Русские
Ру́сские — восточнославянский этнос, самый многочисленный и государствообразующий народ России (по данным Всероссийской переписи 2010 года, составляет более 80 % населения), самый многочисленный европейский народ. Есть крупные диаспоры на Украине, в Казахстане, США, Белоруссии и других государствах. Всего в мире насчитывается около 135 млн русских. Национальный язык — русский.
Русский — частично субстантивированное прилагательное. Возникло от раннего двусоставного сочетания русские люди, русский человек, в котором вторая часть стала употребляться сравнительно редко (эллипсис). Древнерусское прилагательное др.-рус. рѹсьскъ, др.-рус. рѹсьскыи образовано от корня др.-рус. рѹс- с помощью суффикса -др.-рус. ьск-, который образует производные от названий местности, сравните назаретьскъ «из Назарета». Русь была одновременно названием государства восточных славян и их ранним этнонимом. Этноним рѹсь (ед.ч. м.р. рѹсинъ, ж.р. рѹска) употреблялся как самоназвание до XVIII века. С XVII—XVIII веков он постепенно заменился на книжное россияне, а позднее с XVIII—XIX веков, с установлением концепции триединства русского народа — в литературном языке начинает преобладать этноним великоруссы. В XIX веке под давлением разговорного языка в литературном языке закрепился уже известный этноним русские, которым в то время обозначали все три ветви восточных славян, и лишь после 1917 года (всеобщая перепись произошла только в 1926 году) — только великорусов (великороссов)
Общая численность русских в мире в настоящее время составляет около 135 миллионов человек[10] (по разным оценкам — от 127 млн чел.[17][18] и 129 млн чел.[19] до 150 млн чел.[20] и 167 млн чел.[21]), из них в России проживает 111 миллионов (2010 год) или около 77,8 % населения страны (в 2002 году — 116 миллионов или около 79,8 %)[1][22]. Из всех русских в мире 86 % живёт в России, 11,5 % в странах бывшего СССР и 2,5 % в остальных странах[19].
По данным В. П. Максаковского по переписи 1989 года за пределами России в СССР проживало 25,3 миллиона русских: 11,3 миллиона или 44,9 % на Украине, 6,2 миллиона или 24,6 % в Казахстане, 1,7 миллиона или 6,5 % в Узбекистане и 1,3 миллиона или 5,3 % в Белоруссии. Дополнительно за пределами России жило еще 11,2 миллиона обрусевших людей других национальностей, что давало в итоге 36-37 миллионов русских и русскоязычных на начало 1990-х годов в странах нового зарубежья или больше 1/4 всего населения этих стран. Самая многочисленная диаспора располагалась на Украине (20 миллионов человек), Казахстане (7,8 миллиона человек), Белоруссии (3,2 миллиона) и Узбекистане (2,2 миллиона.
С 1991 по 2006 год из-за эмиграции, депопуляции и смены национальной идентификации численность русских в странах бывшего СССР сократилась с 25—30 миллионов человек до 17 миллионов человек[24]. В 2006 году больше всего русских за пределами РФ проживало на Украине (более 8 миллионов человек), в Казахстане (более 6 миллионов человек), в Белоруссии (чуть больше миллиона человек), в остальных странах СНГ меньше (с учётом отсутствия данных по Узбекистану). В 2021 году число русских в Средней Азии оценивалось примерно в 4,7—4,8 миллионов человек, из которых более 3/4 живёт в Казахстане.
Составляют бо́льшую часть населения Российской Федерации, а также значительную часть населения в странах бывшего СССР: на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Латвии, Киргизии, Эстонии, Литве, Молдавии, Туркмении. Крупные диаспоры присутствуют в США, Канаде, Бразилии, Германии.
Русские — народ, относящийся к восточнославянской этнической группе. Он является государствообразующим этносом Российской Федерации. Это самый многочисленный европейский народ. Также этот термин обозначает эндоэтноним русского народа.
Язык
Русский язык относится к восточной группе славянской ветви языков индоевропейской семьи. Основу письменности составляет кириллица. Русский — один из 6 официальных языков ООН. По распространению в мире он стоит на 5 месте. В странах бывшего СССР подавляющее количество жителей владеет русским и использует его как основной. Выделяется 2 диалектные группы: северная и южная, которые подразделяются на различные говоры, присущие тому или иному региону.
Появление русской государственности
Другая часть руссов занимала земли по южному побережью Балтийского моря, здесь они вытеснили германцев и балтов на запад, а сами постепенно переселялись на северо-запад, эта группа восточных славян имела уже князей и дружину.
И практически стояла в одном шаге от создания государства. Хотя существует версия о североевропейском происхождении термина «Русь» и связана она с норманнской теорией, согласно которой государственность славянам привнесли варяги, этим термином обозначали жителей Скандинавии, однако никаких подтверждений этому нет.
Прибалтийские славяне переселились в район озера Ильмень, а уже оттуда восточнее. Поэтому к девятому веку два славянских центра носят имя Русь, им и суждено стать соперниками в борьбе за господство, именно это дает новому народу происхождение. Русский человек — понятие, которым первоначально обозначали всех восточных славян, занимавших территории современных России, Украины и Белоруссии.
История
Предполагается, что праславяне до нашей эры населяли область Центральной Европы. Их племена контактировали с древними народами, среди которых были фракийцы, кельты, иранцы, балты. Все они повлияли на этногенез и формирование языка славян. С 6 века раннеславянские племена стали продвигаться на восток Европы. Они расселялись в Поволжье, в долинах Днепра и Дона. Примерно к 12 веку образовалась единая древнерусская нация на основе смешения различных праславянских племен. К ним относят такие этносы, как:
- кривичи;
- ильменские словене;
- вятичи;
- северяне.
Также влияние на формирование русского народа оказали финно-угорские народы, в числе которых: чудь, меря, мещера. С 13 века начались нашествия на Русь татаро-монгол, которые продолжались до 15 века. После падения татарских ханств образовалось Русская империя —централизованное государство русичей. Последующее столетие характеризуется тяжелым временем, получившим название «Смута». Это период многочисленных войн с литовцами, шведами, поляками. При Петре I началось проникновение в Россию иностранных чиновников. Они назначались на все важные государственные посты. Интеллигенция была глубоко европеизирована. Традиционная русская культура сохранилась только в самых низах. После революции 1917 года православная церковь подверглась гонениям со стороны большевиков, а сам народ — многочисленным репрессиям. В результате была утрачена значительная часть русской культуры. В настоящее время многие люди являются атеистами, то есть, не придерживаются никаких религиозных верований.
Русское народное искусство и промыслы
Русское народное искусство базируется на художественной традиции, формировавшейся в Древней Руси. Строй русской художественной традиции возник в результате сложных взаимовлияний древнерусского искусства на протяжении веков и искусства Византии, Запада и Востока и развивался затем во взаимовлиянии с художественными культурами многих народов Европы и Азии. В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала 18 века она стала достоянием главным образом крестьянского искусства.
Широко было распространено художественное ткачество, вышивка, в том числе золотое и лицевое шитье, кружевоплетение, в значительно меньшей степени — ковроткачество. Искусство художественной обработки металла выражалось в литье колоколов, пушек, украшенных орнаментом, гравировке холодного и огнестрельного оружия, при ковке решеток, дверей, крестов и пр. Развито было и ювелирное производство, в том числе с использованием чернения серебра (Великий Устюг), финифти (Ростов-Ярославский), работа по серебру (Красное село Костромской губернии) и др. Со времен Киевской Руси известно изготовление художественных укерамических изделий (Гжель, Скопин) — как предметов утвари, посуды, так и всевозможных игрушек, свистулек. Резные костяные изделия в Западной Европе носили название «резьба руссов». Особенно это искусство было развито до начала 19 века на Русском Севере (холмогорские косторезы). С 18 века развивалась резьба по камню, использовавшаяся для украшения интерьеров и облицовки зданий.
В России, богатой лесом, широко бытовало изготовление токарным способом резной и расписной посуды, игрушек, мебели, а также украшение жилища, орудий труда и средств передвижения. С 17 века возникли центры посудного промысла и изготовления предметов быта в Хохломе, Городце, Сергшиевом Посаде… В Вологодской и Архангельской губерниях, на Урале развивается резьба и роспись на бересте, плетение из нее туесов, шкатулок, поставцов и пр. Украшение резьбой жилища сохраняется до сих пор — это наличники окон, торцовые доски, причелины и др.элементы сельского жилища. Искусство деревообработки особенно ярко проявляется в деревянном церковном зодчестве.
Источник: Народы России: Атлас культур и религий/ отв.ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008.
Внешность
Антропологические русские имеют большое сходство с западноевропейскими народами (такими, как норвежцы, шведы, немцы, литовцы). При этом русские отличаются большим распространением темноволосого типа по сравнению со светловолосым. Типичной славянской внешностью считается сочетание светлых волос с голубыми глазами и белой кожей. Этот тип распространен на территории России вместе с русоволосыми людьми, имеющими серые, серо-голубые, зеленые, зелено-карие глаза. Также русских характеризует высокий рост, хорошее телосложение. Мужчины отличаются широким плечевым поясом, девушки имеют стройные, изящные фигуры.
Татарский след – это миф
Генетики, наряду с антропологами занимающиеся изучением вопроса о происхождении рас, пришли к выводу, что среди всех евразийских народов русский является едва ли не самым чистокровным. Так, американские генетики, проводившие масштабный эксперимент, пришли к однозначному выводу, что население северо-западной, центральной и южной частей России практически лишено каких-либо следов крови тюркских народов, примеси которой, по широко распространенному, но ошибочному, мнению, должны были остаться еще со времен мифического татаро-монгольского нашествия. Специалисты из Соединенных Штатов установили, что приблизительно 4500 лет назад на территории Среднерусской равнины появился на свет мальчик, имевший отличную от отца галлогруппу, классифицируемую сегодня как R1a1. Невероятная жизнеспособность данной мутации обусловила ее доминирование в последующие тысячелетия на значительной территории Восточной Европы. На сегодняшний день представителями галогруппы R1a1 является 70% мужчин европейской части России, Беларуси и Украины, 57% — Польши, 40% — Чехии, Латвии, Словакии и Литвы, 18% — Швеции, Германии и Норвегии. Интересно, что даже в Индии 16% мужчин принадлежит к этой группе, причем среди представителей высших каст этот показатель доходит до 47%.
Жизнь
На Руси основными были такие занятия, как землепашество и скотоводство. Люди селились вдоль рек, где имелись плодородные земли. В южных регионах развилось переложное земледелие. При этом способе обработки земли распахивался один участок, затем эксплуатировался 3-4 года, после чего ему давали отдыхать и распахивали следующий. В лесных областях использовалось подсечное земледелие. Деревья вырубались, после чего площадь выжигалась. Зола удобряла землю, что повышало урожайность. Древние славяне выращивали рожь, пшеницу, гречиху, ячмень. Также возделывались конопля, лен. Было распространено овощеводство. Повсеместно выращивали капусту, репу, топинамбур, свеклу, морковь. Археологические находки говорят о том, что в Средневековье славяне разводили коров, лошадей, свиней, держали гусей, кур, уток.
Территорию Древней Руси во множестве занимали реки, озера, леса. В те времена растительный и животный мир находился в изобилии. Это давало возможность заниматься охотой, рыболовством. В северных регионах охотились на пушных зверей: соболей, куниц, лисиц, песцов. Широко распространилась торговля мехами. Городская знать одевалась в собольи шубы. Деревенские жители зимой носили шубы из медвежьих, волчьих, лисьих шкур. Из меха шили одеяла, им оторачивали предметы одежды. В Средние века на Руси была хорошо развита ярмарочная торговля. Места сбыта товаров создавались в городах, крупных деревнях. Это способствовало поднятию экономики, развитию ремесел. Была распространена меновая и денежная торговля. Русские купцы возили свои товары в Константинополь, а оттуда поставляли шелк, оружие, пряности, драгоценные камни, стеклянные изделия.
Среди ремесел были развиты:
- Гончарство.
- Кузнечное дело.
- Бортничество.
- Изготовление ювелирных изделий.
- Обработка дерева.
- Ткачество, вышивка.
Русские добывали железную руду еще с первых веков нашей эры. Они умели плавить металл, ковали оружие, железные части инструментов. Кузнечное дело считалось ремеслом, требующим особого умения. Оно передавалось по наследству. Кузнецы представляются в образе богатырей, обладающих недюжинной силой. Им приписывалось владение магией, умение исцелять людей. Существовали златокузнецы, обрабатывающие драгоценные металлы. При раскопках находят огромное количество ювелирных изделий, принадлежащих к разным эпохам. Украшения отличаются многообразием форм, тщательностью обработки. Их делали из золота, серебра, меди, различных сплавов. Драгоценные металлы ввозили из-за границы, так как на Руси их не добывали.
Другим ремеслом, имеющим массовое распространение, было гончарство. Этому способствовало наличие глинистых почв, несложный процесс подготовки и изготовления посуды. Глина смешивается с различными примесями (песок, тальк, ракушечник). Из материала формируется заготовка, которой придается определенная форма с помощью гончарного круга. Затем изделие обжигается в печи. Наряду с гончарством было развито бондарство. Это производство изделий из дерева, преимущественно бочек, посуды, утвари. Бондари на Руси высоко ценились, на их продукцию всегда был спрос. Они изготавливали резные наличники, которыми украшали избы, ведра, банные принадлежности. Бондарей еще называли обручниками или кадашами от слова «кадушка».
Интересный промысел представляет собой бортничество, которое было распространено повсеместно. Это лесное пчеловодство, добывание меда диких пчел из дупла деревьев. Термин происходит от слова «борть» — дупло. Бортничество являлось одним из подсобных занятий сельских жителей. Крестьяне находили деревья с пчелами по особым признакам. Человек, первым нашедший дупло, делал на стволе отметку. Это дупло считалось его собственностью. Мед широко употреблялся в пищу у крестьян, его заготавливали на зиму, делали медовуху — хмельной напиток.
Об особенностях национального характера русского народа
Русский характер и успех
Большое количество отечественных исследователей — этнографов, писателей, философов всегда уделяли большое внимание проблеме национального характера русского народа, пытаясь найти то особенное и неповторимое его качество, отличающее его от других народов. Среди тех, кто пытался понять загадки русской души, мы видим имена Пушкина и Хомякова, Данилевского и Соловьева, Бердяева и Ильина, Сорокина и Булгакова, Федотова и Лосского, многих исследователей советского и постсоветского периода. Этот интерес вполне понятен и закономерен, потому что понимание особенностей национального характера позволяет экстраполировать развитие любого общества. Не случайно, что в военных разведывательных ведомствах западных стран изучение проблем национального характера входит в число важнейших направлений, имеющих стратегическое значение для прогнозов военных действий. По поводу темы нашего разговора знаменитый французский социолог Г.Лебон в конце 19-го века в своей книге «Психология народов и масс» писал: «Без предварительного знания душевного склада народа история его кажется каким-то хаосом событий, управляемых одной случайностью. Напротив, когда душа народа нам известна, то жизнь его представляется правильным и фатальным следствием из его психических черт. Во всех проявлениях жизни нации мы находим всегда, что неизменная душа расы сама гнет свою судьбу. В политических учреждениях с наибольшей силой проявляется верховная власть расовой души. К каким бы партиям ни принадлежали борющиеся силы, как бы ни называлась власть в стране — королевской, президентской, императорской, коммунистической, любая из них имеет один и тот же идеал, и этот идеал есть выражение чувства расовой души. Народный характер создает судьбу нации… Душа народа, душа расы является неизменной, а государственный строй, политические учреждения — лишь производное от характера народа. Какие бы события ни происходили в той или иной стране, как бы народ ни пытался изменить существующие формы правления и политические учреждения, он не в состоянии избавиться от того, что вытекает, что является следствием души народа… Правление какого-нибудь монарха в той или иной африканской стране будет значительно лучше для народа данной страны, чем применение к ней принципов самой искушенной европейской конституции. В силу этого, что у каждого народа душа своя, свой дух, в странах не может существовать одинакового политического строя». Хотя концепцию Г.Лебона некоторые ученые называли и называют антинаучной и антиисторичной, тем не менее, этому исследователю удалось выявить проблему связи между особенностями психического склада данного народа и общественным устройством его жизни. Выявив наиболее существенные черты нашего национального характера, можно будет ответить и на вопрос о том, какой успех в жизни наиболее соответствует его природному архетипу. Это особенно важно в эпоху бурных социальных перемен, когда только такое обращение к духовным истокам становится действительным спасением. Природный темперамент русских людей, на который накладываются все последующие внешние социальные влияния, психологи-исследователи относят к так называемому эпитимному типу. Одной из наиболее характерных черт эпитимного склада личности является сильное стремление к власти и постоянного расширение своего влияния на окружающий мир. Начальники такого склада часто бывают слащаво-угодливыми по отношению к вышестоящим представителям власти и деспотически подавляющими по отношению к подчиненным. Для них так же характерны колебания настроения от глубокой апатии и лени, упрямства и инертности до проявления необычайной силы энергии и исступленной страсти, перед которой ничто не может устоять. Эти колебания часто связаны не столько с внешними обстоятельствами, сколько с внутренними физиологическими процессами, протекающими в организме. Другими качествами эпитимиков являются вязкость и обстоятельность мышления, стремление к тщательной отделке деталей, основательность и стремление все свои действия подчинить инструкции или специальному плану. Поэтому их можно считать прирожденными бюрократами. Находясь в спокойной фазе, эпитимики доброжелательны и великодушны, совестливы и мягки. Находясь в раздражении и гневе, они становятся жестокими и необузданными. Воспитание и овладение культурой накладывают на эти природные черты свой отпечаток проявления чувств и мыслей, но, тем не менее, опытный психолог всегда может определить эпитимика по особой манере поведения и свойствам мышления. Среди представителей эпитимного склада личности в русской культуре можно назвать имена Толстого, Достоевского, нашего современника поэта и певца Владимира Высоцкого.
Полярность
Если оставить в стороне семидесятилетнее влияние коммунистической идеологии, то следует отметить, что на духовное сознание и самосознание русских людей наибольшее влияния в течение многих веков оказывала русская православная церковь. Глубокая религиозность русских, постоянно отмечаемая как ими самими, так и наблюдателями из других стран, смягчает проявления эпитимного характера и сформировала в нас такие черты, как стремление к высшим духовным ценностям, необычайное терпение в трудных жизненных обстоятельствах, совестливость, доброту и сострадание к ближнему. Но эти высокие духовные качества могут существовать в одно и то же время вместе со святотатством, жестокостью и всякими другими пороками, особенно, если человек стоит далеко от христианской культуры и должного образования. Известный русский философ-эмигрант Николай Лосский, посвятивший изучению психологии русского характера всю свою жизнь, особо обращает внимание на его полярность. В нем, наряду со способностью к высшим формам опыта, Н.Лосский отмечает такие противоречащие друг другу черты русского народа, как страстная сила воли и леность, «обломовщина»; поиск высших ценностей жизни и склонность к анархии и нигилизму природная доброта и бессмысленная жестокость, мессианство и отсутствие самодисциплины. Н.Лосский приводит любопытное высказывание английского исследователя М.Бэринга, сравнивавшего свойства характера англичанина и русского: если в каждом англичанине есть сочетание характера Генриха VIII, Джона Мильтона и мистера Пиквика, то в русском человеке сочетаются свойства Петра Великого, князя Мышкина и Хлестакова. Об этой противоречивости и многогранности русского человека говорит Н.Бердяев в своей книге «Русская идея»: «Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт». Из-за всего этого от русского народа, — указывает Н.Бердяев, — «всегда можно ожидать неожиданность, поэтому он «в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть». Обобщенный характер любого народа связан с его коллективным бессознательным, которое, как указывал К.Юнг, может быть выявлено в содержании типичных сновидений, сказках, мифах, легендах, религиозных верованиях. Если мы проанализируем содержание русских народных сказок, то мы можем в них найти и бессмысленную жестокость, и похвалу хитрости и обману, и стремление поживиться за чужой счет. В сказке о лисе голодная лиса притворяется мертвой, ее подбирает мужик, который везет воз с рыбой. Подобрав лису, мужик радуется, что сможет сделать из ее шкуры своей жене новую шапку. Очутившись в возе с рыбой, лиса повыбрасывала ее на дорогу и потом преспокойно съела. Попутно она обманула ни в чем не повинного волка, который в результате встречи с лисой был бит и лишился хвоста. Во многих сказках про бесталанного Иванушку-дурачка счастье приходит к нему в виде прекрасного коня или Василисы Прекрасной неисповедимыми путями не как награда за серьезный труд, а либо за «просто так», либо за небольшую услугу, вроде отпуска на волю пойманной щуки. Вершиной желания добиться успеха и стать счастливым, не особенно при этом напрягаясь, могут служить в качестве иллюстрации известные русские сказки про Емелю, который, лежа на печи, имел все, что захотел, приговаривая «По щучьему велению, по моему хотению…» По этому магическому заклинанию сами колются дрова, сами идут ведра с водой, сама влюбляется в героя сказки красавица Василиса Премудрая. Замечательный русский писатель Николай Лесков в свое время уделили много внимания этой черте нашего национального характера — желании, не особенно напрягаясь, разбогатеть как-нибудь сразу, схватив волшебную жар-птицу за хвост. Отмечая, что счастье — это дело случая и произвола, Н.Лесков пишет: «Не каждый ли почти из нас рассчитывает более всего на свое с ч а с т и е, нежели на свой труд и на более или менее благоприятные обстоятельства, нежели на сознание своих обязанностей, на полное и честное исполнение их?… Но прочное общественное благосостояние, как и прочное благосостояние отдельных лиц приобретается и достигается не с ч а с т и е м, не д а р о м, а трудом, усилиями и заслугами… счастие, как его обыкновенно понимают люди, не может быть прочным уже потому, что фундаментом ему служит или случай, или произвол, а не закон, не нравственное начало. Между тем, таково с ч а с т и е, о котором мечтают, которого желают себе люди.» Доказательством этому наблюдению Лескова о нашей генетической предрасположенности к дармовщине служит всё возрастающее сегодня количество людей, которые хотят быстро и легко разбогатеть при помощи игры в рулетку или нажимая на кнопки игрового автомата. Это бедствие, которое распространяется по стране с ужасающей быстрой становится таким же социальным злом, как и наркомания. Сравнивая русские сказки с западными, несущими в себе нормы протестантской этики, в частности, со сказками братьев Гримм и сказками Андерсена, нельзя не заметить, что у последних гораздо чаще и сильнее акцентируемая достижение успеха не случайным путем, а через упорный труд и профессиональное мастерство.
Исторические корни
Особенно тяжелые последствия для русского национального характера имело нашествие татаро-монголов. Тогда, пишет Н.Карамзин, «Забыв гордость народную, — мы выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых: обманывая татар, более обманывали друг друга; откупаясь деньгами от насилия варваров, стали гораздо корыстолюбивее и гораздо бесчувственнее к обидам, к стыду, подверженные наглостям иноплеменных тиранов;… чувство угнетения, страх, ненависть, господствуя в душах, обыкновенно производят мрачную суровость во нравах. Свойства народа изъясняются всегда обстоятельствами, однако же действие часто бывает долговременнее причины: внуки имеют некоторые добродетели и пороки своих дедов, хотя живут в своих обстоятельствах. Может быть, заключает историк, — самый нынешний характер россиян еще являет пятна, возложенные на него варварством моголов». Если учесть, что принципы авторитарного управления татаро-монголов в дальнейшем после их изгнания русские цари использовали в своем собственном правлении, подобный уклад общественной жизни естественным образом оказался продленным среди определенной части населения на многие века со всеми вытекающими отсюда последствиями. Н.Лосский приводит свидетельствование уже цитированного нами М.Бэринга, некоторые мысли которого, к сожалению, продолжают оставаться актуальными для нашего общества до сих пор. Этот английский журналист, очень любивший нашу Россию и написавший о ней несколько книг, характеризует ее в начале ХХ-го века как страну, — «где издержки на жизнь велики и не пропорциональны качеству доставляемых продуктов; — где работа — дорогая, плохая и медленная; — где гигиенические условия жизни населения очень плохи; — где много всяких болезней, включая чуму; — где медицинская помощь и приспособления для нее недостаточно; — где бедные люди — отсталые и невежественные, а средний класс — беспечный и неряшливый; — где прогресс намеренно задерживается и подвергается всевозможным препятствиям; — страна, управляемая случаем, где все формы администрации произвольны, ненадежны, и мешкотны; — где все формы деловой жизни громоздки и обременены канцелярской волокитой; — где взятка — необходимый прием в деловой и административной жизни; — страна, отягощенная множеством чиновников, которые в общем ленивы, подкупны и некомпетентны; — страна, где нет политической свободы и элементарных прав гражданина, где даже программы концертов и все иностранные газеты и книги подвергаются цензуре; — где свобода прессы стесняется мелкими придирками, а издатели постоянно штрафуются, иногда арестуются; — где свобода совести стеснена; страна, где динамит есть единственный политический документ, доступный частному лицу, и политическое убийство- единственная форма гражданского мужества; — страна плохого управления; — страна, где всякое попустительство и нет закона; — где всякий действует, не принимая во внимание соседа; — где вы можете делать все, что угодно. И не можете критиковать ничего; — и где единственный способ показать, что у вас есть мужество иметь свои убеждения состоит в том, чтобы провести ряд лет в тюрьме; — страна крайностей, нравственной распущенности и экстравагантного потворства самому себе; — народ без держания себя в руках и самодисциплины; — народ, все порицающий, все критикующий и никогда не действующий; — народ, ревнивый ко всему и ко всем, кто выходит из строя и поднимается выше среднего уровня; смотрящий с подозрением на всякую индивидуальную оригинальность и отличие; — народ, находящийся в рабстве у застывшего уровня посредственности и стереотипных бюрократических форм; — народ, имеющий все недостатки Востока и не имеющий ни одной из его суровых добродетелей, его достоинства и внутренней дисциплины; — нация ни к чему не годных бунтовщиков под руководством подлиз-чиновников; — страна, где стоящие у власти живут в постоянном страхе и где влияние может исходить отовсюду, — где ничто не столь абсурдно, что ни может случиться; страна неограниченных возможностей, как было сказано в Государственной думе». Сказав эти нелицеприятные слова о России, М.Бэринг, тем не менее, говорит: «я люблю эту страну, с удивлением и уважением отношусь к этому народу», потому что «Недостатки России — оборотная сторона положительных качеств ее, столь ценных, что они перевешивают недостатки».
Вечный вопрос — что делать?
Русский революционный эмигрант Н.К.Судзиловский, посетивший Америку в середине прошлого века полагал, что пребывание в США закаляло русских революционеров, способствовало лучшему осознанию ими реалий жизни, помогало приспособиться к суровым условиям бытия в этой стране. «В Америку следовало и следует ехать не только учиться решать политические и социальные задачи, но и лечиться от некоторых важных ущербов русской души. От недостатка веры в себя, безволья, бестолковости, безалаберности и теоретичности… С этими недостатками русской психологии нечего думать не только спасать других, но и себя самих…» Далее этот же автор проницательно констатирует: «Все зло, все несовершенство русской жизни скрываются в недостатках русского массового характера, в душе мужика ключи и к спасению, и возрождению России…» В этой же работе приводятся отрывок из письма некоего В. Фрея, про которого Л.Толстой, состоявший с ним в переписке отзывался как об одном из самых замечательных людей нашего времени. В письме В.Фрея известному русскому революционеру Лаврову от 2 октября 1874 года говорится: «Вообще у русских недостаточно развилась еще созидающая способность. Краснобаи на словах, они куда как плохи, когда приходиться осуществлять свои теории на практике. А отсутствие энергии и упорства в достижении делает их еще более смешными реформаторами». Сегодня, спустя почто сто лет во многом благодаря началам перестроечных процессов в советском обществе, начатых десять лет назад, некоторые мысли, высказанные М.Бэрингом уже изжили себя, но некоторые положения, высказанные Н.К. Судзуловским — еще нет. Однако, у нас есть все основания верить в то, что, как показывает опыт истории, русские образованные люди, осознав в себе определенные недостатки характера, начинают их с успехом преодолевать и достигают на этом поприще поразительных успехов. Ф.М. Достоевский в романе «Подросток» верно отмечает, что когда русский увлекается положительными принципами, выработанными Западной Европой, он становится более европейцом, чем сами европейцы — французы, англичане, немцы, — потому что он свободен от их национальной ограниченности. В книге Н.Лосского на этот счет приводятся достаточно веские доказательства. Так, понимая опасность неряшливости при лечении болезней, русские врачи достигли в дореволюционное время такой чистоты и антисептики, что московские клиники стояли в этом отношении выше берлинских. Преодолевая характерную для русских обломовскую лень и инертность, земские деятели в конце прошлого века поставили городское самоуправление в провинции на такой уровень эффективности, что он оказался выше западноевропейского. Под давлением земских деятелей в октябре 1905 года правительство было вынуждено издать манифест, дававший русскому народу Известно, что до реформ Александра II и отмены крепостного права российские суды и административные органы славились своим взяточничеством и произволом. Это хорошо показал Н.Гоголь в своей комедии «Ревизор». Зная это, русское общество повело борьбу с этими недостатками столь решительно энергично, что через некоторое время судебные органы России по свидетельству очевидцев, знавших и западноевропейскую, и русскую культуру, стояли на большей высоте, чем аналогичные органы в Западной Европе. Благодаря этому взяточничества в них было меньше, чем во многих других западноевропейских странах . Во второй половине 19-го века русские купцы и промышленники стали посылать своих детей учиться достижениям европейской промышленности. Благодаря этому обучению и заимствованию ценного опыта русская текстильная промышленность к ХХ-му веку начала вырабатывать сукно такого качества, что стала теснить на рынках англичан. И если прежде, заказывая сюртук, русские требовали, чтобы он был сшит из английского сукна, то теперь делали заказ из отечественного ситца, полотна и сукна. За всеми этими примерами можно видеть успехи не только отдельных промышленников и купцов, таких, как Мамонтов, Шанявский, Серебряков, Щукин, братья Третьяковы и Морозовы, но и всего российского общества в целом, достойно входившего в начале нынешнего века в семью европейских государств. Личный успех упомянутых российских и многих других предпринимателей оказывался неотделимым от успеха России в целом. Единственный путь к этому во всех отношениях праведному успеху — обучение, образование и самовоспитание. — «Вообще все недостатки и пороки нашей общественности выходят из невежества и непросвещения, — писал в своей статье «Россия до Петра Великого» В.Г.Белинский, — и потому свет знания и образованности разгоняет их как восход солнца ночные туманы». В другом своем сочинении В.Белинский отмечал так же способность русских, сохраняя свою самобытность, брать как свое все, что составляет исключительную сторону каждого европейского народа. Нисколько не умаляя выдающиеся открытия российских ученых в области науки и техники, такие, как создание периодической системы Менделеева, открытие радиоволн Поповым и запуск первых космических кораблей, тем не менее отметим, что благодаря своей хорошей обучаемости и чувством восприимчивости полезного опыта мы, россияне, в разное время позаимствовали и применили у себя: — у татаро-монголов — систему государственного устройства, налогообложения и способы связи, а так же возгонки спирта, то есть производство водки; — у шведов и немцев мы учились стратегии и тактике военного дела; — у французов — галантным манерам, а так же умению выделывать тонкие вина и сыры; — у китайцев — выращивать и пить чай, изготавливать фарфор, порох и бумагу; — у англичан мы научились выделке сукна и обработке льна на чесальных машинах и ткацких станках, а так же узнали, что такое жизнь по гринвическому времени. Но особенно восприимчивыми и успешными россияне оказываются в сфере духовного строительства, оставляя здесь далеко позади своих учителей. Так, мы заимствовали: — у византийских греков — христианскую религию и художественную манеру написания своих молельных икон; — у французов — жанр литературного романа, классический балет и комическую музыкальную оперетту; — у итальянцев — серьезную оперу с ее знаменитым bel canto и академическую живопись; — у немцев — немецкую философию и музыкальную форму классической симфонии; — у англичан — парламент и любовь к футболу вкупе с рок-музыкой. Во всех этих сферах духовной жизни нашими русскими мастерами — писателями, музыкантами, художниками были созданы шедевры, которые по большей своей части навсегда вошли в сокровищницу мирового искусства и достижений человеческого духа. Достаточно назвать имена Толстого и Достоевского, Чайковского и Шостаковича, Бердяева и Сорокина, Репина и Серова.
2. О духовном предрасположении русских
Чем объяснить тот неоспоримый факт, что русские люди оказываются гораздо сильнее в области духовного строительства, нежели в разумном обустройстве своей обыденной земной жизни? Традиционно это можно объяснять ленью и отсутствием должного упорства в доведении хороших начинаний до их окончательного претворения в жизнь, необязательностью и вере в удачу слепого случая — «авось все и так образуется». Но может быть и другое объяснение. Оно связано с исконной направленностью русского ума в потусторонний мир, в область духовного, в царство Божие, в царство идеального, а не земного, ибо, они следовали завету Христа, который говорил: «Царствие мое не от мира сего». Это в корне отличалось от католичества и протестантизма, утверждавших важность для спасения земных деяний в посюстороннем мире, т.е. в мире земном. Один из святых отцов русской православной церкви — святитель Феофан Затворник учил свою паству: «Дело — не главное в жизни человека. Главное — настроение сердца, к Богу обращенное». Другой святой отец — Иоанн Лествичник говорил: «Кто истинно возлюбил Бога, кто истинно желает и ищет будущего Царствия,… тот не возлюбит уже ничего временного, уже не станет суетиться и заботиться ни об имениях и приобретениях, ни о славе и чести мира сего, и ни о чем земном». Эти, как и многие другие аналогичные наставления святых отцов православной церкви исходили из Христовой заповеди, что спокойствие души важнее дела, ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Принцип недеяния характерен для индийской и особенно — для буддийской философии. И он в полной мере проявился в православии. Ориентация на теплые и сердечные отношения, а не на прагматический расчет и материальную выгоду -отличительная черта христианской души русского человека. Поэтому, вероятно, нигде в мире нет той особой сердечности и задушевности, которая есть в русских семьях, когда в них собираются близкие родственники и друзья. Словами не передать то чувство душевного комфорта, внутренней радости и покоя, которые воцаряются за общим столом в кругу друзей, и который оказывается непривычным для попавших за этот стол иностранцев. Уехав за границу за более обеспеченной жизнью, многие русские люди тоскуют именно по этому тайному очарованию русского духовного общения, в котором нет места расчету, выгоде и меркантилизму. Все российские мыслители, сформировавшиеся в традициях православного христианства, отмечали тяготение русского человека к исканию высших духовных ценностей, воплощавшихся в идее Царства Божьего, основанного на идеях добра, любви, нравственности и справедливости. По мнению философа Л.Карсавина русский человек не может существовать без абсолютного идеала, ради которого он готов пожертвовать всем, что у него есть. Если же ему доказать отсутствие абсолютного или же неосуществимость, даже только отдаленность его идеала, «он сразу утратит всякую охоту жить и действовать; … усомнившись в идеале или его близкой осуществимости, являет образец неслыханного скотоподобия или мифического равнодушия ко всему». В годы советской власти многие люди поддерживали ее, верили в коммунистический идеал и рассматривали построение социализма как реальную возможность осуществления Царства Божьего на земле. Но русские революционеры были атеистами, они отказались от общечеловеческих нравственных ценностей и основу достижения своих целей видели в материальной стороне жизни. Забвение и пренебрежение абсолютными нравственными ценностями в конце концов привело к крушению громадной империи, именовавшейся Советским государством. Примеры заимствования русской культурой достижений других культур надо рассматривать не как отсутствие у русского народа способности к собственному оригинальному мышлению, но как способность к всечеловеческой и всемирной отзывчивости, которую Достоевский находил у Пушкина и называл главнейшей способностью нашей национальности. Из этого положения вырастает и русская идея в том виде, как ее понимал Достоевский: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только… стать братом все людей, всечеловеком… потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей.» Сегодня духовным завоеваниям русской культуры противостоят модели западного потребительского общества, идеи быстрой наживы и богатства как единственной цели человеческой жизни. Что говорить о том, что подобные цели существования в русской духовной традиции никогда не ставились во главу угла, если не сказать более того, — что они презирались. Только успешное служение высоким идеалам гуманизма и общественного процветания, добра и справедливости считалось подлинным делом и приносило настоящее душевное удовлетворение. Многие русские купцы и промышленники, среди которых было много старообрядцев, стыдились своего богатства, в быту жили очень скромно и жертвовали огромные суммы денег на общественно полезные дела — на строительство храмов и домов для престарелых, художественных галерей, оперных и драматических театров, больниц, школ и библиотек. Выдающийся русский философ И.А.Ильин, развивая понятие русской идеи, писал, что она, эта идея, заключается в свободно и предметно созерцающей любви и определяющей этим жизни и культуре. Отсюда вытекает и задача русского народа — не гнаться за западной католической культурой, основанной на иной умственной и волевой культуре, не соблазняться чужими укладами жизни, а блюсти свою духовную природу и в2ырастить из свободного сердечного созерцания свою, особую, новую русскую культуру воли, мысли и организации. За Россией, писал И.Ильин, «стоит некий божественный исторический замысел, от которого мы все не смеем отказываться и от которого нам и не удалось бы отречься, если бы мы даже этого захотели… хороши мы в данный момент нашей истории или плохи, мы призваны и обязаны идти своим путем — очищать свое сердце, укреплять свое созерцание, осуществлять свою свободу и воспитывать себя к предметности. Как бы ни были велики наши исторические несчастия и крушения, мы призваны самостоятельно быть., а не ползать перед другими; творить, а не заимствовать; обращаться к Богу, а не подражать соседям; искать русского видения, русских содержаний и русской формы, а не ходить в кусочки, собирая на мнимую бедность. Мы западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя себе самим. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру — из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом — смысл русской идеи.» Как мы видим, русская духовная традиция в своих основных постулатах всегда обращается к Богу. Но как в этому случае вести себя атеисту? Где ему искать опору для определения своего жизненного успеха, если деньги и прочие материальные блага не являются тем основным жизненным смыслом, ради которых стоит жить? Ответ на этот вопрос дает все та же гуманистическая этика, ставящая во главу угла идею о самораскрытии потенциальных возможностях человека на благо всего общества. В единении русской духовной традиции, основанной на православии и общечеловеческих ценностях с современной гуманистической этикой нет противоречий. Жизненный успех каждого человека эти две традиции связывают не с царством материальной свободы, но с миром свободного развития личности, открывающей свое сердце навстречу любви, справедливости и уважения к каждому человеку и окружающей его природе. Построение демократического общества в России, ее нравственное возрождение как от обморочного коммунистического наваждения, так и от бездумного западного потребительства и вещизма, ее достойное место в семье народов связано с личностным ростом каждого ее гражданина и достижением той критической массы нравственного совершенства, после которой все другие проблемы, включая экономические и политические будут разрешаться сами собой. «Демократия как ценность, — писал в своей книге «Судьба России» Н.Бердяев, — есть уже образовавшийся народный характер, выработанная личность, способная обнаружить себя в национальной жизни… Властвовать может лишь тот, кто властвует над собой. Потеря личного и национального самообладания, расковывание хаоса не только не уготовляет демократии, но делает ее невозможной, это всегда путь к деспотизму. Задача образования демократии есть задача образования национального характера. Образование же национального характера предполагает образование личного характера. Общественное сознание, общественная воля должны быть направлены на выработку закала личности. Вот этой направленности у нас и нет. Демократию слишком часто понимают навыворот, — не ставят ее в зависимость от внутренней способности к самоуправлению, от характера народа и личности. И это — реальная опасность для нашего будущего.»
Подведем итоги.
Сегодня большинство людей жизненный успех все еще связывают с достижением с материальной независимостью, приличной должностью, говорящей о высоком социальном статусе, и известностью в широких общественных кругах. Слов нет — деньги, слава и почет всегда были и остаются для многих людей целями, ради которых стоит напрягать свои усилия. Говорят и о характере, необходимым для достижения этих целей — смелости и решительности, настойчивости и целеустремленности, упорстве и трудолюбии. Однако психиатры могут привести много примеров того, когда человек, обладающий в большей или меньшей степени всеми этими благами, тем не менее, не чувствует желаемой удовлетворенности от жизни. Это происходит тогда, когда внешний успех не совпадает с внутренними побуждениями, когда деятельность человека не отвечает его природным потребностям в самоактуализации и ему приходиться идти против своей собственной природы. В зависимости от своего способа взаимодействия с окружающим миром люди по-разному могут судить о том, что такое успех и сопутствующее ему счастье. Фрейд, а вслед за ним и Фромм разработали несколько иной, отличный от традиционного взгляда подход к проблеме характера, связав его со стадиями детского развития. Только продуктивный, а не потребительский и накопительский характер, способный к развитию самого себя и творческому преобразованию окружающей его жизни, с широкими социальными связями способен быть по-настоящему успешным и счастливым. Русская духовная традиция, основанная на православном христианстве, связывает понятие жизненного успеха не с только земными радостями обильного материального потребления, сколько в возможности проживания жизни в возможно наиболее полном соответствии с высокими нравственными принципами, основанными на добротолюбии, честности и порядочности, милосердии и сострадании к ближнему. В большинстве случаев характер русского человека несет в себе природный эпитимный радикал, которому свойственны полярные и нередко драматические колебания в эмоциональной сфере и которым можно объяснить многие особенности его поведения. Но в результате воспитания, освоения культурного наследия своего народа и служения высоким общественным идеалам негативные стороны природного темперамента могут быть смягчены, и русский характер предстает в мире во всем своем величии и блеске. В русском человеке, как и в характере представителя любого другого народа, не получившего достаточного образования и нравственного просвещения, а потому далекого от очистительных истоков родного культурного наследия, можно без труда увидеть очень много недостатков. Образно говоря, такой человек, как выразился однажды в одном из своих произведений писатель Василий Белов, такой человек «не вырастает выше пупка». Во время гражданской и двух мировых войн, а так же того небывалого геноцида интеллигенции, который проводился коммунистическим режимом в годы советской власти, в нашей стране погибли многие лучшие представители русского народа, предоставлявшие элиту российского общества. В результате этого общенациональный характер нашего народа стал хуже того, чем он мог бы быть. Сегодня это дает себя знать в многочисленных пороках в сфере государственной власти и способах ведения отечественными предпринимателями своих дел, о которых без устали пишет наша демократическая пресса. Нынешняя ситуация на другом историческом витке повторяет то, что уже было в России во второй половине прошлого века, когда Александр II провел свои знаменитые реформы. Как бы ни было тяжело сегодня нашему российскому обществу, у нас есть все основания верить в то, что осознав свои негативные стороны, наша страна сможет сделать мощный рывок в общественном развитии. Но будем поиметь, что успех в сфере экономики не сможет прийти раньше, чем осуществится личностный и нравственный рост каждого россиянина, и в первую очередь того, кто стоит на высоких общественных должностях. Исторический опыт нашей страны показывает, что это возможно.
Петрушин Валентин Иванович, профессор психологии
Традиции
Праздники у славян были важной частью общественной жизни. Большинство языческих праздников отмечалось всей деревней с народными гуляньями, плясками, песнями, ритуалами. Каждая такая дата являлась священным днем, который имел магическое значение. В этот день человек ментально связывался с духами, поклонялся божествам, просил у них благополучия, хорошего урожая. В праздники запрещалось выполнять какие-либо работы, нужно было веселиться, участвовать в обрядах. Все славянские праздничные дни привязаны либо к смене сезонов года, началу или окончанию полевых работ, либо наступлению особого магического периода. В зимнее время праздников было больше, так как это время, свободное от сельскохозяйственной работы. Позднее, после прихода христианства, языческие праздники смешались с православными. Зимой русские отмечают такие важные даты:
- Новый год.
- Рождество — 7 января.
- Святочная неделя.
- Крещение — 19 января.
- Масленица.
Рождество — православный праздник, один из самых значимых у христиан всего мира. Он знаменует рождение Иисуса Христа. На Рождество дарят подарки, что олицетворяет подношение трех волхвов младенцу. Накрывают праздничный стол. В древности резали домашний скот, готовили мясные блюда, а также пироги, блины, рыбные яства. На Рождество молодежь устраивает колядки. Молодые люди и дети ходят от дома к дому и исполняют обрядовые песни. За это им дают сладости, угощения. В эту же ночь начинается святки — основной зимний праздник на Руси. Это время веселья и отдыха, когда никто не работает. Святки состоят из 12 дней: «от звезды до воды» и заканчиваются на Крещение. Фраза «от звезды до воды» означает период от появления первой звезды (канун Рождества) до освящения воды на Крещение. По древним поверьям, в святки на землю спускаются души умерших людей, а также нечистая сила. В это время могут происходить чудеса. На святки принято гадать на свою судьбу, замужество.
Крещение еще называется богоявлением, так как в этот день Господь явился в качестве Отца, Сына и Святого Духа. Это произошло во время крещения Иисуса в реке Иордан, который проводил Иоанн Креститель. По традиции, в ночь на 19 января православные люди купаются в проруби. Это означает символическое смывание грехов, очищение души и тела. Считается, что вода в эту ночь обладает целебными свойствами. В конце зимы отмечается Масленица. Она считается языческим праздником, сохранившим славянскую мифологию. Он посвящается богу Яриле, который символизирует солнце. Масленицу празднуют целую неделю, пекут блины, ходят в гости, народ устраивает гулянья. Ее отмечают за 7 недель до Пасхи. Праздник выпадает на конец февраля или начало марта. В последний день Масленицы сжигают чучело зимы, чтобы ускорить ее уход. Также русские традиционно отмечают такие праздники:
- Вербное воскресенье.
- Пасха.
- День Ивана Купалы.
- Ильин день.
- Яблочный спас.
- Покров.
Очень интересным является День Ивана Купалы. Его отмечают почти во всех европейских странах. Корни праздника берут начало в языческих обрядах очищения. До христианизации его праздновали в день летнего солнцестояния. Он был посвящен богу Яриле и максимальному расцвету природы. Со следующих за этим днем суток ночное время прибавляется, а дневное идет на убыль. Некоторые историки считают, что название Купала является трансформированным именем Иоанна Крестителя. Ночь на Купалу наполнена различными ритуалами. Это магическое время, когда проводятся обряды очищения, сбор трав, гадания. Обязательным действием было массовое купание в реке или озере. Нечистая сила оставляла воду, и она приобретала чудодейственные свойства.
Девушки гадали на венках. Если венок, положенный в воду, не утонет, это предсказывает долгую жизнь, счастье. Также существовал обряд с огнем. На берегу разводили высокий костер, вокруг него водили хороводы, пели и танцевали. Затем прыгали через него, иногда вдвоем — парень с девушкой. Удачный прыжок означал, что в будущем они поженятся. Если женщина не приходила к костру, то ее могли обвинить в том, что она ведьма. Девушки собирали травы, которые наделялись магической силой. Из них делали целебные снадобья.
Первые упоминания о русских
С пятого по восьмой век идет беспрерывная борьба восточных славян и кочевых племен, однако, несмотря на вражду, эти народы в будущем будут вынуждены сосуществовать.
К этому периоду славяне образовали 15 крупных межплеменных союзов, наиболее развитыми из которых были поляне и славяне, жившие в районе озера Ильмень. Усиление славян привело к тому, что они появляются во владениях Византии, именно оттуда поступают первые сведения о руссах, росах.
Вот почему русских назвали русскими, это производное от этнонима, который им дали византийцы и другие окружающие их народы. Были и другие близкие по транскрипции названия — русины, русь.
В этот хронологический период идет активный процесс формирования государственности, притом центров этого процесса было два — один в Киеве, другой в Новгороде. Но оба носили одинаковое название — Русь.
Одежда
Русский национальный костюм очень красив и самобытен. Использовалась одежда двух типов: накидная и распашная. Первая надевалась через голову, вторая застегивалась на пуговицы. Основными деталями мужского костюма являются рубаха, штаны, пояс, лапти. Классическим видом русской рубашки считается косоворотка. Такое название означает, что разрез для ворота делался не посередине, а с краю. Также носили и рубахи с разрезом посередине. Для косоворотки характерно отсутствие воротника. Разрез украшается вышивкой по обеим сторонам. Классикой является белая рубаха с красной вышивкой. Также носили красные, синие рубашки. Их шили из льняных, хлопковых тканей, нарядные — из шелка. Штаны делали из конопляной или льняной ткани. Рубаха носилась навыпуск, ее подвязывали тонким пояском. В холодное время поверх надевали кафтан длиной до колен или до пола (также — опашень, охабень). Для защиты от дождя надевали епанчу — плащ без рукавов. Зимой все слои общества носили меховые шубы в пол.
Характерной особенностью женской одежды является многослойность. Нижним бельем считалась нательная длинная рубаха-туника. Поверх нее надевали летник — платье на застежке с длинными рукавами. Сельские жительницы носили сарафаны и понёвы. Сарафан представлял собой платье без рукавов с выраженным лифом. Его надевали поверх рубахи. Понёва — это длинная юбка в сборку, сшитая из нескольких кусков полотна. Чаще всего в одежде присутствовали красно-белые тона. Также женщины носили наряды ярких расцветок: синего, зеленого, малинового, розового. Праздничная одежда богато украшалась вышивкой, бисером, цветной тесьмой, гарусом. Зимой носили различные меховые наряды разной длины: шубки, душегреи, опашни, муфты. Символическим русским головным убором является кокошник. Также на голове носили платки, волосники, повязки, шапки с высокими тульями. У крестьянок обувью служили лапти, онучи, поршни, зимой — валенки. Городские жители носили кожаные сапоги, башмаки на каблуках.
Как мыться в русской печи
Очень ярко описывает этот необычный для современного человека процесс Г. Успенский. В одном из своих очерков он вспоминает, как, вошедши в русскую избу, услышал из «закутанной», т.е. печки, сначала трепет и шуршание – как он потом поймет, это был веник – затем мужской крик. Баба открыла устье, и из него выбрался хозяин, напарившийся до изнеможения. Как правило, помывшийся сразу бежал в сени либо на улицу, где окатывал себя приготовленной заранее водой.
В принципе, эта сцена вполне объясняет, как раньше мылись в русской печи.
К фото стоит лишь добавить, что воду использовали очень экономно, иначе она залила бы всю избу. А так вода понемногу впитывалась в солому, в крайнем случае попадала на пол перед печкой.
Выбираться из устья нужно было осторожно, чтобы не испачкаться сажей. Но если даже это и происходило, проблема была решаема: перед печкой ставили большую лохань или корыто и обливались водой прямо в избе.
Женщины, как правило, мылись с детьми, мужчины по одному или вдвоем.
После помывки из печи выгребали мокрую солому, убирали оставшуюся воду и просушивали жерло. На следующий день история могла повториться.
Еда
Русская кухня всегда отличалась разнообразием. В ней было большое количество ингредиентов еще до внедрения картофеля, томатов, кукурузы. На Руси основу питания составляли мясо, рыба, молочные продукты, злаковые культуры, всевозможные дары леса (грибы, ягоды, орехи, мед). За последние несколько веков она претерпела изменения, заимствовав множество рецептов из других стран. Но и до этого она не была скудной. Даже небогатые люди имели на своем столе множество вкусных и сытных блюд. По сведениям историков, сельские жители принимали пищу 4-5 раз в день. Повседневной пищей были супы, каши, дичь, разнообразные соленья. Характерной чертой русской кухни является наличие квашений, соленых, моченых, маринованных блюд. С осени заготавливали большое количество продуктов на зиму, чтобы не голодать в этот длительный период. Другим характерным моментом является отсутствие жареных блюд. Продукты варили, тушили или запекали в печи. Жарка как прием приготовления появилась значительно позже. Большое значение имел хлеб, который пекли из ржаной муки. Пшеничные изделия стряпали только на праздники. К исконно русским блюдам относятся такие, как:
- Щи. Похлебка с кислой капустой, огородной зеленью. Может включать мясо, овощи в зависимости от рецепта.
- Уха. Наваристый рыбный суп.
- Рассольник. Густой суп, основой которого являются соленые огурцы. К ним добавляются крупы, овощи, мясо, приправы.
- Пельмени. Традиционное русское блюдо, которое знакомо людям из многих стран. Мясной фарш заворачивают в тесто и варят в кипящей воде.
- Кулебяка. Закрытый пирог со сложной начинкой. В нее кладут фарш, крупу, овощи, рыбу.
- Буженина. Большой кусок дичи или мяса домашнего животного запекался целиком в печи.
- Каша в тыкве. Оболочка тыквы используется в качестве горшочка. Ее мякоть смешивают с крупой и запекают целиком.
Исконно русскими напитками являются: квас, морсы, кисели. Чай и кофе пришли гораздо позднее, с распространением цивилизации. Распространенными слабоалкогольными напитками были: пиво, брага, медовуха.
Религия и духовная культура русских
Основой традиционной духовной культуры русских является православие. Со времен Киевской Руси, принятия христианства, русское самосознание принимает преимущественно конфессиональный характер, получивший свое выражение в идеале Святой Руси. Православный культ святых постепенно вытеснял поклонение языческим божествам. Объектами народного почитания становились и выдающиеся лица русской истории — политические и церковные деятили, ревнители благочестия.
В традиционном народном сознании особое место выделялось царскому служению. Ему, в соответствии с византийскими канонами, придавался теократический смысл. Царь воспринимался как Божий избранник. Вместе с тем отношение к царю как к высшему государственному лицу — радетелю о народных интересах — связано с постоянно воспроизводимыми крестьянским сознанием надеждами на справедливое устройство общества.
Общественная и частная жизнь также была связана с православными представлениями о мироустройстве. она вписывалась в систему церковного календаря, в ней велико было место религиозных праздников, церковных таинств, обрядов и обычаев, связанных с верой.
В настоящее время большинство верующих русских — православные. В меньшей степени распространены протестантизм, католичество, неоиндуистские религиозные течения, буддизм, неоязычество и др.
Характер
Историки считают, что на формирование русского характера во многом повлиял суровый климат России. Это воспитало в людях такие черты, как стойкость, упорство, целеустремленность. Длительная зима, в течение которой люди отдыхали, сменялась периодом сельскохозяйственных работ, когда нужно было прикладывать максимум усилий с утра до вечера. Благодаря этому сложился так называемый авральный принцип работы. Это означает, что человек долгое время бездействует, а потом быстро делает всю работу за короткий период. Такой метод нашел отражение в поговорке: русские долго запрягают, но быстро ездят. Для русских людей не характерны такие черты, как высокомерие, заносчивость. Они отличаются прямотой в общении, сразу говорят, что думают. Также русских отличают терпеливость, умение выслушать, сострадание. Характерными чертами можно назвать щедрость, гостеприимство, широту натуры.
Место печки в русской избе
Занимавшую порой до трети всего пространства горницы, ее всегда считали почти святым местом.
- Печь давала тепло и еду.
- Огонь, по преданию, обладал чудодейственным действием и мог унести все невзгоды и хвори.
- Больного укладывали на полати, чтобы прогреть кости. А новорожденных, особенно недоношенных, часто подносили к устью и окатывали «печным духом», чтобы наделить здоровьем.
- На ней сушили белье.
У стариков и детей и вовсе большая часть жизни проходила на печи: здесь всегда было тепло и уютно. А как сладко завывал в трубе ветер, навевая дремоту и создавая вокруг таинственную обстановку.
Осталось задать лишь вопрос: а мылись ли в русской печи? И ответ на него, как ни странно это звучит для современного человека, оказывается утвердительным.
Кто предпочитал мыться в печи
Чаще всего такой способ использовали для купания детей, больных и немощных стариков. Мать раздевалась и влезала в печь, через устье ей подавали ушат с холодной водой, мочалку и затем ребенка. При этом могли использовать лопату – отсюда, возможно, и пошли сказки о Бабе-Яге, отправляющей в печь нежданного гостя. Помывшихся в печи детей обычно ставили в корыто и обливали теплой водой, чтобы смыть сажу, если она попадала на кожу. Затем заматывали в полотенце и отправляли на полати.
Для тех, кто не мог влезть в печь самостоятельно, готовили доску. На нее укладывали больного или старца и «ввозили» в печь, где его уже ждал помощник, осуществлявший в дальнейшем помывку.
Вот как раньше мылись в русской печи.
Почему это лучшее место купания для девушки?
Очень часто мылись таким способом незамужние девушки или вдовы. Этому также существовали свои объяснения.
В ряде русских областей длительное время считалось, что ходить одинокой девушке в баню или вовсе грешно, или можно только в компании матери либо замужней женщины. Поэтому часто ничего не оставалось, как лезть в печь.
Кроме того, бытовало мнение, что банник (т.е. домовой) любит пошутить над купающимися: например, бросить раскаленный камень, облить кипятком, подпереть дверь и т.п. С девушками он якобы устраивал шутки куда посерьезнее. Подобные проделки приписывались и кикиморе, якобы жившей в бане под полом. Поэтому девушки предпочитали мыться в избе, рядом с защищавшими от нечисти образами – они обязательно висели в красном углу.