Иконы издавна почитаются в православии и особенно высоко чтятся в России и других странах мира, где присутствует Русская православная церковь. В результате гонений, последовавших на церковь в XX веке со стороны советской власти, многие иконописные традиции были утеряны. В наше время возрождают их такие иконописцы, как архимандрит Зинон, который написал в византийской традиции множество современных икон. Кроме того, благодаря его трудам были расписаны многие храмы и монастыри в России, во Франции и Бельгии, на Афоне.
Иконописец, теоретик, церковного искусства, педагог
Отец Зинон известен как один из выдающихся современных иконописцев. Его заслуга состоит в том, что он начал одним из первых возрождать иконописные традиции русского православия. Они были утеряны во времена гонений на церковь. До нашего времени не сохранились практически никакие учебники или же какие-либо материалы, посвящённые византийской иконописной традиции. Именно она является в Русской православной церкви каноничной.
Мастер-класс одного из ведущих иконописцев современности архимандрита Зинона (Теодора). 19 сентября 2013 года. Иконописное отделение СПбДА
Архимандриту пришлось по крупицам восстанавливать это знание, копируя древние иконы и занимаясь их реставрацией. Благодаря такой кропотливой работе ему удалось возродить древнюю иконописную школу русских иконописцев XV — XVI веков. Свои знания иконописец передаёт другим, при этом утверждает, что учеников не имеет. В пользу данного аргумента он приводит довод о том, что для учения необходимо передача традиции, а он лишь учит технике писания.
Отец Зинон автор нескольких книг. Они посвящены современной иконописи. Кроме того, у него также имеются и сочинения на религиозные темы. Несмотря на монашество, он достаточно активно взаимодействует со средствами массовой информации, излагая в них довольно радикальные суждения на тему обновленчества. За свои независимые взгляды ему пришлось пострадать, так на него были возложены прощения из-за того, что он участвовал в католической мессе и причастился вместе с католиками.
источники
- Карелина А.
Возвращение печорского затворника: Снят запрет на служение известного монаха-иконописца // НГ Религии. — 2002. — № 1 (96). - Курбатов В. Я.
Батюшки мои. «Вниду в дом Твой». — Псков: Дом печати ГППО, 2013. — 352 с. — 3 000 экз. — ISBN 978-5-94542-296-4. - Храм на месте гибели протоиерея Александра Меня // alexandrmen.ru.
Сноски
- Вечерня по древнему чину и вечер вопросов и ответов прошли в нашем храме // Федоровский собор. — 2013. — 4 июля. – Дата обращения: 4.7.2017.
- Католическое оглашение в православном соборе // Антимодернизм.ру. – 2014. – 22 июня. – Дата обращения: 18.2.2017.
- Курбатов В. Я.
Батюшки мои. «Вниду в дом Твой». — Псков: Дом печати ГППО, 2013. — 352 с. — 3 000 экз. — ISBN 978-5-94542-296-4. - Зинон (Теодор), о.
Когда Слово стало плотью // alexandrmen.ru.
Выдающийся современный иконописец был с детства приобщён к церкви
Архимандрит Теодор Зинон (в миру Владимир Михайлович Теодор), родился в семье Михаила Николаевича Зинона 12 октября 1953 года. Место рождения — город первомайское Николаевской области Украины. Михаил Николаевич Теодор, его отец, был известным чабаном и был награждён званием Героя Социалистического Труда. Несмотря на данное обстоятельство, отец Зинон был ещё с детства приобщён к церковной жизни. Это заслуга его бабушки, которая с раннего детства начала водить его в храм.
Архимандрит Зинон (Теодор) во время посещения выставки «Современные иконописцы России». С детства он был приобщён бабушкой к церковной жизни и поэтому стал иконописцем
Окончил восемь классов Первомайской средней школы № 4. К моменту окончания учебного заведения окончательно сформировалось его желание стать художником. В результате в пятнадцатилетнем возрасте в 1969 году он поступает на отделение живописи Одесского художественного училища. Здесь же он впервые знакомится с текстом Евангелия. Произошло это на втором курсе обучения, и именно тогда будущий знаменитый иконописец понял, что светским художником он не будет.
Так как в советские времена литература по технике иконописи в свободном доступе отсутствовала, а учителя иконописного дела были репрессированы и, в большинстве своём, погибли, все секреты иконописного мастерства отец Зинон постигал самостоятельно. Для этого он начал копировать те иконы, которые были ему доступны. В результате он сам освоил каноны иконописи, технику и художественные приёмы письма. Вполне естественно, что деятельность молодого иконописца не нравилась властям. Избранная им тема дипломной работы триптих «Андрей Рублёв», не понравилась его руководителю, который потребовал её сменить.
Видеоролик: «Лекция по иконописи»: видео рубрики «Наша жизнь». Лекцию ведет искусствовед Ирина Языкова 8 июня.2017 года.
По окончании Одесского художественного училища Владимира призвали в армию. Здесь он проходил службу в качестве художника. Несмотря на то, что во время службы будущий иконописец рисовал портреты военачальников и боевую технику, он всё же находил время писать иконы.
сочинения
- Зинон (Теодор), о.
Беседы иконописца / Сост. И. В. Спивак. — Рига, 1992.
Зинон (Теодор), о.
Беседы иконописца / Сост. И. В. Спивак. Предисл. В. Я. Курбатова. — Новгород: Русская провинция, 1993. — 64 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-87266-009-X. - Зинон (Теодор), о.
Беседы иконописца. — Рига: Фонд имени о. Александра Меня, 1997. - Зинон (Теодор), о.
Беседы иконописца. — СПб.: Библиополис, 2003. - Зинон (Теодор), о.
Беседы иконописца. — СПб.: Библиополис, 2021.
Иконописец Зинон много лет провёл в монастырях, украшая их
В 1975 году отец Зинон демобилизовался из армии и отправился работать в качестве художника в Успенский кафедральный собор Одессы. Ещё в армии у него возникло желание удалиться от мирской жизни. 5 сентября 1976 года он стал послушником Псково-Печерского монастыря. Уже 30 сентября наместник обители Гавриил (Стеблюченко) постриг его в монахи под именем Зинон. Через три дня иконописца рукоположили в сан иеродиакона, а в ноябре он стал иеромонахом.
Псковско-Печерский монастырь в наше время с высоты птичьего полета. Пребывание здесь оказало огромное влияние на дальнейшую судьбу архимандрита Зинона
С Псково-Печерским монастырём связано знакомство тем человеком, который оказал больше влияние на судьбу отца Зинона. Дело в том, что ещё перед призывом в армию он приезжал сюда в 1973 году. Здесь он повстречался с отцом Алипием (Вороновым), который считался в то время известным ревнителем древнерусской иконописи. Отец Алипий многому научил Зинона. К сожалению, поработать с ним ему не удалось, так как когда иконописец служил в армии, отец Алипий скончался.
После двух лет пребывания в Псково-Печерском монастыре отец Зинон приобрёл своими трудами такую известность, что Патриарх Пимен забрал его Троице-Сергиевскую лавру. Здесь иконописец написал иконостасы пределов в крипте Успенского собора. Также он создал большое количество отдельных икон. Эти иконы были помещены как в храмах местной епархии, так и в домах прихожан. Кроме того, их активно приобретали коллекционеры.
В лавре Владимир пробыл семь лет, но его смущала мирская суета за стенами обители. Чтобы меньше сталкиваться с мирскими соблазнами, он попросил в Псков, где было тише. В 1983 году архимандрита Зинона патриарх направил в Даниловский монастырь. Здесь в течение года мастер занимался восстановлением и украшением монастыря. По истечении этого времени он был отпущен в Печерский монастырь.
Фотография Данилова монастыря в наше время. Здесь иконописец Зинон стал известен
Во время работы в Даниловом монастыре иконописец Зинон стал известен как ведущий иконописец России. В этом качестве его стали приглашать за рубеж. Так он был преподавателем в иконописной школе в Сериате, Италия, работал во Франции и Бельгии, занимаясь украшением и реставрацией местных православных монастырей.
цитаты
Ив Аман — наверно, вы его знаете, он близок с отцом Александром (Менем), и в своей книге ещё в самом начале 90-х годов он отца Александра называет пророком, апостолом и мучеником, и это очень верное определение и характеристика его миссии в этом мире. Мне кажется, что христианство современным людям надо проповедовать именно так, таким языком. Потом, отец Александр — это явление совершенно уникальное и выдающееся. Это был титан. Я его очень почитаю и надеюсь, что придёт время, когда он будет причислен к лику святых. Вот для меня две таких фигуры — это Мать Мария Скобцова и отец Александр Мень[4].
На архимандрита Зенона были наложены прещения
Зинон не ограничивается только лишь иконописью. Он активно участвует в церковных дискуссиях и является сторонником обновленческих изменений Православного Богослужения. Так, например, он выступает за замену церковного языка в Богослужении на русский. Иконописец подписал Обращение от 10 апреля 1994 года, в котором содержится призыв к дискуссии относительно вопросов богослужебного уклада.
Эти неординарные взгляды привели к одному инциденту, который негативно повлиял на жизнь Зинона. Дело в том, что он был назначен руководителем иконописной школы Мирожского монастыря. Назначение его состоялось в 1994 году, а в 1996 году была восстановлена надвратная церковь во имя святого Стефана Первомученника. Для неё отцом Зиноном был создан уникальный каменный иконостас. Кроме того, он написал для него образы Спасителя, Богородицы и святых, которые были помещены в медальонах.
Архимандрит Зинон с братией Мирожского монастыря и учениками из Италии. Фото предоставлено Т. Дубровиной-Лединой. Участие в католической мессе стало причиной наложения прещений на архимандрита Зинона
Разразился громкий скандал в связи с тем, что как глава школы отце Зинон дал согласие Романо Скальфи, занимавшему должность директора работающему в Италии, отслужить мессу. Кроме того, он сам принял участие в этой католической мессе, которая прошла неосвящённой часовне Спасо-Преображенского Мирожского монастыря. Более того, в конце литургии он причастился вместе с католиками, что категорически запрещено всеми канонами православной церкви.
Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий наложил прещения не только на иконописца, но и на монахов Иоанна и Павла. Кроме того, он исключил Зинона из состава клириков Псковской епархии. Отец Зинон неоднократно заявлял, что данное решение является лицемерным, так как многие епископы и клирики поступают также как он. При этом иконописец всегда говорил о том, что он будет терпеливо ждать снятия прещений.
Владыка Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский. Им были наложены прещения на архимандрита Зинона
Это произошло в 2002 году. Решение принял сам патриарх Алексий II в обход ахиепископа Евсевия. Перед этим в прессе вышло ряд публикаций оправдывающих Зинона и обвиняющих в доносительстве тех участников мессы, которые обратились с жалобой на его действия во время католической мессы.
Прещения с Зинона сняли, но работать ему не дали
После того, как на отца Зинона были наложены прещения, он поселился в деревне Гверстонь, которая находится на границы Псковской области и Эстонии. Вокруг него сложилась маленькая община, которая в течение пяти лет построила храм в романском стиле. Также были построены и оборудованы мастерские и хозяйственно-бытовые постройки.
Таким образом вернуться в Псково-Печерский монастырь ему не удалось, даже после снятия с него по указу патриарха Алексия II прещений. Его ученики и другие художники, жившие при нём, также не смогли продолжить работу над иконами. Росписи Зинона были изуверским образом записаны, несмотря на то, что они были признаны памятниками культуры. Кроме того, в иконописную школу при монастыре перестали принимать мирян.
Спас Неруковтворный, о.Зинон, храм Преображения Господня в д. Гверстонь. Эта мозаика была создана отцом Зиноном в построенным им храме в деревне Гверстон
Во время своей жизни в селе Гверстонь архимандриту Зинону было фактически запрещено выезжать из построенного им храма с иконописными мастерскими. Священники, поддерживающие его, например, Владимир Арсеньев, преследовались. Чтобы иметь возможность работать, иконописец в 2005 году уехал в Австрию. Здесь он руководил росписью Никольского собора в вене.
Многие верующие, знакомые с творчеством архимандрита спрашивают: где сейчас находится отец Зинон? Из сообщений средств массовой информации известно, что начиная с 2008 года, он пребывает на Афоне. Там он расписывал храм в греческом монастыре Симонопера. Периодически он приезжает в Россию, посещая храмы и монастыри в качестве реставратора и иконописца.
Икона — это безгласая проповедь, говорит отец Зинон
Иконописец Зинон известен во всём православном мире. Его деятельность направлена на возрождение традиций византийской иконописи. Кроме того, он ведёт работу по восстановлению художественного наследия Русской православной церкви, утраченного после 1917 года. Благодаря ему формируются каноны современного иконописания.
Наибольшее число своих работ иконописец выполнен в ранние годы, за период с 1970 по 1980 годы. Стиль всех иконописей — древнерусский, XV — начала XVI веков. Первые работы испытывают значительное влияние иконописицы Иулиании (Соколовой). Позже архимандрит начал изучать более сложную псковскую иконопись, в результате чего в его работах появились домонгольские и византийские мотивы. В 1990-е годы он познакомился с творчеством раннехристианских иконописцев Синая, Рима, Равенны, что тоже нашло отражение в его работах.
Прп. Серафим Саровский. Архимандрит Зинон (Теодор), иконостас Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора, Псков, 1988 г
Наиболее известные иконы, принадлежащие перу архимандрита Зинона, находятся в тех храмах, которые он реставрировал. Среди них можно назвать:
- «Предтеча»;
- «Апостолы Петр и Павел»;
- «Александр Невский»;
- «Мария Магдалина»:
- «преп. Серафим Саровский».
Последние работы Зинона Иконописца выполнены с использованием различных техник. Они ориентированы на более древние эпохи, например, эпоху Юстиниана. Многие работы художника являются редкими и поэтому представляют большую ценность для коллекционеров.
Архимандрит Зинон по поводу своего творчества говорит, что научиться церковному искусству быстро нельзя, для этого необходимо не менее 15 лет. Кроме того, иконописец должен быть воцекровлённым, молитвенником, монахом, только тогда он сможет передать то что, должно быть изображено на иконе. Художник, который на первое место в своей работе ставит деньги, уже художником не является.
Кроме профессионального написания икон, отец Зинон занимается созданием энкаустики и узоров из мозаики. Кроме того, он увлекается проектированием храмов, входов, арок, церковных ворот и художественным оформлением книг.
Обложка книги «Беседы иконописца», написанной о. Зиноном и изданной в 2015 году
Пишет он и свои книги, в которых рассказывает о современной иконописи. Кроме того, он достаточно часто общается с представителями прессы, мирянами, мирскими художниками. Его деятельность высоко оценена государством, так он является лауреатом Государственной премии в области искусства, которую ему присудили в 1995 году.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Творчество
Икона «Преображение», 1997 год
Ранние работы Зинона (1970 — нач. 1980-х гг.) выполнены в традициях древнерусской иконописи XV — нач. XVI веков, заметно влияние монахини-иконописицы Иулиании (Соколовой). В середине 1980-х годов Зинон, изучая псковскую иконопись XIV—XV вв., стал использовать в своих работах образы домонгольской русской живописи и византийские традиции. С середины 1990-х годов он обратился к раннехристианскому искусству Рима, Синая, Равенны.
Кроме темперной живописи Зинон работает в технике мозаики и энкаустики. Занимается проектированием храмов, эскизов утвари и облачений, оформлением книг.
Архимандрит Зинон считается одним из продолжателей византийских традиций иконописания.
Когда ко мне приезжают и изъявляют желание овладеть церковным искусством, я говорю, что в наше время этому нужно учиться самое малое пятнадцать лет, независимо от уровня художественной подготовки, — говорит архимандрит Зинон. — Художник, у которого деньги на первом месте, уже не художник. |
Работы
- Данилов монастырь: иконостас в традициях XV—XVI веков для храма Отцов Семи Вселенских соборов (нижний Покровский придел).
- В 1985 году расписывал церковь святой Параскевы Пятницы во Владимирской области.
- в Псково-Печерском монастыре: им были созданы иконостасы храмов преподобномученика Корнилия (1985 год), Покрова над Успенским собором (1990 год) и Печерских святых на горке (1989—1991 годы).
- В 1988 году о. Зинон написал для древнего Троицкого собора Пскова иконостас нижнего храма, освященного во имя преподобного Серафима Саровского.
- Участвовал в росписи трапезной Ново-Валаамского монастыря в Финляндии
- в Крестовоздвиженском монастыре Шеветонь в Бельгии (en:Chevetogne Abbey)
- церковь св. Стефана в Мирожском монастыре
- роспись храма во имя преподобного Сергия Радонежского на подмосковной станции «Семхоз», воздвигнутого в память убитого в этом месте Александра Меня. Зинон расписывал храм в течение двух лет.
- роспись Никольского собора в Вене, Австрия.
- росписи в монастыре Симонопетра на Афоне.
- нижний храм Феодоровского собора в Санкт-Петербурге.
Выставки
- Русская икона конца XX — начала XXI в. (Псков, 2003)
- Современные иконописцы России (Москва, 10 декабря 2015 − 19 января 2016).