Нужен подвиг. Беседа с архимандритом Илией (Рейзмиром)


Нужен подвиг. Беседа с архимандритом Илией (Рейзмиром)

Электричка выкатывается из темной Москвы и прибывает в рассветную Лавру. Свет липнет к древним сахарно-белым стенам, и золото крестов плывет в таком ярко-синем небе, какое можно только себе представить. Искрит снег.

Троице-Сергиева Лавра

Первым делом, конечно, к Преподобному: мерцают в глубине лампады над ракой, и стоит на коленях, поникнув головой, у колонны какой-то монах. «Преподобный Сергий, помоги», – прошу и выскакиваю обратно в солнечное утро.

Звонок в дверь, топтание на морозе у крыльца Патриарших покоев – архимандрит Илия (Рейзмир) уже лет сорок смотритель здесь. ЛЁгкие шаги за дверями и покашливание.

«Кто там?» – «Это я, батюшка, вы благословили сегодня приехать!» Такая радость – снова видеть его! Старенький синий свитер на подрясник, скуфия; смотрит, чуть прищурившись, – плохо видит, – и кажется, такой простой-простой, а дар слова – особенный: когда в Троице-Сергиеву Лавру приезжает служить патриарх, отец Илия всегда говорит на Литургии слово.

По деревянной лестнице спешу за ним наверх: внизу будут мешать, идет уборка. На втором – тот же солнечный свет ложится на святые стены и портреты патриархов, в советские времена подолгу живших и молившихся в Лавре – ни Алексия I, ни Пимена не пускали ездить даже по стране: «Пропаганда религии», – улыбается отец Илия, – и покои редко когда пустовали. И теперь ждут Святейшего на Первой седмице.

Батюшка садится за стол. На столе – его «Проповеди». На обложке он – не такой, как сейчас, а торжественный, в клобуке, с крестом с украшениями: священноархимандрит. Он листает книгу – наконец, находится нужна страница – о покаянии, а пока я задаю вопросы и получаю ответы: о том, что мы, современные, ленивые и теплохладные христиане, должны быть изо всех сил верны Господу и Церкви, и о том, что без ее тысячелетнего опыта нам не устоять, не спастись.

Любовь ко храму Божиему, к богослужениям, церковному благочестию – вот чем, прежде всего остального, наполнено слово старца, отдавшего на служение Богу всё свое человеческое естество. Глядя на отца Илию, вспоминаешь стихи пророка Давида: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм Святый Его». Наверно, стяжав такую любовь, человек обретает в себе образ Божий и богоподобие.

«Великая милость дана нам от Бога – Пост! Это такая радость, такая благодать! Когда Великий пост заканчивается, даже немного жалко разговляться – будто теряешь то, что приобрел», – говорит батюшка и улыбается. И я ловлю себя на том, что мне знакомо это: особенный полет Страстной седмицы, когда начальная тяжесть первых дней поста давно сменилась звенящей легкостью, и жадно вдыхаешь ладан последних длинных служб, и правда, делается жаль менять всё это на сытный пасхальный стол: вот бы так жить и дальше – всей душой в храме. Но до всепобеждающего воскресного ликования еще далеко – впереди Первая седмица.

– Батюшка, как следует провести её? На каких службах бывать обязательно?

– Кто свободен от работы государственной, в первую, а также третью и последнюю седмицы нужно стараться бывать на всех службах.

Кушаем мы в Лавре первую седмицу без масла – только в субботу и в воскресение благословляется елей. Многие говорят: я же от такого поста заболею! Нет – наоборот: бодрость чувствуешь, потому что не только духовно, но и физически в пост Господь укрепляет человека.

Нет больше счастья, чем быть православным христианином, особенно в Русской Православной Церкви. Нигде больше нет такой милости – даже в других Православных Церквах. Где еще найдешь такую красоту? Какие у нас распевы!.. «Покаяния отверзи ми двери»… «На реках Вавилонских»… Дорожите этой великой милостью! Да не потеряем ее.

Спасение в наших руках. Не упустим его. Будем очень внимательны над собой.

Сейчас нужен подвиг, большое внимание. В 1970-е годы ничего не было, а огонек веры, молитвы горел. А теперь совсем другое время. Люди – ни горячие, ни холодные. Молодые в другое кинулись: хапнуть денег. Наберут кредитов, потом приходят, плачут. А кто тебя благословил? Это же обман, банковский обман! Приходил один человек – взял кредит, хотел бизнесом каким-то заняться, ничего не вышло, за год еще вдвое наросло, остался без квартиры, машины, переехал в деревню с семьей. Ты же русский мужик! Кто тебе разрешил кредиты брать? Зачем это тебе нужно?

– Сейчас многие переживают из-за кризиса, вызванного санкциями против России.

– Ничего, Господь поможет. Я верю, что всё пройдёт. Это временное явление. Никакие кризисы нас не повредят. С нами Бог. Неужели Господь не знает, что мы имеем нужду в хлебе насущном? Или в работе? А так, конечно, люди есть люди… Многие падают духом. Многие отчаиваются. Не падайте духом, Боже сохрани!

Что бы ни случилось, не опускайте рук. Всей душой молитесь. Что ты падаешь духом, если с нами Бог? Нельзя.

Это всегда так было: истина всегда была гонима. Как Христа гнали… – «меня гнали – вас будут гнать», – так и истинную Церковь будут гнать. Но будь верен Господу, и Господь тебя не оставит. Так Господь ведет нашу Церковь. И так Он ведет весь народ.

– А что вы можете сказать о национализме? Сегодня его становится очень много.

– Национализма не может быть. Это грех. Где нет веры – там национализм. Если стал православным христианином – чуваш, мордвин, грузин, армянин, грек, украинец, русский, белорус – всё: грани национальности стираются. Как сказал апостол: нет уже ни эллина, ни иудея, ни скифа – славянина. Все – братья, все – одно. Там беда, где национализм. С нами Бог. Мы братья во Христе. Всем – благодать Божия.

– Вы сказали о теплохладности. Я её тоже чувствую: вроде как и в Церкви, всё исполняешь, но равнодушно, лишь бы как – ни холоден, ни горяч. Что делать?

– Следить за собой. Как в Апокалипсисе сказано: вспомни первую любовь свою, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, – и снова возвратись. А покаяние всё снимает. Взмолился: «Господи, помоги, прости меня!» – и Господь тут же прощает.

Каждый должен следить за своей совестью. Мы должны подвизаться. Чаще исповедоваться. Причащаться. И никакие кризисы нам не повредят. Я всё равно верю, что Господь нас не оставит, хоть и нет такого огонька. Господь руководит нашей жизнью. Он видит нас. Око Божие над нами, Ангел-Хранитель с нами и святые угодники.

Многим говорю: своих детей, мужей направляйте в храм. Сами ходите. Воспитывайте в храме душу свою для жизни вечной.

– Батюшка, вот вы процитировали «Откровение Иоанна Богослова». А читают ли сегодня люди Священное Писание?

– Что интересно: в советские времена книг почти не было. Календари церковные издавались, молитвословы – и то совсем немножко. А сейчас – полная свобода, по три-четыре Литургии служат в день, типография наша открылась после ремонта, аппаратуру новую завезли – миллионы книг напечатаны, старцы переведены с греческого языка, но кто их прочитает?

Уже двадцать лет всё есть, а как будто не видят.

Спрашиваю: вы прочитывали Евангелие? Хоть когда-нибудь? За всю жизнь? Нет, никогда не читал. Или «чуть-чуть читал». Тогда даю задание: до Пасхи или до лета, не спеша, на русском языке, прочитай Новый Завет или хотя бы Евангелие. Многие смотрят – и не видят, слушают – и не слышат. Нельзя так жить! Всё дано нам в руки – не упустите!

Длинные службы сейчас такие, канон Андрея Критского читают – это же такая красота!

– Насколько это важно – не раз в месяц или в две недели, а часто бывать в храме?

Архимандрит Илия (Рейзмир). В храме Патриарших покоев. Фото автора

– В храме каждое действие – и благословение священника, и помазание елеем, и вкушение просфорки, и прикладывание к мощам, к иконе, к кресту, которые являются проводниками благодати Божией, – укрепляет и соединяет нас тесными узами с нашим Сладчайшим Иисусом Христом.

И тем более – таинство покаяния и причащение Святых Христовых Таин: мы не только видим своими телесными очами Господа Иисуса Христа, но и принимаем в свою душу в этой маленькой частичке всего Господа. «Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь будет иметь жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

Это Господь и поныне исполняет. Мы имеем счастье постоянно быть с Господом. Особенно когда достойно поисповедуемся. Кто причастится достойно, тот радость чувствует, и это – свидетельство того, что мы встретились со Христом.

Такая милость нашей Православной Церкви, такая милость над нами. Поэтому многим говорю: не надо падать духом – с нами Бог. А если с нами Бог – кто против нас? Будьте только верны – Господу, вере православной и Церкви.

Сейчас многие приходят, плачут: расстройство в семьях, в учебе, на работе… Молитесь Царице Небесной! Она – Покров над нами! И святителю Николаю – он спасал на море плавающих и сейчас на житейском море спасает. Чтите и усердно просите! Молитесь преподобному Сергию!

Матерь Божия явилась ему перед его блаженной кончиной. Где сейчас Серапионова палата, там была его деревянная келья. Он очень плакал и переживал: что будет с его обителью после его смерти? И вот расступилась крыша, и Матерь Божия явилась ему в Небесной славе, с апостолом Петром и Иоанном Богословом. Он, конечно, по-человечески испугался, поклонился в ноги Царице Небесной. «Не бойся, избранниче Мой, – сказала Матерь Божия. – Услышана молитва твоя об обители твоей святой и учениках. Я Своим покровом буду всегда над этим местом».

Она и поныне исполняет Свое завещание. Ни татаро-монголам, ни польско-литовским войскам, ни французам в 1812 году, ни немцам – никому Она не позволила переступить порог обители преподобного Сергия.

Был такой архиепископ, Никон (Рождественский) – семь лет на Вологодской кафедре, а потом ему ноги отказали; выходец из Лавры, похоронен за Духовским храмом. Он оставил дневники. Писал: посмотрите на веру русского человека! На эту старушечку – еле добрела! Опирается на свой незатейливый посох – палочку, проливая сладкие слезы. Спросите: «Бабушка, о чем плачешь?» – «С Преподобным прощаюсь», – ответит она. И заканчивает такими словами: пока не зарастет народная тропа к преподобному Сергию, будет стоять Россия. Так оно есть, так оно и будет. До сих пор множество людей сюда хотя бы раз в год, да приезжают – и с Дальнего Востока, и с Молдовы, откуда угодно – и говорят: на весь год хватает благодати. На торжество Преподобного, летом, 150 тысяч паломников было в Лавре. Слава Богу. – Я всем говорю: подойди к мощам Преподобного как к живому, открой свое сердце, от души, с верою скажи: «Батюшка Сергий, помоги!» И Преподобный умолит Господа. В 1980-е годы у нас учились два брата-близнеца из Казани. Один собирался идти в монашество, а другой думал жениться. И вот тот, что думал о монашестве, видит видение: 1 сентября множество студентов – впереди профессора – идут к Преподобному: в этот день у его мощей совершается молебен перед началом учебного года. И вот они идут, идут, идут – очень много. Он думает: «Ой, а я как же успею?!» И побежал. Заходит в Троицкий собор и видит: семинаристы по двое подходят к раке, как на братском молебне, кланяются, а преподобный Сергий сидит в раке. Не лежит, а сидит! И благословляет их. Двое подойдут, поклонятся – он их благословит. Еще двое – благословит. Подбегает и он – а преподобный ему ручкой машет: мол, отойди. «Ты, – говорит, – не от нашего стада». И он потом женился.

А тот, что, наоборот, жениться хотел, принял монашество – и сейчас уже архиерей. Таков Промысл Божий. Господь управляет нашей жизнью.

Так что, конечно, такой радости, как русский православный христианин, никто не знает. Такого счастья, такой милости…

А Великий пост – это великая милость. Проходит Первая седмица, и мы празднуем Торжество Православия. Какая красота! А Крестопоклонная…

Господь зовет ко спасению разными путями. Через горе, через смерть родных, через богослужение, через песнопение…

Как-то на Крестопоклонной, еще молодым иеромонахом, я исповедовал ночью. В советское время монастырей было мало, а билеты на поезда дешевые: из Казахстана, со Средней Азии, с Украины, из Молдавии – отовсюду к нам приезжали. Целую ночь мы исповедовали – до 5 утра. И вот подводят ко мне 28 человек. «Мы, – говорят, – ИПЦ: Истинно-православная церковь». Они нашу Церковь не признавали, считали ее за советскую, жили в архангельских лесах, священника не было у них – а может, был, я не знаю. И вот они сказали такие слова: «Отец Илия, мы первый раз в Церкви. Мы ее не признавали, но мы услышали ваши песнопения и из Церкви уже никогда не уйдем». Призывающая благодать Божия коснулась их именно через песнопения.

– Лаврское песнопение связано, конечно, в сердце каждого человека в первую очередь с памятью архимандрита Матфея (Мормыля).

– Очень много отец Матфей трудился, ночами сидел, проигрывал, спевки проводил в колокольне на буднях – по две, по три, по четыре на неделе… Кто у него пел, выходил не только певцом хорошим, но и регентом. В советское время не было никаких певческих школ, а записывалось, расходилось то, что делал отец Матфей, по всему Советскому Союзу. И те, кто тут учился, пели у отца Матфея в хоре, переписывали ноты и распространяли по всей стране. Это благодать Божия.

Не нарадуюсь на такое песнопение, которого нет даже в других Православных Церквах.

Была у меня в советское время одна знакомая, из Нижнего Тагила, – в научно-исследовательском институте работала. Не коммунистка и не комсомолка, но и не церковная. А мама у нее была очень верующая. И вот перед смертью, совсем уже слабенькая, мама сказала: «Тамара! Выполни мое завещание. Отвези меня в храм и отпой, когда я умру». И та исполнила. Отпела маму… и из храма вышла верующей. Вот такая благодать Божия!

Разными путями призывает нас Господь…

А был еще у нас такой Павлуша – сын члена Политбюро. Самый высший орган правления был в советское время – это Политбюро. И вот как-то в Лавру из Кремля приехала экскурсия, и он тоже был в этом автобусе – мальчик лет 16 или 17. Сам потом рассказывал. Регентовал в тот день отец Никон. Пели красиво, но по-простому. Но он услышал и из храма вышел сам не свой. Не знал, что с ним делается. А был еще некрещеный. И вот начал потихоньку, чтобы никто не знал, ездить по храмам вокруг Москвы, по деревням – а их тогда мало было. Где-то принял крещение. И попросился к отцу Матфею в хор – музыкальное образование у него было хорошее. Отец Матфей никому не отказывал – взял. Он пел-пел – и захотелось ему в семинарию. Подал документы. А тогда всё проверялось. И родной отец, из Политбюро, написал заявление своим соратникам: «Мой сын Павел свихнулся, вдался в религию. Помогите мне перевоспитать его». Его, конечно, до семинарии не допустили. Отслужил в армии – и всё, теперь никто не имел права ему мешать. Закончил он семинарию, женился – сейчас знаменитый протоиерей.

Вот как действует призывающая благодать Божия. Я многим говорю: не теряйте время для спасения, пока это время есть. Будьте верны Господу и Церкви.

– А как вас самого Господь призвал к монашеству – как вы поняли, что это ваш путь?

– Я работал агрономом, в начале 1960-х, при Хрущеве. Нас послали на повышение квалификации в научно-исследовательский институт в Днепропетровск. Как раз начинался Великий пост. Приехали – говорят: нет общежития, ищите квартиры. Я пошел в собор, там меня взял на квартиру Яков Сергеевич Литвиненко. Сходили в храм. Боже мой! Такого песнопения красивого я никогда не слышал! И Яков Сергеевич сказал – меня Николай звали – такие слова: «Коля! В Почаеве красиво поют, а в Загорске – как на небесах!» Приезжаю домой, рассказываю маме, она говорит: «Поезжай!»

Архим. Кирилл (Павлов)

Приехал в Москву. Я не знал, что такое метро, что такое электрички… Примчал сюда. В Лавре был благочинный – прозорливый, отец Феодорит, в 1973 году он скончался. Прошел ссылку 20 лет. Красивый, как ветхозаветный патриарх. А отец Матфей еще молоденький был. Красиво хор пел. Я подошел к клиросу. Отец Матфей мне говорит: «Сейчас отец Феодорит будет выходить из алтаря, подойди к нему за благословением». Я подошел. Он посмотрел, сказал: «Зайдите ко мне после обеда». Я зашел. Он взял меня за руку, поднял на третий этаж к отцу Матфею в келью и сказал: «Батюшка, возьмите этого юношу, он будущий наш брат». А у меня даже мысли не было о монашестве, ни о семинарии. «И расскажите ему, как готовиться к семинарии, и помогите ему поступить». И кончено – моя жизнь изменилась!

Отец Матфей усадил меня, расспросил, сказал: чтобы никто не знал, одна только мама, куда ты едешь; документы собери как бы в институт и сдавай их в самом конце июля. Документы до 1 августа принимали, а 10-го – экзамен. 160 или 180 человек поступали, а приняли только 40. Нельзя было 41 принять в то время. И, слава Богу, я поступил. Это было в 1966-м.

Какие старцы у нас были… Отец Кирилл (Павлов) – герой Второй мировой… Отец Феодорит… Батюшка Кирилл много не говорил, но он сам был – наглядный пример. Никто не видел, что он обижался, или ссорился, или осуждал кого-то, или ругал. Кротость и смирение. А тысячи и тысячи людей спас.

Отец Феодорит уже старенький был. В 1969 году на левый клирос меня поставили; старцы на буднях всегда пели, и он тоже стоял на клиросе. И никто не ходил по храму, не разговаривал – не то что боялись, а было стыдно перед этим святым человеком. Такой он благодатный был. У него большая библиотека была. И вот за месяц до смерти он начал ее раздавать – всем, кто к нему приходил. Я тоже зашел. Мне попалась книга – дореволюционного издания, большая – «Иноческие уставы». И житие Иоанна Крестителя.

А когда он скончался и наместник пришел в его келью, она была пуста: всё раздал. И одежду – всё, что было. Остались только выписки на столе: он очень любил Димитрия Ростовского, и читал его, и выписки делал, и проповедовал из его творений.

Такие были великие святые люди. Так жила Церковь. Благодатью Божией исцелялись, и знамения преподобного Сергия совершались. Та же благодать с нами. Только самим нужно быть верными. Будьте верными Господу, и Господь нас не оставит.

C архимандритом Илией (Рейзмиром)

беседовала Анастасия Рахлина

E-mail

Часть 2. Истории архимандрита Илии (Рейзмира)

В видении, данном преподобному Сергию об учениках, множество птиц летало не только внутри монастыря, но и за его оградой. Ученики святого Сергия – это и монастырская братия, и живущие при Троицкой Лавре миряне. Многие, кто приехал в Сергиев Посад и остался здесь жить, изначально не имея ни собственности, ни должных средств к существованию, свидетельствовали, что чувствовали во всем явную чудесную помощь преподобного Сергия.

Автор этих строк, проживший восемь лет в самой Лавре (как учащийся семинарии, академии и затем год как сотрудник) и еще десять лет рядом с Лаврой, неоднократно ощущал на себе помощь и покровительство преподобного Сергия. Впрочем, о себе автор рассказывать не будет. Он приведет достоверные случаи из жизни тех, кто достоин подлинного наименования учеников преподобного Сергия.

Как Господь призывает в ряды учеников преподобного Сергия, автору хотелось бы рассказать на примере своего духовника архимандрита Илии (Рейзмира; род. 1944).

Отец Илия происходит из простой украинской семьи, где от предыдущих поколений по преемству сохранялась искренняя православная вера. Мама его знала наизусть акафист Покрову Божией Матери и часто по памяти молилась, в голодный 1947 год постоянно читала акафист и плакала. Отец прошел Вторую мировую войну, умер от сердечного приступа в возрасте 35 лет, когда мама носила седьмого ребенка. Примечательно, что родители ради венчания прошли пешком 65 км, потому что в Винницкой области, где они жили, оставался действующим всего один храм, так же пешком вернулись обратно, а через неделю узнали, что и этот последний храм закрылся.

В детстве Николаю (так звали отца Илию до монашества) очень плохо давалась учеба. Когда подошло время идти в первый класс, маленький Коля заболел корью, 40 дней находился в больнице, а потом мама повела его в школу, где их сурово встретила учительница. «Читай», – сказала она. Ребенок, конечно, читать не смог. «Забирайте, он не сможет догнать своих сверстников», – был вынесен приговор. Пришлось в школу пойти через год, в восьмилетнем возрасте, и, увы, учеба опять не давалась. Мама, видя, что сын переживает, сказала ему в простоте: «Коля! Ты помолись усердно, поучи уроки, книжки положи под подушку и ложись спать». Он так и сделал, а утром, когда проснулся, почувствовал, что у него ум как будто включился, голова стала свободная, ясная, и с того времени он стал отлично учиться. Ум его так же чудесно открылся, как и у преподобного Сергия, потому что в простоте поверил маме. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29), говорит Господь Иисус Христос. Николай впоследствии везде был отличником: в школе, техникуме, семинарии и академии.

Из детских лет он вспоминал, что как-то мама принесла потрепанные листочки – жития святых. Стал читать, и душа расположилась к монашеству, к подвигам духовной жизни. Потом, правда, он про это забыл и вернулся к желанию посвятить всего себя Богу в более зрелом возрасте. Впрочем, уже в школьные годы его притесняли за веру, приступали с расспросами: «Что тебе нравится в этой Церкви? Поп, дьяк, певчий?» А он отвечал: «И поп, и дьяк, и певчий – всё нравится».

Выучился на агронома. Начал работать, как-то поехал на повышение квалификации в Днепропетровск и там услышал от одного верующего человека: «В Почаеве поют красиво, а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре – как на небесах». И Николай сразу направился в Лавру послушать монастырское пение. Там ему было пророчески указано на дальнейшее служение.

Остановился он у одной бабушки. Она, поглядев на него какое-то время, сказала: «Из вас выйдет хороший поп». А Николай еще и не собирался в семинарию. Он спросил ее: «Откуда вы знаете?» – «А потому что вы хорошо молитесь».

В Лавре Николай зашел в маленькую церковь, называемую в народе Михеевской, которая построена в честь явления преподобному Сергию Божией Матери. Там в это время с народом был маленький ростом старец схиархимандрит Михей, готовился совершать молебен. И вдруг он сказал: «Расступитесь, вот идет ученик преподобного Сергия». Николая пропустили вперед. Он еще не решил до конца, кем будет, а ему уже открывалось его призвание стать монахом в обители преподобного Сергия. Так Господь призывал его к служению Церкви в Своей святой Лавре.

Был еще третий случай. Николая подвели к старцу, отцу Феодориту, который сразу обратил на него внимание и сказал: «Зайди ко мне после обеда». Как только трапеза закончилась, отец Феодорит повел его на третий этаж в келлию отца Матфея и тоже пророчески предрек: «Отец Матфей, это наш будущий брат, возьми его к себе на клирос. Помоги ему подготовиться к семинарии». В советские годы, когда за веру православные христиане подвергались жестким преследованиям, Господь утешал и укреплял их явлением благодатных дарований, в частности прозорливости.

Прошло еще время, Николай подал документы для поступления в семинарию, и начались обыкновенные для советского времени гонения – по месту жительства его уже искали сотрудники КГБ, он вынужден был тотчас покинуть родной дом и ехать в Москву не прямым рейсом, а на перекладных.

Еще учась в семинарии, в 1969 году он принял монашеский постриг и с тех пор всей душой служит Святой Троице как один из учеников преподобного Сергия.

Видение прп. Сергию об учениках

Хочется отметить, что люди, пришедшие в Лавру после войны, в советское время, – это исповедники. Потому что пойти в монахи в то время – это значило действительно всей душой исповедать Христа. Они дисциплинированны и всецело преданы Церкви. У этих монахов нет ни автомобилей, ни дач, ни квартир и вообще никаких личных стяжаний, именно они являют подлинное продолжение традиций, заложенных преподобным Сергием Радонежским.

«Ты не оставлена»

Отец Илия рассказал имевший к нему непосредственное отношение реальный случай, который может напомнить повествование из житий древних святых. В 1975 году девушка из города Струнина Владимирской области Лидия Муравьева находилась при смерти от рака левой груди.

Болезнь появилась следующим образом. Лидия, которой было 20 с небольшим, работала в детском диспансере, располагавшемся возле вокзала Сергиева Посада (в советские годы город назывался Загорском). В один день, когда Лидия трудилась до позднего вечера, на пути ее обычного маршрута вырыли котлован – проводили отопление. Ничего об этом не знавшая девушка вышла уже в темное время суток с работы, не заметила ямы и упала. Получила сильный ушиб груди, но по молодости не придала этому большого значения. К врачам не обращалась, думая, что, может быть, само пройдет. А на месте ушиба постепенно образовалось затвердение, опухоль и затем началась раковая болезнь.

Дошло до того, что в Москве ей сделали очень сложную операцию: порезали левую грудь. Улучшений не наблюдалось, более того, болезнь перешла на правую грудь. Лидия была верующей, однако пришла в отчаяние. Находясь в палате одна, она взмолилась Господу и заплакала: «Господи, я же верующая, почему я так страдаю?» В этот момент ей явилась Божия Матерь, как изображается на иконе Казанской, и сказала: «Почему ты, Лидия, отчаиваешься? Ты не оставлена». После этих небольших слов видение закончилось. А врачи выписали девушку домой как безнадежную.

Ее мама постоянно ходила в Лавру, и отец Илия, хорошо знавший эту семью, спросил: «Как там ваша Лидия?» Женщина заплакала и сказала: «Всё, уже в очень тяжелом состоянии, но еще тихонько ходит». Отец Илия дал совет срочно соборовать Лидию. Тут надо бы пояснить, что в советские годы власти строго ограничивали богослужебную жизнь Церкви, совершать Елеосвящение в Лавре запрещалось. Соборование решили на свой страх и риск провести тайно в храме в честь явления Божией Матери преподобному Сергию с началом братского молебна. Елеосвящение началось без двадцати шесть утра. Кроме самой Лидии присутствовали ее мама и сестра. Как вспоминает отец Илия, совершение Таинства сопровождалось слезной молитвой и глубокой верой в помощь Божию.

Архимандрит Илия (Рейзмир). Фото: Владимир Евдокимов

После Соборования батюшка советовал Лидии три раза подряд причаститься. Она так и сделала – через день, через два, как смогла. В эти дни отец Илия видел маму Лидии и спрашивал ее после первого и второго Причащения: «Как там Лидия?» Мама отвечала: «Так. Ничего». А после третьего Причащения дочери мама сама прибежала к батюшке и сказала: «Лидия исцелилась». Лидия действительно совершенно исцелилась. Рана закрылась, осталось только белое пятно на левой груди как знак прежней раковой болезни. Затем она поехала в ту же больницу показаться, и когда лечащие врачи, профессора увидели ее здоровой, то очень удивились и даже заплакали – они думали, что ее уже нет в живых. А вскоре она вышла замуж за семинариста. У нее родилось трое детей. В настоящее время старший сын – священник, служит на приходе и имеет своих детей. Такую милость оказал Господь людям, жившим у Троицкой Лавры и принявшим в обители Таинство Елеосвящения.

Милость к бывшей безбожнице

Отец Илия также рассказывал про знаменательный случай, произошедший в советское время. В годы хрущевских гонений одной из задач правительства страны ставилось снижение в народе религиозности, часто отдавались приказы снимать с храмов кресты. Неоднократно такие попытки заканчивались явным Божиим наказанием. Так, один сел за руль трактора, трос которого тянулся к куполу храма, включил первую скорость, медленно поехал, но железный трос лопнул, отскочил от купола и смертельно поразил водителя в голову. Другой полез демонтировать крест, а его маленькая дочь в это время играла в своем дворе рядом с керосиновым примусом, ее платье зажглось, и она погибла, пока отец снимал крест. Зачастую простые рабочие отказывались выполнять приказ о снятии крестов с храмов. Но что оставалось делать руководителям? И вот одна женщина, занимавшая в своей местности высокий пост, вынуждена была лично заняться снятием креста, после чего стала глухонемой. Раскаянию и слезам не было предела, казалось, что наказание за безбожный поступок останется на всю жизнь. Наконец она узнала о преподобном Сергии в Загорске и что Преподобный часто помогает людям. Женщина сумела с помощью близких организовать поездку в Лавру. Оказавшись в Троицкой обители, приложилась к святым мощам преподобного Сергия и после этого стала слышать и говорить.

(Продолжение следует.)

Истории собирал диакон Валерий Духанин

16 июля 2014 года

https://www.pravoslavie.ru/put/72213.htm

Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) в Неделю Антипасхи

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Дорогие братия и сестры! Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, что в переводе с греческого значит «вместо Пасхи», потому что в этот день в первый раз повторяется воспоминание Христова Воскресения. Так как в мировой истории нет события более великого, чем воскресение Спасителя, оно вспоминается не только раз в год, как все праздники, но каждую седмицу. Антипасха есть первый воскресный день, в который обновляется празднование Великого дня Господня и называется в церковных книгах «неделею новою». Это воскресенье называется также Фоминым, потому что в этот день вспоминается явление Господа нашего Иисуса Христа в восьмой день после своего воскресения ученикам и уверение Фомы через осязание им ран Христовых.

Когда Господь явился апостолам в день Своего воскресения, по усмотрению Божию, с ними не было Фомы. Радостная весть о явлении воскресшего Господа, переданная учениками Фоме, показалась ему такой невероятной, что он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей… и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Через восемь дней после этого Господу было благоугодно вновь явиться Своим ученикам, и Фома на этот раз был с ними. Приветствовав их, по обычаю, миром, Господь сказал Фоме: «Подай перст твой сюда… подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». — «Господь мой и Бог мой!» — радостно воскликнул Фома, в душе которого сразу исчезло всякое сомнение. «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» — такими были заключительные слова Господа в это Его явление. «Проповедуй же, Фома, Мое воскресение тем, кто не видел Меня. Заставь вселенную веровать не глазам своим, но словам твоим, пройди города и племена варварские, научи их вместо оружия облечься в броню креста. Проповедуй только, а уж они уверуют и поклонятся: не потребуют у тебя показать Меня. Исполни призвание и увидишь веру, ибо поистине: блаженны невидевшие и уверовавшие».

Неверие святого апостола Фомы называется в стихире на «Господи, воззвах…» Антипасхи «добрым неверием», так как произошло оно не от ожесточения сердца, не желавшего веровать в воскресение Господа, а от горячего стремления быть уверенным в чуде, которого апостол желал всей своей душой. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Спаситель, удостаивая Фому увериться осязанием Его пречистого тела в чуде воскресения, укрепил во всех грядущих поколениях веру, опровергающую всякие предположения о видении учениками бесплотного духа и утверждающую, что Сам Христос явился во плоти.

Итак, не будь неверующим, но верующим! Дорогие братия и сестры! Судьба нашего спасения зависит от того, будем ли мы верующими в Спасителя или неверующими. Господь наш Иисус Христос говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Ясно и решительно сказано, так что с нашей стороны невозможны никакие увертки. Желаешь спасения — верь; не хочешь спастись, хочешь своей вечной погибели — тогда не верь. Но кто же не желает себе спасения, вечного счастья? Все его ищут, ибо на то и рождаются. Однако же не все веруют. Даже можно сказать очень немногие веруют и верны Господу. Неверие, как чумная зараза, губит род человеческий. Горе нам, неверам и маловерам, ибо уготовляемся на страшное осуждение! «Маловерный! зачем ты усомнился?» — слышится иногда божественный голос в нашей душе. Но мы все-таки упорствуем. Страшно все это. Однако почему же это так? В чем причина неверия и маловерия?

Главная причина — это наша гордость, грубость и греховная, беззаконная жизнь. Святые отцы говорят, что вера становится живой и крепкой в человеке тогда, когда он очистит свое сердце отгреховных наклонностей, чувствовании и помыслов, от всего нечистого и скверного. Грехи против седьмой заповеди и грехи гордости приводят к упадку и потере веры. Поэтому прежде всего надо стараться покаянием и добрыми делами очистить свое сердце от прежних грехов и с помощью Божией хранить себя от всякой скверны плоти и духа. Постоянно читать святое Евангелие, Псалтирь, усердно молить Господа, чтобы умножил в нас веру. Подвигами благочестия надо искать веру, как искал ее апостол Фома.

Один инок пришел к блаженному старцу Исайи, жившему в пустыне много лет, и говорит ему: «Святой отец, научи меня, как мне поступать: вот я прочитал в Евангелии слова Иисуса Христа: «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших», а между тем ум мой объят пламенем сомнений… Как мне потушить этот огонь?» — «Приходи, сын мой, через три дня», — сказал старец и скрылся в своем жилище. Через три дня инок снова пришел к старцу и настойчиво просил дать ему совет, как пробудить в себе угасшую веру. «Приходи через четыре дня, тогда видно будет», — сказал Исайя. Юноша-инок пошел в обитель опечаленный, но через четыре дня опять пришел к пустыннику: «Дай наставление, святой отец, тоска снедает меня без веры, научи, не откладывай… Пожалей меня, грешного…» Пустынник кротко и ласково посмотрел в глаза инока и, захлопывая окно своейкеллии, сказал: «Иди ныне с миром. За советом приходи через пять дней». Инок окончательно растерялся и никак не мог понять, почему старец уклоняется от положительного ответа. Все пять дней мысль об этом не оставляла ищущего веры инока. На шестой день он опять был у старца, которого стал упрашивать со слезами: «Умоляю, святой отче, не гони меня: без веры не могу жить. Не уйду, пока не получу наставления…» Старец обнял инока, поцеловал его и сказал: «Сын мой! Ты уже имеешь веру, какой я не имею!» — «Я не имею веры, а только ищу ее. Научи, как мне найти ее, отче?» — «Кто так, как ты, усердно ищет ее, тот уже имеет ее», — был ответ.

Дорогие братия и сестры! «Ищите, и найдете», — сказал Христос. Будем неустанно трудиться над собой и просить, усердно молиться, чтобы стяжать чистоту сердца, ибо только чистые сердцем узрят Бога, и тогда наше гибельное маловерие и неверие превратится в глубокую живую веру.

Аминь.

Источник: Проповеди. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010.

STSL.Ru

Автор:

Татиана
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Теги

  • Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) в Неделю Антипасхи

Радость духовная

Архимандрит АГАФОДОР (Маркевич), келейник отца Кирилла в течение 15 лет Отец Кирилл повторял: самое главное – читать Евангелие. Через это чтение будут укрепляться вера и добрая воля, просвещаться ум и сердце. И это не просто слова – это его жизненный опыт.

Помню, мы еще как иподиаконы служили в Троицком соборе. Часто во время архиерейской службы возникает суета, иподиаконы бегают, мешают друг другу. А отец Кирилл стоит в уголочке – читает Евангелие.

Его однокурсники, которые собирались на юбилеи окончания Академии, вспоминали: после вечерних молитв все расходились по спальням. Естественно, перед отбоем надо побеседовать о прошедшем дне. А отец Кирилл уходил от них в отдельную келью, так называемую «каптерку», и читал Евангелие.

Еще вспоминаю: санаторий в Крыму, обычно в 10 часов утра нам приносят трапезу. До этого полагается час утренней молитвы: кафизмы, послания, Евангелие. Иногда сестры, которые нас обслуживали, задерживались, и тогда отец Кирилл продолжает читать Евангелие. А мы с ноги на ногу переминаемся, ждем, когда завтрак принесут – нас еще бесы крутят, Евангелие не дается нам, мы его недостаточно любим, не чувствуем, что это самое главное для души.

Отец Кирилл (Павлов)

Отец Кирилл любил рассказывать о своей учебе в духовных школах – после войны они занимались сначала в Новодевичьем монастыре, а потом уже здесь, в Лавре. «Придет, – говорит, – преподаватель сектоведения, заслуженный протоиерей, прошедший горнило арестов, допросов, мучений, высылки, тюрем, концлагеря, которые не сломили его духа, а только укрепили в святости, и среди лекции скажет: «Давайте потихонечку споем «Слава в вышних Богу». И сразу становилось уютно, тихо, все погружались в молитву».

Этот преподаватель всей своей душой хотел заложить в студентов, в первую очередь, дух молитвы, любовь к истоку жизни, а потом, на этом основании – и знания. Так и отец Кирилл старался в нас, будущих монахов, священников, заложить основу жизни – любовь к молитве. Он давал прочувствовать разницу жизни в Благодати Божией и в миру.

Когда вечерами многие студенты бежали в город, чтобы развеяться после тяжелого дня, мы собирались у него в комнатке за проходной, и он читал Библию в течение часа. Сам, наверное, себя не заставишь – устал за день, а он помогал нам прочувствовать значение молитвы. Потому что священник без молитвы – это, считай, не священник, а требоисполнитель. То же самое – монах. Архимандрит ПАВЕЛ (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой Лавры Помнится, приходит к батюшке один брат, отяжеленный проблемами, хочет убежать от своего многозаботливого послушания. А отец Кирилл говорит:

«С креста не сходят, с креста снимают».

И я свидетель того, как брат тот ушел, утвержденный в этой мысли: с креста сходить не нужно. И неоднократно батюшка подчеркивал, что не стоит искать своей воли, а надо видеть волю Божию в жизни каждого из нас.

Архимандрит Кирилл (Павлов) Пасха

Архимандрит ГЛЕБ (Кожевников), главный регент хора Троице-Сергиевой Лавры Батюшка очень любил, ценил пение. Помню, у него был сборник Рождественских колядок «Ночь тиха над Палестиной», другие песнопения. Он открывал книгу и приглашал: «Братия, подходите, будем петь». Я с радостью слушал и от души пел.

Наверное, с конца 1980-х гг. в Академии начал возрождаться знаменный распев. Однажды мы пели в Троицком соборе, служил батюшка. И мы, что называется, «без объявления войны», договорились спеть знаменную службу – от начала до конца. После подходим к батюшке, улыбаемся – а у него глаза горят, но как-то не так. Спрашиваем: «Батюшка, честно скажите: как?» Он говорит: «Вы знаете, у меня первый раз на Херувимской не было радости духовной». Конечно, слава Богу, что распев возрождается. Но мы, наверное, были тщеславно-горделивые и несли совсем не тот дух, который был 400 лет назад. Хотя искренне старались, и когда зарождался знаменный распев, то существовало строгое правило, что каждые две недели поющие причащаются, а исповедуются еще чаще. Путь был правильный, но форма оказалась далекой от содержания, потому что сердце очистить за две недели, за месяц, за год, наверное, очень сложно.

И еще в связи с духовной радостью вспоминается, как однажды после службы в Успенском соборе батюшка подошел ко мне и спросил: «У тебя что-то случилось? Не может быть, чтобы ты поисповедовался, причастился, и у тебя нет духовной радости, что ты можешь грустить в этот момент».

Архимандрит Илия (Рейзмир) и главный редактор журнала «Покров» игумен Киприан (Ященко)

То есть батюшка даже не допускал мысли, что может появиться какая-то грусть после Причастия. Да, она может возникнуть через два часа, через день, возможно, человек несет какой-то тяжкий крест. Но в этот момент ее не должно быть.

Поэтому, если вы от Чаши отходите и чувствуете что-то не то, то вам нужно сразу идти обратным путем на исповедь и спрашивать – скажите мне, почему такое творится, что я не поисповедовал? Есть какая-то причина, просто так этого быть не может.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]