Житие и значение пророка Авраама, иконография и день памяти, библейская критика


Жития Авраама

Биография Авраама описана в Книге Бытия. Он родился в Месопотамии, халдейском городе Ур приблизительно за 2000 лет до Р. Х. и носил имя Аврам. Будучи в юном возрасте, он пришел к мысли о едином Боге и пытался убедить членов своей семьи отказаться от идолов.

Его отец, вместе с сыном, невесткой, внуком, направился в землю ханаанскую, но умер по дороге, в городе Харран. Жена Аврама, Сара, была его единокровной сестрой и не имела детей.

Когда Авраму было 75 лет, Бог повелел ему уйти с женой и слугами в Ханаан, пообещав сделать Аврама родоначальником великого народа, прославить и благословить самого Пророка, а через него – и весь род людской. В Ханаане был голод, и Аврам направился в Египет. Сара была красивой женщиной. Опасаясь, что его будут преследовать из-за жены, Аврам стал называть ее своей сестрой. Сара попала в гарем к фараону, но Бог наказал за это фараона и его семью, после чего Сара была отпущена назад к мужу.

Аврам с Сарой направились в землю ханаанскую, а Лот – в город Содом. Придя в Ханаан, он стал сокрушаться, что стар и не имеет наследника. Бог снова подтвердил, что даст ему сына, а его потомки будут владеть землей ханаанской. Вскоре пришло известие, что на Содом напали чужеземные войска, захватили жителей города, в том числе Лота, в плен. Аврам вооружил своих рабов, отправился в погоню и отбил пленников и захваченное имущество. В награду он не пожелал взять ничего.

Бог снова подтвердил Авраму, что от его корня произойдет множество людей, которые будет проживать от Египта до Евфрата. Для исполнения обещания Авраму было велено принести в жертву по единице скота трехлетнего возраста (корову, козу и барана), а также голубя и горлинку. Но Сара оставалась бесплодной и отдала мужу в наложницы свою рабыню Агарь.

Агарь забеременела от Аврама и стала высокомерной по отношению к Саре. Сара пожаловалась мужу, и он не стал заступаться за наложницу. Агарь бежала в пустыню из страха наказания от госпожи. В пустыне ей встретился ангел, передавший повеление Бога вернуться назад, а родившегося младенца назвать Исмаилом.

Прошло 13 лет. Авраму исполнилось 99, а Саре 90 лет. Бог явился к Авраму и повторил свои слова еще раз, но поставил условие: сделать обрезание всем особам мужского пола, включая 8-дневных младенцев. Аврам был наречен Авраамом, а Сара – Саррой. Вскоре Авраам, сидя у шатра, увидел 3 путников, в образе которых к нему явился Бог. Он обмыл им ноги, угостил лучшей едой.

Бог сказал, что явится через год, когда Сарра родит сына, которого следует назвать Исааком. Бог поручил Аврааму удостовериться в греховности жителей Содома и Гоморры и предрек им уничтожение. Авраам вступился за грешников, чтобы их помиловали, если среди горожан 10 человек останутся праведниками. Содом и Гоморра были разрушены.

Сарра родила сына, нареченного Исааком. Исмаил, который был старше на 14 лет, насмехался над ребенком. Агарь, вместе с сыном, с согласия Бога, была изгнана из дома. По прошествии нескольких лет Бог решил испытать веру Авраама и приказал принести Исаака в жертву. Праведник, не задумываясь и не ропща, приготовился исполнить повеление Господа, но в последний миг был остановлен ангелом, посланцем Бога.

Сарра умерла, когда ей исполнилось 127 лет. Местом ее успокоения стала пещера рядом с Хевроном. После ее смерти у Авраама родились 6 сыновей от наложницы. Исаак стал прародителем евреев, остальные сыновья – родоначальниками арабских племен. Скончался Авраам в возрасте 175 лет и был похоронен рядом с Саррой.

Отмеченные небом

В середине жизни Господь отметил их особым знаком: удвоил буквы в их именах. Сара стала Саррой. А Аврам — Авраамом. Вскоре семья из родного города Ура (это место сегодня находится на территории Ирака) направилась в Ханаан. В наши дни эта территория поделена между Израилем, Сирией, Иорданией и Ливаном. Сделали это супруги по велению Бога, Который сказал им: — Пойди из земли своей и из дома отца своего в землю, которую Я укажу. Великий народ Я произведу от тебя, и благословятся в тебе все племена земные. Прибыв в Ханаан со своим скарбом и слугами (они явно не были бедны), Сарра и Авраам ничего не поняли: в той местности свирепствовали голод и засуха. Но никаких указаний от Бога не последовало. И супруги по собственной воле решили перебраться в сытый Египет.

Значение

Авраам явился предвестником зарождения и распространения христианства. Он – глашатай монотеизма, за что был благословен Богом. Его потомки стали родоначальниками всех народов по обещанию Господа. Праведник был примером для других людей своей верой. Имя пророка использовалось для подтверждения христианских догматов и распространения вероучения.

В христианском богословии

Патриарх Авраам – праведник, послушный воле Бога. О значении образа ветхозаветного пророка писали христианские богословы: Иоанн Златоуст (проповедник единобожия и верный слуга Господа), Августин Блаженный (праотец всех народов по обещанию Господа).

В других трудах отцов церкви события, описанные в Ветхом Завете, рассматриваются в контексте доказательства существования Бога, например:

  • хлеб и вино, поднесенные Аврааму, – как прообраз евхаристии;
  • голос, остановивший жертвоприношение Исаака, – как доказательство существования Святого Духа;
  • готовность принести в жертву Исаака – как предвестник Голгофы и крестного пути Иисуса.

В Евангелии упоминается, что в споре с фарисеями Иисус признал их физическими, но не духовными наследниками праведника.

В свете Нового Завета

Авраам и Моисей – ветхозаветные пророки, на которых чаще всего ссылаются в Новом Завете. Иисус является потомком Авраама. В качестве доказательства его двуединой сущности (Бога в человеческом обличье) в Новом Завете приводятся слова Иисуса: «Прежде чем был Авраам, Я есть» (Ин.8.58).

В Евангелии от Луки передаются слова Иисуса, вошедшего в дом мытаря Закхея, о том, что раскаявшийся грешник будет спасен, потому, как и он – сын Авраама. Иоанн Креститель и апостол Павел убеждают новообращенных христиан покаяться в грехах, чтобы избежать гнева Божия. Быть потомком Авраама не означает получение всепрощения от Господа.

Потомки Авраама

Господь исполнил Свое обещание. И действительно от Авраама пошло множество народа.

Помимо Измаила и Исаака, у пророка еще были дети. Но в Библии основное внимание все-таки уделено Исааку. Как говорил апостол Павел, Измаил ведь родился по плоти, а Исаак по обетованию Божьему. Каждый из сыновей имел великий род, но родословная самого Иисуса Христа ведется по линии Исаака.

Библейская критика

Священная книга иудеев – Танах (Ветхий Завет), существует в неизменном виде около 3000 лет. Столько же времени существует критика первой части Библии. В отношении Авраама – это скептическое отношение к словам Господа, пообещавшем:

  • произвести от него великий народ;
  • возвеличить его имя;
  • через него благословить другие народы.

Потомки праведника стали прародителями евреев, арабов и других народов, которые сохранили имя своего предка на протяжении тысячелетий. Ни один человек в земной истории не имеет такой известности. Евреи – великий народ потому, что они были отмечены Богом, и об этом знает весь мир.

Авраам в ожидании исполнения этих обещаний роптал и взывал к Господу. Бог снова и снова повторял ему, что у него будет наследник, а его потомков будет столько же, сколько звезд на небе. Авраам поверил Богу, за это стал праведником. Вера – вот главное, что имеет значение для Бога. Люди стараются обрести праведность делами, забывая о вере.

История появления персонажа

Впервые имя персонажа упоминается в 11 главе книги Бытия, в 26 стихе. В тексте сообщается, что отец Авраама, Фарра, родил, помимо будущего пророка, еще двух сыновей — Нахора и Арана. Из всех братьев Аран, ставший затем отцом Лота, умер еще при жизни Фарры. Сам Фарра отправился в мир иной, как утверждает Библия, в 205 лет. Женой Авраама (при рождении персонаж получил имя Аврам) становится Сара, его единокровная сестра — женщина оказывается бесплодной.

View this post on Instagram

A post shared by Библия ✝️ (@bible__scripture) on Dec 19, 2019 at 1:20am PST

Авраам убивает Исаака
Анализ Ветхого Завета позволяет увидеть, что герой стал первым человеком со времен Всемирного потопа, с которым напрямую заговорил Бог. Всевышний пообещал персонажу, что от того пойдет множество народов, населяющих землю. Имя пророка появляется не только на страницах Ветхого Завета — в Евангелии Иисус Христос неоднократно упоминает предка в речах, говорит фарисеям о том, что Авраам знал о приходе Мессии к людям.

Иконография

Изображение Авраама используется в пяти сюжетных линиях иконописи, взятых из библейских историй. На иконах праведник изображается седовласым старцем. Одно из самых распространенных изображений посвящено Ветхозаветной Троице. На иконе представлены три ангела, символизирующие три ипостаси Бога, и Авраам. Основа сюжета – явление Господа праведнику в виде трех путников, в которых он узнал Бога.

Другие сюжеты с образом праведника:

  • жертвоприношение сына;
  • как праотца народов;
  • со свитком в руках.

Раннехристианские иконы демонстрируют Авраама до пояса или по грудь. В поздней иконографии имеются образы, на которых изображены два главных ветхозаветных пророка: Моисей и Авраам.

Ветхозаветный патриарх Авраам и его супруга Сарра
«Авраам и Сарра»
смотреть…
Авраам (евр.’abraham — отец множества; отец высоты) – ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и через сыновей от Агари и Хеттуры – различных арабских племен. Данное Аврааму Богом благословение делает его «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11; Гал. 3, 6). Родословие Авраама восходит к Симу (Быт. 11, 10-26), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт. 11, 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама. После того, как произошло смешение языков и люди расселились по разным странам, вера в единого Бога стала забываться, в мире воцарилось язычество – поклонение многим богам, небесным светилам и даже неодушевленным предметам. Праведный Авраам, один из немногих, живя среди язычников, сохранял веру в истинного Бога. Книга Деяний святых Апостолов говорит о том, что Бог явился Аврааму еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян. 7, 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Саррой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт. 11. 31). Фарра, который, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав. 24, 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране (Быт. 11, 32). 75-летнего же Авраама Господь призывает идти дальше: «…пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» — и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 1-3). Переселившись в Ханаан, Авраам дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Аврааму эту землю (Быт. 12, 7). Бог привел Авраама в землю Ханаанскую, где жили кочевники-пастухи, потомки Ханаана. Земля эта была обширна и плодородна, но мало заселена. Так Ханаанская земля стала обетованной, то есть обещанной. В местах явления Господа Авраам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями (Быт. 12, 7 — в Сихеме; Быт. 12, 8 — в Вефиле; Быт. 13, 8 — в дубраве Мамре близ Хеврона). Прошло время, и в Палестине начался страшный голод, и Авраам со своими людьми переходит в Египет. Здесь он вынужден выдавать Сарру за свою сестру, чтобы египтяне, увидев красоту женщины, не убили его. Но целомудрие Сарры было сохранено Богом, поразившим фараона и дом его; Авраам же с семейством вернулся в Ханаан, получив большие дары от фараона (Быт. 12, 10-20). Между пастухами Авраама и Лота, имевшими большие стада, возникли споры, которые привели к разделу их территорий: Лот избрал себе землю в нижнем течении Иордана, Авраам же оставил за собой землю Ханаанскую. После этого Господь повторил обетование отдать Аврааму и его потомству навсегда всю землю Ханаанскую и умножить потомство Авраама как «песок земной» (Быт. 13, 14-17). Во главе вооруженного отряда Авраам нанес поражение эламскому царю и его союзникам, напавшим на царей долины Сиддим и захватившим его племянника Лота (Быт. 14, 13-16). По возвращении с войны произошла встреча Авраама и Мелхиседека, царя Салимского, священника Бога Всевышнего, который вынес Аврааму хлеб и вино и благословил его, Авраам же, в свою очередь, выделил Мелхиседеку десятину от добычи (Быт. 14, 17-24). Бездетному, состарившемуся Аврааму, готовому уже назначить наследником своего управляющего Елиезера, Бог дает обетование о наследнике и умножении потомства, которое будет столь же многочисленно, как звезды на небе (Быт. 15, 5). Авраам поверил в это обетование, и Господь вменил это ему в праведность. Господь заключил с Авраамом завет, который сопровождался жертвоприношением, предсказал ему судьбы его потомков, вплоть до их возвращения в Ханаан из египетского рабства, и определил границы будущего израильского государства — «от реки Египетской до великой реки Евфрата…» (Быт. 15, 7-21). В Ханаанской земле Авраам вел привычную жизнь скотовода. Он скорбел лишь о том, что Господь не дал им с Саррой детей – Сарра была бесплодна. Наконец, после долгих раздумий, следуя древнему обычаю, Сарра избрала среди своих рабынь наложницу для мужа, египтянку по имени Агарь, чтобы рожденного ею ребенка воспитать как собственного. Она предложила Аврааму «войти» к ее служанке Агари, чтобы Сарра могла «иметь детей от нее». Вскоре Агарь забеременела. Но она, на свою беду, сразу же возгордилась и перестала оказывать почтение Сарре, как своей госпоже. Та пожаловалась мужу: «Я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня». Авраам сказал жене: «Служанка твоя в твоих руках, – делай с нею, что тебе угодно». Разозленная дерзостью Агари, Сарра стала притеснять ее, и Агарь, не выдержав, убежала из дома. Не зная, куда идти, она целый день блуждала по пустыне, а ночью заснула под открытым небом. Во сне ей явился ангел и сказал: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей!» Агарь послушалась ангела, вернулась к Сарре и в положенный срок родила сына, получившего имя Исмаил, что значит «Бог слышит». Господь вновь явился Аврааму и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17, 1). Он заключил с Авраамом «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом Авраама и его потомкам, рожденным от Сарры (Быт. 17, 8). Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (отец множества народов – Быт. 17, 5) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола (ст. 9-14) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который, однако, также получил благословение (ст. 16-21). Позже Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников (Быт. 18): однажды мимо жилища Авраама проходили трое странников. Следуя законам гостеприимства, Авраам пригласил их отдохнуть и подкрепиться. Сарра испекла для гостей хлеб. Авраам заколол и приказал зажарить теленка. Насытившись, странники поблагодарили гостеприимных хозяев, и один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей». Услышав эти слова, Сарра, которой в то время было уже 90 лет, подумала: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар». Но странник, угадав ее мысли, назидательно сказал, что нет ничего невозможного для Господа. После чего странники удалились. Эти три странника в действительности были ангелами, в которых воплотился Сам Бог. (Их изображение – так называемая «Ветхозаветная Троица» – является одним из самых распространенных сюжетов русских икон, в том числе знаменитой «Троицы» святого Андрея Рублева). Через год, как и было предсказано, у девяностолетней Сарры и столетнего Авраама родился сын. Сарра была счастлива, и в то же время смущена. Она говорила: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется». Сарра так и назвала сына – Исаак, что значит «смех». Исаак был законным сыном Авраама, но Исмаил, хоть и рожденный от рабыни, был старшим и, по обычаю, имел больше прав. Неприязнь Сарры к Агари вспыхнула с новой силой, и она обратилась к мужу, потребовав: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком». «Показалось это Аврааму весьма неприятным», он не хотел расставаться со старшим сыном, но Бог повелел ему поступить так, как требует Сарра, и не тревожиться о судьбе Исмаила, которому так же, как и Исааку, суждено было стать родоначальником великого народа. Авраам дал Агари в дорогу хлеба, бурдюк с водой и посоветовал идти с сыном в Египет, откуда она была родом. Агарь послушалась… Прошло много лет, Исмаил вырос, стал хорошим охотником и женился. Как и обещал Господь, его многочисленные потомки образовали народ, известный под названием измаильтян, агарян, или арабов. (В Мекке до сих пор существует священный камень, под которым, по преданию, похоронены Исмаил и Агарь). Тем временем Авраам, лишившись старшего сына, все свои отцовские чувства сосредоточил на Исааке. Бог, желая убедиться в преданности Авраама, решил подвергнуть его испытанию: потребовал принести Исаака в жертву. Он сказал Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Рано утром Авраам наколол дров для костра, оседлал осла и, взяв с собой Исаака и двух слуг, отправился в землю Мориа. Через три дня Авраам и его спутники достигли горы, которую указал Бог. Авраам сказал слугам: «Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся и возвратимся к вам». Исааку Авраам велел нести дрова, сам взял огонь и жертвенный нож. По пути «начал Исаак говорить Аврааму: «Отец мой!» Авраам отвечал: «Вот я, сын мой!» Тогда Исаак спросил: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам ответил: «Бог усмотрит себе агнца для всесожжения». Поднявшись на вершину горы, Авраам устроил там жертвенник и, связав Исаака, положил его поверх дров. Затем Авраам взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но тут с неба к нему воззвал ангел и сказал от имени Бога: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня». Авраам увидел поблизости барана, запутавшегося в зарослях, заколол его и принес в жертву. Затем отец и сын спустились с горы к своим слугам и благополучно вернулись домой. Когда Исаак вырос, отец нашел ему жену по имени Ревекка. У Исаака и Ревекки родилось двое сыновей – Исав и Иаков. А Авраам и Сарра дожили до глубокой старости: Сарра умерла в возрасте ста двадцати семи лет, и была погребена Авраамом в купленной им для того пещере, на поле Ефрона Хаттеянина, при Махпеле, против Мамре. Авраам после смерти Сарры женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей (Быт. 25, 1-4). Умер он в возрасте 175 лет «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» и был погребен в пещере Махпела – месте погребения Сарры (Быт. 25, 7-10). Как Бог и обещал Аврааму, потомки Исаака стали самостоятельным народом – израильтянами… В Новом Завете Авраам вместе с Моисеем – наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета. Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян. 3, 25). Евангелист и апостол Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама (Мф. 1, 2), чтобы показать, что Иисус Христос не только Сын царя Давида, но и истинный потомок Авраама (Мф. 1, 1), на Котором сбылись пророчества Ветхого Завета. Евангелист Лука также упоминает Авраама не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк. 3, 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян. 3, 13; Деян. 7, 32; Деян. 13, 26; ср. Деян. 7, 2-8, 16-17). Отцы Церкви и христианские писатели использовали историю Авраама для наставления в добродетели, как назидательный урок благочестия, видели в ней прообразования, указывающие на новозаветную истину Христову, и даже аллегорическое изображение шествия падшей души под божественным покровительством по пути совершенства. Имя Авраама часто употребляется в христианских молитвах как составная часть обращения к Богу («Боже Авраамов», «Боже Авраама, Исаака и Иакова», «Боже Авраамов и Израилев» и т. д.). В личности же Сарры апостол Петр видит образ истинной женской красоты и величия, состоящих «не во внешнем плетении волос, не в золотых уборах, не в нарядности одежды, но в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. Так некогда святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь мужьям своим. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1 Петр. III, 1-6). А пророк Исаия указывает на Авраама и Сарру как на прообразы ожидаемого дела спасения. Как Сарра после долгого неплодия родила Исаака, так Сион после долгого запустения будет иметь радость и веселье торжествующего множества детей вокруг себя. Еще выше восстановления Израиля будет великое дело будущности: оно будет источником спасения для всех народов мира (Исаия, LI, 2; LIV, 1, сл.). Апостол же Павел видит в Сарре великую матерь народов, которой принадлежат все рожденные по духу; она — прообраз Небесного Иерусалима, который есть матерь всем нам (Гал. IV, 22—31).

Авраам в иудаизме

В древних еврейских письменных источниках (милдрашах) Авраам – первый из людей, осознавший, что Бог един, и отвергший язычество. Он стал первым проповедником монотеизма и борцом с идолопоклонством. По версии милдраша, местом предполагаемого жертвоприношения Исаака была Храмовая гора в Иерусалиме. Царь Соломон воздвиг храм (откуда пошло название горы) на месте жертвенника сожжения сына.

Авраама считают автором книги «Сефер Йецира», первоисточника кабаллы, религиозного течения в иудаизме.

Интересные факты

  • Авраам — герой, чье имя часто упоминается в Ветхом и Новом Заветах. Рождение Иисуса Христа является исполнением завета, заключенного Авраамом с Богом. В то же время его гибель повторяет жертву, которую пророк собирался вознести во имя веры. В Новом Завете Авраам считается носителем веры и учителем, транслирующим ее главные принципы. Своим примером он являет образец праведности.
  • Авраам — персонаж, фигурирующий в разных религиях. В Коране он — пророк ислама, носящий имя Ибрахим. Его биография схожа с жизнеописанием из Библии. Любопытно, что в еврейских мидрашах Аврааму принадлежит идея единобожия, монотеизма. По преданию, герой — первый, кто понял, что Бог един. В три года он прозрел, осознав, что идолы предков — не те, кто достоин его веры, и стал последователем Господа. В традиции еврейских верований Авраама считают создателем Книги Творения. Этот литературный источник оказался основой каббалистического направления.
  • Жертвоприношение героя интерпретируется учеными и философами по-разному. Исследователи библейских текстов придерживаются идеи о том, что жертвоприношение безвинного Исаака становится примером отказа от дани Господу в виде человеческой жизни. Существует мнение, что с течением времени Библия претерпевала изменения и модификации. Вероятно, что в первоначальном варианте сюжета Авраам убивает сына, но после отмены жертвоприношений текст был отредактирован.
  • Значение имени Аврам в переводе — «отец высокий». Имя его супруги — Сара, что означает «госпожа». Господь повелел супружеской чете сменить имена в момент, когда огласил, что их роль для будущего человечества многозначительна. Впоследствии собеседника Бога именовали Авраам. Имя интерпретируется как «отец множества». Жену пророка стали звать Сарра — «госпожа множества». Этот прием в литературе и поворот сюжета в писании свидетельствуют о возвеличивании персонажа в глазах верующих и в религии.

Авраам в исламской традиции

В исламе Авраам тождественен пророку и проповеднику Аллаха, Ибрахиму. Доказательством служат биографические совпадения, изложенные в Коране и Ветхом Завете. Ибрахим был ханифом. Ханифизм подготовил почву для возникновения и распространения ислама на Аравийском полуострове.

Старший сын Ибрахима, Исмаил, считается родоначальником арабов и предком Мухаммеда. Младший, Исхак, – родоначальник еврейского племени. Могила Ибрахима – одна из самых почитаемых мусульманских святынь, находится в Хевроне (Палестина).

История персонажа

Авраам — библейский персонаж, считающийся отцом множества народов. Первоначально герой библейских мифов носит имя Аврам, но позднее Бог меняет его на Авраам. Также называется родоначальником еврейского народа, первым в Библии называется евреем. В течение долгих лет — согласно описанию в тексте Ветхого Завета, персонаж прожил 175 лет — неоднократно демонстрировал полную преданность Богу и веру в него. Герой — духовный предок тех, кто придерживается авраамических религий. Образ получил популярность не только в мифологии, но и в искусстве.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]