вертелся в батюшкиных кельях и расхаживал с мешочком! Это невозможно!» Но спустя некоторое время, случайно побеседовав с отцом Амвросием, она вышла от него растроганная и впоследствии говорила: «Я знала обоих, но чувствую, что отец Амвросий еще выше отца Макария».

Через 40 дней после кончины старца Макария отец Амвросий перешел на жительство в корпус рядом со скитской оградой, с правой стороны от колокольни. На западной стороне этого корпуса была сделана пристройка, называемая «хибаркой», для приема женщин (в скит их не пускали). Тридцать лет, до отъезда в Шамордино, прожил здесь отец Амвросий, служа ближним.

Вскоре после кончины старца Макария, обитель постигла еще одна утрата: в 1862 году скончался настоятель архимандрит Моисей. При нем начался расцвет монастыря, при нем поступил в обитель отец Амвросий. Новым настоятелем обители стал отец Исаакий (Антимонов). Старец Амвросий был его духовником, архимандрит Исаакий относился к нему с глубоким благоговением и преданностью, во всем полагаясь на его советы, ничего не предпринимая без его благословения.

Скитания в Москве

Боясь навлечь репрессии на семью, когда всякая христианская деятельность преследовалась властями, Матрона переезжает в столицу. С 1925 года и до конца своей жизни блаженная жила в Москве, спасая людей физически и духовно, а сама скиталась по углам с хожалками — женщинами, которые ухаживали за ней.

Живя в голоде и холоде, она полностью отдавалась воле Божьей, никого ни о чем не просила, всегда с благодарностью принимала помощь. Так она прожила до войны, пока ее не приютила Зинаида Жданова, живущая с матерью. Многие люди, помогавшие слепой целительнице, потом были арестованы, а сама она всегда предвидела свой арест и съезжала с квартиры накануне него.

Предсказала Матронушка и войну, и победу. В военное время она принимала целыми сутками, по ночам молилась. Люди шли с физическими и душевными болями, ни от кого не требовала платы целительница, отдавая всю славу спасения и исцеления Богу.

По словам Зинаиды Ждановой, сам Сталин приезжал тайно к прозорливой узнать о ходе войны. Неоднократно к ней обращались высокопоставленные люди, генералы, когда в их дом приходила беда.


Встреч Сталина с Матроной

Так был исцелен от сумасшествия сын государственного деятеля, а из дочери генерала святая изгоняла бесов.

Не было для посланной Богом женщины важных или неважных вопросов, помогала она наладить семейные отношения, возвращала детей к родителям. Все делала с любовью и пониманием. Ее ласковый голос, светящееся добротой лицо располагал людей к откровенности и доверию с первой минуты.

Важно! Рекомендации, советы, указания от святой и поныне наставляют людей на путь Божий.

Под руководством старца Макария

Старец Макарий воспитывал строгого подвижника, украшенного смирением, терпением и другими иноческими добродетелями. Он, как в свое время и отец Леонид, нередко подвергал отца Амвросия унижениям и оскорблениям. Когда за отца Амвросия пытались заступиться свидетели этих «воспитательных мер»: «Батюшка, он человек больной!» — старец отвечал: «А я разве хуже тебя знаю. Но ведь выговоры и замечания монаху — это щеточки, которыми стирается греховная пыль с его души; без сего монах ржавеет». За всем этим была огромная любовь старца к своему подопечному. Проявлялась она и в «вещественных утешениях», иногда — маленьких, но согревающих и поддерживающих в нелегком иноческом житии. «Иду однажды по скиту, — рассказывал сам отец Амвросий, — вдруг мне навстречу батюшка, где-то он взял крошечную баночку варенья, вышиною не больше вершка, и, подавая мне ее, говорит: «На-ко, на-ко тебе для услаждения гортани от горести, ею же сопротивник напои»». Под руководством старца Макария отец Амвросий смог без особых преткновений обучиться искусству из искусств — умной молитве.

Рядом со старцем монах Амвросий не только возрастал и совершенствовался сам, но и проходил бесценную школу старческого окормления — и на собственном опыте, и на примере того, как старец общался с народом — давал советы, утешал, молился, увещевал.

Круг обязанностей отца Амвросия постоянно расширялся, он нес два важных послушания: помогал старцу в издании святоотеческих трудов и другой душеполезной литературы, а также по его поручению отвечал на некоторые письма. Так старец Макарий постепенно готовил себе преемника.

Старец Макарий привлек своего ученика к работе над подготовкой к изданию переводов святоотеческих творений. Отец Амвросий был ревностным сотрудником старца, он подготовил издание одного из самых главных аскетических творений — «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника. В основание его был положен перевод старца Паисия Величковского, кроме того, изучались и сравнивались другие печатные издания и переводы «Лествицы», а также подлинный греческий текст книги. Целью этой большой работы было предложить читателям понятный, доступный текст, сохранив при этом точность изложенных в нем высоких духовных истин.

Отец Амвросий не оставил дело книгоиздательства и после кончины старца Макария. Со временем стали выходить и жизнеописания оптинских подвижников. Отец Амвросий сам составил жизнеописание старца Макария, под его руководством были собраны и изданы письма старца.

Кропотливая работа над текстами святоотеческих творений под руководством мудрого старца стала также этапом в духовной подготовке отца Амвросия к подвигу старчества, который ему пришлось взять на себя после кончины отца Макария, последовавшей в 1860 году.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]