История возведения обители
Первый камень будущей святыни был заложен в 1397 году. Его строительству предшествовало чудесное спасение Москвы от набега Тимура-Тамерлана. Во время крестного хода на пути процессии повстречалась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, а на следующий день враг отошел прочь. Именно тогда князь Василий I решил возвести на Кучковом поле, месте, где произошло чудо, Сретенский монастырь.
В 1922 году лавра лишилась почти всех своих церковных реликвий, а чуть позже ее официально признали обновленческой. Совсем недолго после этого там служил епископ Антонин, однако через год монастырь был передан под патриаршую юрисдикцию. Еще спустя пару лет (1926 г.) обитель упразднили, а главную церковь сделали приходской.
Конец 20-х годов XX столетия стал для Сретенского скита особенно трагическим. Тогда большая часть строений, в том числе и собор преподобной Марии Египетской, была разобрана до основания, а церковные святыни разошлись по музеям. Те здания, которые уцелели, заселили офицерами НКВД, а на самой территории скита совершали расстрелы. Тела жертв хоронили там же, на монастырском погосте.
Строительство святыни началось в 1397 году
При советской власти на месте захоронения была построена школа, а до 90-х годов здание Сретенского храма принадлежало Всесоюзному художественному научно-реставрационному центру им. Грабаря.
В начале 1991 года церковь Сретения Владимирской иконы Богородицы перешло РПЦ, а спустя пару лет (1993 г.) на территории лавры было открыто подворье Псково-Печерской обители. Статус ставропигиальной обитель получила только через три года (1996 г.), тогда же настоятелем скита стал игумен Тихон.
Официальный сайт Сретенского монастыря
https://pravoslavie.ru/
Адрес
Москва, Большая Лубянка, 19
После того, как к власти пришли коммунисты, Сретенский монастырь в Москве долгое время оставался маяком христианской веры и, как мог, боролся с насаждаемым атеизмом. В страшные для православных христиан годы владыкой обители являлся архиепископ Илларион (Троицкий), талантливый богослов и проповедник, о печальной судьбе которого мы сообщили выше.
В начале 20-х годов обитель лишили реликвий, а затем её захватили «обновленцы» — было такое сомнительное церковное объединение. Год в монастыре хозяйствовал епископ Антонин (Грановский), затем обитель благодаря усилиям священномученика Иллариона удалось вернуть под крыло Православной Церкви, но ненадолго — в 1926 году Сретенский монастырь закрыли. Почти все его сооружения сравняли с землей — «для расширения уличного движения». Предметы церковного обихода и иконы, которые коммунисты не успели национализировать, получили свою новую прописку в музеях и организациях культуры. К примеру, икона «Воздвижение креста», которая датируется XVIII веком, до сегодняшнего дня числится в коллекции Третьяковской галереи.
На монастырских землях в XX столетии было устроено общежитие для сотрудников НКВД, которые сотнями расстреливали людей прямо в обители. Чтобы почтить память жертв советского произвола и в качестве горького напоминания, у монастыря в 90-е годы установили поклонный крест.
Власть «рабочих и крестьян» не пощадила и кладбище при монастыре, где нашли своё упокоение участники войны с Наполеоном. На его месте появилась средняя школа — учёба на костях героев. В Сретенском соборе долгое время функционировал научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря. Вначале 90-х храм вновь стал действующим. Позднее на частные средства были заново возведены ограда и звонница, по стилю напоминающие архитектуру XVII столетия. В 1996 году Сретенский ставропигиальный мужской монастырь открыл новую страницу своей летописи.
За прошедшие годы московская обитель возродилась — проведена реставрация, построено несколько зданий для монахов (их сейчас насчитывается около 40 человек), открыта Сретенская духовная семинария, студенты которой серьёзно вовлечены в дела монастыря — они живут в обители, принимают участие в литургиях, выполняют послушания.
Сретенский монастырь ведёт широкую просветительскую работу — на его землях функционирует одно из самых больших православных издательств, ведётся портал Православие.Ru. При обители организован центр по исследованию Туринской Плащаницы. Отдельного упоминания заслуживает хор Сретенского монастыря. Он числится главным в Православной Церкви и поёт на больших богослужениях, а ещё выступает с концертами по всему миру.
Скиты
В ведении обители два скита. Один, названный именем преподобного Серафима Саровского, расположен на месте восстановленной братией усадьбы Красное в Рязанской области. Поселение монахов выглядит как круглая крепость, где есть церковь, братские кельи, пасека, грядки, пруд, скотный двор.
Там же, в Рязанской области, в Михайлове, монастырь опекает местный дом ребёнка, директором которого является священник — выпускник Сретенской семинарии.
Другой, женский, скит во имя пророка Ильи, находится в Московской области.
Святыни
В монастыре хранятся: список святого образа Владимирской Божьей Матери, мощи священномученика Иллариона и других святых угодников, детальная копия Туринской Плащаницы, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей.
Архитектура в Сретенском монастыре
До наших дней храм в первоначальном его виде не дошел. Сегодня можно увидеть лишь несколько зданий, переживших столь долгую историю. Вся композиция достаточно монументальна и отличается лаконичностью линий.
Демонтированные храмы
Собор преподобной Марии Египетской был возведен в 1385 году. Столетие спустя деревянные стены были заменены на каменные. Церковь представляла собой небольшое прямоугольной формы здание с одним куполом. К началу XVIII века она пополнилась приделом Сретения Христа, а через 20 лет храм закрыли. Действовать вновь он стал только спустя 40 лет, когда за реконструкцию взялся Афанасий Гончаров. Строение полностью демонтировали уже в 30-е годы XX столетия.
Еще одна церковь, также разобранная в начале XX века – Никольская. Каменное здание второй половины XVII столетия сохраняло свои формы вплоть до демонтажа. Собор отличался крестчатыми сводами и кокошниками килевидной формы, которые украшали верхнюю часть строения. После пожара 1737 года храм был перестроен, а внутри появился придел во имя Всех Святых.
Вместе с Никольской церковью была демонтирована и надвратная колокольня, возведенная в 70-е годы XVII века. После того, как храм пострадал от огня, звонница была заново отстроена Иваном Мичуриным, а ее купол заменен на барочный.
В настоящее время купола, ранее венчавшие колокольню Сретенского монастыря, оформляют звонницу Гарвардского университета США.
Современные строения
Одно из строений, дошедших до наших дней, является храм Сретения Владимирской иконы Богоматери (1679 г.). В 1706 году он обзавелся приделом Иоанна Предтечи, а к началу XXI века – приделом во имя прп. Марии Египетской.
На территории обители действует храм Сретения Владимирской иконы Богоматери
Архитектура пятикупольного собора относится к московско-ярославскому стилю. Само здание квадратное, двухстолпное с тремя нефами. Роспись стен сделана костромскими мастерами начала XVIII столетия. Нижний этаж храма известен своей криптой с приделом Воскресения Господня. Она декорирована белым мрамором, а мозаичная роспись изображает символику древнехристианских церквей.
Собор Новомучеников и исповедников Российских представляет собой большое строение высотой около 60 метров с семью золотыми куполами. В архитектуре преобладает русский стиль с византийскими элементами. У нижнего храма расположен баптистерий, а большую часть комплекса занимает музей вместе с административно-служебными помещениями. Сегодня при монастыре также действует две церкви: Иоанна Кронштадского и во имя Св. Живоначальной Троицы.
Также на территории Сретенской лавры имеется Духовная семинария, а с 2012 года под ведение обители было передано помещение, ранее занимаемое Всероссийским музыкальным обществом (Рождественский бульвар).
Русская Православная Церковь
История
Основан в 1397 г. на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Главный храм построен заново в 1677 г. и освящен во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи. Хорошо сохранились фрески — последний шедевр древнерусского искусства в Москве (1707 г.). В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы.
Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась именно в Сретенском монастыре.
После октябрьского переворота 1917 г. Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был сподвижник Святейшего Патриарха Тихона сщмч. архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник. В 1922 г. Сретенский монастырь был захвачен «обновленцами», но усилиями священномученика Илариона в 1923 г. монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор — переосвящен великим чином.
4 декабря 1925 г. здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.
В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 гг. большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 г. был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием II.
До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 г. В советское время на месте погоста было построено здание средней школы.
В 1991 г. сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм. В 1993 г. открыто подворье Псково-Печерского монастыря, в 1995 г. преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.
9-10 мая 1999 г. в монастыре состоялось прославление сщмч. Илариона, епископа Верейского (†1929 г.).
Возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария. Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре организованы катехизические курсы, которые посещаются главным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около четырехсот человек.
Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в современной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.
У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям. При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал Православие.ru. Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение». В 2003 г. кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».
Храмы
Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи (1677 г.). Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской (2017 г.).
Храм прп. Марии Египетской (1385 г., возобновлен в 1784 г., ныне не существует). Храм свт. Николая (ныне не существует).
Святыни
Мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.
Наместники
- 1995-2018 гг. — Преосвященный Тихон (Шевкунов)
- с 19 мая 2018 г. по 30 августа 2021 г. — иеромонах Иоанн (Лудищев) (и.о. наместника)
- с 30 августа 2021 г. по 25 августа 2021 г. — архиепископ Верейский Амвросий
- с 25 августа 2021 г. — иеромонах Иоанн (Лудищев)
Настоятели и святыни святой обители
С момента передачи скита Русской Православной Церкви и вплоть до 2018 года настоятелем монастыря был Тихон (Шевкунов). С мая месяца игуменом обители стал Иоанн (Лудищев).
Сретенская лавра всегда привлекала паломником со всех уголков России. Верующие не перестают приезжать сюда, чтобы поклониться таким святыням:
- точному списку Туринской Плащаницы (в натуральную величину);
- копии Владимирской иконы Пресвятой Богородицы;
- мощам великомученика Иллариона.
Также здесь находятся частички мощей преподобной Марии Египетской, Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Серафима Саровского и других святых.
Точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину
Копия Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
Мощи великомученика Иллариона
Расписание богослужений в Сретенском монастыре
Добраться до известной мужской обители не трудно. Она находится по адресу: г. Москва, Б. Лубянка, дом 19, строение 1.
Лавра открыта для паломников ежедневно. Все службы проводятся строго по расписанию на церковно-славянском языке:
- литургия – 8:00 (будни), 7:00 и 10:00 (выходные, праздничные дни);
- полунощница – 6:30;
- вечерня – 18:00;
- акафист Богородице – по пятницам вечером.
Изменения в богослужениях или подробное расписание на текущую неделю можно посмотреть на официальном сайте.
Для паломников лавра открыта ежедневно
Также обитель отмечает престольные праздники:
- 15 февраля – Сретение Господне;
- 9 и 14 апреля – празднование во имя Марии Египетской;
- 22 мая и 19 декабря – перенесение мощей Николая Чудотворца;
- 3 июня – избавление от нашествия Махмет-Гирея;
- 6 июля – чудесное спасение от хана Ахмата;
- 8 сентября – перенесение Владимирской иконы Богоматери;
- 3 ноября – празднование Св. Иллариона.
Несмотря на свою драматическую историю, Сретенский мужской монастырь до сих пор продолжает играть большую просветительскую роль. На его территории открыта духовная семинария, есть свой хор, действует одно из издательств РПЦ, а также открыт собственный интернет-портал.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Попасть в монастырь. Закрытая территория под Михайловом
Наверное, возможность посещения монастыря в Михайловском районе Рязанской области не вызвало бы у меня столь жгучий интерес, если бы заранее было сказано, что он, якобы, закрытый. И что на территорию его, якобы, попасть невозможно. Не только слухи, но и интернет-публикации за авторством туристов-любителей пестрели странной информацией о недружелюбности обитателей монастыря, об охранниках с оружием, злых собаках на цепях и непреодолимых заборах.
Попасть на территорию законным путем стало этаким спортивным интересом. Кто бы мог подумать, что проникнуть туда на деле окажется гораздо проще, чем малюют в интернетах. Корреспондент Делового портала YA62.ru
побывал в монастыре, и даже через забор лезть не пришлось.
Секрет открытых дверей монастыря весьма прост, а потому не буду откладывать его разоблачение до конца: оказывается, достаточно просто договориться заранее об экскурсии, через, скажем, представительство Рязанской епархии. Что мы, собственно, и сделали. Нам были искренне рады и даже провели экскурсию, чтобы желающие из вне посетить монастырь не разбредались по территории.
Псевдоготическая усадьба Красное, которая с недавних пор находится во владении монастырского подворья, принадлежала в XVIII веке фавориту Екатерины Великой Александру Ермолову. Благодаря богатому жалованию императрицы, полученному «по случаю», Ермолов в 1785 году начал перестройку родового имения. А еще через год была заложена церковь Казанской Богоматери, на фронтоне которой красуется надпись «от щедрот великия Екатерины».
— Во времена советской власти храм был разграблен, как и многие, — рассказал наш экскурсовод, служитель монастыря. — Люди верующие старались кое-что наиболее ценное сохранить и попрятать в домах. Но не все относились к иконам и другим церковным реликвиям одинаково бережно. Одной из центральных икон храма местная жительница прикрывала чан с квашеной капустой, используя ее как пресс. И все удивлялась, почему ее семью беды преследуют? Когда в ее доме случился пожар, кто-то из соседей успел икону вынести. И сразу за его спиной дом обрушился под огнем.
Усадьба в Красном состоит из английского пейзажного парка с проточными прудами и плотинами, а также огромной территории, часть которой монахи сейчас используют под натуральное хозяйство. Обработать вручную эти земли сложно, да и не нужно, поэтому помимо сада, клумб и огорода на одуванчиковых полях можно встретить овец.
Как и в любом усадебном хозяйстве в Красном есть двухэтажный барский дом с закругленными тамбурами и стрельчатыми окнами. Он, по понятным причинам, был выстроен на возвышении. Низкий цокольный этаж занимали хозяйственные службы. В мезонине до революции сохранялась Екатерининская комната, где якобы останавливалась сама государыня императрица. После революции дом был разграблен и разорен. Реставрация имения началась только в 2000-х годах.
В 2000 году по просьбе патриарха усадьба со всеми постройками и большим пейзажным парком была передана в собственность Сретенскому монастырю. Тогда и начался длительный период реставрации объекта архитектурного наследия страны. Сейчас все постройки отрестврированы, в них базируется монастырское подворье со Свято-Серафимовским скитом и детским домом неподалеку. В усадебном доме располагаются помещения для общих нужд — трапезная, залы для общения семинаристов, а также резиденция патриарха.
Самым оргинальным сооружением усадьбы можно назвать скотный двор, стоящий на искусственном полуострове и «замаскированный» под миниатюрную крепость с четырьмя изящными башенками. Сходство белокаменного зубчато-стрельчатого декора с баженовскими постройками в подмосковном Царицине побудило краеведов высказать гипотезу об участии в проектировании самого архитектора Баженова.
Сейчас в здании скотного двора располагаются кельи. По дороге от главной усадьбы к скотному двору построены гостевые дома, в которых можно остаться на ночлег туристам. Если они, конечно, предупредят сотрудников монастырского подворья заранее.
Усадьба Красное — это такое место, где не хочется спешить. Там словно время остановилось в далеком 1785 году, и ты бродишь по изумрудной траве и восхищаешься тем, как же красиво раньше строили. В современную реальность возвращает разве что наш монах-экскурсовод, который рассказывал туристам анекдоты и с удовольствием делал с ними совместные селфи. Так что назвать монахов монастыря затворниками — сложно. А слух о том, что они не желают пускать путников на территорию усадьбы, останется мифом, передаваемым из уст в уста.
Больше фото ЗДЕСЬ
Дарья <�Уйду в мужской монастырь> Копосова
Фото Марии Илларионовой