1282-1303. Княжение Даниила Александровича в Москве


Св. блгв. князь Даниил Московский

Даниил Александрович
(1261 — 1303), князь Московский, благоверный Память 4 марта, 30 августа на обретение мощей, в Соборе Московских святых

Родился в 1261 году, был младшим, четвертым сыном св. Александра Невского и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году [1] получил в удел Москву с прилегающими землями. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным, но со временем возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его.

Уже в 1272 году он основал Крутицкий монастырь с храмом во имя апостолов Петра и Павла. Затем благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм и при нем монастырь во имя своего покровителя, преподобного Даниила Столпника.

В 1283 году с братом Андреем он действовал против старшего брата, вел. кн. Димитрия. Когда великокняжеский стол занял Андрей, Даниил действовал против него в союзе с племянником Иваном, кн. Переяславским, и дядей Михаилом Тверским (1296).

Когда в 1293 году великий князь Андрей Александрович вместе с призванными из Орды татарами во главе с Туданом (Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, «некакою хитростью» разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар (1301). Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная — как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников — татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия.

Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Андрей, давно уже «посягавший» на Переяславль, отправил в последний своих бояр и тиунов; но Даниил выгнал их оттуда и посадил там своих наместников. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

В 1303 году князь тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище.

4 марта 1303 года благоверный князь Даниил скончался.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским.

Во времена великого князя Иоанна III (1462 — 1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня — я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог».

С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам — князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов. Святые мощи были положены в раке «на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих».

Митрополит Московский Платон (Левшин) (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет:
«Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой».

Даниловский монастырь

Удивительной оказалась судьба Даниловского монастыря. После смерти своего основателя он существовал еще какое-то время, а потом обнищал, и на некоторый период даже память о нем и вовсе исчезла на Руси. Но, как гласят православные предания, на месте этом стали совершаться чудеса.

Легенды свидетельствуют о том, что Святой Даниил Московский стал являться людям и говорить с ними. Также свершались другие удивительные происшествия, а больные люди исцелялись. Поскольку таких свидетельств оказалось много, при Иване Грозном на месте Даниловского монастыря отстроили новую церковь. А в храм Святых Отец семи Вселенских соборов решили перенести мощи святого князя Даниила. Случилось это в августе 1652 года.

Личная жизнь

Московский князь был женат на княжне Агриппине (по другим сведениям – Евдокии). Некоторые историки предполагают, что его супруга была дочерью Льва Даниловича Галицкого и венгерской принцессы Констанции. У княжеской четы родились 10 детей: Юрий, Михаил, Александр, Борис, Иван, Симеон, Василий, Афанасий, Даниил и Анна. Первенец, Юрий Даниилович, стал преемником отца после его смерти и в том же году присоединил к Москве Можайское княжество.

Борис Даниилович управлял Костромой, Афанасий Даниилович – Новгородом. Иван I Даниилович, Великий князь Владимирский, вошел в историю под именем Иван Калита.

Самый известный сын — Иван Калита

1282-1294. Строительство Данилова монастыря, разорение Москвы Дюденевой ратью

В 1282 г. по приказу князя на правобережье реки Москва, на территории Замоскворечья было завершено строительство монастыря преподобного Даниила Столпника (небесный покровитель московского правителя). Рядом с ним проходила Серпуховская дорога. Обитель назвали Даниловской. В следующем году Даниил оказал поддержку своему брату Дмитрию в восхождении на владимирский княжий престол.

В 1293 г. Андреем Городецким был организован поход татаро-монгол на русский северо-восток, получивший название «Дюденева рать». Золотоордынские войска под командованием Тудана разорили Москву и Данилову обитель.

В следующем году умер князь Дмитрий. Даниилу Александровичу удалось объединить свою рать с войсками Твери и Переяслава. Основным противником этого союза стал князь Андрей, который правил во Владимире.

Пострижение в монахи

Московский князь Даниил Александрович был человеком набожным, а потому перед смертью постригся в монахи, устав от ссор, склок и жестокости этого мира. Так свидетельствуют летописи тех времен.

Он умер в 1303 году, в марте. Относительно места его захоронения сведения расходятся. Некоторое считают, что тело его нашло свой последний приют в воздвигнутом им в честь его святого небесного покровителя Столпника Даниловском монастыре. Согласно другим источникам, захоронили его в церкви Архангела Михаила в Москве. Оба места со временем прославились в православном мире и стали весьма посещаемыми. Последнее из них превратилось со временем в Архангельский собор Московского Кремля.

Так закончилось правление князя Даниила Александровича. Православная церковь не забыла и чтит его имя до сегодняшнего времени. 17 марта и 12 сентября считаются днями его памяти. Канонизирован он был в 1791 году.

Созидательная деятельность

С пятнадцатилетнего возраста князь Даниил уже вел на вверенных ему землях активную созидательную работу, продолжаемую вплоть до конца жизни. Он воздвигал монастыри и храмы, вводил изменения в порядок сбора торговых пошлин, повышал обороноспособность княжества, стремясь к его самостоятельности.

Деятельность князя Даниила Александровича и его политика была направлена на расширение собственных земель. Естественно, желая этого, он не мог избежать интриг, борьбы за власть и междоусобных разборок, всерьез потрясавших тогда Русь. Однако летописи и народная память, а позднее и православные предания приписывали ему изрядное миролюбие и мудрость, отмечая его дипломатические способности, стремление избегать крови и военных конфликтов.

Укрепление влияния Москвы

Но междоусобицы русских князей, равно как и их битвы за престолы, продолжались и никак не могли остановиться. Воюющие стороны то ссорились, то мирились, объединяясь и разрывая отношения друг с другом. Они не брезговали для усиления своих позиций и союзом с татарами, раздававшими в те времена ярлыки на правление. Русские князья лебезили перед ними, дабы только поставить на место своих соперников. А это делало иноземцев только сильнее, их засилье прочнее, что приносило Руси новые разорения.

Ужасным бедствием для Москвы и для еще четырнадцати пострадавших городов стало нашествие татар и их грабежи, случившиеся в 1293 году. Даже глухие места, дикие леса и болота не оказались для них препятствием. Русь остро нуждалась в крепкой власти, способной ее защитить.

Даниил, стремясь укрепить позиции Москвы, вел свою политику, действуя то убеждением, то силой. Вскоре он получил возможность утвердиться в Новгороде, где стал правителем малолетний сын князя Даниила Александровича. Это был Иван, позднее получивший прозвище Калита и под этим именем вошедший в историю.

Иван Калита являлся четвертым сыном Даниила. Другими были Борис, Александр и первенец Юрий. Всего же сыновей родилось семеро. Про дочерей в летописях ничего не упоминалось, а потому имел ли их русский князь Даниил Александрович неизвестно. Но зато есть некоторые сведения о жене, некоей Евдокие Александровне.

Предыстория правления

О детских годах князя Даниила Александровича достоверно известно немного. Появился на свет он в 1261 году, как предполагается, в ноябре или в декабре, а потому его святым покровителем считался христианский аскет Даниил Столпник, чье имя по традиции чтится православной церковью 11 декабря. В честь него позднее князь возвел монастырь, носил его изображение на своих перчатках. Отец мальчика умер, когда ему было менее двух лет. И потому свои детские годы он провел у дяди Ярослава Ярославовича, тверского и владимирского князя, в Твери.

В состав великокняжеского удела входила Москва, управляемая в те времена всего лишь наместниками. А потому получение Даниилом после смерти своего опекуна московских земель, совсем не предрекало его будущего возвышения и не говорило о том следе, которое он оставит в истории.

Чудеса, дарованные через поклонение мощам святого

Когда престол занял Иоанн III, одному из его соратников явился во сне Божий посланник и велел передать правителю не забывать о вере христианской. Вспомнив о благочестивом предшественнике своем, Иоанн III велел провести поминальные храмовые службы.

Второе явление святого снизошло на сына Иоанна III князя Василия. Один из его соратников по фамилии Шуйский стал на надгробную плиту, чтобы взобраться на коня. Вставший на дыбы конь, скинул наездника на землю и придавил весом своего тела. Конь умер в ту же минуту, а всадник остался искалеченным. Шуйского привезли к мощам святого, где он покаялся. Божий угодник простил и исцелил калеку.


Видение Божиего угодника боярину Шуйскому

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]