Святые и подвижники благочестия в истории Русской Церкви XX века


Святые и подвижники благочестия в истории Русской Церкви XX века

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий

Доклад епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, Председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. 26–27 января 2021 года)

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы игумены, матушки игумении, братия и сестры!

Тема, которая заявлена в названии моего доклада, весьма обширна, но я постараюсь в пределах времени, определенного регламентом собрания, лаконично дать ответ на вопрос: каким образом, под каким углом история святости людей праведных пересекалась с историей Русской Православной Церкви в XX веке, с историей нашего народа.

Во все времена в лоне Церкви появляются подвижники, достигшие совершенства в Духе Святом. В священной истории Ветхого Завета на примере еврейского народа мы видим, что Господь посылал народу своих праведников и пророков особенно тогда, когда наступали тяжелые времена, чтобы люди, видя добродетельную жизнь посланников Божиих, отходили от греха и укреплялись в вере. XX век в истории нашего Отечества был отмечен жестокими гонениями на Церковь Христову, и в этом же XX веке в нашей Церкви был явлен сонм святых и подвижников благочестия – людей большого мужества и самопожертвования, которые с помощью Божией, несмотря ни на какие препятствия, шли к Свету, одерживали победу над грехом и преображали не только свою душу, но, во многом, и свое время, свою страну, стойко исповедовали свою веру, являлись носителями и выразителями церковного предания и подлинной христианской жизни.

Первосвятители и архипастыри, пресвитеры и диаконы, монашествующие и миряне – вся полнота Русской Православной Церкви представлена в лике святых и подвижников благочестия в истории нашей Церкви в XX веке. Обратимся к их жизнеописаниям.

В 1917 году поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он был первым Патриархом Русской Церкви после 217-летнего перерыва. По этому поводу сам Патриарх Тихон писал следующее: «Прав­да, пат­ри­ар­ше­ство вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся на Ру­си в гроз­ные дни, сре­ди ог­ня и ору­дий­ной смер­то­нос­ной паль­бы. Вероятно, и са­мо оно при­нуж­де­но бу­дет не раз при­бе­гать к ме­рам запрещения для вра­зум­ле­ния непо­кор­ных и для вос­ста­нов­ле­ния по­ряд­ка церков­но­го. Но как в древ­но­сти про­ро­ку Илии явил­ся Гос­подь не в бу­ре, не в тру­се, не в огне, а в про­хла­де, в ве­я­нии ти­хо­го ве­тер­ка, так и ныне на на­ши ма­ло­душ­ные уко­ры: “Гос­по­ди, сы­ны Рос­сий­ские оста­ви­ли за­вет Твой, разруши­ли Твои жерт­вен­ни­ки, стреля­ли по хра­мо­вым и кремлев­ским святыням, из­би­ва­ли свя­щен­ни­ков Твоих”, – слы­шит­ся ти­хое ве­я­ние сло­вес Тво­их: “Еще семь ты­сящ му­жей не пре­кло­ни­ли ко­ле­на пред совре­мен­ным ваа­лом и не из­ме­ни­ли Бо­гу истинному”. И Гос­подь как бы го­во­рит мне так: “Иди и разы­щи тех, ра­ди коих еще по­ка сто­ит и дер­жит­ся Рус­ская зем­ля. Но не остав­ляй и за­блуд­ших овец, об­ре­чен­ных на по­ги­бель, на за­кла­ние, овец, по­ис­ти­не жал­ких”» [1].

В январе 1918 года в московской газете «Фонарь» журналист Коровин рассказывал о том, как брал интервью у Патриарха Тихона.

– Ваше Святейшество, – спросил он, – в лекции комиссара по вероисповедательным делам Шпицберга было сказано, что после свержения царя и буржуазии предстоит последний поход – против Бога. <�…>

Патриарх пожал плечами… и пророчески сказал:

– Не так легко свергнуть Царя Небесного, как царя земного [2].

Несмотря на то, что епископство в те времена, как и в древности при гонениях, сулило голгофские страдания, в Русской Православной Церкви находились очень мужественные души, которые сознательно и осмысленно на это шли.

Вскоре после прихода к власти большевиков, в январе 1918 года, был издан Декрет об отделении Церкви от государства, который, среди прочих мер, лишал Церковь прав юридического лица и предусматривал конфискацию всего церковного имущества. Финансирование из казны всех церковных учреждений, в том числе и Учебного Комитета при Священном Синоде, прекратилось. В 1918 году Учебный Комитет был закрыт, и Петр Федорович Полянский прибыл в Москву, где принял участие в деяниях Поместного Собора, состоя в его секретариате. В 1920 году Патриарх Московский и всея России Тихон предложил священномученику Петру принять постриг, священство и епископство и стать ему помощником в делах церковного управления. Предложение это было сделано в пору кровавых гонений на Церковь, когда замучены были уже многие священнослужители и более десяти архиереев. И священномученик Петр отнесся к призыву Первосвятителя как к призыву свыше, от Бога. Поведав брату и родным о предложении Святейшего Патриарха, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, – я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор» [3]. Так, в 58-летнем возрасте он выбрал стезю, которая, по его же словам, оказавшимся пророческими, возвела его на Голгофу. «Русская церковная история, – писал он, – едва ли знает такое исключительно трудное время для управления Церковью, как время в годы настоящей революции» [4]. Его деятельность вызывала крайнее недовольство гонителей Церкви. В ГПУ был выработан план по устранению Митрополита Петра и учинению нового раскола.

25 марта 1944 года митрополит Алексий (Симанский) был вызван в Совет по делам Русской Православной Церкви для беседы по поводу деятельности архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Архиепископ Лука привлекал к служению по частным домам заштатное духовенство, активизировал проповедническую деятельность, что вызывало острое недовольство Совета. О своей деятельности он скажет: «При виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом мое сердце громко кричало: “Не могу молчать!” И я чувствовал, что мой долг – защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому» [5].

Свое важное место в жизни нашей Церкви в XX занимало монашество. Практически все обители были закрыты, однако большинство монашествующих остались верными своим монашеским обетам. Некоторые монашествующие были причастны к судьбоносным событиям в жизни Церкви.

Преподобный Алексий Зосимовский был насельником и духовником Смоленской Зосимовой пустыни, располагавшейся недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Старчество стало главным делом его монашеской жизни. За советом к нему приезжали государственные деятели, епископы и архимандриты, священники и простые монахи, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. Через подвижника и затворника старца Алексия Зосимовского, который из послушания участвовал в Поместном соборе, была открыта воля Божия русскому народу относительно кандидатуры новоизбранного патриарха. Описывается это так: «Из алтаря вышел старец о. Алексий в черной монашеской мантии, подошел к иконе Богоматери и начал молиться, кладя земные поклоны.<�…> Молился старец долго. Затем встал с колен, вынул из ковчега записку и передал ее митрополиту. Тот прочел и передал протодиакону. И вот протодиакон своим знаменитым на всю Москву могучим басом медленно начал провозглашать многолетие. Напряжение в храме достигло высшей точки. “Патриарху Московскому и всея России Тихону!” – раздалось на весь храм, и хор грянул многолетие» [6].

Незадолго до революции, летом 1909 года в Сергиевой Лавре состоялся монашеский съезд, и старец Алексий был среди его участников. Его голос имел там большое значение, с его духовным опытом считались, и все с почтением прислушивались к его словам. Много внимания съезд уделил вопросам старчества. Вот что написал иеромонах Серафим (Звездинский) об этом событии: «Много утешения получил на монашеском съезде, беседуя со многими препо­добными старцами. На съезде особенно властно, горячо, убежденно говорил отец Алексий Зосимовский, большая часть постановлений была сделана прямо-таки под его непосредственным влиянием. Блаженны очи мои, видевшие сие, и уши, слышавшие мудрые, глубокие речи старцев» [7].

В июле 1930 года Рязанский отдел ОГПУ сообщил своему руководству в Москве, что в селе «Срезнево Шиловского района 11 июня по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев – всего около восьми тысяч человек. Такое большое скопление, как выяснено, объясняется тем, что в селе Срезнево служит в качестве священника некто Филарет. <�…> Окружным отделом ОГПУ принят ряд срочных мер к парализации деятельности Филарета» [8]. Так рапортовали своему начальству сотрудники Рязанского ОГПУ об иеромонахе Филарете (Пряхине), впоследствии преподобномученике, насельнике Спасской Пронской Пустыни, который, несмотря на закрытие монастыря, хранил монастырский обычай: со списком чудотворной иконы Божией Матери «Споручницы грешных» ходил по селам. А на приходе, где он служил, был установлен день празднования этой иконы, когда туда стекалось до восьми тысяч богомольцев [9].

Священнический и диаконский чин в годы гонений на Церковь представлен замечательными священниками и диаконами, неутомимыми тружениками и исповедниками.

Великим утешением и духовной поддержкой в первой половине XX века для москвичей и не только стал протоиерей Алексий Мечёв, настоятель храма святителя Николая в Кленниках. Батюшка имел благодатный дар прозорливости, многим оказывал молитвенную помощь, предстательствуя за них перед Господом и принося избавление от трудностей и бед, за что неоднократно его вызывали на собеседование в ГПУ, запрещали принимать народ.

Когда умерла жена отца Алексия, и он пребывал в глубокой печали, его посетил отец Иоанн Кронштадтский. На вопрос отца Алексия: «Вы пришли разделить со мной мое горе?» – отец Иоанн ответил: «Не горе твое я пришел разделить, а радость: тебя посещает Господь, будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя – и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». По выражению одного из духовных чад отца Алексия, «верным и несменяемым стражем стал он у скорбного сердца человеческого» в это трудное для всех время [10].

Протодиакон Николай Тохтуев, впоследствии священномученик, на предложение сотрудничать с органами НКВД дал письменный ответ, в котором между прочим написал: «Что вы от меня требуете, то я сделать не могу. – Это мое последнее и окончательное решение. Большинство из нас идет на такое решение, чтобы спасти себя, а ближнего своего погубить, – мне же такая жизнь не нужна. Я хочу быть чистым перед Богом и людьми, ибо, когда совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда не чиста, то он не может нигде найти себе покоя» [11].

Многие благочестивые миряне, преодолевая страх смерти, проявили себя в те тяжелые времена как верные чада Православной Церкви, ревностно отстаивая право верующих исповедовать свою веру.

В день выборов в Верховный Совет 12 декабря 1937 года Иван Алексеевич Чернов, благочестивый мирянин, а впоследствии мученик, придя на избирательный участок, вместе с бюллетенем опустил в урну письмо на имя кандидата в депутаты от их района, в котором между прочим было написано следующее: «Мы, граждане Советской республики, считаем себя свободными гражданами по сталинской конституции. Можем свободно выявлять свои нужды от лица верующих в Бога и Святую Церковь. Посодействуйте за нас, дайте нам молиться Богу за весь мир и за Вас, чтобы нам под Вашим руководством проводить тихую жизнь и ходить в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души. <�…> Вот что нам дороже всего земного богатства, всё на земле временно, а за гробом вечно» [12].

За это письмо Иван Чернов был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он скончался от голода в лазарете.

История Русской Православной Церкви XX века и нашей страны очень поучительна. Сегодня собрано, обработано и систематизировано огромное количество свидетельств о том, через что прошла наша Церковь в XX веке. В каждом событии, в каждом жизнеописании того или иного новомученика или исповедника засвидетельствована определенная истина, определенный урок, имеющий большое значение для нас сегодня.

История их святости в истории нашей Церкви XX века подобна несокрушимому фундаменту, который возвел глава Церкви – Христос для того, чтобы Церковь выстояла, несмотря на огненные испытания. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается,

– говорится в книге Притчей (Притч. 11:11).

На протяжении всей истории человечества идет непрерывная борьба за человеческие души в разных масштабах и на разных полях боя: от личной жизни человека до таких государственных систем, при которых ведется контроль над всеми сферами жизни общества, и все, что связано с Богом и Его Святой Церковью, целенаправленно вытесняется. Эпоха мученичества, исповедания веры и верности Христу начинается тогда, когда мир сей открыто начинает воевать против Христа и Его Церкви.

Грубое давление, тюремное заключение, угрозы смерти, массовые репрессии, изощренные действия, направленные на раскол Церкви, стремление к полному ее уничтожению, периоды затишья и новые гонения… Русская Православная Церковь должна была выстоять в условиях все более ожесточающихся преследований. И она выстояла. Святые и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX века, известные нам и не известные, имена которых знает один Господь, которые противостояли безбожному засилию, каждый на своем месте, добросовестно и со страхом Божиим совершая свое служение, – явили необычайное мужество, мудрость, выносливость и стойкость в вере, тем самым засвидетельствовав непреложную евангельскую истину: Церковь Христова – не от мира сего, а Главой ее является Сам Господь, Который сказал: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

(Мф. 16:18).

[1] Житие святителя Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея Руси // Монастырский хронограф [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://monasterium.by/biblioteka/pateriki/sobor-belorusskikh-svyatykh/svyatitel-tikhon-patriarkh-moskovskiy-i-vseya-rossii-1925-/ Дата доступа: 22.01.2017

[2] Интервью с Патриархом Тихоном: «Не так легко свергнуть Царя Небесного, как царя земного» // Православие и мир [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pravmir.ru/intervyu-s-patriarxom-tixonom-ne-tak-legko-svergnut-carya-nebesnogo-kak-carya-zemnogo/ Дата доступа: 22.01.2017

[3] Священномученик Петр (Полянский) // Православная энциклопедия «Азбука веры» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanskij/ Дата доступа: 22.01.2017

[4] Священномученик Петр, митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола // Православие.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://days.pravoslavie.ru/Life/life353.htm / Дата доступа: 22.01.2017

[5] Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Святитель-хирург // Православие и мир [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/2291 / Дата доступа: 22.01.2017

[6] Русская Православная Церковь. XX век. М., 2015. С. 87.

[7] Иеросхимонах Алексий (Соловьев). Древо. Открытая православная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://drevo-info.ru/articles/2992.html / Дата доступа: 22.01.2017

[8] Жития новомучеников и исповедников российских XX века. Февраль. Сост. игум. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2005. С. 395.

[9] Там же.

[10] Святой праведный Алексий Московский // Православие.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// https://www.pravoslavie.ru/54415.html / Дата доступа: 22.01.2017

[11] Жития новомучеников и исповедников российских XX века. Май. Сост. игум. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2007. С. 47.

[12] Жития новомучеников и исповедников российских XX века. Март. Сост. игум. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2006. С. 260.

Распечатать

30 января 2017

Социальные сети

Короткая ссылка:

скопировано

Новое в блогах

“Еврейство поставило всему миру альтернативу — за или против Христа — и мир разделился на два лагеря, ожесточенно враждующих друг с другом и даже до наших дней не разрешивших этой проблемы. История всего мира была, есть и будет историей этой борьбы и Второе Пришествие Христа Спасителя застанет эту борьбу в той стадии, когда уже не будет сомнений в победе еврейства, ибо к тому времени сила сопротивления христианства будет окончательно сломлена и не останется веры на земле. Отдалить этот момент еще в наших силах, но для этого мы должны во всей глубине изучить еврейский вопрос и должны уметь различать в природе христианства элементы, запрещающие ненависть к ближнему от элементов, обязывающих к борьбе с хулителями Христа и гонителями Церкви. Мы должны стряхнуть с себя тот религиозный индифферентизм, который открыл еврейству так много широких возможностей и позволил ему под видом социальных и философских теорий искоренить евангельский идеал, смысл и идею нашей жизни”

кн. Жевахов

————

Самый известный в Москве и в России «храм христа спасителя» имеет на каждом кресте по 12 шестиугольных звёзд Давида, звёзд имеющих в Каббале тайное значение,

Во многих церквях и монастырях ,после реставрации, вместо явно различимых шестиконечных звезд Давида, каббалистического символа иудеев, на куполах размещают восьмиконечные «нейтральные» звезды, «дабы не смущать стадо христианское», но шестиконечные звезды не убирают, их просто маскируют, делают маленькими, такими что невооруженному взору не видны, но стоит только взять бинокль и каждый может убедиться в наличии военной символики иудеев на христианских святынях обуславливающих покорность стада христианского перед поводырями (пастухами) иудейскими из Кремля.

Весь новодел просто забит магендавидами.

А теперь мы узнаем кое что подробнее из жизни стилизованных угольников. Вот это из Вики всем вам известный классический еврейский магендавид (Магендавид или Маген-Давид, или Звезда Давида) — кабаллистическая гексограмма. Чётко написано в Вики, что гексограмма — символ еврейской индентичности. А чтобы вы ещё более убедились, окукультная наука изучения угольников — это издавна монополия иудейской каббалы, — иудейского сатанизма, откройте английскую Вики, https://en.wikipedia.org/wiki/Star_polygon посвящённую угольникам, и вы увидите там и колючие шары тоже. В центре зала в самом храме выложен огромный магендавид (шестиугольная звезда) так же по окружности, те же звезды.

На снимке похороны еврея — масона Боруха Эльсона (Бориса Ельцина), внутри своей антрибутики. Вообще вся атрибутика просто пропитана иудаизмом, на предметах утвари, и культовых предметах везде лежит печать нечисти, даже на подсвечниках шестилучевые звезды

Архитектор этой синагоги Лужков-Кац.

Очевидно, что во времена антихриста в сознании всех людей утвердится идея тождественности по существу всех религий (есть только одна религия, а все существующие — лишь ее различные модификации). Эта «единая религия будущего», о которой писал современный православный подвижник в Америке иеромонах Серафим Роуз (†1982), сохранит, возможно, по форме, прежнюю многоконфессиональность. Однако, по существу, это будет уже идеология, поскольку в умах людей произойдет катастрофическая подмена искания Царства Небесного и правды его жаждой царства земного и всех наслаждений его, подмена духовных целей мирскими, языческими, так что все усилия этой «религии» (т.е. всех религий, включая и христианские) будут направлены на достижение исключительно земных благ.

Именно эти масонские идеи активно продвигает Кирилл.

Навяжут церкви экуменизм, будет сильное окатоличивание России. Какая-то хитрость будет придумана, и в Туле останутся два-три истинных священника; хоть бы один, если вымолят. ( Схиархим. Христофор).

Таинства Причастия в храмах не будет. ( Схиархим. Христофор).

Время такое придет, что вы будете причащаться в катакомбах. Надо подготовить к этому времени кагор, просфоры, муку.

Ни одной русской церкви не будет.

Католики будут загонять в храмы насильно, а на тех, кто не пойдет, начнутся гонения. Входить в эти храмы нельзя. А если зайдешь, то надо много слез пролить, чтобы Господь простил (преп. Кукша).

Я тогда молодая была, не представляла, что это такое катакомбы, слова даже такого не знала.Отец Кукша мне объяснил:

— В погребах, значит, у какого-нибудь верующего батюшки, приготовляйте вина и просфорочки, и он вас ночью, чтобы никто не узнал, в погребе будет причащать (запасными Дарами)».

«… с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать» (преп. Анатолий Оптинский ).

«Еще раз повторяю, что ходить в те храмы будет нельзя, благодати в них не будет» (преп. Лаврентий Черниговский).

«Засилье окатоличенных очень скоро будет полным, они приведут Церковь к мерзости запустения. Наступила уже их пора. Православные рясы они носят, только чтоб совратить стадо, а не сохранить.» (о. Антоний

Народ оторван от православия тремя поколениями.

Из беседы с одним из духовников Троице-Сергиевой Лавры (1991):

— Отче,… что Вы думаете о наших временах? Куда мы идем и чем это должно кончиться?

— Грядет воцарение Царства Антихристова… и все признаки этого уже налицо: государственный хаос, забастовки, нехватка продовольствия при небывалом урожае, отравление природы; в стране рвутся к власти новые силы. Затем, если Господь допустит новую впасть, пройдет около 3,5 лет пока она начнет показывать свое истинное лицо, а до тех пор будет эйфория свободы, помощь властей Церкви и содействие духовному возрождению России… Далее могут наступить новые великие испытания для Церкви и для народа, которых не видела еще наша история.

— Отче, но ведь были уже предсказания о пришествии Антихриста перед агрессией поляков в 1610-1612 гг., перед войной с Наполеоном в 1812 г. и пророчество Св. прав. отца нашего Иоанна Кронштадтского о трагедии 1917 г., а воцарение Антихристово так и не состоялось. Может, и на этот раз все обойдется?

— Тогда и не могло оно воцариться, т.к. крепка еще была вера православная у народа! А сегодня народ глух, слеп и немощен, оторван тремя поколениями от святоотеческого духовного наследия…»

Схимонах Антоний (Чернов) из Великобритании (1991): «…Вот мы уже и достигли того времени, когда имеем не только право, но и обязанность сказать, что мы живем в последние времена. Ибо уже в 1962 году президентом и создателем государства Израиль Бен Гурионом официально было объявлено, что родился «Машиах» (Мессия), которого «ждет все человечество». При иудейском обрезании ему было наречено имя «Еммануил», «по писаниям», и что родной отец назвал его «Мелехом» (Царем сионской крови), «По пророчествам» этот «Еммануил» или «Мелех» объединит все человечество в одной религии… И кто не примет его религию будет уничтожен. Ясно, что эта «религия» будет без Господа Иисуса Христа, и те, кто останутся верными Христу, будут подлежать уничтожению.

Евреи в последние сто лет не раз обьявляли через верную им прессу о рождении их мессии.

Этот лжемессия, видимо, начнет свою деятельность в международной Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Он быстро завоюет восторженные симпатии всего мира благодаря своей «человеколюбивой» деятельности. А став «единым царем» над единым человечеством, он станет «Зверем», «человеком греха», «сыном погибели» (2 Фес. 2:3; 2:7-12).

Подготовка уже завершена. Все начнется с удаления денег, ныне действующих во всем мире, и замены их «электронными деньгами». 6 Единственным документом будет электронная печать на лбу или на правой руке. Уже построен гигантский компьютер в Бельгии, в котором хранятся сведения о каждом человеке в мире. И этот компьютер так и назван — «Зверь». 7 Число «666» уже введено в жизнь… 8 Иными словами, все подготовлено к принятию антихриста и вот он уже объявлен. Пришествие его, если Господь не помилует человечество, было в очередной раз обьявлено «тайной беззакония» на 1992 год, когда ему будет 30 лет.

Америка готовится встречать его. И даже Понтификальная Комиссия при Ватикане приглашает всех католиков «встречать» мессию вместе с иудеями. Я не успел спросить, слышно ли обо всем этом в Москве?» .

Иеросхимонах Кукша (Величко, 1875 — 11/24.12.1964): «Последние времена наступают. Скоро будет экуменический Собор под названием «святой». Но это будет тот самый «восьмой Собор, который будет сборищем безбожных». На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае. Молю вас, стойте в Православной вере до конца ваших дней и спасайтесь!».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Псково-Печерский монастырь (28.05/10.06.1990): «Хранить заветы, которые были даны предшественниками ныне возведенного на Патриарший престол Алексия. Первое. Чтобы был у нас стиль старый! Другого мы принимать не можем. Второе. Чтобы мы были строго православными. Мы никогда ко всем инославным не относились с неприязнью. У нас в этом отношении совесть чиста. Но мы шли своим строго очерченным путем! Как наши предшественники, так и мы, уходящие теперь со дня на день в потусторонний мир, призываем вас хранить чистоту Православия. Третье. О том, чтобы свято хранить церковнославянский язык. Четвертое. Некоторых сейчас страшит VIII Вселенский Собор. Не смущайтесь этим, а только спокойно веруйте в Бога, ибо сказал ушедший в вечность Патриарх в личной беседе, что если что-либо будет на VIII ожидаемом Вселенском Соборе, что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе это не принять. Вот его завещание, сказанное хотя и в частной беседе, а я вам уже повторяю его второй или третий раз в исполнение своей совести, ибо я задавал эти вопросы, и я получал на них ответы. И поэтому меня сейчас не смущает ничто: ни скоротечность времени, ни избрание, что было. Всё это можно обобщить одним понятием: мы живем во времена апокалипсические. А поэтому: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны и тверды. И все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:13-14).

Прельщение

Вначале придут лжехристы (Мф. 24:5), потом лжепророки (Мф. 24:11), а затем и те и другие (Мф. 24:24).

«Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24:5).

«И многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф.24:11).

«…если кто вам скажет: «вот, здесь Христос», или: «вот, там», не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13:21-22).

Иоанн Златоуст писал в связи с этим об «обольстителях, врагах и лжебратьях».

«…будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Петр. 2:1).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в письме игумену Антонию (Бочкову) 18 мая 1861: «Весь мир как бы единодушно устремился на встречу какого-то особенного лица, гения, на встречу великолепную, торжественную. Это очевидно. Лицо так будет замаскировано, что масса признает его мессиею: что же дивного, если пророки его (антихриста — Сост.) явились в образах пророков мессии. Предуготовляется путь, путь мысленный для входа действу льсти (2 Сол. 2:11) в умы и сердца» .

«Постоянная греховная жизнь есть постоянное отречение от Христа, если б оно и не произносилось языком и устами. Но увы! оно уже произносится, начало произноситься давно. Не могут уста и язык не проявлять тайного сердечного отступления и отречения: они как бы невольно высказывают его. Произнесено отречение от Христа и произносится различными еретическими учениями» .

За всю историю Христианства известны только двое-трое называвшие себя Христами. Все они «были всегда слишком микроскопичны, чтобы оставить по себе глубокие следы в истории».

Среди хлыстов есть немало именующих себя «христами» и «богородицами». «Что касается до существования лжемессий после разрушения Иерусалима, — писал священник М. Фивейский, — то их было множество, они существуюти в настоящее время, и без сомнения, появятся в большом числе пред окончательной мировой катастрофой, за которой последует полное обновление настоящего грешного мира» .

«Особенно много, — предупреждает автор анонимной книги «Антихрист», — будет являться всяких лжепророков и лжехристов: вот в такой-то стране, в таком-то месте появился пророк или Христос. Это явление разных лжехристов увенчается уже в конце предантихристовой эпохи явлением лжепророка апокалиптического» .

Антихристы или, вернее, антихристианские лжеучителя, появились еще в апостольские времена, как предвестники антихриста (1 Ин. 2:18; 4:3; 2 Ин. 1:7).

Спасаются немногие

Преподобный отец Лаврентий Черниговский неоднократно повторял, что в ад идут души, как люди из храма в праздник, а в рай, как люди в храм в будний день. Батюшка часто сидел и плакал: жалел людей, которые погибают.

— Сколько же людей набито в пекле, словно в бочке селедки, — говорил старец Лаврентий. Чада его утешали, а он отвечал сквозь слезы:

— Вы не видите. А если бы видели, то как жалко! А в последнее время ад наполнится юношами.

666 ваш паспорт

чипизация началась

звезда МП антихриста

Красный дракон конца света и Блудница на нем

666 на лбу Библия . «Преподобный Леонтий Ивановский говорил, что придут снова к власти коммунисты и будут уничтожать монашество. Монахов и монахинь будут поголовно истреблять, под нож пустят и воздвигнут страшное гонение на православных христиан. Тогда священноначалие пойдет на прямую и открытую смычку с католиками и будут насаждать в храмы явных еретиков. Богородица в алтарях этих храмов Сама невидимо перекувыркнет престолы и в те храмы нельзя будет ходить. И вот тогда Господь поведет на нас китайцев». (Преподобный Леонтий Ивановский , записано по воспоминаниям духовных чад святого).

Высказывания матушки Макарии ( 1926-1993 гг.) о будущем были то ответом на поставленные вопросы, то предостережением, имеющим цель оградить от беды или грядущих испытаний близких ей людей. Говоря о будущем, она ограничивалась часто короткими замечаниями, пояснениями и краткими характеристиками. Мы приводим некоторые из них. Все они были сгруппированы нами по смыслу, а в скобках отмечена дата, когда они были сказаны подвижницей.

«Готовится изменение веры. Когда это произойдет, святые отступятся и не станут молиться за Россию. И тех, кто есть (из верных. — Авт.). Господь заберет к Себе. А епископы, которые это допустят, ни здесь, ни там (на том свете. — Авт.) Господа не увидят (03.08.88).

Скоро служба станет половинная, будет сокращена. (11.07.88). Сохранят службу только в больших монастырях, а в других местах сделают изменение (27.05.88). Я только одно говорю: горе священству приходит, рассыпятся поодиночке и будут жить (28.06.89). В церквях в красных платьях станут служить. Сейчас сатана лукавый будет всех брать (20.05.89). Скоро колдуны все просфоры перепортят и не на чем станет служить (литургию. — Авт.). А причаститься можно будет раз в год. Матерь Божия своим людям скажет, где и когда причащаться. Надо только слушать!» (28.06.89)

Близко время гонений: «Такую путаницу сделают, и душу не спасешь (01.90). Кто будет входить в церкви, станут записывать (18.02.88). За то, что Богу молишься, за то и погонят (20.05.89). Нужно молиться, чтобы никто не знал, молитесь тихонько! Начнут преследовать, забирать (15.05.87). Сначала отберут книги, а потом иконы. Иконы будут отобраны (07.01.88).

Они будут мучать: «Нам не нужны верующие” (14.07.88). Дальше — хуже: церкви закроют, службы не станет, служить будут кое-где. Оставят где подальше, чтобы ни поехать, ни пройти. И по городам, где сочтут, что они не мешают (07.01.88).

Церкви эти, которые строятся и ремонтируются, пойдут на другие предприятия, не станет пользы никому.

Регистрация будет хитро: они останутся называться церкви, а там будет не поймешь что, свое производство, найдут что делать (11.07.88).

Кто Божий, тот антихриста не увидит (07.01.88). Многим будет открыто, куда поехать, куда пойти. Господь своих знает как спрятать, никто не найдет» (17.11.87).

КАНОНИЗАЦИЯ НОВОМУЧЕНИКОВ ХХ ВЕКА

Г.А. ЛЮБИМОВ, профессор МГУ

19 августа 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви канонизированы (причислены к лику святых) более тысячи святых мучеников и исповедников российских ХХ в.


Икона «Собор святых новомучеников и исповедников российских»

В соответствии с древней традицией Русская Православная Церковь с самого начала своего исторического бытия ведет список подвижников веры и благочестия.

ХХ век был веком невиданных гонений на Русскую Православную Церковь, которые привели к мученической гибели сотен тысяч православных священников, церковнослужителей и мирян. Гонения начались сразу после революции 1917 г. и уже в 1918 г. носили массовый и ожесточенный характер.

Советская власть рассматривала Церковь как своего злейшего врага. Характеризуя период первого года после революции патриарх Тихон писал:

«Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного… суда.

Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной “контрреволюции…”. Не проходит дня, чтобы в органах… печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства».

Чрезвычайно жестокой была кампания 1921-22 гг., связанная с голодом в России и изъятием церковных ценностей. Чтобы охарактеризовать политику государства по отношению к Церкви в это время, приведем слова В.И. Ленина из его секретного письма членам Политбюро от 19 марта 1922 г.: «Для нас именно данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову… Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления…

Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

В конце 20-х–начале 30-х гг. одновременно с коллективизацией и раскулачиванием под лозунгом «Долой кулака и его пособника – попа!» проходило искоренение веры в деревне, где влияние Церкви было особенно сильно.

Пик борьбы с религией падает на 1937 г., когда по делам, связанным с исповеданием Православия, было арестовано 136900 человек, из них расстреляно 8530 человек.

В период 50-60-х гг. происходили массовые разрушения церквей и притеснения священников и верующих. Н.С. Хрущевым была поставлена задача полностью уничтожить Церковь в нашей стране к 1980 г.

Таким образом, уничтожение Церкви и физическое уничтожение близких к ней людей всегда было одним из основных направлений деятельности советской власти. В сознании церковного народа невинно пострадавшие в годы гонений епископы, клирики и миряне совершили подвиги мученичества и исповедничества (исповедания веры). Работа по их канонизации (причислению к лику святых) началась в начале 90-х годов. Первый этап завершился 19 августа 2000 г., когда на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви к лику святых были причислены более 1000 новомучеников и исповедников российских, за Христа пострадавших от безбожной власти в период гонений. День их памяти отмечается первое воскресение после 7 февраля.

Примеры мужества, стойкости, верности Православию, явленные новомучениками, демонстрировали высочайшие духовные качества русского человека, которого не смогли сломить ни пытки, ни издевательства, ни смерть. Их пример зовет нас к бескомпромиссной защите Веры и Отечества.

Количество просмотров — 129

Поделиться:

Фотографии обыденной жизни святых 20 века. Блог арт-директора «Нескучного сада» Дмитрия Петрова

20 век при помощи фотографии спрессовал время и пространство. В результате мы можем увидеть, как жили святые: от святого праведного Иоанна Кронштадтского до святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Мы не можем точно представить себе, какой конь вез святого благоверного князя Алек-сандра Невского на битву со шведами. Или где и как обучалась наукам и искусствам в Александрии святая Екатерина. Но мы можем не просто представить, а почти воочию увидеть, как жили в двадцатом веке прославленные в лике святых. Благодаря фотографии. Век выдался страшный – было много кровавых войн и братоубийственных конфликтов, невиданных гонений на христиан. Но продолжалась и просто жизнь: люди учились, рабо-тали, служили, читали книги, ходили в гости. Эти фотографии показывают, что святые — это не сказочные персонажи, не герои легенд — а реальные люди, последовавшие за Христом. Что путь святости открыт для всех.


Святой праведный Иоанн Кронштадский с внучатым племянником Игорем Николаевичем Шемякиным. Подробнее об этой встрече можно прочитать здесь: https://otets-gennadiy.livejournal.com/146546.html


Прав. Иоанн Кронштадтский на прогулке по родным местам. Фотография П. П. Шаумана. 1891 г. (РГБ)


Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и цесаревич Николай Александрович (Николай II) в любительском спектакле в ролях Татьяны и Онегина.


Молодые родители. Император Николай II (слева) с женой Александрой Федоровной (справа) и дочерью Ольгой (в центре). Фото РИА Новости


В 1917 году, после Февральской революции и отречения от престола, бывший российский император Николай II и его семья по решению Временного правительства были высланы в Тобольск. На фото: Николай II с дочерьми Ольгой, Анастасией и Татьяной (Тобольск, зима 1917 года)


Недавно поставленный епископ Ташкентский и Туркестанский Лука (Войно-Ясенецкий). 1923 год


Святитель Лука со своими сыновьями.


Святитель Лука во время операции.


Эвакогоспиталь 1515. Красноярск. 1942 г. Святитель Лука — Профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий с медицинским персоналом госпиталя.


Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский в своем рабочем кабинете в Китае


На острове Тубабао на Филиппинах, где был организован лагерь русских беженцев из Китая после прихода там к власти коммунистов. 1949 год.


Владыка среди детей из приюта свт. Тихона Задонского для сирот и детей нуждающихся родителей.


Святитель Иоанн в своей келье в Сан-Франциско. Использованы материалы: memorial.krsk.ru, iconkuznetsov.ru, pravenc.ru, ioandekronstadt.wordpress.com

Версия для печати

Тэги:

Святые Искусство

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]