Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ


Пятигорский Михаило-Архангельский храм. Фото нач. XXI в.

Пятигорская и Черкесская епархия
Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Пастухова, 1
  • Тел.; факс: 33-04-88
  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: ГО Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Лермонтов, а также Минераловодский, Предгорный и Кировский р-ны Ставропольского края; Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская респп.
  • Кафедральные соборы: Спасский в г. Пятигорске (строится), Михаило-Архангельский в г. Пятигорске, Марие-Магдалининский в г. Нальчике, Никольский в г. Черкесске
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Кафедра, названная по городу Пятигорску, была учреждена как викариатство Владикавказской епархии 22 сентября 1910 года.
В 1916 году регион Кавказских Минеральных Вод вошёл в состав преобразованной Кавказской и Ставропольской епархии, и с 1922 или 1923 года Пятигорская епархия существует как Ставропольское викариатство. В 1922-1931 годах существовала Пятигорская обновленческая епархия.

27 июня 1927 года была выделена из состава Ставропольской как самостоятельная епархия. Назначенный на нее священномученик Димитрий (Добросердов) пребывал в Кисловодске и вёл управление епархией тайно. Епархия пресеклась в конце 1930-х годов. С упорядочением епархиального устройства в 1943 году территория разгромленной епархии вновь вошла в состав Ставропольской.

Была восстановлена 22 марта 2011 года будучи выделена из состава Ставропольской епархии в пределах Минераловодского, Предгорного и Кировского районов на юге Ставропольского края, а также республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии [1].

7 июня 2012 года благочиния Пятигорской епархии, расположенные на территории Ставропольского края, включены в состав Ставропольской митрополии [2].

Исторические названия

  • Пятигорская (викарная, 22 сентября 1910 — ?)
  • Пятигорская и Прикумская (викарная, 1922/1923 — 1925)
  • Пятигорская и Будённовская (27 июня 1927 — кон. 1930-х)
  • Пятигорская и Черкесская (с 22 марта 2011)

Статистика

  • июнь 2011 — 136 приходов, 21 часовня, 139 храмов (136 приходских, 3 монастырских); 153 штатных клирика (138 священников, 15 диаконов); 24 монашествующих (рясофор и мантия; в том числе 2 архимандрита, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона); 139 церковноприходских школ
  • январь 2012 — 158 приходов, 162 храма (158 приходских, 4 монастырских); 150 штатных клириков (133 священника, 17 диаконов); 24 монашествующих (рясофор и мантия; в том числе 1 архимандрита, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона); 158 церковноприходских школ
  • май 2014 — 3 монастыря, 158 приходов, 162 храма (158 приходских, 4 монастырских), 151 штатный клирик (136 священников, 15 диаконов), 24 монашествующих (рясофор и мантия), в том числе 12 священнослужителей (3 архимандрита, 7 иеромонахов, 2 иеродиакона), 108 церковноприходских школ

Архиереи

Викариатство Владикавказской епархии

  • Арсений (Смоленец) (22 октября 1910 — 17 апреля 1912)
  • Давид (Качахидзе) (17 апреля 1912 — 14 февраля 1914)

Викариатство Ставропольской епархии

  • Иов (Рогожин) (26 ноября 1923 — 27 ноября 1925)

Самостоятельная епархия

  • Сщмч. Фаддей (Успенский) (27 июня — 27 октября 1927) [3]
  • Сщмч. Димитрий (Добросердов) (1927 — 31 декабря 1928)
  • Никифор (Ефимов) (февраль — 15 декабря 1930)
  • Павел (Вильковский) (15 декабря 1930 — май 1932) [4]
  • Сщмч. Димитрий (Добросердов), 2-й раз (27 июня — 2 октября 1932)
  • Сщмч. Иоасаф (Жевахов) (19 сентября — 28 октября 1932)
  • Петр (Савельев) (28 октября 1932 — 8 марта 1933)
  • Мефодий (Абрамкин) (8 марта 1933 — октябрь 1937) [5]
  • Феофилакт (Курьянов) (с 22 марта 2011)

По РОССИИ:


ДИВЕЕВО: — 6 марта; 26 марта; 16 апреля; 7 мая; 28 мая; 18 июня; 9 июля; 30 июля; 13 августа; 3 сентября; 24 сентября; 8 октября. Дата-день отправление на поезде из Москвы. Стоимость 4500 +жд, входит в стоимость: 2-разовое питание, экскурсия в Дивеево, экскурсионное и транспортное обслуживание по всему маршруту, ночлег в котедже 2-3 местные номера.

География благочиний

  • Ессентукское (ГО Ессентуки и часть Предгорного района — ) [6]:
  • г. Ессентуки , с. Горный, ст. Ессентукская, с. Санамер, с. Урожайный
  • Кисловодское (ГО Кисловодск и часть Предгорного района — ):
    • г. Кисловодск , ст. Бекешевская, ст. Боргустанская, п. Зеленогорский, с. Нежинский, с. Подкумок, ст. Суворовская, с. Ясная Поляна
  • Лермонтовское (ГО Лермонтов и часть Предгорного района — ):
    • г. Лермонтов , с. Винсады, с. Новоблагодарное, п. Пятигорский, с. Садовое, с. Этока, с. Юца
  • Минераловодское (ГО Железноводск и Минералводский район — ):
    • г. Минеральные Воды , с. Гражданское, с. Греческое, г. Железноводск , с. Змейка, с. Левокумка, с. Ленинский, с. Марьины Колодцы, с. Нагутское, с. Орбельяновка, с. Побегайловка, с. Ульяновка
  • Нальчикское (Кабардино-Балкарская республика — ):
    • г. Нальчик , с. Александровская, г. Баксан , с. Благовещенка, ст. Екатериноградская, п. Звездный, ст. Котляревская, с. Кременчуг-Константиновское, г. Майский , г. Нарткала , с. Новоивановское, с. Новополтавское, с. Приближная, г. Прохладный , с. Совхозное, ст. Солдатская, г. Тырныауз
  • Новопавловское (Кировский район — ):
    • г. Новопавловск , с. Зольская, с. Советская, с. Новосредненское, с. Старопавловская, с. Марьинская , с. Комсомолец, с. Орловка
  • Пятигорское (ГО Пятигорск и часть Предгорного района — ):
    • г. Пятигорск , ст. Константиновская, п. Нижнеподкумский, хут. Хорошевский,
  • Северное Карачаево-Черкесское (ГО Черкесск, Абазинский, Адыге-Хабльский, Ногайский, Прикубанский, Усть-Джегутинский и Хабезский районы — ):
    • г. Черкесск , с. Кавказский, с. Красногорская, п. Садовый, с. Спарта , п. Ударный , г. Усть-Джегута , п. Эркен-Шахар
  • Южное Карачаево-Черкесское (ГО Карачаевск, Зеленчукский, Карачаевский и Урупский районы — ):
    • ст. Зеленчукская, ст. Исправная, г. Карачаевск , ст. Кардоникская, п. Коста Хетагурова, п. Курджиново, с. Лесо-Кефарь, с. Маруха, с. Нижний Архыз, п. Орджоникидзевский, ст. Преградная, ст. Сторожевая, г. Теберда

    Кавказ защищает своего бога от РПЦ


    Очередное паломничество в горный Шоанинский храм Пятигорская и Черкесская епархия организовала 6 мая. Фото Евгения Калинина с сайта www.pravoslavie.ru

    Конгресс карачаевского народа 14 июня в публикации на своем сайте пожаловался, что власти Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) планируют надавить на эту общественную организацию. По версии активистов, региональная администрация разозлилась на них из-за недавнего обращения к патриарху Кириллу с просьбой сместить архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта (Курьянова). По мнению общественников, епархия РПЦ посягает на аланские храмы X века, расположенные на территории республики. Это самые древние христианские памятники архитектуры в России.

    Местные народы считают себя, наряду с осетинами, наследниками средневековой Алании, во времена которой было построено несколько храмов в Зеленчукском районе и на горе Шоан. По их мнению, конфессиональная принадлежность памятников не может быть определена как православная, потому что храмы исторической Аланской епархии появились на Северном Кавказе еще до раскола христианства на западное и восточное. Черкесские общественники на протяжении нескольких лет протестуют против действий епархии, обращаются с жалобами в правоохранительные органы, а на этот раз решили написать главе РПЦ. Одновременно с письмом патриарху на сайте опубликовано обращение к генеральному прокурору Игорю Краснову.

    На этот раз возмущение активистов вызвала литургия, которую 6 мая, в день памяти святого Георгия Победоносца, архиепископ Феофилакт совершил в храме на горе Шоан, поблизости от поселка Коста Хетагурова. Черкесских «старейшин» возмутило, что в мероприятии приняли участие казаки, члены осетинской общины и военнослужащие, а с представителями местных народностей богослужение и паломничество верующих не были согласованы. Черкесы недовольны еще и тем, что герой кавказского нартского эпоса Уастырджи отождествляется в РПЦ с христианским святым Георгием. Победоносцу православное духовенство посвятило Шоанинский храм. По мнению местных жителей, мифический герой Уастырджи, совершающий свои деяния верхом на трехногом коне Авсурге, имеет исключительно языческое происхождение.

    Если обратиться к «Мифологическому словарю», подготовленному в 1991 году редакционной коллегией при участии таких общепризнанных специалистов в филологии, как Елеазар Мелетинский, Сергей Аверинцев и Аза Тахо-Годи, то там все же есть упоминание об отождествлении Уастырджи со святым Георгием. С другой стороны, в словаре этот герой нартского эпоса называется «небожителем, отцом сатаны», осетинским богом войны.

    По мнению авторов обращения к патриарху Кириллу, Пятигорский архиепископ «идеологически облекает эти богослужения в межнациональные и межконфессиональные противопоставления». «Все это является почвой для инсинуаций и провокаций, способствующих разжиганию межнациональной розни в одном из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов страны, не только Карачаево-Черкесской Республики, но и на всей территории Северо-Кавказского федерального округа, так как потомками средневековых алан считаются не только карачаево-балкарский народ, но и десятки других народов Кавказа», – пишут общественники.

    «Община, состоящая из местных осетин (3142 человека по состоянию на 2010 год), проживает преимущественно в Карачаевском районе уже длительный период, но за это время не были предприняты попытки построить свой православный молельный дом или церковь, в которой могли бы проводить богослужения, не подвергая износу и разрушению древние храмы республики, которые относятся к доправославной эпохе, и тем более не изменяя их аутентичный древний облик неуклюжими постройками языческих символов, – говорится также в письме. – В КЧР достаточное количество церквей (более 37), а в столице республики, в самом центре города, построили с участием представителей всех народов КЧР огромный по масштабам кафедральный собор Николая Чудотворца, однако, к сожалению, надо заметить, что по большей части времени он пустует в отсутствие прихожан, которые посещали бы его систематически». «Мы просим вас избавить общественность КЧР от этого провокатора – отозвать его от исполнения высоких обязанностей архиепископа на территории Карачаево-Черкесской Республики», – пишут авторы обращения об архиепископе Феофилакте.

    Если патриарх Кирилл не выполнит требований авторов письма, они намерены искать правды у президента Владимира Путина и Константинопольского патриарха Варфоломея. Под обращением подписались руководители Союза репрессированных народов России, Конгресса карачаевского народа, Совета старейшин КЧ РОО «Къарачай Алан Халкъ» и других НПО.

    В ответ на просьбу прокомментировать ситуацию пресс-секретарь Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Михаил Самохин прислал в редакцию «НГР» следующее письмо: «Духовенство и верующие находятся и совершают богослужения в Шоанинском храме как паломники. При этом массовое паломничество и богослужение на основании действующего законодательства предварительно согласовываются с государственным учреждением, оперативно управляющим данным храмом от имени собственника. Богослужение совершается только после получения согласования. Благодарим руководство республики, представителей музейного сообщества за уважительное внимание к паломникам и просьбам верующих».

    Самохин также сообщил, что в селе Коста Хетагурова существует постоянно действующая православная община. Таким образом, он отверг утверждения оппонентов, что в окрестностях горы Шоан нет постоянных верующих РПЦ.

    Представитель епархии уточнил, с какими именно государственными учреждениями согласовываются богослужения в памятниках истории: «До 2018 года это РГБУ «Государственный Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник имени М.О. Байчоровой», с 2021 года – КЧРГБУ «Аланский христианский центр на Северном Кавказе».

    «Аланский христианский центр», о котором говорит Самохин, – отдельный раздражитель для Конгресса карачаевского народа. Центр был создан в марте 2021 года по указанию главы КЧР Рашида Темрезова именно для управления пятью средневековыми аланскими храмами, в том числе Шоанинским. Новая организация была выделена из состава музея-заповедника имени М.О. Байчоровой, и как раз эти действия руководства республики летом того же года вызвали возмущение карачаевских общественников. Конгресс писал министру культуры Владимиру Мединскому. Активисты обратили внимание тогдашнего министра на то, что древние памятники переходят из федерального в республиканское подчинение: «Тревогу вызывает тот факт, что руководство Карачаево-Черкесии разрушило структуру музея заповедника… путем изъятия вышеуказанных объектов в казну Карачаево-Черкеской Республики».

    Несмотря на то что подобные споры идут уже не первый год, Пятигорская и Черкесская епархия продолжает осваивать древние памятники. Похоже, в московском церковном руководстве не видят проблемы, называя протестующих «маргинальной группировкой». Скажем, заместитель управделами Московского патриархата епископ Савва (Тутунов) считает, что архиепископ Феофилакт «по своей вовлеченности в жизнь епархии и региона, по своему – говоря светским языком – хорошему контакту с духовенством в частности и людьми в целом представляет собой прекрасный образ русского православного архиерея в Кавказском регионе». «Конечно, наличие такого архиерея вовсе не выгодно тем, кто – как внутри России, так и в зарубежье – заинтересован в нивелировании сильного присутствия России на Кавказе», – написал в своем Telegram-канале Тутунов.

    «До середины нулевых годов обращение в православие означало де-факто русификацию, – пояснил «НГР» заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин. – Изменение отношения к национальным языкам и традициям в церковной жизни стало происходить последние 10–15 лет, в том числе под влиянием успеха протестантов среди коренных народов России. Если в 1990-е и начале 2000-х годов православные миссионеры напрямую конфликтовали с местными религиями, как с язычеством в Якутии или шаманистами в Бурятии, то сейчас проблемы другие. И ситуация в Северной Осетии и КЧР это ярко показывает». «Официально не признавая миссию среди других народов, РПЦ начала ее проводить с переводом богослужения, с рукоположением духовенства из местных, православизацией святых мест и героев эпоса, как в Осетии. Епископ Феофилакт наладил контакты епархии с казачьими станицами и полагает, что церковь должна играть большую роль в обществе. Однако не всех это радует, старейшины возмущались службами в храмах Архыза, а осетинские язычники – строительством часовни в священной роще», – рассказал Лункин.

    Политолог Алексей Малашенко считает происходящее в Карачаево-Черкесии проявлениями «неделикатности и недооценки культурного многообразия, и одновременно ощущения своего превосходства, первенства в религиозной жизни страны» со стороны РПЦ. «На ровном месте нарушается этническая, культурная гармония, причем в регионе, где ситуация в этом отношении далеко не самая простая. Это ошибка, которую в патриархии никогда не признают – опять же, из ощущения безусловного первенства», – сказал «НГ» эксперт.

    Неделикатность Московского патриархата пока не кажется фатальной. Однако опыт конца XX века показывает, к каким политическим последствиям приводят задетые национальные чувства. Напомним, что потрясения конца 1980-х годов часто начинались с протестов горстки активистов, вдруг решивших вступиться за священную рощу или древние курганы. Продолжительное игнорирование национальных движений приводило лишь к разрастанию и углублению конфликта. А потом уже наскоком проблем не решить – даже если сумел оседлать трехногого коня Авсурга.

    Учебные заведения

    Высшие

    • Отделение теологии на факультете Государственной службы и управления Пятигорского государственного лингвистического университета

    Средние

    • НГОУ Православная Свято-Никольская классическая гимназия
    • МОУ средняя общеобразовательная школа № 21
    • МОУ средняя общеобразовательная школа № 27

    Дошкольные

    • НГОУ детский сад при Крестовоздвиженском храме г. Кисловодска
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]