В 1015 году умер великий киевский князь Владимир Святославович. После его смерти на Руси между его сыновьями разгорелась междоусобная борьба за власть. В ней не участвовали только два человека — русские князья Борис и Глеб.
Сыновья великого князя Владимира, следуя примеру великих христианских святых и подвижников, призывали к смирению и христианскому милосердию.
Их подло убил старший брат Святополк, прозванный за этот поступок «Окаянным». Так в Русской земле появились первые русские святые.
Первые русские святые Борис и Глеб — покровители Русской земли
Благоверные князья Борис и Глеб в крещении получили имена Роман и Давид. Они младшие сыновья великого князя Владимира Святославовича и византийской царевны Анны. Она принадлежит к Македонской династии.
Анна — единственная сестра византийского императора Василия II Болгаробойцы и внучка императора Константина VII Багрянородного.
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Икона. Автор — иконописец Виктор Морозов, он же Изограф Морозов
Неизвестно, когда святые братья родились. Историки утверждают, что это произошло в годы крещения Руси их отцом.
Великий князь Владимир Святославович дал в удел им разные города: Борис стал княжить в Ростове, а Глеб в Муроме. Произошло это около 987 — 989 годов.
987 — 989
приблизительные годы рождения братьев Бориса и Глеба
Братья подло убиты Святополком — старшим сыном святого равноапостольного князя Владимира, который желал захватить Киевский стол. Святые, чтя заповеди Божии, кротко приняли свою участь.
Именно поэтому они стали первыми русскими святыми, которых канонизировала в лике мучеников-страстотерпцев как Русская, так и Константинопольская Церкви.
Русская православная церковь считает их небесными покровителями Русской земли.
Почитание святых мучеников
Начало почитания князей на Руси связывают с тремя событиями:
- перенесением тела Глеба из местности рядом со Смоленском в храм Святого Василия, к могиле брата;
- инициативой митрополита Киевского Иоанна I;
- пожаром в храме Святого Василия и перенесением мощей братьев в новую церковь, освященную в их честь.
Князей канонизировали до начала 12 века, так как в конце 11 века частицы их мощей уже отправили в Чехию. Католики тоже почитают святых князей. В католическом списке святых они упоминаются, как Роман Русский и Давид Польский.
Русские чудотворцы
В 12 веке составлена служба святым, в тексте которой подчеркивается их сила целителей. Один вышгородский юноша страдал от хромоты. Он помолился у могилы святых князей, и они явились к нему во сне. Чудотворцы перекрестили ногу юноши. Утром он проснулся исцеленным.
Другое чудо произошло с одноногим человеком. Нога у него была отнята до колена. В видении явились ему святые князья, идущие от церковного алтаря. Человек увидел их и упал ниц без сознания. Люди отнесли его к церкви, и там увидели, как отрастает отнятая часть ноги. Молитвами к святым прозрел слепой человек. Братья явились ему во сне, перекрестили глаза, и он стал видеть.
Князья наказали работницу, не пожелавшую идти на праздник Святого Николая в церковь. Двое всадников в белом выволокли ее из дома за руку, а дом разрушили. Рука работницы отнялась. Три года она скиталась, пока не пришла в церковь святых князей. Ночь женщина провела у стен храма. Во сне ей явились братья и подарили перстень. На утренней службе женщина исцелилась.
Чудо произошло с невежественным варягом у могилы князей. Он непочтительно стоял на ней. Вдруг из земли вырвался огонь и обжег варягу ноги. Братья-чудотворцы помогли старцу-монаху, хворавшему в келье. Старец мучился болями в животе, не мог встать с постели, но очень хотел пить. Несколько дней к нему никто не приходил. Монастырь подтопило в половодье, и монахи вычерпывали воду. Старец молился Борису и Глебу. Вдруг в келью вошли два инока, спросили, что с ним, и напоили. Монах спросил, кто они. Гости назвались братьями Ярослава. Когда иноки ушли, старец понял, что его посетили святые.
Память в роду князей
Последующие правители приходили поклониться мощам мучеников. Рюрик Ростиславович и Александр Невский побеждали в битвах благодаря их заступничеству. Во время битвы со шведами на Неве Борис и Глеб явились в челне. В честь подвига и памяти святых сплочались русские княжества, а князья выполняли обязательства друг перед другом. Во имя братьев сохранялся мир на Руси.
Вещи, принадлежавшие князьям, хранили как реликвии. В церкви святых в Вышгороде находился меч Бориса, но оружие забрал князь Владимирский, Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого. В 12 веке церковь разрушили монголы. Погребенные под завалами мощи не нашли.
В княжеском роду мирскими и крестными именами святых часто называли детей: сыновей Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Ростислава Смоленского. Места убийств братьев почтили строительством церквей — на реке Альте и Смядыни. Позже там обосновались монастырские общины. Храмы и монастыри во имя святых строили по всей России. Наиболее известные обители процветают до сих пор: Новоторжский и Надозерный Переславль-Залесский монастыри.
Почитание в зарубежье
Другие страны тоже знают святых мучеников:
- Греция — под именами Романа и Давида они упоминаются в сборнике житий и поучений «Пролог»;
- Византия — в Константинополе писали иконы святых и построили в их честь храм;
- Армения — историю святых Давида и Романоса читали в минеях.
Молитвы и день памяти святых находят в сербских и болгарских молитвословах 13-14 века. Бориса и Глеба поминали 24 июля, по новому стилю – 6 августа. Постепенно их праздник стали отмечать торжественной службой с полиелеем. В 12 веке братьям пели специальные гимны. Текст службы написал митрополит Киевский Иоанн. Если до 15 века в гимнах упоминалось имя Святополка, то в поздних стихирах авторства Пахомия Логофета имени убийцы нет.
Краткая биография-житие Бориса и Глеба составлено на основе древнерусских летописей
Известна лишь краткая биография Бориса и Глеба, при этом жития святых составлены на основе древнерусских летописей.
Основным источником знаний об их жизни исследователями признаётся «Сказание о Борисе и Глебе». Учёные утверждают, что его написал Иаков Черноризец.
«Сказание о Борисе и Глебе». Лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века
Нестор Летописец в 1080-е годы написал «Чтения о Борисе и Глебе»
Другая версия говорит о том, что житие Бориса и Глеба составлено на основе написанного Нестором Летописцем в 1080-е годы «Чтения о Борисе и Глебе».
Если «Сказание» говорит о чудесах, сотворенных святыми, то летопись и «Чтение» описывают их убийство.
Из названых источников можно получить представление о том, кто такие страстотерпцы Борис и Глеб, а также что сделали они, чтя заповеди Божии.
Нестор Летописец, автор «Чтения о Борисе и Глебе», говорит о том, что святые страстотерпцы, единственные из всех сыновей Владимира, оставлены при нём в раннем возрасте.
Произошло это из-за их молодости. Видимо, отец опасался, что молодые князья не справятся с княжением в своих волостях.
Святой князь Борис знал грамоту, читал Священное писание и жития святых.
Поэтому юные годы жизни братьев прошли под отеческой заботой отца.
При этом если святой Глеб считался ещё малолетним ребёнком, то старший из братьев Борис, во время жизни при отце проявил выдающиеся способности.
Он знал грамоту, любил читать книги, знал Священное Писание.
Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Святой князь Глеб находился под влиянием образованного и набожного брата Бориса. Именно поэтому братья выбрали истинными христианами
Находясь под влиянием брата, Глеб также получил христианское воспитание. Когда Борис молил Господа, чтобы он послал ему участь одного из святых, Глеб внимательно слушал его.
Летописи говорят о том, что оба брата имели милосердный и добрый характер. Они помогали и защищали бедных, больных и обездоленных.
Основные источники
Сведения о Борисе и Глебе, а также о становлении их почитания помимо летописей (Повести временных лет, Новгородской первой летописи младшего извода) сохранились в посвященных святым ранних житийных произведениях — анонимном «Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба» (нач.: «Род правых благословиться, рече пророк») (далее СС), в тесно связанном с ним «Сказании чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида» (нач.: «Не възможеть человек глаголати и не насытиться око зьрети») (далее СЧ) и в «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба», принадлежащем перу агиографа в. прп. Нестора Печерского (нач.: «Владыко Господи, Вседержителю, створивый небо и землю») (далее ЧН), а также в ранних богослужебных памятниках — проложном житии (нач.: «Мученик Борис бяше из млады въздрасти») и 3 паремийных чтениях (нач.: «Братия, в бедах пособиви бывайте»; «Слышав Ярослав, яко отьць ему умре», «Стенам твоим, Вышегороде»). Некоторые детали отразились и в древнейших церковных песнопениях Бориса и Глеба. Время возникновения перечисленных сочинений, их источники и сложные текстологические взаимоотношения являются предметом продолжающихся научных дискуссий.
Наиболее аргументированным на настоящий момент можно считать взгляд, что СС возникло не позднее 1072 г. (в нем не упоминается о происшедшем в том году торжественном перенесении мощей Бориса и Глеба), но вряд ли при Ярославе Мудром (ум. 1054), вероятнее всего в киевское княжение Изяслава Ярославича, при подготовке торжеств 1072 г. Изяслав был наречен в крещении в честь вмч. Димитрия Солунского — в СС Борис и Глеб, как заступники Русской земли, сравниваются со святым Димитрием Солунским, а Вышгород, где покоились мощи святых страстотерпцев,— со «вторым Селунем» [1]. Это помогает датировать и летописную повесть. Во-первых, бесспорно, что из 2 редакций, в которых она сохранилась — в ПВЛ и в НПЛ младшего извода, к СС ближе последняя, т. е. редакция, содержавшаяся в предшествовавшем ПВЛ т. н. Начальном своде 90-х гг. в. Во-вторых, несмотря на то что в науке не раз высказывалось мнение о зависимости летописной повести о событиях 1015–1019 гг. от значительно более пространного СС (митр. Макарий (Булгаков), Е. Е. Голубинский, Н. Н. Ильин, О. Кралик, А. Поппе), более обоснованным выглядит обратный тезис — что СС явилось расширенной житийной переработкой летописного рассказа (А. И. Соболевский, А. А. Шахматов, Н. И. Серебрянский, С. А. Бугославский, Л. Мюллер и др.). В летописи, в частности, более исправно переданы заимствования из славянского перевода греческой хроники Георгия Амартола (вернее, «Хронографа по великому изложению»). Тем самым первоначальную летописную повесть о Борисе и Глебе нужно отнести к киево-печерскому летописанию 60-х — начала 70-х гг. в. По-видимому, в повести отразились достаточно ранние устные предания, иначе трудно было бы объяснить мн. сообщаемые ею детали, напр. имена убийц Бориса (Путьша, Талец, Елович, Ляшко) и Глеба (Горясер, повар Торчин). В то же время едва ли подлежит сомнению, что в Вышгороде с началом чудотворений от мощей святых страстотерпцев уже при Ярославе Мудром стали вестись записи, которые отразились прежде всего в СЧ и ЧН. Высказывалась также гипотеза о существовании созданного будто бы уже в 30-х гг. в. житийного сочинения о Борисе и Глебе, может быть на греческом языке (Д. В. Айналов, Мюллер).
СЧ в рукописях (в т. ч. в древнейшем списке в составе Успенского сборника конца XII — нач. XIII в.) обычно составляет единый комплекс со СС, хотя встречается и отдельно от последнего. По распространенности СЧ сильно уступает СС (по данным Дж. Ревелли, 43 списка против 207), так что в большинстве случаев СС переписывалось отдельно от СЧ. Поэтому вопреки т. зр. Соболевского, Шахматова, Серебрянского, Н. Н. Воронина, Мюллера речь скорее всего идет о 2 самостоятельных произведениях, со временем объединенных в некоторой части рукописной традиции. СЧ в его окончательном виде сложилось в киевское княжение Владимира Всеволодовича Мономаха (1113–1125), не ранее 1115 г., ибо содержит рассказ о состоявшемся в том году перенесении мощей Бориса и Глеба, а также многочисленные похвалы в адрес Владимира. При всем том СЧ, как иногда считают, сложносоставно; его более раннюю часть Поппе датирует началом киевского княжения Святослава Ярославича (1073–1076), а С. А. Бугославский — ближе к кон. в. (после 1089). Т. зр. С. А. Бугославского, который выделяет в СЧ еще один, промежуточный хронологический слой, относящийся ко времени около 1108 г., представляется излишне усложненной. По мнению Поппе, первоначальная часть СЧ заканчивалась чудом 6-м («О слепьци»), но основательнее выглядит т. зр., согласно которой сочинение времени Святослава было короче и завершалось сообщением о перенесении мощей в 1072 г., а чудеса с 4-го («О хроме и неме») по 6-е были добавлены в ходе создания окончательной редакции при Владимире Мономахе, когда, как полагают, был использован текст ЧН (Мюллер, А. Н. Ужанков). Однако возможно и даже более вероятно, что и СЧ, и ЧН имели общий источник — упомянутые вышгородские записи о чудесах при мощах Бориса и Глеба. ЧН почти все исследователи вслед за Шахматовым относят к 80-м гг. в., видимо ближе к началу десятилетия. Датировка С. А. Бугославского, считавшего ЧН произведением нач. XII в., поддержки не нашла.
Убийство Бориса и Глеба — дело рук Святополка Окаянного
Убийство князей Бориса и Глеба — дело рук Святополка Окаянного. Это общепринятая версия развития событий, которая впервые выдвинута в «Сказании о Борисе и Глебе».
Целю этого преступления стала власть, ведь Святополк хотел стать великим князем киевским.
Князь Владимир Святославович с сыновьями. Московский Кремль. Грановитая палата. Фрагмент росписи работы мастеров из Палеха
Умер великий киевский князь Владимир Святославович в возрасте семьдесят лет. К этому моменту у него родилось одиннадцать родных и один приёмный сын. Кроме того, у князя родилось также четырнадцать дочерей.
Святополк был приёмным сыном князя. Отец его не любил. Дело в том, что мать Святополка была замужем за братом великого князя Ярополком.
Летопись утверждает, что он насильно расстриг её из монахинь, взял в жены, и она забеременела от него Святополком. Уже беременную её взял к себе Владимир.
Святополк и Ярослав (родной сын великого князя Владимира) считались старшими в роду. Они проводили собственную политику, что князю не нравилось.
История сохранила имя Ярослава как Ярослав Мудрый. Он княжил в Великом Новгороде, а Святополк в Турове.
Святополк Владимирович Окаянный. Художник В. Шереметьев. 1867 год
Именно поэтому великий князь заточил Святополка вместе с женой, дочерью польского князя Болеслава I Храброго, в темницу. Основанием стали подозрения в заговоре.
После смерти Владимира Святославовича. Святополк вышел из темницы и по праву старшего в роду занял Киевский стол.
При этом великий князь при жизни планировал отдать власть Борису. Самозваный князь киевский начал жестокую борьбу со своими сводными братьями-владимировичами.
Её жертв и стали святые страстотерпцы князья Борис и Глеб.
Иконография
Первые образы святых писали по распоряжению Ярослава Мудрого. Их изображали на крестах-мощевиках, сделанных на заказ. Позже сложилась иконография. Братьев изображали вдвоем, в полный рост. Княжеское происхождение выдавали шапки, отороченные мехом, красные плащи и мечи. Иногда святые держат кресты. За основу для написания образов взято описание облика Бориса из сказания о князьях:
- высокий рост;
- круглое лицо;
- широкие плечи;
- тонкая талия.
Также упоминается веселый нрав и юный возраст князя. Он погиб в 25 лет. Так как в сказании нет описания внешности Глеба, князя Муромского изображали похожим на брата. Общие черты — длинные волосы и чистые лица без бороды. Чтобы подчеркнуть юность князей, иконописцы использовали специальный прием — удлиняли фигуры. Святые кажутся воздушными и хрупкими.
Лица святых обращены к молящемуся. На некоторых иконах братья слегка повернуты друг к другу, будто беседуют. Редко встречаются одиночные иконы. Списки делали с рельефных портретов на серебряных пластинах, покрывавших раки с мощами. В 14 веке появились житийные иконы князей. Иконописцы уделяли особое внимание выражениям лиц. Образы наполнены кротостью, смирением, добротой. Кроме фигур князей, на них изображены чудеса, совершенные ими.
По византийской традиции, святых изображали на конях. Стиль иконографии распространился после победы над монголами в 12 веке. Также прослеживается влияние образов Георгия Победоносца, Димитрия Солунского. Святым молились о заступничестве в битвах и о победе над врагами. Поэтому на иконах они приняли воинственный вид защитников.
В отдельный тип выделяют иконы святых, на которых они изображены заступниками городов. Отличительная черта образов — Иисус Христос в облачном сегменте над головами братьев. Их помощи приписывают спасение Каргополя от пожара. Чуду посвящена икона 18 века. На одном из ее списков одежду изобразили киноварью, как символ кровавой жертвы братьев и Христа.
История говорит о том, что отцовская дружина предложила князю Борису пойти на Киев, но он отказался
Князь Борис пользовался любовью и поддержкой, как дружины, так и киевского народа. Именно поэтому дружина Владимира предложила ему пойти войной на Святополка и отнять у него великокняжеский стол.
«Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца»,
— приводит слова Бориса летописец.
Убийцы у шатра князя Бориса (вверху); убиение князя Бориса и Георгия Угрина (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века
Отцовская дружина из-за этого ушла от него. Возможно, что она перешла на сторону Святополка. Святого князя Бориса остались охранять только слуги.
Как гласит летопись: «и был тогда день субботний». Ночь перед своей смертью святой провёл в своём шатре в уединении и молитве.
24 июля
Святого князя Бориса убили по приказу Святополка
Святополк же, обещавший брату братскую любовь и увеличение его удела, решил убить его и отправил к нему вышегородских бояр во главе с Пуштой.
В воскресенье, 24 июля убийцы пришли к шатру страстотерпца. Они услышали, что он поёт псалмы и решили дождаться ночи. Ночью же они напали на спящего князя и проткнули его копьями.
Варяги пронзают мечом сердце князя Бориса (вверху); гроб князя Бориса несут на погребение (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века
Бориса пытался защитить его слуга венгр Георгий и его проткнули вместе с ним. Святой ещё дышал, когда его завернули в полотно шатра и повезли к Святополку.
Тот же, узнав об этом, приказал двум варягам заколоть своего брата мечом.
Так как киевляне испугались принимать тело святого, его похоронили в Вышгороде рядом с церковью Святого Василия. Погиб мученической смертью святой страстотерпец князь Борис в 25 лет.
Смерть
Дружина Бориса, сопровождавшая его в походе на печенегов, готова была идти на Киев и свергать Святополка, но князь отказался проливать кровь названного брата и отпустил войско домой. Святополк усомнился в благих намерениях Бориса и пожелал устранить конкурента.
Обстоятельством, которое подтолкнуло самозванца к кровавой расправе, стала любовь народа к молодому князю. Святополк отправил к Борису верных слуг, поручив убить наследника престола. Князя известили о намерениях коварного брата, но тот не захотел упреждать удар или скрываться.
Убийство Бориса
Воскресным июльским днем, 1015 года, Борис Владимирович находился в шатре на берегу Альты. Он молился, зная, что его ждет смерть. Когда закончил молитву, покорно предложил подосланным убийцам совершить то, ради чего их послал Святополк. Тело Бориса пронзили несколько копий.
Слуги завернули окровавленное тело еще дышавшего Бориса и повезли его как доказательство князю, заказавшему убийство. Их встретили посланные Святополком варяги, направленные князем на подмогу убийцам. Увидев, что Борис жив, они добили его ударом кинжала в сердце. Усопшего доставили в Вышгород и под покровом ночи спрятали в храме Василия Великого.
Убийство Глеба
В Муроме оставался Глеб, и Святополк понимал, что он может отомстить за убийство любимого брата. К нему тоже отправились убийцы, о чем Глеба предупредили гонцы из Киева. Но горевавший об умершем отце и жестоко убитом брате Глеб Владимирович последовал примеру Бориса: не поднял руку на Святополка и не развязал братоубийственную войну.
Святополк выманил Глеба из Мурома, где его могли защитить верные войска, и направил к нему дружинников, исполнивших кровавую миссию в устье реки Смядынь под Смоленском. Глеб по примеру старшего брата смирился со страшной участью и, не оказав сопротивления мучителям, безропотно принял смерть.
Жития святых говорят о том, что князя Глеба зарезал собственный повар
После убийства князя Бориса Святополк решает расправиться с Глебом. Исследователи считают, что сделал он из опасения мести со стороны единокровного и единоутробного брата князя Бориса. Существует две версии гибели святого.
По одной Святополк призывает Глеба, который ещё не знает о смерти отца, срочно приехать к нему в Киев. По другой страстотерпец находился в Киеве и бежал из него на север, спасаясь от смерти.
Убийцы поджидают князя Глеба (вверху); убиение князя Глеба (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века
В любом случае он останавливается около Смоленска.
Если брать основную версию событий князя Глеба о смерти отца и убийстве брата Бориса, а также о подготовке покушения на него из Великого Новгорода предупредил его брат Ярослав.
5 сентября
Князя Глеба настигла мученическая смерть
Посланные от Святополка убийцы прибыли к святому 5 сентября.
Они захватили корабль князя и заявили о своём намерении убить его. Жития святого князя говорят о том, что свите его он сам запретил использовать для его защиты оружие.
Убийство Глеба на Смядыни. Миниатюра. Радзивиловская летопись. По приказу дружинника Святополка Окаянного Горясера повар святого князя Глеба Торчин отрезал ему голову
Возглавлял убийц Горясер, дружинник братоубийцы. Он приказал повару святого Торчину зарезать его. Исследователи утверждают, что предатель происходил из племени тороков.
Тело убиенного погребли прямо на месте убийства на берегу Днепра. При этом тело положили как крестьянина в обычную выдолбленную колоду.
После того как в 1019 году Ярослав занял Киев, он приказал отыскать тело святого князя и похоронить его рядом с прахом Бориса у церкви Святого Василия.
Братья или враги?
Как ни странно, врага Борис не встретил. Когда он вместе с дружиной возвращался обратно, его настигло горестное известие о смерти отца. Гонцы принесли и другую весть: его старший брат Святополк вопреки воле отца занял княжеский престол. До этого, в 1013 году, Святополк, получивший в княжение туровскую землю (ныне южная Беларусь), заключил союз с польским королем и попытался выступить против Киева, за что был посажен князем Владимиром в тюрьму.
Для князя Бориса наступил момент подвига. Его отец оставил тяжелое наследство: память о смертельном поединке братьев — Владимира, тогда еще язычника, и Ярополка. Князь Святополк был формально усыновлен князем Владимиром, но фактически являлся сыном его убитого брата. Неужели история повторится, и братья, уже следующего поколения, будут биться не на жизнь, а на смерть?
День канонизации святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба неизвестна
Смерть Бориса и Глеба вызвала возмущение среди народа и русских князей. При этом Святополк проложил междоусобицу, воюя с оставшимися претендентами на престол.
Год 1019 памятен тем, что князь Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым, разбил полки братоубийцы, вместе с союзными ему печенегами, и стал Великим князем Киевским.
Б. А. Чориков. «Бегство Святополка». XIX в. Князь Святополк Окаянный после изгнания его из Киева Ярославом Мудрым, по свидетельству летописей, сошёл с ума
Святополк бежал в Берестень, но по дороге умер. Как говорит летописец Нестор, у него случился паралич и он сошёл с ума. Место смерти его неизвестно.
Легенда утверждает, что его захоронили в пустынном месте, а от могилы его исходит смрад.
После победы над братоубийцей князь Ярослав начал собирать сведения о своих братьях. Так по его приказу святой благоверный князь Глеб захоронен рядом с телом брата Бориса в Вышгороде.
На их могиле начинают происходить чудеса. Например, церковь святителя Василия, рядом с которой святые похоронены, сгорела. Церковная же утварь и иконы остались целы. Это признали чудом.
Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение в 1115 году мощей братьев в новый храм. Фреска
Точную же дату канонизации князей назвать невозможно.
Наиболее распространённая версия говорит о том, что это произошло при перенесении мощей страстотерпцев в построенную для этого по приказу Ярослава Мудрого церковь.
20 мая 1072
в этот день состоялось перенесение мощей в построенную для этого церковь
В церемонии приняли участие дети великого киевского князя, Киевский архиепископ Георгий, духовенство.
Подвиг вольного страдания
«С того времени,— пишет летописец,— затихла на Руси крамола». К сожалению, эти слова выражают скорее пожелание, чем реальное положение вещей: время междоусобных войн на Руси только начиналось. Но бесспорно то, что подвиг непротивления святых страстотерпцев Бориса и Глеба произвел глубочайшее впечатление не только на русский народ, но и на весь христианский мир.
Да, формально они не были мучениками за веру, потому что никто не требовал от них отречения от Господа, но принимая на себя подвиг вольного страдания, они понимали, что все равно умирают за Христа. И это был совершенно новый тип святости. Святые страстотерпцы приняли смерть не как воины, но именно они стали во главе небесных сил, обороняющих русскую землю от врагов. Именно они явились святому Александру Невскому накануне Ледового побоища в 1242-м и великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы в 1380-м.
Праведная смерть Бориса и Глеба позволила канонизировать их как страстотерпцев
Русской церковью святые братья канонизированы как страстотерпцы. Страстотерпец — это один из чин святости.
Он подчеркивает принятие человеком мученической смерти от единоверцев, а не врагов христианство.
При этом страстотерпцем может быть признан только человек, который не просто принял мучения за исполнение Заповедей Божьих, но и не держал зла на своих убийц. Борис и Глеб не сопротивлялись им, поэтому церковь называет их страстотерпцами.
Святая Правда: Благоверные князья Борис и Глеб — первые русские страстотерпцы. Протоиерей Андрей Ткачёв на 3 минуте 8 секунде он рассказывает о явлении благоверных князей своему потомку князю Александру Невскому перед Невской битвой.
Отдельно стоит отметить, что канонизация святых состоялась не потому, что они приняли мученическую смерть, а потому, что их мощам приписывают совершение чудес.
Например, у князя Владимира родился ещё один сын — Святослав. Его также убил Святополк, но чудес от его гроба не происходило, и его не канонизировали.
Святых страстотерпцов князей Бориса и Глеба почитают как заступников Русской земли. При этом их также чтут как целителей-чудотворцев.
В домонгольский памяти святых посвятили церковь, построенную в Вышгороде в 1115 году. Здесь хранились мощи святых и иные реликвии.
Меч святого князя Бориса Андрей Боголюбский в 1155 году вывез во Владимир
1155
Андрей Боголюбский вывез во Владимир меч святого князя Бориса
Её разрушили во время нашествия Батыя в 1240 году, при этом мощи утратили.
Их пытались неоднократно обрести, но эти попытки не увенчались успехом.
Некоторые реликвии, например, меч князя Бориса, вывез в 1155 году во Владимир Андрей Боголюбский. Отсюда они попали в другие русские города.
Святые князья Борис и Глеб. Икона. 17 век. Москва. Святые Борис и Глеб в Русской православной церкви считаются пример жертвенности и стремлению не воздавать злом за зло, даже под угрозой смерти
Память страстотерпцев чтится три раза в год
- (2) 15 мая отмечается день перенесения мощей страстотерпцев в усыпальницу;
- (24 июля) 6 августа происходит празднование обоим святым;
- (5) 18 сентября почитается имя святого Глеба — это день его убиения.
Святые Борис и Глеб в Русской православной церкви считаются пример жертвенности и стремлению не воздавать злом за зло, даже под угрозой смерти.
Святым князьям Борису и Глебу посвящены многие храмы и монастыри. Кроме того, в их честь названы города и селения, например, Борисоглебск и Борисполь.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Святым князьям молятся:
- Об освобождении от зависти и ревности.
- О сохранении юных в истинной вере, об избавлении их от искушений, нетерпимости и злости.
- О даровании крепкой веры, на которую можно опираться в любых невзгодах.
- Об укрощении вражды и злобы, о защите от недоброжелателей.
- О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
- О помощи тем, кто защищает Родину от нападок врагов, будь то военные, экономические, политические или идеологические атаки.
- Об избавлении от болезней, особенно при слепоте и болезнях ног, так как известно множество свидетельств о чудесных исцелениях перед их иконами.
- О душевной чистоте и внутренней гармонии.
- О мире в семье, о согласии с родственниками и близкими.