Антониево-Дымский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ


Антониев-Дымский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.

Мужской Антониев-Дымский
[1]
монастырь во имя Всесвятой Троицы
Тихвинской епархии

  • Адрес: Россия, 187613, Ленинградская обл., Бокситогорский р-н, Большедворское с/п, п. Красный Броневик, п/о Галично
  • Тел.
  • Проезд: из Санкт-Петербурга автобусом с автовокзала на набережной Обводного канала в направлении на Бокситогорск или Пикалево, ост. «Галичино», затем 3 км пешком
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен в 15 км к юго-востоку от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска, на возвышенности близ Дымского озера.

Прп. Антоний Дымский. На заднем плане — основанный им Антониев-Дымский монастырь. Икона кон. XVII в. (МИИРК)

Первые века истории монастыря

Один из древнейших монастырей Северо-Запада России, монастырь был вероятно основан в первой половине XIII века [2] преподобным Антонием Дымским, который поселился в уединённом месте на берегу Дымского озера, ископал пещеру, поставил келью и начал подвизаться в посте и молитве. Когда собралась братия, построили двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого [3]. Вскоре «во общее же упокоение братии» был построен другой храм, «тёплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. Грамота на создание монастыря была пожалована благоверным князем Александром Ярославичем Невским [4], в связи с его чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония [5]. По преставлении святого Антония, его мощи были погребены в созданной им церкви.

В XIV веке [6] в обители были обретены нетленные мощи преподобного основателя. Вероятно именно в день обретения мощей было установлено празднование памяти святого Антония 17 января.

В 1409 году монастырь разорён и сожжен татарами Едигея, но перед разорением братия вновь предала мощи земле («да не поругаеми будут от врагов»), а всю церковную утварь, колокола и святыни были опущены на дно Дымского озера. Затем монастырь был возобновлен, в конце XVI века здесь нашли прибежище насельники разоренной Валаамской обители, принесшие с собой Валаамский устав. Но в 1611 году монастырь был снова разорён — теперь шведами Делагарди [7].

Благодаря пожертвованиям царя Михаила Феодоровича в 1626 году «монастырь на Дымях» был возобновлен и в него переселили насельников Валаамского монастыря, уничтоженного шведами. В 1655-1656 годах трудами строителя монаха Филарета в монастыре был построен собор во имя преподобного Антония Великого с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Освященный 17 января 1656 года собор стал первым каменным храмом обители.

В 1687 году монастырь сгорел, но затем был отстроен заново. В 1690 году обитель была приписана к Новгородскому Софийскому собору. Числится таковой и в грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года.

Антониев Дымский монастырь. Литография 1851 г.

Синодальный период

В 1744 году над местом сокрытия мощей основателя обители петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница.

До 1764 года Антониев-Дымский монастырь владел 120 десятинами земли, к нему было приписано 111 крестьян. В ходе секуляризационной реформы того года монастырь был упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. Соборный храм стал приходским и 30 лет там служили белые священники.

В конце XVIII века в бывшем монастыре отцом Авраамом Ксенифонтовым был построен новый деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 года архимандритом Тихвинского Большого монастыря Евфимием. В начале 1790-х годов отец Авраам приступил к «отделке» в соборе верхней церкви во имя Живоначальной Троицы.

1 сентября 1794 года по ходатайству архимандрита Тихвинского Большого мужского монастыря Игнатия указом митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила монастырь был восстановлен как общежительный третьеклассный, в него были переведены насельники Тихвинского монастыря числом около 30 человек. Монастырь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митрополит Гавриил, прислав его 11 октября 1795 года. Кроме ежегодного содержания, монастырь также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. В общей сложности доходы обители не превышали 110 рублей в год. Возрождение монастыря поддержал император Павел Петрович, пожертвовавший 9 апреля 1799 года на починку обители из казны 2000 сосновых деревьев.

В феврале 1806 года настоятелем Герасимом (Гайдуковым) была предпринята реконструкция, а в 1840 году — ремонт монастырского Казанского собора, который был переосвящен во имя Святой Троицы. В 1839 году при игумене Амфилохии монастырь был обнесен каменной оградой с четырьмя башнями, Святыми вратами и часовней. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус, в 1846 году — двухэтажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней, в 1849 году — двухэтажный паломнический корпус, а в 1850 году — хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Благодаря частным пожертвованиям, а также дару Оптиной пустыни к середине XIX века в монастыре собралась небольшая библиотека (ок. 300 книг). Архив обители, по описи 1860-х годов, сохранился лишь с 1794 года. В 1867 году был построен двухэтажный корпус странноприимного дома.

К концу XIX века в обители было по прежнему два храма — Троицкий собор и Предтеченская церковь. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень. Доходу способствовала ежегодная 4-х дневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи и преставления преподобного Антония Дымского. В этот день, 24 июня, после Божественной Литургии, совершался крестный ход из монастыря на Дымское озеро.

Разрушение в советские годы

Предпоследний настоятель обители Мефодий, согласно рапорту благочинного архимандрита Антония (Демянского), «восстановил против себя окружающее население, которое грозит поджогом» [8]. После 1919 года обитель была закрыта, братия выселена. Местные жители десятилетиями передавали рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого революционеры объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок Красный Броневик. По рассказам жителей окрестных селений, после закрытия монастыря один из его насельников, иеромонах Иов, скрывался в близлежащих селах, тайно совершая крещения и отпевания. В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в бывшем монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием — «Красный Броневик». Однако «производство» состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения. В 1920-х годах была закрыта, затем разрушена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Однако, Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма — сюда приезжали богомольцы из Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви. В конце 1930-х годов собор был также закрыт.

После Великой Отечественной войны в единственном оставшемся игуменском корпусе и гостинице была организована школа трактористов. В это же время было разорено и монастырское кладбище. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение. Главный собор монастыря использовался под склад, а в 1956-1961 годах был разобран. В последние десятилетия остатки монастыря были переданы Бокситогорскому комбинату «Глинозём», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий.

Возрождение

К началу 1990-х годов от прежних построек обители сохранились остов соборной колокольни, пустующий игуменский двухэтажный корпус, двухэтажный корпус странноприимного дома, здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных построек. Началом возобновления монастыря стало установление летом 1994 года стараниями прихожан Петропавловской церкви села Сомина креста на берегу Дымского озера. 30 января 1997 года представители комбината «Глинозём» передали ключи от странноприимного корпуса — единственного сохранившегося в эксплуатационном состоянии здания — насельникам Тихвинского Успенского Большого монастыря, и 30 октября того же года Антониев-Дымский монастырь был возобновлен как приписной скит Тихвинской обители.

Богослужения вначале были возобновлены в домовой часовне в бывшем странноприимном доме. В 2000 году был выстроен новый трапезный храм, начато восстановление Троицкого собора. 16 июня 2001 года при раскопках на месте собора были обретены мощи преподобного Антония Дымского, вначале положенные в Успенском соборе Тихвинского монастыря, а 1 июня 2008 года возвращенные в возрождающуюся Дымскую обитель.

Синодальным решением от 6 октября 2008 года монастырь был возобновлен как самостоятельный. Первое известное в истории монастыря архиерейское богослужение совершил в нём епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков) 14 и 15 марта 2009 года [9]. К 10-летию обретения мощей основателя монастыря напротив монастырского озера была сооружена, а 7 июля 2011 года — освящена каменная часовня во имя преподобного Антония Дымского. В 2012 году при Санкт-Петербургском Покровском храме на Боровой было открыто подворье монастыря. Так-как к 2013 году население посёлка Красный Броневик практически полностью состояло из монахов и людей, которые работают на обитель, встал вопрос о переименовании населенного пункта, увековечивающего «разгон» монастыря начала XX века [8].

Храм Варлаама Хутынского Антониево-Дымского монастыря. Фото ок. нач. XXI в.

Храмы, архитектура

Варлаамо-Хутынский храм

Церковь во имя преподобного Варлаама Хутынского при трапезной была переоборудована из корпуса котельной. Малое освящение храма произошло в 2001 году.

Антониево-Дымская часовня

Каменная часовня во имя преподобного Антония Дымского была сооружена на берегу Дымского озера в 2011 году и освящена 7 июля того года.

Утраченные

Антониевский храм

Первоначальные церкви обители были воздвигнуты при преподобном Антонии Дымском в XIII веке. Первой стал двухэтажный деревянный храм преподобного Антония Великого. Верхняя церковь этого храма была освящена либо во имя святителя Николая Чудотворца (согласно ранней редакции жития святого Антония Дымского), либо в честь Покрова Божией Матери (согласно поздней редакции). Время утраты этого храма неизвестно.

Первый каменный собор обители, отстроенный в 1655-1656 годах был также посвящен святому Антонию Великому, но впоследствии был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а затем — во имя Всесвятой Троицы.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Вскоре после устроения обители, при преподобном Антонии Дымском в XIII веке, «во общее же упокоение братии» был построен второй храм монастыря, «тёплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. Время утраты этого храма неизвестно.

В конце XVIII века в упраздненном в то время монастыре был построен новый деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 года архимандритом Тихвинского Большого монастыря Евфимием. Эта церковь была закрыта в 1920-х годах, а затем разрушена.

Троицкий (б. Антониевский, Казанский) собор

Монастырский собор был воздвигнут в 1655-1656 годы трудами строителя монаха Филарета. Собор стал первой каменной постройкой в обители. Первоначально собор был освящен во имя преподобного Антония Великого с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем главным стал Казанский престол, а придел Антония Великого был устроен над гробом преподобного Антония Дымского).

В результате реконструкции в феврале 1806 и ремонта 1840 года был надстроен второй этаж собора с главным престолом, освященным во имя Святой Троицы (справа, освящен 15 февраля 1806), и с приделом преподобного Антония Дымского (слева, освящен 24 февраля 1806). Первый ярус собора теперь состоял из приделов Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 августа 1849) и преподобного Антония Великого (освящен 10 июля 1850). В итоге собор стал пятикупольным и четырёхпрестольным с двухъярусной колокольней. Был закрыт в конце 1930-х годов, а в 1956-1961 годах — разобран. С начала 2000-х годов велись восстановительные работы.

Скиты и подворья

  • Санкт-Петербургское подворье:
  • Покровский храм на Боровой

  • Описание
  • Паломничества (4)
  • Поездки сюда (11)

Описание Антониево-Дымского монастыря

Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь — мужской монастырь в деревне Красный Броневик Бокситогорского района Ленинградской области в 17 километрах от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска.

Монастырь принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Настоятель — игумен Игнатий (Бузин).

Монастырь, по преданию, основан преподобным Антонием около 1243 года. Официальное учреждение произошло позднее, с пожалованием грамоты великим князем Александром Невским.

Преподобный скончался 24 июня 1273 года, его тело было положено в устроенной им церкви преподобного Антония Великого у клироса. В 1370 году мощи святого былы обретены нетленными и положены открыто в раке в том же Антониевском храме.

В 1409 году обитель была полностью разрушена во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли. Насельники монастыря, видя приближение врага, пропели молебен у раки с мощами преподобного Антония и скрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу святого опустили на дно Дымского озера. Впоследствии святыни были обретены в его водах.

С 1585 года после разорения шведами Валаамского монастыря (в 1578 году) его монахи переселились в «монастырь у Онтонья Великого на Дымех». Здесь были сохранены валаамские общежительные традиции. В 1618 году валаамские иноки были переведены в Васильевский монастырь на Волхове.

В 1611 году монастырь подвергся разорению шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены.

В 1626 году с благословения Патриарха Филарета царь Михаил Фёдорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А в царствование Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм.

В 1687 году Дымский монастырь сгорел, затем был отстроен заново.

В грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

[править] Источники, мнения по ранней истории монастыря

Источником сведений об основании монастыря является житие преподобного Антония Дымского, самая ранняя из дошедших редакций которого датируется концом XVII века. Вероятно, оно составлено в Антониево-Дымском монастыре с использованием местных преданий.

Вторая редакция, более поздняя, датируется концом XVIII-началом XIX века и, по мнению исследователей, является переработкой ранней редакции по образцу жития Феодосия Тотемского.

Причины скудости информации о ранней истории монастыря называет первая редакция: древние сведения не сохранились «от велия забвения и нерадения… и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты». При этом обе редакции сохраняют дату основания монастыря — около 1243 года. О том, что грамота на создание монастыря была пожалована Александром Невским, сообщает поздняя версия.

Только в поздней редакции упоминается и о событиях 1409, 1611 и 1626 годов. И. П. Мордвинов считал эти известия легендарными, так как указаний на события в других источниках отстутствуют.

Есть публикация описи монастыря 1583 года, а также грамоты новгород­ского митрополита Варлаама от 23 мая 1592 года в Дымский монастырь валаамским старцам:

и вы б, и соборные старцы, и вся братья и слугы, жили в том манастыре у Онтонья Ве­ликого на Дымех, по чину манастырскому, во всем манастырском житье благочинно, смирно и безмятежно, по преданию отеческому и по за­кону прежних своих Валамских началников Сергия и Германа, общежительством, каков закон и начало их положено было изстари в Валамском манастыре; а нынеча по тому ж бы есте, в том манастыре на Дымех, закон не разорили, но исполнили по всякому «благочинью, и жили б есте в согласие вся братья и слуги, вкупе, единомышлено и меж себя в послушание, и манастырское содевали по совету с собору всей братьи, а без брацкого совету никоторой бы у вас старец, ни слуга, в манастыре не действо­вали, община б у вас была по прежнему, и платеную одежу и обувь братье и слугам, вся­кому человеку манастырскому, давали по старине из манастырские казны…

Во время секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским. В 1794 году архимандрит Тихвинского монастыря Игнатий обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Указом от 1 сентября 1794 года Дымский монастырь был возобновлён с общежительным уставом, составленным собственноручно митрополитом и присланым им 11 октября 1795 года.

Император Павел I 9 апреля 1799 года пожертвовал из казны на починку монастыря 2000 сосновых деревьев.

В XIX веке обитель была обновлена. Большинство деревянных построек заменены каменными. В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус; в 1846 году — 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней; в 1849 году — 2-этажный паломнический корпус; в 1850 году — хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня.

При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

Монастырь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 рублей 71 копеек, в общей сложности его доходы не превышали 110 рублей в год. В монастырском пользовании также были озеро, пашня, огороды, луговая земля и дровяной лес. Доходу способствовала ежегодная 4-хдневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля).

Количество насельников, начиная с 30 иноков Тихвинского монастыря, поселившихся сюда в 1794 году, увеличилось к 1917 году до 55-ти. Последним настоятелем обители был игумен Феоктист (Кириллов).

В 1919 году монастырь был упразднён. По рассказам местных жителей, «для разгона монахов» пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населенный пункт «Красный броневик».

В 1921 году в монастырских помещениях был расположен «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с названием «Красный броневик». По сути, её деятельность заключалась в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи.

Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. В это же время было уничтожено и монастырское кладбище.

После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Затем в зданиях расположилась психиатрическая больница.

В последние десятилетия остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В 1956-1961 годах он был окончательно разобран.

К началу 1990-х годов от комплекса монастыря сохранились: остов четырехъярусной соборной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830-е годы), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек.

В 1994 году на Дымском (Святом) озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен 4-метровый деревянный крест. Его установка была приурочена к 770-летию со дня преставления преподобного Антония (1224-1994) и 200-летию 2-го возобновления монастыря в 1794 году.

30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Русской православной церкви и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю.

В 2000 году было начато восстановление главного собора монастыря, которое продолжается до настоящего времени. В 2001 году в монастыре произошло третье обретение мощей преподобного Антония. На Дымском озере возведена деревянная часовня преподобного Антония.

6 октября 2008 года монастырь стал самостоятельной обителью, его настоятелем назначен игумен Игнатий (Бузин).

Паломнические поездки к Антониево-Дымскому монастырю

  • Поездка из Москвы в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Тихвина в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Красного Броневика (Ленинградская обл.) в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Волгограда в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Тихвина в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Красного Броневика (Ленинградская обл.) в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Тихвина в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Красного Броневика (Ленинградская обл.) в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Антониево-Дымский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Антониево-Дымский монастырь

Настоятели

  • Прп. Антоний Дымский (XIII в.)
  • Герасим (Гайдуков) (упом. февраль 1806)
  • Амфилохий (упом. 1839) игум.
  • Иларий (упом. 1840) игум.
  • Мефодий (упом. 1913)
  • Феоктист (Кириллов) (последний настоятель) игум.
  • 1919 — 1997 — закрытие и осквернение

Строители скита

  • Варфоломей (Ковалёв) (упом. марта 2001)
  • Никита (Петухов) (2000-е) иеродиак.

Настоятели монастыря

  • Игнатий (Бузин) (6 октября 2008 — 23 октября 2014)
  • Адриан (Дементьев) (с 23 октября 2014)

Почитание преподобного

Главная святыня обители – мощи ее основателя, прп. Антония. Множество паломников стремится также на Дымское озеро, существует даже версия, что название озера происходит от того, что оно овеяно молитвами преподобного, как бы кадильным дымом.

В дореволюционные времена приезжающий народ, какой бы ни была погода и время года, окунался в водах озера, веруя в их целительную силу и по вере получая просимое. Рассказывают, что сама купель на озере была выстроена получившим здесь исцеление купцом.

Сейчас, как сообщает официальный сайт монастыря, паломников больше всего к празднику Пятидесятницы, а также к 7 июля, дню памяти пророка Иоанна Предтечи и прп. Антония.

Свытыни

  • рака с мощами прп. Антония Дымского
  • железная шляпа прп. Антония Дымского — в предреволюционные годы хранилась рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе; весила более 3 кг.
  • список Казанской иконы Божией Матери — хранился в монастырском соборе, особо почиталась в предреволюционные годы, местонахождение после революции неизвестно

Статистика

  • 1794 — при восстановлении монастыря сюда переведены насельники Тихвинского монастыря числом ок. 30 человек [10]
  • незадолго до 1917 — 55 насельников [11]
  • март 2001 — Антониево-Дымском монастыре (приписном скиту Тихвинского Успенского монастыря) — 2 насельника [10]

Житие

Мирское имя преподобного не сохранилось. Известно лишь, что он происходил из благочестивой новгородской семьи , имена его родителей в истории также не остались. Годом рождения подвижника разные источники указывают 1157 или 1206.

Полезные материалы

Уже с юности Антоний проявил склонность к монашеству , стремился оставить мир с его соблазнами и искушениями. В 1225 году Антоний избирает для пострига Спасский монастырь на Хутыни, и приходит к известному уже свой святостью игумену Варлааму.

По одним данным, прозорливый старец, видя духовные дарования Антония, постриг его почти сразу, по другим – до пострижения Антония прошло около 2 лет. Иноку было дано имя в честь прп. Антония Великого.

Более или менее достоверно известно, что смиренный, кроткий Антоний стал одним из близких учеников настоятеля , прп. Варлаама. Некоторые авторы полагают, что это вызвало ревность и зависть братии, от которой подвижнику довелось претерпеть немало гонений, обид.

Спустя примерно 10 лет после пострига ему даже пришлось покинуть монастырь: Варлаам отправил его в Константинополь, к патриарху Афанасию, по неким монастырским делам. Впрочем, по другим данным, Антоний был избран на это дело братией за свои добродетели.

Так или иначе, Антоний провел в Константинополе целых 5 лет и вернулся на родину незадолго до кончины своего старца, прп. Варлаама, в 1243 г.

Именно ему Варлаам поручил монастырь по своей смерти. Но игуменство Антония не продлилось даже года. Вскоре он ушел из обители , что, возможно, спровоцировано было новым конфликтом с братией, но, конечно, отвечало стремлению подвижника к уединенной жизни.

Литература

  • [Описи Антониева Дымского монастыря 1682, 1689 гг.], Архив СПбФИРИ РАН
    , ф. 132, оп. 2, ед. № 609.
  • [Опись Антониева Дымского монастыря 1583 г.], ВОИДР
    , 1850, кн. 6, с. 89.
  • Иоанн, иером., Историко-статистическое описание Дымского монастыря
    , СПб., 1861.
  • Павловский А. А., Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону
    , Б. м., 1907.
  • Мордвинов И. П., «Письмо в редакцию», Новгородский Север
    , 1915, № 33.
  • Мордвинов И. П., Старый Тихвин и Нагорное Обонежье
    , Тихвин, 1925.
  • Мильчик М. И., Варакин Е. П., «Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция», Народное зодчество: Сб. науч. тр.
    , Петрозаводск, 1992, с. 141-154.
  • Белоброва О. А., «Две редакции жития Антония Дымского», ТОДРЛ
    , 1997, т. 50, с. 281-292.
  • Беловолов Г., свящ., «Преподобный Антоний Дымский — ученик Варлаама Хутынского», София. Новгород
    , 1998, № 2, 32-34.
  • Румянцева И., Кудряшев С., Монастыри Санкт-Петербургской епархии
    , СПб., 2000, с. 72-79.

В чем помогает святой Антоний Дымский

Верующие отдают ему свои молитвы, чтобы справиться с физическими соблазнами и в любых жизненных трудностях, для избавления от блудливых желаний, в разных болезнях, для защиты от пожара.

Текст молитвы Антонию Дымскому:

О пастырю добрый, наставниче наш и святыя сея обители Дымския начальниче, преподобне отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас недостойных, во святей твоей обители живущих и о всех с верю к раце мощей твоих отвсюду притекающих молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредими от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, Имиже весть судьбами. Моли благость Его, Еже милостивно обители сей и всему миру потребная подавати. Молися Дающему всем, яко страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных царей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. И моли всякому верному в доме и на пути и повсюду дни благи и безмятежны даровати: жизнь нашу умирити; и вся люди помиловати, якоже зде предстоящыя, тако и благословною виною отшедыя отцы и братию нашу, и спасти душы нашя, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона святая мученица Татьяна в чем помогает, как молиться

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Антоние:

Тропарь и кондак преподобному Антонию Дымскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Антоние, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Антоние, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Преподобный Антоний Дымский. Иконы

Иконография преподобного Антония Дымского представлена немногочисленными памятниками иконописи, прорисями и гравюрами XVII-XIX веков, выполненными преимущественно на севере и в старообрядческой среде. В описаниях монастыря середины — второй половины XIX века упоминаются два образа преподобного Антония Дымского в посвященном ему приделе в нижнем ярусе Казанского собора: «древний», висевший у раки на столпе (возле изображения Спасителя и Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы) и «новый» (около 1744) на южной двери иконостаса. По-видимому, к древнему надгробному образу восходят редкие прямоличные изображения Антония Дымского XVIII-XIX веков, поясные и ростовые, на которых преподобный представлен в иноческом одеянии, с куколем на голове, с развернутым свитком в левой руке.

Более распространенная иконография преподобного Антония Дымского, известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее второй половины XVII века одновременно с составлением Жития святого, вероятно под влиянием иконографии преподобного Варлаама Хутынского. Описание облика Антония Дымского имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX веков в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» []; в другом отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» []; в третьем — «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» [].

Образ преподобного Антония Дымского на фоне своей обители представлен, например, в иконах последней четверти и конца XVII века: Антоний изображен в схиме, с куколем на голове, в молении Исусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного монастыря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Дымского монастыря, описанная в 1907 году К. К. Романовым: «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» []. Подобное изображение деревянного монастыря соответствует описанию его построек в описях 1682 года и 1689 года после пожара 1687 года [].


Преподобный Антоний Дымский. Русский Север, конец XVII века. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Во второй четверти XIX века появились иконы, на которых Антоний Дымский обращен в молении к Пресвятой Богородице на фоне панорамы каменного монастыря.

Вероятно, ко второй половине XVII века относится появление типа изображения Антония Дымского с поднятой в молении Спасу правой рукой и с развернутым свитком в левой, например на прориси с иконы XVII века, на иконе конца XVII — начала XVIII веков. Этот извод, очевидно, повторяет распространенный вариант иконографии преподобного Варлаама Хутынского. Небольшой размер таких икон свидетельствует о том, что они возлагались на аналой или писались для раздачи паломникам, о чем упоминается в приходо-расходных книгах монастыря XVII-XIX веков, фиксировавших плату иконописцам за выполнение «пядничных образов дымского чудотворца».

Образ Антония Дымского включен в композицию «Новгородские чудотворцы», как на прориси с иконы XVIII века, а также в состав Собора русских святых — на иконе 1814 года старообрядческого иконописца П. Тимофеева.


Преподобный Антоний Дымский


Преподобный Антоний Дымский. Конец XIX века. Частное собрание (Польша)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]