Когда мы кому-то оказываем помощь, мы оказываем помощь Самому Богу


«Церковь и Мир». Об одиноких женщинах

Добрый день, дорогие посетители и посетительницы нашего православного сайта «Семья и Вера»!

Ниже размещенное видео предназначено больше нашим посетительницам, чем посетителям. Но и мужчины могут извлечь для себя много познавательной информации из этой телепередачи.

Тема телепередачи «Церковь и мир», которую ведет митрополит Илларион, сегодня посвящена проблеме одиноких женщин. Это очень большая проблема, так как в церквях женщин большинство, все они хотят себе верующих мужей, и потому на стороне их не ищут. В результате – церковь стоит на плечах одиноких женщин.

Давайте посмотрим, что нам скажет и подскажет облеченный в архиерейский сан – митрополит Илларион (Алфеев). Даруй Вам, дорогие наши посетительницы, Господи – хороших православных и любящих мужей!

Обозреватель Иван Семенов. Владыка, мы получили письмо (и мы таких писем получаем не мало) от Надежды из Москвы. Она пишет: «Как узнать замысел Божий обо мне и моей жизни? Чего хочет от меня Господь? Мне 34 года и я несколько лет молюсь о том, чтобы Господь послал мне спутника жизни. Но этого не происходит. Я верю Богу, но не понимаю, может мне не супружеский, а монашеский путь предстоит? Есть ли сейчас старец, который мог бы мне разъяснить замысел Божий обо мне?» Вот таких вопросов от лучшей, прекраснейшей и, я бы сказал, наверное, большей половины наших зрителей, мы получаем. И давайте попробуем ответить на эти вопросы.

Митрополит Иларион. Во-первых, большей половины не бывает. Половина всегда бывает половиной. Во-вторых, универсального ответа нет на этот вопрос, но есть некоторые вещи, которые можно было бы здесь сказать.

Во-первых, никакой старец не может решить судьбу человека за самого человека. Никакой старец не может сказать, выходить вам замуж или идти в монахи. Или выходить за того или иного человека. Это дело индивидуального выбора. Не каждому человеку удается встретить свою вторую половину. Но никогда не надо отчаиваться и никогда не надо прекращать молитву об этом.

Следующий момент. Не надо думать, что если не получилось вступить в брак, то это значит, что надо идти в монахи. Нет такой альтернативы для человека. Для того, чтобы быть монахом или монахиней, для этого требуется особое призвание. И нельзя стать монахом или монахиней только потому, что не удалась семейная жизнь. Для этого нужны гораздо более серьезные причины и гораздо более серьезная внутренняя мотивация. Прежде всего, должно быть у человека внутреннее чувство, что он предназначен именно к одинокой жизни. А у нашей телезрительницы нет этого чувства.

И еще надо сказать о том, что некоторые наши прихожанки живут в каком-то своем замкнутом мире. И некоторые, например, думают, что Церковь вообще запрещает встречаться с мужчинами. Я не имею в виду какие-то греховные связи, а просто встречаться для общения. Или что Церковь запрещает красиво одеваться, или что Церковь запрещает улыбаться. Это ложные представления. На самом деле Церковь не запрещает человеку быть красивым, радостным, наслаждаться теми благами жизни, которые не греховны. И вот в этом плане думаю, что каждый человек должен искать свою вторую половину, если он этого желает, и никогда не отчаиваться.

Обозреватель Иван Семенов. Ну, вот вы говорите, что в монашество человек должен идти, если он чувствует предназначенность к одинокой жизни. Но ведь какая ситуация получается у многих православных женщин: они предназначенности не чувствуют, но фактически они этой одинокой жизнью живут. Получается такое вот разделение фактической жизни и внутреннего ощущения своего предназначения.

Митрополит Иларион. Не всегда, к сожалению, наша фактическая жизнь соответствует нашим внутренним ощущениям. И если такая ситуация складывается в результате обстоятельств, которые мы не в силах преодолеть, то мы должны это воспринимать как крест. Как та житейская ситуация, которая на нас возложена Богом, и которую мы должны нести с терпением и со смирением. Но опять же, не будучи даже семейным человеком, все равно можно иметь многие радости семейной жизни. Например, женщина, которая не имеет детей, она может усыновить или удочерить ребенка, и тем самым создать пусть и не полную, но семью, и быть счастливой самой и дать счастье другому человеку.

Обозреватель Иван Семенов. У нас есть пример такой женщины, которая согласилась рассказать нам о своей судьбе. Православная христианка, которая живет и не монашеской жизнью, и не супружеской, которая смирилась со своим одиночеством в этом мире. Но при этом ей удается жить крайне наполненной и успешной, я бы сказал, христианской жизнью. Давайте покажем нашим зрителям этот сюжет.

Татьяна Свешникова. Я стараюсь ходить на все службы, какие есть. И если мне дают почитать часы, то это тоже большая радость. И я убираюсь после каждой службы и перед каждой службой. Ну, хотя бы немножко. И кроме этого я езжу по домам престарелых. И еще я хожу к бездомным на вокзал по вечерам. И если есть какие-то дела у бездомных, я их днем решаю. И еще я кормлю пять женщин, у которых есть СПИД, гепатит, маленькие дети. Сейчас детей этих восемь, скоро будет десять. Ну, еще хожу в психиатрический интернат. В психиатрическом интернате на самом деле счастье побывать. Там такие чудесные женщины. Я хожу к ним, когда совсем, наверное, уже устала от всех. Если брать ребеночка для себя, чтобы мне было хорошо, чтобы я почувствовала себя мамашей, то мне кажется, что может получиться не очень хорошо. Но если брать, потому что ребенку нужна помощь, каждому ребенку нужна мама, тогда все нормально получится. В общем, у меня жило 11 детей, и многие считали меня мамой. Девочки, мои дочки, все выросли.

Я иногда жажду одиночества. Иногда говорю: «Все, не могу, не хочу, дайте мне побыть одной. Но никогда не удается, ни днем, ни ночью. Я не знаю, как это быть одной. Нет, я не отказываюсь выходить замуж. Я просто не желаю абстрактно выходить замуж. Есть такие девушки, которые – «Просто хочу замуж». Я вот просто не хочу. Если бы я встретила человека, полюбила его, я захочу за него замуж, наверное. Так было один раз, но не сложилось. А абстрактно я замуж не хочу. Просто у меня жизнь на самом деле полна каких-то непрерывных радостей. Поэтому не на что особо обижаться. Благодарить нужно Бога. Мне письмо когда-то написал отец Иоанн Крестьянкин. Он написал: «Таня, благодари Бога, ведь Его милость к тебе очевидна». И я на самом деле эту милость вижу постоянно. Никогда не забываю. Ну, действительно все хорошо.

Митрополит Иларион. Вот вы видите наглядный пример того, как незамужняя женщина смогла реализовать свой женский и материнский потенциал. И здесь очень много есть возможностей для человека, очень много есть возможностей для женщины. В том числе, конечно, и творческие возможности. Они тоже могут быть реализованы, иногда даже более полно человеком, не имеющим семьи, чем человеком, который имеет семью. То есть, если человек хотел создать семью, но это ему не удалось, значит, надо приспособиться к этой ситуации, надо воспринять ее как волю Божию, и нужно делать все для того, чтобы жизнь твоя была наполненной, и чтобы ты мог приносить радость другим людям.

На видео – рубрику >>

Отношения веры и суеверий

◀ Преды­ду­щийСле­ду­ю­щий ▶

Отношения веры и суеверий – Церковь и мир

18:38

Гла­ва сино­даль­но­го Отде­ла внеш­них цер­ков­ных свя­зей мит­ро­по­лит Воло­ко­лам­ский Ила­ри­он в про­грам­ме “Цер­ковь и мир” . Выпуск посвя­щен теме “Отно­ше­ния веры и суе­ве­рий”. Был под­го­тов­лен мате­ри­ал, создан­ный по резуль­та­там социо­ло­ги­че­ско­го опро­са: “Во что верят, и как верят наши соотечественники”.

Теле­ка­нал “Рос­сия-24″.

Расшифровка видео

Здрав­ствуй­те, доро­гие бра­тья и сест­ры, вы смот­ри­те пере­да­чу «Цер­ковь и мир». Вести ее мне помо­га­ет обо­зре­ва­тель Иоанн Семёнов.

Здрав­ствуй­те. Ваши вопро­сы мит­ро­по­ли­ту Ила­ри­о­ну при­сы­лай­те на сайт нашей про­грам­мы «vera.vesti.ru». Вла­ды­ка, у нас нако­пи­лось мно­же­ство вопро­сов, кото­рые мож­но объ­еди­нить одной боль­шой темой: отно­ше­ния веры и суе­ве­рий. И я хочу начать эту пере­да­чу с того, что­бы пред­ло­жить вам и нашим зри­те­лям посмот­реть мате­ри­ал, под­го­тов­лен­ный по резуль­та­там социо­ло­ги­че­ских опро­сов: во что верят и как верят наши сооте­че­ствен­ни­ки. Давай­те посмотрим.

По дан­ным ВЦИОМ, за послед­ние 16 лет рос­си­яне ста­ли посе­щать куль­то­вые соору­же­ния-хра­мы, мече­ти и сина­го­ги чаще. Тех, кто не посе­ща­ет храм, ста­ло мень­ше на 16%. 11% из обще­го чис­ла людей, кото­рые посе­ща­ют хра­мы — неве­ру­ю­щие, они ста­вят све­чи, при­кла­ды­ва­ют­ся к мощам и ико­нам, пода­ют мило­сты­ню, раз­го­ва­ри­ва­ют с Богом, дела­ют пожерт­во­ва­ния на нуж­ды хра­ма. В то же вре­мя по дан­ным служ­бы «Сре­да» вырос­ло и чис­ло суе­вер­ных людей. Так, боль­ше поло­ви­ны опро­шен­ных верят в воз­мож­ность сгла­за и пор­чи. Жен­щи­ны ока­за­лись гораз­до мни­тель­нее муж­чин: 69% про­тив 44%. В воз­мож­ность сгла­за и пор­чи верят мало­обес­пе­чен­ные граж­дане, при этом чем выше обра­зо­ва­ние, тем мень­ше респон­ден­ты верят в сглаз и пор­чу. 37% опро­шен­ных при­слу­ши­ва­ют­ся к аст­ро­ло­ги­че­ским про­гно­зам, а 21% респон­ден­тов при­бе­га­ли к гада­ни­ям. 2/3 респон­ден­тов, кото­рые верят в сглаз и пор­чу, испо­ве­ду­ют пра­во­сла­вие и актив­но участ­ву­ют в при­ход­ской жиз­ни, а вот к гада­ни­ям пра­во­слав­ные при­бе­га­ют не чаще чем остальные.

Преж­де все­го я хотел бы ска­зать, что вера и суе­ве­рие — это поня­тия пря­мо про­ти­во­по­лож­ные. Вот в эпо­ху борь­бы с рели­ги­ей очень часто всё вали­ли в одну кучу: и суе­ве­рия, и раз­лич­ные пред­ме­ты веры. А на самом деле кто боль­ше все­го борол­ся с суе­ве­ри­я­ми? — Преж­де все­го, Цер­ковь. Ведь Цер­ковь боро­лась с суе­ве­ри­я­ми, пото­му что суе­ве­рие про­ти­во­по­лож­но истине. То есть чело­ве­ку пред­ла­га­ет­ся верить в то, во что он верить не дол­жен. И вот поче­му, напри­мер, так мно­го людей верит в пор­чу или сглаз, даже сре­ди людей веру­ю­щих? Пото­му что даже в сре­де веру­ю­щих людей у нас, к сожа­ле­нию, не изжи­ты суе­ве­рия. И у нас есть люди, кото­рые себя счи­та­ют пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми, но при этом они верят в сглаз и пор­чу, при этом они верят аст­ро­ло­ги­че­ским про­гно­зам, и в них как бы ужи­ва­ет­ся вот это пра­во­сла­вие и суе­ве­рие. Я думаю, что чело­век настоль­ко же не может быть пра­во­слав­ным, насколь­ко он явля­ет­ся суе­вер­ным. То есть если чело­век пыта­ет­ся сов­ме­щать и то, и дру­гое, эти две вещи несовместимы.

Вооб­ще двуе­ве­рие — оно ведь свой­ствен­но рус­ско­му пра­во­сла­вию. В Нов­го­ро­де рас­ка­пы­ва­ют кре­сти­ки, где с одной сто­ро­ны крест и ико­на, а с дру­гой сто­ро­ны обе­рег. Вот это же было, полу­ча­ет­ся, в веках?

Оно было свой­ствен­но, конеч­но, рус­ско­му чело­ве­ку в эпо­ху Кре­ще­ния Руси, и в эпо­ху после Кре­ще­ния Руси, когда ста­рые суе­ве­рия про­дол­жа­ли дожи­вать свой век. Но инте­рес­но, что совре­мен­ная эпо­ха явля­ет­ся вре­ме­нем воз­рож­де­ния суе­ве­рий очень мно­гих, и даже воз­рож­де­ни­ем каких-то чисто язы­че­ских обря­дов и веро­ва­ний. И в этом смыс­ле очень пара­док­саль­ным явля­ет­ся тот факт, что парал­лель­но с рели­ги­оз­ным воз­рож­де­ни­ем про­ис­хо­дит и рост инте­ре­са к раз­лич­ным суе­ве­ри­ям — это печаль­ный факт. Но я думаю, что Цер­ковь долж­на при­ла­гать еще боль­ше уси­лий для того, что­бы людям объ­яс­нять какие-то очень про­стые вещи. Напри­мер, меня спра­ши­ва­ют часто — про­сто как свя­щен­ни­ка, спра­ши­ва­ют: как чело­век может предо­хра­нить себя от сгла­за от порчи.

Мы такой вопрос полу­чи­ли от нашей зри­тель­ни­цы. «Здрав­ствуй­те, вла­ды­ка, под­ска­жи­те, пожа­луй­ста, может ли дей­ство­вать чер­ная магия на веру­ю­ще­го чело­ве­ка, как она может дей­ство­вать, и как защи­тить­ся от неё?» Вот это вопрос, кото­рый пря­мо при­сла­ла наша зри­тель­ни­ца Вам.

Вот это вопрос нашей зри­тель­ни­цы, но я такие же вопро­сы полу­чаю очень часто от сво­их при­хо­жан. И ответ здесь вот какой. Мы не верим в то, что чело­ве­ка мож­но испор­тить при помо­щи, напри­мер, взгля­да — то есть, что вот его мож­но сгла­зить; но мы зна­ем то, что поми­мо доб­рых сил, кото­рых мы назы­ва­ем анге­ла­ми, суще­ству­ют и злые силы, кото­рых мы назы­ва­ем беса­ми или демо­на­ми. И вот этот демо­ни­че­ский мир, этот мир злой силы — он втор­га­ет­ся в жизнь чело­ве­ка. Но он втор­га­ет­ся толь­ко тогда, когда чело­век сам поз­во­ля­ет ему вторг­нуть­ся в его жизнь. То есть, напри­мер, если чело­век носит на себе крест натель­ный, если он регу­ляр­но ходит в Цер­ковь, если он испо­ве­ду­ет­ся и при­ча­ща­ет­ся, то само это, то есть как бы цер­ков­ный образ жиз­ни, уже явля­ет­ся защи­той от злых сил.

Но если чело­век, напри­мер, участ­ву­ет в спи­ри­ти­че­ских сеан­сах, или если он идёт к гадал­кам, или если он идёт к каким-то зна­ха­рям, то есть он сам дает допуск в свой внут­рен­ний мир тем силам, при­ро­ду кото­рых он не зна­ет — вот тогда, дей­стви­тель­но, он может ока­зать­ся жерт­вой этих тем­ных сил. При­чем он постра­да­ет не от дру­гих людей, а он, преж­де все­го, постра­да­ет от соб­ствен­ной бес­печ­но­сти. Поче­му Цер­ковь все­гда пре­ду­пре­жда­ет людей, что не надо ходить ни к гадал­кам, ни к зна­ха­рям, что всё это от лукавого.

Хоро­шо, вла­ды­ка, но вот все­гда ли мож­но про­ве­сти чет­кую гра­ни­цу меж­ду верой и суе­ве­ри­ем? Вот очень инте­рес­ный вопрос нам при­слал наш зри­тель Нико­лай. Он пишет: «Ска­жи­те, пожа­луй­ста, насколь­ко силь­ный чудо­тво­рец свя­ти­тель Нико­лай? Гово­рят, он даже явля­ет­ся лич­но неко­то­рым людям, помо­га­ет в бедах. И вот что не вполне понят­но: он помо­га­ет луч­ше сво­им тез­кам, или всем людям оди­на­ко­во? Не хоте­лось бы при­ду­мы­вать какое-то суе­ве­рие (об этом бес­по­ко­ит­ся наш зри­тель, пишу­щий нам пись­мо). Недав­но в празд­ник в честь него я вдруг заду­мал­ся: может, у меня какое-то пре­иму­ще­ство как у его тезки?»

Я думаю, что какое-то пре­иму­ще­ство, может быть, и есть, пото­му что ведь мы почи­та­ем свя­тых, име­на кото­рых мы носим. И у каж­до­го чело­ве­ка есть день тезо­име­нит­ства — по край­ней мере, в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. У нас мы полу­ча­ем при Кре­ще­нии имя свя­то­го, и потом день памя­ти это­го свя­то­го явля­ет­ся днём наше­го тезо­име­нит­ства, или в про­сто­ре­чии име­ни­на­ми. Ещё этот день назы­ва­ют Днем анге­ла. И ино­гда люди пута­ют сво­е­го свя­то­го небес­но­го покро­ви­те­ля со сво­им Анге­лом-Хра­ни­те­лем, и гово­рят, что, напри­мер, вот мой Ангел-Хра­ни­тель — это свя­ти­тель Нико­лай. На самом деле мы верим, что у каж­до­го из нас есть Ангел-Хра­ни­тель, но у каж­до­го из нас есть ещё и небес­ный покро­ви­тель, имя кото­ро­го мы носим. Но свя­ти­тель Нико­лай, конеч­но, помо­га­ет не толь­ко людям, кото­рые носят имя Нико­лай, и есть тыся­чи сви­де­тельств о том, что свя­ти­тель Нико­лай помо­гал людям. Я бы мог рас­ска­зать мно­го таких исто­рий, но для меня лич­но доста­точ­но, что он мне мно­го­крат­но помо­гал — при­чём в самых раз­ных обстоятельствах.

И вот мой лич­ный опыт, кото­рый абсо­лют­но соот­вет­ству­ет опы­ту очень мно­гих людей, кото­рых я знаю, сви­де­тель­ству­ет о том, что свя­ти­тель Нико­лай, по каким-то одно­му Богу извест­ным при­чи­нам, помо­га­ет людям в самых раз­ных обсто­я­тель­ствах, в том чис­ле в житей­ских нуж­дах, в том чис­ле, когда люди нахо­дят­ся в опас­но­сти: напри­мер, тер­пят кораб­ле­кру­ше­ние. Вот я на соб­ствен­ном опы­те знаю: один раз, по край­ней мере, я был спа­сён от смер­ти свя­ти­те­лем Нико­ла­ем. Когда я ехал в машине — за рулем был мало­опыт­ный води­тель, маши­на въе­ха­ла в поло­су тума­на на доста­точ­но боль­шой ско­ро­сти, води­тель не спра­вил­ся с управ­ле­ни­ем, и мы упа­ли с обры­ва, и маши­на несколь­ко раз пере­вер­ну­лась. И по всем пока­за­те­лям мы долж­ны были там погиб­нуть, пото­му что от маши­ны ниче­го не оста­лось. Но свя­ти­тель Нико­лай чудес­ным обра­зом спас нас от гибе­ли. А поче­му это был свя­ти­тель Нико­лай, я вам ска­зать не могу, но я знаю, что это был он. Пото­му что в тот самый момент, когда это про­ис­хо­ди­ло — а когда с вами про­ис­хо­дят такие вещи, это всё ведь в счи­тан­ные секун­ды, вы даже не пони­ма­е­те, что про­ис­хо­дит — вы еде­те, и вдруг какие-то уда­ры вдруг, всё куда-то пере­во­ра­чи­ва­ет­ся, и потом вы ока­зы­ва­е­тесь в овра­ге. Но вот в этот момент я совер­шен­но чет­ко знал и ощу­щал при­сут­ствие свя­ти­те­ля Нико­лая, и я абсо­лют­но убеж­дён в том, что имен­но он тогда спас меня и мое­го спут­ни­ка от гибе­ли. Дока­зать это я, конеч­но, никак не могу, пото­му что это не было какое-то виде­ние, или это не был какой-то, ска­жем, голос, но это было отчёт­ли­во ощу­ще­ние имен­но его присутствия.

Имен­но такое Ваше духов­ное чувство.

Да, такое духов­ное чув­ство. Но были и дру­гие слу­чаи. Когда, напри­мер, я слу­жил в Лит­ве, и у меня было четы­ре при­хо­да на рас­сто­я­нии сто кило­мет­ров один от дру­го­го — а доро­ги были про­се­лоч­ные, транс­пор­та не было, — и един­ствен­ный спо­соб достичь от одно­го при­хо­да до дру­го­го — это идти и голо­со­вать, то есть что­бы тебя под­би­ра­ли попут­ные маши­ны. И вот быва­ло так, что идешь, кило­метр про­шёл, вто­рой, тре­тий — все едут и никто не оста­нав­ли­ва­ет­ся. Начи­на­ешь молить­ся свя­ти­те­лю Нико­лаю — оста­нав­ли­ва­ет­ся маши­на, и тебя под­во­зят. Конеч­но, кто-то может ска­зать: это сов­па­де­ние, конеч­но, кто-то может начать про­бо­вать и у него будет не полу­чать­ся — не знаю.

Ну, вот имен­но, вла­ды­ка, пони­ма­е­те: если это молит­вен­ное обра­ще­ние в житей­ской нуж­де к свя­то­му пре­вра­ща­ет­ся в неко­то­рый тех­но­ло­ги­че­ский ход для чело­ве­ка, и чело­век, может быть, не очень цер­ков­ный — ну вот нуж­но позвать на помощь свя­ти­те­ля Нико­лая, он, может, и жития его не зна­ет, и в Церк­ви ред­ко быва­ет. Но вот он обра­ща­ет­ся к свя­ти­те­лю Нико­лаю — это не есть неко­то­рый шаг, всё-таки гра­ни­ча­щий с суеверием?

Смот­ря с какой целью чело­век обращается.

Вот ему надо уехать, он все пере­про­бо­вал — хоть свя­ти­те­лю Нико­лаю помолюсь…

Да, но вот, я напри­мер, так посту­паю часто. Если я опаз­ды­ваю на само­лет, я начи­наю молить­ся свя­ти­те­лю Нико­лаю. И я не пом­ню слу­чая, что­бы эта молит­ва не помог­ла — так или ина­че, она помо­га­ет. Вот хоти­те — верь­те, хоти­те — нет. Пусть наши теле­зри­те­ли попробуют.

Нет, хоро­шо, я охот­но готов Вам пове­рить. Про­сто такая молит­вен­ная прак­ти­ка сугу­бо житей­ско­го харак­те­ра — если чело­век на ней огра­ни­чи­ва­ет­ся, то при­во­дит ли она его к духов­ной жиз­ни в результате?

Это не при­во­дит к духов­ной жиз­ни, это может вооб­ще пре­вра­тить­ся в какое-то язы­че­ство. Когда, напри­мер, даже появ­ля­ют­ся книж­ки: какой свя­той в каких делах помо­га­ет. И вот, напри­мер, гово­рят, что Иоанн Пред­те­ча помо­га­ет от голов­ной боли. А поче­му он помо­га­ет от голов­ной боли — пото­му что ему голо­ву отру­би­ли. Но про­сти­те меня, вот такие вещи, конеч­но — это уже суе­ве­рия, воз­ни­ка­ю­щие на рели­ги­оз­ной поч­ве. И такие суе­ве­рия Цер­ковь пре­се­ка­ет. С дру­гой сто­ро­ны, мы зна­ем, что неко­то­рые свя­тые обла­да­ют опре­де­лен­ны­ми дара­ми. То есть они помо­га­ют в каких-то кон­крет­ных ситу­а­ци­ях. Напри­мер, когда чело­век боле­ет, он обра­ща­ет­ся с молит­вой к цели­те­лям, допу­стим — я имею в виду не к народ­ным цели­те­лям, а я имею в виду к свя­тым цели­те­лям — таким, как напри­мер, вели­ко­му­че­ник Пан­те­лей­мон. И опять же опыт огром­но­го коли­че­ства людей пока­зы­ва­ет, что по молит­ве этим свя­тым они полу­ча­ют исцеление.

Спра­ши­ва­ет Миха­ил из Петер­бур­га Вас. «Ска­жи­те, пожа­луй­ста, после смер­ти души род­ных и близ­ких людей, кото­рые были на зем­ле, уви­дят­ся на небе­сах, извест­но ли об этом что-нибудь?»

По уче­нию Церк­ви после смер­ти чело­век встре­ча­ет­ся со сво­и­ми род­ны­ми и близ­ки­ми, кото­рые рань­ше него пере­шли в тот мир. И вот эти семей­ные свя­зи и узы, кото­рые созда­ют­ся здесь, на зем­ле, они сохра­ня­ют­ся и там. И это под­твер­жда­ет­ся и опы­том людей, кото­рые пере­жи­ли кли­ни­че­скую смерть. Есть очень инте­рес­ная кни­га иеро­мо­на­ха Сера­фи­ма Роуза — назы­ва­ет­ся «Душа после смер­ти». Вот там он срав­ни­ва­ет сви­де­тель­ства из житий, из агио­гра­фи­че­ских источ­ни­ков, из тво­ре­ний свя­тых отцов, со сви­де­тель­ства­ми людей наше­го вре­ме­ни, кото­рые пере­жи­ли кли­ни­че­скую смерть. И там встре­ча­ют­ся пора­зи­тель­ные парал­ле­ли, в том чис­ле вот эта встре­ча чело­ве­ка со сво­и­ми умер­ши­ми род­ствен­ни­ка­ми. Она явля­ет­ся и опы­том, засви­де­тель­ство­ван­ным в свя­то­оте­че­ской пись­мен­но­сти, и она сви­де­тель­ству­ет­ся опы­том людей, кото­рые пере­жи­ва­ют кли­ни­че­скую смерть.

Спра­ши­ва­ет Арсен из Таш­кен­та. «Как Цер­ковь отно­сит­ся к тол­ко­ва­ни­ям снов, насколь­ко мне извест­но, тол­ко­ва­ние снов не при­зна­ет­ся Цер­ко­вью, но с дру­гой сто­ро­ны, в Вет­хом Заве­те есть кон­крет­ные упо­ми­на­ния об этом?»

В абсо­лют­ном боль­шин­стве слу­ча­ев сны — это то, что мы долж­ны игно­ри­ро­вать, пото­му что сон — это некая парал­лель­ная реаль­ность, кото­рая каким-то обра­зом отра­жа­ет реаль­ность нашей жиз­ни. Но в то же вре­мя это иллю­зор­ный мир. Ведь не слу­чай­но мы ино­гда во сне начи­на­ем себя спра­ши­вать: а спим ли мы, или нет. А иной раз чело­век и наяву начи­на­ет думать: а не сон ли это — то, что с ним про­ис­хо­дит. И вот это погра­нич­ное состо­я­ние меж­ду сном и бодр­ство­ва­ни­ем, когда чело­век то ли спит, то ли не спит, когда ему что-то чудит­ся или видит­ся — это очень инте­рес­ное состо­я­ние, кото­рое даже уче­ные иссле­ду­ют и пыта­ют­ся понять при­ро­ду это­го состо­я­ния. Но в том, что сны отра­жа­ют реаль­ность нашей жиз­ни, сомне­вать­ся не при­хо­дит­ся, и в этом смыс­ле иной раз сны могут ока­зать­ся и вещи­ми. То есть чело­век как бы дума­ет о каких-то вещах, и потом он во сне видит то, что впо­след­ствии про­изой­дёт в реаль­но­сти. То есть сны все­гда не сов­па­да­ют с реаль­но­стью — они в чём-то совпадают.

Ну, и нако­нец, извест­ны слу­чаи, когда Сам Гос­подь при­бе­га­ет к тако­му спо­со­бу откро­ве­ния чело­ве­ку, когда Он что-то откры­ва­ет чело­ве­ку во сне. Когда меня спра­ши­ва­ют люди на испо­ве­ди, или про­сто при­хо­дят люди и спра­ши­ва­ют, мож­но ли верить снам, я гово­рю, что снам луч­ше не верить, пото­му что вещий сон при­хо­дит чело­ве­ку в ред­чай­ших слу­ча­ях, и как пра­ви­ло, чело­век сам тогда ощу­ща­ет, что ему при­сни­лось что-то осо­бен­ное. А в боль­шин­стве слу­ча­ев сны всё-таки явля­ют­ся про­дук­том наше­го соб­ствен­но­го вооб­ра­же­ния, и неред­ко чело­век пуга­ет­ся снов, а осо­бен­но опас­но, когда он начи­на­ет пытать­ся истол­ко­вать свои сны, когда он обра­ща­ет­ся к вся­ким сон­ни­кам, то есть книж­кам, где те или иные сны истол­ко­вы­ва­ют­ся. Вот это вступ­ле­ние на очень опас­ный путь, пото­му что это как раз пря­мой путь к суе­ве­рию, а сле­до­ва­тель­но, к боль­шой духов­ной опас­но­сти для человека.

Спра­ши­ва­ет нас наш зри­тель Мakarios. «Может ли один чело­век напря­мую общать­ся с Богом, и как пра­виль­но понять сло­ва Бога, обра­щен­ные к тебе? Спасибо».

Вот как раз молит­ва — она и явля­ет­ся обще­ни­ем чело­ве­ка с Богом. Когда мы молим­ся Богу — мы обща­ем­ся с Богом напря­мую. При­чём молит­ва — это не моно­лог, молит­ва — это диа­лог. Мы обра­ща­ем­ся к Богу, но мы полу­ча­ем от Бога и ответ. Этот ответ при­хо­дит в очень раз­ных фор­мах. Это может быть какая-то внут­рен­няя убеж­ден­ность в том, что мы полу­чи­ли ответ на наш вопрос; это может быть реаль­ное собы­тие в нашей жиз­ни, когда мы в молит­ве обра­ща­лись и про­си­ли о чём-то кон­крет­ном, и потом это кон­крет­ное мы полу­ча­ем, и оно про­ис­хо­дит. И есть мно­же­ство раз­ных дру­гих спо­со­бов у Бога отве­тить чело­ве­ку. Но весь мно­го­ве­ко­вой опыт молит­вы зиждет­ся как раз имен­но на абсо­лют­ной убеж­ден­но­сти чело­ве­ка в том, что он молит­ся не куда-то в пусто­ту, а что он обра­ща­ет­ся к реаль­но­му суще­ству, кото­рое его слы­шит, кото­рое ему отве­ча­ет, кото­рое ему помо­га­ет. Это Суще­ство, эту Лич­ность мы назы­ва­ем Богом.

Доро­гие бра­тья и сёст­ры, в завер­ше­ние нашей пере­да­чи я хотел бы напом­нить вам сло­ва из вет­хо­за­вет­ной Кни­ги Исход. «Не вни­май пусто­му слу­ху, не давай руки сво­ей нече­сти­во­му, что­бы быть сви­де­те­лем неправ­ды». Да хра­нит вас всех Господь.

Все­го вам доброго.

См. так­же сайт Суеверие.Нет на пор­та­ле “Азбу­ка веры”.

Когда мы кому-то оказываем помощь, мы оказываем помощь Самому Богу

7 января 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на «Россия-24». Свои вопросы мы задаем председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Я поздравляю всех наших телезрителей с праздником Рождества Христова. Желаю, чтобы этот праздник принес радость, мир и утешение в каждую семью и в каждое сердце. Пусть Родившийся в Вифлееме Воплотившийся Бог — Господь наш Иисус Христос помогает нам в это непростое время преодолевать все трудности, вызовы, болезни и испытания, которые выпадают на нашу долю. С праздником Рождества Христова!

Е. Грачева: Из свежих новостей: стало известно, что Владимир Путин готовится привиться от коронавируса разработкой отечественных врачей. Я хотела бы спросить: нет ли намерения ввести себе вакцину у Вас или у Патриарха Кирилла? Известно ли Вам что-то об этом?

Митрополит Иларион: Что касается Святейшего Патриарха, то у меня нет сведений, привился он или нет. А я сделал эту прививку еще в конце августа, когда вакцина даже не была окончательно сертифицирована и только проходила испытания. Я посчитал нужным это сделать, потому что, хотя к тому времени я уже переболел коронавирусом, уровень антител у меня в крови был достаточно низким, но мне оказалось достаточно сделать только один укол: после него уровень антител поднялся, и вторая инъекция уже не была необходима. Для большинства людей, которые не переболели коронавирусом, необходимо два укола.

Я по-прежнему считаю, что вакцина от коронавируса — это на сегодня самое действенное средство против страшной пандемии, которая нас постигла. Я считаю, что чем быстрее и чем большее количество людей удастся привить, тем быстрее мы победим эту страшную напасть. Думаю, что альтернативы тем вакцинам, которые у нас существуют, на данный момент нет. Поэтому рекомендую всем, кто может и у кого нет противопоказаний, привиться от коронавируса.

Е. Грачева: Владыка, Папа Римский призвал страны делиться друг с другом вакцинами от коронавируса. Как Вы думаете, учитывая существующие межгосударственные отношения России с другими странами, возможен ли такой вариант с вакциной «Спутник V»?

Митрополит Иларион: Я считаю, что обмен вакцинами — это веление времени. Политическая ситуация сейчас такова, что мир очень сильно поляризован и все что угодно используется для того, чтобы усилить эту поляризацию. Вакцина не стала исключением. Есть страны, которые принимают российскую вакцину, а есть страны, которые ее не примут не по медицинским, а по политическим соображениям — это реальность, в которой мы сегодня живем.

Мне кажется, в ситуации, которая сейчас складывается, взаимодействие между странами должно быть более плотным и более ощутимым, потому что речь идет о спасении жизней людей. Каждый день в разных странах умирают люди: единицами, десятками, сотнями, а где-то и тысячами. Это очень серьезный вызов для всего человечества. Есть страны, которые способны произвести вакцину для первого укола, но испытывают затруднения с массовым производством вакцин для второго укола. Здесь, конечно, важно, чтобы страны, у которых есть другие возможности, приходили на помощь этим странам. То есть везде, где такое взаимовыгодное сотрудничество возможно, оно бы только приветствовалось, потому что, еще раз повторяю, речь идет о спасении людей.

Е. Грачева: Уже две недели в Москве бесплатно прививают священников. Есть ли у Вас информация, насколько активно клирики пользуются этим правом? Многие ли сделали прививку за первые дни?

Митрополит Иларион: Мы пока не обладаем статистикой, сколько у нас привившихся, а сколько не привившихся священнослужителей, но мне известны священники, которые сразу, как только появилась эта возможность, пошли на прививочные пункты и сделали себе прививку. Я думаю, что это свидетельствует об ответственном отношении наших священнослужителей не только к самим себе, но к своим прихожанам, потому что, как я уже неоднократно напоминал, в том числе и в нашей передаче, и обращаясь к священникам, каждый священнослужитель несет ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь прихожан. Если священник заразился коронавирусом или стал только носителем этого вируса, но при этом не соблюдает гигиенических мер — не носит маску, общается с большим количеством прихожан, — он может стать разносчиком или переносчиком этого вируса. Вот почему очень важно, чтобы священники прививались от коронавируса.

Ведь неслучайно государство, начав массовую вакцинацию, сначала предоставило эту возможность врачам и учителям, затем другим группам социальных работников, а потом дошла очередь и до священнослужителей. Все они работают с большим количеством людей, а потому, соответственно, возрастает степень угрозы, которая может возникать при общении с ними. Я говорю об этом с сожалением, потому что священник — это человек, который несет людям добро, свет, и менее всего мне хотелось бы, чтобы священника кто-то боялся. Но нынешняя ситуация совершенно особая, и всякий человек, который имеет широкий круг общения в силу своей профессии, своего призвания, к сожалению, находится в группе риска и сам представляет определенный риск для окружающих людей. Вот почему для нас очень важно ответственно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Е. Грачева: Перед самым Новым годом Совет Федерации одобрил закон о регулировании социальных сетей. Уже с 1 февраля администрация соцсетей должна блокировать противоправный контент: в размещенных постах не должно быть оскорблений по признакам пола, возраста, расовой принадлежности, отношения к религии. Полезна ли эта инициатива, на Ваш взгляд? Если да, то в первую очередь кому?

Митрополит Иларион: Думаю, что эта инициатива очень полезная и важная, потому что, к сожалению, Интернет в значительной степени до сих пор существует вне правового поля. Есть законы, которые исполняются всеми людьми, живущими в реальном пространстве, а если люди их не исполняют, то они несут за это уголовную и административную ответственность. Но есть люди, которые живут в виртуальном пространстве, прячутся за прозвищами или никами, которые считают, что законы для них необязательны, и совершают преступления только в виртуальном пространстве. Они могут даже совершать реальные преступления, записывая их на видео, выкладывая видео в интернет и получая за это дополнительное количество подписчиков. Недавно был случай, когда блогер прямо перед экраном своего компьютера осуществлял насилие над девушкой, избивал ее, выгнал на мороз. В конце концов эта девушка скончалась, а блогер прибрел дополнительное число подписчиков.

Такого рода противоправный контент, а также призывы к экстремистской деятельности, разжигание ненависти на почве расовой, национальной, религиозной или какой-либо иной принадлежности — все это должно блокироваться интернет-провайдерами. Если же этого не происходит, то ответственность должны нести и распространители противоправного контента, и провайдеры, позволяющие этому контенту существовать на своих платформах. Поэтому закон своевременный и правильный.

Другой вопрос, как этот закон будет использоваться, потому что, к сожалению, бывает так, что принимается правильный закон, а потом он используется неправильно или происходят всякие злоупотребления. Думаю, все это мы увидим уже после того, как закон будет принят и начнет имплементироваться.

Е. Грачева: Одно из нововведений 2021 года — повышение налогов на доходы богатых россиян, которые зарабатывают больше 5 млн рублей в год: для них теперь подоходный налог будет не 13, а 15 процентов. Эти дополнительные деньги пойдут адресно на лечение тяжелобольных детей, только на эти цели. Одобряете ли Вы этот закон? Согласны ли Вы со ставкой в 15 процентов или она, по-Вашему, могла быть и выше?

Митрополит Иларион: Любая инициатива государства, направленная на помощь больным детям, должна только приветствоваться. Конечно, Церковь горячо одобряет заботу государства о больных детях. Единственное, о чем нужно внимательно подумать, и, наверное, это должны просчитать эксперты, — как скажется повышение налога на российском бизнесе и, в частности, на желании российских бизнесменов вкладываться в свою страну. Опасность такого рода повышения налогов на роскошь или на богатство заключается в том, что это может способствовать оттоку бизнеса из России в другие страны. Если это произойдет, то ударит по экономике и окажется обратной стороной медали. Очень важно, чтобы эксперты тщательно просчитали все возможные риски, связанные с введением такого рода налога.

Е. Грачева: Россия вернула древнюю икону святителя Николая, которую Сергею Лаврову подарили власти Боснии. После того, как нашему министру вручили этот подарок, Украина внезапно заявила, что икона — объект ее культурного наследия. По сути, Боснию обвинили в воровстве. Расскажите, что это за икона, и вообще, какая предыстория у этого дипломатического скандала?

Митрополит Иларион: Насколько мне известно, до сих пор не представлено доказательств того, что эта икона является достоянием Украины. Здесь должны поработать эксперты. Если это действительно так и икона краденая, о чем мог не знать даритель этой иконы, тогда, конечно, она подлежит возврату. Но если это не так, тогда, опять же, должно быть экспертное заключение, которое подтвердит происхождение этой иконы.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Как получилось, что католическое духовенство пошло по пути целибата, а в Православии духовенство преимущественно женатое (за исключением монахов)? И почему епископы в Русской Церкви избираются только из черного духовенства?

Митрополит Иларион: Это очень долгая и давняя история, которую я могу рассказать здесь только очень кратко. Первоначально в Церкви был один чин пастырей, он назывался епископами или пресвитерами. В посланиях апостола Павла мы видим употребление этих двух терминов в качестве синонимов. Апостол Павел и про тот, и про другой чин говорит: «епископ (или пресвитер) должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3:2), и дальше перечисляются различные качества. Монашество как институт в Церкви появилось только в IV веке, хотя аскеты, дававшие обет безбрачия, существовали в Церкви с самого начала. Постепенно монашество стало завоевывать все более и более прочные позиции в Церкви. Особенно прочными эти позиции стали после периода иконоборчества, то есть после VIII и IX века, когда именно монахи стали на защиту иконопочитания.

Если говорить о целибате для духовенства, то в восточной Православной Церкви целибат (безбрачие) никогда не был обязательным для духовенства на уровне пресвитеров, то есть священников. С самого начала священники были женатыми, и по-прежнему большинство приходских священников женатые. Что касается архиерейского служения, то с некоторых пор, а именно как раз с IV века, предпочтение стали отдавать безбрачным епископам, при этом они не были монахами, а просто не вступали в брак. До сих пор в целом ряде Поместных Православных Церквей епископами становятся не монахи, а просто люди, которые не вступили в брак — целибатное духовенство.

Самый интересный вопрос: почему так получилось, что безбрачие стало фактически обязательным на уровне епископата в Православной Церкви, тогда как сам апостол Павел говорил, что епископ должен быть женат? Я думаю, причин здесь должно быть несколько. Во-первых, высокий авторитет монашеского и безбрачного духовенства, который был выше, чем у духовенства, состоящего в браке. Во-вторых, это авторитет самого монашества, то есть если избирали на епископское служение, то избирали самых авторитетных пастырей, которые находились как раз в монашеской среде. В-третьих, здесь есть еще и интерес, связанный с защитой Церкви от возможного посягательства на ее имущество.

Что я имею ввиду? Представьте себе, допустим, что епископ — это женатый человек, у него жена и пятеро сыновей. Наверное, ему захочется своих пятерых сыновей поставить на ключевые точки в епархии, на самые богатые приходы, сделать их настоятелями этих храмов, может быть, и жена будет играть какую-то особую роль во всей этой структуре. Представьте себе, во что может превратиться епархия. То есть, если у человека помимо собственно служения, которое должно занимать все его мысли и чувства, есть еще разного рода семейные интересы, то эти интересы могут переплетаться и привести к большому кризису в епархии. Вот почему Православная Церковь на достаточно раннем этапе стала отдавать предпочтение безбрачному духовенству для избрания в епископы, а впоследствии не позднее X века сделало безбрачие обязательным условием для принятия епископского сана.

Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, как понимать учение о конце света? Что это такое и как будет происходить?

Митрополит Иларион: Об этом достаточно подробно говорил Сам Господь Иисус Христос. В Евангелии от Матфея целая глава посвящена изложению того, что Он говорил о конце света. Он говорил, что концу человеческой истории будут предшествовать разные бедствия. «Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:7); «Во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Но Господь также предсказывал, что Он явится Сам для того, чтобы судить всех людей, но явится не так, как в первый раз — в смиренном человеческом облике, а явится во славе: Его будут сопровождать ангелы Божии и Он поставит одних людей по правую сторону, а других по левую. По правую сторону встанут те, которые исполняли Его заповеди, делали добро людям: накормили голодного, одели нагого, посетили находящегося в темнице. А тех, которые не совершали добро, Господь поставит по левую руку, потому что, как Он сказал, то добро, которое мы делаем или не делаем по отношению к конкретному человеку, мы делаем или не делаем по отношению к Самому Богу.

Господь Самого Себя идентифицировал с человеком, который нуждается в нашей помощи, то есть всякий раз, когда мы кому-то оказываем помощь, мы оказываем помощь Самому Богу. Не потому, что Бог нуждается в этой помощи, но потому, что Он посылает нам человека, нуждающегося в нашей помощи, сочувствии, участии. Вот, собственно, о чем говорит Господь в этом поучении о Страшном суде — что каждого человека ждет расплата за его жизнь. Каждый человек несет ответственность за свои поступки и посмертная участь людей будет зависеть от того, как они жили на этой земле. Те, которые творили добро, исполняли заповеди Божии, наследуют Царство Небесное, а те, которые сознательно противились Богу, не использовали возможность совершать добро, наследуют муку вечную. Вот о чем напоминает нам Господь Иисус Христос в Евангелии.

Но Господь предупреждает нас, чтобы мы не думали о том, когда произойдет конец света, потому что для каждого из нас конец жизни может наступить в любой момент. Что же касается конца человеческой истории, то об этом есть слова, которыми я и завершу сегодняшнюю передачу, это слова из той же 24 главы Евангелия от Матфея: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36).

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.

Суеверия, связанные с Церковью


Христос Воскресе, дорогие братия и сестры!
Многие ситуации в жизни обрастают всевозможными суевериями. Покупка или продажа квартиры, рождение детей, смерть и т.п., – всё это часто сопровождается огромным количеством предрассудков, не имеющих ничего общего с православным мировоззрением.

В этой статье православные священники помогут развенчать нашим дорогим читателям некоторые из таких суеверий.

Покупка квартиры с номером 666 на 13-ом этаже

– Мы собираемся покупать квартиру в строящемся доме, но почти все квартиры выкуплены, и по нашим деньгам осталась одна квартира на 13 этаже и с номером 666. Стоит ли соглашаться на этот вариант?

Иеромонах Сергий Волков: Повезло вам! Можно будет экскурсии водить и говорить: «Видите, какая квартира? А ничего у нас и не происходит. Отходите от суеверий!» Только, как обычно делается, после заселения пригласите священника освятить квартиру.

Теряются нательные крестики

– У меня постоянно нательные крестики теряются (как-то сами собой с шеи незаметно срываются). Это что, дурной знак или проклятие?

Иерей Ярослав Ерофеев: Купите крестик покрепче и наденьте его на крепкую веревочку, сейчас качество изделий часто не очень высокое.

Душа усопшего и молитва родственников за него

– Чтобы читать молитвы за недавно умершего дедушку, я зажигаю лампаду. Она горит у меня весь день, на ночь тушу. Мама моя тоже читает, и у нее горит лампада. А бабушки нам сказали, что нельзя в двух квартирах лампаду зажигать – вроде как душа мечется. Правда ли это? И как правильно в таком случае читать молитву? Зажигать свечу или вообще ничего не зажигать?

Иеромонах Савва (Марков): Не слушайте никаких суеверий. Что бы мы тут ни зажигали, на души умерших это никакого влияния не сказывает. Лампады и свечи зажигают молящиеся для самих себя, как символ своего молитвенного настроения. Хотят – зажигают, хотят – нет. Душе усопшего важна только искренняя молитва за нее.

Жить рядом с кладбищем

– Можно ли жить рядом с кладбищем?

Иерей Ярослав Ерофеев: Ну, попробуйте перенести кладбище… А если серьезно, то это очень полезно для души: взглянул за окошко и вспомнил, что мы не вечны.

Жизнь без Бога, вдали от Церкви лишает человека основных ориентиров. И человеческий быт, дела, мысли обрастают многочисленными суевериями, которые совершенно сбивают с толку его и мешают ему. Чтобы не потеряться в жизни и идти по тому пути, который ведет к Богу, важно знать Священное Писание, читать святых отцов, жить церковной жизнью. Тогда ответы на все жизненные вопросы обязательно найдутся.

Суеверия, связанные с соборованием

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]