Епитимья переводится с древнегреческого, как наказание, кара. Ранее в христианском мире епитимья считалась одним из видов церковного наказания. В современной практике епитимья рассматривается скорее, как помощь грешнику, врачевание его оступившейся души, путь кающегося грешника с помощью духовного наставника к истине. Епитимья, в большинстве случаев, заключается в лишениях, носящих аскетический характер. Среди таких санкций применяются чтение молитвенного правила, ограничения в еде в виде дополнительного поста и совершение земных поклонов в храме. Также согрешивший может отлучаться на определенное время от причастия.
Епитимья за блуд назначается за грех похоти и связанные с нею грехи прелюбодеяния и рукоблудия. От остальных известных грехов блуд отличается силой влияния на душу, тело и разум. Последствия блуда делают человека бесчестным и нищим, ведут к болезням души и плоти. Епитимье подвергаются мужчины и женщины, состоящие в интимных отношениях до брака. Грешными считаются гомосексуальные отношения, проституция и рукоблудие. Подвергаются епитимье изменившие законному супругу и «возжелавшие жену ближнего своего».
Наказание за блуд – неизбежная мера, так как в этом прегрешении оступившийся оскорбляет не только свою плоть, но и плоть Христа.
Блудницы, прелюбодеи и покаявшиеся в грехе рукоблудия не допускаются к таинству причастия в рамках епитимьи. Апостол Павел объясняет тяжесть греха блуда тем, что человек отдает «свои члены» блуднице. Поэтому каждый, кто причащается Телом и Кровью Иисуса Христа, должен помнить о том, что, оскверняя свою плоть, он порочит и плоть Христа.
В чем заключается суть епитимьи?
Основополагающая сущность епитимьи заключается не в наказании грешника, потому что такие решения подвластны только Богу. Это способ вернуть в душу кающегося покой, облегчить страдания совести за совершенный блуд, заживить духовную рану, нанесенную грехом. Епитимья – дополнительная возможность для согрешившего за счет усиления аскетических практик прийти к единению с Богом, поблагодарить его за любовь и просветление, осознать свою неправоту перед ним и продемонстрировать, что покаяние не поверхностно, а исходит от сердца.
Епитимья призвана показать кающемуся глубину его греховного поражения и отдаления от Бога.
Василий Великий утверждает, что суть церковного наказания заключается в извлечении христианина из сетей лукавого и чтобы «грех всячески ниспровергать и истреблять». По его мнению, продолжительность епитимьи может быть не фиксированной, а зависеть от душевного состояния согрешившего, его раскаяния и духовной пользы от наложенных санкций. По убеждению Василия Великого, «врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния».
Главное, что должен помнить священник, налагая епитимью, что мера эта призвана врачевать и помогать душам заблудших, а не карать.
Цель епитимьи выявить грех и призвать согрешившего покаяться. Путем покаяния и санкций епитимьи искореняются причины греха и не допускается его повторения.
Качества епитимьи
Протоиерей Георгий Бреев утверждает, что совершенный грех возможно искупить Богоугодными делами. Для скупого — это проявление милосердия. Для совершавшего блуд – целомудренный и скромный образ жизни.
Назначение епитимьи – сугубо индивидуальный процесс. Исцеление происходит путем совершения деяний, противоположных греху, в котором кается прихожанин. Как утверждает Святой Василий, любая из данных Богом человеку душевных способностей «становится для обладающего ею благом или злом по образу употребления». Св. Василий учит, что все зависит от «согласия» и соразмерности, от гармонии или «симметрии» душевной жизни. Гармония кроется в разуме человека. Ключ к разумному согласию и целостности души кроется в человеческом разуме. Епитимья выступает как благодетель, который позволяет найти этот ключ. Одно из основных качеств епитимьи — пребывание наедине с Богом и общение с ним в любви. Грех состоит в блуде, а первопричина греха кроется в удалении от Бога. Только тогда епитимья будет благотворная и лечебная, когда будет соразмерна с совершенным деянием.
Епитимья призвана искоренить грех
Василий Великий объясняет, что грех исцеляется противоположными по сути ему деяниями. Например, тот, кто злословил, должен благословлять. Лиходеев призваны отдавать. Грешившие пьянством врачуются постом. Грех гордыни излечивается смирением. Грех блуда – воздержанием. Также важна сила раскаяния, готовность принять все тягости и испытания, которые будут на пути к очищению души.
Стоит учитывать личные качества согрешившего и условия его жизни. Таким образом, нельзя назначать пост беременным женщинам или больному человеку. Духовное взыскание назначают исходя из следующих факторов:
- обстоятельства прегрешения;
- сопутствующие причины и обстоятельства;
- пол согрешившего;
- возраст;
- семейный статус и общественное положение.
В труде архиепископа Вениамина «Новая Скрижаль» написано, что священник должен на таинстве исповеди задать семь вопросов. Духовник должен знать, кто грешил и что его к этому побудило. Спросить, что и где было совершено, а также – каким образом, в какое время и с какой целью. Важно выяснить во время исповеди, кем является раскаивающийся, какой образ жизни ведет и внутренние мотивы его душевного падения.
Например, епитимья за блуд в отношении к молодому юноше будет мягче, чем за аналогичное согрешение, совершенное взрослым зрелым мужчиной, который уже несколько лет состоит в браке.
Осознание необходимости
По мнению святых отцов, епитимья имеет тесную связь с раскаянием и решимостью грешника отдаляться от греха. И она – их естественное следствие, является важной принадлежностью таинства покаяния. Священник не должен предписывать епитимью тому, кто не хочет понести ее в соответствии со своим грехом.
Таким образом, епитимья является средством, которое согрешивший человек, имеющий глубокую веру во Всевышнего и понимающий свою вину перед ним, принимает на себя в виде ряда ограничений. При этом он хочет показать, что его раскаяние не является поверхностным. А также то, что он благодарен Богу за его милость, но готов понести дополнительное праведное воздаяние в соответствии со своими неблаговидными делами.
«Санкции» епитимьи и допустимость ее смягчения
Епитимья зависит, как от прегрешения, так и от условий и жизненной ситуации кающегося. Духовник, определяя епитимью, действует не только исходя из учений Иисуса и существующих правил епитимьи, а также на основании конкретной ситуации. Епитимья призвана облегчить страдания согрешившего, убедить его отречься от ложных убеждений, обуздать похоть.
Архиепископ Платон полагает, что церковное наказание должно иметь силу до того момента, пока согрешивший будет в нем нуждаться. Он сравнивает духовное врачевание с физическим лечением – больной должен принимать таблетки постоянно, пока не излечится. Поэтому следовать духовным ограничениям нужно до того времени, пока не будет проявляться симптомов содеянного греха.
Соответственно, наказание для мирян и церковнослужителей происходит в разной форме и назначается на разный срок. Суть церковной епитимьи заключается в лишении определенных прав и благ, которые определяются решением Церкви. Апогеем для грешника становится отлучение, или анафема.
Возможна, в качестве исключения, перемена вторым духовником наказания, назначенного другим священником. Это происходит, если первый духовный наставник не учел жизненную ситуацию или по причине значительных перемен в жизни:
- внезапная болезнь;
- перемена службы и занятий;
- обнищание.
Основная санкция епитимьи – покаяние. Традиционно кающиеся проходят четыре ступени и делятся на соответствующие группы. Василий Великий характеризовал таким образом степени покаяния:
- Плачущие – те, кто возносят молитвы Богу и просят прощения за территорией храма.
- Слушающие – люди, которые слушают церковные песнопения внутри храма.
- Припадающие – стоящие сзади амвона, и выходящие по провозглашению дьякона.
- Купностоящие – допущенные до определённых церковных обрядов, но воздерживающиеся от таинства причастия.
Епископ в традиции епитимьи выступает не только духовных наставником, но и судьей. Человеколюбие – главная черта епископа, которым он должен пользоваться, наблюдая за согрешившим. Горячее раскаяние и новая жизнь без прежних прегрешений – повод уменьшить срок или тяжесть наказания за блуд. Василий Великий объясняет право священнослужителей на усиление либо ослабление епитимьи тем, что они получили от Бога власть решения вопросов о духовном взыскании. Плохие судьи будут осуждены Творцом, если увеличат или уменьшат срок епитимьи, руководствуясь личными побуждениями.
Еретикам и раскольникам – пожизненная
Ко всем еретикам Церковь была беспощадна. Епитимья для них назначалась до тех пор, пока еретик, старовер, раскольник не отрекался от заблуждений. Более того – епитимью мог получить не только сам старовер, но и человек его укрывающий. Дополнительно епитимья подкреплялась другими наказаниями. Как подмечает в статье «Русская Православная Церковь о раскольническом движении и старообрядцах», М.Слепкова, введенный в 1716-1718 гг. штраф за отсутствие на исповеди раскольники платили в двойном размере. Староверов предавали анафеме, ссылали на сибирскую каторгу с полной конфискацией имущества, вносили в «черные» списки», запрещали иметь паспорта и лишали других гражданских прав.
Католическая церковь наказывали отступников еще строже. В одной из монографий американского историка и эксперта по истории инквизиции Генри Чарльза Ли говорится, что в теории епитимья служила способом спасения заблудших душ. Обычно епитимья, налагаемая инквизицией, сводилась к неустанной молитве, строгому соблюдению постов, паломничеству по святым местам, раздаче денег на благотворительность. На практике же она нередко превращалась в добровольное тюремное заключение, посажение на хлеб и воду. Если же еретик из тюрьмы сбегал, он признавался безумцем, отвергшим «спасительное лекарство». Строго наказывался не только «утративший веру», но всякий, кто давал ему пристанище или милостыню, кто не доносил на него властям или не задерживал для передачи в суд. «Пособника» также обвиняли в ереси с наложением пожизненной епитимьи.
Использовали инквизиторы и унизительные методы воздействия на души «заблудших овец». Например, поздняя испанская инквизиция в качестве епитимьи обязывала еретика стоять у дверей церкви в санбенито или носить «позорную одежду» постоянно. Одной из жестоких форм католической епитимьи в XIII веке было бичевание – оно считалось легким способом исцеления, но могло длиться до самой смерти осужденного. Хотя и смерть не избавляла от унижений и позора тех, кто не исполнил до конца наложенную на них епитимью. Так, в 1329 году каркассонские инквизиторы приказали отрыть и сжечь кости семи похороненных еретиков, не успевших исполнить епитимью, конфисковать имущество их детей и лишить наследников всех прав.
Добрая слава епитимьи
Обращение человека к Богу – великое таинство. Священнослужители не имеют права назначать открытой епитимьи за тайные грехи, сообщенные кающимися. Назначая епитимью, священник обязан исходить из благих намерений, и она не должна наносить вред доброму имени покаявшегося. Санкции, налагаемые церковью, не должны препятствовать исполнению семейных и трудовых обязанностей или наносить любое другое бесчестье.
Священник призван быть добрым и мудрым пастырем для раскаивающегося грешника.
Действия церковнослужителя должны быть направлены на доброе дело, способствовать врачеванию души грешника. Задача священника вновь освятить путь, с которого сошел прихожанин.
Грешник, прошедший все ступени покаяния епитимьи, перерождается не только душой и телом, он очищается в своих мыслях и желаниях. Истинное значение епитимьи спасти грешную душу путем совершения добрых дел, которые человек продолжит совершать и после снятия с него епитимьи. Добрые деяния, молитвы, обращение к Господу с раскаянием – основные составляющие учат не совершать былых грехов и рождают в голове у раскаявшегося новый взгляд на мир, наполненный желанием снова и снова совершать добродетель.
Прелюбодеям – от 3 до 15 лет
Как следует из правил одного из Отцов Церкви Василия Великого, женщины за прелюбодейство наказывались 15-летней епитимьей, при этом в церкви им запрещалось стоять рядом с другими прихожанами, что усиливало моральное порицание бесстыдницы.
Для мужчин-прелюбодеев епитимья была мягче. Как указано в «Канонах Православной Церкви» Граббе, пойманный на прелюбодеянии или невольно в нем обличенный обязательно подвергается епитимье, но ее срок определяет батюшка. Тот, кто силой взял в жену нареченную другому и насильственно растлил ее, получал 9 лет, а вышедшая замуж без согласия отца – всего 3 года. Епитимья налагалась и на тех, кто женился повторно. За распавшийся первый брак и желание жениться вторично грешника отлучали от причастия на год или два. Троеженец же наказывался пятью годами епитимьи.
Виды епитимьи
Епитимья назначается человеку исключительно во благо. Во время аскетических деяний согрешивший осознает, что отдалился от Бога и ищет путь к нему вновь. Епитимья – волеизъявление Господа. Каждому посылаются только те трудности, которые человек в силах пройти. Наложенная епитимья должна беспрекословно исполняться.
Вячеслав Пономарев в «Справочнике православного человека» перечисляет такие разновидности епитимьи:
- Приветствие Бога поклонами и чтением молитв дома.
- Молитва Иисусу Христу.
- Полунощная служба.
- Чтение духовных текстов – Библии и Жития.
- Строгий пост.
- Отказ от супружеской близости.
- Подаяние.
Убийцам – от 5 до 20 лет
Продолжительность епитимьи для убийц зависела от тяжести преступления. В «Канонах Православной Церкви» известный епископ РПЦЗ Григорий (Граббе) выделяет три вида убийства – вольное, близвольное и невольное. Самой длительной, 20-летней, была епитимья за убийство вольное. К ней приговаривались мужья, убившие жен в гневе, разбойники, те, кто совершил убийство из корысти или на почве неприязни. Двадцатилетнюю епитимью получали и отравители, в том числе женщины, случайно отравившие мужей любовно-приворотным зельем. Убийством вольным считался и аборт, хотя за «детоубийство во чреве» срок епитимьи снижали вдвое – до 10 лет.
Одиннадцатилетняя епитимья назначалась за убийство близвольное. Как пишет Граббе, к нему относилось убийство в страсти или во гневе, а также убийство по неосторожности. Одиннадцатью годами епитимьи наказывались превысившие степень самообороны, то есть те, кто убил человека, защищаясь во время драки.
Мягче всего наказывалось убийство невольное. Епитимия за него назначалась пятилетняя, хотя в большинстве случае срок «исправления грешника» определял священник. К невольному убийству относились случаи лишения жизни по неосторожности. Например, «бросит камень в древо», а камень отскочит и убьет человека. Или «ударит ремнем или железом нетяжелым» и ненароком умертвит того, кого пытался «исправить кнутом».
Церковные каноны
Исторически сложилось так, что практику церковных покаяний Древняя Русь заимствовала у Византии. Поэтому изначально право назначать либо отменять церковные наказания сосредотачивалось в руках епископов. С давних времен епитимья назначалась после тайной исповеди.
Процедура наложения епитимьи была прописана в «Духовном регламенте». Большинство положений действуют в церковной практике нынешних времен. Согласно регламенту, малое отлучение было эквивалентно гражданскому ошельмованию. Ошельмованные лица лишались правоспособности. Анафема означала религиозную смерть и приравнивалась к кончине политической.
Общее понятие
Епитимья – это значит (в переводе с древнегреческого) «наказание, кара». Термин произошел от слова «эпитимион» — наказание по закону. Раньше по-русски он произносился, как «епитимия» – с ударением на предпоследнем слоге. Сейчас ударение ставится на последнем.
Несмотря на перевод этого слова, оно означало наказание, взыскание, которое налагали на провинившегося человека, только в древние времена. На сегодняшний день такая трактовка лишь частично является верной. С точки зрения современного православия, это в духовном смысле лекарство, которого ищет согрешивший человек, испытывающий муки совести.
Епитимья – это исполнение кающимся в добровольном порядке каких-либо благочестивых дел, например, продолжительной молитвы, милости, паломничества, усиленного поста. Эти действия совершаются как меры, служащие для нравственного исправления.
Епитимья в православной практике
В Православии епитимья часто выражается в запрете участия в Евхаристии. Срок, на который согрешившего лишают возможности принять участие в таинстве Святого Причастия, зависит от степени греха:
- еретики и сектанты не будут иметь возможности «соединиться с Богом во Христе» до момента отступления от ослепления, блуда и ереси;
- грешившие смешением крови отлучались на 12 лет;
- покаявшиеся в гробокопании или преступлении клятвы – на 10 лет;
- те, кто занимались колдовством, лишались возможности принятия участия в таинствах на 25 лет;
- прелюбодеям таинство недоступно на срок от 9 до 15 лет;
- убийцам — до 25 лет;
- мужчины, делившие ложе с другими мужчинами или скотом, отлучались на 15 лет.
Патриарх Иеремия о причинах епитимьи
Константинопольский патриарх Иеремия в выделяет следующие поводы для оглашения епитимьи. Лишения, полагающиеся согрешившему, призваны, чтобы:
- Сквозь страдание, которое принимается добровольно, лишиться наказания в последующей жизни после смерти. Пример страдания при жизни земной ради жизни иной показал Иисус.
- Искоренить в согрешившем причины грехопадения, обуздать похоть, привести в порядок мысли. Излечить от прегрешений можно только противоположными добрыми делами.
- Духовное наказание выступает как «узда» человеческого нутра. «Узда» сдерживает от соблазна вновь повторить проступок.
- Любая добродетель дается нелегко. Исходя из этого, выдержавший епитимью научен труду, дисциплинированности и усердию.
- Данная мера применяется для того, чтобы убедиться, что человек не вернется даже мысленно к совершенному греху, что он порицает такое поведение.
Евангельская притча о епитимьи
Примером целесообразности епитимьи служит интерлюдия из Евангелия о мытаре Закхee. Господь сказал ему: «...сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Л к. 19:5). Сборщик податей в Иудее в то время для глубоко верующих людей казался презренным богоотступником, утратившим совесть. После того, как Иисус сказал, что посетит его дом, Мытарь осознал избранность и любовь Бога к нему и сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо«.
В притче нет упоминаний о приказах или советах со стороны Иисуса. Посетив неверного, Иисус показал ему свою любовь, готовность прощать и делать благие дела, что и родило в Мытаре ответное чувство. Он осознал, что не может жить так, как существовал в прошлом до встречи с Богом. Поэтому епитимья для согрешившего – встреча с Богом, возможность почувствовать его любовь, и подарить ему свою. Мытарь сам себе провозгласил епитимью, также каждый из живущих ныне людей может повторить его подвиг, раскаявшись в своих грехах, или обратиться за помощью к священнику, чтобы облегчить путь к истине.
За какие грехи ее могут наложить в наши дни?
- За детоубийство. В целом, в этом случае чаще всего подразумевается аборт. Этот грех церковь тоже считает детоубийством. Причем, если его совершила замужняя женщина, виновными считаются оба супруга. Считается, что за этот тяжкий грех кару посылает сам Господь. Это может быть бесплодие, болезни, семейные проблемы. Если случается что-то из перечисленного, эти проблемы могут быть признаны Божьей епитимьей, которую человек (или пара) вынужден нести по жизни, поэтому батюшка уже не будет назначать ничего больше от себя.
- За блуд и прелюбодеяние (этот перечень можно продолжить грехами лесбиянства, гомосексуализма и другими нарушениями 7 заповеди). Даже в наши дни за разгульный образ жизни и супружескую неверность могут на 7 лет отлучить от причастия.
- За богохульство. Сюда относятся и проклятия, которыми без раздумий сыплют во все стороны некоторые несдержанные люди.
- За клятвопреступление. Очень тяжким грехом считается побожиться, сказать неправду перед иконами (пытаясь именем Божьим добавить своей лжи побольше авторитетности), лгать с рукой на Библии. Ложь — сама по себе зло, но когда в свои фантазии человек еще и Господа как свидетеля приплетает, это плохо вдвойне.
- За воровство. Просто помолиться в церкви мало. Если по вине человека кто-то понес серьезные убытки, эти убытки надо ему восстановить.
- За лживые слова, свидетельства. Конечно, если люди с утра при звонке на работу врут, что застряли в пробке, а сами дальше отсыпаются, это грех. Но куда хуже, если чья-то ложь ломает человеческие судьбы. Такие прегрешения должны повлечь за собой серьезное душевное «лечение».
- За магию (например, гадание на картах). Конечно, батюшка не будет сильно ругать молоденьких девочек, в шутку вызывающих в летнем лагере «черную руку». Но взрослых женщин, промышляющих ведьмовством (даже с молитвами перед иконами), назвать праведницами нельзя даже с натяжкой.
- За алкоголизм, наркоманию. Это двойной грех. Во-первых, пагубные привычки разрушают данное человеку тело (поэтому алкоголизм сравним даже с самоубийством). А во-вторых, они заставляют страдать родных такого человека. Но церковь может помочь не только замолить грехи, но и избавиться от убивающей привычки, нужно всего лишь поверить в это.
Всем ли ее назначают?
Нет. Дело в том, что для очищения от греха человек должен четко понимать, что это именно грех. Если прихожанин только недавно вернулся в лоно церкви, знакомится со многими аспектами веры и обдумывает их, то епитимья может показаться ему малопонятным ритуалом. Который, ко всему прочему, может отвернуть его от веры.
Священники хорошо понимают это и, подобно отцу, радующемуся приходу блудного сына в притче, не судят очень строго. Они могут просто исповедовать таких людей, давая им советы и комментарии.
Если же человек давно посещает храм и священник стал ему настоящим духовным отцом, хорошо понимающим его мысли; если этот верующий пришел к глубокому пониманию смысла служения Господу, значит, он «дорос» и до более осознанного искупления собственных грехов.
Итак, вы поняли, что епитимья — это не строгое наказание, а ваша добровольная «плата» за грехи. Но грехи иногда бывают настолько тяжкими для души, что, даже если священник отпустит их, человеку хочется каяться снова и снова… Можно ли по просьбе верующего (верующей) получить епитимью за уже отпущенный в церкви грех? Отвечает священник:
Душевное состояние кающегося во время епитимьи
Феофан Затворник называл церковное покаяние с временным ограничением от таинств «великой предохранительной силой». Архиепископ Платон также был убежден, что данное церковное наказание в лучшей форме предостерегает покаявшегося от старых и новых прегрешений, искореняет худшие человеческие качества, бережет от неверных наклонностей.
Важнейшим элементом для епитимьи становится не грех, за который её накладывают, а состояние души согрешившего в момент совершения блуда, во время раскаяния и исполнения епитимьи, а также душевное равновесие после неё. Назначая те или иные меры в рамках епитимьи, священник учитывает душевное состояние человека, его образ жизни, темперамент, социальное положение и многие другие факторы.
Епитимья бережет раскаявшегося от блуда, учит его не поддаваться зову плоти, научиться слышать голос разума и слово Бога в сердце. Страдая во время жизни земной, человек будет счастлив на небесах. Однако существование во грехе не даст счастья ни в земной жизни, ни в последующей. Своевременное осознание, раскаяние и искупление греха возносит душу человека ближе к Богу, к истине и абсолютной любви.
Согрешивший, при условии искреннего раскаяния, постоянного обращения к Богу и к собственному сердцу, может добиться отмены епитимьи. Однако важнее не только достойно пройти все лишения, назначенные священником по воле Божьей, а и возненавидеть свой грех. Как говорил архиепископ Иннокентий, грешник своими благими делами и аскетическими лишениями показывает Господу готовность исправить свою жизнь, а ее оставшееся время посвятить искуплению прежних грехов.
Rate this post
The following two tabs change content below.
- Автор
- Последние статьи
SMOLINA_OLGA
Что это такое?
С греческого языка это слово переводится как «наказание по закону». Но священники объясняют: на самом деле нельзя проводить аналогии с мирскими судами. Епитимья — это добровольное очищение человеческой души от «ран», оставленных действительно тяжким проступком.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
Иногда даже после самой честной исповеди человек очищается не полностью. Поэтому ему назначается свершение определенных подвигов, то есть заданий, исполняя которые, он будет очищаться и становиться выше грешной жизни.
Если человек болен телесно, врач выписывает ему лекарство — нельзя вылечиться, не выпив его. Так же и с епитимией: христианин должен относиться к ней максимально серьезно и обязательно исполнить все, что ему «выписали».
Какими бывают епитимьи?
Если сравнивать с мирской судебной системой (штрафы, тюрьма), церковные «наказания» менее строги: это может быть прочтение определенных молитв, раздача милостыни бедным людям, пост. Священник старается выбрать подвиг исходя из личностных качеств и прегрешения определенного человека. Скажем:
- сребролюбец (вор, взяточник, жадный человек) должен будет раздавать милостыню;
- человеку, виновному в смертном грехе обжорства, могут «выписать» строгий пост;
- слишком праздному христианину прикажут почаще посещать храм Божий.
Чаще всего время такого духовного «лечения» — около 40 дней. Если за это время обстоятельства жизни человека изменились и он больше не может выполнять указания батюшки, ему следует посетить своего духовного наставника или иное церковное лицо и получить другие наставления. Ну а если испытание оказалось не по силам верующего, он может обратиться к батюшке или епископу, чтобы его сняли.
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2021 (доступно на Android)
Самые распространенные примеры епитимьи:
- чтение молитв (скажем, 10 раз в день «Отче наш»);
- серьезное изучение духовной литературы;
- земные поклоны при домашней молитве или в церкви;
- исключение половой близости (такой запрет часто накладывается на пары, которые не смогли воздержаться от близости перед венчанием);
- временное отлучение от причастия.
Кто может наложить это церковное наказание?
Духовник. Важно, чтобы прихожанин часто общался с этим духовным лицом, исповедался ему. В таком случае батюшка сможет подобрать «таблетку» по его силам и в то же время не слишком «слабую», ведь выполнять епитимью нужно не играючи, а превозмогая что-то злое и недостойное в себе.
После того как подвиг окажется исполненным, верующий должен опять придти к батюшке. Священник прочтет разрешительную молитву (это называется «разрешить запрещенное»). Если батюшка в долгом отъезде, серьезно болен или умер, эту молитву может прочесть иное духовное лицо.
Иногда епитимью накладывает другой представитель церкви — например, инок (так может случиться, если человек отправляется в паломничество в святой монастырь и там при общении с монахом кается ему в грехах). Правда, в таких обстоятельствах испрашивать епитимью не рекомендуется, ведь этот человек плохо знает все ваши качества, и назначенное им «лекарство» может оказаться не действительным, а то и вовсе непосильным.
Не наказание, но лекарство
В Русской православной церкви епитимью накладывают с великой осторожностью и любовью, чтобы согрешивший ни в коем случае не впал в ещё большее уныние и не накладывают вовсе, если христианин, осознав свою греховность, искренне раскаивается и решительно настроен больше не грешить. Епитимью, как правило, накладывают только в том случае, если верующий упорствует в грехе, – для вразумления. При этом священнослужитель должен хорошо знать самого человека и пребывать в уверенности, что епитимья пойдет ему во благо.
Поэтому обычно священнослужители внимательно относятся к новообращенным и не дают им никаких особенных молитвенных упражнений, из которых, как правило, состоит епитимья. Задача священника в приближении согрешившего к Христу, помочь осознать грехи и справиться. Поэтому епитимья накладывается только в исключительных случаях.
Соразмерность со свойством грехов
Епитимья должна включать в себя действия, противоположные свойству грехов. Так, например, святой Василий пишет, что нужно поступать следующим образом, если:
- злословил – благослови;
- лихоимствовал – отдай;
- упивался – постись;
- гордился – смиряйся;
- завидовал – утешай.
Иоанн Златоуст называет покаянием не только то, чтобы отойти от прежних дурных дел, но еще больше то, чтобы делать дела добрые.
Иоанн Предтеча предлагает сотворить плоды, достойные покаяния, следующим образом. Он говорит: «Если ты похищал чужое, теперь отдавай свое. Прелюбодействовал длительное время? Воздерживайся от близкого общения с женой в известные дни, привыкая к воздержанию. Ты оскорблял или даже бил кого-то? Значит, благословляй тех, кто обижает тебя, и делай благодеяния для бьющих. Предавался сластолюбию и пьянству? Постись и пей только воду. Смотрел на чужую красоту страстными очами? Теперь вообще не смотри на женщин».