Трифонов монастырь находится на берегу реки в историческом центре Кирова. Кафедральный Успенский собор монастыря — старейшее здание города и древнейший сложенный из камня вятский православный храм, которому посчастливилось уцелеть до сегодняшнего дня. Сейчас собор носит статус федерального памятника архитектуры с трехвековой историей.
Трифонов монастырь в Кирове возник благодаря удивительному человеку — монаху Пыскорского монастыря Трифону, в 1580 году он появился в городе и вознамерился организовать здесь мужской монастырь.
Горожане поддержали идею Трифона, и он отправился в Москву с челобитной к самому государю Ивану Грозному. Миссия подвижника увенчалась успехом. Царская грамота даровала Трифону право на земли, отведенные им под монастырь, и ряд населенных деревень, озер, лугов и участки наделов под пашню. Сам Трифон был рукоположен в сан иеромонаха и назначен руководить строительством своего монастыря.
Трифон возвратился в Хлынов уже в статусе настоятеля будущего монастыря. Уже спустя год в новом монастыре был построен первый храм — Успенский. Церковь была с шестью верхами и с пятью приделами. И снова Трифон отправился в Москву за помощью — пришло время отделывать здание внутри и наполнять его церковной утварью.
Новый государь, Феодор Иванович, также приветил Трифона и возвратился подвижник с дюжиной возов, нагруженных иконами, ризами, христианскими книгами и церковной утварью. В 1589 году храм освятили, он стал соборным для монастыря, названного также Успенским.
В XVII век в ансамбль Трифонова монастыря добавились высокая колокольня, жилые кельи, хозяйственные помещения и часовня: она обозначила святой источник, который, согласно монастырскому преданию, обустроил сам преподобный Трифон.
Спустя век после освящения деревянной Успенской церкви ее сменил величавый каменный собор, его строили с 1684 по 1689 год. Он стал первым в Трифоновом монастыре каменным храмом и третьим каменным строением в Хлынове, а сегодня, после их утраты, Успенский собор остается в городе наиболее древним зданием.
При закладке фундамента был обнаружен гроб почившего Трифона Вятского. Мощи преподобного со всеми подобающими почестями перенесли в собор вместе с его личными вещами.
31 мая 1689 года Успенский собор торжественно освятили, с тех пор храм стал главным зданием Трифонова монастыря Кирова и продолжает соответствовать и выглядеть сообразно своему высокому назначению. Это подлинная архитектурная доминанта всего ансамбля монастыря.
История[править]
Основан в 1580 году (грамота царя Ивана Васильевича от 2 июня (11 июня) 1580 года) преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 г. — уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами.
Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.
Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII вв. на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856-57 гг. в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).
В 1918 г. монастырь был закрыт, Успенский собор ещё 11 лет продолжал действовать как приходской храм (под контролем обновленцев). Монахи (их было перед революцией 15 человек) отправлены в «кизеловский концлагерь», известный тяжёлыми условиями содержания[2]. В 1935 г. были снесены часть ограды и колокольня, к 1942 г. южная стена и угловые башни были разобраны на кирпич. В монастырских зданиях были устроены коммунальные квартиры и общежития, сюда же въехала швейная фабрика, было налажено производство хлебопродуктов. Для производственных нужд на территории монастыря была выстроена мазутная котельная. Дореволюционный иконостас сохранился только в Успенском соборе, который был приспособлен для размещения архива.
В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-е годы; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь[3]. Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.
Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-е годы. В конце XX в. на территорию монастыря стали свозиться старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.
Настоятели
- Прп. Трифон (Подвизаев) (1580 — упом. 1601)
- Иона (Мамин) (упом. 1608 — 1617/18)
- Иона (Калязин?) (1617/18 — упом. 1627)
- Александр (упом. 1628)
- Герасим (Путников/Куница) (упом. апрель–июнь 1632)
- Иосиф (упом. октябрь 1634)
- Герасим (Путников/Куница), 2-й раз (1635 — упом. апрель 1636)
- Александр (упом. апрель 1643 — упом. март 1646)
- Иоаким (упом. 1648/49 – упом. октябрь 1650)
- Александр (упом. 1653/54)
- Моисей (упом. июнь 1654 – упом. 1657/58)
- Парфений (1657 – 1658) (?)
- Сергий (упом. март 1659 – упом. апрель 1670)
- Иов (упом. март 1673 – упом. 1675/76)
- Иоиль (упом. июль 1676 – июль 1679)
- Александр (упом. март 1680 – 1715)
- Парфений (Катаев) (1715 — 1731)
- Пафнутий (1731 – 1733)
- Александр (Корчемкин) (1733 — 1734)
- Лаврентий (упом. 1734 – 1739?) (наместник?)
- Даниил (упом. 1741 — 1744)
- Иоасаф (Потёмкин) (1744 — 1752)
- Никон (упом. 1754 — 1756)
- Давид (Успенский?) (1756 — 1764)
- Софония (Македонский) (1764)
- Андрей (Таршевский) (1764 – 1771)
- Поликарп (Павловский) (1772 – 1774)
- Транквиллин (1774 – 1776)
- Каллист (Звенигородский) (1776 – 1796)
- Лаврентий (Долматов) (1796 – 1800)
- Мисаил (Сапожников) (1800 – 1817)
- Иустин (Сементовский) (1817 – 1823)
- Феофилакт (Пинегин) (1824 – 1829)
- Иероним (Нестеровский) (1829 – 1834)
- Никодим (Казанцев) (19 марта 1835 – 20 июня 1841)
- Амвросий (Красовский) (1841 – 1866 [3])
- Иосиф (Баженов) (12 августа 1866 — 1868)
- Сарапульские владыки (1868 — 1889)
- Глазовские владыки (1889 — упом. 1921)
- Вятские владыки (с 25 сентября 1991)
- Иов (Муравьев) (2 октября 1997 — 5 октября 2011) игум.
- Феодор (Рулев) (с 16 марта 2012) игум.
ок. 1923 — 1989 — обитель и ее храмы изъяты
Современное состояние[править]
В 1988 году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.
После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В 2004 году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.
Успенский Трифонов монастырь (архитектурный ансамбль)
История обители
Основателем этой старинной обители является святой Трифон Вятский. Именно он предложил жителям близлежащих районов обратиться к царю Иоанну Грозному с просьбой о воздвижении монастырского комплекса. В 1580 г. правитель одобрил челобитную и выдал Трифону грамоту на постройку обители.
Успенский Трифонов монастырь в Кирове
Местом основания сделали территорию заброшенного городского кладбища, на котором стояли две ветхие часовни. Иван Грозный даровал обители села, луга и озера, дело пожертвования продолжил и царь Феодор Иванович, который передал комплексу различную утварь, священные книги, иконы, а также земельные угодья.
По распоряжению правителя территории вокруг создающегося комплекса заселяли крестьян из близлежащих областей.
- Благодаря богатым пожертвованиям, преподобный Трифон возвел в обители четыре церкви. Первым стал храм, освященный в честь Благовещения Девы Марии, вторым — Успенский. В первые годы XVII столетия здесь появились монашеские кельи, колокольня и необходимые хозяйственные строения. Монастырский комплекс обнесли деревянным забором, на северной стороне которого находилось два входа. За оградой располагались конюшня и скотный двор.
- Святой Трифон организовал среди братии строгий устав общежития. У иноков была общие трапезная и имущество, им запрещалось пить вино, ходить в гости или приглашать кого-нибудь в свою келью. Ежедневно в главных соборах обители совершались литургии. Однако строгость пришлась не по вкусу некоторым старшим монахом, поэтому вскоре преподобного Трифона изгнали. Вернуться в свой родной монастырь он смог только в последние годы своей жизни, здесь он нашел вечный покой.
В XVII столетии значение Трифоновой обители возросло. Настоятелями становились архимандриты, в принадлежащие монастырю вотчины отправлялись святые старцы, миссия которых состояла в основании новых поселений и привлечении жителей. Община не только увеличивала территорию, но и вела активную просветительскую деятельность.
В это время вокруг Трифоновой обители воздвигли множество церквей и часовен. Комплекс приобрел статус культурного центра Вятских земель, в его стенах послушники изучали грамоту, создавали литературу. Богатая обитель могла быстро восстанавливать пострадавшие от огня постройки, а вскоре здесь началось возведение каменных зданий.
На заметку! Святой Трифон родился в богатой семье, воспитывался в набожной атмосфере, рано потерял отца. Постриг принял в 22 года от игумена Варлаама, стремился к уединению, поэтому удалился в места, где сегодня находится Пермь. Основал монастырь в городе Хлынов в 1580 г., получил сан архимандрита. Святитель являлся строгим подвижником, носил вериги и власяную одежду. Перед смертью оставил благословенное завещание братии, умер в 1612 г., в 1903 г. Церковь прославила его в лике святых.
Дальнейшая история
Во времена реформ Петра Первого обитель обложили налогами, доходы от её земель переходили в казну государства, что привело к запустению и обеднению. У общины не осталась средств на восстановление обветшалых зданий, это побуждало настоятелей обращаться за помощью к самому правителю.
В середине XVIII столетия крестьяне монастырских вотчин восстали против несправедливости. Секуляризационная реформа, утвержденная в 1764 г., постановила, что Трифонова обитель будет получать ежегодного жалованья только 800 р.
Рака с мощами Трифона Вятского в Успенском соборе
Императрица Екатерина II конфисковала многие земли, принадлежащие монастырскому комплексу, к тому же на его территории случались частые пожары.
- Обитель настолько обнищала, что братии пришлось открыт перед входными вратами сбор для пожертвований. Для исправления материального положения настоятелям пришлось организовывать крестные шествия со святыми иконами. Помощь жителей и некоторых добродетельных помещиков позволила монастырю содержать свои строения в хорошем состоянии, а также оказывать поддержку нуждающимся прихожанам.
- С середины до конца XVIII столетия на территории монастырского комплекса действовала русско-латинская школа, которая спустя время переквалифицировалась в духовную академию.
- Лучшие земли Трифоновой обители вернул государь Павел Первый. В XIX столетии архимандрит Амвросий стал сдавать монастырские вотчины в аренду, что позволило значительно улучшить финансовое положение комплекса. В 1865 г. рядом с духовной академией построили пансион для её воспитанников. Вскоре здесь организовали школу для городских детей. В конце XIX столетия в обители проживал преподобный Стефан, который значительно возвысил уровень духовного состояния общины.
Перед революционными действиями монастырский комплекс считался благоустроенным, но малочисленным. Основные доходы община получала от сдачи в аренду квартир. Поэтому в начале XX столетия удалось провести ремонт главных соборов. В 1912 г. на территории провели водопровод, укрепили кровлю, воздвигли два дома для паломников.
Святой источник преподобного Трифона
Советский период и новое время
В сентябре 1918 г. советские власти официально закрыли Трифонов монастырь, иноков же выслали в Пермь. На территории обители разместили больницу, склад, партийную школу. Некоторые храмы продолжали богослужения благодаря деятельности некоторых активистов.
- В 1921 г. в монастыре все еще проживала православная община, руководимая владыкой Виктором. Однако через два года обновленческая организация при помощи государства захватила центральный собор, другие строения перешли в управление различных структур.
- В 1929 г. с Успенской церкви сняли колокола, отправив их на переплавку, церковную утварь продали или подарили музею. Здесь осквернили и уничтожили кладбище, а также иконостасы и колокольню. В зданиях храмов разместились различные предприятия. Большую часть территории заняли металлургические цеха.
- В середине XX столетия прихожане стали обращаться к городскому совету с вопросом о возвращении обители. Верующие предлагали реставрацию за свой счет, но власти всегда отвечали отказом. Строения монастырского комплекса постепенно приходили к разрушению. До 1980 г. проводились только частичные восстановительные работы.
- В 1988 г. в районе стали рассматривать вопрос о полноценной реставрации обители и её передачи общине. В поддержку открытия монастыря собрали более 12 000 подписей. Весной 1989 г. Успенский собор безвозмездно передали в управление Кировской епархии, а через год вышло постановление о полном даровании полноценного монастырского комплекса. Осенью 1991 г. Синод благословил официальное открытие Трифоновой обители.
Богослужение в Успенском Трифоновом монастыре
Вскоре были отреставрированы настоятельские покои, братские корпуса, колокольня, построена надкладезная часовня. К 1994 г. проводилась повторная роспись центрального собора, восстановление иконостаса, куполов, прилегающие участки облагораживали.
Архитектурный ансамбль[править]
- Собор Успения Богородицы (1684—1689)
- Никольская Надвратная церковь (1692—1695)
- Колокольня (1714, 1764, разобрана в 1935, воссоздана в 1994-1995)
- Трёхсвятительская церковь (1711—1717)
- Благовещенская церковь (1728)
- Настоятельские палаты (1719, 1818)
- Братский корпус (1742, 1831)
- Северо-восточная башня (1742)
- Северо-западная башня (1742, воссоздана в 1993)
- Монастырская караульня (1740-е)
- Братские кельи и семинария (1764)
- Юго-западная башня (1774—1775, воссоздана в 1994)
- Юго-восточная башня (1774—1775)
- Монастырская поварня (1769)
- Часовня Трифона Вятского (1684, в советское время снесена, воссоздана по новому проекту в 1990)
- Пансион для воспитанников семинарии и духовного училища (1856)
- Летний дом настоятеля в саду (1849)
Архитектура
Экстерьер основного Успенского храма прост и скромен, фасад делится на части с большими украшенными стенами. В интерьере находится живописная роспись на тему Евангелия, относительно новая живопись иллюстрирует деяния преподобного основателя Трифона. Главное украшение Успенской церкви — пятиярусный иконостас, являющийся блестящим образцом высочайшего профессионализма местных мастеров. Наместником с 2012 г. служит отец Феодор (Рулев).
Надвратная Никольская церковь имеет типичное композиционное решение. Кубическое основание поднято на высокий фундамент, с боковых сторон находится трапезная и апсида. Фасады строения выделяются художественным подходом к декорированию. Стройное и изящное строение дополняется братскими кельями и настоятельским корпусом. Это соседство придает дополнительной торжественности при въезде на территорию.
На юго-западе комплекса расположен Трехсвятительный собор. Его бесстолпный четверик дополняет алтарную часть, композиция завершена луковичной главой. Фасады украшены в стиле «узорочья» XVII столетия, пышности экстерьеру придают декоративные пассажи из кирпичей и оконные наличники. Сегодня община собирает пожертвования на восстановление интерьера Трехсвятительной церкви.
Благовещенский храм — самое первое строение на территории Трифоновы монастыря.
Благовещенская церковь Вятского Успенского Трифонова монастыря
Здание выполнено в духе посадского зодчества, имеет пятигранный алтарь, массивный четверик и трапезную, по центральной оси находится притвор, напоминающий глухое крыльцо. В форме фасадов сочетаются элементы «узорочья» и петровского барокко. Сегодня здание нуждается в реконструкции.
Как добраться[править]
Проезд:
Обитель находится в историческом районе Кирова (Вятки), неподалеку от центральной улицы Ленина. Поезда из Москвы в Киров отправляются с Ярославского вокзала. Время в пути — около тринадцати часов. На машине следует выезжать из Москвы по Ярославскому шоссе и ехать до Ярославля. На въезде в город — поворот (направо) на Кострому. В Костроме — по указателям на Шарью. Расстояние — чуть меньше 1000 км.
Адрес:
610000, г. Вятка (Киров), ул. Горбачёва, вл. 4
Тел.:
E-mail:
Портал «Дивное Дивеево»
Путешественников прошлого века поражала краcивейшая панорама древней Вятки удивительным своеобразием своих старинных построек, вереницей растянувшихся вдоль набережной. Запоминающийся силуэт городской застройки, прорисованный стройными шпилями колоколен и куполами храмов, эффектно венчал линию высокого левого берега реки. Вокруг Кремля — общественного центра старого города, господствующего над всей окрестностью, привольно раскинулся многолюдный посад, росли монастыри. Большой монастырский комплекс размещался за южным городским рвом и речкою Сорою.
Сооружения Успенского Трифонова монастыря — древнейшего в крае храмового ансамбля — сохранились до наших дней. Сегодня монастырский ансамбль — красноречивый свидетель, который языком архитектуры может рассказать о художественной жизни отлетевшего прошлого, вскрыть истоки творчества местных мастеров.
Архитектурный ансамбль парит над гладью речных просторов. Великолепно просматриваясь с разных сторон, он раскрывает исключительное богатство своих видовых перспектив. Свободная, живописная привязка монастырских зданий говорит о высоком мастерстве древних зодчих, удачно использовавших особенности их ансамблевого построения. Белоснежные храмы старинной обители, утопающие в изумрудной зелени летом и окруженные серебристой дымкой мороза зимой, окаймленные золотом красок осенней природы и звонкой голубизной весеннего неба, вносят романтическую ноту в архитектурно-художественный облик города, усиливая живописный эффект естественного амфитеатра Засорного оврага.
История монастыря восходит к XVI веку. Его основателем был выходец из окрестностей северного городка Мезени Архангельской губернии — Трифон, в миру Трофим, — сын зажиточного крестьянина Дмитрия Подвизаева (1546 — 1612 годы жизни).
Сам Трифон никакого отношения к Вятскому краю не имел. Он родился в 1546 г. в городке Мезень (недалеко от Архангельска) в семье зажиточного крестьянина и в молодости вел юродствующий образ жизни. Со Строгановыми Трифон познакомился в городке Орлове Пермского края. По их же рекомендации постригся в монахи Спасского Пырского монастыря, созданного Строгановыми в верховьях реки Камы.
В 1680 г. Трифон прибывает в Вятку и предлагает местным жителям устроить «святую обитель». Почему никому не известный ранее инок так «показался» местным богатеям, неизвестно. Из летописей следует только лишь то, что решением Земского Собрания именитых граждан Трифону была передана челобитная для вручения царю Иоанну Васильевичу (Иван IV), подписанная всеми пятью городами вятской провинции, «чтобы государь пожаловал, а преосвященный митрополит благословил… к созданию монастыря и о устроении его». В челобитной вятчяне писали, что «города местные от московских удалены и негде вятским людям постригаться, и не от кого принять перед смертью иночества», и просили великого государя дать для нового монастыря место, «…а излюбили есте в строителя Пыскорского монастыря постриженного старца Трифона…».
В Москве у Трифона нашлись весьма влиятельные покровители – бояре Бельские, Романовы и Черкасские, они обеспечили ему «прохождение бумаг» и милость государя. Уже 21 июня 1580 г. царь Иван IV (1530-1584) торжественно вручил 34-х летнему «старцу Трифону» грамоту об отводе под монастырь старого городского кладбища с двумя ветхими церквами во имя Успения Пресвятой Богородицы и Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла. Вместе с грамотой царя старцу была вручена патриашия, гарантирующая ему неприкосновенность от действий местных властей (в «монастырь к ним въездати никому и до крестьян монастырских дела нет никому же и под суд ходите, а судимы они в Москве»). Сам Трифон был возведен в сан иеромонаха и утвержден в должности строителя.
Монастырь быстро рос, превращаясь в крупное феодальное владение, а с ним и увеличивалось влияние Трифона в крае. В 1586 г. он решил выстроить на новый обширный собор в честь Успения Богоматери. Заручившись поддержкой местного воеводы Василия Овцина, старец без особого труда собрал с Вятских богатеев необходимые пожертвования и в 1588 г. местные зодчие срубили в монастыре деревянную церковь, поразившую современников причудливостью своих форм. Для непритязательного (и по сей день!) населения Вятки его архитектурный замысел стал откровением. Свои деревни с угодьями в Специнском стану пожертвовал монастырю Василий Овцин, он же покрыл главу Успенского собора белым железом. Засвидетельствовали свое уважение монастырю и многие другие влиятельные люди края и России. Иван Грозный «безданно и безоброчно жалует селами, деревнями с людьми, озерами и пашнями, лугами и денежными средствами. В знак особого благоволения 12 подвод с книгами, иконами, ризами и разной церковной утварью, отправил в дар монастырю царь Федор Иоанович (1557-1598). Дозорная книга городового приказчика Федора Рязанцева, составленная в 1601 г. свидетельствует, что: «Монастырь имел четыре деревянных храма: 1. Соборный Успенский, шестиглавый, круглый седмипрестольный… 2. Благовещенский – четырехугольный, клецки, однопрестольный. 3. Иоана Предтечи и Преподобного Сергия четырехугольный с трапезою и келарскою, двуглавый с двумя престолами. 4. Никольский круглый, построенный на столбах над святыми монастырскими воротами, однопрестольный».
С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом, которую строил сам старец. В центре монастырской территории возвышалась на 4 столбах колокольня с 8 колоколами, крытая шатром. По периметру монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, из которых один назывался Святыми вратами. В глубине монастыря размещались настоятельские и братские кельи, погреба, житницы, поварня с хлебнею и квасовария с двумя большими медными котлами.
На рубеже XVII столетия за монастырем числилось 24 тыс. крестьян, выплачивающих оброк монастырю. Ризницы хранили весьма дорогие вещи: золотых окладах и усыпанные жемчугами и каменьями, богато оформленные рукописные книги, церковная утварь. Однако звезда самого Трифона закатилась. Источники, освещающие это событие, очень скупы на подробности, но, несомненно, что «старец» втянулся в политические игры того времени и оказался в числе проигравших.
Прострогановская политика Трифона была сразу разгадана местной посадской верхушкой, однако пользовавшийся поддержкой весьма влиятельных в Москве княжеских родов и местного воеводы, Трифон почти 20 лет был им «не по зубам». Серьезные неприятности у Трифона начались только после прихода к власти Бориса Годунова в 1598 г. Род Романовых был заподозрен в попытке «извести царский род», репрессирован и сослан в Вятский край. В числе сосланных бояр был даже отец будущего царя, Михаила Федоровича. Попали опалу и другие покровители старца – бояре Бельские и Черкасские. Подозрительный Годунов (1552-1605) заподозрил Трифона в связи с Романовыми и назначил полную ревизию всего монастырского хозяйства под началом усердного Федора Рязанцева. Трифон не стал дожидаться ее результатов (они, как он и ожидал, оказались для него очень неблагоприятными) и поспешил уехать из Хлынова в Сольвычегорск под защиту своего другого могущественного покровителя, Никиты Григорьевича Строганова. Его дальнейшим гонениям способствовали слухи о каких-то неясных связях с самозванцем – «вором Гришкой Отрепьевым» (убит в 1606 г.). По одной из версий, Трифон познакомился с ним в московском Чудовом монастыре, по другой – будущий самозванец был послушником Успенского монастыря. На освободившуюся вакансию архимандрита Хлыновского Успенского монастыря был назначен Иона Мамин, выходец из московских дворян.
Власть в России вновь поменялась, Романовы из изгнанников стали правящей династией. Тот же Иона Мамин был в числе участников земского собора 1613 г. и подписал «список избрания на царство» Михаила Романова. Однако Трифон не воспользовался поражением своих врагов и возвышением друзей, он уже был стар и болен, через год старец умер. После смерти Трифона началось его прославление как святого. Уже во времена архимандрита Ионы Баранова, был написан образ «Трифона Вятского» (1692-1695), деталью которого является рисунок, изображающий кремль Хлынова с его храмами, палатами и стенами. Это единственный дошедший до нас вид города конца XVII столетия. Тогда же преподобный Трифон Вятский был канонизирован.
Вокруг Кремля — общественного центра старого города, господствующего над всей окрестностью, привольно раскинулся многолюдный посад, росли монастыри. Большой монастырский комплекс размещался за южным городским рвом и речкою Сорою.
Местность, отведенная под монастырские постройки, была известна в прежние времена под названием «Балясково поле». Здесь находилось первое поселение русских колонизаторов, начавших проникать в Вятские земли во времена Святослава III Всеволодовича. Позднее, с перенесением города на крутой левый берег речки Соры, часть Баляскова поля стала использоваться под кладбище, другая по писцовым книгам называлась Семеновской пустошью. Это место, удаленное от мирской суеты, и было облюбовано Трифоном под мужскую обитель. Освоение участка настоятель начал с сооружения скромной «клетской с трапезою» церкви во имя Благовещения Богородицы и «малой клетицы» для себя и двух первых послушников. По преданию, церковь была привезена из города Слободского, где стояла «пуста два года». С этим храмом связана интересная легенда, изложенная в жизнеописании Трифона Вятского, объявленного «святым» в 80-е годы XVII столетия. Литература, наряду с нагромождением фантастических вымыслов, часто содержит рациональные зерна, которые проливают свет на то или иное событие. В этом отношении представляет интерес история сооружения деревянной Благовещенской церкви.
Из межевых книг 1759 г. видно, что ближайшими деревнями к монастырю в Спенцынском стану были: Спенцынского Тяглаго Стана пустынь, Семеновская Филимонова, Петрушинская-Колобова, Соловьевская-Костяева. Деревни по межевому плану лежали — Семеновская около монастыря, Петрушинская между Никитскою улицею и Владимирским мостом (в к. XVII — н. XVIII веков от сев. части торговой площади на юго-запад до Никитской башни. Ныне от ул. Володарского до угла ул. Мол. Гвардии и К. Маркса), Соловьевская в направлении Кукарского тракта (Советский тракт). Эти три деревни были оброчными монастырскими вотчинами.
Разнообразные по своим объемным формам постройки формировали своеобразный ансамбль, определив всю дальнейшую его композицию. Согласно древнерусским традициям новые храмы строились на местах старых сооружений, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившуюся структуру всего комплекса. Выразительный силуэт монастырского ансамбля играл роль одного из планировочных центров древнего Хлынова. Сложные формы сооружений, свободные приемы их компоновки, шатровые венчания придавали абрису ансамбля динамичный, активный характер, акцентируя религиозный и культурный центр города.
Сложные времена переживает монастырь в XVIII столетии. Дореволюционные исследователи немало писали об оскуднии казны в связи с правительственными реформами, лишившими монастырь части его земельных владений. Это значительно сказалось и на внешнем облике Успенской обители. По указам Петра I монастырские мельницы и рыбные ловли были определены в Государственную казну, «остаточные» же деньги предписывалось отсылать в Сибирский приказ. Заботы по восстановлению «погнившего и обвалившегося» монастырского строения заставили архимандрита Александра в 1704 году просить Приказ о выдаче дополнительных ассигнований на ремонтно-архитектурные работы.
Историк К. Селивановский в 1912 году так описывает Успенский ансамбль: «Кто бывал в …монастыре… тот ныне приятно будет поражен тем благоустройством и порядком, какие ныне царствуют в обители преподобного Трифона. Здания монастырские реставрированы, перекрыты, а то и вновь покрыты железом… Монастырский двор своей чистотой и благоустройством производит самое приятное впечатление. Словом, внешний вид Успенского монастыря отличается уютностью и изяществом, каких он не имел уже давно».
Адрес: Россия, 610000, г.Вятка (Киров), Кировской области, ул.Горбачева, 4, Трифонов монастырь