Храм Варвары Великомученицы на Варварке (Москва)

Мiръ

Россия Москва Храм Варвары Великомученицы на Варварке (Москва) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.75233300000000014051693142391741275787353515625,»lon»:37.6258610000000004447429091669619083404541015625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8B_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)\» title=\»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u044b \u0412\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0446\u044b \u043d\u0430 \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u043a\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\»\u003E\u0425\u0440\u0430\u043c \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u044b \u0412\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0446\u044b \u043d\u0430 \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u043a\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0425\u0440\u0430\u043c \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u044b \u0412\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0446\u044b \u043d\u0430 \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u043a\u0435\u003Cspan class=\»smw-highlighter\» data-type=\»2\» data-state=\»persistent\» data-title=\»\u0418\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f\» title=\»\u0026#039;\u0026#039;\u0026#039;\u0425\u0440\u0430\u043c \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u044b \u0412\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0446\u044b \u043d\u0430 \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u043a\u0435\u0026#039;\u0026#039;\u0026#039; \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0418\u0432\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0447\u0438\u043d\u0438\u044f \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0435\u043f\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438. \u0425\u0440\u0430\u043c \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d \u0432 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0435 \u0422\u0432\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439, \u0426\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0430\u0434\u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u043a\u0440\u0443\u0433\u0430 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u044b. \u0421\u0432\u044f\u0442\u044b\u043d\u044f \u0445\u0440\u0430\u043c\u0430 — \u0438\u043a\u043e\u043d\u0430 \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0446\u044b \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u044b \u0441 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0446\u0435\u0439 \u043c\u043e\u0449\u0435\u0439.\»\u003E\u003Cspan class=\»smwtext\»\u003E \u2026 \u003C/span\u003E\u003Cspan class=\»smwttcontent\»\u003E»’\u0425\u0440\u0430\u043c \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u044b \u0412\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0446\u044b \u043d\u0430 \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u043a\u0435»’ \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0418\u0432\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0447\u0438\u043d\u0438\u044f \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0435\u043f\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438. \u0425\u0440\u0430\u043c \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d \u0432 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0435 \u0422\u0432\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439, \u0426\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0430\u0434\u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u043a\u0440\u0443\u0433\u0430 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u044b. \u0421\u0432\u044f\u0442\u044b\u043d\u044f \u0445\u0440\u0430\u043c\u0430 — \u0438\u043a\u043e\u043d\u0430 \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0446\u044b \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u044b \u0441 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0446\u0435\u0439 \u043c\u043e\u0449\u0435\u0439.\u003C/span\u003E\u003C/span\u003E\u0430 \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0446\u044b \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u044b \u0441 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0446\u0435\u0439 \u043c\u043e\u0449\u0435\u0439.»,»title»:»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u044b \u0412\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0446\u044b \u043d\u0430 \u0412\u0430\u0440\u0432\u0430\u0440\u043a\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)»,»link»:»»,»lat»:55.75233300000000014051693142391741275787353515625,»lon»:37.6258610000000004447429091669619083404541015625,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

55.752268; 37.625954

Россия, Москва, улица Варварка, 2

Москва

Россия

Телефон/факс

: (495) 698-33-98

Храм Варвары Великомученицы на Варварке

— православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Тверской, Центрального административного округа города Москвы. Святыня храма — икона великомученицы Варвары с частицей мощей.

История[править]

Храм Варвары Великомученицы предположительно существовал ещё в XIV веке немного южнее современной церкви. В 1514 году под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового было построено каменное здание. В 1796—1801 годах майор артиллерии Иван Барышников и московский купец первой гильдии Н. А. Самгин заказывают новое здание церкви. Строит его архитектор Родион Казаков. В начале XIX века в церкви сначала пресвитером,а затем протоиереем состоит писатель Иоанн Кандорский.

В 1812 году французы использовали храм под конюшню. Здание сильно пострадало и было восстановлено в 1820-х годах.

В 1920-х годах церковь была перестроена и закрыта. В 1965—1967 годах её отреставрировали, под руководством архитектора Г. А. Макарова была восстановлена колокольня.

В 1991 году было учреждено Патриаршее Подворье храмов в Зарядье.

В 1995 году Подворью было передано бывшее здание храма.

«К Варваре на расправу»

В середине XVI века при Иване Грозном были установлены торговые контакты с Англией. В связи с этим царь велел заложить между церквями Максима Блаженного и Великомученицы Варвары «Англицкий» и «Купецкий» дворы, в которых останавливались приезжавшие в Московию английские купцы. В XVI–XVII веках улица приобретает аристократический характер, на ней возникает несколько боярских дворов, а также новые церкви и монастырские подворья. В 1565–1567 годах здесь поселился боярин Никита Романов – брат царицы Анастасии Романовны, первой жены Ивана Грозного. До этого боярин держал двор на Большой Никитской, но был вынужден покинуть его, поскольку Никитская стала опричной территорией. Усадьба Романовых на Варварке перешла по наследству сыну боярина Федору Никитичу, ставшему впоследствии патриархом Филаретом и отцом первого монарха из династии Романовых. В Смутное время его двор получил прозвание «осадный», что было связано с тяжелыми событиями того периода, в том числе с польской интервенцией в 1610–1612 годах. В «осадном дворе» провел свое детство и юность будущий царь Михаил. Палаты бояр Романовых, многократно перестроенные и обновленные, в целом сохранили свой исторический облик до наших дней и являются ценным объектом культурно-исторического наследия. В настоящее время в них находится Музей московского боярства XVI–XVII веков, входящий в состав Государственного исторического музея.

В XVII веке все более подчеркивалось торговое значение улицы. В 1641 году царь Михаил Федорович разместил на ней каменный Гостиный двор, рядом с которым скученно располагались деревянные торговые ряды, образуя знаменитый «Варварский крестец» – одно из самых оживленных и бойких мест старой Москвы.

Население в этом месте всегда было пестрым. На Варварке жили знатнейшие люди государства, но в то же время здесь селилась беднота, стремясь быть поближе к одному из крупнейших городских торгов. Долгое время это была чрезвычайно оживленная и многолюдная улица с хаотичной застройкой. В конце XVIII века решено было придать ей более благоустроенный вид, в целях чего многие ветхие здания и лачуги подверглись сносу. В 1791 году разобрали церковь Воскресения в Булгакове, находившуюся на углу Варварки и Никольского переулка, поскольку она не вписывалась в общий ряд построек и сужала проезжую часть. Также на облике улицы заметно отразился большой пожар Москвы 1812 года, во время которого сгорели все расположенные на ней деревянные постройки. Вскоре на месте уничтоженных домов, магазинов и лавок появились новые, но строительство велось уже преимущественно каменное. В частности, вместо обветшавшего к тому времени Гостиного двора царя Михаила Федоровича было построено новое, более современное и вместительное здание. Вскоре вывески московских купцов увешивали его со всех сторон, скученность лавок по-прежнему была очень высокая. Это нередко приводило к пожарам, но возгорания всегда были локальны – их удавалось быстро потушить благодаря специальным резервуарам с водой.

В конце улицы проходила стена Китай-города с Проломными воротами. Рядом в Варварской башне находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери, благоговейно почитаемой горожанами. Крепостная стена в этом месте была настолько широкая, что монахини, присматривающие за часовней, разбили на ней огород и выращивали овощи.

В XIX веке прежняя репутация Варварки как улицы хоть и шумной, но аристократической была окончательно утрачена. В тот период она прославилась своими питейными заведениями и различного рода ворами и мошенниками, что придало ей несколько скандальный характер.

После Октябрьской революции 1917 года, в дни которой на Варварке происходили уличные бои, здесь продолжилась торговля, а также разместилось много складских помещений.

В 1934 году стена Китай-города и Варварские ворота были разобраны. О них осталось напоминание в топониме, дошедшем до наших дней, – площадь Варварские Ворота.

В советское время на Варварке, переименованной в улицу Степана Разина, все жилые дома и даже церкви были превращены в коммунальные квартиры. В 1950-х годах началось расселение жильцов в более комфортное жилье. Затем большая часть жилой застройки на улице была снесена, а в церквях провели реставрационные работы.

Храм святой Варвары в Кутной Горе

Говорят, во всей Чехии всего четыре готических собора, которые могут сравниться друг с другом. Мы побывали во всех четырех. Это собор св. Вита в пражском Граде, собор св. Варфоломея в Колине, храм Девы Марии в Седлеце и храм св. Варвары в Кутной Горе. Сравнивать их друг с другом весьма непросто. Мне показалось, что самый выдающийся – это пражский. Но ведь тамошняя готика наполовину “нео” – вся западная часть, включая две башни, построена в XIX -ХХ веках. Каждый из этих потрясающих храмов достоин отдельного рассказа. И первый специальный репортаж будет посвящен базилике св.Варвары.

Оглавление

Храм святой Варвары

Этот собор стоит в Кутной Горе, на самой высокой точке города. Потому и виден издалека, королевской трёхглавой короной венчает панораму города.


Когда идёшь к нему по террасе, проложенной вдоль крутого обрыва, то больше ни на что не обращаешь внимание. Взгляд пропускает мимо виды города, открывающиеся с вершины холма, проходит сквозь фигуры святых, расположенных на краю террасы и фокусируется лишь на самом храме.

Издалека глаз охватывает всю северную часть собора и воспринимает храм целиком, сопоставляя его с небом, ибо на этой высокой точке лишь облака соприкасаются с массивным и, одновременно, воздушным объемом базилики.

Храм святой Варвары. Архитектура

Подходя ближе, глаз упирается в необъятную массу собора и начинает рассматривать детали каменной филиграни – башенки, кружево арочных окон, замысловатые пинакли, карнизы. Если обойти собор и посмотреть на его западный фасад, то в голову приходят некоторые сравнения. (Святого Вита в Праге мы ещё не видели). В Кутнагорском соборе есть что-то от костела св. Анны в Вильнюсе, хоть они и несопоставимы по масштабам. Возможно, даже обнаружить некоторое сходство с монастырским собором в Оливе под Гданьском. А если честно, то возникает ассоциация с огромным добродушным жучком, каракатицей, растопырившей свои лапки и твёрдо упёршейся в землю.


Или же… с монаршим венцом. Но это наш личный взгляд, мы отнюдь не навязываем его достопочтенной публике.

Храм святой Варвары. Посвящение

Почему храм посвящён именно святой Варваре? Здесь всё более чем логично. Главная достопримечательность Кутной Горы- это серебряные рудники. Ведь именно благодаря добыче серебра, город мог себе позволить строительство такого огромного и величественного храма. Важно то, что в Кутной Горе жили, в основном, рудокопы, которые добывали серебряную руду.

Когда Скарбник польских соляных копей Велички рассказывал нам свою историю, он объяснил, что святая Варвара – покровительница всех горняков. Ей молятся о мирной, спокойной смерти после исповеди и святого причастия. Горняцкое ремесло издревле было связано с риском для жизни, и шахтёры обращались именно к этой святой, чтобы она избавила их от ужаса нераскаянной смерти.

Храм святой Варвары. История строительства

На окраине Кутной Горы расположился монастырь цистерианцев. Мы упоминали о благодеяниях ордена, когда рассказывали о костнице в Седлеце. Вспоминали и колоссальный костел Вознесения Девы Марии, который цистерианцы возвели поблизости. Орден владел богатыми залежами серебряной руды и стремился распространять своё влияние как можно шире.

Но Кутногорские патриции в своих амбициях ничем не уступали монастырю. Богатства им тоже было не занимать, часть залежей серебра местная знать в держала своих руках. Светская аристократия затеяла строительство храм святой Варвары в пику своим соседям – монахам. Она не просто стремились показать свой престиж, возводя величественную базилику, но мечтали превзойти монастырскую постройку.

Интересно, что никакого церковного обоснования ни у колинских (Колин), ни у кутнагорских “отцов города” не было, ведь там отродясь не было кафедры епископа. Но тем не менее, пользуясь поддержкой короля (оплаченой звонкой серебряной монетой, я так полагаю), знать осуществила свои претензии в постройке столь роскошного храма.


Так и получилось, что городской, шахтёрский храм намного превзошёл монастырский по изощренности архитектуры и роскоши убранства. Следует помнить, что цистерианцы были ограничены строгими рамками монастырского устава.

Храм святой Варвары. Архитектурное убранство

Городской же храм не был связан какими-либо канонами, ограничивающими применение декоративных элементов. Отсюда столь богатое и неожиданное для чешской архитектуры решение фасадов, и еще более ясный и величественный облик. Заказчиков явно вдохновила французская сакральная архитектура.

Вместо массивных, толстых стен, которые несут на себе всю тяжесть свода, костёл святой Варвары весь расчленён окнами, сквозь которые свет просто льётся в храм. Часть нагрузки от свода распределяется на контрфорсы через изящные дуги аркбутанов. Поэтому стало возможным прорезать стены широкими арками окон.

История возведения храма достойна внимания. Она изобилует интересными моментами, в ней возникают, казалось бы, вовсе неожиданные параллели. В базилике св.Варвары вновь встречаешься с работой мастеров, чьи творения украшают знаковые места Чехии.

Храм святой Варвары. Архитекторы

Начало строительства датируется концом XIV века. Разбогатевшая на серебре Кутна Гора стремилась конкурировать не только с соседним цистерианским монастырём, но даже с самой столицей. Недаром зодчие собора святого Вита в Праге приложили руку и к местечковой церкви. Проект храма менялся неоднократно. А сколько зодчих трудилось над его возведением! Ведь он строился более 500 лет!

Начнём с того, что сын прославленного Петра Парлержа, которого мы упоминали в Колине, Ян, был первым проектировщиком храма. Он планировал, что собор будет вдвое длиннее. Но финансовые затруднения, а потом и начало гуситских войн почти на сто лет отодвинули какие-либо строительные работы. С 1482 года работы более или менее возобновились, местные мастера даже старались следовать первоначальному проекту.

Но настоящий прорыв в возведении храма связан с именем Матвея Рейсека, пражского мастера, который сначала работал учителем черчения в Тынской школе Праги. И уже в столице попробовал себя на поприще зодчего – участвовал в создании Пороховой башни. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. (На снимке хорошо виден сетчатый свод пресбитерия – творение Рейсека, 1499г.) Умер Матвей в Кутной Горе в 1506 году и работы по его проектам велись ещё шесть лет.

В 1512 из Праги в Кутну Гору прибыл Бенедикт Рейт.

На его счету уже был Пражский Владиславский зал. Свод, которым он покрыл зал дворца в пражском Граде был самым крупным безопорным светским сооружением в Европе. Он показал себя блестящим мастером и в Кутной Горе. Есть мнение, что при строительстве костёла св.Варвары зодчий применил свой неосуществлённый проект конструкции свода кафедрального собора святого Вита. Строитель смело изменил проект базилики с пятинефной на трёхнефную и закрыл её сводом с кольцеобразными рёбрами. В настоящее время мы можем видеть творения обоих мастеров: и Матвея Рейсека, и Бенедикта Рейта. (На снимке – кружальный свод Бенедикта Рейта).

Храм святой Варвары. Иезуиты

Следующая страница в истории храма написана иезуитами. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви. Однако иезуитские тексты, занесенные в каменную книгу собора, почти не сохранились.

И снова – долгие десятилетия не было сделано ни одной записи в каменной летописи строительства храма. Последнюю точку в истории создания собора поставили лишь в 1905. А с 50-х годов XX века – начинается постепенная, поэтапная реставрация.

В ходе реставрационных работ были обнаружены новые, неизвестные доселе письмена с именами художников, зодчих, поразительные данные о технологии и ходе строительства собора. Пожалуй, это уже материал для серьёзного историко-архитектурного труда. Мы же рассказали то, что интересовало нас самих. И вынуждены признаться, что для современного человека средневековый кафедральный собор бесконечно сложен к познанию.

Возможно, мы отдельно напишем о внутреннем убранстве храма – его росписи и часовни расскажут необыкновенные истории. И, несомненно, будет рассказ (или два) о Кутной Горе – история этого города похожа на приключенческий роман.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]