Афонский старец назвал власти Святой горы проводниками антиправославных сил


Афонский старец назвал власти Святой горы проводниками антиправославных сил

Telegram Twitter Youtube Instagram Дзен rss

Гора Афон.

Афон.Гора

Гора Афон сегодня не только молчит, но и содействует в распространении синкретического и экуменического духа, губительного для православия. Об этом заявил афонский старец Гавриил Карейский из монастыря Кутлумуш в своем открытом письме, адресованном Священному Киноту Афона, текст которого 4 октября опубликовал портал Pentapostagma.gr.

В своем письме старец Гавриил констатировал с глубокой печалью, что современная гора Афон «из колыбели Православия и цивилизации, из мастерской, производившей великих подвижников и освященные преподобные лики, мучеников и исповедников нашей Православной веры» изменяется в сторону «обмирщения, синкретизма, экуменизма».

Старец с прискорбием отметил, что сегодня Святая Гора стала «почти чужой и неузнаваемой, согласной и послушной чужим и мирским приказам, всегда антиправославным», которые должны посеять на Афоне раздор, разногласия и жестокое поведение по отношению к монахам, которые «сопротивляются появлению новых и очень мирских идей и моделей поведения, которыми теперь явно стремятся изменить Православную веру и Священное Предание нашей Церкви».

По его словам, монастыри, которые «противятся тем, кто толкает их на скользкую дорожку „под откос“», безжалостно преследуются. Он уточнил, что это касается в основном административных органов Афона, Священного Кинота и Священной Эпистасии, а различному давлению, угрозам и гонениям подвергаются монастыри и монахи, выступающие против процесса секуляризации и экуменизма.

«Гора Афон не только спокойно молчит, но благоволит и содействует в распространении синкретического и экуменического духа, чужеродного, неуместного и губительного для неизменного пути, по которому следовала наша Православная Церковь», — подчеркнул старец, добавив, что «если мы не выздоровеем и не оправимся от этой духовной летаргии, мы рискуем потерей нашего спасения».

По мнению Гавриила, такое положение дел стало следствием Критского собора 2021 года, на котором «истина была низвергнута», а еретики перестали называться еретиками, «потому что это было в интересах всех международных, внецерковных кругов Нового Мирового Порядка».

Зло Критского собора, по мнению старца, породило последствия, в частности, дарование «автокефалии» от имени Вселенского патриархата раскольникам, еретикам и самосвятам на Украине.

Кроме того, старец указал на случаи антиканонических совместных молитв представителей Афона с мусульманами и католиками, а также на интенсивное давление на Святую Гору «со стороны местных, но в основном иностранных государственных деятелей и международных экуменических центров, чтобы она изменила свою Православную идентичность».

В завершение он отметил, что гонения и обвинения в адрес иеромонахов и монахов Святой Горы, которые «стремятся только ко Господу, на деле сражаясь за Православную Его Церковь», — это Крест и цена, которую они платят за свои действия и слова.

Афон сегодня

На сегодняшний день на Афоне действуют 20 монастырей. Их число, согласно уставу монашеской республики, не подлежит изменению. Устав, несмотря на это ограничение, не запрещает, в случае необходимости, организацию новых учреждений (скитов, келий и т. д.). Последние находятся в строгой зависимости от монастырей. В порядке иерархии монастыри расположены следующим образом:

1. Великая Лавра 2. Ватопед 3. Иверон 4. Хиландар 5. Дионисиат 6. Кутлумуш 7. Пантократор 8. Ксиропотам 9. Зограф 10. Дохиар 11. Каракал 12. Филофей 13. Симонопетра 14. Св. Павел 15. Ставроникита 16. Ксенофонт 17. Григориат 18. Есфигмен 19. Свято-Пантелеимонов 20. Костамонит

Место в иерархической лестнице Афона определяется не богатством и размером монастыря, а его влиятельностью и временем основания. Из 20 монастырей — 17 греческих, один русский (Св. Пантелеимон), один сербский (Хиландар) и один болгарский (Зограф).

Аналогично размерам и численности монашеского братства монастырей, вся территория Святой Горы разделена на 20 районов. Монастырям принадлежат и все строения Афона, кроме поселка Карьес — центра управления Святой Горой.

Афонские монастыри имеют статус «патриарших ставропигальных». Это означает, что они являются самоуправляющимися и не подчиняются никакой другой церковной инстанции, кроме Вселенской Патриархии. Ставропигальные монастыри обязаны возносить имя Патриарха на богослужении, признавать за ним право утверждения игумена и других монастырских властей, судебно-дисциплинарную власть; платить Патриархии ежегодно определенные взносы и давать отчет в экономических делах.

КАРЕЯ — СТОЛИЦА АФОНА

Монашеский городок Карея — место заседания Священного Кинота, находится в центре Афона и является его столицей. Здесь построены подворья (конаки) девятнадцати монастырей, в которых живут антипросопы и епистаты, заседающие в Киноте. Только один монастырь — Кутлумуш, ввиду непосредственной близости от Кареи, не имеет своего подворья.

Помимо подворий в Карее имеются кельи, зависящие от монастырей и населенные монахами-собственниками. Монахи занимаются ремеслами и изготавливают для продажи различные предметы.

В начале XX века число келий в Карее достигало 120, а население — 700 человек. Здесь располагается и турецкий каймакам (управляющий), с подведомственной ему полицией. В настоящее время в Карее имеются 82 кельи, в которых проживают греки, русские, болгары, сербы и румыны.

Соборный храм Кареи — Успения Богоматери — расписан в XIV веке знаменитым иконописцем македонской школы живописи Мануилом Панселином. Он украшен также потрясающими иконами XVI века, выполненными представителями критской школы иконописи.

СВЯТО-АНДРЕЕВСКИЙ СКИТ

В живописной местности в районе Кареи, где сегодня возвышается Скит Святого Андрея, уже в первые годы существования святогорского монашества появились иноческие обители.

Так, в келье, расположенной немного выше Скита, духовный родоначальник всех святогорцев преподобный Афанасий положил начало своей афонской монашеской жизни, а на месте его существовала упоминаемая с Х века обитель (монидрия) «Ксистры» или «Ксесту».

Известная история этого места начинается с прибытием в конце ХVII века ктитора, святого Афанасия Пателария.

Святитель Афанасий III патриарх Константинопольский рано ушел с патриаршего престола из-за волнений и бедствий того периода. Находясь в сане митрополита Солунского и часто посещая Святую Гору он приобрел здесь древнюю монидрию и построил на ее месте келью с храмом в честь святого Антония, надеясь провести в ней остаток своей жизни. Однако окончить земной путь ему суждено было в России. Он скончался в Лубенском Преображенском монастыре в 1654 году. Он был погребен в сидячем положении, и его святые мощи были обретены в неизменном виде. С тех пор, прославленный в лике Святых, он известен в России как Святой Афанасий Лубенский Сидячий, патриарх Константинопольский. В настоящее время его мощи находятся в г. Харькове.

С того времени келья, и впоследствии воздвигнутый Скит, торжественно празднует память преподобного Антония Великого (17 января по старому стилю). Престольный праздник в честь Святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября по старому стилю) добавился позже.

В 1768 году другой бывший Вселенский патриарх Серафим II разрушил келью и построил на ее месте новую в честь Святого Антония и Святого Андрея. Эта келья была прозвана «Серай», что означает по-турецки «дворец», так как в то время она была самой большой и красивой в Карее. Это наименование сохранилось затем и за Скитом. От кельи остался сегодня только храм, расположенный напротив Андреевского собора.

В 1841 году эту келью приобрели два русских монаха — старцы Виссарион и Варсанофий — от монастыря Ватопеда, которому она принадлежала (и до сих пор подчиняется Скит). В 1849 году по их ходатайству, согласно грамоте патриарха Константинопольского Анфима VI, келья была преобразована в общежительный Скит, первым дикеем (настоятелем) которого стал иеромонах Виссарион.

С этого момента началось быстрое увеличение численности братии и постройка новых зданий. В центре новосозданного Скита был воздвигнут величественный Соборный храм в честь Святого Андрея (заложен в 1867 и освящен в 1900 году), где хранится лобная кость Апостола.

Период расцвета продолжался недолго. Первая Мировая война и революция в России привели к тяжелым последствиям. Было прервано сообщение Скита с Россией; из Советского Союза приход новых послушников был невозможен. Количество братии быстро уменьшалось. В 1958 году пожар разрушил западную часть зданий Скита. В 1971 году умер последний монах старой братии отец Сампсон.

В 1992 году в Скиту поселилась грекоязычная братия, и в 2001 году прибавились новые монахи.

В настоящее время дикеем Скита является проигумен Ефрем.

ПРИЕМ В МОНАШЕСКОЕ БРАТСТВО АФОНА

В монашество может быть пострижен всякий православный христианин, достигший совершеннолетия. Желающий постричься в монахи подвергается более или менее продолжительному испытанию (от одного года до трех), во время которого его называют докимосом (послушником). После пострижения он передается старцу для нравственного руководства в подвижнической жизни и всецело подчиняется воле своего наставника и руководителя. По степени нравственного совершенства монахи делятся на рясофоров, манатейников и схимников.

ЦЕРЕМОНИЯ ПОСТРИЖЕНИЯ

Как правило, для пострижения выбирается одна из суббот Великого поста. Церемония пострижения совершается перед рассветом, сразу после окончания службы. В это время хор начинает петь псалом, предшествующий пострижению, а типикарь сопровождает послушника из соседней часовни в Соборный храм монастыря.

Послушник во время обряда одет во фланель, длинные штаны и носки, причем вся одежда из белой шерсти. Голова его не покрыта. В таком виде он подходит к алтарю для того, чтобы заявить, что его единственным желанием является «облачение во Христа». Перед этим типикарь выводит послушника в центр храма для совершения коленопреклонения.

Затем подводит его к большим иконам аналоя и иконостаса, которые он должен поцеловать. В конце послушника передают игумену, которому он должен преклониться и поцеловать руку. Игумен держит в руках свечу и ведет его в Царские Врата, где должен происходить обряд. Там, в абсолютной тишине, послушнику задают многочисленные вопросы, ответы на которые должны убедить всех присутствующих в степени его готовности к вступлению в новую жизнь. Задаваемые вопросы касаются триптиха монашеской жизни: отказа от земельной собственности, послушания и девственности.

По окончании этого своеобразного диалога начинают читать Катехизис, в общих чертах повествующий о неземной жизни монаха. Послушнику напоминают, что ему придется отказаться от личной свободы, от любимых людей, от вещей и привычек. «Как монах, ты останешься голодным и жаждущим, нагим и отверженным; многие будут ругать и издеваться над тобой. Однако претерпев все эти лишения и трудности радуйся, тебя ждет великая слава на небесах».

Чтение Катехизиса заканчивается вопросом к послушнику о том, осознает ли он всю ответственность предпринимаемого шага. После положительного ответа начинается чтение трех благословений.

В первом благословении священнослужитель желает, чтобы Бог стал для послушника «неприступной стеной, камнем терпения, поводом для мольбы, источником решимости и соратником в мужестве».

После первого благословения происходит чтение второго. Оно обращено к Святой Троице: «… Господи Всевышний, не оставь без внимания своего покорного слугу (…такого-то)». В этот момент восприемник дает послушнику новое имя, монашеское.

Последнее благословение произносится тогда, когда пострижение находится в апогее своей святости. Оно обращено к восприемному Отцу с просьбой оказать покровительство новопостриженному. В конце благословения потрясенный торжеством обряда монах слушает: «Сам Христос невидимо присутствует здесь. Видишь, что никто не принуждает тебя принять эту схиму? Видишь, что ты добровольно хочешь обручения с великой ангельской схимой?»

В заключение осуществляется непосредственно сам обряд пострижения. Священнослужитель протягивает монаху ножницы, лежащие на Священном Евангелии. Ножницы должны три раза перейти из рук монаха в руки восприемника, а от него — к священнослужителю. Неторопливый ритм этого действия подчеркивает свободное волеизъявление монаха, а также контролирует устойчивость его чувств перед монашеской схимой. Взяв в руки в третий раз ножницы, священнослужитель стрижет монаха крестообразно, состригая символически несколько волосинок с его головы.

В этот момент хор поет «Господи помилуй» и монаха облачают в совершенно новое, сшитое для этой церемонии, одеяние. Затем произносятся еще два благословения, напоминающее монаху о его великом призвании.

Обряд заканчивается передачей новопостриженному лампады, креста и четок, а также благословением и объятиями со стороны монашеского братства. Послушник вступает в новую жизнь, монашескую.

СЛУЖБА

Знак к началу службы, с точки зрения мирянина, подается весьма любопытным образом. Искусный экклисиарх (заведующий монастырским храмом), сначала на ручном биле выбивает трель, обычно называемую «током», при этом трижды обходит соборный храм. Затем на колокольне попеременно ударяет в «древа тяжкая», в «била железная» и «клепала»; заканчивает все это трезвоном на колоколах. Все монахи должны по этому призыву явиться в церковь.

За ходом богослужения наблюдают игумен и типикарь. Службы в монастырях длинны, особенно, под воскресенье и праздничные дни. «Бдения», как их называют, длятся около 12—14 часов. Каждый из монахов в храме занимает стасидию, своеобразное стоячее кресло, и опершись локтями на подлокотники слушает службу.

Самое сложное во время всенощных бдений — это борьба со сном и усталостью. ПО правилам многих монастырей экклисиарху полагается во время ночных служб обходить монахов и будить задремавших, трогая за плечо.

МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ И РАСПОРЯДОК ДНЯ

Жизнь монахов на Афоне всецело посвящена православной церкви и проходит, главным образом, в молитвах и служении Богу.

Время на Афоне определяется по византийским часам, которые работают по-разному в определенное время года. Отсчет начинается с заката солнца, в это время башенную стрелку ставят на полночь. В дальнейшем вся система меняется, приспосабливаясь к закату солнца. В мае разница с европейским временем составляет около 5 часов. Только в Ивере жизнь монастыря строится по халдейской системе отсчета времени — с восхода солнца.

Русский писатель Борис Зайцев, побывавший на Афоне в конце 20-х годов нынешнего столетия, описал будний день Пантелеимоновского монастыря следующим образом: «… Утреня в Пантелеимоновском монастыре начинается в шесть утра — в час ночи по нашему. Она продолжается 4—4,5 часа. За ней (здесь и далее считаю по-европейски) идет литургия — до 6 часов, следовательно, почти вся ночь уходит на богослужение — характерная черта Афона. До семи полагается отдых. С семи до девяти — „послушания“, почти для всех, даже глубокие старики выходят на работу, если мало-мальски здоровы (в лес, на виноградники, огороды…). В девять утра — трапеза. Затем до часу — вновь послушания. В час — чай и отдых до трех. Послушания — до шести вечера. От половины пятого до половины шестого в церквах служат вечерни. Монахов на этих службах (дневных) бывает мало — большинство на работе… В шесть вечера — вторая трапеза, если это не постный день… Вслед за второй трапезой звонят к повечерию, оно продолжается от семи до восьми. Далее идет „келейное правило“, т. е. молитва с поклонами в келии. После каждой краткой молитвы монах передвигает четку на один шарик и делает поясной поклон. На одиннадцатом, большом шарике, кладет земной поклон. Таким образом рясофорный монах (низшая ступень пострижения) делает ежедневно шестьсот поясных поклонов, манатейный около тысячи, схимник до полутора тысяч (не считая соответствующих земных). На монашеском языке это называется „тянуть канончик“. Рясофор тянет его часа полтора, схимник — до трех, трех с половиной. Значит, рясофор освобождается около десяти, остальные — около одиннадцати. Время до часу, когда начнется утреня, и есть основной сон монаха (два-три часа). Сюда добавляется еще нередко один утренний час и, быть может, час среди дня после чая. Так как у каждого монаха есть еще свои дела, отнимающие время, то надо считать, что спят монах не более четырех часов, а то и менее…»

Свидетельство русского писателя начала XX века отражает реальную жизнь монашеской общины и сегодня. На протяжении ее тысячелетней истории она претерпела незначительные изменения.

ПИЩА МОНАХОВ

Пища афонских монахов чрезвычайно бедна и не отличается большим разнообразием. Обычно это хлеб, растительное масло, вино (уставом не запрещается), маслины, бобы и овощи. Рыба появляется на монашеских столах только в дни праздников, а мясо запрещено монастырским уставом.

Монахи принимают пищу в большой трапезной, обычно в афонских монастырях узкой и длинной, украшенной живописью. Прием пищи является последним актом литургии и ее неотъемлемой частью. В глубине трапезной находится место для игумена. Рядом с длинным столом находится кафедра, которую занимает назначаемый по очереди чтец. Все кушанья подаются одновременно, все, что стоит на столах, освящается, так как неосвященного никто не ест. Начинают есть монахи после соответствующего знака игумена и по его жесту заканчивают. Характерно, что стол игумена совершенно тот же, что и стол последнего рясофора — в пище все монахи равны.

Первым из-за стола выходит игумен, за ним — молча все остальные. У дверей находятся чтец, повар и трапезарь. Они, низко кланяясь, просят прощения, если что было не так.

Наконец, отметим, что во вторник, четверг, субботу и воскресенье монахи принимают пищу дважды: утром, после литургии, и вечером. В остальные дни (понедельник, среду и пятницу) один раз, но не по окончании утренней литургии, а в обед.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]