Заиконоспасский монастырь. Начиная с XIV столетия на этом месте, на Никольской улице, находился монастырь Николы Старого, полное название которого звучало, как «Спасский монастырь на Никольском Крестце, на Песках, на Старом месте».
Исследователи предполагают, что нынешний монастырь, который располагался за иконным рядом (лавки по торговле иконами), основал в 1600 году сам Борис Годунов. Изображение культового заведения в «Сигизмундовом плане града Москвы», в подтверждение этому, говорит о том, что он уже находился здесь до 1610 года.
Правда, первое документальное упоминания об обители относится к 1635 году, что обозначено в книгах московского Патриаршего приказа.
История Заиконоспасского монастыря
В 1660 году, во времена правления самодержца Алексея Михайловича, на территории Заиконоспасского монастыря заложили первый камень в строительство каменного Спасского собора в два этажа. На первом уровне разместили храм во имя иконы Спаса Нерукотворного образа, а на втором — во имя святой иконы Богородицы Всех скорбящих Радости.
Денежные средства на богоугодное дело выделил воевода, князь Федор Федорович Волконский. Строительство было закончено в 1661 году 20 ноября.
В 1665 году настоятелем монастыря становится Симеон Полоцкий. Именно при нем появилась здесь школа, в которой готовили подьячих для царской канцелярии «Приказа тайных дел». С момента основания школы к названию Заиконоспасского монастыря начали добавлять соответствующее определение — «учительский».
Первая попытка создания в стенах обители Славяно-греко-латинской академии пришлась на 1680 год. Тогдашний настоятель Сильвестр Медведев, закончивший, кстати, местную школу, подал прошение царю Федору Алексеевичу, но в связи с кончиной последнего, задуманное осуществить тогда не удалось.
В 1687 году сюда переносится из Богоявленского монастыря основанная братьями Лихудами еще в 1685 году Еллино-Греческая (Спасская) школа, которая была первым на землях Московии высшим учебным заведением. Спустя время она была объединена с московской типографской школой и получила статус Славяно-греко-латинской академии.
Ректорами Академии являлись местные игумены и архимандриты Заиконоспасского монастыря, чьи храмы и служебные постройки были отданы под учебные и религиозные нужды учеников.
Пожары 1701 и 1737 годов потребовали перестройки и реконструкции храмов и зданий обители. К работам были привлечены известные архитекторы, среди которых Иван Петрович Зарудный, Иван Федорович Мичурин, Михаил Тимофеевич Преображенский и Зиновий Иванович Иванов.
Местная Академия в 1814 году переехала в Троице-Сергиеву лавру и была переименована в Московскую духовную, а на ее месте разместилось уже духовное училище.
Успенский собор появился на территории Заиконоспасского монастыря в 1825 году. Автором проекта стал архитектор Семен Павлович Обитаев.
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ
При первом игумене Заиконоспасской обители Макарии (1630-е годы) здесь была открыта Общенародная школа. В ней под руководством Арсения Грека впервые в России стали изучать латинский и греческие языки. К середине XVII столетия в обители строится особое здание «школы для грамматического учения», к названию же монастыря добавляется эпитет «учительный». Из московского Андреевского монастыря сюда переходят специально приглашенные образованные киевские монахи, составлявшие ученое братство.
С 1665 года в Заиконоспасском монастыре действовала школа (возглавляемая Симеоном Полоцким), которая готовила чиновников для правительственных учреждений. Наконец, в 1687 году в обитель вселилось первое российское всесословное высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, во главе которой стояли греческие ученые-монахи, братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Академия просуществовала в стенах монастыря до 1814 года. Среди ее выпускников много выдающихся деятелей Церкви, ученые и литераторы. Готовила академия и образованных священников.
В 1701 году в обители был выстроен новый двухпрестольный собор, ставший одним из лучших памятников петровского барокко. Возводил его талантливый архитектор Иван Зарудный, строивший в Москве Меншикову башню и храм Иоанна Воина на Большой Якиманке. Тогда Спасский собор приобрел свой современный вид: высокий восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадками, строгие ордерные элементы декора.
Архитектурный ансамбль монастыря складывался вплоть до начала ХХ века. Спасский собор сильно пострадал во время пожара 1737 года и был, по личному повелению императрицы Елизаветы Петровны, восстановлен И.Ф. Мичуриным. Верхний храм освятили в 1742 году в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». На следующий год над Святыми вратами появилась колокольня. Спустя столетие, в 1851 году, купол собора увенчала изящная луковичная главка-ротонда.
В соборе хранился список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе, подаренный графом Н.П. Шереметевым. В праздник Владимирской иконы 21 мая/3 июня сюда совершался крестный ход из Успенского собора Крем-ля в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.
Из стен Заиконоспасской обители вышли выдающиеся церковные деятели. Один из них – Августин (Виноградский), архиепископ Московский и Коломенский – ректор академии и настоятель обители в 1801–1804 годах. Его звали «Златоустом двенадцатого года» за патриотические проповеди во время нашествия Наполеона. Он также составил особую молитву «в нашествии супостат», которая звучала в храмах на Литургии и на молебне на Бородинском поле перед битвой; владыка руководил вывозом московских святынь в Вологду, в час Бородинской битвы с чудотворными иконами обошел крестным ходом вокруг стен Москвы.
В войну 1812 года обитель оказалась сильно разрушена. Вскоре было принято решение преобразовать первый русский вуз в Московскую духовную академию и перевести ее в Троице-Сергиеву Лавру.
В Заиконоспасском монастыре некоторое время находилась Московская духовная семинария, а с 1834 года – Московское духовное Заиконоспасское училище, в котором обучался святой праведный Алексий Московский (протоиерей Алексий Мечёв). Немалое число выпускников училища ныне причислено к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
С приходом советской власти монастырский собор на несколько лет захватили обновленцы. В 1929 году обитель была закрыта, в ней размещались различные государственные учреждения. В 1960-х годах здание собора было отреставрировано.
Собор Спаса Нерукотворного был возвращен Церкви в 1992 году и получил статус Патриаршего подворья. В феврале 1993 года в монастыре открылся Российский православный университет, но из-за аварийного состояния собора и отсутствия помещений он был перемещен в Высоко-Петровский монастырь.
5 марта 2010 года на заседании Священного Синода было принято решение: «Благословить открытие Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе». Наместником обители был назначен игумен Петр (Афанасьев). Талантливый музыкант, регент, основатель мужского камерного хора «Благозвонница», игумен Петр, приняв монашеский постриг, окормлял, помимо своего монастыря, две сестринские общины, из которых впоследствии выросли ставропигиальные женские монастыри в Акатове и Шостье.
Заиконоспасская обитель после революции и сегодня
В 1922 году Спасский собор монастыря, к тому времени уже упраздненного большевиками, стал центром обновленческого так называемого «Союза церковного возрождения», но уже в 1929 году закрыли и его, после чего здесь разместили государственные учреждения.
В 60-х годах прошлого столетия главный храм Заиконоспасской обители отреставрировали и несколько видоизменили. Так, на крыше церкви устроили люкарны, а на двух ярусах — третьем и четвертом — смонтировали декоративную ограду. Тогда же вместо креста на куполе появился позолоченный штырь.
В лоно Русской Православной церкви Спасский храм вернулся в начале 1992 года, и уже в июле месяце здесь прошло первое богослужение. Сам монастырь был возрожден после заседания Священного Синода, состоявшегося в 2010 году 5 марта.
Заиконоспасский мужской монастырь расположен по адресу: Москва, Никольская, 7-9, станция метро «Театральная».
Колыбель русского образования
Основал обитель, именовавшуюся поначалу как монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском Крестце за Иконным рядом, сам царь Борис Годунов. И хотя впервые об обители в документах упоминается только в 1635 году, датой ее основания считается 1600 год. А пресловутое уточнение о расположении обители за рядами, в коих торговали складнями да иконами, послужило трансформации наименования церковного учреждения в Заиконоспасский монастырь.
Поначалу авторитет и положение вновь созданной обители были очень скромными, но со временем Заиконоспасский монастырь стал центром и колыбелью русского просвящения.
В середине 60-х годов XVII столетия Симеоном Полоцким была учреждена в монастыре школа подьячих Приказа Тайных дел, а уже в 1687 году здесь обосновалась славяно-греко-латинская академия. Именно она считается первым высшим учебным заведением Великороссии. Выпускниками академии стали великий российский ученый М.Ломоносов, исследователь Камчатки С. Крашенинников, зодчий В.Баженов, поэт В. Тредиаковский, основатель русского театра Ф.Волков.
С открытием Московского университета Академия преобразовалась исключительно в богословское учебное заведение, готовившее лиц духовного звания. В начале XIX века она была переименована, стала называться Московской духовной Академией и перебазировалась в стены Троице-Сергиевой лавры, а в Заиконоспасском монастыре открылось духовное училище.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Leonsija
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Никольская улица Москвы — самая оживленная и самая пожалуй популярная улица у москвичей. В XII веке здесь была дорога из Ростова Великого, Суздаля и Владимира в Кремль. И не удивительно, что ее облюбовал торговый люд и вдоль нее возникло несколько известных монастырей Москвы. Один из таких — мужской, 2-го класса, необщежительный Богоявленский за Торгом или за Ветошным рядом. Находится он между улицами Никольской и Ильинкой в Богоявленском переулке.
Из собрания Найденова Н.А. Богоявленский собор в Московском Богоявленском монастыре, 1883
История появления монастыря уходит далеко в глубь веков к временам князя московского Даниила Александровича, сына Александра Невского. Год основания монастыря 1292. В это время западная часть монастыря примыкала к Красной площади с торговыми палатками и рядами. Северная же часть граничила с дорогой на Ростов Великий, Суздаль и Владимир. Все строения были из дерева, первое каменное строение — церковь Богоявления было построено в 1342 году под руководством боярина Протасия. Таким образом, Богоявленский монастырь один из старейших монастырей Москвы.
Вид на Заиконоспасский и Богоявленский монастыри в 1917 году со стороны Театральной площади
Одним из его первых игуменов был Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. В монастыре принял в 1312 г. постриг святитель Алексий, будущий митрополит московский. В этой обители он провел 27 лет.Монастырь много раз опустошался завоевателя, подвергался разграблению, но каждый раз возрождался. Так в 1451 году, монастырь был не только разграблен татарами, но еще и сожжен. По повелению князя Василия Темного его восстановили, но уже в 1547 году он опять горит в результате знаменитого Воздвиженского пожара.
В 1624 году в монастыре на месте строго храма Богоявления построили новый каменный собор с церковью Казанской Божьей Матери. В монастыре было двое ворот: одни на «строгую» половину, куда был запрещен вход женщинам, и вторые «общие» — ворота для всех. Обе половины еще и разделялись забором, поставленным с севера на юг. В конце XVII века были построены каменные братские кельи и тогда же был перестроен собор и как пишет летописец «в лето 7021 (1693) года создался храм сей и имя Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при державе Великих Государей и Великийх Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевичаююю в месяце януаре в 20 день».
Современный вид Богоявленского собора
Собор — один из ярких образцов «нарышкинского» или московского барокко — стиля, который вошел в моду в Москве в конце XVII в. На высоком подклете. Карнизы стен с двойными окнами. Наличники окон восьмигранного барабана главы украшены несколькими ярусами белокаменных деталей. Богатый белокаменный декор — разорванные фронтоны, гермовидные пилястры, раковины, пышные карнизы со свисающими в виде бахромы консолями, обилие декоративных балясин, введенных в наличники, карнизы и столбики по углам восьмиугольного барабана. Вклады на украшение монастыря и его собора делали бояре Юсуповы, Голицыны, Долгоруковы, Шереметевы, Щербаковы и многие другие.
Фрагменты внешнего декора Богоявленского монастыря
Внутри собора алебастровый скульптурный декор был выполнен артелью итальянских мастеров под руководством Д. М. Фонтана. В стене вставлены многочисленные надгробные доски, в том числе работы прославленного французского скульптора Ж. А. Гудона, ныне хранящиеся в Научно-исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. В 1739-м над ныне исчезнувшими внутренними воротами возводится колокольня, а в 1747, 1749 и 1754 годах собор приобретает три придела и колокольню. Монастырские корпуса сохранились при перестройке 1870-1880-х годов. Уже с конца XVIII столетия монастырь начал уступать торговому духу Китай-города. Сначала в его вытянутых вдоль улицы и переулка корпусах появились сплошные галантерейные лавки. В 1905 году были сломаны надвратная колокольня и угловые постройки монастырского владения. В 1910-м построен Торговый дом монастыря (Никольская ул., 6). Предреволюционный штат монастыря составлял 14 монахов, 18 послушников и игумен. Слава монастыря к тому времени уже померкла, да и монастырские земли сильно были урезаны торговлей.
Богоявленский собор в Московском Богоявленском монастыре. Начало 20 века
В обители с первых ее дней существования начал формироваться и свой некрополь. Здесь был похоронен в нижнем ярусе церкви Казанской Божьей Матери отец митрополита Алексея боярин Федор Бяконта. В подклете был захоронен князь Г.Д.Юсупов, сподвижник Петра I. Нижняя часть собора стала фамильной усыпальницей Голицыных и над многими из могил стояли скуптурные изваяния Ж.-А. Гудона (их сейчас можно увидеть на территории Донского монастыря в отдельном помещении под крышей). Здесь же находилось захоронение князя А.А.Меньшикова, скончавшегося 27 ноября 1764 года на 51 году жизни после возвращения из ссылки в Березов. Здесь также были захоронения кнызей Салтыковых, Скавронских, Юсуповых и других знаменитых фамилий России. Что-то из могил сохранилось и сейчас, основная же часть была уничтожена в 1930 году.
Фрагменты внешнего вида Богоявленского собора
После 1917 монастырь был закрыт. В начале 1920-х снесены Афонская часовня, монастырские помещения, выходившие на Никольскую улицу. Собор был закрыт в июле 1929, использовался под общежитие, склад, производственный цех, типографию. Храм был обезглавлен, строения ветшали и рассыпались на глазах.
В 1991 Богоявленский собор был возвращен РПЦ, освящен нижний храм с престолом Казанской иконы Божией Матери и приделом святителя Алексия, митрополита Московского, в 1998 — верхний с главным престолом Богоявления и приставным престолом священномученика Владимира, митрополита Киевского.
Памятник братья Лихудам
И еще: на этой земле в течение 1680-1687-х годов, иначе говоря, при царевне – правительнице Софье Алексеевне, существовала школа братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, которая после перевода в Заиконоспасский монастырь влилась в Славяно-греко-латинскую академию. Они преподавали все предметы, они же составляли учебники. Братья Лихуды были одними из немногих греков, связавших свою судьбу с Москвой. В основном приезжавшие греки были церковнослужителями, собиравшими в России милостыню на нужды своих церквей и монастырей. В память о них перед Богоявленским храмом поставлен памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова. А путешествие по Никольской улице будет продолжено дальше…