«Церковь и Мир». Об одиноких женщинах
Добрый день, дорогие посетители и посетительницы нашего православного сайта «Семья и Вера»!
Ниже размещенное видео предназначено больше нашим посетительницам, чем посетителям. Но и мужчины могут извлечь для себя много познавательной информации из этой телепередачи.
Тема телепередачи «Церковь и мир», которую ведет митрополит Илларион, сегодня посвящена проблеме одиноких женщин. Это очень большая проблема, так как в церквях женщин большинство, все они хотят себе верующих мужей, и потому на стороне их не ищут. В результате – церковь стоит на плечах одиноких женщин.
Давайте посмотрим, что нам скажет и подскажет облеченный в архиерейский сан – митрополит Илларион (Алфеев). Даруй Вам, дорогие наши посетительницы, Господи – хороших православных и любящих мужей!
Обозреватель Иван Семенов. Владыка, мы получили письмо (и мы таких писем получаем не мало) от Надежды из Москвы. Она пишет: «Как узнать замысел Божий обо мне и моей жизни? Чего хочет от меня Господь? Мне 34 года и я несколько лет молюсь о том, чтобы Господь послал мне спутника жизни. Но этого не происходит. Я верю Богу, но не понимаю, может мне не супружеский, а монашеский путь предстоит? Есть ли сейчас старец, который мог бы мне разъяснить замысел Божий обо мне?» Вот таких вопросов от лучшей, прекраснейшей и, я бы сказал, наверное, большей половины наших зрителей, мы получаем. И давайте попробуем ответить на эти вопросы.
Митрополит Иларион. Во-первых, большей половины не бывает. Половина всегда бывает половиной. Во-вторых, универсального ответа нет на этот вопрос, но есть некоторые вещи, которые можно было бы здесь сказать.
Во-первых, никакой старец не может решить судьбу человека за самого человека. Никакой старец не может сказать, выходить вам замуж или идти в монахи. Или выходить за того или иного человека. Это дело индивидуального выбора. Не каждому человеку удается встретить свою вторую половину. Но никогда не надо отчаиваться и никогда не надо прекращать молитву об этом.
Следующий момент. Не надо думать, что если не получилось вступить в брак, то это значит, что надо идти в монахи. Нет такой альтернативы для человека. Для того, чтобы быть монахом или монахиней, для этого требуется особое призвание. И нельзя стать монахом или монахиней только потому, что не удалась семейная жизнь. Для этого нужны гораздо более серьезные причины и гораздо более серьезная внутренняя мотивация. Прежде всего, должно быть у человека внутреннее чувство, что он предназначен именно к одинокой жизни. А у нашей телезрительницы нет этого чувства.
И еще надо сказать о том, что некоторые наши прихожанки живут в каком-то своем замкнутом мире. И некоторые, например, думают, что Церковь вообще запрещает встречаться с мужчинами. Я не имею в виду какие-то греховные связи, а просто встречаться для общения. Или что Церковь запрещает красиво одеваться, или что Церковь запрещает улыбаться. Это ложные представления. На самом деле Церковь не запрещает человеку быть красивым, радостным, наслаждаться теми благами жизни, которые не греховны. И вот в этом плане думаю, что каждый человек должен искать свою вторую половину, если он этого желает, и никогда не отчаиваться.
Обозреватель Иван Семенов. Ну, вот вы говорите, что в монашество человек должен идти, если он чувствует предназначенность к одинокой жизни. Но ведь какая ситуация получается у многих православных женщин: они предназначенности не чувствуют, но фактически они этой одинокой жизнью живут. Получается такое вот разделение фактической жизни и внутреннего ощущения своего предназначения.
Митрополит Иларион. Не всегда, к сожалению, наша фактическая жизнь соответствует нашим внутренним ощущениям. И если такая ситуация складывается в результате обстоятельств, которые мы не в силах преодолеть, то мы должны это воспринимать как крест. Как та житейская ситуация, которая на нас возложена Богом, и которую мы должны нести с терпением и со смирением. Но опять же, не будучи даже семейным человеком, все равно можно иметь многие радости семейной жизни. Например, женщина, которая не имеет детей, она может усыновить или удочерить ребенка, и тем самым создать пусть и не полную, но семью, и быть счастливой самой и дать счастье другому человеку.
Обозреватель Иван Семенов. У нас есть пример такой женщины, которая согласилась рассказать нам о своей судьбе. Православная христианка, которая живет и не монашеской жизнью, и не супружеской, которая смирилась со своим одиночеством в этом мире. Но при этом ей удается жить крайне наполненной и успешной, я бы сказал, христианской жизнью. Давайте покажем нашим зрителям этот сюжет.
Татьяна Свешникова. Я стараюсь ходить на все службы, какие есть. И если мне дают почитать часы, то это тоже большая радость. И я убираюсь после каждой службы и перед каждой службой. Ну, хотя бы немножко. И кроме этого я езжу по домам престарелых. И еще я хожу к бездомным на вокзал по вечерам. И если есть какие-то дела у бездомных, я их днем решаю. И еще я кормлю пять женщин, у которых есть СПИД, гепатит, маленькие дети. Сейчас детей этих восемь, скоро будет десять. Ну, еще хожу в психиатрический интернат. В психиатрическом интернате на самом деле счастье побывать. Там такие чудесные женщины. Я хожу к ним, когда совсем, наверное, уже устала от всех. Если брать ребеночка для себя, чтобы мне было хорошо, чтобы я почувствовала себя мамашей, то мне кажется, что может получиться не очень хорошо. Но если брать, потому что ребенку нужна помощь, каждому ребенку нужна мама, тогда все нормально получится. В общем, у меня жило 11 детей, и многие считали меня мамой. Девочки, мои дочки, все выросли.
Я иногда жажду одиночества. Иногда говорю: «Все, не могу, не хочу, дайте мне побыть одной. Но никогда не удается, ни днем, ни ночью. Я не знаю, как это быть одной. Нет, я не отказываюсь выходить замуж. Я просто не желаю абстрактно выходить замуж. Есть такие девушки, которые – «Просто хочу замуж». Я вот просто не хочу. Если бы я встретила человека, полюбила его, я захочу за него замуж, наверное. Так было один раз, но не сложилось. А абстрактно я замуж не хочу. Просто у меня жизнь на самом деле полна каких-то непрерывных радостей. Поэтому не на что особо обижаться. Благодарить нужно Бога. Мне письмо когда-то написал отец Иоанн Крестьянкин. Он написал: «Таня, благодари Бога, ведь Его милость к тебе очевидна». И я на самом деле эту милость вижу постоянно. Никогда не забываю. Ну, действительно все хорошо.
Митрополит Иларион. Вот вы видите наглядный пример того, как незамужняя женщина смогла реализовать свой женский и материнский потенциал. И здесь очень много есть возможностей для человека, очень много есть возможностей для женщины. В том числе, конечно, и творческие возможности. Они тоже могут быть реализованы, иногда даже более полно человеком, не имеющим семьи, чем человеком, который имеет семью. То есть, если человек хотел создать семью, но это ему не удалось, значит, надо приспособиться к этой ситуации, надо воспринять ее как волю Божию, и нужно делать все для того, чтобы жизнь твоя была наполненной, и чтобы ты мог приносить радость другим людям.
На видео – рубрику >>
Отношения веры и суеверий
◀ Предыдущий | Следующий ▶ |
Отношения веры и суеверий – Церковь и мир | 18:38 |
Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в программе “Церковь и мир” . Выпуск посвящен теме “Отношения веры и суеверий”. Был подготовлен материал, созданный по результатам социологического опроса: “Во что верят, и как верят наши соотечественники”.
Телеканал “Россия-24″.
Расшифровка видео
Здравствуйте, дорогие братья и сестры, вы смотрите передачу «Церковь и мир». Вести ее мне помогает обозреватель Иоанн Семёнов.
Здравствуйте. Ваши вопросы митрополиту Илариону присылайте на сайт нашей программы «vera.vesti.ru». Владыка, у нас накопилось множество вопросов, которые можно объединить одной большой темой: отношения веры и суеверий. И я хочу начать эту передачу с того, чтобы предложить вам и нашим зрителям посмотреть материал, подготовленный по результатам социологических опросов: во что верят и как верят наши соотечественники. Давайте посмотрим.
По данным ВЦИОМ, за последние 16 лет россияне стали посещать культовые сооружения-храмы, мечети и синагоги чаще. Тех, кто не посещает храм, стало меньше на 16%. 11% из общего числа людей, которые посещают храмы — неверующие, они ставят свечи, прикладываются к мощам и иконам, подают милостыню, разговаривают с Богом, делают пожертвования на нужды храма. В то же время по данным службы «Среда» выросло и число суеверных людей. Так, больше половины опрошенных верят в возможность сглаза и порчи. Женщины оказались гораздо мнительнее мужчин: 69% против 44%. В возможность сглаза и порчи верят малообеспеченные граждане, при этом чем выше образование, тем меньше респонденты верят в сглаз и порчу. 37% опрошенных прислушиваются к астрологическим прогнозам, а 21% респондентов прибегали к гаданиям. 2/3 респондентов, которые верят в сглаз и порчу, исповедуют православие и активно участвуют в приходской жизни, а вот к гаданиям православные прибегают не чаще чем остальные.
Прежде всего я хотел бы сказать, что вера и суеверие — это понятия прямо противоположные. Вот в эпоху борьбы с религией очень часто всё валили в одну кучу: и суеверия, и различные предметы веры. А на самом деле кто больше всего боролся с суевериями? — Прежде всего, Церковь. Ведь Церковь боролась с суевериями, потому что суеверие противоположно истине. То есть человеку предлагается верить в то, во что он верить не должен. И вот почему, например, так много людей верит в порчу или сглаз, даже среди людей верующих? Потому что даже в среде верующих людей у нас, к сожалению, не изжиты суеверия. И у нас есть люди, которые себя считают православными христианами, но при этом они верят в сглаз и порчу, при этом они верят астрологическим прогнозам, и в них как бы уживается вот это православие и суеверие. Я думаю, что человек настолько же не может быть православным, насколько он является суеверным. То есть если человек пытается совмещать и то, и другое, эти две вещи несовместимы.
Вообще двуеверие — оно ведь свойственно русскому православию. В Новгороде раскапывают крестики, где с одной стороны крест и икона, а с другой стороны оберег. Вот это же было, получается, в веках?
Оно было свойственно, конечно, русскому человеку в эпоху Крещения Руси, и в эпоху после Крещения Руси, когда старые суеверия продолжали доживать свой век. Но интересно, что современная эпоха является временем возрождения суеверий очень многих, и даже возрождением каких-то чисто языческих обрядов и верований. И в этом смысле очень парадоксальным является тот факт, что параллельно с религиозным возрождением происходит и рост интереса к различным суевериям — это печальный факт. Но я думаю, что Церковь должна прилагать еще больше усилий для того, чтобы людям объяснять какие-то очень простые вещи. Например, меня спрашивают часто — просто как священника, спрашивают: как человек может предохранить себя от сглаза от порчи.
Мы такой вопрос получили от нашей зрительницы. «Здравствуйте, владыка, подскажите, пожалуйста, может ли действовать черная магия на верующего человека, как она может действовать, и как защититься от неё?» Вот это вопрос, который прямо прислала наша зрительница Вам.
Вот это вопрос нашей зрительницы, но я такие же вопросы получаю очень часто от своих прихожан. И ответ здесь вот какой. Мы не верим в то, что человека можно испортить при помощи, например, взгляда — то есть, что вот его можно сглазить; но мы знаем то, что помимо добрых сил, которых мы называем ангелами, существуют и злые силы, которых мы называем бесами или демонами. И вот этот демонический мир, этот мир злой силы — он вторгается в жизнь человека. Но он вторгается только тогда, когда человек сам позволяет ему вторгнуться в его жизнь. То есть, например, если человек носит на себе крест нательный, если он регулярно ходит в Церковь, если он исповедуется и причащается, то само это, то есть как бы церковный образ жизни, уже является защитой от злых сил.
Но если человек, например, участвует в спиритических сеансах, или если он идёт к гадалкам, или если он идёт к каким-то знахарям, то есть он сам дает допуск в свой внутренний мир тем силам, природу которых он не знает — вот тогда, действительно, он может оказаться жертвой этих темных сил. Причем он пострадает не от других людей, а он, прежде всего, пострадает от собственной беспечности. Почему Церковь всегда предупреждает людей, что не надо ходить ни к гадалкам, ни к знахарям, что всё это от лукавого.
Хорошо, владыка, но вот всегда ли можно провести четкую границу между верой и суеверием? Вот очень интересный вопрос нам прислал наш зритель Николай. Он пишет: «Скажите, пожалуйста, насколько сильный чудотворец святитель Николай? Говорят, он даже является лично некоторым людям, помогает в бедах. И вот что не вполне понятно: он помогает лучше своим тезкам, или всем людям одинаково? Не хотелось бы придумывать какое-то суеверие (об этом беспокоится наш зритель, пишущий нам письмо). Недавно в праздник в честь него я вдруг задумался: может, у меня какое-то преимущество как у его тезки?»
Я думаю, что какое-то преимущество, может быть, и есть, потому что ведь мы почитаем святых, имена которых мы носим. И у каждого человека есть день тезоименитства — по крайней мере, в Русской Православной Церкви. У нас мы получаем при Крещении имя святого, и потом день памяти этого святого является днём нашего тезоименитства, или в просторечии именинами. Ещё этот день называют Днем ангела. И иногда люди путают своего святого небесного покровителя со своим Ангелом-Хранителем, и говорят, что, например, вот мой Ангел-Хранитель — это святитель Николай. На самом деле мы верим, что у каждого из нас есть Ангел-Хранитель, но у каждого из нас есть ещё и небесный покровитель, имя которого мы носим. Но святитель Николай, конечно, помогает не только людям, которые носят имя Николай, и есть тысячи свидетельств о том, что святитель Николай помогал людям. Я бы мог рассказать много таких историй, но для меня лично достаточно, что он мне многократно помогал — причём в самых разных обстоятельствах.
И вот мой личный опыт, который абсолютно соответствует опыту очень многих людей, которых я знаю, свидетельствует о том, что святитель Николай, по каким-то одному Богу известным причинам, помогает людям в самых разных обстоятельствах, в том числе в житейских нуждах, в том числе, когда люди находятся в опасности: например, терпят кораблекрушение. Вот я на собственном опыте знаю: один раз, по крайней мере, я был спасён от смерти святителем Николаем. Когда я ехал в машине — за рулем был малоопытный водитель, машина въехала в полосу тумана на достаточно большой скорости, водитель не справился с управлением, и мы упали с обрыва, и машина несколько раз перевернулась. И по всем показателям мы должны были там погибнуть, потому что от машины ничего не осталось. Но святитель Николай чудесным образом спас нас от гибели. А почему это был святитель Николай, я вам сказать не могу, но я знаю, что это был он. Потому что в тот самый момент, когда это происходило — а когда с вами происходят такие вещи, это всё ведь в считанные секунды, вы даже не понимаете, что происходит — вы едете, и вдруг какие-то удары вдруг, всё куда-то переворачивается, и потом вы оказываетесь в овраге. Но вот в этот момент я совершенно четко знал и ощущал присутствие святителя Николая, и я абсолютно убеждён в том, что именно он тогда спас меня и моего спутника от гибели. Доказать это я, конечно, никак не могу, потому что это не было какое-то видение, или это не был какой-то, скажем, голос, но это было отчётливо ощущение именно его присутствия.
Именно такое Ваше духовное чувство.
Да, такое духовное чувство. Но были и другие случаи. Когда, например, я служил в Литве, и у меня было четыре прихода на расстоянии сто километров один от другого — а дороги были проселочные, транспорта не было, — и единственный способ достичь от одного прихода до другого — это идти и голосовать, то есть чтобы тебя подбирали попутные машины. И вот бывало так, что идешь, километр прошёл, второй, третий — все едут и никто не останавливается. Начинаешь молиться святителю Николаю — останавливается машина, и тебя подвозят. Конечно, кто-то может сказать: это совпадение, конечно, кто-то может начать пробовать и у него будет не получаться — не знаю.
Ну, вот именно, владыка, понимаете: если это молитвенное обращение в житейской нужде к святому превращается в некоторый технологический ход для человека, и человек, может быть, не очень церковный — ну вот нужно позвать на помощь святителя Николая, он, может, и жития его не знает, и в Церкви редко бывает. Но вот он обращается к святителю Николаю — это не есть некоторый шаг, всё-таки граничащий с суеверием?
Смотря с какой целью человек обращается.
Вот ему надо уехать, он все перепробовал — хоть святителю Николаю помолюсь…
Да, но вот, я например, так поступаю часто. Если я опаздываю на самолет, я начинаю молиться святителю Николаю. И я не помню случая, чтобы эта молитва не помогла — так или иначе, она помогает. Вот хотите — верьте, хотите — нет. Пусть наши телезрители попробуют.
Нет, хорошо, я охотно готов Вам поверить. Просто такая молитвенная практика сугубо житейского характера — если человек на ней ограничивается, то приводит ли она его к духовной жизни в результате?
Это не приводит к духовной жизни, это может вообще превратиться в какое-то язычество. Когда, например, даже появляются книжки: какой святой в каких делах помогает. И вот, например, говорят, что Иоанн Предтеча помогает от головной боли. А почему он помогает от головной боли — потому что ему голову отрубили. Но простите меня, вот такие вещи, конечно — это уже суеверия, возникающие на религиозной почве. И такие суеверия Церковь пресекает. С другой стороны, мы знаем, что некоторые святые обладают определенными дарами. То есть они помогают в каких-то конкретных ситуациях. Например, когда человек болеет, он обращается с молитвой к целителям, допустим — я имею в виду не к народным целителям, а я имею в виду к святым целителям — таким, как например, великомученик Пантелеймон. И опять же опыт огромного количества людей показывает, что по молитве этим святым они получают исцеление.
Спрашивает Михаил из Петербурга Вас. «Скажите, пожалуйста, после смерти души родных и близких людей, которые были на земле, увидятся на небесах, известно ли об этом что-нибудь?»
По учению Церкви после смерти человек встречается со своими родными и близкими, которые раньше него перешли в тот мир. И вот эти семейные связи и узы, которые создаются здесь, на земле, они сохраняются и там. И это подтверждается и опытом людей, которые пережили клиническую смерть. Есть очень интересная книга иеромонаха Серафима Роуза — называется «Душа после смерти». Вот там он сравнивает свидетельства из житий, из агиографических источников, из творений святых отцов, со свидетельствами людей нашего времени, которые пережили клиническую смерть. И там встречаются поразительные параллели, в том числе вот эта встреча человека со своими умершими родственниками. Она является и опытом, засвидетельствованным в святоотеческой письменности, и она свидетельствуется опытом людей, которые переживают клиническую смерть.
Спрашивает Арсен из Ташкента. «Как Церковь относится к толкованиям снов, насколько мне известно, толкование снов не признается Церковью, но с другой стороны, в Ветхом Завете есть конкретные упоминания об этом?»
В абсолютном большинстве случаев сны — это то, что мы должны игнорировать, потому что сон — это некая параллельная реальность, которая каким-то образом отражает реальность нашей жизни. Но в то же время это иллюзорный мир. Ведь не случайно мы иногда во сне начинаем себя спрашивать: а спим ли мы, или нет. А иной раз человек и наяву начинает думать: а не сон ли это — то, что с ним происходит. И вот это пограничное состояние между сном и бодрствованием, когда человек то ли спит, то ли не спит, когда ему что-то чудится или видится — это очень интересное состояние, которое даже ученые исследуют и пытаются понять природу этого состояния. Но в том, что сны отражают реальность нашей жизни, сомневаться не приходится, и в этом смысле иной раз сны могут оказаться и вещими. То есть человек как бы думает о каких-то вещах, и потом он во сне видит то, что впоследствии произойдёт в реальности. То есть сны всегда не совпадают с реальностью — они в чём-то совпадают.
Ну, и наконец, известны случаи, когда Сам Господь прибегает к такому способу откровения человеку, когда Он что-то открывает человеку во сне. Когда меня спрашивают люди на исповеди, или просто приходят люди и спрашивают, можно ли верить снам, я говорю, что снам лучше не верить, потому что вещий сон приходит человеку в редчайших случаях, и как правило, человек сам тогда ощущает, что ему приснилось что-то особенное. А в большинстве случаев сны всё-таки являются продуктом нашего собственного воображения, и нередко человек пугается снов, а особенно опасно, когда он начинает пытаться истолковать свои сны, когда он обращается к всяким сонникам, то есть книжкам, где те или иные сны истолковываются. Вот это вступление на очень опасный путь, потому что это как раз прямой путь к суеверию, а следовательно, к большой духовной опасности для человека.
Спрашивает нас наш зритель Мakarios. «Может ли один человек напрямую общаться с Богом, и как правильно понять слова Бога, обращенные к тебе? Спасибо».
Вот как раз молитва — она и является общением человека с Богом. Когда мы молимся Богу — мы общаемся с Богом напрямую. Причём молитва — это не монолог, молитва — это диалог. Мы обращаемся к Богу, но мы получаем от Бога и ответ. Этот ответ приходит в очень разных формах. Это может быть какая-то внутренняя убежденность в том, что мы получили ответ на наш вопрос; это может быть реальное событие в нашей жизни, когда мы в молитве обращались и просили о чём-то конкретном, и потом это конкретное мы получаем, и оно происходит. И есть множество разных других способов у Бога ответить человеку. Но весь многовековой опыт молитвы зиждется как раз именно на абсолютной убежденности человека в том, что он молится не куда-то в пустоту, а что он обращается к реальному существу, которое его слышит, которое ему отвечает, которое ему помогает. Это Существо, эту Личность мы называем Богом.
Дорогие братья и сёстры, в завершение нашей передачи я хотел бы напомнить вам слова из ветхозаветной Книги Исход. «Не внимай пустому слуху, не давай руки своей нечестивому, чтобы быть свидетелем неправды». Да хранит вас всех Господь.
Всего вам доброго.
См. также сайт Суеверие.Нет на портале “Азбука веры”.
Когда мы кому-то оказываем помощь, мы оказываем помощь Самому Богу
7 января 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на «Россия-24». Свои вопросы мы задаем председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Я поздравляю всех наших телезрителей с праздником Рождества Христова. Желаю, чтобы этот праздник принес радость, мир и утешение в каждую семью и в каждое сердце. Пусть Родившийся в Вифлееме Воплотившийся Бог — Господь наш Иисус Христос помогает нам в это непростое время преодолевать все трудности, вызовы, болезни и испытания, которые выпадают на нашу долю. С праздником Рождества Христова!
Е. Грачева: Из свежих новостей: стало известно, что Владимир Путин готовится привиться от коронавируса разработкой отечественных врачей. Я хотела бы спросить: нет ли намерения ввести себе вакцину у Вас или у Патриарха Кирилла? Известно ли Вам что-то об этом?
Митрополит Иларион: Что касается Святейшего Патриарха, то у меня нет сведений, привился он или нет. А я сделал эту прививку еще в конце августа, когда вакцина даже не была окончательно сертифицирована и только проходила испытания. Я посчитал нужным это сделать, потому что, хотя к тому времени я уже переболел коронавирусом, уровень антител у меня в крови был достаточно низким, но мне оказалось достаточно сделать только один укол: после него уровень антител поднялся, и вторая инъекция уже не была необходима. Для большинства людей, которые не переболели коронавирусом, необходимо два укола.
Я по-прежнему считаю, что вакцина от коронавируса — это на сегодня самое действенное средство против страшной пандемии, которая нас постигла. Я считаю, что чем быстрее и чем большее количество людей удастся привить, тем быстрее мы победим эту страшную напасть. Думаю, что альтернативы тем вакцинам, которые у нас существуют, на данный момент нет. Поэтому рекомендую всем, кто может и у кого нет противопоказаний, привиться от коронавируса.
Е. Грачева: Владыка, Папа Римский призвал страны делиться друг с другом вакцинами от коронавируса. Как Вы думаете, учитывая существующие межгосударственные отношения России с другими странами, возможен ли такой вариант с вакциной «Спутник V»?
Митрополит Иларион: Я считаю, что обмен вакцинами — это веление времени. Политическая ситуация сейчас такова, что мир очень сильно поляризован и все что угодно используется для того, чтобы усилить эту поляризацию. Вакцина не стала исключением. Есть страны, которые принимают российскую вакцину, а есть страны, которые ее не примут не по медицинским, а по политическим соображениям — это реальность, в которой мы сегодня живем.
Мне кажется, в ситуации, которая сейчас складывается, взаимодействие между странами должно быть более плотным и более ощутимым, потому что речь идет о спасении жизней людей. Каждый день в разных странах умирают люди: единицами, десятками, сотнями, а где-то и тысячами. Это очень серьезный вызов для всего человечества. Есть страны, которые способны произвести вакцину для первого укола, но испытывают затруднения с массовым производством вакцин для второго укола. Здесь, конечно, важно, чтобы страны, у которых есть другие возможности, приходили на помощь этим странам. То есть везде, где такое взаимовыгодное сотрудничество возможно, оно бы только приветствовалось, потому что, еще раз повторяю, речь идет о спасении людей.
Е. Грачева: Уже две недели в Москве бесплатно прививают священников. Есть ли у Вас информация, насколько активно клирики пользуются этим правом? Многие ли сделали прививку за первые дни?
Митрополит Иларион: Мы пока не обладаем статистикой, сколько у нас привившихся, а сколько не привившихся священнослужителей, но мне известны священники, которые сразу, как только появилась эта возможность, пошли на прививочные пункты и сделали себе прививку. Я думаю, что это свидетельствует об ответственном отношении наших священнослужителей не только к самим себе, но к своим прихожанам, потому что, как я уже неоднократно напоминал, в том числе и в нашей передаче, и обращаясь к священникам, каждый священнослужитель несет ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь прихожан. Если священник заразился коронавирусом или стал только носителем этого вируса, но при этом не соблюдает гигиенических мер — не носит маску, общается с большим количеством прихожан, — он может стать разносчиком или переносчиком этого вируса. Вот почему очень важно, чтобы священники прививались от коронавируса.
Ведь неслучайно государство, начав массовую вакцинацию, сначала предоставило эту возможность врачам и учителям, затем другим группам социальных работников, а потом дошла очередь и до священнослужителей. Все они работают с большим количеством людей, а потому, соответственно, возрастает степень угрозы, которая может возникать при общении с ними. Я говорю об этом с сожалением, потому что священник — это человек, который несет людям добро, свет, и менее всего мне хотелось бы, чтобы священника кто-то боялся. Но нынешняя ситуация совершенно особая, и всякий человек, который имеет широкий круг общения в силу своей профессии, своего призвания, к сожалению, находится в группе риска и сам представляет определенный риск для окружающих людей. Вот почему для нас очень важно ответственно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Е. Грачева: Перед самым Новым годом Совет Федерации одобрил закон о регулировании социальных сетей. Уже с 1 февраля администрация соцсетей должна блокировать противоправный контент: в размещенных постах не должно быть оскорблений по признакам пола, возраста, расовой принадлежности, отношения к религии. Полезна ли эта инициатива, на Ваш взгляд? Если да, то в первую очередь кому?
Митрополит Иларион: Думаю, что эта инициатива очень полезная и важная, потому что, к сожалению, Интернет в значительной степени до сих пор существует вне правового поля. Есть законы, которые исполняются всеми людьми, живущими в реальном пространстве, а если люди их не исполняют, то они несут за это уголовную и административную ответственность. Но есть люди, которые живут в виртуальном пространстве, прячутся за прозвищами или никами, которые считают, что законы для них необязательны, и совершают преступления только в виртуальном пространстве. Они могут даже совершать реальные преступления, записывая их на видео, выкладывая видео в интернет и получая за это дополнительное количество подписчиков. Недавно был случай, когда блогер прямо перед экраном своего компьютера осуществлял насилие над девушкой, избивал ее, выгнал на мороз. В конце концов эта девушка скончалась, а блогер прибрел дополнительное число подписчиков.
Такого рода противоправный контент, а также призывы к экстремистской деятельности, разжигание ненависти на почве расовой, национальной, религиозной или какой-либо иной принадлежности — все это должно блокироваться интернет-провайдерами. Если же этого не происходит, то ответственность должны нести и распространители противоправного контента, и провайдеры, позволяющие этому контенту существовать на своих платформах. Поэтому закон своевременный и правильный.
Другой вопрос, как этот закон будет использоваться, потому что, к сожалению, бывает так, что принимается правильный закон, а потом он используется неправильно или происходят всякие злоупотребления. Думаю, все это мы увидим уже после того, как закон будет принят и начнет имплементироваться.
Е. Грачева: Одно из нововведений 2021 года — повышение налогов на доходы богатых россиян, которые зарабатывают больше 5 млн рублей в год: для них теперь подоходный налог будет не 13, а 15 процентов. Эти дополнительные деньги пойдут адресно на лечение тяжелобольных детей, только на эти цели. Одобряете ли Вы этот закон? Согласны ли Вы со ставкой в 15 процентов или она, по-Вашему, могла быть и выше?
Митрополит Иларион: Любая инициатива государства, направленная на помощь больным детям, должна только приветствоваться. Конечно, Церковь горячо одобряет заботу государства о больных детях. Единственное, о чем нужно внимательно подумать, и, наверное, это должны просчитать эксперты, — как скажется повышение налога на российском бизнесе и, в частности, на желании российских бизнесменов вкладываться в свою страну. Опасность такого рода повышения налогов на роскошь или на богатство заключается в том, что это может способствовать оттоку бизнеса из России в другие страны. Если это произойдет, то ударит по экономике и окажется обратной стороной медали. Очень важно, чтобы эксперты тщательно просчитали все возможные риски, связанные с введением такого рода налога.
Е. Грачева: Россия вернула древнюю икону святителя Николая, которую Сергею Лаврову подарили власти Боснии. После того, как нашему министру вручили этот подарок, Украина внезапно заявила, что икона — объект ее культурного наследия. По сути, Боснию обвинили в воровстве. Расскажите, что это за икона, и вообще, какая предыстория у этого дипломатического скандала?
Митрополит Иларион: Насколько мне известно, до сих пор не представлено доказательств того, что эта икона является достоянием Украины. Здесь должны поработать эксперты. Если это действительно так и икона краденая, о чем мог не знать даритель этой иконы, тогда, конечно, она подлежит возврату. Но если это не так, тогда, опять же, должно быть экспертное заключение, которое подтвердит происхождение этой иконы.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Как получилось, что католическое духовенство пошло по пути целибата, а в Православии духовенство преимущественно женатое (за исключением монахов)? И почему епископы в Русской Церкви избираются только из черного духовенства?
Митрополит Иларион: Это очень долгая и давняя история, которую я могу рассказать здесь только очень кратко. Первоначально в Церкви был один чин пастырей, он назывался епископами или пресвитерами. В посланиях апостола Павла мы видим употребление этих двух терминов в качестве синонимов. Апостол Павел и про тот, и про другой чин говорит: «епископ (или пресвитер) должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3:2), и дальше перечисляются различные качества. Монашество как институт в Церкви появилось только в IV веке, хотя аскеты, дававшие обет безбрачия, существовали в Церкви с самого начала. Постепенно монашество стало завоевывать все более и более прочные позиции в Церкви. Особенно прочными эти позиции стали после периода иконоборчества, то есть после VIII и IX века, когда именно монахи стали на защиту иконопочитания.
Если говорить о целибате для духовенства, то в восточной Православной Церкви целибат (безбрачие) никогда не был обязательным для духовенства на уровне пресвитеров, то есть священников. С самого начала священники были женатыми, и по-прежнему большинство приходских священников женатые. Что касается архиерейского служения, то с некоторых пор, а именно как раз с IV века, предпочтение стали отдавать безбрачным епископам, при этом они не были монахами, а просто не вступали в брак. До сих пор в целом ряде Поместных Православных Церквей епископами становятся не монахи, а просто люди, которые не вступили в брак — целибатное духовенство.
Самый интересный вопрос: почему так получилось, что безбрачие стало фактически обязательным на уровне епископата в Православной Церкви, тогда как сам апостол Павел говорил, что епископ должен быть женат? Я думаю, причин здесь должно быть несколько. Во-первых, высокий авторитет монашеского и безбрачного духовенства, который был выше, чем у духовенства, состоящего в браке. Во-вторых, это авторитет самого монашества, то есть если избирали на епископское служение, то избирали самых авторитетных пастырей, которые находились как раз в монашеской среде. В-третьих, здесь есть еще и интерес, связанный с защитой Церкви от возможного посягательства на ее имущество.
Что я имею ввиду? Представьте себе, допустим, что епископ — это женатый человек, у него жена и пятеро сыновей. Наверное, ему захочется своих пятерых сыновей поставить на ключевые точки в епархии, на самые богатые приходы, сделать их настоятелями этих храмов, может быть, и жена будет играть какую-то особую роль во всей этой структуре. Представьте себе, во что может превратиться епархия. То есть, если у человека помимо собственно служения, которое должно занимать все его мысли и чувства, есть еще разного рода семейные интересы, то эти интересы могут переплетаться и привести к большому кризису в епархии. Вот почему Православная Церковь на достаточно раннем этапе стала отдавать предпочтение безбрачному духовенству для избрания в епископы, а впоследствии не позднее X века сделало безбрачие обязательным условием для принятия епископского сана.
Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, как понимать учение о конце света? Что это такое и как будет происходить?
Митрополит Иларион: Об этом достаточно подробно говорил Сам Господь Иисус Христос. В Евангелии от Матфея целая глава посвящена изложению того, что Он говорил о конце света. Он говорил, что концу человеческой истории будут предшествовать разные бедствия. «Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:7); «Во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Но Господь также предсказывал, что Он явится Сам для того, чтобы судить всех людей, но явится не так, как в первый раз — в смиренном человеческом облике, а явится во славе: Его будут сопровождать ангелы Божии и Он поставит одних людей по правую сторону, а других по левую. По правую сторону встанут те, которые исполняли Его заповеди, делали добро людям: накормили голодного, одели нагого, посетили находящегося в темнице. А тех, которые не совершали добро, Господь поставит по левую руку, потому что, как Он сказал, то добро, которое мы делаем или не делаем по отношению к конкретному человеку, мы делаем или не делаем по отношению к Самому Богу.
Господь Самого Себя идентифицировал с человеком, который нуждается в нашей помощи, то есть всякий раз, когда мы кому-то оказываем помощь, мы оказываем помощь Самому Богу. Не потому, что Бог нуждается в этой помощи, но потому, что Он посылает нам человека, нуждающегося в нашей помощи, сочувствии, участии. Вот, собственно, о чем говорит Господь в этом поучении о Страшном суде — что каждого человека ждет расплата за его жизнь. Каждый человек несет ответственность за свои поступки и посмертная участь людей будет зависеть от того, как они жили на этой земле. Те, которые творили добро, исполняли заповеди Божии, наследуют Царство Небесное, а те, которые сознательно противились Богу, не использовали возможность совершать добро, наследуют муку вечную. Вот о чем напоминает нам Господь Иисус Христос в Евангелии.
Но Господь предупреждает нас, чтобы мы не думали о том, когда произойдет конец света, потому что для каждого из нас конец жизни может наступить в любой момент. Что же касается конца человеческой истории, то об этом есть слова, которыми я и завершу сегодняшнюю передачу, это слова из той же 24 главы Евангелия от Матфея: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36).
Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.
Суеверия, связанные с Церковью
Христос Воскресе, дорогие братия и сестры!
Многие ситуации в жизни обрастают всевозможными суевериями. Покупка или продажа квартиры, рождение детей, смерть и т.п., – всё это часто сопровождается огромным количеством предрассудков, не имеющих ничего общего с православным мировоззрением.
В этой статье православные священники помогут развенчать нашим дорогим читателям некоторые из таких суеверий.
Покупка квартиры с номером 666 на 13-ом этаже
– Мы собираемся покупать квартиру в строящемся доме, но почти все квартиры выкуплены, и по нашим деньгам осталась одна квартира на 13 этаже и с номером 666. Стоит ли соглашаться на этот вариант?
Иеромонах Сергий Волков: Повезло вам! Можно будет экскурсии водить и говорить: «Видите, какая квартира? А ничего у нас и не происходит. Отходите от суеверий!» Только, как обычно делается, после заселения пригласите священника освятить квартиру.
Теряются нательные крестики
– У меня постоянно нательные крестики теряются (как-то сами собой с шеи незаметно срываются). Это что, дурной знак или проклятие?
Иерей Ярослав Ерофеев: Купите крестик покрепче и наденьте его на крепкую веревочку, сейчас качество изделий часто не очень высокое.
Душа усопшего и молитва родственников за него
– Чтобы читать молитвы за недавно умершего дедушку, я зажигаю лампаду. Она горит у меня весь день, на ночь тушу. Мама моя тоже читает, и у нее горит лампада. А бабушки нам сказали, что нельзя в двух квартирах лампаду зажигать – вроде как душа мечется. Правда ли это? И как правильно в таком случае читать молитву? Зажигать свечу или вообще ничего не зажигать?
Иеромонах Савва (Марков): Не слушайте никаких суеверий. Что бы мы тут ни зажигали, на души умерших это никакого влияния не сказывает. Лампады и свечи зажигают молящиеся для самих себя, как символ своего молитвенного настроения. Хотят – зажигают, хотят – нет. Душе усопшего важна только искренняя молитва за нее.
Жить рядом с кладбищем
– Можно ли жить рядом с кладбищем?
Иерей Ярослав Ерофеев: Ну, попробуйте перенести кладбище… А если серьезно, то это очень полезно для души: взглянул за окошко и вспомнил, что мы не вечны.
Жизнь без Бога, вдали от Церкви лишает человека основных ориентиров. И человеческий быт, дела, мысли обрастают многочисленными суевериями, которые совершенно сбивают с толку его и мешают ему. Чтобы не потеряться в жизни и идти по тому пути, который ведет к Богу, важно знать Священное Писание, читать святых отцов, жить церковной жизнью. Тогда ответы на все жизненные вопросы обязательно найдутся.
Суеверия, связанные с соборованием