О поклонах при всяком богослужении[*]
Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:
- при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;
- на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;
- исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;
- на «Отче наш…» (в начале) — поклон;
- в конце «Достойно есть…» (или Задостойника) – поклон;
- при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;
- на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;
- на каждом иерейском возгласе — по поклону.
Что такое поклоны
Поклонами в церкви называется преклонение тела перед Богом во время молитвы. Они совершаются обычно после совершения крестного знамения. Во время богослужения человек кланяется много раз.
Поклоны бывают:
- Поясные. Человек сгибается в поясе при поясном поклоне, не сгибая колен, касаясь рукой пола. Затем выпрямляет спину. Иначе называются «малыми».
- Земные. Называются иначе «великими». Человек при земном поклоне падает на колени, касаясь лбом пола. Потом встает, выпрямляется.
Существуют разные времена для совершения земных и поясных поклонов. В воскресные дни и церковные праздники совершаются только поясные поклоны, великие запрещено класть. А в Великий пост совершается больше всего земных поклонов, особенно во время чтения молитвы святого Ефрема Сирина. В период от Пасхи до Пятидесятницы нельзя делать великие поклоны.
Во время чтения Шестопсалмия запрещено делать даже малые поклоны, можно только креститься. При благословении священника надо просто склонять голову, но не кланяться. При благословении крестом надо совершить крестное знамение и совершить малый поклон.
О поклонах во время всенощного бдения
В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);
- в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!);
- во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;
- на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;
- перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;
- после целования – 1 поклон;
- на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;
- на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону;
- на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;
- после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.
Как правильно совершать поклоны
Поклоны надо класть правильно, не мешая другим и не получая при этом травм. Стоит вспомнить поговорку: «заставь дурака молиться Богу…» При совершении поясных поклонов надо опасаться вероятности растянуть спину. При хорошей спортивной подготовке надо коснуться пальцами правой руки пола. Но если есть боли в спине, можно просто немного поклониться. Если в храме много народу, довольно тесно, то не надо усердствовать и стукаться головой в спину впереди стоящего человека. Можно просто склонить голову, никому не мешая.
При совершении земного поклона есть вероятность получить травму головы, ударяясь сильно о пол. Здесь стоит поступать разумно, класть поклон, слегка касаясь головой пола. Также есть вероятность повредить ладони, поэтому надо приземляться на костяшки согнутых пальцев. На пол желательно постелить коврик.
О поклонах во время Божественной Литургии
За всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;
- на всех иерейских возгласах — по поклону;
- после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;
- на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;
- на «Господи, спаси благочестивыя» – поклон;
- на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;
- на Трисвятом – 3 поклона;
- на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону;
- при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;
- по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона;
- в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;
- в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» – поклон;
- на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;
- на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» – земной поклон;
- при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глубокому поясному поклону;
- по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон;
- после «Достойно есть» или Задостойника – поклон;
- на «Отче наш», в начале — земной поклон;
- на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лукаваго») — поклон;
- на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;
- при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;
- после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую…», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся – поясной;
- при втором явлении Святых Даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно…» все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной;
- при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.
Устав о поклонах, от отцов преданный.
Входя в храм Божий, человек попадает в особую обстановку – на небо, находящееся на земле. Все здесь имеет стройность и духовную красоту и смысл. Все находится на своем особом месте, соблюдается свой чин и порядок – нет здесь ни хаоса, ни беспорядка. Иконы расположены в определенном порядке, пение совершается по строгим древним законам, за молитвой следует определенная молитва. И только в рядах молящихся сторонний человек не сможет заметить стройности и порядка. О наших хождениях по храму, о разговорах во время службы и говорить не приходится. Но даже в малом – в уместном и осмысленном крестном знамении и поклоне у нас нет единства. А ведь богомолец такой же участник богослужения, как и священник, как и певчий. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, одновременно с другими молящимися, а именно тогда, когда это указано.
Об уставе о поклонах мы и хотим поговорить, тем более, что этим интересовались многие люди, смущенные современным незнанием и полным самочинием в этом вопросе. В разных источниках можно сейчас встретить несоответствие друг другу и даже противоречия. Мы же возьмем за основу опыт известного исследователя и ревнителя Церковного Устава – епископа и исповедника Афанасия (Сахарова) (Ж 1962 г.).
Прежде всего скажем о том, что волнует почти всех – о земных (великих) поклонах – когда их уместно совершать и когда нет. Земные поклоны на богослужении совершаются в определенное время (как, впрочем, и поясные), а не по желанию. Они приличны дням покаяния – будничным и, тем более, постным. Но в дни праздничные: в великие праздники, в воскресные дни, — земные поклоны полностью отменяются, согластно установлению Святых Отцов. Так же в периоды от Пасхи до Троицына дня (Пятидесятницы) и от Рождества до Крещения (Святки) земные поклоны не полагаются. Например 90 правило VI Вселенского собора говорит: «От богоносных Отцов наших канонически предано нам: не преклонять колен в дни воскресные, ради чести Воскресения Христова
». При всем этом и поясные (малые) поклоны полагаются не произвольно, но в определенные моменты, соответственно со смыслом молитвословий.
На любом богослужении положены:
- при чтении или пении «Приидите, поклонимсяЕ
», «
Святый БожеЕ
», трехкратного «
Аллилуйя
», «
Буди имя Господне благословенноЕ
» — три поясных поклона; - на «Благословен еси Господи, научи мя оправданием ТвоимЕ
» — три поясных поклона;
- на всех ектениях, осеняя себя крестным знамением при пении «Господи, помилуй
» или «
Подай, Господи
», твори поясной поклон; - на стихирах и других молитвословиях тогда только полагается поклон, когда слова молитв побуждают к этому, например: «припадем
», «
поклонимся
», «
молимся
»; - перед и по прочтении Евангелия (на «Слава Тебе, Господи
») всегда полагается поясной поклон;
- при чтении акафиста, на каждом кондаке и икосе – поясной поклон, а на 13 кондаке, который читается трижды – поясной или земной, смотря по дню;
- при окончании службы, после «Честнейшую ХерувимЕ
» и перед «
Именем Господним благослови, отче
» — глубокий поясной поклон; - когда священнослужитель преподает мир, произнося «Мир всем
» или подобное, а хор отвечает: «
И духови твоему
» — поясной поклон
без крестного знамени
; - при словах «Главы ваша Господеви приклоните
» — наклонить голову без крестного знамени до окончания молитвы, но не кланяться;
- при осенении Крестом, Святым Евангелием или иконой – малый поклон с крестным знамением;
- при осенении свечами, при благословении рукой или при каждении предстоящих кадилом – поклон без крестного знамени ( лишь на Пасху при каждении с Крестом, в ответ на приветствие «Христос воскресе
» — отвечают, крестясь: «
Воистину воскресе
»); - при чтении или пении псалмов царя-пророка Давида не полагается поклонов;
- на отпустах при благословении рукой – поклок без крестного знамения, при благословении крестом – поклон с крестным знамением.
Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем, иногда, еще и прижимают их к себе или целуют их.
На вечерни и утрени, а так же и на всенощном бдении:
- на вечерни воскресного или праздничного всенощного бдения после молитвы «Сподоби, ГосподиЕ
» земные поклоны прекращаются до вечерни под следующий день;
- среди шестопсалмия на троекратном «Аллилуйя
» — крестное знамение без поклонов на каждое «
Аллилуйя
», ради глубокой тишины; - на утрени при пении величания – поклон после каждого величания;
- при пении «Хвалим, благословим, кланяемся и превозносим Тя во вся веки
» – поясной поклон;
- при пении «Честнейшую ХерувимЕ
»: после возгласа «
Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим
» – поясной или земной поклон (смотря по дню); - на непраздничной утрени после «Достойно есть…
» — земной поклон.
Отдельным словом необходимо выделить две ситуации, сложившиеся в нашем приходе.
Во-первых – это поведение на богослужении наших соседей — сестер монахинь. Некоторые смущаются тем, как они совершают поклоны, другие вслепую им подражают, не зная правил. Монахи имеют свой особый монастырский устав и следуют в точности ему, нам же не следует ни осуждать их, ни бездумно подражать. Будем придерживаться устава, от Святых Отцов переданного для всей Церкви и через это понемногу узнавать о смысле богослужения.
Во-вторых – это устоявшееся со временем традиция в нашем храме – при каждении всей церкви настоятелем, прихожане переходят то на одну сторону храма, то на другую. При этом все внимание молящихся отвлекается от поемого или читаемого, а переключается только на проходящего священнослужителя. В этом, конечно, проявляется почтение к священнику и священному действию, но движение, шум, повороты боком и даже спиной к алтарю, отвлечение от молитвы никак не согласуется со строем богослужения. Поэтому эта традиция не имеет никакого основания. Во время такого каждения молящийся должен отступить и пропустить священника и после этого сразу встать на свое место, вернувшись мыслью к службе. Если священник кадит на людей, то надо поклониться и вернуться к богослужению, а не сопровождать его взглядом в течении всего священнодействия.
Может быть, этот список кому-то покажется утомительным для запоминания, но тем не менее он может помочь освоится в последованиях богослужений, если человек отнесется к этому серьезно и с усердием к установлениям святых отцов.
* * *
Также, стоя молитвы творим во едину от суббот (т.е. в воскресенье), но причину сего не все знаем. Ибо не только, как совоскресшие Христу и обязанные искать вышнего, стоянием во время молитв в день воскресения напоминаем себе о благодати, нам дарованной, но и потому сие творим, что день этот является образом будущего века… И так основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в этот день молитвы в стоянии совершать, чтобы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному переходу… Церковные уставы научают нас предпочитать в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, что грехом ниспали на землю, и то, что , человеколюбием Создавшего нас, снова воззваны на небо.
(свт. Василий Великий, правило 91)
Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:
При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;
- при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;
- при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;
- при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;
- при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» – преклонить голову;
- при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;
- при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;
- при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.
Примечание:
[*] Правила о земных поклонах не относятся к воскресным дням. Подробнее: О недопустимости земных поклонов в дни воскресные.
текст приводится по изданию: Патриарший Православный календарь. Наставления святых отцов о молитве. 2008. Автор-составитель Е.Ю. Голов. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 5–9 февраля.
Что означают поклоны
Мы кланяемся во время молитвы, показывая свое благоговение перед Творцом. Тело не отделяется от души. Поэтому поклонами человек выражает свое смирение, послушание. Преклоняясь душой и духом перед Богом, телом человек совершает то же самое. Гордость не любит поклонов, говорили святые отцы.
Но по воскресеньям и праздникам прихожане не должны класть земные поклоны, а стоять прямо на молитве, олицетворяя будущую вечную жизнь. После воскресения мертвых верующие будут сынами Божиими, а не рабами. Об этом говорил святой Василий Великий.
Святитель Антоний Храповицкий говорил, что земной поклон олицетворяет падение и восстание души человека. Когда мы падаем на колени, это показывает грехопадение, смирение. А когда затем встаем, это означает восстание, покаяние, исправление. Поэтому в церкви не принято долго стоять на коленях, это обычай не православный. Надо упасть на колени, а затем встать.
Священник Андрей Лобашинский говорит о том же, что грех ставит человека на колени, но покаяние затем восставляет его. Бог прощает его и делает Своим сыном. Этим характеризуется духовная свобода человека.