Исповедь, или Почему нельзя самому себе отпустить грехи


Исповедь, или Почему нельзя самому себе отпустить грехи

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Юрий ПУЩАЕВ

Одно из самых знаменитых богословских произведений, да и вообще произведений в истории культуры — «Исповедь» Августина — на языке оригинала, на латыни называется Confessiones. Легко видеть, что это та же самая лексема, что и хорошо знакомое всем современное слово «конфессия». В русском языке конфессией сегодня обычно называют объединения верующих в рамках одной религии со своими особенностями вероучения, богослужения и особенностями организационной структуры. Кстати, иногда неверно слово «конфессия» относят к буддизму, исламу или иудаизму в целом, но это ставшая распространенной ошибка. Конфессия — это все-таки отдельное направление внутри той или иной религии, чаще всего христианства.

15 марта у православных христиан начался Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.

К христианским конфессиям принадлежат православие, католицизм и протестантизм. Мы уже, наверно, привыкли слышать слово «конфессия» как нечто официальное и эмоционально никак не окрашенное, что-то из области преимущественно статистики. В мире столько-то католиков, столько то православных, столько то протестантов… Но интересно, что синоним этого значения слова «конфессия», который просто является его переводом на русский язык — это исповедание веры.

И тогда принадлежность к той или иной конфессии, если она не формальна, не только нечто из мира статистики на религиозную тему, — это открытое и убежденное признание своей веры в Бога словами и делами, не смотря ни на какие гонения и страдания, даже на угрозу смерти. Неслучайно в Православной Церкви исповедниками, то есть теми, кто действительно исповедал или поведал миру свою веру в Господа Иисуса Христа, называются святые, которые за это претерпели гонения и страшные мучения, хотя и остались живы.

Вообще дословно на русский язык слово confessio переводится как «сознание», «признание» — скажем, признание своих грехов, своей ошибки. Оно образовано от глагола confiteor — «сознавать», «признавать», «явно показывать», «обнаруживать». А корень этого слова — глагол for, что значит просто — говорить, выражать, судить, предсказывать (отсюда и латинское слово судьба — fatum — как то, что предсказано и суждено).

И поэтому неслучайно, что и исповедь как Таинство, как исповедание своих грехов и покаяние в них Богу, и исповедание своей веры подразумевают обязательно проговаривание, выражение вслух своих мыслей и чувств. Правда, в случае исповеди это разговор один на Один человека с Богом, который от других людей охраняет тайна исповеди, а в случае конфессиональной принадлежности как исповедания веры тут такой тайны нет, и делается оно порой максимально публично. Однако и в том, и в другом случае это некий разговор, произнесение или вынесение вовне того, что внутри.

Нельзя лишь втайне, никому не признаваясь, принадлежать к той или иной религии, но необходимо и публично исповедывать или выражать свою веру. Ведь настоящая вера — это не просто сугубо личное, интимное дело человека, но это такое его личное дело, которое не может не перейти так или иначе и во внешнюю, общественную сферу. Так же и прощение от Бога и разрешение от своих грехов можно получить лишь через исповедь как через их открытое высказывание и признание. Нельзя просто застыдиться в глубине сердца и попросить у Бога прощения. Нужен именно разговор с Богом, а не с самим собой, и исповедь и является таким разговором-признанием и прощением. А иначе как человек вообще узнает, что он действительно прощен?

Исповедоваться самому себе и попросить прощения только в своем сердце легче легкого — всегда можно так или иначе договориться с самим собой, успокоить себя, хотя бы на поверхности. Но это не настоящее прощение, а лишь театр теней, притворная игра перед зеркалом. Это не будет просто-напросто настоящим поступком, как реальная исповедь — пойти и на деле, открыто признаться в своих нравственных ошибках и недостоинствах. Для этого нужны мужество и решимость. И реально простить тебя может лишь тот, перед кем конкретно ты был не прав.

Поэтому, например, обидев другого человека, ты и прощения должен просить у него — открыто, вслух. И как согрешает человек в отношении прежде всего Бога как источника праведности и морали, так и прощение он должен получать лишь от Него Самого — в разговоре с Богом при видимом посредничестве священника.

В целом получается интересная картина, если смотреть на два этих значения слова confessio (собственно конфессия и исповедь) и не разделять их, а оба держать в уме, взаимно проецировать одно на другое. Тогда получится понимать и помнить, что конфессия как принадлежность к той или иной религии должна опираться на осознанный личный выбор, идти изнутри и быть действительно исповеданием веры, доказываться делами и жизнью, а не статистической справкой из «ведомства вероисповедания». А исповедь как признание своих грехов и внутреннее стремление от них очиститься должна обязательно получать так или иначе и внешнюю форму, не может быть только моим личным, как бы интимным делом. Исповедь — это поведание, реальный разговор или диалог с Богом, в результате которого только и можно получить прощение.

Более подробно о таинстве Исповеди можно прочитать в рубрике «Исповедь».

О других важных для христиан понятиях читайте в рубрике «Толковый словарь».

Священник поведал, как с помощью Telegram-бота замолить грех за просмотр порно

В Telegram появился бот «Правильное время», благодаря которому каждый желающий может отмолить грехи за просмотр порнографии. Первыми его обнаружили журналисты «Подъема».

«Ты столкнулся с проблемой зависимости от порнографии? Твое сердце разъедает чувство вины за совершенное блудодеяние, гложет совесть? Этот чат-бот подскажет тебе, как правильно обратиться к Господу, чтобы он помог отпустить этот грех», — говорится в описании.

Сам бот работает следующим образом. Изначально необходимо ответить на вопрос «Сколько времени ты потратил сейчас на порно?», выбрав один из предложенных вариантов (5 минут; 15 минут; полчаса; час и более). Затем бот предлагает пользователям специальную молитву (или несколько) — длительность зависит от ответа на предыдущий вопрос. Так, если выбрать вариант «час и более», то на замаливание греха, по ощущениям, уйдет даже больше часа. После прочтения молитвы пользователь должен нажать на кнопку «Аминь», тем самым завершив ритуал.

close

100%

Telegram-бот «Правильное время»

Данный бот был разработан совместно с отцом Константином (Мальцевым), священником из Краснодарского края, который активно и успешно ведет соцсети: к примеру, в Instagram на него подписаны почти 40 тыс. человек, а в TikTok — и вовсе 327 тыс.

Как рассказал сам священник «Газете.Ru», его роль в создании чат-бота заключалась в консультировании непосредственных авторов относительно предлагаемых молитв.

«Эти молитвы в свободном доступе есть в интернете. Ребята через интернет вышли на меня с этой инициативой и попросили порекомендовать, какие молитвы было бы хорошо читать, пока в храм еще не дошел. Я им порекомендовал, и они это все сформировали в Telegram-бот, — пояснил он. — Теоретически эти молитвы лучше читать вслух. А практически — вы же, как вариант, можете ехать в метро и вслух вы их читать тогда не будете. Желательно, конечно, вслух, но главное, чтобы было от сердца».

Согласно Мальцеву, в интернете он и некоторые его коллеги видят площадку для проповедования, однако онлайн-служба в различных вариациях классическую литургию не заменяет.

«Telegram-бот не заменяет церковь. Но я сам уже восемь лет в интернете, у меня 10-15 млн человек охвата. Это всего лишь площадка. Когда-то апостолы ходили в ареопаги, где собирались язычники, чтобы проповедовать. Если бы сегодня апостолы были живы, они бы ходили в интернет. Потому что это тоже площадка, где есть верующие люди. Естественно, эта служба не заменяет литургию. Но как небольшое подспорье — это вполне можно принять», — добавил отец Константин.

Отвечая на вопрос о том, что является большим грехом — просмотр порнографии с целью самоудовлетворения или же секс до узаконенных отношений, священник подчеркнул, что «и то, и то по сути является блудом».

«Но во втором случае человек еще и вводит другого в грех. То есть не совсем равнозначно, — отметил он. — Есть ли разница между исключительно просмотром порнографии и просмотром именно для рукоблудия? А зачем еще эти блудные фильмы смотрят по большому счету? Чтобы себя разжечь. Не просто же так — из любопытства, куда, чего и зачем. Это является соблазном и толчком к греху».

О покаянии, отпущении грехов и о противнике


Святитель Кирилл Иерусалимский

Ужасное зло – грех, и болезнь души самая жестокая – преступление закона; оно лишает ее совершенно сил, и повергает в огонь вечный.

***

Зло самого человека, порождение произволения. И что мы подлинно грешим по своему произволению, об этом ясно говорит пророк: «Аз насадих тя виноград плодоносен, весь истинен; како превратился еси в горесть, виноград чуждий» (Иер. 2: 21)? Насаждение доброе, плод злой: зло от воли. Виноград будет пожжен огнем. Потому что для благих плодов насажден был, но принес плод злой по произволению. «Бог сотворил человека правым, – по словам Екклезиаста, – а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7: 29).

***

Грех есть ужасное зло, но не неизлечимое. Ужасно для того, кто имеет его, но удобно излечимо в том, кто отвергает его посредством покаяния. Ибо представь, что кто-либо держит в руке огонь. Пока он держит уголь, до тех пор тот без сомнения жжет его, но если бросит он уголь, то прекратится и жар. Если же кто думает, что он не сгорает от греха, такому говорит Писание: «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?» (Прит. 6: 27). Так попаляет грех силы душевные.

***

Когда забываешь ты Бога, тогда только начинаешь и мыслить злое, и совершать дела беззаконные

Что же такое грех? Это не есть враг, извне наступающий на тебя, человек, но негодная отрасль, из тебя прозябающая. Взирай правыми очами, и не будет в тебе похоти; храни свое и не похищай чужого, и прекратится склонность к хищению. Помни о суде, и не усилятся в тебе ни блуд, ни прелюбодеяние, ни убийство. Когда забываешь ты Бога, тогда только начинаешь и мыслить злое, и совершать дела беззаконные.

***

Впрочем, не ты только сам бываешь виновником греха, есть некто и другой самый злой подстрекатель к нему – диавол. Он подстрекает всех, однако же не одолевает тех, которые не повинуются ему.

***

Говорит Екклезиаст: «Аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави» (Еккл. 10: 4). Заключи дверь свою, удали его от себя, и не нанесет тебе вреда. Если же ты хладнокровно допустишь помысел похоти, то она, обращаясь в сердце, пустит в тебе корни свои, свяжет разум твой и увлечет тебя в пучину зол. Но может быть ты скажешь: я верный, и не возобладает надо мною похоть, хотя бы и часто возбуждалась она в мысли моей. Неужели ты не знаешь, что и в камень внедряется корень от долговременного на нем пребывания? Не принимай семени, иначе оно подавит веру.

***

Вырывай с корнем зло прежде, нежели расцветет оно, чтоб ты, пренебрегши этим в начале, после не имел нужды в секире и огне. Когда начинается глазная болезнь, то ты лечи себя заблаговременно, чтобы не искать врача тогда, когда уже ослепнешь.

***

Первый виновник греха и «отец зла» (Ин. 8: 44) есть диавол, «потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3: 8). Прежде его никто не согрешил. Согрешил же он не потому, что от природы получил необходимую наклонность ко греху (иначе причина греха падала бы на того, кто таковым сотворил его); он, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался диаволом, и быв добрым служителем Божиим, получил себе свойственное имя сатаны, поскольку сатана означает противника.

***

От сатаны прелюбодеяние, блуд и всякое другое зло. Чрез него праотец наш Адам изгнан, и вместо рая, приносившего без возделывания дивные плоды, получил землю, произращающую терния.

***

Если мало трудишься, мало получишь, если же делаешь много, то велика и награда

Покажи в себе затворника уединением сердца твоего. Очисти сосуд твой, чтобы получить тебе бо́льшую благодать. Ибо отпущение грехов равно дается всем, причастие же Святого Духа даруется по мере веры каждого. Если мало трудишься, мало получишь, если же делаешь много, то велика и награда. Для самого себя подвизаешься, смотри, что тебе полезно.

***

Что же, скажет кто-либо, погибли мы обольщенные, и неужели нет после того спасения? Мы пали – неужели нельзя восстать? Тот, Который пролил за нас драгоценную кровь Свою, освободит нас от греха. Не будем отчаиваться, братие, не ввергнем себя в состояние безнадежное. Ибо ужасно не иметь веры и надежды на покаяние.

***

Кто не уповает спастись, тот без опасения умножает грехи свои, а кто надеется получить исцеление, тот без затруднения наконец остерегает себя от оных. Разбойник, если не ожидает помилования, доходит до ожесточения, а если надеется получить прощение, часто приходит в раскаяние.

***

И произращающая терния земля, будучи хорошо возделана, превращается в плодоносную, а для нас неужели не возвратно спасение? Итак, природа наша может принять спасение, требуется только наше произволение.

***

Человеколюбив Бог, и человеколюбив неограниченно. Слушай, что говорит Псалмопевец: «Коль многое множество благости Твоея, Господи» (Пс. 30: 20)! Все в совокупности грехи твои не побеждают великости милосердия Божественного. Язвы твои не превышают опытности Врача твоего. Предай только себя Ему с верой, поведай Врачу болезнь твою, скажи и ты с Давидом: «Рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви», и на тебе сбудутся следующие за этими слова: «И Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс. 31: 5).

***

Хотя бы согрешил целый народ, человеколюбие Божие не побеждается

И хотя бы согрешил целый народ, человеколюбие Божие не побеждается. Отлил народ Израильский тельца, но Бог не оставил человеколюбия Своего. Люди отреклись от Бога, но Бог не отрекся Себя Самого. Притом не один народ согрешил, но и Аарон Первосвященник. О сем свидетельствует Моисей: «И на Аарона разгневался Господь, и помолился о нем», – продолжает он, – и простил ему Бог (Втор. 9: 20,26). – Если тогда Моисей предстательством своим за согрешившего Первосвященника умилостивил Господа, то неужели Иисус, Единородный Сын Божий, ходатайством за нас не умилостивит Бога?

***

Покайся же подобным образом и ты, человек, и для тебя не возбранена благодать. В последующее время покажи незазорным образ жизни твоей. Ибо воистину Бог человеколюбив, и никто не возможет достойно изречь Его человеколюбие. И хотя бы все человеческие народы соединились во едино, то и тогда бы даже и отчасти не смогли поведать человеколюбия Божия.

***

Итак, братие, поспешите и сами покаяться пред Господом, чтобы и прощение получить вам в содеянных грехах, и Царства Небесного удостоиться, и наследовать дар небесный вместе со всеми Святыми во Христе Иисусе. Слава Ему во веки веков. Аминь.

ДИАЛОГИ НА БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ:

КТО МОЖЕТ ОТПУСКАТЬ ГРЕХИ

o Поставим вопрос относительно прощения грехов. Многим, наверное, известно, что это учение, как и многие другие, в различных христианских вероисповеданиях объясняется неодинаково.

— Учение о прощении грехов — это библейское учение. Сама Библия не только говорит об этом, но и разъясняет, кому и на каком основании могут быть прощены грехи. Но это учение постигла участь многих других библейских учений, которые были изменены и ложно истолкованы христианством с имени.

o Хотелось бы знать истинное и верное объяснение Св. Писания по этому вопросу. Все христиане согласятся с тем, что входящие в Божье Царство должны быть чистыми, без греха. Св. Писание говорит, что туда не войдет ничто нечистое. Интересно знать, когда и до какой степени это учение было изменено.

— Известно, что Бог создал Адама чистым и безгрешным, и если бы тот не нарушил Божьего закона, то остался бы таким навсегда, имея право на вечную жизнь. Но мы знаем, что Адам нарушил Божий закон и поэтому согрешил, ибо грех — это (как говорит апостол Павел) «преступление закона». Тем самым он навлек на себя смерть, которая перешла и на все его потомство. Вот почему апостол Павел говорит: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5: 12).

o Да, но здесь же, в Рим. 5: 18, апостол говорит и такие слова: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».

— Эти слова очень важны, и они объясняют нам, что же является основанием для прощения грехов, примирения с Богом и обретения вечной жизни. Похожие слова записаны и в 1 Кор. 15: 21, 22: «Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».

o Означает ли это, что через смерть Иисуса Христа Бог окончательно простил всем грехи, и поэтому все будут спасены?

— Некоторые ошибочно полагают, что Бог окончательно простит грехи всем, и что все будут спасены, даже сатана. Но это не библейское учение. В конце Книги Откровения ясно сказано, что многие, то есть сатана со своими последователями, пойдут на вторую смерть, будут уничтожены навсегда. Да, смерть Иисуса действительно является основанием для прощения грехов, но чтобы получить это прощение и быть спасенным, требуется нечто большее. В доказательство этого стоит прочитать Иоанна 3: 16.

o Хорошо, читаем: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

— На основании этих слов становится понятно, что лишь тот, кто верует в Иисуса Христа и принимает Его, как своего Спасителя, может иметь надежду на спасение. А каждому, кто будет спасен, грехи будут прощены, ибо, как уже было процитировано из Писания, туда не войдет ничто нечистое, т.е. грешное.

o Из этого следует, что грехи могут быть прощены только верующим в Иисуса Христа?

— В Деян. 3: 19 апостол Петр, разъяснив сперва евреям, что Христос, Которого они распяли, является Князем Жизни, Мессией, говорит к ним так: «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши». Здесь показана еще одна вещь, необходимая для очищения от грехов, а именно: покаяние.

o Что означает покаяние?

— Покаяние означает сожаление о совершенных проступках, а также решение или постановление в сердце в дальнейшем не совершать подобного. Это вовсе не подразумевает исключительно устное признание, когда кто-то вслух сожалеет о содеянном. Такой через какое-то время снова может совершить тот же проступок, так как в сердце своем не постановил больше не грешить. О таком человеке нельзя сказать, что он действительно покаялся. Истинно раскаявшийся любой ценой будет избегать всякого рода греха — всего того, что, как ему известно, неугодно Богу.

o Но кто, на основании Св. Писания, кто имеет право прощать грехи?

— Молитва, которой научил нас Иисус Христос, дает понять, кто может прощать грехи и кого мы должны просить об этом. Эта молитва обращена к Отцу и там есть такие слова: «…и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему».

o Из этого следует, что только Бог может прощать нам все грехи, а мы можем (и должны!) прощать провинившимся перед нами.

— Так оно и есть. Если кто-то причинил мне какое-то зло, то только я могу ему это простить. Никто другой из людей не имеет права этого сделать, поскольку урон нанесен мне, а не кому-то иному. Но Бог может прощать все проступки, потому что Он — Господь всего. Когда Иисус пришел на землю, чтобы дать искупительную жертву, то сказал такие слова: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Иоан. 5: 22). В этих словах скрывается мысль, что Иисус также получил право отпускать грехи, поэтому Он и сказал больному, уверовавшему, что Иисус может исцелить его: «Прощаются тебе грехи твои!» А, обратившись к удивленным Его словами книжникам, Он сказал: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мат. 9: 1-6).

o На основании сказанного можно понять, что только Бог и Иисус Христос могут прощать грехи. А теперь хотелось бы знать, почему же некоторые религиозные течения изобрели так называемую «исповедь», утверждая при этом, что определенные, специально назначенные для этого личности имеют право совершать обряд исповеди и могут прощать грехи. Интересно, когда возникло такое учение и имеет ли оно какое-то основание в Св. Писании?

— Ни Иисус Христос, ни апостолы не устанавливали исповеди, и поэтому в Св. Писании нет абсолютно никакого основания для этого обряда. Ушную исповедь утверждено на Латеранском Соборе в 1116 году н.э., а отпущения установлены в 1195 году н.э.

o После исповеди люди приступают к так называемому Причастию, то есть потребляют хлеб и вино, которые, по утверждению этих религиозных верований, превращаются в плоть и кровь Иисуса Христа. Что можно сказать об этом?

— Обычно после одного заблуждения следует другое, что произошло и в этом случае. Установившие исповедь утверждают также, что после определенного ритуала, называемого «литургией» или, по-гречески, «евхаристией» (гр. «eucharistia» — благодарение), они снова распинают Иисуса Христа, и Он еще раз умирает. Тогда вино превращается в кровь, а хлеб — в тело Христа, и приступающие к причастию якобы пьют кровь и едят плоть Иисуса Христа, умирающего во время каждой «литургии» за их грехи. Таким вот образом прощаются грехи.

o Это выглядит довольно странным. Ведь Христу приходится столько раз умирать, чтобы прикрыть человеческие грехи. Имеет ли это учение поддержку Св. Писания?

— Нет, оно абсолютно не основано на Св. Писании, а, наоборот, противоречит ему. В доказательство этого прочитаем Рим. 6: 9.

o Читаем: «Зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти».

— А теперь прочитаем Евр. 10: 14.

o Хорошо, прочитаем и это: «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых».

— На основании прочитанного становится ясным, что Иисус Христос умер только раз, и повторно никто не может умертвить Его, хоть и существует множество тех, кто заявляет о якобы своих правах на это и силе. Апостол Павел очень доступно разъясняет, что жертва Иисуса является достаточной, и того, что свершилось на Голгофе, вполне хватает, чтобы навсегда сделать «совершенными освящаемых». Это означает, что одна и та же жертва смывает как первородный грех (унаследованный от Адама), так и все остальные грехи тех, кто старается наследовать своего Господа. В дополнительных же каких-то жертвах нет никакой нужды. Подтверждая это, святой Иоанн пишет так: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (Иоан. 2: 1, 2).

назад оглавление дальше
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]