Митрополит Макарий — История русской церкви (Том 1)

Пути Господни неисповедимы, иногда попавший в тебя камень приносит выздоровление. Так и лучилось с Макарием Булгаковым.

Митрополит Макарий, в миру Михаил Петрович Булгаков, родился 19 сентября 1816 года в селе Сурково, Курской губернии.


Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), работа неизвестного художника начала 1880-х годов

Путь к знаниям для Макария был тернист, ввиду плохого здоровья

Краткая биография Булгакова такова:

Его отец был священником в сельском храме. Он слыл добрым пастырем, но, к сожалению, рано скончался, Михаилу тогда было всего 7 лет.

Поэтому вопрос нравственного воспитания был сильно развит в семье Михаила.

После смерти Петра Булгакова Стефанида осталась одна с шестью маленькими детьми, младшей дочери было всего лишь 3 года, а старшей — 10 лет.

Мать будущего митрополита, Стефанида Григорьевна, была дочерью священнослужителя.

Михаил был третьим ребенком в семье, с самого раннего детства он рос слабым и часто болел золотухой. После кончины отца он был отправлен священнику и крестному — Павлу Никитскому, за несколько верст от родного села. Здесь отрок обучился грамоте.

В 1825 году Стефанида Григорьевна отвезла сына в Колочу и отправила учиться в приходское духовное училище. Учение Михаилу давалось тяжело ввиду его слабости и частых болезней, но благодаря усердию и твердости характера он оставался в числе учащихся.

Дальнейшее событие «перевернуло» жизнь будущего митрополита. Есть несколько версий:

  1. Михаила дразнили из-за его здоровья и однажды попали камнем по голове.
  2. Михаил, как обычно, усердно занимался в своей комнате в училище, а на улице веселились ребята и случайно попали камнем в его окно и ему в голову.

Итог один — камень сильно повредил голову отрока. Лечение повлияло на весь организм в целом и здоровье Михаила улучшилось, при этом усердие и концентрация остались. И он быстро стал одним из лучших учащихся.

1051-1147 годы

1. Общий очерк. — 2. Монастыри. — 3. Просвещение. — 4. Богослужение. — 5. Духовенство. — 6. Нравственность. — 7. Внешние связи.

Приложения

: о Леонтии Ростовском; анализ сказания об Антонии Печерском; поучение Феодосия Печерского к келарю; против католиков; о посте; послание Иакова; слово о перенесении мощей Николая Мирликийского; митр. Георгия против латинян; послания митр. Никифора; правило митр. Иоанна; устав Ярослава; грамота кн. Всеволода.

Том 3

К 25 годам Михаил Булгаков уже решил связать свой путь с монашеством

Следующей ступенью обучения Михаила стала Курская семинария. Его успехи были столь велики, что многие преподаватели называли его по имени — отчеству.

В 1837 году Булгаков поступает в Киевскую духовную академию. Во время обучение в данном заведении Михаил решил связать свою дальнейшую жизнь с подвигом монашества.

В 1841 году, когда будущему митрополиту исполнилось 25 лет, задуманное было осуществлено и он принял монашеский постриг. Его нарекли новым именем — Макарий, в честь святого мученика, Киевского митрополита Макария.


Киевская духовная академия дала крепкое духовное образование будущему митрополиту и в ее стенах Макарий принял постриг

В этом же году Макария посвятили в сан иеродиакона, а чуть позже, по завершению академии, и в сан священника.

Труды

  • История Киевской духовной Академии. СПб, 1843.
  • История русского раскола, известного под именем старообрядства. СПб., 1855.
  • История русской церкви. СПб., Типография Императорской Академии Наук, 1857 г.
  • История христианства в России до равноапостольного князя Владимира. СПб, 1846.
  • Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви
    12 томов. СПб, 1883. (переиздание — 1994—1996).
  • Православно-догматическое богословие. Том 1. СПб., 1883.
  • Православно-догматическое богословие. Том 2. СПб., 1883.
  • Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. М., 1913.
  • Введение в православное богословие. СПб., 1913.
  • Очерк истории русской церкви в период до-татарский : (Статья из «Христианск. чтения») Санкт-Петербург : тип. К. Жернакова, 1847
  • Литературные труды Максима Грека : Статья… Макария, архиеп. Литов. и Вилен. Санкт-Петербург, 1872
  • Слова и речи, произнесенные в 1869—1878 гг. СПб, 1890.
  • Слова и речи, произнесенные в Московской епархии в 1879—1882 гг. СПб, 1890.
  • Слова и речи, произнесенные в 1841—1868 гг. СПб, 1891.
  • Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов. — 1881

По окончания обучения Макарий остается преподавать в нем

Сразу после окончания обучения в Киевской духовной академии Макарию предложили начать преподавательскую деятельность на только что образовавшейся кафедре Русской церкви и гражданской истории, он вел оба предмета.

Ранее этих предметов не читалось нигде и будущий митрополит очень тщательно готовился к лекциям и составлял специальные пособия, которые впоследствии публиковались в «Христианском чтении», а еще позже легли в основу труда по Истории христианства на Руси.

1842

в этом году Макарий был переведен в Петербургскую духовную академию на кафедру богословских наук

Он был лучше всего подготовлен по этому предмету, т.к. наставниками были знаменитые богословы Иннокентий Борисов и Дмитрий Муретов. Продолжает печататься в журналах («Догматическое учение св. Дмитрия Донского» и пр), также отдельно вышла книга «История Киевской духовной академии».

Административная и научная деятельность

Митрополит Мануил (Лемешевский) так характеризовал деятельность митрополита Макария в качестве ректора Санкт-Петербургской духовной академии:

Путём ряда благоразумных мер он установил определенный и неизменный порядок студенческой жизни. Студенты не тяготились строгостью порядков, они любили своего начальника. Со слов самих студентов, «более прямого, честного и откровенного начальника-педагога нельзя было представить». Никакая лесть, никакое угодничество, сверх прямого отношения к делу, не были ему доступны. Важное значение в деле воспитания студентов преосвящ. Макарий придавал церковному богослужению. Он принимал все меры к тому, чтобы богослужение в академической церкви сделать как можно более торжественным, и при возможности сам старался участвовать в богослужении.

Владыка Макарий был известен как способный и энергичный администратор. В Санкт-Петербургской духовной академии он уделял большое внимание улучшению материального положения преподавателей и студентов, обустройству академической библиотеки. Во время управления Тамбовской епархией он активно занимался упорядочением делопроизводства, пребывавшего до него в запущенном состоянии. В Харьковской епархии он был ответственным редактором журнала «Христианское чтение»; по его инициативе была создана церковная библиотека, которой могли пользоваться как духовные, так и светские лица; при активном участии владыки основан монастырь во имя святого великомученика Димитрия Солунского в селе Рясном. Число народных училищ в епархии за время его управления увеличилось в четыре раза (всего к 1869 действовало 405 училищ). Владыка стремился повысить как образовательный уровень харьковского духовенства, так и религиозное благочестие паствы — он восстановил в епархии несколько ранее существовавших крестных ходов. В период его пребывания на Литовской кафедре были построены, отремонтированы и освящены 293 церкви. В качестве московского митрополита проявил себя сторонником наведения порядка в церковном хозяйстве и усиления проповеднической деятельности духовенства.

В статье о владыке Макарии, помещённой в словаре Брокгауза и Ефрона, особое внимание обращается на его умеренно-либеральные взгляды, вызывавшие резкое неприятие со стороны наиболее консервативно настроенных церковных деятелей:

Везде духовная чернь относилась к нему с недоброжелательством. В Москве одна газета травлю митрополита сделала своею специальностью, обливала грязью все его выступления, недвусмысленно намекала на его политические взгляды. Представители мракобесия были правы в том отношении, что учёный и благородный иерарх не мог принадлежать к их чёрному стану. Во всех важных случаях он шел навстречу запросам общества и движению вперёд… В шестидесятых годах Макарий, уже архиепископом, принимал участие в работах по реформе духовной школы и горячо отстаивал необходимость предоставления ей свободного развития в соответствии с требованиями времени. Его взгляды на постановку дела в средней и низшей школе церкви будили ненависть у ретроградов.

Митрополит Мануил отмечал, что в бытность архимандрита Макария членом Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета (1844—1848) он заслужил «репутацию в высшей степени гуманного, беспристрастного и аккуратного цензора». Он был активным сторонником принятия либерального академического устава 1869 г., получившего неофициальное название «Макарьевский устав».

Однако наибольшую известность митрополит Макарий получил как учёный, автор капитальных трудов в области богословия и истории. Его главный исторический труд — «История Русской Церкви» в 12 томах (13-й не был закончен в связи с кончиной) — был издан в 1883 г. (переиздан в 1994—1996 гг.). Из его богословских работ наиболее известны двухтомный труд «Православно-догматическое богословие» (в 1912 г. переведено на новосирийский язык миссией Православной Церкви в Урмии) и «Введение в православное богословие».

Отзыв современника о митрополите Макарии.

Митрополит Мануил о Макарии: «отличительными чертами его характера были доброта и ласковость. Доброта души проявлялась на деле в виде пожертвований своих средств на школы, на строительство храмов, на библиотеки и другие цели. Но особенно замечательное пожертвование епископ Макарий сделал в 1867 году.

Все деньги, которые он получил от своих сочинений, он хранил до тех пор, пока не собрал нужную сумму (120 000 рублей).

120 000 ₽

такую сумму Макарий вложил под проценты для выплаты ежегодной премии отечественных талантов

Затем эту сумму положил в Государственное кредитное учреждение навсегда и завещал после его смерти на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний».

Таким образом, митрополит Макарий и до сих пор принимает участие в поощрении просветительской деятельности. Его премии вручались в 1884 — 1917 годах. Их было 4: от Академии наук (1), Святейшего Синода (2) и Киевской духовной академии (1).

Возобновили вручение Макариевской премии в 1997 году, она присуждается в пяти номинациях: «История православной церкви», «История России», «История Москвы и историческое краеведение», «История православных стран и народов», а также учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций.

В 2021 году отмечалось 200 лет со дня рождения митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).

Биография

Семья и образование

Родился село Сурково Новооскольского уезда Курской губернии (ныне Шебекинский район, Белгородская область) в бедной семье сельского священника, в которой было шестеро детей. Когда будущему митрополиту исполнилось семь лет, скончался его отец. Несмотря на нужду, мать старалась дать детям образование. Его прижизненные биографии рассказывали о том, что в отрочестве он был болезненным и малоспособным ребёнком — до тех пор, пока с ним не произошло следующее событие: когда он однажды прятался от обижавших его товарищей во дворе школы, заучивая не вполне понятный ему урок, в его голову ударился неизвестно откуда брошенный камень, который рассёк «черепную оболочку на голове, произведя сильное кровотечение», после чего его здоровье неожиданно улучшилось и открылись умственные дарования.

Когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в приходское Корочанское духовное училище. Затем переведён в Белгородское уездное духовное училище, которое окончил в 1831.

Окончил Курскую духовную семинарию (1837; в последние два года обучения занимался преподаванием в младших классах той же семинарии), Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия (1841). Доктор богословия (1847; за труд «Введение в православное богословие»). Почётный член Императорского Археологического общества и Санкт-Петербургской духовной академии.

Церковное служение

15 (27) февраля 1841 был пострижен в монашество.

25 марта (6 апреля) 1841 рукоположён в сан иеродиакона.

С 29 июня (11 июля) 1841 года рукоположён в сан иеромонаха.

В 1841—1842 годы — преподаватель русской церковной и гражданской истории Киевской духовной академии.

В 1842 году, одновременно, ректор Киево-Подольских духовных училищ.

В 1842—1844 годы — помощник инспектора Санкт-Петербургской духовной академии; в 1843 году Синодом утверждён в звании экстраординарного профессора богословских наук.

В 1844—1857 года — ординарный профессор догматического богословия Санкт-Петербургской духовной академии; в 1847—1849 также преподавал историю русской церкви, в 1853—1857 — историю русского раскола.

В 1844—1850 — инспектор Санкт-Петербургской духовной академии.

17 (29) декабря 1844 года возведён в сан архимандрита.

20 декабря 1850 (1 января 1851) года (до 1857) определён ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В этот же период был редактором журнала «Христіанское Чтеніе» и главным наблюдателем за преподаванием Закона Божия в столичных учебных заведениях.

28 января (9 февраля) 1851 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, настоятель Шаргородского Свято-Николаевского монастыря (при этом владыка Макарий остался ректором академии). Руководил созданием в 1853 году при академии специального отделения по борьбе с старообрядцами.

С 1 (13) мая 1857 года — епископ Тамбовский и Шацкий.

С 18 (30) апреля 1859 года — епископ Харьковский и Ахтырский.

8 (20) апреля 1862 года возведён в сан архиепископа.

20 июля (1 августа) 1868 года вызывался для присутствия в Святейшем Синоде.

С 10 (22) декабря 1868 года — архиепископ Литовский и Виленский.

По Именному Высочайшему указу Святейшему Синоду от 8 (20) апреля 1879 года — митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода.

Смерть и погребение

Mогила
Скончался 9 (21) июня 1882 года в 11 часов 35 минут пополудни «от апоплексического удара» в архиерейском доме в селе Черкизове (ныне в черте Москвы); в день кончины чувствовал себя хорошо и «даже был оживлён более обыкновенного». Отпевание было совершено 14 июня в Чудовом монастыре; возглавлял архиепископ Варшавский Леонтий (Лебединский); похоронен 15 июня того же года в склепе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]