Самым торжественным и радостным днем, отмеченным в Календаре Русской православной церкви, является Пасха. Кроме того, годовой цикл включает в себя много различных праздников, разделенных на группы в соответствии с их значением и особенностями. Это дни, отмечаемые всеми православными россиянами. Однако есть и праздники, по случаю которых торжества устраиваются лишь в отдельных храмах. Называются они престольными. Именно о них пойдет речь в данной статье.
Престольный праздник — что это значит?
В каждом православном храме имеется престол (буквально — особый стол), находящийся внутри алтаря и освященный в честь какого-либо святого или важного события священной истории. Во дни их поминовения и устраиваются храмовые, или, иначе говоря, престольные праздники. В Церкви этот обычай был установлен вскоре после крещения Руси, и на протяжении многих столетий неукоснительно соблюдается. По традиции, в торжествах принимают участие как члены данного прихода, так и гости, съезжающиеся, чтобы разделить общую радость.
Поскольку многие храмы имеют по два-три придела (а порой и более), то, соответственно, и алтарей с престолами в них несколько. В этих случаях престольные праздники проводятся в них не один раз в год, по количеству имеющихся престолов, освященных в честь разных исторических событий и святых. Характерно, что в крупных населенных пунктах, где имеются несколько храмов, в торжествах участвуют одновременно не все жители, а лишь члены одного или нескольких «приходов-именинников».
День памяти святых
Священномученик Тертий (Терентий), епископ Иконийский (I)
Апостол Тертий был одним из 70ти учеников Спасителя и ближайшим помощником апостола Павла, написавший его послание к Коринфянам. Был вторым епископом Иконии. Мученически погиб за веру во Христа, пронзенный заостренным деревом.
Мученик Иулиан Тарсийский (около 305)
Краткое житие святого, которому посвящен храм в Царском селе, слушайте на радио «Вера».
Преподобные Иулий и Иулиан (V)
Краткое житие святых братьев, священника Иулия и диакона Иулиана, известных даром пророчества, слушайте на радио «Вера».
Мученик Арчил II, царь Иверский (VIII), Грузинский
Краткое житие царя, не принявшего ислам и пострадавшего за это до смерти, слушайте на радио «Вера».
Мученик Луарсаб II, царь Карталинский (1622), Грузинский
История подвига царя, не предавшего веру во Христа, слушайте на радио «Вера».
Собор всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших
Во второе воскресенье по Пятидесятнице совершается память святых, подвизавшихся на святой горе Афон. Самые интересные статьи наших авторов, посвященные Афону, собраны для вас в наших материалах.
Краткое описание праздника слушайте на радио «Вера».
Молебны в домах прихожан
На Руси с давних пор повелось, что наряду с Пасхой и прочими торжественными днями церковного календаря, главными событиями года являлись престольные праздники. Что это значило для православного люда, можно узнать из описаний торжеств, оставленных их очевидцами и участниками. В сельской местности было принято после окончания литургии обходить крестным ходом все деревни, входящие в данный приход. Совершалось это необычайно торжественно, с иконами и хоругвями, которые несли особо уважаемые люди, именовавшиеся «богоносцами».
В отдельных случаях, особенно если приход был невелик, настоятель церкви вместе со своим немногочисленным клиром еще за несколько дней до начала торжеств посещал дома прихожан и в них служил молебны перед семейными иконами храмовых святых. При этом батюшка окроплял святой водой жилище своего прихожанина, его надворные постройки, колодец, скот и весь принадлежащий ему земельный участок.
Поскольку считалось, что после такого окропления на дом и всех, кто в нем живет, непременно сойдет Божье благословение, то в преддверии храмового праздника было много желающих залучить к себе священника и тех, кто его сопровождал. Было принято заранее выставлять у ворот накрытый белой скатертью стол, на который ставили ковш с приготовленной для освящения водой. Такие визиты, сопровождавшиеся молебнами, были в радость не только хозяевам домов, но и самим священникам, поскольку за труды их одаривали деньгами и продуктами. Когда же батюшка, совершив весь положенный обряд, покидал двор, семья приступала к праздничной трапезе.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Иоанн Будрин (1866 — 1918)
29 лет он служил священником, в основном — Покровской церкви села Верхний Яр Шадринского уезда Пермской губернии. Отец семерых детей, после смерти супруги в 1902 году, он не искал лучшего места и оставался со своей паствой в небогатом приходе.
Несмотря на жестокие гонения на Церковь от безбожной власти, отец Иоанн обличал большевиков за их беззакония.
Читать подробнее
Церковные газеты того времени сообщали о мученическом подвиге священника: «…зверски убит священник о. Иоанн Будрин, пастырь мужественный и безбоязненный, смело обличавший большевиков. Пред тем как его убить, его жестоко мучили: выдергивали волосы из бороды и головы».
Местные жители, отправившиеся на поиски своего пастыря, нашли его забитым насмерть, и похоронили у ограды Покровской церкви села Верхне-Ярского. Храм был закрыт в 1935 году.
В последующие годы безбожники совершили очередное кощунство, установив прямо над могилой мученика туалет.
В настоящее время предполагаемое место могилы священномученника возле алтаря недействующего Покровского храма в с. Верхний Яр расчищено и поставлен деревянный крест.
Свернуть
Преподобный Георгий (Лавров) исповедник архимандрит Мещевский и Даниловский (28 февраля 1862 — 4 июля 1932)
Краткое житие новомученика Георгия, прошедшего камеру смертников и длительное заключение, слушайте на радио «Вера».
Мощи святого находятся в Покровском храме Свято-Данилова монастыря в Москве.
Священномученик Алексий Скворцов (9 февраля 1875 — 4 июля 1938)
В церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ивановском женском монастыре в Москве служил отец Алксий сначала псаломщиком, а с 1898 года — диаконом. В 1917 году дьякон Алексий Скворцов в возрасте 42-х лет был рукоположен в сан иерея. После закрытия монастыря в 1918 году, когда кельи стали камерами для политических заключенных, он служил до закрытия последнего храма.
Читать подробнее
Вероятно, в эти годы в семье о. Алексия проживал его 90-летний отец — иерей Петр Скворцов. В голодный неспокойный 1919 год в стенах монастыря отец Петр скончался, и обстоятельства военного времени не позволили вынести тело покойного для погребения на городском кладбище. По-видимому, старца похоронили на территории монастыря в узком проходе между Больничным корпусом и монастырской стеной, о чем и свидетельствует сохранившаяся полустершаяся надпись на стене больничного здания: «ПЕТР ГЕРМОГЕНОВИЧ СКВОРЦОВ 1829-1919».
В начале 1920-х годов иерей Алексий Скворцов с семейством проживал в церковном доме, ранее принадлежавшем храму Живоначальной Троицы в Хохлах (д. 14, кв. №11 по Хохловскому переулку).
Известно, что в 1930-е годы старший сын Николай Алексеевич (родившийся 07.09.1898 г.) находился под следствием. В 1932 году второй его сын Сергей Алексеевич Скворцов 32-х лет был начальником Отдела Пути в г. Великие Луки Псковской области; старшая дочь Елизавета Алексеевна 27-ми лет работала в городе Муроме Владимирской области помощником бухгалтера сберкассы; сын Иван Алексеевич 24-х лет был осужден ОГПУ на 5 лет, дочь Мария Алексеевна 22-х лет была безработной; младшему Владимиру исполнилось к этому времени 8 лет.
С конца 1926 года отец Алексий служил в Успенской церкви в поселке Гжель, а с 1929 года в храме Архангела Михаила в расположенном неподалеку от Гжели селе Загорново.
В начале 1930-х годов Раменское отделение ОГПУ стало искать предлог, чтобы арестовать священника. В 1928 году в селе Загорново был организован колхоз, председателем которого был назначен крестьянин, хорошо знавший односельчан и местные условия, и колхоз довольно успешно стал заниматься хозяйственной деятельностью, но в 1931 году райком партии прислал из города другого председателя, после чего началось разрушение и разграбление хозяйства: новый председатель смотрел на колхоз как на временно данную ему крепостную вотчину. Крестьяне посему стали проявлять недовольство и выходить из колхоза. Председатель, чтобы оправдать свой неуспех, распространил слух, что кулаки будто бы задумали убить его и других советских руководителей.
12 декабря 1932 года отец Алексий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 23 декабря он был допрошен и, отвечая на вопросы следователя, сказал: «Разговаривать… я… остерегался… так как боялся, что меня обвинят в чем-нибудь антисоветском… Проповеди я говорил очень редко. Иногда скажу: “Православные, покайтесь, очистите свои грехи”. Помню, как-то нам прислали на церковь большой налог; денег в церковном ящике у нас не было ни копейки, в силу чего пришлось мне обращаться к верующим: “Православные, нам прислали большой налог, платить нечем, если дорог вам Божий храм, то помогите кто чем может”. В предъявленном мне обвинении в подготовке террористического акта против коммунистов на селе и ведении антисоветской агитации я виновным себя не признаю».
Несмотря на полное отсутствие доказательств вины, 10 января 1933 года священнику было предъявлено обвинение, что он «на протяжении ряда лет руководил контрреволюционной группировкой на селе, подготовлявшей террористические акты против местных коммунистов».
26 февраля 1933 года тройка ОГПУ приговорила отца Алексия к 5 годам ссылки в Казахстан. После окончания срока священник вернулся служить в храм Архангела Михаила в село Загорново, где оставалась жить его семья.
Но на этот раз совсем недолгим оказалось его служение. 25 марта 1938 года он был арестован. В это время начались аресты сотрудников НКВД, в том числе был арестован и следователь, ведший дело отца Алексия, и до мая 1938 года о нем как бы забыли. Допросы начались после того, как были назначены другие следователи, и тогда снова стали вызываться штатные свидетели.
14 мая следователь допросил отца Алексия.
– Скажите, признаете ли вы себя виновным в проведении контрреволюционной деятельности и распространении гнусной клеветы о партии и правительстве среди местного населения?
– В предъявленном мне обвинении… виновным себя не признаю и поясняю, что контрреволюционной деятельности я совершенно среди местного населения не проводил, ни с кем никогда даже и не разговаривал и не беседовал, все время находясь дома.
Были вызваны для очных ставок те же свидетели; но отец Алексий заявил, что некоторых свидетелей он вообще видит впервые, а с другими никогда не беседовал.
7 июня 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Алексий Скворцов был расстрелян 4 июля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Свернуть
Гулять так гулять!
Обязательным элементом православных престольных праздников являлись прием и угощение гостей, среди которых могли быть не только родственники, но и соседи, а порой и совершенно незнакомые люди, случайно оказавшиеся у ворот. Торжества же организовывались с размахом, что, вообще, характерно для русского человека. Недаром говорится: «Гулять так гулять!»
Известно, что вплоть до конца XIX века в России было принято в течение целой недели отмечать каждый из зимних престольных праздников. Что это значит – нетрудно догадаться. Торжества, начинавшиеся в храме под строгое пение церковного хора, скоро перемещались в дома, где за трапезой, сопровождавшейся обильными возлияниями, приобретали более чем свободные черты. На следующий день все повторялось снова, и так продолжалось до конца недели.
Обретение мощей преподобного Максима Грека (1996)
Сын богатого сановника, один из самых образованных людей своего времени, он принял монашество на Афоне и приехал в Россию в XVI веке по приглашению. Он не боялся обличать князя Василия в разводе, за что был заточен, а затем сослан. Часовня над его могилой была разрушена в советское время.
История жизни Максима Грека очень похожа на известный сюжет про графа Монте-Кристо. Увлекательное расследование читайте в нашем материале.
Отличие зимних и летних празднеств
Лишь с наступлением XX века количество праздничных дней сократилось до двух или трех. Исключение составил лишь Нижегородский уезд, где вплоть до революции сохранялся обычай начинать торжества в тот день, на который выпал по календарю данный праздник, и продолжать до конца недели, сколько бы дней для этого ни потребовалось.
Но такое веселье даже в прежние времена допускалось только зимой, когда крестьяне отдыхали от полевых работ. В страдную же пору все обстояло иначе. Торжества по случаю престольных праздников, как правило, ограничивались одним днем, а в тех случаях, когда обстоятельства заставляли крестьян торопиться, проходили в сокращенном варианте – с обеда до вечера или с захода солнца до утра. Ничего не поделаешь – хлеб насущный ниспосылал Господь, но выращивать его приходилось самим.
Как на Руси праздновали День Мефодия Перепелятника, народные приметы
Во время Петрова поста знахари и целители активно занимались сбором комоко-травы. А вот 3 июля они раздавали ее охотникам, которые выслеживали перепелов. Такую траву собирали только на заходе солнца, а хранили ее коровьих пузырях.
Люди проводили целые ритуалы, чтобы «зарядить» ружье на успех, для этого они использовали специальную траву, которой его окуривали. Считалось, что такой обряд позволит стрелять ружью без промахов. Вся загвоздка была в том, что получить комок-траву было не так легко, ведь знахари давали ее лишь тем, кто им приглянулся.
На Руси считали, что эхо является голосом нечисти. Если люди слышали его отголоски в лесу, то это был леший, если возле водоема, то водяной, а у домов – это домовой.
Наши предки на день Мефодия Перепелятника особенно внимательно следили за поведением пауков, ведь по ним можно было запросто предсказать погоду:
- Если пауки активно занимались своей работой, то погода ожидается солнечной;
- Если паук строил сети для других насекомых, значит, следует ждать дождя или шквального ветра;
- Если пауки прятались или сами устраняли свои сети, значит, следует ждать непогоду;
- Если при плетении сетей паук старался, погода будет солнечной и теплой.
Особенности городских торжеств
В городах престольные праздники устраивались так же торжественно. Крестные хода вначале огибали здание собственного храма, затем территорию прихода и, наконец, направлялись к соседям, если у тех также в этот день имелся престол, освященный в честь данного святого или события. Нередко к «имениннику» двигались процессии из соседних приходов, неся поздравление с престольным праздником.
К этим торжествам готовились еще за несколько дней до их наступления. Обязательно подметали дворы и улицы. В храмах наводили порядок, чистили оклады икон, а по возможности старались подновить резьбу и позолоту на церковной утвари. В храмах Москвы и других крупных городов было принято подсвечивать плошками с установленными на них факелами колокольни и лицевые фасады.
Многодневное веселье
Всеми перечисленными выше делами занимались мужчины, у женщин же в преддверии престольного праздника также было полно забот. В обязанности входила уборка дома, выпечка хлеба и пирогов, а также приготовление всяческих угощений. Пиво обычно варилось в каждом доме, а вино и водку закупали, причем в весьма изрядном количестве, поскольку обычай требовал в эти дни «подносить чарочку» всякому заходящему в избу, будь то прохожий, земляк или просто нищий. Всех надлежало накормить и напоить.
Любопытна и такая деталь: если престольный праздник храма отмечался жителями сразу нескольких деревень, то столы, собранные в складчину, накрывались поочередно в каждой из них, из-за чего торжества могли затянуться на две недели. Об этом известно из хроник, составленных во второй половине XIX века жителями Новгородской, Костромской и Вологодской губерний. Та же картина наблюдалась и в Сибири. Начав общее гулянье в одной из деревень, прихожане после двух – трех дней застолья переходили в другую, а затем в третью и т. д.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 4, стихи 18 — 23
Читать отрывок
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. 23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Свернуть
Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)
Евангелие от Матфея, глава 4, стих 25 — глава 5, стих 12
Читать отрывок
25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Свернуть
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Праздничная торговля
Во многих районах России бытовала традиция приурочивать к престольным праздникам ярмарки и базары. Их обычно посещали после церковной службы и последующей трапезы. Особенно распространено это было в Волжской губернии и Сибири. Описания таких ярмарок-праздников можно встретить в произведениях А. М. Горького, Н. С. Лескова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и многих других классиков русской литературы.
С тех пор как на Руси стали торжественно отмечать календарные дни поминовения святых, а также важнейших событий священной и церковной истории, сложилась определенная культура проведения праздничных гуляний. Из года в год было принято устраивать их на одних и тех же местах, которыми обычно являлись церковные площади с примыкающими к ним улицами, околицами, загородными рощами, лугами, высокими берегами рек и т. д.
Большое скопление празднично настроенного народа всегда открывало широкое поле деятельности для разного рода мелких торговцев, товар которых пользовался неизменным спросом. Нарасхват шли дешевые пряники, конфеты, семечки, орехи и всевозможные сорта кваса. Гулянья, в которых принимала участие главным образом неженатая молодежь, часто затягивались до утра и давали повод для тех самых нареканий со стороны духовенства, о которых говорилось выше.
Икона Божией Матери
Казанская Коробейниковская
Величайшая алтайская святыня находилась в Богородице-Казанском храме села Коробейникова с начала XX века. Храм был возведен в 1902 году. В церкви, украшенной росписью, пребывало множество святых икон, среди которых своей поразительной красотой выделялся большой Казанский образ Божией Матери.
Читать подробнее
Схимонахиня Георгия (местная жительница), вспоминает: «В засушливую пору все жители выходили с крестным ходом вокруг села. Главную икону несли несколько человек. После этого обязательно шел дождь. В годы советской власти безбожники уверяли народ, что поп все устраивал, заранее зная о дожде. Но это, конечно, неправда. Батюшка был такой же простой человек, как мы, заранее иметь сводку погоды в ту пору он не мог».
В 1938-м году храм был закрыт, разграблен и превращен в зернохранилище. Божия Матерь явилась благочестивой Ольге во сне, повелев забрать икону из оскверненного храма. Образ был сильно поврежден, различимы были только очи Богородицы и Божественного Младенца, но около иконы постоянно собирались верующие, пели акафисты, читали молитвы. И постепенно образ начал проясняться, а в 1972 году произошло чудо – икона обновилась. Уже в 1982 году в селе Коробейниково началось восстановление храма.
2 июля 1994 года икона Казанской Божией Матери крестным ходом была доставлена из Барнаула в Коробейниково и установлена в обновленном храме на своем законном месте. Она стала почитаемой святыней Богородице-Казанского мужского монастыря, открытого в селе.
Свернуть
Возрождение традиции
В наши дни, когда после долгих десятилетий атеистического гонения Церковь вновь обрела свои прежние позиции, не утратили своего значения и престольные праздники, однако форма их проведения претерпела некоторые изменения. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, установленных церковным каноном. Также сопровождаются они крестными ходами, хотя и не столь продолжительными.
В наше время их маршрут обычно пролегает вокруг храма и редко выходит за пределы церковной ограды. Прежними остались взаимные поздравления, а вот массовые гулянья и связанные с ними застолья ушли в прошлое. Обычно дело ограничивается скромной и приличной во всех отношениях трапезой, устраиваемой настоятелем для клира и наиболее активных членов прихода. Новым же веянием стало проведение во дни престольных праздников различных мероприятий, включающих в себя демонстрацию фильмов православной тематики, выступление фольклорных коллективов и самодеятельности. Особенно широко это практикуется в храмах Москвы.
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к римлянам, глава 2, стих 10 — 16
Читать отрывок
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! 11 Ибо нет лицеприятия у Бога. 12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, — 13 потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, — 16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Свернуть
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Престольные праздники у западных христиан
В заключение отметим, что аналогичные праздники существуют и у христиан Западной Европы. Наиболее характерным примером может служить немецкий «Кирмос», также устраиваемый во дни поминовения какого-либо из святых. По форме проведения он весьма близок к своему российскому аналогу. Богослужение также включает в себя крестный ход, маршрут которого пролегает по окрестным деревням. Затем следует обед и танцы. Обычно такие праздники длятся от 2 до 4 дней, сопровождаются всякого рода потешными состязаниями – бегом в мешках, танцами с флагами, рукопашными поединками между парнями и т. д. Их завершающим звеном бывает, как правило, маскарад.
Подобный же пример можно видеть и в Чехии, где престольные праздники носят название «Посвицени», что в переводе означает «освящение». Проводятся они не круглый год, как у нас, а с конца лета и до предрождественского периода, называемого Адвентом. В целом ход торжеств близок к нашему, но его отличительной чертой является обычай посещения кладбищ и совершения на них особой службы по умершим.
Воскресенье, 4 июля 2021 года, всех святых, в земле Русской просиявших
Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В воскресное утро мы откладываем все прочее, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Нового Завета и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье – 4 июля.
Кроме всех русских святых сегодня, как и ежегодно 4 июля мы вспоминаем мучеников за Христа — Тертия и Иулиана, Никиту, грузинских царей, пострадавших за веру — Арчила II и Лаусарба II, преподобных Иулия и Иулиана, священномученика Иоанна, исповедника Георгия, а также собор Афонских святых.
4 июля 1938 года были расстреляны на Бутовском полигоне священномученики Алексий, Павел, Николай и преподобномученик Иона.
В 2021 году воскресный день 4 июля выделяется в церковном календаре благодаря обретению мощей преподобного Максима Грека 25 лет назад — в 1996 году. Сегодня мощи святого находятся в Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры.
Смотрите минутные биографии русских святых:
Святитель Лука Войно-Ясенецкий — святой врач
Нестор Летописец — святой литератор
Преподобный Андрей Рублев — самый известный русский иконописец
Патриарх Иов — первый патриарх
Их подвиг начался после внезапной смерти мужа: Преподобномученица княгиня Елисавета, Блаженная Ксения Петербуржская
Подробнее о русских святых читайте в наших материалах.
Тропарь Всем святым, в земле Русской просиявшим
Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния,/ земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия./ Тех молитвами в мире глубоце// Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Перевод: Как плод прекрасный Твоего спасительного посева, земля Российская приносит Тебе, Господи, всех святых, в ней просиявших. Их мольбами и ходатайством Богородицы Церковь и страну нашу в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.
Молитва Всем святым, в земле Русской просиявшим
О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.