Мiръ
Россия Республика Татарстан Болгар Свято-Авраамиевская церковь (Болгар) Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:54.96559500000000042518877307884395122528076171875,»lon»:49.05171599999999898500391282141208648681640625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_(%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80)\» title=\»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0410\u0432\u0440\u0430\u0430\u043c\u0438\u0435\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c (\u0411\u043e\u043b\u0433\u0430\u0440)\»\u003E\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0410\u0432\u0440\u0430\u0430\u043c\u0438\u0435\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c (\u0411\u043e\u043b\u0433\u0430\u0440)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0413\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0432\u044f\u0442\u044b\u043d\u0438 — \u043c\u043e\u0449\u0438 \u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0433\u043e \u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u0430 \u0410\u0432\u0440\u0430\u0430\u043c\u0438\u044f \u0411\u043e\u043b\u0433\u0430\u0440\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438 \u0446\u0435\u043b\u0435\u0431\u043d\u044b\u0439 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u0438\u043a, \u0431\u044c\u044e\u0449\u0438\u0439 \u043d\u0430 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u0433\u0438\u0431\u0435\u043b\u0438 \u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u0430 \u0410\u0432\u0440\u0430\u0430\u043c\u0438\u044f \u0411\u043e\u043b\u0433\u0430\u0440\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e.»,»title»:»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0410\u0432\u0440\u0430\u0430\u043c\u0438\u0435\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c (\u0411\u043e\u043b\u0433\u0430\u0440)»,»link»:»»,»lat»:54.96559500000000042518877307884395122528076171875,»lon»:49.05171599999999898500391282141208648681640625,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
54.965595; 49.051716
Россия, Республика Татарстан, Спасский район, Болгар, улица Лихачёва, 144
Болгар,Республика Татарстан422840
Россия
Свято-Авраамиевская церковь (Болгар)
— православный храм в городе Болгар Республики Татарстан. Главные святыни — мощи святого мученика Авраамия Болгарского и целебный источник, бьющий на месте гибели мученика Авраамия Болгарского.
История[править]
В юбилейный 1988 год Крещения Руси храм был перенесен из села Порфировка Спасского района, которое находится в 15 км от г. Болгар. Село умирало, и деревянная церковь (ей более ста лет, она создана по проекту казанского архитектора Малиновского в традициях сельского деревянного зодчества) давно стояла в состоянии запустения.
Первооснователь храма, протоиерей Сергий, служил в конце XIX начале XX века в Порфировке. Храма в селе не было, и богослужения проходили в небольшой часовенке. Приход же, к которому относились два больших села Порфировка и Молоствовка, насчитывал около двух с половиной тысяч человек. Нужна была церковь, и сельский пастырь это понимал. Проникнувшись этой благой мыслью, он принял её, как руководство к действию. Живя более, чем скромно, он экономил на всем, стараясь реализовать свои мечты на деле. Но прихожане узнали об этом незадолго до смерти пастыря, который во всеуслышание открыл тайну своего жизненного подвига. И сделал он это потому, что накопленных средств не хватало на возведение храма. Со слезами на глазах батюшка отдал все свои сбережения людям в надежде на то, что найдутся люди, которые смогут довести дело до конца. Но что могли предложить сельчане, бедные и нищие, только что вышедшие из-под гнета крепостного права? У них не имелось денег, но были натруженные, мозолистые руки, привыкшие работать. И они решили: в межсезонье, когда нет полевых работ, будут бескорыстно трудиться во Славу Божию. Вскоре Господь устроил решение и материальных проблем: местная помещица, тронутая горением священника и простого люда, добавила недостающие средства, стройматериалы. В 1895 году в селе Порфировка был выстроен деревянный трехпрестольный храм во имя Живоначальной Троицы с теплыми приделами: Рождества Христова и мучеников Сергия и Вакха. Отец Сергий вскоре почил и был погребен недалеко от храма.В 1930 году церковь была закрыта и использовалась как склад для зерна. Могила священника была осквернена: искали ценности. Это сделали «благодарные» потомки тех людей, для которых создавался этот храм. На сегодняшний день от села ничего не осталось порфировцев разбросало по свету — нет у них теперь родины.
В 1988 году жители Болгара (тогда ещё районного Куйбышева) добились от местных властей открытия храма. На всю округу в ту пору существовал лишь небольшой молитвенный дом в поселке Ржавец, в 10 километрах от Болгара. (Сейчас в Спасском районе 9 действующих приходов на 17 тыс. крещёных. Плотность храмов на душу населения в Спасском районе наибольшая по России). Разрешение получили с трудом. Сначала богослужения проводились в молитвенном доме, а затем верующим выделили территорию на въезде в город, у православного кладбища. По благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия храм Святой Троицы из села Порфировки был перевезён в город Болгар. Храм возрождался исключительно лишь на пожертвования простого православного люда. Некоторые детали храма пришли с годами в негодность, а также требования времени изменили первоначальный облик здания. В сегодняшнем варианте однопрестольный храм имеет многоглавое завершение, посвящен, по благословению правящего архиерея, мученику Авраамию, Болгарскому чудотворцу.
В день памяти пророка Илии, 2-го августа 1989 года в храме состоялась первая Литургия. В 1990 году, 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира правящим архиереем – епископом Казанским и Марийским Анастасием совершен полный чин освящения храма.
С началом девяностых годов и развалом страны, экономики, общим падением уровня жизни, строительство шло очень тяжело. Однако, за это время многое сделано: устроен иконостас, расписаны потолок храма и алтаря, сооружена рака для мощей мученика Авраамия, подведен водопровод, возведены пристрои колокольни, территория храма заасфальтирована. Сооружены трапезная, просфорня, хозяйственный блок (котельная, складские помещения).
Не видя человеческих возможностей продолжения строительства, было решено усугубить общецерковную молитву. Каждую пятницу, по совершении Литургии, служить акафист небесному покровителю – мученику Авраамию, прося его явить помощь свыше. По молитвам Божьего угодника свершилось то, что никто не мог даже предположить: началось нерукотворное самообновление икон, благодатное благоухание и мироточение от них.
В 2008 году были возведены стены двухэтажного правого придела храма для размещения крестильни, воскресной школы. В этом же году было закончено строительство первого дома для монашествующих, поставлен памятник мученику Авраамию, а также построен скотный двор.
На месте страданий мученика Авраамия произведена генеральная реконструкция: расчищен колодец, сооружена часовня и ограда, облагорожена территория.
Поездка в Болгар
Холодным ноябрьским днем позвонившая мне подруга с тоской вспоминает паломничество в древний волжский городок Болгар, представляет его каким-то загадочным сказочным краем: — Там летом в храме ласточки гнезда вьют, на Литургии замолкают, потом опять начинают щебетать, а зимой по церкви летают бабочки. Рассказала и про мощи святого мученика Авраамия, поклониться которым едут верующие со многих областей России, и про святой источник Болгарского чудотворца, благодатью исцеляющий недужных. Сама Светлана ездила за духовным советом к отцу Владимиру Головину, настоятелю Свято-Авраамиевского храма, проповеднику редкого дара, так убедительно и просто передающему Евангельские истины, что после беседы с ним не раз к людям приходило осмысление прожитой жизни и менялись человеческие судьбы. Пока морозы не грянули, надо ехать — решаю я. Да и зачем тянуть? До тепла еще два сезона, пусть будет последняя поездка в уходящем году. — Поедем, — уговариваю мужа Александра, неохотно оценивающего маршрут. 400 километров — путь неблизкий. По моей просьбе подруга Юлия зачитывает информацию из интернета по телефону: «Уникальный исторический ансамбль — в городе сохранились древние булгарские постройки XIII века, есть мечети и минареты, Православная церковь Успения Пресвятой Богородицы XVIII века, а также музей, в котором на экспозиции представлено наследие времен Золотой Орды». «Есть что посмотреть», — заключает она. Вдохновленные, легкомысленно не испросив благословения, мы сами сделали дорогу нелегкой и полной искушений, но, видно, Богу угодно было привести нас в этот чудесный город. Из Самары решили выехать в пять утра — попасть к отцу Владимиру на беседу можно, только записавшись до обеда. Заехав сперва на заправку, мы убедились, что путь в Болгар будет тернист. — Залейте двадцать литров, — сказал муж заправщице. В бак не поступило ни капли. — Датчик в машине неисправен, — отрезала продавец. Как выяснилось позже, все было исправным, но продавщица отказывалась что-либо объяснить. — Будем ждать, пока начальство бензоколонки проснется — опоздаем, — решает муж. — Поедем на другую. Настроение испорчено, но с наступлением рассвета берусь за акафист Богородице «Избавительница от бед» — ведь едем через Ташлу. Увидев знакомые маковки, прошу Владычицу помочь в дороге. Позади остается Димитровград, дальше — Чердаклы и гололед на трассе. Подрезавшая нас «легковушка» на летней резине резко тормозит и начинает выписывать «восьмерки». Тормоза не слушаются, и мы летим в овраг с трехметровой высоты. Перед глазами мелькают стволы сосен. Это конец — проносится в голове. По счастью, мы упали на валежник, не ощутив удара. Муж осматривает машину — она без повреждений. С укором смотрю на него — резина и у нас была «лысая». Привыкнув к сухому асфальту в городе, не сменил шины на зимние, понадеявшись на русский «авось». А виновник нашего падения давно скрылся. Открутив аккумулятор, муж уходит помогать другому водителю, который одновременно с нами улетел в кювет со встречной полосы. Вернувшись, топором вырубает коряги, расчищая путь наверх. С обидой приходит мысль: как же так, ведь ехали с молитвой? Но на удивление скоро, будто отвечая на мой безмолвный вопрос, приезжает подмога — эвакуатор из Ульяновска. Оглядывая овраг, водитель, почему-то не совсем трезвый, с равнодушием бросает: — Могли и шеи себе свернуть. Зачитывает прейскурант на услуги и с ленцой закрепляет трос. С горем пополам вытащив машину, мы двигаемся дальше, пытаясь проникнуть в мысли друг друга: кто первый скажет: «поворачиваем назад»? Но мы продолжаем ехать. Наверняка опоздаем к батюшке, ведь уже обед. Придется просить. Осталась надежда на единственный довод — у нас уважительная причина, мы свалились в овраг. Унылый осенний ландшафт опустевших равнин и пролесков совсем не радует глаз и почему-то заставляет вспомнить о грехопадении первых людей. Вместо изумрудных полей — бурьян да сухостой, «тернии и волчцы», произрастающие на безплодной земле. Я откладываю дорожную карту в сторону — наконец-то виднеется долгожданный указатель: Болгар. На опушке хвойного леса — погост, а рядом — старая деревянная церковь. Может, нам сюда? Заходим в ворота и видим икону святого Авраамия, встречающую паломников. Уже не ошибешься. С каким трудом мы добрались!
В храме его мощи. Вернее, фаланга пальца святого, оставшаяся от мощей, утраченных в годы безбожного лихолетья. Житие мученика повествует, что этот богатый и знатный купец жил в конце XII — начале XIII века в Волжской Булгарии, был человеком необыкновенно сострадательным, милостивым к бедствующим и тратил свои богатства на нужды страждущих. Посещая русские города, он глубоко заинтересовался Христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца, и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение, после которого святой Евангельским словом, а главное — Христианским образом жизни стал нести апостольскую проповедь среди своего народа. Образ святого запечатлен и на деревянной символической раке, к которой с любовью и благодарностью прикладываются приезжающие сюда. Иконопись Свято-Авраамиевского храма даже в полумраке ярка и пронзительна, контрастна ветхим некрашеным доскам снаружи церкви, сочетающей в себе радостный колорит живописи и архаику деревянного зодчества. Нас, паломников «со стажем», убранством храма было трудно удивить, но здесь чувствовалось какое-то особое благолепие и поистине неземная красота. Но, пожалуй, не это поражало больше всего, а появившееся ощущение того, что время здесь остановилось, суета осталась где-то далеко позади, уступив место размышлениям и духовному деланию. «Святый отче Авраамие, моли Бога о нас», — прошу я. Записались, успели. Можно ехать на источник. Ищем дорогу, катаясь по маленькому городку. Мелькают частные домишки, уютные дворики. Березовая роща шуршит опавшей листвой. Закат раскладывает оранжевые пятна на стволы деревьев. За рощей — сосновый лес и песчаная дорога, ведущая к Волге. На границе леса и реки — святой источник. Здесь по преданию принял мученическую кончину святой Авраамий Болгарский. Булгары раздражились на проповедника Христианства и стали бить его «всем миром», не оставив на его теле ни одного неповрежденного места. Много дней булгары томили его в заключении, пытками принуждая отвергнуться веры Христианской. Видя его непреклонность, изуверы отвели его за город и недалеко от берега Волги отсекли ему сперва руки, потом ноги, а затем и главу. Из земли, явив чудо, забил источник с целебной водой, а у гроба стали происходить знамения. Вскоре Господь наказал убийц — страшный пожар дотла разрушил их столицу Великие Булгары. За каменной оградой стоит древний колодец. Мы бросаем ведро, но всплеск слышится не сразу. Глубокий. Набираем студеной живительной воды. Колышется камыш в покрытой льдом заводи, а чуть дальше плещутся волны Жигулевского моря. В благоговейном молчании приезжают сюда паломники, с трепетом ступают на освященную кровью мученика землю, прося заступления и помощи святого, помнят о высоком подвиге того, кто принес этому месту благодать. В этот день в Свято-Авраамиевском храме должно было состояться Таинство венчания. Народу собралось много, все ждали напутственного слова отца Владимира, обращенного к молодым. Уже порядком замерзшие, мы отогревались в теплой церкви и слушали проникновенную речь батюшки. Гулко разносятся слова: — Венчание — что огонь. Вступите в Таинство драгоценным металлом — очиститесь, закалитесь, как золото, серебро. А войдете ветхой соломой — сгорите без остатка. Сверкает золотом, отражая свет, иконостас, на фоне которого два трогательных силуэта. Взявшись за руки, внимают они, быть может, самым важным в их жизни словам, превращающим понимание привычного существования в осознание высокого предназначения человека — быть личностью, Христианином, без остатка отдающим себя ради блага другого. После венчания — проповедь, которая длится два часа. Объясняя причины бед и нестроений, как пример приводит батюшка стремление человека к житейскому счастью. «Счастье сейчас или счастье всегда?» — задает он вопрос, говоря о вечной жизни и суетности мирских удовольствий. По храму летают бабочки-златоглазки. Такие встречаются на юге. Мы слушаем, но душу гложет неотвязная мысль — за день намело снегу, и дороги превратились в каток. Как нам добраться до дома на летней резине? Дождавшись очереди, под утро, и мы идем на беседу к батюшке. Задаем тревожащие вопросы, делимся сокровенным. Я рассказываю про утреннее злоключение на дороге. — Ничего, — успокаивает отец Владимир, — многие добираются сюда с препятствиями, зато обратно дорога как по маслу. Получив благословение, мы едем обратно в Самару. В дорожных кюветах копошатся безпечные водители, слетевшие с трассы, как и мы утром. В Царевщине крупная авария: не справившись с управлением, с большой высоты упала «газель». Машина «скорой помощи», эвакуатор и ГАИ загораживают дорогу. Словно хранящей рукой, поднявшей нас из оврага, спасенные от беды, с досадой вспоминаем недавний ропот. Молча думаю о том, сколь милостив Господь к человеку. Бездумно посещающим святые обители Он посылает вразумления, отбрасывающие показное благочестие без истинной Христианской добродетели, дает уроки смирения, чтобы явилась живая вера и упование на Него. И долго еще будет помниться этот благодатный край, где так ощутима Божественная воля, подчинившись которой, мы избавились от духовного сна и, усмотрев присутствие Создателя, начали исправление жизни нашей.
На снимках: Свято-Авраамиевский храм г. Болгар; икона святого мученика Авраамия Болгарского; протоиерей Владимир Головин во время Божественной литургии.
Ирина Темрязанская г. Самара 04.12.2009
Современное состояние[править]
Прихрамовая территория обустроена и облагорожена «с нуля»: здание храма с воскресной школой, большая трапезная (вместительностью до 200 человек), малая трапезная (вместительностью до 70 человек), капитальные хозяйственные здания, иноческие келлии, баня, скотный двор. Территория ограждена, газифицирована, проведено электричество, телефон и интернет. Завершена масштабная реконструкция святого колодца – места страданий мученика Авраамия Болгарского. Действует приходская библиотека. Открыта первая в Республике молитвенная комната в Центральной Районной больнице. Открыта молитвенная комната в доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Православные храмы и монастыри
Дорогие братья и сестры. В ближайшее время (с установлением тёплой погоды), наш приход с Божией помощью надеется продолжить строительные работы. За прошедший сезон было сделано следующее: крыша на храме (покрыта пока рубероидом) и барабан над сводом. Кроме того, проведены работы по ремонту молельного дома, в котором со дня образования прихода в 1998 г. проходят все богослужения, занятия воскресной школы. Это старая часть некогда жилого дома, которая также требует поддержки, ремонта, а следовательно, и материальных вложений. Силами прихожан в здании были заменены старые, пришедшие в негодное состояние деревянные окна на новые пластиковые, заменены прогнившие полы, постелен новый линолеум.
Но всё же главной заботой прихода является наш строящийся храм. В предстоящий строительный сезон планируется проведение следующих работ: возведение лесов, установка купола и креста, шатра над колокольней. Хочется сказать и о духовной жизни нашего прихода. Богослужения в храме проводятся по воскресным и праздничным дням, каждый день читается псалтирь. По воскресным дням служится молебен с акафистом святому мученику Авраамию Болгарскому. С любовью и заботой прихожане относятся к нашему небольшому молельному дому, посильно благоукрашая его. Так их стараниями (на пожертвования) были написаны иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София», «Скоропослушница».
А недавно в храм была передана икона «Всецарица». История этого образа необычна. Женщина, страдающая онкологическим заболеванием, пришла в храм на исповедь перед предстоящей операцией. По окончании литургии ею был заказан молебен «Всецарице». Вот что рассказал отец Сергий, настоятель прихода: «собрались служить молебен «Всецарице», а иконы её в храме нет. Сам не знаю почему (обычная подобных благословений не даю), обратился к женщине: «вот бы икону «Всецарица» нам в храм, напишите». Та даже обрадовалась, говорит, знакомый иконописец есть, помолились и разошлись. Спустя какое-то время приходит в храм эта женщина, радостная и счастливая, с иконой «Всецарица» и говорит: «Батюшка, написали икону, как благословили. За это время произошло чудо, я полностью исцелилась. Врачи удивлены, операция не потребовалась». Так в нашем храме появилась эта икона». Недавно стараниями одного из прихожан для этого образа был сделан красивый резной киот. По окончании Великого поста перед иконой будут регулярно служится молебен с чтением акафиста.
Деятельность прихода[править]
Приход проводит около четырёхсот (т. е., происходит ежедневная деятельность) различных духовно-нравственных мероприятий и акций в год в государственных организациях:
– городской центральной и детской библиотеках;
– детском приюте «Чайка»;
– Центральной Районной больнице;
– доме-интернате для престарелых и инвалидов;
– районном военном комиссариате;
– отделении МВД.
Также ведется сотрудничество с военно-патриотическими и общественными организациями.
Богослужения для детей[править]
Ежегодной особенностью являются богослужения для детей: в последнее воскресенье августа месяца для благословения на новый учебный год, Рождественская литургия (8 января) и Пасхальная литургия для детей, после которых совершаются праздничные концерты, конкурсы стихов и песен, викторины и раздача подарков. Детей бывает до четырехсот, из них причащающихся более половины (при количестве крещеных в городе -7 тыс. человек). Перед началом учебного года детям вручаются школьные наборы с символикой храма. Организованно приезжают дети из соседних приходов.