Храм — это особое место. Туда можно прийти просто так, ради того, чтобы помолиться в тишине и одиночестве. Вырваться из нашего шумного мира с его бесконечной спешкой и суетой. Помолиться перед иконами, поставить свечи. В общем, хотя бы на несколько минут отрешиться от суетности. И уловить знакомый и какой-то щемящий запах. Чем пахнет в старой церкви?
Восковая свеча
Чем пахнет в церкви, какие свечи издают нежный и приятный аромат, который хочется вдыхать снова и снова? Конечно же, восковые. Воск считается самым чистым веществом. Свеча — это маленькая жертва Богу от человека. А разве можно приносить Богу в жертву что-то плохое? Нет, Ему полагается отдавать лучшее. А не как в хорошо известной всем нам пословице: «На тебе, Боже, что мне негоже». И такое отношение к Создателю в корне неверно. Он же не забывает заботиться о нас: будит по утрам, позволяя увидеть новый день, отзывается на наши просьбы, помогает и не оставляет в скорби. Почему же мы не пытаемся дать Ему лучшее?
Ладно, оставим лирику. Богу всегда все самое чистое — это истина, установленная с древности. Чистый ладан для богослужения, чистые свечи, чистый елей. В общем, все лучшее. Иные свечи содержат примеси, их невозможно назвать чистыми. Кроме религиозной мотивации здесь есть еще и чисто бытовая. Воск не загрязняет воздух, от него исходит приятный аромат, а самое главное — он не коптит до такой степени, чтобы портить храмовые фрески и иконы.
Свеча — это символ горения душ человеческих верой. Символ огня души. Видимая жертва Богу от грешных Его рабов. Кто-то скажет, что восковая свечка стоит недешево. А разве жертва может быть дешевой? Она делается от души. Когда человек что-то делает от души, хочет подарить прекрасный подарок близкому, например, он не считается с затратами. Свечка на порядок дешевле, чем какое-нибудь украшение для любимого человека.
Еще один запах
Он нематериальный, его невозможно почувствовать носом. Только душой. Чем пахнет в церкви еще? Спокойствием и безмятежностью. Как в родительском доме, где нас ждут и любят. Где можно полностью расслабиться, ощутить себя в безопасности и довериться близким. Так же и в храме, только там мы доверяемся самому Господу Богу.
Церезиновые свечи
В отличие от восковых, они состоят из воскообразного вещества. И не являются чистыми. А благодаря тому, что церезиновые свечи — это кладезь примесей, еще и не очень полезны для использования.
Чем плохи такие свечи? Во-первых, они плохо пахнут. И если сейчас, отвечая на вопрос «чем пахнет в церкви?», вспоминаются только приятные запахи, то после общения с «подделками»-свечами они улетучатся. И это только минимум неприятностей. Самое ужасное, что эти свечи сильно коптят. И тем самым портят красивую храмовую роспись, загрязняют иконы.
Да, они дешевые. Но качество оставляет желать лучшего. Почему же их продают, задастся вопросом иной человек. Увы, но понятие выгоды существует везде. И иные приходы это слово стороной не обходит. Не станем развивать эту мысль во избежание осуждения. Просто будем иметь в виду, что лучше восковых свечек ничего еще не придумали.
Виды свечек
Церковные свечи бывают двух видов — восковые и с примесью церезина. Церезин — это не чистый воск, а воскообразное вещество с различными примесями. И чем же отличаются эти свечи? А об этом подробно рассказано в следующем подразделе.
Миропомазание
Кто хотя бы раз участвовал в этом таинстве, знает, чем пахнет в церкви, кроме ладана и воска. Миром там пахнет. И тем самым, спокойным, безмятежным, не терпящим суеты, которого так не хватает за воротами храма. И миром — маслом с добавлением различных благовоний.
Как правило, запах у такого масла очень приятный и нежный. Когда можно столкнуться с ним? В момент помазания. Это происходит на вечерней службе, когда священник рисует на лбу прихожанина крест маслом. Это очень грубое объяснение, но оно сделано для того, чтобы хоть немного было понятно, что такое миропомазание.
А обряд таков: верующий прикладывается к праздничной иконе, стоящей в центре храма, ближе к амвону. Священник, в свою очередь, стоит лицом к этой иконе, также в центре храма. После того, как человек поцеловал икону, он подходит к батюшке. И тот совершает чин Миропомазания. Затем это ароматное масло растирается по всему лицу.
Для чего нужен ладан
Согласно библейской Книге Товита, каждение означает силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8:2-3).
Каждение ладаном совершается священником или дьяконом. Для этого используется кадильница и горящий уголь. Перед совершением каждения священник благословляет кадило и произносит молитву:
«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню́ благоуха́ния духо́вного, е́же прие́мь в пренебе́сный мысленный Твой жертвенник, возниспосли́ нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.»
Ладан является жертвой (приношением) Богу, кадильный дым означает присутствие и благоухание благодати Святого Духа. Он, наполняя все пространство храма, напоминает христианам о невидимом присутствии Бога. Дым от каждения во время утренней службы напоминает облако, которое покрывало ветхозаветную скинию.
«Мы приносим в храм елей, воск и фимиам: елей – во образ Божественной милости; воск, выделяемый из множества цветов, во образ всесовершенного приношения и всеобщей нашей жертвы; фимиам – во образ Божественной любви, всем преподаваемой, также и во образ благоухания Духа Святого» (святитель Симеон Солунский, 15 век).
Совершать грехи так просто
Вспомним, как поет Круг: «В старой церкви пахнет воском, я не в силах промолчать. Совершать грехи так просто…».
Что там дальше, кто вспомнит? «Но не просто искупать». Очень точно подметил давно почивший певец. Грех входит в нас тоннами, а покидает с огромным трудом, едва-едва. И как мы искупаем свои грехи? В первую очередь покаянием. Причем не только на словах. Пришли мы на исповедь, перечислили свои грехи, прочитал над нами батюшка разрешительную молитву и…? И пошли грешить дальше. Совершать те же самые вещи, в которых покаялись. Какой смысл от такой исповеди, назревает вопрос.
Смысл исповеди — в истинном покаянии. А оно подразумевает под собой отказ от греха. Переосмысление собственной жизни, когда человек приходит к осознанию того, что все! Не хочу больше жить так и совершать то-то и то-то. В этом и есть смысл раскаяния, в избежании греха и добровольном отказе от него.
Когда мы искренне каемся, просим прощения, тогда хотим хотя бы маленькую лепту принести Богу. И задумываемся, что мы можем дать Тому, Кто дает нам все? Поставить свечку, помолиться от души, поблагодарить от сердца. Это вполне под силу каждому.
Как пользоваться освященным маслом?
Благо от применения освященного масла будет, прежде всего, для каждого истинно верующего христианина. Верно утверждал Апостол Павел, что верующему на благо пойдет все. Освященному маслу не случайно приписывают чудодейственные возможности, но, разумеется, исцеляет не столько само масло, сколько молитвы и сила веры.
Освященное масло особенно быстро поможет тому, кто живет жизнью Церкви, не пропускает Причастие и Исповедь. После службы при чтении дома молитв перед сном советуют осенить себя крестным помазанием освященным маслом.
Наносить масло следует крестообразно от правой стороны к левой, непосредственно осеняя крестом больное место. После нанесения масло можно растирать для лучшего впитывания. Наносится масло либо с помощью специально приобретенной для этих целей небольшой кисточки, либо фитилем свечи.
Суеверия
Иногда человек недоумевает: хотя я не в церкви, пахнет ладаном. Действительно, такое изредка случается. Не надо этого пугаться. На самом деле организму свойственно иногда выдавать желаемое за действительное. Так называемый «сбой в программе». Допустим, кто-то давно не ел колбасу, и очень хочет ее съесть. И ему кажется, что в квартире пахнет колбасой, хотя в холодильнике ее и в помине нет, и никто не может ее резать в данный момент. Это игра организма, не стоит обращать внимания.
Так же и здесь. Люди начинают паниковать, приписывать этому сверхъестественные объяснения. Вплоть до предупреждения о собственной кончине. Все это бред, самый настоящий. Не стоит искать мистический смысл в том, где его нет.
Вообще, связывать церковь и мистику не нужно. Бог никогда не даст человеку того, что тот не понесет. Как говорила одна инокиня, когда перед ней начинали вещать о том, что боятся увидеть или услышать что-то потустороннее: «Как же, держите карман шире».
Бессмысленно и беспощадно
Муж приходит домой, жена встречает. Улавливает странный запах и думает: «Почему от мужа пахнет церковью? Ой, быть беде. Что-то случится. Умрет он, наверное».
А может, супруг после работы зашел в ближайший храм, свечку поставить. Не был давно, потянуло его туда. Муж — человек неверующий? В магазин зашел, столкнулся с каким-то парнем. А этот парень оказался алтарником. И запахом церковным уже пропитался. Вот и мужа слегка пропитал. Так что, милые дамы, не надо хоронить супруга раньше времени и начинать себя накручивать. Всему всегда есть объяснения. И лучше подойти ко второй половине с вопросом о его последних местах посещения, чем ломать над этим голову.
И еще коротко о том, чего не нужно делать. Это верить бабушкиным сказкам. Иногда заходишь в храм, а там, у подсвечников остроглазые бабульки. Все они видят, все замечают. И начинают шипеть вслед: «Свечку левой рукой взяла, вот окаянная. Нельзя левой рукой свечи ставить, грех это. И к иконе в брюках подходить нельзя, Бог накажет. И каблуками-то как гремит, как нечистый копытами». Знакомо, да? Так вот, политика этих бабушек не имеет никакого отношения к православию. Что же они делают при храме тогда, будучи абсолютно неграмотными в этом деле? Подмечают недостатки других и учат жизни. Относиться к этому стоит с юмором, но ни в коем случае не пугаться и не брать глупостей в голову.
Как хранить освященное масло?
Освященное масло относится к числу наиболее почитаемых и оберегаемых Святынь Православия, поэтому хранить флаконы с маслом надлежит в соответствующем месте — рядом с домашними иконами. Масло нельзя размещать рядом с медикаментами, косметическими средствами, в холодильниках.
Итогом поездки по дальним Святым местам часто становится приобретение многочисленных редких и особенно целебных освященных масел от мощей. Такие уникальные масла удивительно быстро вылечивают болезни, но и их объем не так велик, что можно раздать масло всем знакомым и болящим.
Дивеевские традиции позволяют в таких случаях подготовить чистый флакон, наполнить его простым растительным маслом и путем сопроводительных молитв освятить на дарение. Молитвы над приготовляемым составом должны непременно включать в себя обращение к Богородице, молитву «Отче Наш…» и молитвенное слово к тому святому, от чьих мощей освящено ваше масло.
Резюмируем
Итак, мы выяснили, что в старой церкви пахнет воском, ладаном и миром. Вспомним еще раз, что это такое.
Воск — это экологически чистый материал, получаемый в результате труда пчел. Из воска делают настоящие, пахучие свечи для богослужений.
Ладан — ароматическая древесная смола. Используется в качестве основного атрибута при каждении, а значит, и на службе. Ибо каждение осуществляется при богослужении. Ладан бывает трех видов: аравийский, сомалийский и индийский. Запах у него сладкий, с нежными примесями лимона.
Миро — масло с благовониями. Употребляется на службе для совершения чина Миропомазания.
Церковные благовония
Евангелие свидетельствует, что волхвы принесли Спасителю золото, ладан и смирну. Если с первым даром все относительно понятно, то последующее вызывает вопрос: чем смирна отличается от ладана? И почему паломники с Востока поднесли новорожденному Богомладенцу ладан – как Богу, а смирну – как смертному человеку?
В Ветхом завете ладан был одним из компонентов воскуряемого в храме благовония – фимиама, использование которого в быту было строжайшим образом запрещено. Сам по себе ладан мог использоваться и в мирских целях: для лечения, ароматизации воздуха в жилище или даже в качестве духов. Фимиам, помимо ладана, включал в себя стакти, оних и халван. Стакти, согласно мнению многих толкователей, – это мирра (смирна) – смола миррового дерева. Халван – также смола, добытая из растения рода Ферула. Оних – вещество более неожиданного происхождения: вытяжка из определенного рода моллюсков. Таким образом, ветхозаветный фимиам можно сопоставить с современным ладаном, имеющим в своей основе древесную смолу, дополненную ароматическими веществами различного происхождения.
Ладан и смирна
И ладан, и смирна – это благовония, пришедшие к нам из восточных стран: Аравии, Египта, Индии. Когда-то они ценились очень дорого. Изначально
они представляли собой смолу деревьев определенных пород. На востоке для изготовления ладана чаще всего использовали и используют смолу босвеллии – вечнозеленого южного дерева. Существует версия, что вместо слишком дорогой на Святой земле привозной смолы босвелии мог применяться более доступный сок местного средиземноморского кустарника – ладанника. Смирну добывали из другого вечнозеленого дерева – коммифоры. Со временем же смирной стали именовать жидкое благовоние с «церковным» ароматом. В дореволюционных текстах встречается лиричное название «росный ладан». Так именовали ладан, приготовленный из смолы стираксового дерева. Стираксовый (росный) ладан стоил дешевле босвеллиевого и имел приятный, но несколько раздражающий запах. На Руси ладан издревле ароматизировали с помощью ароматных трав – в частности, аниса и тимьяна (чабреца), именовавшегося Богородской травой, а также меда.
В наши дни ладан может быть как натуральным, так и содержащим искусственные компоненты. Наиболее распространенный в нашей стране вариант – натуральная смола с добавлением ароматических добавок. Добавки эти могут быть как обычными парфюмерными маслами, так и вытяжками из ценных пород древесины и растений, натуральными эфирными маслами.
Сегодня ладан производят как в Греции, в частности – на Афоне, так и в нашей стране, а также во многих других государствах христианского и даже исламского мира. Афонский ладан представляет собой смолу босвелии, которой придают яркий запах с помощью парфюмерных добавок европейского производства (как правило, немецкого, французского или швейцарского). Производят ладан и на Кипре, и в США – известен своим качеством ладан, созданный в Преображенском монастыре в Бруклине. Автору статьи запомнился ярко выраженным хвойным ароматом изготовленный старообрядцами в Сибири кедровый ладан. Ценители используют для каждения чистую смолу, привезенную из стран Аравийского полуострова и Восточной Африки. Из Польши привозят травяной ладан, а из ОАЭ – «бахур», ладан, включающий в себя щепочки благовонной древесины и комочки древесной муки. Российские производители используют как привозную смолу босвелии, так и отечественную – сосновую. Некоторые из них провели серьезную работу по восстановлению старинных рецептов ладана.
Босвеллия — ладанное дерево
Мирру использовали для бальзамирования тел умерших – считалось, что она препятствует разложению. Вспомним, что снятое со Креста тело Спасителя Иосиф и Никодим умастили смесью алоэ и мирры (смирны) и обернули плащаницей. Именно так в Иудее того времени погребали усопших. Само слово «мирра» происходило от слова «горькая», что указывало и на тональность ее аромата, и на употребление. Это благовоние устойчиво ассоциировалось с грустью, напоминало о кончине.
Миро
Миро, используемое при богослужении, в отличие от ладана недоступно мирянам. Традиция эта продолжается еще со времен Ветхого завета, где состав и использование мира были строго определены Священным писанием. В книге Исход мы встречаем рецепт ветхозаветного мира: «И сказал Господь Моисею: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания» (Исх. 30:22-25). Таким миром помазывали на царство древних царей Израиля.
В Новом завете миро используется для нескольких целях: при помазании новокрещенного, при освящении храма и при помазании на царство в христианских монархических государствах. Таинство миропомазания заменило собой возложение рук, через которое апостолы низводили благодать Святого Духа на новокрещенных христиан. Приготовление мира продолжается несколько недель. Состав этого вещества сложен: включает около пятидесяти компонентов, среди которых – чистый елей, белое вино, ладан, лепестки роз, розовое, лимонное и гвоздичное масла и т.д. В среду Крестопоклонной седмицы по совершении особого молебна все компоненты смешиваются, с тем, чтобы настаиваться до начала Страстной. С Великого понедельника миро варят на малом огне на протяжении трех дней. Все это время священники читают над миром Евангелие. Церковное миро освящает сам Святейший патриарх, в строго определенный день – Великий четверг. В новое миро обязательно добавляют немного старого – таким образом соблюдается преемственность с древнейших, апостольских времен. Затем миро раздают приходам и монастырям – так обеспечивается духовное единство всех храмов, всех верующих. В свете знания об этом приобретает особый смысл известное присловье «одним миром мазаны». В храме миро хранится на престоле, в особом сосуде – мирнице.
В церковных лавках можно встретить привезенное со Святой земли благовоние, также именуемое миром. Оно не несет сакрального значения, но напоминает о том мире, которым Мария – сестра Марфы и Лазаря, а затем еще одна женщина – раскаявшаяся грешница, помазали ноги Спасителя незадолго до Его Страданий. Как упоминается в Евангелии, такое миро делалось из нарда – травянистого растения, ароматное эфирное масло которого стоило очень дорого. В наши дни у паломников и жителей Палестины существует традиция возливать такое миро на Камень помазания в храме Гроба Господня, вспоминая о том, как умащали на этом камне благовониями бездыханное тело Спасителя. Многие верующие с благоговением хранят это ароматическое вещество у себя дома, добавляют его в масло лампады, помазуются им. Примерно такую же символику имеют и другие благовония, которые можно встретить в церковных лавках.
Елена Вишковская