Севастийские мученики, икона. Новгород. Софийский собор. «Софийские таблетки». Конец XV века |
Святые 40 мучеников, в Севастийском озере мучившиеся
(ок. 320) Память 9 марта, 9 августа (Греч. [1], ПЦА [2])
Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 9 марта, облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.
В 313 году святой Константин Великий издал Миланский эдикт, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.
В то время в городе Севастии Армянской одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».
На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.
Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.
Севастийские мученики, икона. Болгария. Вторая половина XVIII века. |
Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.
Спустя три дня мученики явились во сне Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.
В 438 г. по божественному видению мощи святых были обретены и по приказу императрицы Пульхерии в двух серебряных раках помещены в храм святого Фирса в Константинополе. В дальнейшем по приказу Пульхерии за стенами «Троянских таранов» (τῶν Τρωαδησίων Ἐμβόλων) близ Золотых Ворот в честь мучеников был выстроен храм.
Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.
40 мчч. Севастийских. Фреска 1547 г. в монастыре Дионисиат, Афон. Автор Зорзис Фука |
Житие 40 Севастийских мучеников
Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.
В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».
Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».
Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной
И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.
Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин!» — сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.
Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.
Особенности легенды – богословское толкование
Эти события, о которых упоминали в своих проповедях Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин, учат христиан во всём полагаться на волю Господа. Его благодать дарит силы вытерпеть любые лишения и препятствия – даже те, которые, казалось бы, превышают человеческие возможности. Чудесный свет, согревший воду и воздух вокруг воинов, исходил из их душ, очистившихся во время подвижничества. А значит, долготерпение, смирение и твёрдость в вере способны победить любое зло!
Испытания не всегда бывают столь страшными, как в описанном примере – гораздо чаще дьявол искушает верующих мелкими проблемами, заботами, неприятностями. Они не требуют ни явного отречения от Иисуса Христа, ни попрания основополагающих жизненных принципов – однако с каждым днём всё сильнее и сильнее расшатывают моральные устои, заставляют грешить и отступать от данных Творцом заповедей. Именно нерадение, беспечность и небрежность в таких вопросах – бич современного человека.
Поэтому молитва 40 Севастийским мученикам, дополненная истовым покаянием, участием в богослужениях, тщательными постами и ревностным исполнением христианского долга, позволяет приумножить полученную при таинствах крещения, исповедей и причащений благодать. Она избавляет от неверия, апатии, скорби, отчаяния и печали, приносит спокойствие, счастье и умиротворение, прогоняет нечестивые помыслы и пагубные привычки. Взывая к подвижникам, люди обретают решимость что-то изменить в своей жизни, выбирают праведный путь, принимают решения в сложных ситуациях.
Перед иконой, на которой запечатлены римские воины, просят о мужестве и отваге, необходимых для того, чтобы вытерпеть любые беды. Небесные покровители оказывают духовную помощь всем, кто находится в заточении, страдает от гонений, оскорблений, насмешек. К ним обращаются и женщины, чьи мужья долгое время пребывают в командировках и рабочих поездках. А ещё под заступничеством мучеников находятся христиане, получившие такое же имя при крещении – святые неустанно сопровождают своих подопечных, оберегая их от опасностей, болезней и забот.
Кроме того, данный образ символизирует готовность отстаивать свои убеждения, а также прививать их другим людям – родственникам, детям, знакомым. Только тогда свет истинной веры будет распространяться во всём мире, спасая души от сомнений, страданий, превратностей судьбы.
Храм 40 Севастийских мучеников
Храм 40 Севастийских мучеников расположен в Москве недалеко от Новоспасского монастыря. Точный адрес храма: улица Динамовская, дом 28.
В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Федорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора.
Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке. Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников.
Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной
Почитание
День памяти сорока мучеников Севастийских в православии — 9 марта/22 марта. В честь святых воинов ослабляются ограничения на Великий Пост. Это один из наиболее почитаемых праздников, поэтому на вечерней службе в церкви проводят Причастие Святыми Дарами, освященными на предыдущей литургии.
Памятную дату установил болгарский правитель Иван II Асень в 1230-м году. Он воевал с фессалоникским императором Феодором Комнином Дукой. Иван молился сорока Севастийским мученикам и одержал победу 9-го марта. Чтобы прославить святых воинов-заступников, болгарин построил церковь в их честь. Храм и сейчас находится в городе Велико-Тырново, бывшей столице Болгарии.
День памяти сорока Севастийских мучеников считается праздником всех православных мужчин. Также памятная дата совпадает с народным славянским праздником сороки, связанным с приходом весны и возвращением жаворонков и куликов. К празднику пекут сдобу в форме птиц. Печеные «жаворонки» символизируют души мучеников, летящие к Богу.
О существовании и почитании праздника сорока мучеников из Севастии известно благодаря проповедям святителей и родных братьев Григория Нисского и Василия Великого. В их семье мученики были почитаемыми святыми. Родители святителей погребены рядом с местом упокоения мощей святых каппадокийских воинов.
В день памяти Севастийских воинов христиане молились Албазинской иконе Божией Матери в благодарность за все дары, которые посылает Господь, и женщины, мечтающие о материнстве.
Молитвы святым сорока мученикам Севастийским
Молитва первая
О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Традиции и обряды
Главные традиции 22 марта — молитвы Севастийским мученикам о благополучном окончании военной службы, выпечка булочек в виде птиц.
— На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук — по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.
— Впрочем, весна могла быть и обманчивой — утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.
— У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.
Икона 40 Севастийских мучеников
В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства.
В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Также на иконе пишется образ Спасителя, которые благословляющим жестом осеняет святых.
Иконография
В колокольне храма Гроба Господня находится церковь сорока мучеников Севастийских, и находится икона, изображающая сюжет легенды о воинах. Одни мученики стоят в воде, других терзают на берегу.
На переднем плане изображен Мелетий на пути в баню, за дверью которой стоит стражник. Слева в зелени раскинулся белый город, чуть выше расположился отряд воинов в доспехах, со щитами и копьями. Но они стоят спиной к происходящему в воде и на берегу.
В Берлине в музее Боде хранится византийский барельеф 10-го века. Лица и позы сорока мучеников выполнены не по шаблону, поэтому не обезличивают, а передают характер каждого из них.
Выделяют два вида изображений святых Севастийцев:
- эпизод на реке;
- отдельные изображения на медальонах.
На персональных иконах чаще изображают святого Кириона Севастийского, как старшего из сорока воинов — в красном или голубом плаще, с крестом в правой руке.
Примет и поговорки
- Если сороки теплые — сорок дней будут теплыми, если холодные — жди сорок холодных утренников.
- На Сороки день с ночью мерится, равняется.
- Во что Сороки, во то и Петровки.
- Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
- Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
- Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
- Слышится гром – к голодному году.
- Теплый ветер сулит дождливое лето.
- Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
- Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел — к теплу, зяблик — к стуже.