Высоко-Петровский мужской монастырь привлекает к себе паломников со всей России и стран ближнего зарубежья. Это не только центр духовной жизни, но и настоящий комплекс памятников культуры: один собор, пять храмов, часовня, колокольня и монастырские постройки.
Он располагается в центральной части Москвы, на углу улицы Петровки и Петровского бульвара. Этот монастырь часто называют «невидимкой»: дело в том, что он занимает целый квартал, а о его существовании знают немногие. Это связано с тем, что комплекс зажат московскими высотками и узкими улицами.
© Евгений ev6795
Высоко-Петровский монастырь сегодня
Высоко-Петровский московский монастырь представляет собой комплекс, состоящий из следующих объектов:
- Тайный корпус.
- Фонтан.
- Южные ворота.
- Настоятельский корпус.
- Галерея.
- Звонница.
- Бывший доходный монастырский дом.
Помимо этого, на территории лавры есть следующие храмы и часовни:
- Часовня семьи Нарышкиных.
- Собор св. Петра.
- Храм св. апостолов Павла и Петра.
- Келейная церковь в тайном корпусе.
- Над Южными воротами храм преп. Великого Пахомия.
- Сергиевская церковь.
- Церковь им. Иконы Божией Матери Боголюбской.
- Часовня Казанской иконы.
- Церковь в честь иконы Толгской Божией Матери.
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
На территории принадлежащей монастырю есть здание службы 1690 г. Вдоль него стоит ограда XVII в., которая также считается архитектурной ценностью. В 2009 г. епископ Зарайский Меркурий подал запрос о возобновлении духовной деятельности в Высоко-Петровском монастыре. Священный синод удовлетворил его просьбу 10 октября этого же года.
Начиная с 2010 г. монастырь является действующим, а его братия составляет 10 монашествующих. Весь комплекс занимает важное место в православном мире. Сюда приезжают не только туристы, но и многочисленные паломники со всего мира.
История Выского-Петровского монастыря
Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV в. митрополитом Киевским и всея Руси Петром, имя которого святое место и получило. Именно он начал процесс становления Москвы как церковного и государственного центра Руси. Строительство началось в селе Высоком, которое на тот момент не входило в состав будущей столицы России. Самая древняя постройка монастыря на сегодняшний день — это Собор святителя Петра, который был воздвигнут на месте старинной деревянной церкви в начале XVI в. архитектором Фрязиным, который работал над Архангельским собором Кремля.
Становление архитектурного ансамбля монастыря, который сохранился до наших дней, происходило в период с начала XVI в. и продолжилось до середины XVIII столетия. Сегодня его часто называют памятником «Нарышкинского барокко».
Теперь расскажем о том, как появились важные архитектурные объекты монастыря. Юному Петру I, который приехал в Боголюбово вместе со своей матерью, подарили список с чудотворной Боголюбской иконой Божией Матери. Царь в 1684 г. подписал указ о строительства храма в честь этой святыни, который также должен стать данью памяти убиенных дядьев. В последствие храм стал родовой усыпальницей Нарышкиных — родственников Петра Великого.
Следующий на очереди — Сергиевский храм, который также был построен по приказу Петра I. Таким образом он решил отблагодарить обитель святого Сергия, которая приютила его в и защитила от решивших совершить покушение на царя стрельцов. Чтобы отметить, что и Боголюбский, и Сергиевский храмы имели важное значение для царской семьи, из увенчали знаком царской короны.
Собор Петра Митрополита, © Яндекс
Серьезные последствия для монастыря оставила после себя Отечественная война 1812 г. Французы выбрали это место для постоя: здесь остановилось более тысячи кавалеристов. Все храмы и постройки были осквернены и ограблены. Лишь малую часть важных реликвий удалось забрать с собой архимандриту Иоанникию во время отступления в Ярославль. Затем маршал Мортье, которого Бонапарт назначил губернатором Москвы, на территории Высоко-Петровского монастыря решил оборудовать свою резиденцию. Здесь проходили суды над теми, кого подозревали в поджоге столицы, а у стен монастыря проводились расстрелы. Отдельная часть территории была отведена для скотобойни. Начальник этого участка решил сжалиться над оставшимися монахами и разрешил им проводить богослужения в одном из храмов.
Чуть более чем через 100 лет, в 1918 г. на территории Высоко-Петровского монастыря состоялось последнее Совещание епископов, председателем которого выступил Святейший Патриарх Тихон. Сразу же после этого началась постепенная национализация территории монастыря: на последний храм был повешен замок в 1929 г. Несмотря на все запреты, на территории монастыря тайно существовала самая большая в СССР монашеская община.
Лишь в 1991 г. в Высоко-Петровский монастырь начала возвращаться настоящая жизнь: храмы начали восстанавливать, приход постепенно увеличивался, стабильно стали проводить богослужения. А в 2009 г. было принято решение вернуть и монашескую жизнь.
Панорама входа в Высоко-Петровской монастырь со стороны ул. Петровка
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Высоко-Петровский монастырь состоит из зданий, которые являются памятниками архитектуры. Все они были построены за долгий промежуток времени и относятся к определенным событиям. Основал обитель митрополит Петр. Сюда же он переместил из г. Владимира в столицу России митрополичью кафедру. Архитектором лавры является итальянец А. Ф. Новый.
Архитектура ансамбля сочетает в себе элементы барокко. Церковь митрополита Петра представлена в виде восьмилистника. Данная форма исключительна для строений 1510 г. Собор митрополита Петра входит в число начальных столпообразных церквей в зодчестве России. Позже на территории лавры появляются остальные постройки, которые и составляют его сегодняшний ансамбль.
В него входят:
- Собор Боголюбской иконы Божией матери. Дата его основания 84 г.XVII в. Отвечает всем каноном храмовых строений периода XVII в. Оформление фасада состоит из крепованного разветвленного карниза, спаренных колонок. Оконца обрамляют килеватые кокошники.
- Церковь Сергия Радонежского (1690-1702 гг.). Построена она в стиле храмовых построек того времени. Отличительная черта, свидетельствующая о зарождении московского барокко – это красный кирпич, который стал основным материалом при возведении храма. Внешние элементы декора выполнены из светлого камня, что визуально придает нарядности зданию.
- Церковь Толгской иконы Божией матери (1774-1750 гг.). Прямоугольный одноглавый храм, с пятигранным выступом, сделанным в манере барокко, находится возле Братского корпуса. Декор наружных стен состоит из парных полуколонн. Узкие окошки вырезаны в главке и оформлены волютами – завитками спиралевидной формы с глазком по центру. Неизвестно, кому именно принадлежит проект этого храма. Многие историки сходятся во мнении, что план постройки разработал архитектор И. Ф. Мичурин, либо один из его последователей.
- Надвтратная церковь Покрова Пресвятой богородицы. Возведена она с 1690 по 1696 гг. Храм выстроили по указу Петра I. План постройки – квадрат со сводом и тройными колоннами в каждом углу. Колокольня состоит из 2 восьмериков с арочными отверстиями. Украшают церквушку пилястры и филенки. Купол венчает небольшая глава.
- Церковь преподобного Пахомия Великого (53-55 гг. XVIII в.). Создана она в период с 1753 по 1755 гг. Инициатором являлся архимандрит Пахомий. Здание выполнено в форме восьмерик на четверике. Архитекторами строения являются выходцы из школы Д. В. Ухтомского. Благодаря им в соборе есть над входными дверями треугольные торцы, пилястры, декоративные ниши, наличники. Барочное оформление наделяет храм деталями елизаветинского барокко.
Начиная с 2021 г. все здания Высоко-Петровского монастыря участвуют в программе по реставрации историко-культурного наследия страны.
Монастырский комплекс
Как уже было сказано ранее, на территории монастыря располагается целый комплекс построек: собор, храмы, часовня и колокольня. Расскажем о каждом из них в нескольких словах.
Собор святителя Петра
Собор Петра Митрополита — древнейшая постройка на территории монастыря. Он построен в виде восьмигранной башни и увенчан шлемовидной главой. Изначально собор был деревянным, но в начале XVII в. его перестроили в камне. В годы правления Петра I собор частично видоизменился: Нарышкины перестроили его в стиле «московское барокко». Лишь в XX в. Собору святителя Петра вернули исторический облик.
Храм Боголюбской иконы Божией Матери
Храм построен в конце XVII столетия по личному распоряжению Петра Великого. За годы своего существования постройка практически не претерпела изменений: до нас сохранились все те же спаренные колонки, килевидные кокошники в обрамлении окон. Но в советское время были уничтожены уникальный иконостас, купол и крест. Последние были восстановлены в 80-е гг. прошлого столетия. Долгое время храм служил усыпальницей для членов рода Нарышкиных: здесь были захоронены 18 представителей известной фамилии.
Боголюбская церковь, © FotoGeorg
Церковь Преподобного Сергия Радонежского
Еще одна постройка, возведенная по приказу Петра I. Она располагается в самом центре монастырского комплекса. Это двусветный трехапсидный четверик, к которой с запада примыкает трапезная и парадный вход. Примечательно, что в советское время в этой церкви располагался репетиционный зал танцевального коллектива «Березка».
Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Постройка, которая также была возведена по приказу Петра Великого. Она была посвящена Ивану и Афанасию Нарышкиным. Церковь с тройными колоннами построена над западными воротами монастыря. Ее разорили в 1812 г., а в советское время закрыли. Церковь была освящена в день своего 300-летия — в 1998 г.
Церковь Толгской иконы Божией Матери
Одноглавая постройка, расположившаяся между колокольней и Братским комплексом. Известно, что она возведена за счет средств Нарышкиной — родственницы Петра Великого по материнской линии. Предполагают, что над проектом церкви работал яркий представитель московского барокко Иван Мичурин.
Панорама территории Высого-Петровского монастыря
Церковь Петра и Павла
Храм построен в середине XVIII в. по настоянию архимандрита Пахомия. Основанием для ее постройки послужили белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных. Это кирпичная постройка в стиле барокко, восьмерик на четверике. Церковь серьезно пострадала в 1812 г., и спустя два века, в 2012 г., она снова оказалась под ударом: на нее упал строительный кран, который повредил купол, крест и карниз.
Часовня Казанской иконы Божией Матери
Была возведена в 1905 г. в южном пролете ворот монастыря. Спустя 20 лет разграблена и лишь в 2004 г. ее восстановили.
Монастырский некрополь
Кладбище, на котором с XV в. хоронили монахов и знатных жителей Москвы.
© mkdires
История строительства
Высоко-Петровский монастырь связывают с именем митрополита Петра. Начиная с сана инока, мужчина прошел долгий путь становления в духовенстве. Став митрополитом, он оказался в подмосковном селе Высокое. Окрестности напоминали ему Спасскую обитель, в которой Петр жил в уединении. Эти воспоминания побудили его основать тут деревянную церковь в 1317 г.
Свое имя она получила в честь апостола Петра – небесного заступника митрополита.
Деревянная постройка 2 раза сгорала, но возрождалась из пепла как птица феникс. В 1514 г. автор архангельского собора Кремля А. Ф. Новый выстраивает вместо старого храма новый – уже в камне. Постройку привязывают к имени святителя Петра. Именно в этот период холм, на котором находилась церковь, начинают называть Петровским. Дальнейшее развитие этого места будет находиться в руках Петра I и его семьи.
При дворе Василия III главным придворным зодчим являлся А. Ф. Новый. Именно ему принадлежит авторство каменного собора им. Святителя Петра. Стены монастыря находились по соседству с имением матушки Петра I – Наталии Нарышкиной. Будущий император, будучи маленьким, любил эту обитель.
Петр I внес значительную лепту в создании того Высоко-Петровского ансамбля, каким его сейчас видят люди. Привязанность российского императора к этому месту можно объяснить еще одним событием. В 89 г. XVII в. в Москве бунтовали стрельцы, и монахи лавры укрыли в своих стенах Петра.
Возведение храма им. Радонежского Петр приурочил к своему спасению от рук бунтовщиков. Собор был отражением нарышкинского барокко. Тут было гульбище, парадное крыльцо и высокие потолки со сводами. Храм возвели на месте стены, которая разделяла имение Нарышкиных и аббатство.
Спасение отпрыска Нарышкиных от мятежников-стрельцов послужило поводом для постройки храма в честь Толгской иконы Божией – именно в день ее чествования Петру I и удалось избежать смерти. Церковь была создана на пожертвование А. А. Нарышкиной. В целом, именно родичи Петра I по линии матери и способствовали дальнейшему развития Высоко-Петровской лавры.
В день рождения Петра I его дедушка делает дар аббатству – отдает родовое поместье Нарышкиных. Благодаря этому земли монастыря становятся в 2-а раза больше. Братский корпус теперь находится в Наугольной палате, а в помещениях боярской усадьбы живут трудящиеся и братия монастыря.
Затем началось возведение Сергиевского храма. Вслед за ним Петр I соединил здание церкви со 2-м достроенным этажом родовой усадьбы. Из одного помещения в другое проходила галерея – гульбище. Мать Петра I содействовала тому, что Боголюбский монастырь (построен в 1690 г.) стал родовой усыпальницей. В ней нашли свой покой ее отец – К. Полуэктович и мать А. Леонтьевна.
Убитые стрельцами в 1682 г. 2 брата Петра, Афанасий и Иван, также захоронены тут. Наряду с возведением усыпальницы, с 1690 по 1694 гг. появляются Святые врата и Колокольня с Покровским собором. Красный камень, из которого выстроили ограду, сохранился до нашего времени. В 1764 г. обитель получает звание ставропигиального, а в 1775 г. становится епархиальным.
После занятия Москвы французами в 1812 г., Высоко-Петровский монастырь пострадал. Многие его постройки были осквернены и разрушены. Усугубило ситуацию и отношение советской власти к этому историческому наследию. Ущерб был нанесен настолько сильный, что реставрационные работы ведутся до сих пор.
История монастыря
Началось все примерно 700 лет назад, когда князь Юрий Данилович, борясь за Великое княжение, отбыл на два года по делам государственным, оставив править городом своего брата Иоанна. Молодой князь Иоанн, сын Даниилы Московского и внук Александра Невского, был богобоязненным человеком и хотел всегда иметь возможность обращаться за духовным советом к мудрому святителю. Поэтому он пригласил из Владимира в Москву погостить Русского Митрополита Петра.
Знакомство молодого князя и святого старца стало судьбоносным для русской земли. Они подружились, и святитель решил остаться в малолюдной Москве. Он был склонен к уединению и попросил разрешение выстроить монастырь на высоком берегу речки Неглинной, возле селения Высокое. Летописи не сохранили точной даты, но у историков есть веские основания предполагать, что это произошло в 1315-1317 годах. Обитель была названа в честь его небесного покровителя.
Митрополит завещал похоронить себя в Кремле, в Успенском соборе. Постепенно все больше нитей церковной, духовной, а за ними и государственной жизни тянулось к этим святым мощам, к Москве. Вся православная Русь обращала лицо свое и помыслы к благодати Божией, царящей в храме на месте погребения святого. Постепенно маленькая Москва стала огромным городом-объединителем раздробленных Русских земель.
Все героические и трагические события, проходившие в первопрестольном граде, оказались неотделимы от жизни Высоко-Петровского монастыря. Вместе со столицей монастырь страдал от набегов татар и поляков, от разрушительных войн и пожарищ, вместе с нею он восстанавливался и украшался стараниями Великих князей и простых горожан.
Внутреннее убранство
Внутренний интерьер лавры Высоко-Петровской разный. Храм митрополита Петра украшали росписи, часть которых есть и сейчас. Навсегда утерян богатый декор стенок и потолков. Само убранство храма служит явным отражением оформления нарышкинского барокко. Тут присутствуют своды, анты, сандрики. Есть детали в виде волют и раковин.
Внутреннее убранство Сергиевского храма состоит из сводчатых расписных потолков и иконостаса. Золоченые люстры располагаются по всему периметру залы. Примечательно, что в 1950 г. этот собор находился в разбитом состоянии, и лишь спустя десятилетие начались работы по его восстановлению. Весь внутренний декор храма Боголюбского был уничтожен французами в 1812 г.
Ремонтные работы продолжаются и в настоящее время. Собор недоступен для осмотра (исключение для экскурсантов). Толгская церковь также нуждается в ремонте. Ее внутренне убранство составляет расписной сводчатый потолок и расписные стены. Внутренний декор собора Св. Первоверховных апостолов Петра и Павла находится в процессе восстановления.
Работы по внешней отделке здания были завершены лишь в 2014 г.
Уникальная отделка присутствует в отделке Надвратного храма. Все ее элементы выполнены из керамики. Такого нет ни в одной церкви мира. Лампады, иконы, паникадило, престол – все сделано из этого материала. Эти предметы создал Г. В. Куприянов. Внутреннее убранство Надвратного храма соответствует стилю майолики.
Убранство всех храмов на территории Высоко-Петровского монастыря сходится в своем оформлении. Элементы нарышкинского барокко присутствуют в любом из зданий обители. Это можно увидеть даже не заходя в часовни и церкви. Все здания имеют красный цвет кирпича, декорированные окна. Ход истории уничтожил практически весь интерьер. Восстановительные процессы продолжаются и в настоящее время.
Монастырь называется Высоко-Петровский, потому что стоял на крутом берегу реки
Сегодняшнее название монастыря отсылает нас ко времени правления Василия III, когда великий князь приказал построить первый каменный храм на территории монастыря. Имя этому храму было Петровский (в честь святителя Митрополита Петра).
С этого времени (1517г.) монастырь получает официальное название Высоко-Петровский (первая часть происходит от крутого берега, возвышающегося над рекой Неглинной).
Собор святителя Митрополита Петра
Святыни и мощи храма
В Высоко-Петровском монастыре есть религиозные ценности, которые почитаются паломниками и просто верующими людьми.
В их число входят:
- Икона святителя Петра с частичкой мощей – доступна для осмотра. В 7 утра ежедневно перед ней делают братское правило, сопровождающееся молебном Петру святителю. В дни его памяти (3 января и 6 сентября) икону обносят вокруг обители.
- Чудотворная икона Казанской Божией Матери. Оригинал этого творения был бесследно утерян после закрытия часовни. В 2000 г. после ее открытия икону написали заново и теперь ежедневно перед ней читают акафист.
- Влахернская икона Божией Матери. Эта святыня уникальна техникой воскомастики, в которой выполнена. Икона является рельефной, благодаря чему соответствует оригиналу.
- Крест с частицей Животворящего древа Креста Господня.
- Мощи Митрофана Воронежского. Увидеть ковчежец можно в часы работы лавры.
- Толгская икона. Реликвия находится в монастыре временно. После реставрации Толгской церкви святыню перенесут туда.
- Ковчег с частицами мощей святых Киево-Печерских. В нем находятся 82 частички священнослужителей Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры. К ним обращаются, чтобы попросить исцеления и жизненного благополучия.
- Дивеевский ковчег. В нем содержаться мощи следующих святых: Серафима Саровского, Германа Зосимовского, Иоанна Кормянского, Иова Анзерского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского, Алексия Зосимовского, Фадея архиепископа Тверского. Увидеть ковчег можно в храме преп. Сергия Радонежского.
Каждая из реликвий пользуется большим почетом среди верующих людей.
Настоятели, наместники
- Петр (между 1437 — 1461)
- Иов (между 1437 — 1461)
- Сергий I (1506)
- Иона (1535 — 1544)
- Петр (1597 — 1600)
- Александр (1634 — 1637)
- Евфимий (1641 — 1642)
- Пафнутий (1644 — 1645)
- Галактион (1647 — 1648)
- N… N… (1654) (Дв. Зап., II, 219)
- Моисей I (1655)
- Феодорит (1666 — 1668)
- Сергий II (1673 — 1675)
- Моисей II (1676 — 1682)
- Иосиф (1685 — 1688)
- Иов (1690 — 2 мая 1694)
- Иосиф (Римский-Корсаков) (1694 — 1699)
- Иоасаф (2 февраля 1699 — 22 сентября 1708)
- Леонид (Петровский) (1709 — 18 февраля 1722)
- Сергий (Белоградский) (3 марта 1722 — 1731)
- Аввакум (Львов) (декабрь 1731 — 1735)
- Пахомий (1735 — 1757)
- Иоасаф (Хотунцевский) (12 мая 1757 — 24 мая 1758)
- Иосиф (Золотой) (18 июня 1758 — 17 декабря 1761)
- Сильвестр I (Страгородский) (5 марта 1760 — декабрь 1760)
- Сильвестр II (Юницкий) (1762 — 1775)
- Феофилакт (май 1775 — 17 сентября 1776)
- Сергий IV (15 сентября 1776 — 1787)
- Мелхиседек (Заболотский) (1787 — 1788)
- Иоанникий (Гаврилович) (28 августа 1788 — 7 апреля 1816)
- Лаврентий (Бакшевский) (26 июня 1816 — 19 января 1819)
- Никанор (Клементьевский) (19 апреля 1819 — 28 марта 1826)
- Платон (Березин) (1826 — 1828)
- Смарагд (Крыжановский) (8 мая — 23 августа 1828)
- Анастасий (Воскресенский) (1828 — 1830)
- Гавриил (28 марта 1830 — 22 сентября 1845)
- Евсевий (Орлинский) (31 августа 1845 — 1847)
- Филофей (Успенский) (22 мая 1847 — 18 декабря 1849)
- Евгений (Сахаров-Платонов) (20 декабря 1849 — 6 октября 1857)
- Сергий (Ляпидевский) (18 апреля 1858 — 8 августа 1859)
- Иоанникий (Холуйский) (10 августа 1859 — 2 марта 1861)
- Савва (Тихомиров) (4 ноября 1862 — 17 июня 1866)
- Игнатий (Рождественский) (7 августа 1866 — 1873)
- Григорий (Воинов) (1873 — ?)
- Иосиф (Левицкий) (? — 1884 [1])
- Вениамин (Петухов) (3 сентября 1885 — 1888 [2])
- Никифор (Бажанов) (25 ноября 1887 — 1890)
- Виктор (Соловьев) (1890 — 26 сентября 1897)
- Павел (Доброхотов) (21 октября 1897 — 23 апреля 1900)
- Серафим (Голубятников) (11 мая 1900 — 1904)
- Иннокентий (Кременский) (1904 — 1908)
- Лаврентий (Некрасов) (1908)
- Макарий (Гневушев) (11 февраля 1908 — 1909)
- Никодим (Шатунов) (1909 — 1918)
- Варфоломей (Ремов) (1923 — 1929)
- закрытие монастыря
Духовенство, наставники
Братия монастыря состоит из:
- 2 игуменов. Один из них является настоятелем обители.
- 3 иеромонахов.
- 1 священноинока.
- 1 иеродиакона.
- 3 иноков.
Братия Высоко-Петровского монастыря имеет духовное образование и является хорошим оплотом для восстановления просветительской работы всей обители. Приход и хор монастыря
Приход монастыря состоит из мирян и паломников, которые приезжают сюда на престольные праздники. Любой желающий может присоединиться к проходящей в стенах обители службе, поучаствовать в крестных ходах и просто помощь. В высоко-Петровском монастыре волонтерам всегда рады.
Хор обители состоит из членов Молодежного клуба, созданного при Высоко-Петровском монастыре. Состав регулярно выступает в богослужениях, городских праздниках и фестивалях даже за пределами города. Участником хора может стать любой человек, обладающий вокальными данными.
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Адрес: г. Москва, ул. Петровка, д. 28
На территории монастыря расположены:
- Святые врата
- Южные врата
- Нарышкинские палаты
- Собор святителя Петра
- Сергиевский храм
- Храм Боголюбской иконы Божией Матери
- Храм Толгской иконы Божией Матери
- Храм апостолов Петра и Павла
- Колокольня с надвратным храмом Покрова Пресвятой Богородицы
- Часовня Казанской иконы Божией Матери
- Монастырская трапезная
- Настоятельский корпус
Высокопетровский монастырь (по материалам книги «Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил.»):
От названия Высокопетровского монастыря происходят названия улицы Петровки и Петровского бульвара.
Впервые этот монастырь упоминается в летописях в 1377 году. Согласно преданию, обитель была основана в селе Высоком в 1330-х годах по указу московского князя Ивана Калиты в память о митрополите Петре — первом из русских митрополитов, избравшем местом своего пребывания Москву. В самом начале монастырь назывался Петропавловским (он был возведен во имя Святых апостолов Петра и Павла).
В XV-XVII веках Высокопетровская обитель, окруженная каменными стенами при Дмитрии Донском, являлась одним из главных звеньев северного оборонительного пояса Москвы. В 1680-1690-х годах монастырь был заново отстроен на средства бояр Нарышкиных, главным образом матери Петра I — Натальи Кирилловны, братьев которой убили во время Стрелецкого бунта 1682 года и похоронили в этом монастыре. С тех пор обитель стала считаться родовой усыпальницей Нарышкиных.
В прошлом Высокопетровский монастырь слыл очень богатым. К концу XVII века он имел свыше 500 крестьянских дворов, в 1744 году — около 6000 крепостных крестьян. В XIX веке монастырь владел многими московскими торговыми лавками и доходным домом на улице Петровке.
До 1903 года в монастырских зданиях помещалась Епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения и Духовно-цензурный комитет.
После 1917 года Высокопетровский монастырь служил местопребыванием архиереев, изгнанных со своих мест советскими властями, и архиереев, вернувшихся из ссылки. В 1926 году монастырь упразднили. Последняя его церковь была закрыта в 1929-м.
В ансамбле монастыря за его высокими кирпичными стенами до сего дня сохранились: уникальная по архитектурным формам 8-лепестковая в плане церковь Петра Митрополита, построенная в 1517 году архитектором Алевизом Новым (перестроенная в 1686 году); богато декорированная в духе московского барокко церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери (Боголюбский храм), построенный в 1685 году по приказу Петра I над захоронением братьев его матери — Нарышкиных. Пятикупольный в форме куба Боголюбский храм являлся усыпальницей Нарышкиных. У юго-западного угла храма находится часовня над могилой К.П. Нарышкина — деда Петра I.
Сохранилась и церковь Сергия Радонежского, построенная в 1694 году в память о пребывании Петра I в 1689 году в Троице-Сергиевом монастыре. Эта церковь, как и Боголюбский храм, пятикупольная, в форме куба.
С 1694 года при парадном входе в монастырь до сих пор стоит надвратный многоярусный купольный храм-колокольня; в нижнем ярусе колокольни находятся Покровский храм, храм во имя Толгской иконы Божией Матери (Толгский храм) и храм во имя святого Пахомия. Большую историческую ценность представляют «палаты Нарышкиных» — братский монастырский корпус 1690 года постройки и того же времени корпус монастырских служб.
В 1950-х годах в Высокопетровском монастыре начались реставрационные работы. Его здания и храмы были переданы различным учреждениям культуры и Литературному музею.
В 1992 году возобновились богослужения в церкви преподобного Сергия Радонежского. В 1994 году Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал распоряжение о передаче Высокопетровского монастыря Русской православной церкви, и с тех пор обитель стала патриаршим подворьем.
Сегодня здесь находится Отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви и Российский православный университет имени Иоанна Богослова.
Высокопетровский монастырь (по материалам книги «100 самых красивых мест России, которые необходимо увидеть / Т.Л. Шереметьева. — Минск: Харвест, 2010. — 288 с.: ил.»):
Высокопетровский монастырь расположен в Москве, на улице Петровка, 28. Обитель была основана в селе Высоком (которое позже вошло в пределы Москвы) в XIV в. во имя апостолов Петра и Павла (как полагают исследователи, не позже 30-х гг. XIV в. при жизни митрополита Петра). (Митрополит Петр (? -1326) — митрополит Киевский и всея Руси, святитель, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 г.) постоянное местопребыване в Москве.)
Основание обители приписывают великому князю Иоанну (Ивану) Калите. Согласно легенде и записи в Степенной книге в 1326 г., великий князь Московский Иван Данилович Калита, проезжая по берегу реки Неглинной, мимо Высокой слободы, принадлежавшей, по преданию, боярину Кучке, вдруг увидел перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновение снег исчез, а затем исчезла и гора. Когда князь поделился увиденным с митрополитом Петром, то последний рассудил так: гора — это князь, снег — митрополит Петр, а поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть, митрополит уйдет из жизни раньше князя. Считают, что в память о видении Иван Данилович Калита повелел поставить на этом месте церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери, строительство которой завершилось в 1379 г. Несколько позже вокруг церкви возник монастырь, основание которого принадлежит внуку Ивана Даниловича Калиты -Дмитрию Донскому по возвращении с Куликова поля в 1380 г.
При Василии III монастырь был значительно перестроен, на месте разобранного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери был сооружен деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1514-1517 гг. итальянский архитектор Алевиз Фрязин вместо деревянного построил каменный храм во имя святителя Петра.
В 1612 г. монастырь был оплотом борьбы с польской шляхтой. Как только Москва освободилась от литовско-польских интервентов, вокруг обители возвели каменные стены с восточными и западными воротами.
В 1680-1690 гг. указами Петра I на средства из государственной казны и за счет личного вклада бояр Нарышкиных на месте деревянных были построены каменные строения: в северном, парадном, дворе — собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1684-1686), храм во имя Св. преподобного Сергия Радонежского (1690-1692, перестроен в 1702 г.), Святые врата с надвратным храмом Покрова Пресвятой Богородицы и двухъярусной колокольней над ним (1690-1696), настоятельский корпус (1688-1690); в южном, хозяйственном, дворе — братские кельи с храмом для монашествующей братии (1690-1692), служебный корпус (1690). Территория монастыря была огорожена мощной стеной, замыкавшей архитектурный ансамбль, созданный по замыслу Петра I и его матери — Н.К. Нарышкиной, и послуживший Петру I опытом, использованным самодержцем при закладке новой столицы — Санкт-Петербурга.
К концу XVII в. обитель имела свыше 500 крестьянских дворов, в 744 г. — около 6 тыс. крепостных, в XIX в. владела торговыми лавками, доходным домом на улице Петровке. До 1903 г. в монастырских зданиях помещались епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения, склад отдела этого общества по распространению духовно-нравственных книг и Духовно-цензурный комитет.
К 1907 г. в Высокопетровском монастыре находились архимандрит, четырнадцать монахов и два послушника. В обители было семь храмов с восемью престолами. В монастыре хранились Боголюбская икона Божией Матери, Влахернская, Казанская и Толгская иконы Богоматери. После 1917 г. Высокопетровский монастырь служил местопребыванием архиереев, лишенных кафедр по настоянию властей, а также вернувшихся из ссылки. В 1926 г. монастырь был упразднен (последняя церковь закрыта в 1929 г.).
С целью сохранения памятника архитектуры в 1959 г. постановлением правительства монастырь был передан в ведение Министерства культуры СССР, которое до 1992 г. выполняло внешние реставрационно-восстановительные работы, а помещения использовало для размещения государственного литературного музея, хореографического ансамбля «Березка», а часть храмов и зданий использовало как запасники для хранения произведений изобразительного искусства. Ансамбль монастыря был во многом воссоздан в первозданном облике времен XVII-XVIII вв. В 1991 г. в настоятельском корпусе разместился Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Сегодня в монастыре сохранились следующие храмы: уникальная по архитектурным формам восьмилепестковая в плане церковь митрополита Петра (1514-1517 гг., архитектор Алевиз Фрязин Новый; перестроена в 1686 г.); богато декорированная в духе московского барокко церковь во имя Боголюбской иконы Богоматери (1684-1687 гг., служила родовой усыпальницей Нарышкиных; у ее юго-западного угла — часовня над могилой К.П. Нарышкина, в монашестве Киприана, деда Петра I); трапезная церковь во имя Святого преподобного Сергия Радонежского (1690-1694 гг., построена в память пребывания Петра I в Троице-Сергиевом монастыре в 1689 г.); надвратная церковь преподобного Пахомия Великого (1753-1755 гг., возможно, архитектор Д.В. Ухтомский); церковь во имя Толгской иконы Богоматери (1744-1750 гг., возможно, архитектор И.Ф. Мичурин); надвратная колокольня с церковью Покрова (1690-1694 гг.), венчающая парадный вход в обитель; братский корпус («палаты Нарышкиных», 1690 г.); корпус монастырских служб (90-е гг. XVII в.). В 1992 г. возобновлено богослужение в церкви во имя преподобного Сергия Радонежского.
Первая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, известная с 1634 г., находилась на месте теперешнего Боголюбского храма, в связи со строительством которого и разобрана. Четверик нынешней Покровской церкви, без выступающего алтаря, окруженный гульбищем, расположен над трехпролетными проездными воротами. Над храмом — восьмигранная колокольня с двумя ярусами открытых звонов, завершенная куполом с главкой на стройном барабане. Святые ворота строились с 80-х гг. XVII в. Объем церкви возведен около 1691 г., а колокольня завершена в 1694 г. Церковь упразднена после разорения в 1812 г., возобновлена только в 1865 г. Закрыта советской властью в 1927 г. Вновь освящена в середине 90-х гг. XX в. Интерьер восстановлен в керамике.
Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1684-1686) — бывшая усыпальница восемнадцати усопших из рода Нарышкиных, в том числе К.П. Нарышкина и его жены Анны Леонтьевны — деда и бабки Петра I. Собор двухсветный, бесстолпный, пятиглавый четверик и прилегающая трапезная, стоящие на низком подклете. Закрыт в 1929 г. — последним из монастырских храмов. Церкви собор не возвращен, и сегодня используется как государственный запасник произведений изобразительного искусства.
С 1992 г. в храмах монастыря происходят богослужения. В 1993 г. Высокопетровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья.
Социальная работа, повседневная жизнь
Начиная с 2009 г. в Высоко-Петровском монастыре было возобновлено монашеское служение. Помимо проведения богослужений, братия обители участвует в восстановлении построек на этой территории. Денежных средств не хватает, чтобы привести в должное состояние храмы. Поэтому любой желающий может пожертвовать любую сумму на реставрационные работы.
Монастырь, несмотря на плачевное финансовое состояние, регулярно организовывает бесплатное питание всем нуждающимся, а также строителям-реставраторам. Волонтерское движение, созданное при монастыре, помогает одиноким людям, детским домам, приютам и нуждающимся семьям.
Церковь и революция
Еще одной печальной страницей в истории Высоко-Петровского монастыря стали послереволюционные годы. Когда все церкви были закрыты, а их помещения стали использовать под заводы, производственные цехи и просто жилые квартиры.
Вид Высоко-Петровского монастыря в 1930-е гг.
В 1950 г. монастырь было не узнать: срубленные купола, уничтоженные иконостасы и царские надгробия, разбитые окна – перестроенные под нужды святыни утратили свой первозданный облик.
Срубленные купола с крестами Боголюбского храма в послереволюционные годы
Воскресная школа
С 2021 г. при монастыре действует Петровская воскресная школа для детей. В ней занимаются преподаванием профессиональные педагоги и священники.
Тут проходят:
- Художественные занятия.
- Концерты.
- Квесты.
- Спектакли.
- Выставки.
- Мастер-классы.
Посещать школу могут все желающие на безвозмездной основе.
Престольные праздники
Высоко-Петровский монастырь отмечает следующие престольные праздники:
- День памяти Св. Петра.
- 1 июля – день иконы Боголюбской Божией матери.
- День Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – 14 октября.
- 18 июля– обретение честных мощей преподобного Сергия (1422).
- 21 августа – день Толгской церкви.
- 8 октября– преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Проведение религиозных мероприятий сопровождается литургиями. А в день памяти святителя Петра проводят Крестный ход, в котором могут участвовать все желающие.
В конце 1950-х годов монастырь объявили памятником архитектуры
Только в конце 1950-х многострадальный монастырь был передан Министерству культуры и получил значение памятника архитектуры. Начался реставрационный процесс по восстановлению прежнего облика. Под руководством Бориса Дедушенко были совершены колоссальные работы по воссозданию монастыря.
Постепенно были отреставрированы: Петровский собор, Боголюбская, Сергиевская, Толгская, Пахомия Великого церкви, настоятельный и Братский корпуса, Нарышкинские палаты.
Реставрационные работы собора Петра Высоко-Петровского монастыря
Реставрация внутреннего убранства в одном из храмов монастыря Высоко-Петровского монастыря
Проект по реконструкции не закончен и по ныне: продолжаются фасадные работы, восстанавливается уникальная живопись.
План реконструкции Боголюбской церкви Фрески в храме Святителя Петра Высоко-Петровского монастыря
Итоги реставрации Высоко-Петровской обители
Расписание служб, режим работы
Расписание служб в Высоко-Петровском монастыре всегда меняется.
Примерный перечень мероприятий проводимых за 1 календарный месяц:
- 8 утра – божественная литургия.
- 17:00 – вечерня, утреня и исповедь.
По вечерам иногда проводят молебны. Узнать точное расписание с часами работы можно на официальном сайте монастыря.
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Московского Патриархата
- Исторический очерк на сайте монастыря
- Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви
. — СПб., 1877. с. 172 — 175. - Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Книга Первая. Январь-Март 1874. Списки настоятелей Московского Высокопетровского монастыря с 1379 года
. Повременное издание под заведованием О.М. Бодянского, январь-март 1874. Университетская типография на Страстном бульваре. М.,1874:
[1] Духовник Андреевского скита на Афоне схиархимандрит Иларион (Левицкий),
[2] Настоятель Высокопетровского монастыря (1885–1888),
Интересные факты про монастырь, что в окрестностях
За свою историю существования монастырь имеет немало интересных фактов.
Вот некоторые из них:
- В авиакатастрофе над Черным морем погиб певчий Высоко-Петровского монастыря – Борис Буряченко.
- В 2006 г. во время богослужения в иконостас храма митрополита Петра ударила молния. Никто из присутствующих не пострадал. Следы происшествия можно увидеть и сейчас – на иконах опалены нимбы.
- Прообразом храма им. Сергия Радонежского стала трапезная церковь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
- На кресте главного купола Сергиевского храма есть царская корона – знак близости монастыря с королевской семьей Нарышкиных.
- Во время чумы 71 г.XVIII в. при монастыре была открыта лечебница.
- В 2015 г. Высоко-Петровский монастырь отмечал свое 700-летие со дня своего основания.
- Советская власть не жаловала вниманием религию. В 1918 г. настоятель обители отец Макарий был расстрелян.
- В 1930 г. советская власть отдала Боголюбский храм «Зернотресту». Чуть позже тут основали ремонтный цех комбайнов. Купола с крыши были сняты, а все внутреннее убранство сломано.
- Во время захвата Москвы в 1812 г. французские солдаты искали в усыпальницах Высоко-Петровского монастыря сокровища – вскрывали захоронения, пытались разломать фундамент. Чуть позже тут по приказу маршала Мортье был создан цех по разделке мяса, а у стен монастыря расстреливали бунтовавших москвичей.
- Во время современной реставрации фирма-исполнитель не удосужилась соблюсти все условия труда для гастарбайтеров. Рабочие использовали как туалет, выходящий на Крапивинский переулок проем надвратной Петропавловской церкви. Привлечь к ответственности фирму не удалось.
- Во время реставрационных работ на Петропавловский храм упал строительный кран и проломил купол церкви.
Недалеко от обители есть подворье Константинопольских патриархов. Здание относится к 1887 г. Сейчас помещение используют как жилой дом. Осмотреть его можно снаружи. Зато без проблем можно сходить в музей Церетели, который расположился напротив монастыря. В Путинском переулке можно обнаружить шатровую церковь 1649 г. Храм носит имя Рождества Богородицы.
В 1812 году монастырь был под гнётом врага
Во времена Отечественной войны (1812 г.) Высоко-Петровский монастырь претерпел значительный урон. Сам монастырь был разгромлен и разорен французскими солдатами, а у его стен вершили правосудие над москвичами.
Французы расстреливают москвичей у ворот Высоко-Петровского монастыря (1812 год)
После войны начались работы по восстановлению монастыря, однако некоторые церкви были упразднены. Спустя несколько десятилетий удалось возродить то, что строилось на протяжении веков.
С этого времени монастырь становится просветительским центром, где теперь находилось духовное училище, а также проходили собрания и заседания духовно-просветительских обществ.
Общий вид Московского Высоко-петровского монастыря с Петровки. 1881 г.
Информация для паломников
Паломники (и не только) могут ознакомиться со всеми храмами на территории Высоко-петровского монастыря и увидеть его святыни. Для тех, кто желает более тесно узнать историю этого места, есть экскурсии.
Высоко-Петровский монастырь, территория комплекса.
Название экскурсии | Программа | Длительность | Стоимость |
1 день в монастыре | В ходе экскурсии ее участники узнают о монастырской жизни, истории этого места. Более тщательно можно осмотреть все здания на территории обители, посетить экспозицию «Тайные общины монахов» и перекусить в трапезной монашеской братии. | 5 ч. | 6 тыс. RUB за группу из 6 человек. В сумму не входит трапеза (чек зависит от типа меню). |
Монастырские некрополи XIX в. На Ваганьковском кладбище | В ходе экскурсии будет рассказана церковная жизнь Москвы в период XIX-XX вв. Также участникам расскажут о пастырях и московских юродивых, захороненных на Ваганьковском кладбище. | 2 ч. | 300 RUB с человека, если группа до 30 человек. 2 тыс. с человека, если участников менее 7. |
Квест-экскурсия | Всю информацию участники будут получать на старых пергаментах, попутно изучая, история Высоко-Петровского монастыря. | 90 мин. | За группу до 12 человек – 12 тыс. RUB. Если же участников больше, то стоимость экскурсии составит по 450 рублей с участника. |
1920-1950 гг. Тайные монашеские общины. | Экскурсия затронет период развития Высоко-Петровского монастыря в 20-50 гг. XX в. Участники могут увидеть документальные фотографии монахов тех времен, узнать об их деятельности. Также программа предусматривает посещение «скита» во имя иконы Божией Матери Знамение. | 1 ч. | Группа менее 9 человек – 2400 RUB. Если число участников больше, то сумма составит 300 рублей на 1 человека. |
Расширенная экскурсия | Программа позволяет осмотреть места, которые закрыты для посещения мирян в обычное время. Во время экскурсии участники посетят Сергиевский, Боголюбский, Толгский, Покровский храмы, церковь святителя Петра, Казанскую часовню и колокольню. | 2 ч. | Группа до 8 человек – 4500 RUB. За большее количество участников – по 600 рублей с человека. |
Обзорная экскурсия 3-х храмов | Во время экскурсии участники посетят храмы: Сергиевский, митрополита Петра, Толгский. | 1 ч. | Группа до 8 человек – 1800 RUB. Если количество участников больше – то 250 рублей с 1 человека. |
Экскурсия для православных паломников | Программа рассчитана для людей, интересующихся православием и историей духовной жизни монастыря. В ходе программы участники посетят храмы Высоко-Петровского аббатства, узнают об их истории, а также значимых персонах того времени, которые повлияли на православную жизнь этого места. | 90 мин. | 2800 за группу до 8 человек. По 400 рублей с 1 участника, если людей больше. |
Сумма за проведение экскурсии считается пожертвованием. Поэтому тут принято говорить не об оплате услуг, а о простом подаянии монастырю.
Начало расцвета
За свою продолжительную историю монастырь стал свидетелем ряда событий.
Изначально церкви строились из дерева, поэтому неоднократно подвергались пожарам. Несмотря на множественные покушения, разорения и осквернения, обитель стойко вынесла все невзгоды и выстояла, и сейчас является одной из важнейших святынь России.
Главными донаторами при строительстве стали Иван Калита, Василий III, Дмитрий Донской, Романов Алексей Михайлович, Филарет, митрополит Московский, а также Петр I. Последний определил сегодняшний вид монастыря.
Во время паломничества юный царь Петр Алексеевич отдал указ о постройке каменного храма – ныне Боголюбского собора, в честь чудотворной иконы Божией Матери.
Таким образом предшествующий деревянный храм был разобран, а на его месте возведен новый – каменный, куда была перевезена икона Божией Матери из Боголюбского монастыря. Отсюда и название храма – Боголюбский собор.
Боголюбский собор расположен на территории монастыря
Следующей важной постройкой на территории монастыря стал храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Во время стрелецкого бунта юный Петр спасся находясь в Троице-Сергиевом монастыре. В память и благодарность он решил построить сей трапезный храм по образцу и подобию церкви Сергиевской обители.
Сергиевский храм Высоко-Петровского монастыря
Помимо главных доминант во времена правления Петра Великого в монастыре были отстроены: надвратная Покровская церковь с двухъярусной колокольней, Нарышкинские палаты, Братский корпус, настоятельские палаты и служебный корпус. После смерти императора были возведены церкви Толгской иконы Божией Матери и преподобного Пахомия Великого.
План Высоко-Петровского монастыря
Где находится, как добраться
Высоко-Петровский монастырь находится в центре Москвы. Найти его можно по адресу ул. Петровка 28-2. Его координаты: 55.767293 и 37. 614348.
Рядом находятся следующие станции метро:
- Трубная.
- Тверская.
- Чеховская.
- Пушкинская.
От любой из них до обители пешим ходом можно добраться до 10 мин. Зайти на территорию монастыря может любой желающий.
В Москве есть здания, стены которых видели стрелецкие бунты, французских захватчиков и первых в этих местах духовников. Высоко-Петровский мужской монастырь – одно из таких мест. Эта обитель пронизана духом истории, узнать которую можно побродив по ее храмам и часовням.
Как добраться[править]
Проезд:
до станций метро Чеховская, Пушкинская, Тверская, Трубная
Адрес:
127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2
Тел.:
+7 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам)
+7 (канцелярия, факс)
+7 (кадровая служба, бухгалтерия, юридическая служба)
+7 (паломническая служба, Максим Лазарев)
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00.
Электронная почта:
[email protected] (помощник наместника, канцелярия)
[email protected] (паломническая служба; Максим Лазарев)
[email protected] (пресс-служба; послушник Богдан Семенюк)
Официальный сайт: https://vpmon.ru/