«Нас не спасут правящие мира сего»: Афонский старец Парфений обратился к современным политикам


«Нас не спасут правящие мира сего»: Афонский старец Парфений обратился к современным политикам

В большинстве православных храмов России и мира Пасхальные богослужения прошли при практически полном отсутствии прихожан. Но врагам Церкви и этого мало: они хотели бы вовсе закрыть наши святыни. И пандемия коронавируса здесь только предлог. Со словами об этом через телеканал «Царьград» обратился ко всему современному миру афонский старец Парфений.

Пасха-2020: Праздник праздников при закрытых храмах

Пасха-2020: Испытание веры
Пасха 2021 года определённо попадёт в учебники церковной истории как первое Светлое Христово Воскресение, прошедшее в большинстве приходов Русской Православной Церкви без прихожан. Коронавирус не просто внёс свои коррективы в нашу жизнь. Он стал самым настоящим испытанием нашей веры. И в том числе показал, как многие современные чиновники относятся к Православию и Церкви: торговые центры, алкомаркеты, салоны красоты и даже абортарии – открыты, храмы – закрыть!

Так, предписанию главного государственного санитарного врача по городу Москве Е. Е. Андреевой, в нарушение конституционных прав верующих и в отсутствие официально объявленного карантина императивно указавшей священноначалию Московского Патриархата закрыть все православные святыни для верующих, ещё предстоит дать должную оценку. Но факт остаётся фактом, Церковь была вынуждена подчиниться этому предписанию, формально продиктованному заботой о населении в условиях распространения коронавирусной инфекции, но по факту продемонстрировавшему, что современные чиновники мало отличаются от их советских предшественников времён антицерковных гонений:

Обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) подведомственных Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений.

Вот так, категорично, безапелляционно, а по сути, хамски. И в большинстве регионов России, даже минимально затронутых коронавирусом, по столичному примеру были изданы такие же предписания. В итоге Пасхальные службы прошли практически в пустых храмах. Даже в Храме Христа Спасителя Патриаршее богослужение было крайне немноголюдным. Но в самом его начале было явлено великое утешение: усилиями Фонда Андрея Первозванного и лично его главы Владимира Якунина из Святого града Иерусалима в Москву прибыл Благодатный огонь.

Святейший Патриарх Кирилл с Благодатным огнём и В. И. Якунин перед началом Пасхального богослужения 2021 года. Фото: patriarchia.ru

И слова Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, принявшего эту святыню, подтверждают: Господь даровал нам шанс на исправление, поскольку для большинства верующих очевидно, что сегодняшнее испытание – это в том числе и наказание за наше многолетнее пренебрежение храмовыми богослужениями:

Присутствие святого огня на Пасхальном богослужении является ярким символом непоколебимой связи с тем местом, где воскрес Христос, а это означает, что и со всем тем великим преданием, которое от гроба Воскресения дошло до нашего времени и принесло нам спасительную православную веру, силу которой мы особенно ясно чувствуем в день Святой Пасхи. Пусть Господь помогает нам, опираясь на эту силу, преодолевать, в том числе, и особые обстоятельства сегодняшнего дня, укрепляя нас в вере, в добром здравии, в духовной и физической силе.

Не мешает ещё и ещё раз напомнить: всем православным христианам стоит понимать, что чудо схождения Благодатного огня самоценно не само по себе, но именно как предвестие Величайшего из Чудес в человеческой истории – Воскресения Христова. А потому, несмотря на пустые храмы, Главной вестью Пасхальной ночи стали слова «Христос Воскресе!», слова, побеждающие любые сомнения и любые тревоги, в том числе по случаю сегодняшнего морового поветрия – пандемии коронавируса.

Вызов современного мира и афонский ответ

Однако эта Пасхальная весть не даёт покоя современным богоборцам. А потому неслучайно западные таблоиды уже назвали празднование Пасхи в России «угрозой мировому сообществу». Так, британская газета Financial Times, уже не раз отметившаяся в особых чувствах к Русской Православной Церкви, сегодня, 20 апреля 2020 года, вышла с очередной русофобской, а главное антицерковной статьёй, вынеся её на первую полосу своего весьма влиятельного на Западе издания.

Но словно ответом тем, кого страшит Светлое Христово Воскресение, в этом году стали слова игумена афонского монастыря святого Павла старца Парфения, обращённые к современному миру через наш телеканал. Архимандрит Парфений (Мурелатос) является одним из самых почитаемых афонских старцев, и в своём обращении он с особой скорбью отметил попытки современного постхристианского, а во многом антихристианского мира использовать коронавирус как предлог для закрытия храмов. С горечью о.

«Два старца». Афонский архимандрит Парфений (Мурелатос) и русский схиархимандрит Илий (Ноздрин). Фото: patriarchia.ru

Старец Парфений призвал политиков открыть закрытые ими храмы, чтобы верующие смогли вымолить поражённый коронавирусом мир, подобно тому, как это сделали жители ветхозаветной Ниневии:

Я прошу всех политиков и людей Церкви: позовите людей, откройте храмы, пусть люди выйдут на улицы, пусть возьмут иконы, пусть пройдут крестным ходом, пусть молят всемогущего Господа, чтобы избавил от нас от напасти. Нас не спасут правящие мира сего, лишь всемогущий Господь может это сделать. Один только Он может нас спасти. Давайте молить Господа, всемогущего Бога нашего, пусть избавит Он нас от напасти, иначе пропадём мы все.

Но при этом старец Парфений абсолютно уверен, что бы ни делали современные политики, включая откровенных врагов Церкви, Воскресший Христос непременно одержит победу:

«Нас не спасут правящие мира сего»: Афонский старец обратился к политикам и верующим

«Обращаюсь к политикам: вы готовитесь закрыть на замок весь мир, но для вас это обернётся величайшей погибелью, ведь тем самым вы несправедливо поступаете с нами, а мы, христиане, верим во всемогущество Господа нашего, мы крещены и миропомазаны, и это – дар Святого Духа… Все, кто не крещён, все, кто хочет запереться в своих домах, пусть делают всё, что им заблагорассудится. Но не принуждайте нас, христиан, ведь что бы вы ни делали, Христос одержит победу… Не доверяйте сионистам, масонам, дьявольским отродьям, ведь нет у них веры, мы же веруем в Бога Истинного, и что бы ни выпало на нашу долю, мы исповедуем веру в Иисуса Христа, Распятого и Воскресшего, и надежда наша только на Всемогущего Господа. Я поздравляю вас с праздником и говорю: Христос Воскресе!»

Добавить нечего: «Воистину воскресе Христос!»​

Empty

  • Печать
  • Электронная почта


21 июля 2006 года в Перми пожар уничтожил почти целый квартал. Чудом сохранился лишь один дом, хотя слева, справа и сзади стоящие от него все строения сгорели дотла. Никто не мог объяснить, почему пожар не затронул этот дом, пока в нем не нашли одну фотографию. На ней был изображен иеросхимонах Парфений (Гвоздев), а на обратной стороне была надпись: «… где моя карточка будет, воров и пожара там не будет…»

Отец Парфений (в миру Петр Константинович Гвоздев) родился 29 июня (12 июля) 1840 года в Петергофе. Двадцати трех лет он поступил в Сергиеву пустынь, а оттуда через семь лет прибыл на Афон. Старец Сергиевой пустыни отец Макарий не пускал своего послушника на Святую Гору. Но через некоторое время он умер, и разрушилась преграда на пути к Афону.

Но отца Парфения долго смущала мысль, что он ушел туда без благословения игумена Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни, и старца отца Макария. Но когда он плыл на корабле, облокотившись на его борт, то задремал. И вот ему в сонном видении явился старец Макарий. Петр упал на колени, прося прощения, что уехал на Афон без благословения игумена. Старец же ничего не сказал своему послушнику, а только поцеловал его. Это означало, что он простил будущего афонского монаха.

Послушник Петр прибыл сначала в Руссик и хотел остаться там, но волей Божией старцы не приняли его сразу, а благословили посмотреть другие афонские обители. В это время иеромонах русского монастыря Пантелеимон (Сапожников), оставивший записки, которые легли в основу книги иеромонаха Антония Святогорца «Афонские подвижники благочестия 19 века», по благословению старца Иеронима обходил афонских пустынников.

Великий русский старец поручил собрать ему сведения о грузине иеросхимонахе Иларионе, афонском духовнике. В качестве помощника отец Пантелеимон выпросил у молдаванина отца Феофана, жившего на Керашях, его ученика — монаха Виссариона, хорошо говорившего на греческом языке и к тому же знакомого со многими здешними старцами. Место ученика отца Феофана и занял на время Петр.

Но вскоре старец узнал, что живущий неподалеку русский монах Макарий тяжело заболел, и отправил Петра к нему на помощь. Отец Макарий лежал в постели. Наступило время трапезы. Петр, прочитав в своей жизни много книг о подвижниках, знал, что многие из них питались обыкновенной травой. Увидев много зеленой травы, незадачливый послушник решил приобщиться к подвигам отцов и сварил себе кушанье из травы, которую нарвал около кельи.

Но лишь только проглотил он несколько ложек, как перед ним предстало какое-то страшилище. По бесовскому прельщению показалось Петру, что стоит чудище около двери кельи, хотя в действительности это было окно, за которым была пропасть. Испугавшись страшилища, он бросился бежать в «дверь» и, разбив стекла, упал в пропасть. Как он летел, не помнил, не чувствовал уже ничего. Но, удивительно, что он, упав в пропасть, не разбился, а только повредил себе ноги, оставшись на всю жизнь хромым.

Живший высоко на горе русский монах Павел заметил в глубине пропасти лежащего человека и сказал об этом отцу Макарию, который уже недоумевал, куда девался его послушник. Тут они увидели упомянутое варево, и им стало все понятно. Спустившись в пропасть, они на руках окружным путем принесли Петра к Хаджи Георгию. Опытный старец дал Петру выпить сразу три стакана оливкового масла, чтобы остановить действие ядовитого зелья. Но больной сильно ослаб.

Старец совершил над ним Таинство Елеосвящения, но улучшения не было. Тогда с разрешения отца Феофана, у которого Петр был в тот момент послушником, он постриг его в великую схиму с именем Парфений. Над ним прочитали отходную, и старец Хаджи Георгий положил на лицо Парфения икону «Скоропослушницы», которую взял из своего храма. Великая схима, принятая на Афоне, подразумевает, что тело монаха должна принять святогорская земля. Произошло чудо: схимонах Парфений не умер и через два месяца был абсолютно здоров.


Иеросхимонах Парфений (Гвоздев).

Икона была передана новому схимонаху, и он до конца своей жизни хранил ее и почитал как чудотворную. Отныне и до самой смерти место схимонаха Парфения было здесь, на афонской земле. Не он выбрал себе дорогу, а Сам Господь поставил его на афонскую стезю. И он стал единственным русским послушником великого старца. Пришлось выучить греческий язык. Постепенно стали приходить и другие русские, которые искали старцев, подобных отцу Георгию.

Здесь следует отметить, что в этой келлии был самый суровый на Афоне устав. Масло, вино, рыбу, сыр, яйца здесь не вкушали даже в Пасху. Не обходилось и без искушений. Некоторые старцы обвиняли отца Георгия в том, что многие его молодые послушники умирают, не вынося подобного сверхтяжелого устава.

После смерти Хаджи Георгия в 1886 году его место [старца] занял схимонах Парфений. К тому времени братство Хаджи Георгия, сменив несколько мест, поселилось в Благовещенской келлии около Кареи. Келлия была известна своим книгоиздательством и благотворительностью. Раскрываем всем известную книгу «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского» и читаем, что издана эта книга Благовещенской келлией старца Парфения на Афоне. Впервые русский читатель увидел эту книгу благодаря афонскому старцу. Жизнеописание старца Хаджи Георгия было также составлено и издано его учеником Парфением, его можно прочесть в упоминавшейся уже книге иеромонаха Антония.


Благовещенская келлия начала XX века.

Кстати, и после смерти старца отец Парфений со своей многочисленной братией держался его устава, самого строгого на Афоне. Большевик Семенов, посетивший Афонскую Гору до революции, возмущался в своих записках, изданных в России с целью нанести удар по авторитету чтимого в народе святого места, что никто из молодых не может удержаться в келлии у отца Парфения, что подобные мучения голодом могут вынести только старики.

Как и во многих других афонских келлиях, здесь занимались иконописанием, и обитель прославилась своими иконами не только в России, но и за рубежем. Иконы, написанные братией Благовещенской обители, можно было встретить и в Берлине, и даже в Америке. Рижский архипастырь в свое время благодарил отца Парфения за иконы, присланные для задвинской Троицкой церкви. Благотворительность же отца Парфения стала легендарной. Мало того что никто из афонских сиромахов и бедняков не уходил без «благословения» — так на Афоне называется специальный дар, но отец Парфений получал по тридцать писем в день от российских бедняков, на которые отвечал.

«На широком дворе кучка нищих монахов пандахусов*, болгар, греков — все ждали милостыни от старца схимонаха Парфения. С особой наивностью, которая бывает только лишь у невинных детей, да чистых сердцем и помыслом людей, он тщетно изыскивает способы накормить и напоить алчущих и жаждущих», — пишет один из посетителей келлии.

«Не забывайте бедных и помните, что дающему Господь воздаст вдвое; помните, что мы, бедные келиоты, зависим от всего, от всяких случайностей, а вы человек, пишущий в газетах, не пишите в них неправды», — эти слова, сказанные схимонахом Парфением при прощании, врезались в память одному из паломников.

Схимонаха Парфения знали далеко за пределами Афона. Не оставил отец Парфений без внимания даже японскую миссию и отправил в страну восходящего солнца четыре иконы с частицами мощей, за что была получена от святителя Николая письменная благодарность.

Как истинные русские монахи, отец Парфений и его сподвижники немало потрудились на ниве евангельской проповеди. В Благовещенской келлии были два монаха — отец и сын — по рождению татары. И отец Парфений разглядел в младшем из них, Иоакиме Красильникове, ревность по Богу и отправил его в Палестину для изучения арабского языка, чтобы сделать его миссионером среди арабских народов. Но Господь распорядился несколько иначе: Иоаким поступил на Казанские миссионерские курсы и остался в России для проповеди среди своего народа.

Скоро иеромонахом Иоанном (таково было его монашеское имя) был организован Крященно-Татарский скит в пределах Казанской епархии. Отцу Иоанну было суждено немало потрудиться для просвещения татар. Не нужно говорить о тесной связи проповедника со своим афонским старцем. Так, усилиями отца Парфения было напечатано двадцать тысяч экземпляров брошюр религиозного содержания на татарском языке.

Православное братство святого равноапостольного князя Владимира в Берлине избрало схимонаха Парфения своим почетным членом. В начале двадцатого столетия отец Парфений начал постройку еще одного храма во имя Воскресения Христова. В келлии были свои святыни и достопримечательности: чудотворная икона «Скоропослушница» и частицы мощей, а также Святое Евангелие — дар Государыни Марии Александровны.

В заключение приведем слова из описания Благовещенской келлии, изданного в 1901 году: «Много раз пришлось побывать мне на Святой Горе — я хорошо ознакомился с тамошними монастырями, ознакомился с их уставами, внутренними порядками и образом жизни их братии. Не раз мне приходилось проводить несколько дней, а иногда даже и недель в монастырях этих, причем я, конечно, не мог не отдать справедливости их строгому уставу, труднической жизни их братии и благолепию совершаемого в них богослужения.

Однако я должен сознаться, что душа моя жаждала чего-то иного: слишком большое многолюдство, неизбежное при этом оживление — все это заставило меня подумать о более тихой жизни, которая дала бы мне возможность отрешиться от всего житейского и стать лицом к лицу с природой и ея Божественным Строителем. Под влиянием такого настроения я невольно обратил внимание на более мелкие обители, известные на Афоне под именем келлий. На расспросы мои относительно этого предмета все монахи, к которым я обращался, как бы сговорясь, указывали мне на настоятеля, или, по-афонски, старца келлии Благовещения Пресвятой Богородицы, отца Парфения, говоря, что там найду я тишину и спокойствие и увижу в братии образец исполнения христианских обязанностей».

Отец Парфений с благоговейной ревностью собирал по всему Афону разные древности. Ему по наследству достались бесценные святыни. Вот что пишет об этом отец Денасий (Юшков): «Отец Парфений, не обладая излишками тленных богатств, имеет бесценное богатство, заключающееся во множестве больших и малых частиц святых мощей угодников Божиих, наследственно перешедших к нему от его старца духовника Хаджи Георгия, а тому, в свою очередь, от его старца, духовника многих монастырей, пустынников и двух патриархов отца Неофита Караманлы, прожившего на Афоне 88 лет, а всего от роду 106 лет».

Отец Парфений сначала был большим ревнителем имябожников, много боролся с противниками, издавал и листки об этом, но в 1913 году осознал губительность дальнейшего раздора среди русских монашествующих и отрекся от этого учения. Близкое духовное родство имел отец Парфений со старцами Руссика, именно ему было поручено сказать прощальное слово во время погребения игумена Макария (Сушкина). И с последующими игуменами, и с другими старцами он поддерживал духовные отношения как в виде личных отношений, так и письменно.

Жизнеописание отца Парфения не будет полным, если мы не включим в него рассказ об одном весьма знаменательном и интересном событии, произошедшем в городе Перми в начале этого века. 21 июля 2006 года в этом городе произошел пожар, вследствие чего сгорел почти целый квартал. Чудом сохранился лишь один дом, хотя слева, справа и сзади стоящие от него дома все сгорели дотла. Никто не мог объяснить, почему пожар не затронул этот дом, естественных объяснений для этого не было, пока не нашли одну фотографию в этом доме.

На ней был изображен иеросхимонах Парфений (Гвоздев), а на обратной стороне была следующая надпись, сделанная его рукой: «На добрую память кузену А. Смолеву. Где моя карточка будет, воров и пожара там не будет. Просим быть милостивыми к бедным. Афон. П.Х.Г. (предположительно это первые буквы благословения — пусть хранит Господь). 25 марта 1910 г. Схм. Парфений».

Преставился отец Парфений 28 декабря (10 января) 1917 года. Похороны были торжественными: присутствовали архиереи, почти все протатские руководители и множество монахов.

* Пандахуса — специальное разрешение от Кинота на получение милостыни.

Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX — XX веков». Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

Смотри также

Настоятель Ильинского скита на Афоне и строитель афонского подворья в Одессе: прп. Гавриил

Отец Гавриил не переставал жить напряженной духовной жизнью. Непрестанная молитва, духовная мудрость, отеческое обращение с братией, сердечная приветливость — все …

15 фактов из жизни преподобного Антония Печерского

23 июля Церковь чтит память отца русских монахов преподобного Антония Печерского. Православный портал «АФОНИТ.ИНФО» подготовил 15 фактов об этом святом.

20 фактов из жизни преподобного Афанасия Афонского

18 июля Церковь чтит память основателя первого и главного афонского монастыря — Великой Лавры, — преподобного Афанасия Афонского. Православный портал …

Афонский мученик, с радостью бежавший к месту казни: Святой Киприан Новый. День памяти

Удивительное зрелище являл собой приговоренный к смер­ти: он бежал впереди палача к месту казни. …

Старец Софроний (Сахаров) на Карулях

— Случается, — как он мне сказал, — что невозможно из-за
 сильного ветра удержаться на ногах прямым. Море здесь особо
 …

Афонский монах, принявший мусульманство и раскаявшийся — прпмч Прокопий. День памяти — 8

Как он ушел из мона­стыря подобно татю, ни с кем не посоветовавшись и ни у ко­го не взяв благословения, не …

Христа ради юродивый прп. Савва Ватопедский. День памяти — 28 июня

Как он поведал позже ученику, этот путь добровольной смерти для мира через юродство полезен лишь для тех, кто умеет, при …

Афонский монах, сербский патриарх святитель Ефрем. День памяти — 28 июня

3 октября 1375 г., после примирения Сербской и Константинопольской Церквей, сербские епископы со­брались в городе Пече и выбрали патриархом святого …

Схимонах Петр «Петракис» Катунакиот. День памяти — 25 июня

Перед тем, как он преподал мне свои наставления, я говорил с ним о трудностях, с которыми мне приходилось сталкиваться на …

Святые Агапий и Никодим, экономы Ватопедские. День памяти 18 июня

Когда преподобные Геннадий, Агапий и Никодим вошли в кладовую, то увидели, что сосуд не только наполнен маслом, а оно истекает …

    Tags:
  • Иеросхимонах Парфений (Гвоздев)
  • Афон
  • Благовещенская келлия
  • Святая Гора
  • Русский Афон
  • афонские старцы
  • афонские святые
  • афонские отшельники
  • Хаджи Георгий

Преподобный Парфений Киево-Печерский (1790–1855)

◊ Рассуждение выше всех добродетелей; чрез него душа противится страстям и помыслам, обуревающим ее.

◊ Рассуждение выше всего; терпение нужнее всего; молчание лучше всего; многоречие хуже всего.

◊ Потеря благодати страшнее всех потерь; нет бедственнее состояния, как состояние человека, потерявшего благодать. Весьма немногие возвращали ее величайшими подвигами. Надобно иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить ее. Она дается нам туне, по единому милосердию Божию; но к сохранению ее мы должны прилагать все свое тщание.

◊ Враг неусыпно борется с нами. Прежде борет он нас с шуией стороны, то есть искушает нас нашими же страстями и похотями; а когда не успеет побороть с шуией, борет нас с десной, то есть в самых добрых делах наших устрояет нам сети к падению.

◊ Чем ближе приблизишься ты к Богу, тем сильнее враг ухватится за тебя. Потому-то «аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение».

◊ Враг во все наше доброе всевает свои плевелы.

◊ Никогда не должно скоро последовать своему помыслу, хотя бы он и благ являлся, но испытывать его временем.

◊ Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях, веруй, что все делается с нами по воле Божией.

◊ Крайне опасно последовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум – ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу чрез отца нашего и наставника, и во всем следовать его рассуждению.

◊ Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.

◊ Нищелюбие и нестяжание великие сокровища уготовляют душе.

◊ Нестяжание и молитва необходимы для спасения. Молитва рождает нестяжание, нестяжание – молитву.

◊ Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.

Уединение и молитва выше всякого блага.

◊ Стяжавший молитву не имеет времени и подумать о чем-либо земном; ему тяжелы и беседы, и видение людей, и все, отвлекающее его от Бога.

◊ Истинную молитву стяжать неизреченно трудно. Не раз душа за подвиг сей приблизится ко вратам смертным. Но кто уже сподобится стяжать ее, у того она, как болячка, врастет в сердце, и ничто не измет ее.

◊ Любовь к Богу можно возжечь в душе только одною непрестанною молитвою.

◊ Уединение внешнее должно сопровождаться уединением внутренним. Только совершенное удаление от человек, телом и мыслию, может даровать мир душевный.

◊ Враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись.

◊ Страх Божий более поста и всех подвигов измождает плоть. Кто стяжал его, для того нет на земле ни скорби, ни радости.

◊ Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею жизнию своею, ни состоянием души своей. Без Бога ни до порога.

◊ Наша человеческая воля есть – только пожелать доброго и изыскивать на то средства, а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог, а злое от нас.

◊ И добре жительствовать и добре творить и добре мыслить – несть жертва Богу, а долг человеческий пред Ним.

◊ Чтобы уклониться от смущения и сохранить дух молитвы, уклоняйся от всякого рода бесед и посещений, всему предпочитай уединение и часто размышляй о смерти.

◊ Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна не уготовавшимся.

◊ Хранение чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной.

◊ Чистоту телесную и мысленную можно стяжать только непрестанною молитвою и устремлением ума к Богу; пришествие Святого Духа попаляет и истребляет все страсти.

◊ Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святаго Духа.

◊ Честь, от человек бываемая, должна быть ненавистна душе, ищущей спасения и познающей свою немощь.

◊ Излишество в пище наносит душе больший вред, нежели телу, и излишний сон – от излишней пищи.

◊ Малейшее пристрастие не только к человеку, но и к вещи, наводит гнев Божий и дает место тли.

◊ Для достижения совершенной чистоты не имей привязанности, даже духовной, ни к человеку, ниже к вещи; люби всякого любовию совершенною, как самого себя, но без пристрастия, то есть не желай видения или присутствия любимого человека и не услаждайся мыслию о нем.

◊ Молчание есть великая добродетель; многоглаголющий не исправится на земле.

◊ Многоречие отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

◊ Кто сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других – погубляет и то, что имел.

◊ Все средства употребляй для снискания мира душевного, и ничем, кроме молитвы и уединения, не обретешь его.

◊ Оттого впадаем мы в немирствие с ближним, что не хотим, по слову Господню, отвергнуться самих себя.

◊ Человек облагодатствованный не может быть не мирен или досадовать за что на ближнего.

◊ Должно быть мирным и равнодушным во время гнева ближнего на нас, не трогаться словами, не смущаться угрозами; ибо они не могут иметь на наше будущее ни малейшего влияния; будет только то, что определит Бог.

◊ «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е». Это насилие не ограничивается одним воздержанием от страстей и пищи, но простирается на все внутренние и внешние действия и движения наши. Делай все вопреки хотения плоти: хочется лечь покойнее, принудь себя на противное; хочется облокотиться сидя, воздержись, и так во всем.

◊ Должно нудить себя и не хотяща к молитве и ко всему благому.

◊ Совершенное обнищание Христа ради – великое сокровище для души: но оно может быть вместимо человеком только при твердом и непоколебимом уповании на промысл Божий. Имей это упование несомненно, и Господь не попустит тебе умереть с голоду или иметь какую-либо нужду; а усумнись хотя немного, или взыщи помощи человеческой, или понадейся на себя – промысл Божий отступит от тебя. Петр, еще в теле сый, мог идти по волнам, доколе не усумнился мыслию.

◊ При помощи человеческой удаляется помощь Божия. Одному пустынножителю служили ангелы; а когда приблизились люди и стали служить ему – ангелы удалились от него.

◊ Промыслу Божию о нас нет предела. Он невидимо ведет нас. Ничто не случается без воли Божией; всему определен день и час. Возложи все упование на Бога, и Он будет промышлять о тебе; а пекись о себе сам – Он будет помогать тебе, но вседействующий промысл Его отступит от тебя.

◊ Для приятия Святого Духа необходимо изнурить плоть; «даждь плоть, и приими Дух».

◊ В тучном теле не вселяется Дух Святой, хотя бы кто и добродетелен был. Для того, чтобы быть храмом Божиим, надобно, чтобы душа и тело были чисты и святы.

◊ В простых сердцах почивает Дух Святой. Простота внутренняя должна изливаться и на все внешнее наше, – простота во всем: в речах, в наружности. Не представляйся благоговейным, не смотри вниз, не говори притворно тихим гласом; а то, хотя и с добрым намерением сочиняешь наружность свою, – благодать отступит от тебя.

◊ Всякая благословенная душа есть проста, справедлива, милостива, любезна, не горда, незлобива, не величава, не презорлива, воздержна и боящаяся Бога.

◊ Незлобие и простота паче всех добродетелей низводят на нас благодать и милость Божию.

◊ От памятозлобного отвращается Бог. Молящемуся и питающему злобу на ближнего вместо ангелов соприсутствуют демоны, и молитва его бывает в грех.

◊ Не хитри в деле спасения; не изыскивай особенных путей; не налагай на себя особенных подвигов; а как придется, как пошлет Господь силу тебе; только непрестанно и нещадно нудь себя на все благое.

◊ Зло пристает к нам, как заразительная болезнь. Если будешь часто обращаться с язычным, с клеветником, с миролюбцем – и сам незаметно впадешь в те же пороки. И наоборот: обращайся часто с мужем духовным и молитвенником, – и в тебя перельются те же добродетели.

◊ У человека нечистого и страстного и вещи его заражены его страстями; не прикасайся к ним, не употребляй их.

◊ Не должно рассказывать другим о своих подвигах и молитвенном правиле. Хотя бы это было и не из тщеславия, но у тебя отнимется дар, который ты обнаружил.

◊ Нищета и нестяжание – необходимое достояние монаха.

◊ Хотящий быть истинным монахом должен иметь крайнее нестяжание, изыскивать, как бы обойтись и без необходимого.

◊ Монах должен сам служить себе во всем и питаться трудами рук своих.

◊ Монах должен жить один, а другой с ним – Господь.

◊ Для истинного монаха не существует никто и ничто на земле. Его радость и наслаждение непрестанная молитва. Он любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают его от Бога.

◊ Монаху самый верный путь ко спасению – уединение и в нем непрестанная молитва. Без молитвы нельзя снести уединения; без уединения нельзя стяжать молитвы; без молитвы никогда не соединишься с Богом; а без сего соединения сомнительно спасение.

◊ Украшение монаху – келья его, то есть неисходное в ней пребывание. Никто не возвращался в келью свою таким, каким вышел из нее.

◊ Поругание, биение и заушение есть человеку инокующему дар Божий и благодать свыше; святые скорбями совершаются.

◊ Хорошо с Богом везде, а без Него очень скучно и в раю, и в аде: ибо подобный небесному и на земле есть рай, есть и ад, только невидимые, и на земле; только здесь все невидимо, а там все видимо, – и Бог, и рай, и ад.

◊ Если Бог с нами невидимо на земле – это знамение, что будет с нами и на небеси. Если же не узрим сердцем на земле Бога, и в небе не узрим.

◊ Монах, нерадивший о своем спасении, есть ругатель Божий. Лучше бы монаху согнить во чреве матери своей, когда он не печется о своем звании.

◊ Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь поядаяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывавшее поле, – грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, – слово Божие, тобою за нее чтомое.

◊ Имев правилом своим – ежедневно читать Евангелие и прочитывать его часто все, старец давал это правило и ученикам своим, духовным своим детям. Дарил им и книги Евангелия с своими надписями, каковы:

«Вот тебе передаю благодать – святое Евангелие. Совершай прочтение в седмицу четырех евангелистов единожды, да сподобишися благодати и разума Божия истиннаго и добрую кончину получити, вечнаго наслаждения, видением трех ипостасей, сияющих в Божестве единосущнем, не лишишися».

«Вот вам, чада Божия, страстная Евангелия. Прочитывайте, когда прилучится, а паче в скорбное время, да утешит Господь тогда. Любящему Господа вся поспешествуют, и хорошо с Богом быти, а скучно без Него, и вся тогда злая нам».

«Сию книгу – Евангелие святое дарю за послушание мне чаду моему духовному… Прийми сию заповедь от Мене, недостойнаго: совершай прочтением в две недели всех четырех евангелистов. Сия книга есть мати всех книг, также она есть молитва над молитвами, и есть управитель в Царствие небесное, и в разум истинный на земле человеков приводит, и сподобляет зрети Бога сердцем еще во плоти, а лицем к лицу в грядущем веце удостоивает наслаждатися сладким видением Святыя Троицы».

«Буди на тебе благословение Божие, чадо мое духовное, покров несомненной нашей надежды Богородицы и помоществование чудотворцев Печерских. Вот тебе заповеданное правило иноческое: от сна восстав – акафист Спасителю, а ко сну отходя – Богоматери и пять кафизм в сутки; Евангелие все в две седмицы, а каноны предай церкви. Не вдавайся в различные чтения, а междучасием Иисусову молитву твори, примешивая к ней и Богородично обрадование. Веси, что суетно спасение человеческое, а о Бозе сотворим силу, и Той уничижит враги наша. Молися и за меня и поминай любовь мою, а тебя поручаю благодати Пресвятаго Духа, аминь.

Иеросхимонах Парфений».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]