Как называется подсвечники в церкви
Подсвечники
В православном храме свет символически обозначает образ Божественного, небесного света. Также он знаменует Христа как Свет, явившийся миру, Свет, просвещающий всякого человека.
В древних византийско-русских храмах всегда были очень узкие окна, которые создавали полумрак в храме. И это означало земную жизнь, которая погружена в тьму неведения и греха. Сумрак являлся как бы образом духовного сумрака, некоего покрова, которым как бы окружены для человека Божьи тайны.
С давних пор при богослужении большое значение имеют свечи и лампады. Они горят и в алтаре в особенном светильнике (семисвечнике), и у некоторых икон в алтарной части. Лампады зажигаются и возле икон в средней части храма. Возле особо почитаемых икон зажигается сразу по нескольку лампад. Помимо этого, там ставятся ещё и большие подсвечники, имеющие ячейки для многих свечей. Подсвечник в храме как раз и служит для того, чтобы любой верующий мог поставить к иконам свечу. При этом большой подсвечник всегда ставится в центральной части храма. Подсвечник с большой свечой используется в церкви на великом и малом входах во время служб. Большая свеча при этом знаменует свет Христовой проповеди и самого Христа, олицетворяющего Свет от Света истинного. Точно такое же значение придаётся и свече в подсвечнике, который используется вместе с кадилом при литургии Преждеосвященных Даров.
Центральная часть храма содержит большой светильник, спускающийся из купола книзу. Он имеет множество огней, которые возжигаются по особенным случаям. Этот светильник называется паникадилом. Подобные светильники нисходят в храм также и из куполов боковых приделов. Эти светильники меньше по размеру и называются поликандилами. Они имеют от семи до двенадцати светильников, в то время как паникадила – более двенадцати.
Почти перед каждым киотом висят несколько лампад, кроме них здесь стоят подсвечники с зажжёнными свечами.
Подсвечники изготавливают из бронзы, латуни. Каждый из них предназначен для определённого количество свеч. Прихожане зажигают свечи, например, за здравие или упокоение, и установленная свеча вместе с молитвой означает усердие в вере.
Первые подсвечники в храмах
Если вернуться в реальность православных традиций, то можно увидеть, что первые подсвечники были просты в изготовлении и в своих геометрических формах. На обычном стилизованном стержне укреплялось блюдо, на дно которого и устанавливали зажжённые свечи. Впрочем, сегодня мастера, изготавливающие православное убранство, свободны в своих творческих фантазиях. Практически все отдельные детали подлежат искусному декорированию на основе библейских сюжетов. Обычно основу составляют витые колонны. Во многих случаях мастера стержню напольного подсвечника придают форму ствола дерева, обвитого виноградными ветвями. Блюдо тоже всячески декорируют. Создаётся сублимированный библейский сюжет, который дополняется Божественной монументальность изделия.
Наше предприятие по производству утвари предлагает православным Храмам церковный подсвечник купить по оптимальным ценам. Недорого стоит светильник односвечный, который верующие называют «тощей свечой». По форме это цилиндр, который обильно декорирован фрагментами библейской реальности. Правда, в последнее время они редко встречаются в православных культовых учреждениях, но в этом и их ценность. Сегодня наше предприятие предлагает подсвечник напольный церковный купить или заказать по чертежам, разработанным служителями Православной Церкви. Искусно изготовленный подсвечник сразу бросается в глаза прихожанам, ассоциируясь в сознании верующих с «неопалимой купиной», со Священным огнем, который долго указывал путь израильтянам во время их жизни в пустыни.
Производство и продажа подсвечников из латуни
Мы не только производим подсвечники на заказ, в ассортименте нашей компании есть различные модели этой церковной утвари компактных и больших размеров. Клиенты могут приобрести простые подсвечники или богато украшенные витиеватым узором высотой от 50 до 520 мм, предназначенные для различного количества свечей. Многие из них являются разработкой наших мастеров, которые в процессе изготовления ориентировались на лучшие образцы церковной утвари самых известных православных храмов. Мы предлагаем подсвечники из латуни и бронзы, материалов, которые наиболее подходят для этого вида церковной утвари. Некоторые модели имеют декоративные элементы из цветного стекла
Что такое церковный подсвечник?
В русском православном храме можно увидеть множество подсвечников, предназначенных для того, чтобы прихожане возжигали свечи перед иконами. Наиболее распространенная конструкция в наши дни – прямоугольный или округлый столик
на высокой
ножке
со множеством лунок для свечей.
Иногда подсвечник для множества свечей именуют поликандилом
, хотя чаще это слово относят к небольшой храмовой люстре с несколькими источниками света.
Разновидности
Центральный
подсвечник – как правило, самый большой. В центре такого подсвечника обычно бывает установлена лампада.
Обычные
подсвечники – ставятся перед иконами, мощами, распятием. Могут быть круглыми или многогранными, реже прямоугольными, с лампадой или без нее.
Детские
напольные подсвечники отличаются от взрослых меньшей высотой. Благодаря этому малышам бывает удобно ставить на них свечи.
Канун
(канон, тетрапод) – заупокойный подсвечник, панихидный стол.
Подвесные
подсвечники (кандила). Встречаются значительно реже напольных. В православных храмах их, как правило, помещают перед чтимыми иконами. Такой подсвечник может иметь лунки для одной или нескольких свечей, а также стаканчик для лампады.
Полезный совет
Перед тем, как начать ставить на металлический подсвечник свечи, его щедро смазывают лампадным маслом. Это облегчит чистку подсвечника от застывших капель воска и убережет его от порчи.
Согласно требованиям пожарной безопасности подсвечник должен стоять на негорючей поверхности. Помимо этого, стоит позаботиться, чтобы воск не падал на храмовый пол, иначе на нем останутся пятна. Поэтому во многих храмах подсвечники ставят на специально вырезанные из подходящих материалов (например, линолеума) круги
.
Из истории
В старину на Руси существовал такой вариант напольного подсвечника в храм, как тощая
(или поставная)
свеча
. Это подсвечник, ножка которого выполнена в виде цилиндрического столбика и сама напоминает огромную свечу. Как правило, такие подсвечники украшались богатой росписью или резьбой. Изначально их делали из полой внутри деревянной колоды, позднее – из фарфора. Орнамент, украшавший «тощую свечу», символизировал райские кущи и представлял собой переплетения диковинных растений.
Что такое богослужебный подсвечник?
Выносные подсвечники для клира представляют собой рукоять, в которую вставляется одна или несколько свечей.
Обычно церковные подсвечники изготавливают из латуни, иногда – из алюминия. История знает золотые и серебряные подсвечники для священнослужителей. Нередко их изящно декорируют: эмалью, позолотой, вставками из камней.
Встречаются дьяконские и иерейские подсвечники с деревянной ручкой, реже – полностью деревянные.
Разновидности богослужебных подсвечников
Выносной подсвечник
выносят из алтаря и ставят перед Царскими вратами в определенные моменты богослужения. Он представляет собой высокий тонкий цилиндр на устойчивой подставке, в верхней части которого располагается лунка для одной толстой свечи. Высота его обычно составляет около полутора метров.
Остальные богослужебные подсвечники являются ручными. Подсвечники определенного вида используются носителями разных служений: архиереями, священниками, диаконами.
Дьяконский подсвечник
рассчитан на толстую свечу – обычно диаметром четыре сантиметра. Он имеет длинную ручку, благодаря которой свеча оказывается приподнята значительно выше рук держащего ее. В старину на Руси дьаконскую свечу именовали ослопной, от слова «ослоп» – дубина, палка. Действительно,
дьяконскийподсвечник
значительно массивнее того, который несет в руке священник. Обычно его длина превышает 40 сантиметров, а иногда приближается и к метру. Такой подсвечник представляет собой длинную ровную рукоять, как правило, полую внутри. Благодаря длине диаконского подсвечника вставленная в него свеча выглядит торжественно, даже если большая часть ее уже сгорела. Такой подсвечник можно держать как одной, так и двумя руками. Подобные подсвечники в определенные моменты службы держат в руках и алтарники (пономари).
Подсвечник церковный: каким бывает?
В современных храмах подсвечник церковный утратил многие свои функции, некоторые разновидности этой утвари не используются ввиду замены на электрические светильники. Разумеется, люстры в храмах и прочие осветительные приборы стараются подбирать максимально схожими по форме с традиционными подсвечниками.
Но, конечно же, не все виды подсвечников перестали задействоваться в церквях. К примеру, подсвечник церковный для нужд молящихся никуда не исчез. По-прежнему задействуется эта утварь и во время богослужений. Также в церковных лавках всегда предлагается широкий ассортимент как подсвечников, так и лампад для домашнего использования верующими.
Какими подсвечники бывают?
Разновидностей этой утвари не очень-то мало, но не в каждом храме используются все существующие виды подсвечников, впрочем, как и электрических светильников.
Многосвечные предметы утвари могут быть представлены или в виде простого блюда, или же оформлены отдельными держателями. При наличии оформления они могут вместить 12, 24, 48 и даже более свечей. Нередко такой подсвечник церковный бывает ярусным и дополненным вставкой под благовония.
Из истории подсвечников для богослужения
Символика подсвечника
сложилась в Церкви в столь отдаленные времена, что осталась практически общей у православных, старообрядцев и даже католиков. Убедиться в этом можно, взглянув на фотографии, где фигурируют практически одинаковые предметы церковной утвари.
Очевидно, что как только распространилась традиция использовать во время богослужения свечи
(а это произошло уже в первохристианские времена), появились и подсвечники. Назначение подсвечника, который держит в руках священно- или церковнослужитель – не только удобство держащего, но и стремление поднять свечу достаточно высоко, в соответствии со словами Спасителя: «
Не ставят светильник под спудом, но на свещнице, и светит всем в доме
».
Про семисвечник
Этот вид подсвечников в современных храмах встречается уже редко. В городских церквях его заменили электрические светильники, схожие с подсвечником внешне.
Это подсвечник церковный напольный. Он рассчитан на семь свечей или же имеет вставки для такого же количества лампад. Устанавливается эта разновидность утвари традиционно с восточной стороны престола в количестве одной штуки. Однако при больших службах количество семисвечников может быть увеличено, а место их размещения изменено.
Про напрестольные свещники и лампады
Напрестольный – устанавливаемый священником подсвечник. Под церковную свечу, одну, применяемую при служении. Напрестольные свещники всегда парные. В каждом из них закрепляется одна большая и красивая свеча. Устанавливаются эти предметы утвари на восточные окончания престола – с севера и с юга.
Лампады бывают двух основных видов, согласно их предназначению и способу использования. Первая разновидность – это подсвечник церковный, полузакрытый и, как правило, подвешиваемый на стене. Существуют и лампады, не предназначенные для свечей, а просто заполняемые маслом. Именно они были первыми христианскими светильниками. В богослужениях такие лампады не используются, их функция только в одном – в освещении храмового помещения.
Вторая разновидность лампад применяется при церковных службах. Это переносной подсвечник, носимый диаконом и называющийся «кандило». Нередко такую утварь называют полиелейным подсвечником.
Про дикирий, трикирий и подсвечник для одной свечи напольный
Дикирий, как и трикирий, – праздничная, парадная утварь. Ею пользуются архиереи при совершении торжественных богослужений. В дикирий устанавливается две свечи, а в другой подсвечник, соответственно, три. Во время хода служения с их помощью архиереи благословляют верующих. Свечи, используемые в этих видах утвари, имеют собственные названия – осеняльные, двух- либо же трехплетеные.
Редко сейчас можно увидеть в действующем храме стоящий на полу, большой и тяжелый подсвечник. Для церковной свечи, большой и долго горящей, ввиду электрификации места в залах не осталось. Хотя в некоторых храмах и сохранилась эта утварь, и ею украшают помещение перед особенными служениями, проще увидеть такой подсвечник в музеях, чем в церквях. Называется такой подсвечник «вощаница». Внешне он представляет из себя цилиндрическую подставку под свечу, размещенную на высокой «ноге», причудливо и крайне богато декорированной.
Духовно-символическое значение подсвечников для богослужебных свечей
В подсвечнике можно увидеть метафору благоговения: мы прикасаемся к источнику света (который символизирует благодать) не напрямую, а держа его с помощью благолепно украшенной утвари. Впрочем, никогда не существовало запрета на то, чтобы держать свечу во время богослужения без подсвечника.
Трикирий
– подсвечник на три свечи, символизирует Пресвятую Троицу.
Дикирий
– несет в себе две свечи и напоминает верующим о двух природах Господа Иисуса Христа: Божественной и человеческой.
Примикирий
– говорит о единстве Церкви, о том, что ее Предстоятель является образом Христа.
Горящая свеча в руках священника и диакона символизирует свет Евангельской проповеди.
Источник
Про подсвечники для нужд верующих
Это те предметы утвари, на которые молящиеся ставят свечи перед образами святых. Их исполнение может быть различным, никаких канонических ограничений на форму или же внешний вид такой утвари не существует.
Как правило, в небольших храмах с малым числом прихожан задействуются не особо большие подсвечники, простые по форме. Обычно в современных церквях ставятся предметы утвари с наличием отдельных формочек-держателей для каждой свечи и местом для лампады или же курильницы в верхней центровой части.
Если храм принимает различное количество верующих, к примеру, расположенный близ дорог или же у больших рынков, то в его зале обычно используется подставка под свечи без отдельных формочек, в виде простого большого блюда. Независимо от наличия или отсутствия держателей для каждой свечи, такие предметы церковного обихода могут быть как одноярусными, так и напоминающими этажерку. Многоярусные подсвечники обычно установлены в больших храмах, например соборах.
Источник
Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре.
Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею — белою, из полотна, и верхнею, — из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.
На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.
Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).
Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющейся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.
На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.
Евангелие, это — слово Божие, учете Господа нашего Иисуса Христа.
Крест, это — меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть.
Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.
Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.
За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения.
На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно:
1. Св. Чаша, или потир, в который перед Литургией вливается вино с водою, прелагаемое потом, за Литургией, в кровь Христову.
2. Дискос — небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для преложения его в тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли и гроб Спасителя.
3. Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя.
4. Копие нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.
5. Лжица — ложечка, употребляемая для причащения верующих.
6. Губка или плат — для вытирания сосудов.
Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).
Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов.
На жертвеннике еще находятся ковш, в котором подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.
В алтаре еще находится кадильница или кадило — укрепленный на цепочке сосуд, который распространяет благоуханный дым — фимиам (ладан). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом. Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.
В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.
Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе — Божеское и человеческое.
Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу.
Рипидами или опахалами называются прикрепленные к рукояткам металлические круги, с изображением на них херувимов. Рипидами диаконы веют над дарами, при освящении их. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения св. Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении таинства Причащения.
С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Свечи прихожане берут в свечном ящике — особом месте у входа в храм. Зажженная свеча означает нашу пламенную любовь к Богу, Пресвятой Богородице и всем святым, к кому мы обращаемся с молитвами.
В особом месте храма (обычно с левой стороны) устанавливается канун — небольшой столик с изображением Распятия и ячейками для свеч, которые верующие ставят об упокоении близких, родных и знакомых.
Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
При подготовке материала использовались следующие труды: «Закон Божий», протоирей Серафим Слободской. «Православие для детей», О.С. Барило.