К вопросу о земных поклонах в воскресные дни и в период Пятидесятницы


О покло­нах при всяком бого­слу­же­нии[*]

Сле­дует тво­рить сле­ду­ю­щие крест­ные зна­ме­ния без покло­нов, крест­ные зна­ме­ния с пояс­ными покло­нами и крест­ные зна­ме­ния с зем­ными покло­нами:

  • при началь­ном воз­гласе каждой службы — 3 пояс­ных поклона;
  • на всяком Три­свя­том; «При­и­дите, покло­нимся…»; «Алли­луиа, алли­луиа, алли­луиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;
  • исклю­че­ния: а) в первой части утрени, до шесто­псал­мия, пола­га­ются только крест­ные зна­ме­ния без покло­нов; б) на Алли­луиа (трижды), во время кафисм в вос­кре­се­нье и празд­нич­ные дни поклоны остав­ля­ются;
  • на «Отче наш…» (в начале) — поклон;
  • в конце «Достойно есть…» (или Задо­стой­ника) – поклон;
  • при пении, чтении тро­па­рей, конда­ков, стихир, когда слова выра­жают покло­не­ние, надо тво­рить поклон;
  • на каждом про­ше­нии за всеми екте­ни­ями — по поклону;
  • на каждом иерей­ском воз­гласе — по поклону.

Что такое поклоны

Поклонами в церкви называется преклонение тела перед Богом во время молитвы. Они совершаются обычно после совершения крестного знамения. Во время богослужения человек кланяется много раз.

Поклоны бывают:

  1. Поясные. Человек сгибается в поясе при поясном поклоне, не сгибая колен, касаясь рукой пола. Затем выпрямляет спину. Иначе называются «малыми».
  2. Земные. Называются иначе «великими». Человек при земном поклоне падает на колени, касаясь лбом пола. Потом встает, выпрямляется.

Существуют разные времена для совершения земных и поясных поклонов. В воскресные дни и церковные праздники совершаются только поясные поклоны, великие запрещено класть. А в Великий пост совершается больше всего земных поклонов, особенно во время чтения молитвы святого Ефрема Сирина. В период от Пасхи до Пятидесятницы нельзя делать великие поклоны.

Во время чтения Шестопсалмия запрещено делать даже малые поклоны, можно только креститься. При благословении священника надо просто склонять голову, но не кланяться. При благословении крестом надо совершить крестное знамение и совершить малый поклон.

О покло­нах во время все­нощ­ного бдения

В начале шесто­псал­мия, при трое­крат­ном «Слава в вышних Богу» — 3 крест­ных зна­ме­ния (без покло­нов!);

  • в сере­дине шесто­псал­мия, при трое­крат­ном «Алли­луиа» – 3 крест­ных зна­ме­ния (без покло­нов!);
  • во время поли­е­лея, при первом и послед­нем вели­ча­нии (кото­рые поются свя­щен­но­слу­жи­те­лями на сере­дине храма) – по зем­ному поклону;
  • на «Слава Тебе Гос­поди…» перед чте­нием Еван­ге­лия и после чтения – по поклону;
  • перед цело­ва­нием свя­того Еван­ге­лия или святой иконы – 2 поклона;
  • после цело­ва­ния – 1 поклон;
  • на каноне, при всех при­пе­вах всех девяти песен – по поклону;
  • на «Вели­чит душа моя Гос­пода», в конце каждой «Чест­ней­шей» – по поклону;
  • на «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет» перед вели­ким сла­во­сло­вием — поклон;
  • после вели­кого сла­во­сло­вия на Три­свя­том – 3 поклона.

Как правильно совершать поклоны

Поклоны надо класть правильно, не мешая другим и не получая при этом травм. Стоит вспомнить поговорку: «заставь дурака молиться Богу…» При совершении поясных поклонов надо опасаться вероятности растянуть спину. При хорошей спортивной подготовке надо коснуться пальцами правой руки пола. Но если есть боли в спине, можно просто немного поклониться. Если в храме много народу, довольно тесно, то не надо усердствовать и стукаться головой в спину впереди стоящего человека. Можно просто склонить голову, никому не мешая.

При совершении земного поклона есть вероятность получить травму головы, ударяясь сильно о пол. Здесь стоит поступать разумно, класть поклон, слегка касаясь головой пола. Также есть вероятность повредить ладони, поэтому надо приземляться на костяшки согнутых пальцев. На пол желательно постелить коврик.

О покло­нах во время Боже­ствен­ной Литур­гии

За всеми екте­ни­ями на всех про­ше­ниях — по поклону; исклю­че­ние: на про­ше­ниях, пред­на­зна­чен­ных для молитвы огла­шен­ных, как то: «Помо­ли­теся, огла­шен­нии, Гос­по­деви» и «Огла­шен­нии, главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните» поклон тво­рить не сле­дует;

  • на всех иерей­ских воз­гла­сах — по поклону;
  • после малого входа, во время пения «При­и­дите, покло­нимся» — поклон;
  • на воз­гласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крест­ное зна­ме­ние без поклона;
  • на «Гос­поди, спаси бла­го­че­сти­выя» – поклон;
  • на воз­глас диа­кона «И во веки веков» — поклон без крест­ного зна­ме­ния;
  • на Три­свя­том – 3 поклона;
  • на «Слава Тебе, Гос­поди…» перед чте­нием Еван­ге­лия и после него – по поклону;
  • при вели­ком входе, когда свя­щен­ник воз­гла­шает «Вас и всех пра­во­слав­ных хри­стиан» — поклон без крест­ного зна­ме­ния;
  • по окон­ча­нии Херу­вим­ской песни, во время пения «Алли­луиа» – 3 поклона;
  • в начале Сим­вола веры – крест­ное зна­ме­ние без поклона;
  • в конце Сим­вола веры, на «…чаю вос­кре­се­ния мерт­вых…» – поклон;
  • на «Мило­сти мира», на каждом воз­гласе диа­кона или свя­щен­ника — пояс­ной поклон;
  • на воз­гласе «Бла­го­да­рим Гос­пода», при пении «Достойно и пра­ведно есть покла­ня­тися…» – земной поклон;
  • при Гос­под­них словах: «При­и­мите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глу­бо­кому пояс­ному поклону;
  • по освя­ще­нии Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задо­стой­ника) – земной поклон;
  • после «Достойно есть» или Задо­стой­ника – поклон;
  • на «Отче наш», в начале — земной поклон;
  • на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лука­ваго») — поклон;
  • на воз­гласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;
  • при первом явле­нии Св. Даров, на воз­гласе «Со стра­хом Божиим…» — земной поклон;
  • после чтения молитвы ко При­ча­стию «Верую, Гос­поди, и испо­ве­дую…», все при­част­ники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непри­ча­ща­ю­щи­еся – пояс­ной;
  • при втором явле­нии Святых Даров, на воз­гласе «Всегда, ныне и присно…» все непри­ча­щав­ши­еся – земной поклон, а при­ча­щав­ши­еся – пояс­ной;
  • при чтении заам­вон­ной молитвы стоять с пре­кло­нен­ной голо­вой.

Устав о поклонах, от отцов преданный.

Входя в храм Божий, человек попадает в особую обстановку – на небо, находящееся на земле. Все здесь имеет стройность и духовную красоту и смысл. Все находится на своем особом месте, соблюдается свой чин и порядок – нет здесь ни хаоса, ни беспорядка. Иконы расположены в определенном порядке, пение совершается по строгим древним законам, за молитвой следует определенная молитва. И только в рядах молящихся сторонний человек не сможет заметить стройности и порядка. О наших хождениях по храму, о разговорах во время службы и говорить не приходится. Но даже в малом – в уместном и осмысленном крестном знамении и поклоне у нас нет единства. А ведь богомолец такой же участник богослужения, как и священник, как и певчий. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, одновременно с другими молящимися, а именно тогда, когда это указано.

Об уставе о поклонах мы и хотим поговорить, тем более, что этим интересовались многие люди, смущенные современным незнанием и полным самочинием в этом вопросе. В разных источниках можно сейчас встретить несоответствие друг другу и даже противоречия. Мы же возьмем за основу опыт известного исследователя и ревнителя Церковного Устава – епископа и исповедника Афанасия (Сахарова) (Ж 1962 г.).

Прежде всего скажем о том, что волнует почти всех – о земных (великих) поклонах – когда их уместно совершать и когда нет. Земные поклоны на богослужении совершаются в определенное время (как, впрочем, и поясные), а не по желанию. Они приличны дням покаяния – будничным и, тем более, постным. Но в дни праздничные: в великие праздники, в воскресные дни, — земные поклоны полностью отменяются, согластно установлению Святых Отцов. Так же в периоды от Пасхи до Троицына дня (Пятидесятницы) и от Рождества до Крещения (Святки) земные поклоны не полагаются. Например 90 правило VI Вселенского собора говорит: «От богоносных Отцов наших канонически предано нам: не преклонять колен в дни воскресные, ради чести Воскресения Христова

». При всем этом и поясные (малые) поклоны полагаются не произвольно, но в определенные моменты, соответственно со смыслом молитвословий.

На любом богослужении положены:

Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем, иногда, еще и прижимают их к себе или целуют их.

На вечерни и утрени, а так же и на всенощном бдении:

  • на вечерни воскресного или праздничного всенощного бдения после молитвы «Сподоби, ГосподиЕ

    » земные поклоны прекращаются до вечерни под следующий день;

  • среди шестопсалмия на троекратном «Аллилуйя

    » — крестное знамение без поклонов на каждое «
    Аллилуйя
    », ради глубокой тишины;

  • на утрени при пении величания – поклон после каждого величания;
  • при пении «Хвалим, благословим, кланяемся и превозносим Тя во вся веки

    » – поясной поклон;

  • при пении «Честнейшую ХерувимЕ

    »: после возгласа «
    Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим
    » – поясной или земной поклон (смотря по дню);

  • на непраздничной утрени после «Достойно есть…

    » — земной поклон.

Отдельным словом необходимо выделить две ситуации, сложившиеся в нашем приходе.

Во-первых – это поведение на богослужении наших соседей — сестер монахинь. Некоторые смущаются тем, как они совершают поклоны, другие вслепую им подражают, не зная правил. Монахи имеют свой особый монастырский устав и следуют в точности ему, нам же не следует ни осуждать их, ни бездумно подражать. Будем придерживаться устава, от Святых Отцов переданного для всей Церкви и через это понемногу узнавать о смысле богослужения.

Во-вторых – это устоявшееся со временем традиция в нашем храме – при каждении всей церкви настоятелем, прихожане переходят то на одну сторону храма, то на другую. При этом все внимание молящихся отвлекается от поемого или читаемого, а переключается только на проходящего священнослужителя. В этом, конечно, проявляется почтение к священнику и священному действию, но движение, шум, повороты боком и даже спиной к алтарю, отвлечение от молитвы никак не согласуется со строем богослужения. Поэтому эта традиция не имеет никакого основания. Во время такого каждения молящийся должен отступить и пропустить священника и после этого сразу встать на свое место, вернувшись мыслью к службе. Если священник кадит на людей, то надо поклониться и вернуться к богослужению, а не сопровождать его взглядом в течении всего священнодействия.

Может быть, этот список кому-то покажется утомительным для запоминания, но тем не менее он может помочь освоится в последованиях богослужений, если человек отнесется к этому серьезно и с усердием к установлениям святых отцов.

* * *

Также, стоя молитвы творим во едину от суббот (т.е. в воскресенье), но причину сего не все знаем. Ибо не только, как совоскресшие Христу и обязанные искать вышнего, стоянием во время молитв в день воскресения напоминаем себе о благодати, нам дарованной, но и потому сие творим, что день этот является образом будущего века… И так основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в этот день молитвы в стоянии совершать, чтобы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному переходу… Церковные уставы научают нас предпочитать в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, что грехом ниспали на землю, и то, что , человеколюбием Создавшего нас, снова воззваны на небо.

(свт. Василий Великий, правило 91)

Кроме этих покло­нов суще­ствуют еще и сле­ду­ю­щие:

При воз­гла­сах «Мир всем» или «Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа…», когда свя­щен­ник бла­го­слов­ляет народ, – пре­кло­нить голову, без крест­ного зна­ме­ния;

  • при отпу­сте без Креста – пре­кло­нить голову, без крест­ного зна­ме­ния;
  • при чтении Еван­ге­лия – стоять с пре­кло­нен­ной голо­вой;
  • при каж­де­нии – отве­чать кадя­щему покло­ном, без крест­ного зна­ме­ния;
  • при воз­гласе «Главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните» – пре­кло­нить голову;
  • при отпу­сте с Кре­стом – поклон с крест­ным зна­ме­нием;
  • при осе­не­нии моля­щихся Кре­стом, Еван­ге­лием, иконой или Чашей — поклон с крест­ным зна­ме­нием;
  • при осе­не­нии моля­щихся све­чами или рукою – поклон без крест­ного зна­ме­ния.

При­ме­ча­ние:

[*] Пра­вила о земных покло­нах не отно­сятся к вос­крес­ным дням. Подроб­нее: О недо­пу­сти­мо­сти земных покло­нов в дни вос­крес­ные.

текст при­во­дится по изда­нию: Пат­ри­ар­ший Пра­во­слав­ный кален­дарь. Настав­ле­ния святых отцов о молитве. 2008. Автор-соста­ви­тель Е.Ю. Голов. Изда­тель­ский Совет Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, 2007. 5–9 фев­раля.

Что означают поклоны

Мы кланяемся во время молитвы, показывая свое благоговение перед Творцом. Тело не отделяется от души. Поэтому поклонами человек выражает свое смирение, послушание. Преклоняясь душой и духом перед Богом, телом человек совершает то же самое. Гордость не любит поклонов, говорили святые отцы.

Но по воскресеньям и праздникам прихожане не должны класть земные поклоны, а стоять прямо на молитве, олицетворяя будущую вечную жизнь. После воскресения мертвых верующие будут сынами Божиими, а не рабами. Об этом говорил святой Василий Великий.

Святитель Антоний Храповицкий говорил, что земной поклон олицетворяет падение и восстание души человека. Когда мы падаем на колени, это показывает грехопадение, смирение. А когда затем встаем, это означает восстание, покаяние, исправление. Поэтому в церкви не принято долго стоять на коленях, это обычай не православный. Надо упасть на колени, а затем встать.

Священник Андрей Лобашинский говорит о том же, что грех ставит человека на колени, но покаяние затем восставляет его. Бог прощает его и делает Своим сыном. Этим характеризуется духовная свобода человека.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]