Колокольный звон звучит в определенные моменты церковного богослужения для выражения радости, грусти и торжества православной веры. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм.
«Издревле для того, чтобы собрать людей на молитву, использовались какие-то инструменты, которые могли извлекать сильный звук. Церковь по замыслу была призвана собирать народ целого города. Вначале возникновения христианства на верующих были гонения, они собирались тайно и никаких сигналов о том, что они собираются на молитву они подавать не могли. А потом, когда христианство стало религией государственной, то тогда, чтобы призвать народ к молитве, появился колокол, который со временем усовершенствовался, появилось мастерство отлива колоколов. Говорят, в Звенигороде был колокол, который слышался за много-много верст вокруг. Подбор колоколов там характеризовался как малиновый звон с сильным и мелодичным звуком. Так что колокол призван созывать большое количество людей на церковную молитву, поскольку церковное богослужение должно быть соборным, то есть всеобщим. Колокол призывает всех людей прийти и воздать хвалу Богу всем вместе в храме Божием», — говорит священник Александр Ильяшенко.
Статья по теме Целебный звон. Чем полезна колоколотерапия
Каким бывает колокольный звон?
Согласно летописям, на Руси существовал своеобразный способ звона. Русские колокола давали звук не посредством раскачивания самого колокола вместе с языком, а посредством ударов подвижного языка в неподвижный колокол. Такая отличительная особенность придает русскому церковному звону особое звучание. Помимо манеры раскачивания характерный звон в православных церквях придает определенное количество колоколов. Издавна вошло в обычай снабжать каждую колокольню набором колоколов от самых маленьких до самых больших размеров. А в числе требований колокольного звона кроме ударов в один колокол были также перезвон и трезвон, которые возможны только с колоколами различного размера, веса и звука.
По характерному звону можно понять, что происходит в храме и какое событие церковной жизни отмечается в конкретный день церковного календаря. Существует несколько видов звона:
Благовест — одиночные удары в большой колокол. Такой звон возвещает о начале богослужения или оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Такой звон может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов. Чем больше праздник, тем длиннее, громче и чаще благовест.
Статья по теме
Православный робот. Пермский храм обзавёлся электронным звонарём
Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов. Такой звон выражает радость и торжество и исполняется после благовеста перед богослужением или звучит отдельно перед началом торжественных служб. В нем участвуют все группы колоколов (большие — благовесты, средние — подзвонные и малые — зазвонные).
Перезвон — поочередные удары, состоящие из перезвона и трезвона. Перезвон совершают перед освящением воды во дни храмовых праздников и при погружении Креста в воду во время водоосвящения. Во время перезвона сначала ударяют в большой колокол, потом в другой меньший до самого меньшего, по одному разу, потом ударяют в том же порядке.
Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому. Он совершается в обратном порядке, чем перезвон, сначала медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Такой звон выражает скорбь, его совершают во время отпевания усопших.
Зачем звонят колокола?
С незапамятных времён колокольный звон вызывает в людях самые разные чувства: восторг, умиление, радость, тревогу и даже страх. Звон церковных колоколов воспевается поэтами, а музыканты слагают о нём свои песни. Во время Великой Отечественной войны колокольный звон был тревожным и грозным, призывая людей собраться с силами и дать отпор фашистским захватчикам. В народе в таком случае говорили: «звонят в набат».
В церкви принято звонить в колокола трижды: к заутренне, к обедне, а также к вечерней службе.
История колоколов ведёт свое начало с бронзового века. Древнейшие предки колокола — бубенец и колокольчик были обнаружены учеными в быту многих народов: египтян, евреев, этрусков, скифов, римлян, греков, китайцев. Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах, посвящённых праздникам бога Осириса. Римляне применяли их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов, сбора народа на общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов.
В Древнем Риме колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной. У древних греков колокола связаны с оракулом в Додоне. Их также вывешивали на городских стенах и звонили в них при похоронах. Наиболее раннее упоминание о колоколах встречается у греческого географа Страбона (63 г. до н. э. — 19 г. н. э. ) и греческого историка Полибия (212/205 — 130/123 г. г. до н. э.), а несколько позднее их очень подробно описывает Иосиф Флавий (37г. — ) в еврейских антиквариях. Древние колокольчики клепали из листов металла. Позднее, с изобретением литья, их стали отливать. Но традиция клёпаных колокольчиков сохранилась кое-где до сих пор, в основном, в изготовлении колокольчиков для скота (как, например, в Испании). В Европе с I века до н. э. и в последующие века небольшой колокол высотой около 20 см выполнял следующие функции: его сигнал в Бонне означал начало уборки улиц; в Этампе (Франция) последний удар колокола назывался «Преследователь гуляк»: после него тушили городские огни; в Турине (Италия) имелся «Хлебный колокол» для домохозяек; в средневековой Англии колокол сопровождал похоронную процессию; а в Бовене (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и назывался — «Торговка рыбой».
В Православных и Римско-Католической церквях колокола используются начиная приблизительно с IV века. Их основная цель — звон для созыва прихожан на Литургию, известный как благовест. Практически каждый средней величины храм имел специальную пристройку для размещения колоколов, называемую колокольней или звонницей. До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удалённых уголках большого города. Первые колокола появились в Западной Европе. По одному из преданий, изобретение колоколов приписывается св. Павлину, епископу Ноланскому, жившему в конце IV или в начале V века. Рассказывается, что св. Павлин увидел во сне полевые цветы-колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но очевидно, что не св. Павлин ввёл колокольный звон в практику Церкви, так как ни сам он в своих сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах. Только в начале VII века Римскому Папе Савиниану (преемнику св. Григория Двоеслова) удалось придать колоколам христианское значение.
С этого времени колокольный звон стал постепенно использоваться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику церковного богослужения.
В споре о происхождении колокола ряд учёных считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательством служит тот факт, что именно в Китае появилось первое бронзовое литьё и там же найдены самые древние колокольчики. Принадлежат эти колокольчики XXIII — XI вв до н.э. Размеры их невелики: 4,5-5,7 см. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс, отпугивая злых духов, крепили в качестве амулета на шее у лошади, использовали на военной службе, в храме при богослужении, во время церемонии и ритуалов. К V в. до н. э. увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что понадобились не единичные колокольчики, а, порой, целые наборы.
Существовало несколько типов звонов: ионийский — звучал в торжественных случаях, колязенский — имел плясовой ритм, георгиевский — плавный «малиновый звон». В наши дни, звук каждого колокола в точности копирует камертон. Аристарх Израилев (протоиерей города Ростова, известный знаток колокольного дела) сделал первые нотные записи колокольных звонов. Композиторы — классики много раз обращались к неисчерпанному богатству колокольных звуков. Это и Михаил Глинка, и Сергей Танеев, и Сергей Рахманинов. С колокольным звоном связывалось множеством примет. Если колокол зазвучит сам по себе — быть беде, если перед началом какой-либо работы услышишь колокольный звон — к удаче. Это были своего рода часы: 1 звон — пропадай мой сон, 2 звон — земной поклон, 3 звон — из дома вон. Народ сложил множество загадок о колоколах: «Стоит бык на горах на семи головах, рёбра стучат, бока гремят»; «Сидит петух, косы до полу, голос до небу»; «На каменной горке воюют волки» и другие.
Звонят звонари и звоном врачуют русскую землю. Сегодня учёные института литосферы, заинтересовавшись чудесными свойствами колокольного звона в период эпидемии, тщательно исследовали колокольный звук. Они подтвердили, что энергия ультразвуковой волны колокола, действительно, врачует человека и атмосферу. Невероятно, но колокольный звон обеззараживает вирус гриппа, желтухи, уничтожает тифозную палочку и другие инфекции.
Колокола плакали, стонали, молились о русской земле в годы лихолетий. Когда же приходил конец войне, ничто не могло сказать о народной радости так, как это делали мощные победоносные ликующие трезвоны. И самым горьким наказанием для побеждённого народа, было лишение колоколов. А в 20-е годы XX столетия эта участь постигла всю русскую землю. Пустые глазницы колоколен и разрушенных храмов осиротело, с укоризной взирали на суету целого поколения людей.
Издревле, колокольный звон играл важную роль в жизни христиан. Колокола предупреждали об опасности при нашествии врагов и при пожарах, колокола плакали вместе с людьми в дни скорби и радовали своим мелодичным звоном в праздники. Сейчас основное назначение колокольного звона в храмах — оповещение о начале церковной Литургии и праздничные звоны по церковным праздникам, например, на Рождество или на Пасху. Причём на Пасху любой верующий человек может забраться на колокольню и позвонить в колокола.
Хочешь узнать больше, читай книгу Светланы Нарожной «История колоколов. Краткий исторический очерк».
О чем поют “Колокола”?
“Колоколов разбуженная медь сливалась с позолотою рассвета…” — В романсах обычно воспевается колокольчик, еле слышно звучащий вдали. А тут — колокола! Но при этом — никакого звона на всю округу. Сдержанно, смиренно, задушевно. Честно говоря, непривычно и неожиданно. П.Е.: — Возможно, кому-то это покажется странным экспериментом, но для меня — вполне органичное творческое развитие. Я очень люблю классическую музыку, да и образование у меня “классическое” — академическое. Музыка, написанная для этих романсов, новая, очень камерная. Однако, исполняя их, эмоционально я выкладываюсь не меньше, чем в рок-музыке. Думаю, многим это будет интересно послушать. Впрочем, в “Колокола” “перекинут мостик” из моего первого альбома “Я хочу”, в который был включен романс, музыку и стихи к которому я написал сам. Он так и называется “Романс”, с него начинается новый альбом. Есть в нем и один белорусскоязычный романс Федора Жиляка, а еще семь — на стихи Александра Эленевича. “Поэмой чудного мгновенья звучал любой случайный звук…” — По количеству музыкальных композиций альбом тоже получился камерным… П.Е.: — Я считаю, что в такой музыке всего должно быть в меру — и эмоций, и ощущений. Не стоит перенасыщать слух. Зато, возможно, у кого-то возникнет желание тут же послушать эти романсы еще раз. Да и хотелось, чтобы у меня самого не пропало желание еще поработать в этом жанре. Благо, материала достаточно. Романсы позволят разнообразить концертную программу. Они могут составлять одно отделение или просто включаться блоком. — Многие белорусские исполнители не рискуют давать сольные концерты. Вы чув-ствуете себя востребованным артистом? П.Е.: — Да, безусловно. Я ощущаю любовь публики и стремлюсь к тому, чтобы не потерять ее. — Осенний график выступлений уже расписан? Т.К.: — В ближайшей перспективе предполагаются Ростов-на-Дону, Латвия. А на 30 ноября запланирован сольный концерт в Беларуси — во Дворце Республики. Он подведет черту под сделанным за последние три с половиной года. Затем мы хотим приступить к работе над абсолютно новой программой и третьим альбомом. П.Е.: — Я не собираюсь ограничиваться каким-то одним направлением. Вместе с пианистом Ярославом Неверковичем планируем сделать большую классическую программу, в которую войдут не только классические романсы, но и оперные арии. — Того и гляди, с эстрадных подмостков вас переманят на оперные… Т.К.: — Уже переманивают. В латвийском оперном театре не хватает теноров, и Петра готовы туда взять хоть сегодня. Так что работы и предложений у нас достаточно. — С рок-музыкой, случайно, завязывать не собираетесь? П.Е.: — И не думаю! Я всю жизнь люблю рок-музыку, хэви-металл. С удовольствием поучаствовал в белорусскоязычном проекте “Pitbull”. На белорусском языке мало кто поет тяжелый металл, поэтому мне было очень интересно. Мечтаю исполнить партию Иисуса Христа в знаменитой рок-опере “Иисус Христос супер-звезда”. Возможно, когда-нибудь и эта мечта станет реальностью. “В разлуке долгой неразлучный с Вами…” — Покорять Москву по примеру некоторых наших артистов не собираетесь? Т.К.: — У нас нет абсолютно никакого интереса к завоеванию Москвы. Почему все, как чеховские три сестры, на ней зациклены: “В Москву! В Москву!..” На российском рынке очень много безвкусицы и мало вкуса, он перенасыщен. Кто-то говорит: “Я подписал контракт с самим Игорем Крутым!” Ну и что?! Ты потом отработай этот контракт. Можно привести массу примеров, когда люди попадают в контрактную кабалу и сидят в ней, как во времена крепостных артистов. Вовсе не обязательно подписывать контракт на сто лет, платить бешеные деньги за песни кому-то из российских авторов, если ты имеешь талант и хорошие мозги. Когда человек не знает, куда ему ткнуться, он готов подписать и контракт, и участвовать во всех проектах российских каналов. Хотя даже наша бывшая “Зорная ростань” имела уровень намного выше, чем все эти сегодняшние звездные телештучки. Да и свет клином на Москве не сошелся. Помимо России в мире есть немало и других государств. Нам поступает много достойных предложений из Латвии, Украины, Сербии. Петра очень любит латвийская и эстонская публика. Когда он выходит там на сцену, ему кричат: “Елфимов, ты лучше всех!” Его и в Польше знают. Многие наверняка помнят белорусскую певицу Юлию Скороход, которая сейчас живет в Варшаве. Как-то она позвонила своему брату и поинтересовалась: “Откуда такой классный вокалист появился у Космачевой?” Оказывается, Петра и по Варшавскому телевидению показывают. Кстати, в середине сентября едем в Варшаву, нас пригласили поучаствовать в больших концертах, один из которых посвящен памяти Чеслава Немена. В Минске наш дом, и вовсе не обязательно покидать его навсегда, чтобы, как говорится, и себя показать, и на других посмотреть. Соотечественники, думаю, тоже на нас не в обиде. Петр выступал во многих городах нашей страны. К слову, об “эмиграции”. Иногда перед концертом подходят и спрашивают: “Вы надолго в Беларусь приехали из России?” А мы никуда и не уезжали. “Вы очень близким, очень-очень нужным вдруг незаметно вспомните меня…” — В Витебске мне не раз доводилось видеть вас в окружении именитых артистов и начинающих исполнителей. Хотя вы и сами еще молодой, но, похоже, вам уже есть чем с ними поделиться. П.Е.: — Многие помнят меня еще со времен КВН. Позже отслеживали мои выступления на “Славянском базаре в Витебске”, слушали первый альбом. Сейчас появилась вторая пластинка, разошлась она очень быстро. Кто-то узнал обо мне благодаря телеканалу “Беларусь ТВ”, который транслируется в ряде стран. С этого года Украина возобновила полноценные телетрансляции со “Славянского базара в Витебске”. Мы были в Севастополе и слышали немало теплых отзывов об этом фестивале. Знают его и в других странах. Так что есть еще одна возможность быть увиденным и услышанным за пределами Беларуси. Т.К.: — Многие начинающие певцы и уже довольно известные исполнители рассказывают, что записи Петра являются для них пособиями по вокалу. Согласитесь, это тоже о многом говорит. Кстати, теперь Петр будет давать и очные уроки. С 1 сентября он стал педагогом по вокалу в Институте современных знаний, у него десять студентов. — Но ведь и КВН не остался в прошлом… Т.К.: — Более того, есть повод праздновать победу. В августе в Сочи проходил летний кубок Международного союза КВН. Команда РУДН (Российского университета дружбы народов), в составе которой выступает Петр, стала абсолютным чемпионом. “Это дождь или слеза?..” — Вкус победы вам уже знаком. Хотя победить в 2004 году в “базарном” конкурсе эстрадных исполнителей было не так-то просто. Изначально ходили слухи, что главный приз достанется протеже Надежды Бабкиной Евгению Гору. И когда баллы сложились в пользу белоруса Петра Елфимова, говорят, Надежда Георгиевна просто рвала и метала… Т.К.: — Тогда действительно было сложно победить, подобрались очень сильные конкурсанты. Но победа Петра была чистой и вполне заслуженной. А с Женей Гором мы дружим. И никакого конфликта не было, это все журналистские фантазии. В прошлом году в Витебске на фестивальном концерте, посвященном Дню России, Гор исполнял в дуэте с Елфимовым его песню. Да и вообще, мы мирные люди, стремимся поддерживать дружеские отношения со всеми. — А условия для столь свободного творчества у вас нормальные? П.Е.: — У нас есть своя студия, мы ее когда-то приобрели и очень довольны этим. Можем себе позволить записывать песни и неделю, и две, и месяц. Платим за аренду помещения, а так, в общем-то, ни в чем не нуждаемся. Работаем в свое удовольствие. У нас все хорошо!