День I. Просим сменить гнев на милость
Посреди Серовского тракта возвышается огромный поклонный крест: «Господи благослови». Слева от него — съезд в сторону самого молодого и крупнейшего на Урале Среднеуральского женского монастыря, где окопался мятежный схиигумен Сергий, проклявший митрополита, патриарха и светскую власть за пораженчество перед коронавирусом.
Сворачиваю с Серовского тракта пешком — таксиста попросил остановиться сильно заранее. Близ поворота сразу — дозорная будка. Понять, есть ли кто-то внутри, невозможно. Чуть дальше — железнодорожный вагон и скрытые за ним палатки с табличкой «Вход без благословения воспрещен». У величественных въездных ворот, украшенных образом Богородицы — Спорительницы хлебов, тоже вагончик, внутри видно казака.
Стараясь как можно увереннее его игнорировать, подхожу к воротам, совершаю крестное знамение и поясной поклон, прохожу внутрь.
Монастырь встречает стройкой. Повсюду штабели кирпичей и балок, мешки щебня, песка и гравия, ряды разнообразной строительной техники. К трем действующим храмам достраивают еще два, гигантский и поменьше, первый уже с надетыми куполами, перед вторым купола еще только ждут водружения.
Четырехэтажный жилой корпус, животноводческая ферма, тепличное хозяйство, пасека и дюжина спрятанных в лесу ладных уютных домиков — видимо, для ВИП-паломников. Где-то в жилом корпусе — еще интернат для детей-сирот и больница для онкобольных.
На главной площади — 15-метровый крест, статуя Иисуса Христа и «Меч покаяния», из рукояти которого вылетают православные воины и герои. Отдельно, в самой центральной точке — бюст царя Николая II.
Въезд на территорию Среднеуральского женского монастыря. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Обитатели этого места — монахини, паломники, дети — выглядят безмятежно. Об осадном положении напоминают только казаки, невооруженные, но очевидно несущие дозор. Схиигумен Сергий прогуливается сквозь угодья по-хозяйски, погруженный в беседу с мирянином. Подхожу — и он вытягивает для поцелуя жилистую руку. Припадаю к ней.
— Здравствуйте, батюшка…
— Служба уже идет! — резко прерывает Сергий и отводит в сторону руку, как бы прогоняя меня, — и указывает сухим пальцем в сторону Храма в Честь Святой Троицы. Молитвенное пение из него разносится по всему монастырю через расставленные по территории динамики. Больше схимник не говорит мне ни слова.
Внутри храма — под сотню человек, в основном монахини, но есть и несколько казаков, отбивающих после крестного знамения поясной поклон, полностью, касаясь пальцами земли. Служит вечерню не Сергий, а прикрепленные к монастырю иеромонах Иоанн (Иванов) и иерей Сергий Берестов. Очередь на елеопомазание выстраивается вдоль двух икон и раки с мощами — и каждый в очереди прикладывается, оставляя на защитных экранах разводы от губ.
Завершается пятичасовая служба крестным ходом с иконами царской семьи и с молитвой «Царю Небесный» по территории вокруг храма. Вываливаюсь из потока на центральную площадь, и спрашиваю: слышал, мол, тут подписи собирают в поддержку батюшки, а что, а к кому идти. Инок из соседнего Иоанно-Богословского мужского скита советует обратиться к главе канцелярии монастыря матери Татьяне и молиться за схиигумена в храме.
Нахожу мать Татьяну на рабочем месте на втором этаже жилого корпуса. Она холодно отрезает: «Нет. Если кто-то подписи [в поддержку отца Сергия] и собирает, это не монастырь». Неужели недовольна происходящим?
Встречаю казака в камуфляже и берцах — тот сразу диктует, что полагается писать:
— Уважаемый патриарх, митрополит, я являюсь христианином по духу, по воле, я и моя семья являемся христианами. Неоднократно мы общаемся с отцом Сергием, и просим разъяснить ситуацию. Просим сменить гнев на милость. За что так его? Он же всю правду говорит. Просим, чтобы разрешили служить ему, чтобы [мы могли] приходить к нему, исповедоваться, причащаться с его рук. Слушай, брат, извини, спаси Господи.
Охранник у въезда в Среднеуральский женский монастырь. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Огибаю территорию монастыря через заднюю лесную тропу, и выхожу обратно к воротам. Из них на меня выезжает облезлая синяя «десятка», внутри — бородатый казак.
— Это вы там с трассы пешком пришли? — спрашивает он, и я понимаю, что «вели» меня, видимо, с самого поворота с тракта.
— Да…
— Отец Сергий благословил вас тут оставаться?
— Я не успел с ним поговорить.
— Тогда, к сожалению, вам придется уехать. До свидания.
№18 (867) / 3 мая ‘16
Беседы с батюшкой
В этой теме:
Беседы с батюшкой
Протоиерей Димитрий Василенков: День Победы
Беседы с батюшкой
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Красота женской души 15 мая – день святых жен-мироносиц
Вы строите храм в честь Святых Жен-Мироносиц, скоро у вас престольный праздник. Расскажите, как идет строительство храма?
– Решение, что в Дюссельдорфском парке района Марьино будет построен храм, приняли достаточно давно. В феврале 2012 года проходили общественные слушания, и жители района высказались за строительство храма. Затем были сложные периоды. Так, когда мы поставили поклонный крест, не все это восприняли с энтузиазмом – прежде всего жители, которые считали себя нехристианами. Были и те, кто выступал против строительства в парке, хотя наш участок занимает всего 5% площади парка. Потом, когда началось строительство временного храма (весь 2014 год, начиная с марта, мы строили деревянный временный храм), я почувствовал изменение отношения – уже не было тех, кто выступал против. Наоборот, люди приходили и предлагали свою помощь – кто-то мог купить доски, кто-то хотел поучаствовать в приобретении кровли храма, кто-то пожертвовал средства на купол, а кто-то приходил и просто красил, помогал рабочим. Было радостно видеть, что местные жители участвовали. У нас не было крупных меценатов – люди приносили те средства, которые могли пожертвовать, а те, у кого не было возможности помочь средствами, приходили и помогали своими силами.
Бывали случаи, что явные противники строительства храма потом приходили с покаянием и были впоследствии ревностными строителями?
– Таких случаев я не припомню. Но был один случай, когда человек сначала с недоверием и отрицательными эмоциями высказывался, что «и так много храмов, зачем это нужно», но потом, когда храм освятили и люди стали заполнять его, пришел и сказал, что был не прав, потому что храм востребован. – Часто можно слышать, что «строительство храмов никому не нужно», что «в Москве их уже достаточно», но на деле получается не так – храмы нужны, в них есть потребность. – Могу сказать, что на Пасхальной службе в 2015 году было более 100 причастников, а храм вмещает 120 – 140 человек. Двери мы смогли закрыть только в середине службы; люди стояли на улице, на площадке, на ступенях, желая услышать и увидеть Пасхальное богослужение.
Получается, храм пользуется спросом, местные жители посещают его и участвуют в созидании дома Божия.
– Мы построили храм двухэтажный. Выбрали именно такой проект, потому что парковая зона и хотелось сразу открыть воскресную школу. Таким образом, сам храм расположен на втором этаже, а на первом – два класса воскресной школы. Оказалось, что классы заполнились в течение двух недель, и сейчас встает вопрос, где размещать детей, потому что желающих попасть в воскресную школу все больше и больше.
Храм открылся в январе 2015 года.
Вопрос телезрителя из Дивеево: «Христос Воскресе! Скажите, только в монастырях женщины молятся в левой стороне храма, а мужчины – в правой, или в любом храме действует это правило?».
– Это благочестивая традиция, когда в храме мужчины становятся по правую сторону, а женщины – по левую. Мы знаем, что она сейчас не везде соблюдается, хотя было бы хорошо, если бы соблюдалась – такая дисциплина помогает сосредоточиться на молитве. Нередко можно слышать на Исповеди покаяние, особенно молодых людей и девушек, что половину службы они просмотрели на того, кто им понравился, и никак не получалось отогнать эту мысль, сосредоточиться на службе. Поэтому, чтобы все-таки мы в храме молились, а не рассматривали друг друга, соблюдать эту традицию было бы правильно.
Есть традиция в храме, когда к Святой Чаше приступают сначала младенцы, потом мужчины, потом женщины. Если бы действовало разделение в храме на мужскую и женскую стороны, эта проблема сама собою решилась бы…
– Это момент не дисциплинарный, а больше воспитательный: дети в возрасте 5 – 10 лет наблюдают, что сначала к Чаше подносят совсем маленьких младенцев, затем идут их папы, дедушки – главы семейств. Этим воспитывается уважение к старшим. Если бы такая практика была заведена на каждом приходе, не обязательно в монастыре, это было бы правильно и хорошо.
Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «У старца Амвросия Оптинского был такой совет: «Научиться молчанию благоразумному и благовременному, после которого не будет раскаяния». Как это понимать и как этому научиться, особенно женщине?».
– Этот совет актуален для всех христиан, а не только для женщин. Часто бывает так, что человек начинает жалеть, что он говорит под воздействием эмоций, особенно разрушительных эмоций – гнева, злобы, мести. Этот совет преподобного Амвросия Оптинского позволяет человеку сначала утихомирить эмоции и страсти, которые в нем бушуют, и говорить только когда они стихнут. Поэтому и раскаяния не будет, что мы что-то не вытерпели или разгневались.
Почему храм посвящен именно женам-мироносицам?
– Это очень интересная история, которая берет свое начало с того дня, когда проходили общественные слушания по поводу размещения храма на территории Дюссельдорфского парка. Когда я встретил епископа Воскресенского Савву, который был на этих слушаниях, он спросил меня, в честь кого планируется построить храм, если решение будет положительным. На это я ответил: «Как благословите, Владыка». Тогда Владыка решил спросить у народа. На то собрание пришло очень много молодых девушек и женщин, и, когда у них спросили, они почему-то сразу все заговорили о женах-мироносицах. Возможно, это произошло отчасти от того, что они сами носили такие имена – Мария, Иоанна. Может, это связано с тем, что в Москве пока не было ни одного храма, посвященного святым женам-мироносицам, но так родилось название этого храма, которое затем Святейший Патриарх утвердил. Владыка Савва, епископ Воскресенский, совершил малое освящение, и, таким образом, храм был освящен в честь жен-мироносиц.
Кто такие были жены-мироносицы, и почему Церковь их так высоко чтит?
– Практически на каждом всенощном бдении в субботу, накануне воскресного дня, мы слышим воскресное Евангелие, повествующее о событиях, связанных с Воскресением Христовым. Есть восемь таких отрывков, и в большинстве их упоминаются жены-мироносицы.
Это женщины, которые вместе с апостолами следовали за Христом и выполняли ту работу, которая ложится на плечи женщин, – приготовить поесть, убрать, приготовить место для сна. Часто человек этого не замечает, но на самом деле имеет большое значение, когда в семье порядок, вовремя и с любовью приготовлена еда, когда дети ухожены, выполнили домашнее задание. Часто мужья приходят домой поздно, и это все ложится на женские плечи. Так же и жены-мироносицы в те далекие годы старались послужить Христу чем могли.
В Церкви все же главенствующая роль принадлежит мужчине. Из Ваших слов можно сделать вывод, что женщина на приходе тоже востребована и, при желании, работа ей найдется.
– Трудно сказать, что главенствующая роль принадлежит мужчине. Если мы имеем в виду настоятеля храма, священника, то это так, но в основном всю работу совершают женщины. Если мы возьмем, к примеру, мужской монастырь, то там больше трудится монахов, а на обычных городских и сельских приходах весь труд ложится на плечи женщин. День памяти святых жен-мироносиц является православным женским днем, они – пример, образец для современных православных христианок.
Ваш приход единственный в Москве носит имя святых жен-мироносиц. На ваших прихожанок, «жен-мироносиц», накладывается какая-то особая ответственность в связи с этим?
– Об особой ответственности сказать трудно. Мне кажется, что те женщины, которые трудятся у нас, чувствуют эту ответственность. Приятно видеть их заботу о храме. Наверное, они внутри чувствуют некую гордость за то, что трудятся на приходе в честь святых покровительниц женщин-христианок. Но эта гордость не греховная, не гордыня, – гордость за то, что у них есть возможность потрудиться во славу Божию и помочь украсить храм, привести его в порядок. По-моему, это для каждого христианина радость.
Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Христос Воскресе! У апостола Павла почти во всех посланиях очень жесткие ограничения относительно женщин. В Послании к Тимофею он советует: «…бабьих басен отвращайся». Я понимаю, что он был монахом, неженатым. В чем причина такого отношения к женщинам?».
– У любого человека есть слабости, и у женщин тоже. Кто-то из них любит много поговорить, кто-то иногда за этими разговорами что-то прибавляет, кто-то кого-то осуждает. Я думаю, речь шла о том, чтобы в Церкви, в общении верующих людей не было того, что мы часто можем видеть в обычной мирской жизни, чтобы женщина не пыталась привнести в Церковь свои слабости. Мы можем читать и такое повеление: «Женщина в Церкви да молчит» (См.: 1 Кор. 14, 34). «Молчит» – то есть не распространяет слухов, сплетен, или когда женщина пытается учительствовать, навязывать свое мнение, которое, может, совсем даже и не соответствует церковному опыту и традиции. В этом случае можно очень аккуратно привести такой женщине слова апостола Павла, чтобы она успокоилась и увидела, что есть определенные пределы. Во всем остальном, думаю, участие женщин очень важно.
Тем более, есть женские монастыри, где практически все, кроме совершения богослужения, лежит на плечах матушек-монахинь, которые имеют благословение помогать даже в алтаре в определенные моменты. Конечно же, там есть воспитание, когда монахиня молча выполняет то послушание, которое на нее возложено, и ни в коей мере в храме нет никаких разговоров, ни тем более уж басен, как говорит об этом апостол Павел. Поэтому, думаю, это такое предостережение.
В малой Церкви – в семье – женщина тоже да молчит?
– В таинстве Венчания читается Послание апостола Павла, где говорится, что «жена да боится своего мужа» (См.: Еф. 5, 33). О чем апостол Павел говорит здесь? О том, чтобы она боялась его обидеть чем-то, чтобы не были разрушена любовь, нарушено единство. Если женщина будет бояться оскорбить мужа, обидеть, то этого вполне достаточно. Такой муж, видя смирение и кротость своей жены, вряд ли будет совершать какие-то не очень хорошие поступки, которые будут приводить к тому, чтобы жена его боялась в том смысле, как мы боимся хулиганов или людей в нетрезвом состоянии, неадекватных.
Почему в семье есть разграничение – обязанности мужа и жены разные?
– Иерархия есть везде, даже в Церкви Небесной – ангелы, Архангелы, престолы, власти, силы, начала. Это установление Божие. Есть иерархия в Церкви, и есть иерархия в семье. Человек так устроен, что он всегда должен знать свое, определенное ему, место. Если Господь поставил тебя руководить кем-то или чем-то, ты должен понимать, какую ответственность ты при этом несешь. Если тебе доверено и положено подчиняться, то и в подчинении, если человек это со смирением принимает, он принесет больше пользы, чем если бы пытался этому противиться.
Так же и в семье. Господь сначала создал Адама, и уже из глубинной части (из ребра) Адама создал Еву, привел ее к Адаму и сказал, что жена находится в подчинении мужа, ибо от мужа она взята была, и она будет ему помощницей. Когда женщина понимает, что она – помощница, она от этого получает великую радость, потому что у нее и так достаточно много обязанностей – по рождению и воспитанию ребенка, поддержанию порядка в доме и созданию уюта, который позволяет семье быть целостной, позволяет любви пребывать в семье.
Мы видим, что и в природе есть определенная иерархия – сказано: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе». В любом обществе порядок, процветание и рост есть там, где есть четкая иерархия. Как только она нарушается, когда двое или трое претендуют на место руководителя (правителя), то там начинаются нестроения. Так же и в семье. Если женщина попытается взять верх и главенство, конечно, мудрый муж устроит так, чтобы этого не было, но иногда это случается, и такие семьи распадаются. Опыт нескольких тысячелетий показывает непреложность заповедей Божиих и тех пожеланий, которые мы видим как в Священном Писании, так и в Священном Предании Церкви.
Не все женщины понимают свое место в семье, в жизни, в обществе – как им это объяснить и привить?
– В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви был дан ответ на этот вопрос. Часто меня спрашивают, может ли быть православная женщина-христианка руководителем крупного предприятия или даже возглавлять государство? Отвечаю – может, но при соблюдении определенных условий: если при этом не страдает семья, если ее муж доволен тем, что жена выполняет общественные или руководящие функции, если дети не оказываются заброшенными в силу большей занятости мамы.
Если женщина все успевает, она может быть в общественной жизни кем угодно. К сожалению, часто бывает так, что, идя по ступенькам карьерной лестницы, женщина все меньше времени уделяет семье, и это естественно, потому что в сутках всего 24 часа. Если страдает семья – муж и дети, то не полезно ни для женщины, ни для ее семьи такое главенство и руководство.
Когда женщина – верующая, а муж – неверующий, то возникают разногласия. Как их преодолеть?
– Мы читаем у апостола Павла, что неверующий муж освящается женою верующею (См.: 1 Кор. 7, 14). Освящается тогда, когда женщина очень мудро подходит к вопросу веры в семье. К сожалению, так бывает нечасто. Когда человек приходит к вере, ему хочется, чтобы все вокруг были такими же верующими, как и он, чтобы они увидели Христа в своей жизни. Читая Евангелие, бывая на богослужениях, участвуя в таинствах Церкви, человек соприкасается со святыней, и она настолько его окрыляет, что он хочет поделиться этим со всеми и, конечно, с самыми близкими. Но бывает так, что близкие не готовы воспринять это. И если совершить ошибку – действовать напористо и необдуманно, то можно привести ситуацию к не очень хорошему концу. Мы должны помнить, что смирение и терпение – это добродетели, против которых не может устоять лукавый. Они позволяют показать всю красоту христианского устроения жизни.
Я знаю пример, когда одна церковная верующая девушка вышла замуж за молодого человека, который был очень хорошим, добрым, но неверующим. Они поженились. В первый год им было особенно трудно – когда она хотела вечером или утром помолиться, он ее отговаривал, говорил, что это трата времени, что лучше сделать что-то другое. Прошло несколько лет, во время которых она никогда не спорила с ним, только иногда плакала, потому что внутренне ей было очень тяжело и больно. Но она смирялась и молилась, чтобы Господь привел ее супруга к вере. В воскресенье она старалась ходить на раннюю Литургию, чтобы вернуться к тому моменту, когда муж обычно просыпался, чтобы они могли вместе позавтракать и строить дальше свой день. Прошло семь лет, и в один из воскресных дней ее разбудил муж – он встал раньше, чем она, и сказал: «Пойдем в храм». Господь услышал ее молитвы, Он открыл сердце ее супруга, который воцерковился и стал глубоко верующим человеком.
Как найти золотую середину, чтобы в семье не было соперничества, чтобы супруги по-настоящему жили в православной традиции?
– Все семьи к этому стремятся. Не бывает четко, что муж – глава семьи. Я знаю семьи священников, где фактически глава семьи – женщина, но муж-священник, у которого очень много забот в храме, настолько мудро и с терпением ко всему относится, что в семье не бывает конфликтов. Матушка понимает, что часто бывает не права, когда пытается что-то взять в свои руки или принять какое-то важное решение, и, когда она видит, что решение ошибочно, тогда раскаивается и пытается опять стать послушной мужу. Здесь важно мужу проявлять мудрость, чтобы главенство супруги не привело к разладу. Через терпение и смирение мужа Господь может показать женщине, что она в данном случае не права.
Не секрет, что воспитание детей ложится в первую очередь на плечи женщины. Каков главный принцип воспитания детей, чтобы их вырастить действительно достойными сынами нашего Отечества – как земного, так и Небесного?
– Очень важно пытаться дать не только образование детям, хотя оно тоже очень важно, но собственным примером, примером послушания мужу важно научить детей тем христианским добродетелям, без которых человеку сложно достичь спасения. Часто бывает так, особенно в многодетных семьях, когда женщина не может работать, занята домашним хозяйством, а мужья вынуждены работать по 12 часов в день, чтобы только прокормить семью.
Когда дети подрастают, на вопрос «кто больше занимался воспитанием в семье?» они отвечают: «Родители вместе нас воспитывали». – «Но ведь папа в основном работал?». – «Через это он нам показал, что нужно трудиться».
Дети, возможно, отца видят редко, только в выходные и поздно вечером, но если они видят, что он трудится на благо семьи, то это тоже воспитание. Нельзя сказать, что в данном случае только женщина занимается воспитанием, хотя, безусловно, часть, связанная с учебой, подготовкой к праздникам, ложится на плечи женщины. Она и физически устает намного больше.
В день памяти жен-мироносиц есть традиция поздравлять женщин, этот день считается православным женским днем. Как Вы женщин в храме в этот день поздравите?
– Даже когда у нас не было храма, мы в этот день собирались на месте его строительства. В этом году также будет совершаться Божественная литургия, по окончании которой силами нашего молодежного клуба «Скимен» готовится спектакль, посвященный святым женам-мироносицам.
Я хотел бы поздравить с днем памяти святых жен-мироносиц прежде всего женщин – не только в храме, но и в семье действительно очень много трудов ложится на их плечи. Хочется пожелать, чтобы они старались с радостью совершать то служение, которое вверено им Господом. Если мы будем за все благодарить Бога, если будем стараться с радостью принимать каждый момент жизни, тогда радость в нашем сердце будет такой же, как у преподобного Серафима Саровского, который в течение всего года каждого приходящего к нему человека встречал Пасхальными словами: «Христос Воскресе!». Хочется пожелать, чтобы эта радость была всегда с вами, даже в сложные, тяжелые моменты жизни. Когда мы будем вспоминать подвиг святых жен-мироносиц, которым тоже порою было нелегко, тогда у нас на сердце действительно будет радостно.
Да пошлет Господь вам силы, крепости и больше радости!
Христос Воскресе!
Расшифровка: Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
В других номерах:
Электронный лагерь сатаны
Основатель и духовник Среднеуральского женского монастыря Схиигумен Сергий — одна из заметных фигур уральского духовенства. Схимник известен как энергичный устроитель монастырей, экзорцист и идеолог «царебожников» — православного течения, сторонники которого убеждены в особой роли убитого царя Николая II как искупителя грехов русского народа. В 2021 году последователи этого движения прославились борьбой с фильмом «Матильда».
Схиигумен Сергий с Натальей Поклонской. Скриншот из видео / Движение Царский Крест
После присоединения Крыма Сергия называли в прессе духовником экс-прокурора полуострова Натальи Поклонской, она это отвергает. Но в 2021 году схимник станет известен как мятежный клирик, выступивший против светских и церковных властей.
Еще в конце марта Патриарх московский и всея Руси Кирилл призвал верующих воздержаться от посещения храмов во время эпидемии коронавируса. Позже на Пасху часть регионов закрыли церкви для прихожан по предписанию санитарных властей. Отец Сергий жестко раскритиковал «режим самоизоляции» и другие ограничения, введенные из-за эпидемии коронавируса. Проповеди схимника публиковались на ютубе.
На одном из видео Сергий, читая с листа, призвал прихожан не бояться выходить на улицу из-за «псевдопандемии» и проклял всех, кто причастен к закрытию церквей. По мнению схимника, эпидемию срежиссировало мировое правительство, а Швеция и Австрия не стали изолироваться, так как в этих странах находится «жидомасонский капитал». Схиигумен также предрек скорый приход Антихриста и массовую чипизацию населения, после которой людей определят в «электронный лагерь Сатаны».
Из-за высказываний Сергия на схимника составили протокол о распространении фейковой информации (часть 9 статьи 13.15 КоАП). Также по Свердловской области усмотрел в действиях схиигумена признаки возбуждения ненависти или вражды (статья 20.3.1 КоАП) и направил материалы проверки в прокуратуру.
В Екатеринбургской епархии публично открестились от заявлений Сергия и заверили, что не разделяют его позиции. В качестве меры воздействия церковное начальство наложило на священнослужителя запрет проповедовать и высказываться публично.
Но уже в конце мая Сергий записал новое видео, которое назвал не проповедью, а «беседой с душой русского народа». В ролике схиигумен призвал остальных священников открыть храмы. «Служите по-старому, без дезинфекции лжицы и протирания. Как может победитель смерти Христос передавать смерть?», — взывал монах.
По словам Сергия, в вакцинах от коронавируса «будут чипы», которые для большинства станут смертельными. Однако силовому руководству страны вживят чипы «без смертельного исхода». «Через чипированных руководителей будет действовать искусственный интеллект без жалости и сострадания», — настаивает Сергий.
Сразу после публикации видео епархия запретила Сергию совершать службы в храмах, причащать и исповедовать. Также церковное руководство наказало схимнику не покидать без разрешения территорию Иоанно-Богословского мужского скита, расположенного по другую сторону от женского монастыря.
Схиигумен снова ослушался и продолжил служить в Среднеуральском монастыре. «Вам придется нас выгонять из монастыря с полицией и Росгвардией», — заявил он в своем новом видео. За силовой поддержкой схиигумен обратился к «доблестному казачеству». Обитель окружили «мужчины крепкого телосложения», которые пускают внутрь только паломников.
Схиигумен Сергий с прихожанами. Фото: Владислав Лоншаков / Коммерсант
Не пустили в обитель и протоиерея Георгия Викторова: епархия отправила священника в монастырь, чтобы совершать канонические богослужения, так как официально службы Сергия считаются безблагодатными. Вместе с Викторовым монастырь покинули несколько монахинь и игуменья Варвара (Крыгина), духовное чадо отца Сергия и, до последнего времени, его активная сторонница.
«Из дома матери Божьей я никуда не уйду. Совесть меня не обличает, на сердце спокойно. Им, то есть священноначалию, митрополиту Кириллу, придется брать монастырь штурмом», — сказал отец Сергий на первом заседании церковного суда, которое состоялось 15 июня. Речь он подготовил заранее: обвинил церковное руководство, митрополита и патриарха в «предательстве веры» из-за подчинения санитарным властям и спешно покинул суд.
Второе заседание назначили на 26 июня, но на него схимник не явился. Глава отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии Максим Миняло сказал после него журналистам, что в епархии надеются на «наилучшее разрешение» ситуации. «Мы призываем его встать на путь покаяния и уйти с того опасного пути, на котором он сегодня находится. Этот путь отторжения от Русской православной церкви», — сказал клирик. Следующее заседание церковного суда назначили на 3 июля.
«На мой взгляд, совершенно безошибочное поведение епархии в этой ситуации, по-настоящему христианское, с призывом к молитве, — говорит директор екатеринбургского «Музея Святости» Оксана Иванова, — Ведь епархия не позволяет себе каких-то резких или негативных оценок в отношении отца Сергия. Поэтому он, бедолага, все градус повышает, повышает, повышает, чем больше он градус повышает, тем больше по всем вотсап-группам: «Молимся, молимся, молимся о любви о мире»».
По словам Ивановой, отрицая епископат, Сергий «отрицает самого себя», так как церковная власть и сделала его священником.
День II. Грешная тележка
На второй день монастырь встречает колокольным перезвоном, поглощающим все остальные звуки и пространство — я приехал к самому началу службы. На территории практически пусто, встречаю только одного из вчерашних казаков — седого и в берцах. Он молча жмет мне руку, дважды «целует» в обе щеки (не до конца, может, боится вируса), и отправляется дальше на дозор. Я иду в храм.
Служба еще масштабнее и торжественнее, чем вчера. Здание набито практически битком, но служит вновь не Сергий. Выхожу из храма в его поисках — и благословения остаться здесь на ночь. Нахожу двух казаков, толстого и тонкого, которым как раз нужно передать ему что-то важное. Они ведут меня вглубь территории, за храм Казанской Божьей Матери, в квартал отдельных жилых коттеджей.
Схимник отдыхает на скамейке у собственной добротной двухэтажной усадьбы — где-то внутри нее та самая «келья» Сергия с гробом и портретом Сталина. Обсуждать важные дела в присутствии незнакомца казаки и их духовник не спешат, поэтому меня со своей просьбой пропускают вперед.
Схиигумен Сергий в своей келье. Фото: URA.RU / ТАСС
— Батюшка, — хватаю его костлявую руку, — разрешите остаться на ночную молитву?
— Сегодня разве есть она? — вздымает бровь Сергий, и тем же движением руки посылает меня прочь. — Это не ко мне. Иди к отцу Иоанну.
Бюрократия благословений устроена сложнее, чем я думал. Когда возвращаюсь на службу, отца Иоанна и исповедной очереди к нему уже нет. Но остался отец Сергий Берестов. Часовая очередь — и прошу благословение на ночную молитву у него.
— Молиться хочешь? Конечно, благословляю, — улыбается батюшка.
После уже привычного завершительного крестного хода с царской семьей иду трапезничать, за столом сидят другие паломники. «Ну что нам, биться с ними, что ли, придется?» — спрашивает одна женщина другую. Вторая рассказывает, что «они» специально подбрасывают в храмы «капсулы с коронавирусом», чтобы заражать верующих. О ком речь, выяснить не удалось.
В ожидании ночной службы, стартующей в половину одиннадцатого, слоняюсь по главной площади. Местные дети играют на перилах паперти храма — замирают в противоположных концах и говорят: «Я памятник».
С другой стороны площади три девочки тягают тяжеленные, больше их самих, тачки с коробками. От помощи отказываются. Через несколько метров одна из коробок с грохотом выпадает. «Грешная тележка!» — восклицает одна из девочек. «Давай передохнем? Давай, а?» — упрашивает вторая.
От уральского лета — на улице 11 градусов тепла — захожу укрыться в предбанник трапезной для монахинь в здании храма Казанской иконы Божьей Матери. Из трапезного зала тоже слышно молитву. Помимо меня, ночную службу тут ждет благостного вида старушка с клюкой.
Галине Петровне 84 года, она из Коркино Челябинской области. Активная прихожанка — была в храме в родном городе на Пасху, на Троицу, причащается каждое воскресенье. В Среднеуральский монастырь приехала автобусным паломническим туром из Челябинской области — всего их 26 человек. На ночь монастырь размещает гостей на полу храма Спорительницы хлебов, на пенках. Раньше, зимой, давали еще и одеяла и подушки, но сейчас говорят — нету. Но это не страшно. «Спать-то тут кого? В два служба закончится, а в пять утра уже подъем. Это так, полежать, отдохнуть», — говорит Галина.
В предыдущий по туру Богородице-Табынский монастырь группу Галины не пустили: «Вирус-то этот». Другое дело отец Сергий — пустит всегда.
Никакого коронавируса, считает Галина, нет: «Простынешь — вот тебе и вирус. А не простынешь — здоровым будешь. А умирают [те], кто туберкулезом или чем там болеет». Отец Сергий, уверена она, говорит все правильно: «Это все политика, чтобы закрыть церкви опять, вот че они хочут».
— А чего, батюшку-то судить будут? — интересуется старушка, — Че-то там в автобусе рассказывали, но я ничего не поняла. После суда, наверное, возьмут да и закроют [монастырь]?
— Думаю, просто так он монастырь никому не отдаст. Подерется за него.
— Пройдет этот вирус. Не будет же он вечно. По телевизору слышала, что до конца месяца еще продлили. А дальше — все.
Поднимаемся в церковь. Вскоре туда заходит отец Иоанн и направляется за придел. Оттуда доносится его редкий сухой кашель. Начинается служба. Идет она до двух ночи, в церквушке скапливаются около 30 человек. Одна из монахинь не отходит от большой иконы с царской семьей, занимающей всю стену, — самозабвенно крестится, кланяется и целует ее все ночь. Завершается служба причащением — с одной лжицы — и проповедью об апостолах Варфоломее и Варнаве, уничтоживших громадного монстра ехидну силами своих молитв.
«20 лет я знаю отца Сергия», — говорит мне прихожанка Ирина. Ей около 50, она работает медицинским работником, живет в Екатеринбурге. Стала прихожанкой Сергия, когда он «начинал строить храм на Ганиной яме» в начале нулевых годов — и последовала за ним, когда он основал посреди голого леса Среднеуральский женский монастырь. «Отец Сергий для нас — это все. Мы его все поддерживаем. Он — почти святой. Без отца Сергия мы вообще не будем здесь ни в храм ходить, ни служить», — объясняет Ирина.
Особенно Ирину впечатляют проводимые отцом Сергием отчитки. На них она оставалась не раз, ночуя перед этим на полу храма на пенке. «Такая специальная служба, где бесов изгоняют. Это, знаете, это страшное действо. Если отца Сергия не будет, кто будет этим заниматься?» — задается вопросом паломница. По ее мнению, схиигумен «добрый человек, всех любит», но главное в нем то, что он «прозорливец»: «Отец Сергий видит твое прошлое, будущее и настоящее».
Из одного храма иду ночевать в другой — Спорительницы хлебов. Перед этим беру пенку — строго, как сказано в распоряжении монастыря, одну в руки и до половины шестого утра. В церкви на полу спят десятки человек, приходится глядеть под ноги и искать себе место крайне осторожно. Нахожу — под большой иконой Богородицы.
Иеромонахи
Иеромонах Боголеп (Пронин)
Насельник Рославльского Спасо-Преображенского монастыря,
Келарь Рославльского Спасо-Преображенского монастыря
Иеромонах Варнава (Бурлаченко)
Священник храма Вознесения Господня с. Кузьмичи,
Насельник Рославльского Спасо-Преображенского монастыря
Электронная почта
Иеромонах Вонифатий (Бобылев)
Благочинный Ершичского округа,
Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Корсики,
Насельник Рославльского Спасо-Преображенского монастыря
Электронная почта
Иеромонах Игнатий (Гайлов)
Настоятель подворья Рославльского Спасо-Преображенского монастыря в городе Десногорск,
Насельник Рославльского Спасо-Преображенского монастыря
Электронная почта
Иеромонах Михей (Ефремов)
Насельник Рославльского Спасо-Преображенского монастыря
Иеромонах Роман (Кулютин)
Благочинный Рославльского Спасо-Преображенского монастыря,
Насельник Рославльского Спасо-Преображенского монастыря
Иеромонах Тимофей (Спасюк)
Священник храма Вознесения Господня с. Кузьмичи,
Насельник Рославльского Спасо-Преображенского монастыря
Электронная почта
Иеромонах Тихон (Курочкин)
Насельник Рославльского Спасо-Преображенского монастыря
«Только те, кто со мной, спасутся»
Большая часть информации о прошлом отца Сергия стала публичной благодаря журналистке и православной активистке Раисе Ильиной, которая больше десяти лет следила за его деятельностью. В миру схимника звали Николай Романов. Он родился в 1955 году в Горьковской области, но в зрелом возрасте переехал в подмосковное Пушкино, где устроился работать в милицию (до этого Романов окончил в Омске милицейское училище). Проработал там он недолго — сбил пешехода, тот умер. После милиции Романов устроился в московский магазин №28.
Раиса Ильина. Фото: Дмитрий Сидоров («Такие дела»)
«Примерно в это время его жизни, не знаю уж по каким мотивам, трое человек, включая Романова, решили подвезти от железнодорожной станции одного командировочного гражданина. Обратили внимание, что при нем дипломат. Где-то в районе речки Подосиновки они решили малость пограбить его. Один из них во время остановки зашел сзади, и десять раз ударил его по голове монтировкой», — пересказывает Раиса документы судебного расследования.
Ограбленный попутчик погиб, его тело Романов вместе с подельниками забросал на набережной бетонными плитами. Будущий схиигумен Сергий отсидел 12,5 лет в Нижнетагильской ИК-13. Выйдя на свободу в 1997 году, он остался на Урале и пошел «по разным нашим религиозным организациям», рассказывает Раиса.
Романов много времени проводил в храме Иоанна Предтечи на Ивановской горке в Екатеринбурге, на тот момент главном храме епархии. Там встречался с тогдашним екатеринбургским архиереем Викентием и после этих встреч ушел в монастырскую жизнь. Владыка отправил новоиспеченного монаха в строящуюся обитель в урочище Ганина яма — месте, где большевики избавились от тел расстрелянной царской семьи.
«Как верующий человек, Романов был ноль. Но владыка Викентий взял его за определенную деловую хватку, — предполагает Ильина, — Он хорошо умел и умеет выманивать у строительных организаций стройматериалы. Умеет выкручивать руки людям».
Сейчас Романов приписывает себе строительство монастыря Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. «Но строительством монастыря занималось управление капитального строительства компании УГМК Андрея Козицына, — возражает Ильина, — Монахи там [помогали] так: поднеси-унеси».
В 2000 году Сергий стал первым игуменом монастыря. Он возглавлял обитель пять лет. Сейчас в Ганиной яме нашему корреспонденту сказали, что не помнят отца Сергия. Местный монах на вопрос об участии Романова в строительстве монастыря посоветовал задать его самому схиигумену. «Он был послушником здесь. Послушники — это не участники строительства», — заключил насельник.
«Я в семинарии учился в 2006 году, и уже тогда слышал странные вещи про царебожничество отца Сергия, что он заставлял людей на исповеди каяться за расстрел царской семьи. Настоящий он монах, но книжек начитался не тех», — рассказал клирик, проработавший в обители на Ганиной яме десять лет на светской должности.
В 2001 году Викентий рукоположил Сергия в сан иеромонаха. Согласно канонам православной церкви, человек, совершивший убийство, не может стать священником. Романов утверждает, что его монашеский путь благословил патриарх Алексий II и всем было известно о содеянном им смертном грехе. Но патриарх давно умер, и проверить это не представляется возможным, считает Ильина.
Кроме того, рассказала активистка, у отца Сергия нет никакого духовного образования. «Коммерсант» пишет, что в 1998 году Романов поступил в Московскую духовную академию. Окончил ли он учебное заведение — не сообщается.
В 2000-е годы начинается резкое восхождение Сергия. В 2002 году его назначают строителем и духовником женского монастыря в честь иконы Божией Матери Спорительницы хлебов. Обитель откроют в 2005 году. При этом Романов обзаводится многочисленными адептами: Натальей Поклонской, хоккеистом Павлом Дацюком, уральскими политиками и даже криминальными авторитетами, которые вместе финансируют его грандиозное строительство.
Среди простых прихожан Сергий прослыл чудотворцем и «святым старцем». Люди приезжают к нему со всех уголков страны. По словам Ильиной, многие, встретившись со схиигуменом, бросают свою прошлую жизнь.
Прихожане монастыря. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
«Женщина приезжает в монастырь, несколько дней молится, попадает под влияние Романова, и он говорит: а что ты, езжай в свой Бердск, продавай дом, вывози деньги, приезжай сюда и будем спасаться вместе. Только те, кто будет со мной, спасутся», — описывает Ильина «схему» вовлечения в общину Романова взрослых людей.
«Эта женщина, когда я с ней общалась, держала на теле, ближе к животу, фотографию Романова. Я говорю: все нормально вообще, мать? Она: ну это же батюшка Сергий, он помогает, я таким образом успокаиваюсь, — вспоминает Ильина, — Вообще-то говоря, это язычество, оккультизм. Когда он говорит, что спастись возможно только с ним, он крадет у Христа способность к спасению».
Протоиереи
Протоиерей Николай Бондар
Благочинный Починковского округа,
Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Починка,
Настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла д. Прудки
Электронная почта
Протоиерей Михаил Гольцман
Благочинный Рославльского округа,
Руководитель отделов по образованию и катехизации, и по социальному служению,
Настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Рославля.
Электронная почта
Протоиерей Иаков Кушнир
Настоятель храма в честь Вознесения Господня г. Рославля
Настоятель храма Остробрамской иконы Божией Матери с. Остер
Председатель Церковного Суда Рославльской епархии
Электронная почта
Протоиерей Виктор Лупехин
Настоятель Вознесенского храма д. Мигновичи
Протоиерей Андрей Никитенков
Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы пос. Монастырщина
Настоятель храма св. апп. Петра и Павла д. Любавичи
Электронная почта
Протоиерей Николай Привалов
Настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери с. Новоспасское
Электронная почта
Протоиерей Роман Свистун
Благочинный Хиславичского округа,
Настоятель храма в честь святых князей Бориса и Глеба п. Хиславичи
Настоятель храма иконы Божий Матери «Скоропослушница» д. Городище
Электронная почта
Протоиерей Виталий Сладков
Руководитель отдела епархии по взаимоотношению с казачеством.
Настоятель Богородице-Скорбященского собора г. Десногорска
Электронная почта
День III. Где тестирование, там и чипирование
В шесть утра на утреню в Храм Святой Троицы собираются, кажется, все пятьсот обитателей монастыря. Службу ведет сам схиигумен Сергий — стоит в средней его части за аналоем, прихожане выстроились полукругом и почти все обращены к нему. На Сергии, в отличие от других батюшек до этого, нательный микрофон, разносящий его голос через динамики по всему храму и всей территории монастыря. Начинает он с проповеди, в которой повторяет свои программные тезисы.
Схиигумен Сергий с прихожанами. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Все события последних дней, считает Сергий, происходят из-за того, что он разворошил само «логово ХаБаДа, логово хасидов» — управляющих мировым правительством «жидов», ожидающих скорое пришествие «Мошиаха — Антихриста».
Один из таковых — «жид» схиархимандрит Авраам (Рейдман), не менее популярный, чем отец Сергий, уральский схимник. Его духовное чадо, протоиерея Георгия Викторова, епархия назначила новым официальным духовником Среднеуральского женского монастыря. А также «друг Рейдмана, жид» Александр Дворкин — московский «сектовед», не раз называвший общину схиигумена Сергия «экстремистской сектой».
Ковид, признает Сергий, существует, но это просто грипп — которого испугался митрополит Кирилл, испугался Священный Синод, испугался патриарх Кирилл, испугался президент — но не уральский схиигумен. Сергий подтверждает, что конфликт с ушедшей в Екатеринбург игуменьей Варварой (Крыгиной) произошел из-за коронавируса — она обнаружила признаки инфекции у нескольких монахинь и захотела отправить их на тесты, на что Сергий вспылил: «Где тестирование, там и чипирование».
Сергий прохаживается по своим же. «»Как жалко матушку Варвару». Вы чего, совсем что ли?! Вы совсем обнаглели?! А меня вам не жалко? Пришли в семью чужаки, и выкинули из нее отца. А вам Варвару жалко!» — кричит он в лица прихожан. Он выводит маленькую хрупкую девочку в черном, и продолжает: «Посмотрите: вот хрупкое дитя, а в лесу живет, в скиту, годами. А вы бы попробовали хотя бы три дня! Вот чистое дитя! А ваши дети все в интернете, все в телевизоре, все с демонами!».
Дальше переходит к позитивной повестке — напоминает пастве про свои эксклюзивные функции. «Кому ты нужен? Ну кому ты нужен кроме меня?» — обхватывает он за шею парня в инвалидном кресле. «Никому, только вам», — покорно отвечает тот. «Вот именно! О раковых я забочусь, об инвалидах, больше никому они не нужны!» — победно восклицает схиигумен. Напоминает и про свои уникальные «заклинательные молитвы», направленные на исцеление тяжелобольных. И про отчитку — изгнание бесов — которую как раз будет сейчас проводить.
К Сергию выводят двух женщин, монахиню и мирянку. Они поочередно, с интервалом в десять секунд, издают страшные звуки, как будто их тошнит. Привычным жестом он хватает за шею монашку и гудит наигранным голосом:
— Ду-у-х! Назови себя!
— Интернет! — изображает монашка неестественный бас.
— Д-у-ух! Назови себя! — подходит экзорцист ко второй женщине.
— Чародей! — верещит та.
Разобравшись с именами, Сергий начинает отчитку. Сумбурно бормочет чин, постоянно меняя скорость и делая резкие паузы, женщины все громче издают звуки мучений, прихожане все быстрее крестятся в сторону батюшки. «Изыди дух табака, изыди дух алкоголя, изыди дух блуда, изыди дух интернета, изыди дух телевизора, изыди дух айфона», — перечисляет батюшка. Выхожу из храма — пора найти мать Татьяну (в которой я в первый день увидел, как мне показалось, корень несогласия).
В результате долгого выслеживания замечаю ее заходящей в раковую больницу и иду следом. Догоняю и прошу о разговоре с глазу на глаз. Раскрываюсь как журналист и прошу о разговоре на анонимной основе: «Ведь вы, кажется, не в восторге от происходящего».
Монахиня недоумевает: «С чего вы это взяли?» Напоминаю ей ее слова, что монастырь не собирает подписи в поддержку батюшки.
— Сами насельники монастыря — нет. Это организовали все приезжающие сюда паломники. Они написали этот текст, и бланки все находятся у них. В монастыре этих бланков нет.
— То есть вы не против происходящей духовной тирании?
Разглядываю, во время долгой паузы, округлившиеся зеленые глаза, — они непроницаемы.
— Вы чего хотите-то? Все, что делает отец Сергий, он делает правильно, — так же строго, как в первый раз отрезает монахиня и уходит.
Направляюсь к выходу из монастыря. Уже через пару минут, ближе к воротам, меня настигает знакомая синяя «десятка».
— Вот он, вижу его, — говорит с кем-то по телефону бородатый водитель, — Привести? Нет? Ладно, щас поговорю с ним.
Выходит из машины, протягивает руку.
— Привет, меня Андрюха зовут.
— Меня Дима, — рукопожимаемся.
— Дима, а вы журналист, да? Вам на выход. Вас сюда больше не пустят. Всего доброго.