Недуг благочестивого князя
С его основанием связана легенда, возникшая, как уверяют насельники обители, не на пустом месте. Она повествует, что правившего этими краями в конце XIII века благочестивого князя Черниговского и Дебрянского Романа Михайловича однажды постиг тяжкий недуг – начал он слепнуть, да так, что с каждым днём угасал в его очах белый свет. Не было на ту пору при княжьем дворе лекарей, а обращаться к ворожеям и знахарям – Боже упаси! – крещёный ведь человек. На что же ему уповать? Только на милость Божию.
Вот и отправил князь архимандрита местного монастыря в Киев, чтобы привёз ему чудотворную икону Божьей Матери, по молитвам перед которой не раз уже даровалось исцеление страждущим. Слово княжье – закон, и отправился человек Божий в путь, взяв с собой пяток иноков смиренных сердцем, но весьма крепких плотью – времена были неспокойные, и в дороге всякое могло приключиться.
Троицкий Севский мужской монастырь[править]
В поместном списке города Севска за 1519 г. был упомянут Севский Троицкий Новодевичий монастырь. О судьбе первой женской общины ничего неизвестно, за исключением того, что основанием этой обители была богадельня, находящаяся при кладбищенской церкви в городе Севске. Кладбище, на котором она располагалась, называлось «татарское побоище» и было отделено от города рвом. В нач. 17 века монастырь был сожжен и вновь возродился благодаря инокинь Путивльского Свято-Духова монастыря, разоренный поляками в 1612 г., которые пришли в Севск и принесли с собой икону «Молчанской » Божией Матери. С увеличением монашествующих и притока богомольцев старая деревянная церковь во имя «Рождества Божией Матери» уже не вмещала всех молящихся, поэтому был построен второй деревянный храм во имя «Живоначальной Троицы». В начале 18 столетия обитель с двумя храмами, деревянными кельями и колокольней с четырьмя колоколами была обнесена ольховым частоколом.
Адрес:
Брянская обл., Севский р-н, г. Севск, ул. Ленина, 10
Чудо, явленное на речном берегу
Уже плыли назад княжьи посланники по Десне-реке и везли с собой заветную икону, когда вдруг приключилась с ними некая напасть – ладья до того бодро рассекавшая речные струи, неожиданно замерла на месте, остановленная неведомой силой. Как ни старались гребцы, как ни налегали на вёсла, не могли сдвинуться ни вверх, ни вниз по течению. Делать нечего, кое-как добрались до берега и заночевали.
Утром же хватились – нет иконы, пропала! Бросились искать, стараясь не думать о том, какая награда их ждёт за такую службу. Но Бог милостив – отыскалась пропажа. Нашли её среди ветвей могучего дуба, стоявшего у изгиба реки. Хоть и робели иноки, но не посмели коснуться образа, а поспешили сообщить князю о случившемся чуде. Тот не замедлил явиться и, упав на колени, долго молился. Дальше всё произошло по законам жанра – князь прозрел и повелел основать на этом месте обитель, дошедшую до наших дней и известную как Свенский монастырь.
Кстати, любопытная деталь – в давние времена река Свень, давшая имя монастырю, называлась Свинь, и обитель, соответственно, именовалась Свинской, что было весьма неблагозвучно и подавало повод для неуместных острот. Чтобы исправить положение, в XVII веке было решено изменить одну лишь букву в её названии, но при этом пришлось переименовать и всю реку. С тех пор и появилась на картах река Свень, а вместе с ней и Свенский монастырь.
Крестовоздвиженский Севский женский монастырь[править]
Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь открыт 18 мая 2000 года на месте прихода Кресто-Воздвиженского храма, по имени которого и получил свое название. Настоятельницей назначена монахиня (с 2007 г. – игумения) Афанасия (Личаева).
Возникновение Кресто-Воздвиженского деревянного храма относится к XVII веку. На плане города 1808 года – это уже каменный храм. Современный каменный храм построен на собственные средства купца П.И. Нестерова. Приделов в нем было два: в честь Воздвижения Креста Господня и во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца.
При советской власти Кресто-Воздвиженский храм длительное время оставался единственным действующим храмом Севска и не подвергся разрушению.
Адрес:
Брянская обл., Севский р-н, г. Севск, ул. Некрасова, 24
Телефон:
8-(48356) 9-14-00
Творение преподобного Алипия
Икона, столь чудным образом исцелившая князя, стала главной святыней вновь образованной обители. На деревянной доске размером 68х42 см изображена Пресвятая Богородица, сидящая на троне и держащая на руках Предвечного Младенца, воздевшего в благословении правую руку. По обеим сторонам трона изображены святые Печерские чудотворцы Феодосий и Антоний.
Авторство иконы приписывается преподобному Алипию, обучавшемуся у византийских мастеров, работавших в 1088 году в Киево-Печерской Лавре. Эти подробности известны благодаря тому, что икона после революции попала в собрание Третьяковской галереи и сохранилась до наших дней.
Свято-Успенский Свенский монастырь, образованный среди дремучих брянских лесов, стал колыбелью для многих отшельников-пустынножителей. Известно, что десятки его иноков, испросив у настоятеля благословения, затворялись от мира в непроходимых чащобах, построив себе убогие кельи и проводя жизнь в постах и молитвах. В обители они появлялись лишь для исповеди и причастия. Эта форма религиозного подвижничества получила широкое распространение в начале XVIII века и сохранилась затем на долгие годы.
Свенский Успенский мужской монастырь п. Супонево Епархиальные монастыри РПЦ
Эта икона, размером 68 на 42 см, изображает Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседающую на золотом троне и Держащую на коленях Предвечного Младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стоят Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосии, с левой — Антоний. На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже… возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе». На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника». Прослышав о чудесном исчезновении и обретении привезенной иконы, князь Роман с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: «О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!». И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После благодарственных молитв князь, пообещав Богоматери отдать Ей в удел все, что теперь окрест видит, стал собственноручно заготавливать лес для постройки обыденного храма. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы.
Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.
С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния. При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви. 19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.
Приблизительно тогда же была построена каменная колокольня, для которой Иван Грозный пожаловал два колокола в 40 и 200 пудов.
В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.
Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. И вместе с тем история повествует, что наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.
9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, — сообщалось в записях обители, — и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли“. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.
Из новопостроек последующих лет значительной была трехкупольная Сретенская надвратная церковь. Официально считалось, что она возведена в 1694 году при Петре I, но в книге вкладов упоминается еще под 1678 годом. О ее местонахождении архимандрит Иерофей в своей известной книге говорил: “Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со священным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен, был крест».
Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее формы были выдержаны в том своеобразном русско-украинском духе XVII века, о котором одни говорили, что стиль занесен из России на Украину, другие — наоборот. Но точным было то, что барочные формы церкви очень живописны и нарядны.
Но отдельные постройки не могли затмить картину бедственного положения Свенского монастыря. Поэтому царскому правительству пришлось принимать срочные меры для исправления положения. Во время борьбы Московского государства с польско-литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских приделах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, конкретно указывала «пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску». В своей просьбе, ссылаясь на считающуюся ныне подложной грамоту великого князя Андрея Боголюбского, по которой «Монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского». И хорошо осведомленный об истинном положении Свенского монастыря царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал его к Киево-Печерской Лавре. Киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу (прославлен в лике святителей) наказано было описать все хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами.
Помимо церквей обитель имела 29 келий с проживающими в них 90 монахами и послушниками.
Поближе к ограде ютились хозяйственные постройки: конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами. Для гостей и паломников были выстроены две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку.
Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем. В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донской монастырь, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. И в 1747 году обратились с просьбой о составлении проекта и сметы к архитектору Н.А. Мичурину, находившемуся в то время в Киеве, где строил дом для приема императрицы.
Храм был заложен 30 июля 1749 года, однако окончено строительство было только в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя св. Захария и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место. На Успенском соборе новостройки в Свенском монастыре не завершились. 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать ветхую Спасо-Преображенскую церковь над западными ярмарочными воротами и построить на ее месте новую. Строительство этой одноглавой церкви на средства брянского купечества длилось восемь лет. Освящена она была 29 июля 1742 года. Этот храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость. С нее открывался неповторимый вид на окрестности. Изменения коснулись даже колокольни: она была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.
Памятным местом обители был маленький каменный домик, стоявший напротив колокольни, неподалеку от Успенского собора. По местным сказаниям, в нем останавливался Петр I во время своего пребывания 22–24 октября 1708 года в Брянске. Его приезд был вызван необходимостью проверки городских укреплений и наблюдением за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Узнав в обители об измене гетмана Мазепы, отправился в с. Погребки, чтобы предупредить последствия измены. После Полтавской битвы приезжал в обитель опять, где отслужил благодарственный молебен за победу. С северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: «В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России».
Постройкой в 1764 году каменной ограды, протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров. Свенская обитель была также крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян. Монастырь также располагал собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. Ведь свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами.
После секуляризации в 1764 году монастырских земель обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. И очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения. Дело дошло до того, что игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек. Но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, ища для себя лучшей доли. Чаще всего уходили на Афонскую гору и Молдавию. Изменения коснулись и храма во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, обвалившегося от ветхости в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. А в 1932 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой. Как и все святые обители, Свенский монастырь был не только оплотом веры, но и центром духовной культуры и просвещения. По описи 1681 года в его библиотеке насчитывалось 115 книг. Опись 1755 года называла 338 книг. В последней. Главной церковной описи 1893 года перечислялось уже около 1300 книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг ХУ1-ХVIII веков, книги по истории церкви России и Византии, летописцы и проч.
Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Паисия Величковского, чьи большие заслуги в возрождении православной духовности во второй половине XVIII века стали основанием для отнесения его к числу святых. Среди них назывались иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809–1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее — наместником Козельской Оптиной пустыни.
На соответствующем уровне была и рядовая духовная братия — люди талантливые, трудолюбивые, много знавшие и много умевшие.
В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, являвшегося его главным источником дохода. Основной капитал обители составлял тогда 40 980 рублей.
После известного декрета 1918 года знаменитый Свенский монастырь стал доживать свои последние дни.
На первых порах богослужение проводилось в Успенском соборе и церкви чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковку, а 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею.
Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.
В 1970-х годах взялись, наконец, за восстановление монастыря. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.
В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви.
Покровительство грозного царя
Первым каменным сооружением монастыря, а заодно и окрестностей Брянска, стал Успенский собор, построенный по повелению Ивана Грозного. Известно, что в натуре царя бесовская жестокость удивительным образом сочеталась с крайней религиозностью. Придавая лютой казни невинных людей, он мог после этого выстаивать ночи напролёт в молитвах об упокоении их душ.
Готовясь к Ливонской войне, набожный государь не скупился на вклады в святые обители. Не обошёл он стороной и Успенский Свенский мужской монастырь, являвшийся в то время и укреплённым фортификационным сооружением, и важным духовным центром. До наших дней сохранились архивные документы, свидетельствующие о неоднократно вносимых им пожертвованиях. В частности, в 1561 году Свенский монастырь (Брянск) получил от него значительную сумму по случаю кончины его жены Анастасии. Чуть позже им были внесены деньги на строительство храма в честь Печерских чудотворцев Антония и Феодосия.
Горно-Никольский мужской монастырь[править]
Горно-Никольский епархиальный мужской монастырь г.Брянск, действующий. Основан как мужской 7.10.2002 посредством преобразования прихода Горно-Никольской церкви. Близ неё выстроены два небольших кирпичных здания. Имеет статус епархиального.
Поставлен на возвышении в историческом ядре города Брянска напротив Покровской горы. В древности рядом располагалась вечевая площадь. В просторечьи церковь называлась «Верхний Никола» для отличия от Успенской церкви (не сохранилась) в Нижней Слободе, называвшейся «Нижний Никола».
Адрес
: 241000, г. Брянск, ул. Арсенальная, 8
Телефон
: 8(4832) 74-65-32
Набеги иноземных супостатов
Но видно, не благословил Господь пожертвования царя-душегуба – в 1583 году литовцы, с которыми он вёл войну, захватили Свенский мужской монастырь, и, разграбив всё, что можно было вынести, сожгли. Чудом сохранилась лишь Свенская икона Божьей Матери. Долгими и тяжкими трудами возрождалась после этого обитель, но в 1664 году вновь обрушился на неё Божий гнев – на этот раз стала она добычей крымских татар.
На этот раз поднимать из пепла монастырские стены было легче, так как ещё за три года до этого обитель приписали к Киево-Печерской Лавре, и оттуда на Брянщину шла посильная помощь. Благодаря ей на территории монастыря в 1679 году возвели надвратную Сретенскую церковь, пережившую века и сохранившуюся до наших дней.
Воскресенский Карачевский мужской монастырь[править]
Карачевский Воскресенский монастырь (Тихонова Пустынь) — мужской монастырь Брянской епархии Русской православной церкви, основанный в кон. XVI в. иноком Тихоном.
С 1680 приписан к Новоиерусалимскому монастырю, в 1764 упразднен, храм обращен в приходской. Восстановлен в 2004. Обитель находится в с. Бережок Карачевского района Брянской обл., на левом берегу реки Снежеть, доминирует в окружающем пейзаже и виден на подъезде к городу со стороны Брянска.
Адрес:
242500, Брянская область, Карачевский район, с. Бережок, пер. Набережный, 18А.
Телефон настоятеля:
8-910-234-11-95
Тел/факс:
(48335) 9-53-23 (дежурный)
Визиты коронованных особ
Возрождённый из пепла Свенский монастырь помнит визиты многих царственных особ. Известно, что в 1708 году в нём побывал Пётр I и даже останавливался на ночлег. Дом, в котором государь провёл ночь, дожил до революции, и его показывали всем приезжающим как историческую достопримечательность. Другой свидетель царского посещения – дуб, посаженный монахами в честь этого события, стоит и по сей день, также привлекая внимание многочисленных паломников и туристов.
Во время одного из своих путешествий побывала в стенах Свенского Успенского монастыря и государыня императрица Екатерина II. Застав главный его храм в весьма ветхом и требующем немедленного ремонта состоянии, она пожертвовала шесть тысяч рублей, на которые он в скором времени был полностью перестроен. Для него было выбрано более удобное, сухое и высокое место в центре монастыря.
До начала XX века Свенский Успенский монастырь (Брянск) дожил в мире и благополучии. По-прежнему в его казну поступали щедрые пожертвования от боголюбивых граждан и особ царствовавшего дома. Возле стен обители шумела ярмарка, являвшаяся одной из самых крупных в западной части России, а боголюбивые иноки возносили молитвы за царя и отечество. Так продолжалось до 1917 года.
Настоятели, наместники
- Сергий (упом. ок. 1567) игум.
- …
- Исаия
- Иона II
- Павел
- Сильвестр
- Иаков I
- Варлаам II
- Марк I
- Варсонофий
- Иов II
- Иона III
- Иаков II
- Феодосий I
- Иаков III
- Ермоген (упом. 1655 — упом. 1657)
- Иаков IV
- Марк II (упом. 1659)
- Варнава (Глыбоцкий) (упом. 1664)
- Никодим (? — 1672) игум.
- Филарет (Левшин) (1673 — 2 сентября 1679)
- Маркелл, архим.
- Никон I, архим.
- Свт. Иоанн (Максимович) (ок. 1681 — 1684)
- Сила (Жаровский) (1685 — 1699)
- Афанасий (Миславский) (упом. 1701)
- Свт. Филофей (Лещинский) (1701 — 1702)
- Серапион (1702 — 1704) иером.
- Антоний (Тарасевич) (1705 — 1710)
- Модест (Ильницкий) (упом. 1710)
- Варсонофий (Ростоцкий) (упом. 10 июня 1734)
- Иоиль (Савицкий) (упом. 1738)
- Геннадий (Васинский) (упом. 1744 — упом. 1745)
- Лука (Белоусович) (1745 – упом. 1749)
- Гервасий (ок. 1750 — 13 сентября 1752)
- Иерофей (1752 — 1755)
- Игнатий (Войцехович) (+23 марта 1761)
- Ираклий (Лятошевич) (1761 — 10 января 1766)
- Каллист (10 января 1766 — упом. 1768)
- Палладий (3 апреля 1770 — 7 июля 1787 )
- Модест (14 октября 1787 — 22 октября 1796), возведен в архимандриты и определен настоятелем в Орловский Успенский монастырь
- Никон (22 октября 1796 — 16 октября 1797), возведен в архимандриты и перемещен настоятелем в Толгский монастырь
- Елеазар (20 марта 1798 — 10 сентября 1798), перемещен настоятелем в Брянский Петропавловский монастырь
- Феодосий (10 сентября 1798 — 19 октября 1799), из настоятелей Брянского Петропавловского монастыря
- Мануил (Корчак-Котович) (4 марта 1800 — 1801), возведен в архимандриты и определен настоятелем в Орловский Успенский монастырь
- Израиль (Звегинцев) (25 марта 1801 — 1801), выбыл в Санкт-Петербург наместником Александро-Невской Лавры
- Свт. Филарет (Амфитеатров) (11 марта 1802 [2] — 10 октября 1804)
- Дионисий (Цветаев) (25 декабря 1804 — 22 октября 1805)
- Амвросий I (20 мая 1806 — 1808)
- Амвросий II (31 октября 1809 — 9 июля 1833)
- Сергий (6 августа — 22 августа 1833)
- Дометий (12 ноября 1833 — 2 января 1835)
- Венедикт (Курковский) (24 июня 1837 — апрель 1839)
- Христофор (Эммаусский) (24 июня — июль 1837)
С 1924 по 1992 год монастырь был упразднен
- Никодим (Анискин) (16 октября 1992 — 27 октября 2010)
- Митрофан (Охалов) (30 мая 2011 — 7 июня 2012)
- Алексий (Тюрин) (29 мая 2013 — 9 декабря 2020)
- Тихон (Колесняк) (c 10 декабря 2021 [11]), и/о
Пришествие лихих времён
С начала двадцатых годов пришедшие к власти большевики приступили к постепенному, но планомерному закрытию монастыря. Когда по стране прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей, направленная якобы на борьбу с голодом, из обители вывезли всё, что представляло интерес для новой власти.
Из храмов выносилась церковная утварь, собранная там за многие века, снимались и отправлялись в переплавку колокола, а с икон безжалостно обдирались золотые и серебряные оклады. Казалось, что вернулись времена литовских и татарских захватчиков. Систематическое разграбление продолжалось до 1926 года, после чего Свенский монастырь был закрыт.
Смертный грех капитана Рыхлова и всех, кто был с ним
Очередной этап уничтожения этого исторического и культурного памятника наступил в 1930 году, когда по распоряжению городских властей большая часть монастырских построек была снесена. Был взорван и Успенский собор, так удачно перестроенный на пожертвования Екатерины II. Взрывная волна повредила и находившийся рядом храм Печерских чудотворцев, оставив от прежней постройки лишь нижний ярус. Свенский Успенский монастырь (Брянск) перестал существовать.
Этот акт вандализма был совершён группой советских подрывников. История сохранила фамилию их командира – капитан Рыхлов. За давностью лет его нет в живых, и можно лишь надеяться, что в смертный час послал ему Господь раскаяние в содеянном и не дал отойти в иной мир с душой, отягощённой этим страшным грехом.
Руины, возвращённые людям
Но колесо истории не стоит на месте. Прокатившись по стране всеми тяготами, выпавшими на её долю в XX веке, под конец оно ввергло Россию в бурный океан перестройки. В 1992 году Свенский монастырь (Брянск) был возвращён в ведение Церкви. К этому времени из всех прежних построек сохранились лишь требовавшие капитального ремонта Сретенская и Преображенская церкви, а также остатки монастырских стен и несколько бывших хозяйственных сооружений, находившихся в аварийном состоянии.
Прочие же сооружения были разрушены, и от большинства из них не осталось даже следов, а в сохранившихся руинах трудно было узнать прежний, известный по архивным документам Свенский монастырь (Брянск). Фото, публикуемые в статье, дают представление о масштабах проведённых работ.
Покровский Климовский мужской монастырь[править]
Старообрядческий мужской монастырь основан в 1765 иеромонахом Михаилом Калмыком вместо существовавщего с 1690-х Покровско-Ветковского, упразднённого при исходе из Ветки старообрядцев. Официально учреждён 22.04.1768. С 1847 — единоверческий.
В XIX в. частично перестроен в камне, имел 3 храма, часовню, келейные и служебные корпуса, гостиницу, ограду. Закрыт в 1923, частично разрушен и перестроен, ограда разобрана; в постройках располагались детские воспитательные учреждения и совхоз. В 1990-х оба храма и несколько корпусов переданы РПЦ, монастырь возобновлён как подворье Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни (ныне — Брасовский район). Действует Никольская церковь, восстанавливается Покровский собор. В части монастырских строений по-прежнему размещается школа-интернат.
Адрес
: Брянская обл., Климовский р-н, пос. Климово, ул. Новая, 2
Богослужения в возрождённых храмах
Сразу началось восстановление былого архитектурного комплекса. Прежде всего, капитальный ремонт и реставрация были проведены в двух сохранившихся церквях, которые сегодня в своём первозданном виде вновь стали местом регулярных богослужений, которые после долгих десятилетий забвения возобновил Свенский монастырь. Расписание проводимых в них служб немногим отличается от графика прочих православных храмов.
В будние дни утренние службы начинаются в 8:00, а вечерние в 17:00. По воскресным и праздничным дням проводится также поздняя литургия. Она начинается в 10:00. Обо всех дополнительных богослужениях и крестных ходах, проводимых в монастыре в связи с различными праздниками, можно узнать на принадлежащем ему интернет-сайте. После восстановления из руин храма Антония и Феодосия Печерских, завершённого в 2012 году, в нём также проводятся регулярные службы.
В настоящее время ведутся работы по восстановлению разрушенного в 1930 году Успенского собора. Начались они в 2005 году с разбора оставшихся руин, а также инженерно-археологического обследования фундамента. По их завершении в 2010 году был создан попечительский совет из представителей государственных и общественных организаций, возглавивший восстановительные работы. С этого времени Свенский монастырь (Брянск) стал местом, где развернулось широкое строительство.
Николо-Одринский женский монастырь[править]
Николо-Одринский монастырь (имеющий официальное название Одрино-Николаевский монастырь) — монастырь в селе О́дрина (Одрино, Одринское) Карачевского района Брянской области.
Основан в начале XIII-XIV века. Год постройки: между приблизительно 1376 и приблизительно 1425 гг.
В настоящее время в монастыре сохранились две старинные постройки: игуменский корпус и братский корпус, в котором находятся: действующий храм во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, ризница, трапезная и кельи.
В настоящее время в Одрином монастыре находится чудотворная икона Матери Божией «Споручница грешных». В 2004 году состоялось освящение вновь построенного храма в честь этого Святого образа.
Адрес:
Россия, Брянская область, Карачевский район, с. Одрино
Паломничество в обитель
Постепенно монастырская жизнь возвращается в его древние стены. Как и в прежние годы, спешат сюда паломники, желающие поклониться святыне, которой по-прежнему для православных людей является Свенский монастырь (Брянск). Как доехать к нему, можно узнать в данной публикации.
Рекомендуется от железнодорожного вокзала Брянска ехать на троллейбусе №1 до «Телецентра» и далее на автобусе №7 до монастыря. Другой вариант: от автовокзала на автобусе №7 или на маршрутных такси № 45, 36 до остановки «Свенский монастырь». Фото, приложенные к статье, помогут безошибочно узнать цель поездки.
Петро-Павловский женский монастырь (Брянск)[править]
Мужской монастырь основан, как принято считать, в 1275 кн. Олегом Брянским. Пережил несколько разорений. После преобразований 1760-х постепенно пришёл в упадок, и в 1830 братия была переведена в Елец. В 1833 по прошению градского Брянского общества и тщанием местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных возрождён как женский общежительный. К 1917 имел 2 храма — соборный Введенский и надвратный Ильинский, 7 каменных с деревянным верхом корпусов (в их числе странноприимный дом и больница), 30 деревянных келий, ограду. Упразднён в 1918, храмы закрыты в 1923. Из прежних объектов сохранились собор, больничный корпус постройки 1910, ныне занятый кожным диспансером, несколько келий и часть кладбища. Возобновлён как женский епархиальный на небольшой части прежней территории 7.10.2002. Сооружена новая ограда.
Примечания
: В монастыре находятся святые мощи кн. Олега Брянского.
Адрес
: г. Брянск, ул. Кулькова, 14