Как бороться с грехом осуждения: возникновение, причины

Среди заповедей Божьих не встретить «не осуждай», но осуждение является грехом. Почему? Дело в том, что сравнительно простое в исполнении и достаточно распространенное в бытовом обиходе осуждение греховно по той причине, что является хорошо замаскированным проявлением ненависти. Ненависть же устраняет любовь и мешает исполнению одной из важнейших заповедей: «возлюби своего ближнего как себя самого». Таким образом, осуждение свидетельствует об отсутствии любви человека не только к окружающим людям, но и к себе самому.

Почему осуждение является грехом?


Фото: Vera21.ru
Церковный писатель Ерма в книге «Пастырь» высказал, что не следует, не только осуждать кого-либо, но и слушать тех, кто подвергает осуждению других, потому что, слушая мы участвуем, а участвуя, грешим.

Состояние осуждения вероломно и является демоническим. Первым испытавшим осуждение был дьявол, осудивший и оклеветавший Бога перед прародителями. Впоследствии он стал учить этому греху людей и продолжает успешно этим заниматься.

Причина осуждения кроется в нас самих, а не в осуждаемых нами. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими». Стало быть, осуждаем других от незнания себя.

Осуждение — грехопадение повседневное. Мы впадаем в него, ведя безобидные беседы о своей жизни, жизни знакомых и страны в целом, в среде знакомых и малознакомых людей. К сожалению и в кругу своей семьи также, вовлекая в грехопадение близких людей и давая пример для подражания своим детям.

Для защиты от сплетен, грязных слухов и соблазна в них участвовать, есть молитвы:

  • Архангелу Михаилу;
  • Пресвятой Богородице;
  • Николаю Чудотворцу.

Осуждение: как с ним бороться

О том, почему так привычно и естественно осуждать, как и зачем с этим бороться, почему Христос никого не судит и как же быть с понятием Страшного суда, рассуждает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, окормляющий священнослужителей Западного викариатства Москвы, протоиерей Георгий Бреев.

***

Протоиерей Георгий Бреев
Если всматриваться в себя и стараться увидеть свои склонности, то мы легко заметим, что в нас есть уже наработанная привычка осуждать.
Священнослужители, исповедуя людей, очень редко встречают человека, который бы мог сказать: «А я никого не осуждаю». Это приятно услышать, но такое состояние — скорее исключение…

Осуждение есть проявление нашей гордыни, которой мы присваиваем себе возможность судить о другом человеке. Самопревозношение свойственно каждому человеку, оно всем нам глубоко привито. Чувство самодовольства, самоценности всегда нас изнутри греет: «Он такой красивый, хороший, а я еще красивее и лучше!» — и сразу нам тепло на душе. Все приятное, что мы слышим в свой адрес, нас радует, а чуть скажи что-то вопреки нашему мнению о себе… о, брат ты мой! Некоторые даже приходят в ярость от такого: «Что ты мне сказал?!» Ощущение самоценности может быть сильным стимулом для достижения многих высот, это мощный двигатель! Но все-таки, мы знаем, он работает на энергиях плотских, земных. И знаем, что Писание говорит: «Бог гордым противится»…

Чувство самолюбия не преодолеешь, оно очень сильно. И если человек не борется с ним, не отвергает его от себя, то естественным образом у него возникает потребность с высоты своего самомнения судить других: «Я так высок и совершенен, а кругом-то я не вижу совершенства, поэтому имею право рассуждать и навешивать „ярлыки“ на окружающих». И вот уже люди стремятся собраться, поговорить, обсудить, как тот живет, как этот. И сами не замечают, как начинают осуждать, при этом оправдываются: «Я не осуждаю, я рассуждаю». Но в таком рассуждении всегда присутствует склонность к тому, чтобы обрисовать человека мрачными, темными красками.

Так мы начинаем брать на себя то, что нам не принадлежит, — суд. Причем чаще всего делаем это не открыто. Например, посмотрим на кого-то и думаем про себя: «Ага, этот человек — такого-то сорта, так настроен». Это скользкий путь и ошибочное мнение!

***

В Священном Писании есть очень глубокое выражение: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор 2:11). И еще: Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор 2:12). Этим Господь сразу определяет глубину, которая свойственна личности. Ты не можешь до конца знать человека! Даже если досконально исследуешь его биографию, все равно в нем остается очень много сокровенного, что только он сам способен пережить и прочувствовать.

Если этой глубины в подходе к человеку нет, тогда все наши суждения довольно поверхностны. Поэтому Господь прямо говорит: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк 6:41–42).

Со стороны мы можем в любом свете представить человека, но подлинно, глубоко знать его дано только ему самому — если он, конечно, сам себя испытует, если хочет познать себя, причем не просто как одного из миллионов, а себя пред лицем Божиим. Потому что, когда мы оцениваем себя иначе — перед лицом других людей или исходя из нашего собственного мнения — нам кажется: да, мы действительно какие-то особенные, достойные, и уж, конечно, не преступники. Как фарисей говорил: «Я не такой, как прочие человецы. Закон Божий выполняю, пощусь, десятину даю». Это естественно «выплескивается» из нас. И свидетельствует о том, что у нас нет глубокого знания о себе.

***

/p>

Ведение, знание человека о себе самом и о Боге — мне кажется, и есть источник неосуждения. Оно дается или по благодати, или в результате подвига, внутреннего делания. А осуждение происходит оттого, что мы, с одной стороны, не склонны к глубокому познанию себя, а с другой — не вышли на уровень покаяния.

Заглядывать в себя — это начало процесса духовного. Совесть подает человеку знание о самом себе, и видя себя, он иногда даже доходит до ненависти: «Ненавижу себя такого! Не люблю себя такого!» Да, ты подошел к познанию себя, оно горькое, но это познание — может быть, самое важное, самое существенное в жизни. Потому что здесь — отправная точка покаяния, возможность для перерождения своего ума, качественного изменения отношения к себе и всему миру, а прежде всего, к своему Творцу и Создателю.

Почему сказано, что об одном кающемся грешнике на небесах бóльшая радость, чем о ста праведниках, не имеющих нужды в покаянии? Потому что трудно, но необходимо прийти к этому пониманию: «Оказывается, я по своему естеству ничем не отличаюсь от других, мое естество — от ветхого Адама, я такой же по природе, как и мой брат».

Но мы не хотим себя познавать, исследовать себя испытующим оком, потому что это потребует следующего шага — поиска ответа на вопрос: «А отчего это так во мне?» Плотское противится духовному, это закон внутренней брани. Поэтому люди избирают более естественный и простой, казалось бы, путь — смотреть по сторонам, судить о других, а не о себе. Они не осознают, что это наносит им большой ущерб…

***

Прозревая, человек начинает понимать, что Бог-то никого не осуждает. В Евангелии от Иоанна об этом прямо говорится: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3:16–17). С Мессией связано представление, что Он будет облечен царской властью и придет рассудить народы, как имеющий суд подлинно Божественный. Но тут вдруг оказывается, что Бог пришел не судить нас, а спасти! Тайна эта действительно поражает, она для нас удивительна! А если Бог нас не судит, то кто может судить?

Поэтому осуждение — это ошибочная установка нашего сознания, ошибочное представление, будто мы имеем власть. А если Сам Бог отказывается от этой власти? В Писании сказано, что Отец отдал суд Сыну, а Сын говорит: «Я не пришел вас судить».

Но в то же время Господь не скрывает, что будет Суд праведный, который, как Лермонтов писал, «не доступен звону злата». Бог явит себя, и в этом явлении все творение увидит себя таким, какое оно есть. Сейчас Господь Себя скрывает из-за наших немощей, несовершенства нашего, а когда придет полное откровение Божие, тогда нечего будет скрывать. Книги совести развернутся, все тайное откроется, и человек за каждое свое слово даст ответ. И то Господь говорит: Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин 12:48). Он показывает, что наше представление о суде как о некоем чрезвычайном, сверхличностном, авторитетном разбирательстве — как в наших земных судах, когда собирается целая коллегия судей, рассматривает по делу огромнейшие тома и выносит решение — не вполне верно. Бог не выносит решения. Он дает свободу, всегда дает возможность человеку исправиться: отступи от нездоровых норм, которые ни тебе, ни людям не приносят радости. Таким образом, человек до конца волен выбирать.

Говорят, тяжело попасть под суд человеческий, потому что люди в своих суждениях могут быть очень жестоки, принципиально жестоки: вынесли тебе приговор — всё, и попробуй измени себя в глазах общественности! Но Божий суд — милосерд, потому что Господь хочет оправдать человека:Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез 33:11).

***

Грань между осуждением личности и осуждением поступка нам трудно не перейти! А ведь сказано: личность человека не суди, не суди его как образ и подобие Божие. Дух Святой не приемлет, когда мы присваиваем себе власть давать резкую оценку другому. Да, пусть его дурной, безобразный поступок достоин осуждения, но самого человека как личность ты не суди! Он может завтра исправиться, пойти путем покаяния, стать другим — такая возможность до последнего издыхания у человека не отнимается. Мы не знаем до конца ни Промысла Божьего о нем, ни того, как он дорог для Бога, — ведь Христос же за всех Свою кровь пролил, всех искупил и не осудил никого. Поэтому судить сами мы просто не имеем права!

Да, Христос разогнал бичом торговцев у храма, но это не осуждение, а волевое действие, направленное против беззакония. Сказано в Писании: Ревность по доме Твоем снедает меня (Ин2:17). Подобные примеры и в нашей жизни встречаются. Когда мы видим, что чьи-то действия выходят из духовно-нравственных рамок, что кто-то много зла сообщает людям, то, конечно, можно реагировать, призвать к порядку, одернуть человека: «Что вы делаете? Опомнитесь! Посмотрите, что это само по себе значит».

Но такова наша искаженная грехом природа, что негативные эмоции сразу просятся наружу в любой ситуации, без всякого повода: только посмотрел на человека, а уже его измеряешь, оцениваешь его внешние достоинства — но надо себя останавливать. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:1–2) — эти слова Господни в любое время, на всяком месте должны быть нам напоминанием. Здесь нужна очень большая трезвенность. И принципиальность: «Нет, Господи, Ты — Единый Судия, Ты — Единый Человеколюбец, никому Ты не хочешь погибели и не произнес даже над самыми страшными грешниками слов осуждения. Даже распинаемый, Ты молился: „Отче, прости им, не ведают, что творят“».

***

Я помню, была у меня такая прихожанка, из простонародья, которая говорила: «Батюшка, а Бог всех помилует, всех простит, я верю, что все спасутся!» Она по доброте своего сердца никого не хотела судить и верила, что у всех людей есть что-то доброе, чему можно поучиться. Такой настрой достигается трезвением ума, когда душа напитана истинными примерами, Евангелием. Да и у всякого, кто каждый день молится, читает Писание — особое мироощущение, особое настроение! Ощутившие благодать чувствуют любовь Божию ко всем, поэтому не хотят принимать каких-то злобных выпадов или язвительных чувств в отношении других.

У нас, христиан, в этом отношении есть жесткий пример людей высокой духовности. Они всех любили, жалели, никого не осуждали, и даже наоборот: чем человек немощней, чем больше у него видимых недостатков, тем больше внимания и любви святые проявляли к таким людям; очень ценили их, потому что видели, что истина до них дойдет, ведь они самой своей тяжелой жизнью подготовлены к этому. А гордость, напротив, всегда найдет страшные суждения, которые готовы обезличить любого человека.

«Все плохие и все плохо!» — это дух гордыни, демонский дух, это сужение нашего сердца. Оно приводит в действие такую механику, от которой люди сами же и страдают. Всякое осуждение есть внедрение в себя какой-то тьмы. В Евангелии Иоанна Богослова есть такие слова: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин 3:18–19). Осуждая, человек нарушает духовный закон жизни в Боге и тут же получает извещение, что он тяжко согрешил. Сколько раз такое бывало: кто-то молился, просил у Бога милости, прощения, и Господь давал ему — и человек шел со службы обновленным! А вот встретился ему кто-то на пути из храма, и пошло осуждение: а ты такой-сякой, а он — разэдакий. Все. Он потерял все, что только что приобрел! И многие святые отцы говорят: только косо посмотрел на кого-то, принял дурной помысл о человеке — тут же благодать оставляет тебя. Она не терпит осуждения, которое совершенно противоположно духу евангельскому.

***

Как бороться с осуждением? Во-первых, у Иоанна Златоуста есть такой совет: если ты согрешил мыслью, тут же мысленно и кайся. Подумал о своем родственнике, о друге своем что-то дурное, поймал себя на этом: «Что ж за мысли? Зачем я так? Господи, прости меня за это мгновенное проявление! Я не хочу этого».

Во-вторых: когда внутреннее чувство побуждает тебя дать отрицательную оценку кому-либо, ты тут же обращайся к себе самому: а ты свободен от этого недостатка? Или ты за собой ничего не знаешь, за что можно было бы тебя упрекнуть? И — почувствуешь, что ты такой же, как тот, кого ты готов осудить!

В древности было еще такое «золотое» правило. Когда борешься с чувством негодования и никак не можешь понять, почему этот человек так поступил, тогда поставь себя в его положение, на его место, а этого человека — на свое. И сразу тебе станет многое ясно! Это очень отрезвляюще действует. Вот я встал в положение другого: «Боже мой, сколько у него трудностей в жизни! В семье — сложности, с женой понимания нет, с детьми… Действительно, как ему, бедному, трудно!»

Другое правило есть у святых отцов. Хочется тебе кого-то осудить? А ты на свое место поставь Христа. Господь осудит? А ведь даже когда Его распинали, Христос никого не осудил, наоборот, за всех пострадал. Так почему я вдруг возомнил себя выше Бога, поставил себя судией?

***

Осуждения избежать можно в любом случае. Потому что человек устроен так, что он всегда может защитить личность другого, не ставить на него клеймо, а сразу идти путем рассуждения: «Я знаю, какой он прекрасный, сколько у него трудностей было, и он все вынес».

Осуждение — это сердце, неправильно настроенное. Вот я встречаю человека, и вместо радости у меня мысли: «Ага, опять он с папироской идет» или «Опять он навеселе, такой-сякой». Здесь нет добрых мотиваций, которые должны быть. На пути стоит соблазн осудить — никуда не денешься! Но прежде чем выльется поток осуждающих мыслей, я должен сначала поставить себя на место и дать место рассудительности.

Мне нравится высказывание современного греческого подвижника, монаха Паисия Святогорца: «Современный человек должен быть „фабрикой добрых мыслей“». Надо быть готовым личность человека принять и понять: да, ему тяжело, он попал в непростые обстоятельства, жизнь его поломала, но все-таки есть что-то доброе, цельное в нем, что-то, что дает возможность не исключать его из числа людей порядочных, хороших. Внутренняя наработка таких добрых помышлений, приятия любого человека, в любом его качестве, как бы он ни выглядел и себя ни вел, — как защитная среда, она не даст принять сердцем злую, разрушающую область человека. А ведь ты своего ближнего разрушаешь в душе, когда даешь ему нехорошую характеристику.

Сам по себе человек — прекрасен! Как говорил один подвижник, если бы мы знали, как красива душа человеческая, мы бы пришли в удивление и никого б не стали осуждать. Потому что душа человеческая действительно, великолепна. Но она раскроется — как во всех наших сказках всегда бывает — в последний момент…

Подготовила Валерия Посашко

Грех осуждения и плата за него

Постепенно влияя на подсознание людей, осуждение разъедает их души, препятствуя нашей духовной жизни, что влечет за собой и телесные страдания. Поэтому начинаются болезни, которые медицина не может излечить. Болезнь как бы останавливает дальнейшее подсознательную программу разрушения. От осуждения страдает не только общество, но в большей степени и Вселенная, так как каждый человек, каким бы он ни был, — это частица Бога, Вселенной, и мы не знаем, для чего он здесь, какие жизненные задачи выполняет. Отсюда и недуги страшные, связанные со смертью и разрушающие наши принципы.

Одни получают сами онкологические заболевания, алкоголизм и так далее. Другие за свое осуждение имеют другие наказания. Так, в семьях, порицающих плотские грехи, могут появиться дети-развратники, употребляющие наркотики. А в хорошей и благополучной семье, но ненавидящей алкоголиков, вдруг появляется пьющий сын.

От постоянных осуждений появляется ненависть, а это уже как мучительная душевная болезнь, которая влечет за собой большие страдания. Она может уничтожить человека как личность, лишить работы, разрушить семьи и заставить враждовать страны. К примеру, когда в семье постоянно кого-то осуждают (жену, мужа, детей), то появляется ненависть, начинаются скандалы, и такая семья перестает существовать.

Естественно, не Бог наказывает людей за их грехи, а они создают эти болезни и невыносимые для себя житейские ситуации своим осуждением, неправедными действиями, злобными разговорами, чем нарушают правила мироздания. Часто надо только поменять свои взгляды на окружающее, и заболевание уже ни к чему, отпадает его необходимость.

Почему нельзя осуждать человека?

Хорошие людские дела и поступки, как правило, не оговариваются, да и забываются они быстро. А вот все плохое и помнится очень долго и осуждается, пока помнится. Мы часто просто не осознаем, почему недопустимо клеймить презрением, когда сталкиваешься с насилием, ужасающей жестокостью и так далее.

Христос дал нам пример доброго отношения к людям, к чему все мы должны стремиться. Он не осудил развратницу, не осудил людей, отказавших ему в пище и крове, не осудил Иуду и разбойника, он отнесся к ним с жалостью, с любовью. Только первосвященников, книжников и фарисеев Иисус назвал «змиями», «порождениями ехидниными». Это в их руках находилась высшая власть, и это они присвоили себе право судить, выносить приговоры и приводить их в действие…

Всякое осуждение является большим прегрешением в христианстве. Во всех людей Бог заложил тягу ко всему хорошему, к добру. А когда осуждаем чьи-то поступки, то ставим планку, ниже которой не должны скатываться сами. Поэтому осуждение вправе действовать на самого человека. Именно так работает чудесное правило духовной жизни: «Каким судом судите, таким будете судимы». Нам всем надо научиться отделять грешника от неблагочестивых поступков его. Мы должны любить самих согрешивших людей и презирать грех. Ведь в любом человеке есть частичка Божья.

Понятие

Осуждать — значит оценивать негативные стороны характера, поступков другого человека. Осуждение — это всегда отрицательное мнение о человеке, когда с пристрастием характеризуют его недостатки, ищут виновность в чем-либо, уличают в чем-то недостойном, относятся к нему с недоверием, с неодобрением.

В православии грех осуждения считается признаком тщеславия. Это последствия ненависти, это сердечная пустота, потеря любви, это очень опасное состояние человеческой души.

Порой мы подшучиваем над прегрешениями кого-то просто ради развлечения, и, как правило, происходит это в виде сплетни без присутствия осуждаемого. Мы совсем не задумываемся, что завтра не только сами будем объектами потехи, но и придется предстать перед Божьим судом. Тогда вряд ли будет нам до смеха, ведь осуждать — значит судить. Мы все страдаем порицанием ближнего, порой даже не обращая внимания на свои же слова. А ведь осуждение — тягчайший грех. «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — сказано в Евангелии от Матфея.

Заветы человека с Богом: содержание и форма

За две тысячи лет до Рождества Христова Авраам получил первый завет, по-гречески – приказ: верь в Меня, соблюдай до гробовой доски монотеизм, «праведный верою жив будет». И Господь дарует обетование Аврааму, если он сохранит эту веру, то его потомство умножится как песок морской. Отсюда пролагается русло отхода от монотеизма, которое роет дьявол, вместо приближения к Богу – удаление от Него.
Этимологически слово «грех» происходит от слов сжигать, жечь, обжечься, греть больше, чем может вынести человек. Когда человек постоянно удаляется от Бога, у него сжигается совесть, она уже не говорит человеку о грехе. Любое движение от греха предусматривает постоянное движение к Богу, если мы костенеем в каком-то грехе, то мы удаляемся от Бога. Поэтому чтобы убежать от греха нужно не смотреть назад, а идти только к Богу.

Грех как беззаконие – это самопроизвольное удаление человека от Бога, дезинтеграция от любви Божией. Начиная с пророков, сердце человека представляется как поле брани между Богом и дьяволом, и во взаимодействии двух энергий – божественной любви и дьявольской нелюбви – человек должен решиться, куда ему двигаться, будет он грешить или нет. Поэтому первый завет с Авраамом: верь в Меня, не уходи от Меня, и «праведный верою жив будет». Эта фраза предполагает ударение на последнем слове – «жив будет», то есть главное, что праведник будет жив, если будет верить, то есть он не умрет от оружия греха, он победит грех.

Второй завет – через 430 лет после Авраама: завет-закон с Моисеем на Синае. Моисей получил от Бога скрижали, на которых было 613 заповедей: 248 императивов и 365 запретов – мицвот. Содержание второго завета то же, что первого: вера в Единого Бога, монотеизм. Если человек из 613 заповедей нарушал хотя бы одну – он был повинен в нарушении всего закона. Когда Моисей, получив скрижали завета, возвращался с горы Синай, он увидел, что пока он отсутствовал, люди отступили, создали золотого тельца-кумира и стали поклоняться истукану. Подобно Христу, он мог бы воскликнуть: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?»

Через 1500 лет после Моисея приходит Христос и говорит о той же вере в триединого Бога. И так же как во времена Моисея, стоило Ему только удалиться на гору Фавор, и девять учеников, оставшихся внизу, разуверились, они не смогли помочь отцу, у которого ребенок страдал бесовской одержимостью. Грех гнездится внутри сердца, ума, чувств и воли человека, и если мы разлучаемся с Богом – по разным причинам, объективным, или субъективным, – то удаление от Бога приводит к деградации веры.

Всякий закон имеет содержание и форму. Содержание – вера, и у Авраама в завете-приказе, и у Моисея в завете-законе, и у Христа. А вопрос о форме очень сложный, потому что Господь говорит о свободе. «Где дух Господень, там свобода» – пишет апостол Павел, где нет свободы, там нет духа. И Сам Господь говорит: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными».

Апостол снова вторит Ему: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу», то есть свобода – это свобода от греха. Третий, новый, как говорит Господь – нестареющий завет, по содержанию тот же: вера в Бога, а форма – свобода от греха. Свобода – это осознанная необходимость не грешить.

Что делать, если осуждают нас

Нас могут осудить, обвинить в чем-то, иногда случайно, так сказать, под горячую руку попал, а иногда специально очернить, что особенно обидно и оскорбительно. Порой от возмущения человек готов броситься на своего обидчика с кулаками, плакать и проклинать его. Так что же делать? Ответить осуждением?

Осуждению подвергались и святые отцы, которые принимали это со смирением. Нельзя на зло отвечать злом. Осуждающие сами себя осуждают, уводя свою душу от Христа. Святые отцы рекомендуют принимать порицание спокойно, как еще одно испытание в борьбе с грехами, и тогда осудившему вас будет совестно. Ведь мы все дети Божьи, а Бог и есть любовь.

Иисус Христос сам пострадал от порицания. Он не занимался разбирательствами, не осуждал, и не оправдывался. Надо обойтись без возмущений и молиться за порицающих нас.

Мы должны помнить одну истину, что если нас никто не осуждает, но мы сами постоянно грешим, и жизнь наша греховна, то не стоит надеяться на милость Божью. И наоборот, если мы живем в благочестии, нам не навредят никакие осуждения, и мы будем достойны Царствия небесного. Поэтому не надо смотреть на обвиняющих нас, а думать о праведности нашей жизни и прилагать к этому усилия.

Выводы

Бог всегда помнит о людях, всегда вместе с нами, внимательно слушает и видит нас, и мы должны уяснить себе это. Он дал нам свои заповеди и хочет, чтобы мы жили по его законам. Любой человек может согрешить нечаянно, и каждый молит для себя прощения, каждый трепещет перед будущим Судом Всевышнего, и каждому хочется лояльности и снисхождения к нам.

Христос говорил, что «от слов своих оправдаетесь и от слов своих осудитесь». Всегда вспоминая об этом, надо изжить из себя этот грех и любить всех людей, без исключения, быть к ним милосердными. Тогда, быть может, слова наши оправдают нас перед Богом.

Отношение к священнослужителям

Какой это грех — осуждение священника? Мы любим ходить в те церкви, где нам нравятся священники, которые кажутся нам почти святыми. Но бывает, что служители церкви явно имеют те же пороки, что и мы, и тогда их проповеди воспринимаются нами с недоумением. Если сам не можешь справиться с грехом, как нас можешь призывать избавиться от того же?

Иисус Христос представлял, кто будет служить в создаваемых им церквях. Среди людей нет совершенно святых, и поэтому священниками будут просто люди, каждый со своим пороком. Но в любом случае они совершают разрешенные Богом действия, и это не так уж сильно зависит от их личных качеств, и нет разницы, какой священник крестил. Сила крещения будет одинакова. Нет разницы, какой священник о тебе будет молиться, вся благодать от Бога. И церковь, и само православие не зависят от священнослужителей.

Особо тяжкий грех — грех осуждение священника. Церковнослужители олицетворяют церковь, соответственно, отношение к ним переносится на религию. Осуждение священника приравнено к осуждению слуги и помощника Бога, чьими руками он творит таинства. Обвиняя, человек выражает негативное отношение к церкви и к Господу. Осуждение представителей церкви говорит о недоверии к ней. Такое поведение лишает человека благодати, ведь не ради священника ходят в церковь, а ради благословения, которое возложено на каждом служителе.

У нас нет прав на осуждение кого-либо, а тем более священника. Перед самим Богом он будет отчитываться. И наказание ему будет гораздо серьезнее по сравнению с простыми людьми. За каждое прегрешение на Страшном суде священнослужителям будет сложно оправдаться.

Равно с духовенством, осуждение властей — грех тяжкий. Все люди должны подчиняться высшим властям, так как право на власть человек получает только с Божьего позволения.

Перечень грехов для исповеди

Как же рассказать о грехах на исповеди? Для начала, важно помнить, что исповедь — это не механическое перечисление грехов, и мы исповедуемся перед Богом, а не докладываем священнику о том, что натворили, как строгому учителю. Священник сокрушается с нами о наших прегрешениях, а не ждет возможности отчитать за проступки

Но иногда без списка грехов бывает трудно подготовиться к исповеди и, чтобы вспомнить о том, что приносило вред нашей душе, каким искушениям мы поддались, проще воспользоваться списком. Этот список — помощник, но составлять из него всю свою исповедь не стоит. Бог и так знает обо всех наших прегрешениях и, если вы забыли сказать о поступке, в котором искренне раскаиваетесь, это не значит, что раскаяние в этом конкретном грехе не будет «учтено». Бог — не мстительный Дух с калькулятором наших провинностей, а Небесный Отец, который отдал Сына Своего на смерть, чтобы искупить наши грехи. Намеренно утаивать грехи не стоит, исповедь призвана помочь человеку, а не навредить.

Чем мы согрешаем перед Господом?

ГОРДОСТЬЮ. НЕБЛАГОДАРНОСТЬЮ. СКЛОННОСТЬЮ НА ХУДОЕ ДЕЛО. НЕПОКОРСТВОМ. САМООПРАВДАНИЕМ. ОСЛЕПЛЕНИЕМ УМА. САМОДОВОЛЬСТВОМ. САМОЛЮБИЕМ. САМОНАДЕЯННОСТЬЮ. НЕВНИМАНИЕМ К СУДУ БОЖИЮ. СВОЕНРАВИЕМ. САМОХВАЛЬСТВОМ. САМОУГОДИЕМ. САМОЧИНИЕМ. НАГЛОСТЬЮ. ОСКОРБЛЕНИЕМ. ВЛАСТОЛЮБИЕМ. СЛАВОЛЮБИЕМ. ВОЗНОШЕНИЕМ. ВЫСОКОМЕРИЕМ. ВЫСОКОСЕРДИЕМ. ВЫСОКОУМИЕМ. НЕПОСЛУШАНИЕМ. ЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬ. ОТСТУПЛЕНИЕМ ОТ БОГА. БОГОХУЛЬСТВОМ. КОЩУНСТВОМ. НЕЧЕСТИЕМ. НЕПРАВОВЕРИЕМ. ЗАБЛУЖДЕНИЕМ. СУЕВЕРИЕМ. НЕПРАВДОЙ. ПРОТИВЛЕНИЕМ ДОБРУ. НЕПОСТОЯНСТВОМ. ПРЕЛЕСТЬЮ. ЕРЕСЬЮ. ЧАРОДЕЙСТВОМ. ВОЛШЕБСТВОМ. ГАДАНИЕМ. НЕВЕРИЕМ. ЛЮБОНАЧАЛИЕМ КОМАНДОВАНИЕМ. ЛЮБЛЕНИЕМ ПОЧЕСТИ. НАДМЕННОСТЬЮ. ТЩЕСЛАВИЕМ. КИЧЕНИЕМ. ЗАВИСТЬЮ. ЗЛОРАДСТВОМ. ПРЕЗРЕНИЕМ ЛЮДЕЙ. НЕИМЕНИЕМ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ. ПОРУГАНИЕМ. ПОРИЦАНИЕМ. УНИЖЕНИЕМ ДРУГИХ. НЕЧУВСТВИЕМ. НЕУВАЖЕНИЕМ. ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВОМ. ЧВАНСТВОМ. ПОДСМАТРИВАНИЕМ. ПОДСЛУШИВАНИЕМ. НАУШНИЧЕСТВОМ. УКОРЕНИЕМ. ЖЕСТОКОСЕРДИЕМ. ЖЕСТОКОСТЬЮ. НЕНАВИСТЬЮ. ДУШЕГУБСТВОМ. ЛЖЕСЛОВИЕМ.

ГОРТАННОБЕСИЕМ. ЧРЕВОБЕСИЕМ. ЛЕНОСТЬЮ. НЕУМЕРЕННОСТЬЮ СНА. НЕВОЗДЕРЖАНИЕМ. ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕМ. ПЬЯНСТВОМ. СКВЕРНОСЛОВИЕМ. БЛУДОМ. СЛОЖЕНИЕМ В МЫСЛИ С ГРЕХОМ. ПУСТОСЛОВИЕМ. НАПЫЩЕННОСТЬЮ. РАСПУЩЕННОСТЬЮ. РАСТЛЕНИЕМ. СОИЗВОЛЕНИЕМ НА ГРЕХ. РЕВНОВАНИЕМ, РЕВНИВОСТЬЮ. РАЗВРАТОМ. РАСПУТСТВОМ. РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬЮ. СОВЕТОМ НА ГРЕХ. НАСИЛИЕМ. МУЖЕЛОЖСТВОМ. СКОТОЛОЖСТВОМ. ОТВЕРЖЕНИЕМ. НЕВЕЖЕСТВОМ. НЕБЛАГОРАЗУМИЕМ. НЕБЛАГОГОВЕНИЕМ. НЕВИДЕНИЕМ. ХВАСТОВСТВОМ. ПРИТВОРСТВОМ. ТАЙНОЯДЕНИЕМ. НЕПРИЛИЧНЫМ ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ. МНОГОЯДЕНИЕМ. ЧРЕВОУГОДИЕМ. ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВОМ. КРОВОПРОЛИТИЕМ. КОВАРСТВОМ. КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕМ. КЛЕВЕТОЙ. ИЗВРАЩЕНИЕМ СЛОВ. ЛИЦЕМЕРИЕМ. ЛОВЕРИЕМ . МАЛОДУШИЕМ. РАВНОДУШИЕМ. УТАЕНИЕМ ГРЕХОВ. ОЖЕСТОЧЕНИЕМ. ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА. СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ. СОМНЕНИЕМ. СТРАХОМ. ОТЧАЯНИЕМ. ХУЛОЙ. УБИЙСТВОМ ЛЕСТЬЮ. УНЫНИЕМ. РОПОТОМ. ПЕЧАЛЬЮ. БЕСПОКОЙСТВОМ. БОЯЗНЬЮ. МАЛОВЕРИЕМ . МАЛОДУШИЕМ. РАВНОДУШИЕМ. УТАЕНИЕМ. ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА. СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ. СОМНЕНИЕМ. СТРАХОМ. ОТЧАЯНИЕМ. ХУЛОЙ. УБИЙСТВОМ

ДЕТОРАСТЛЕНИЕМ. МАЛАКИЕЙ, ОНАНИЗМОМ, РУКОБЛУДИЕМ. КРОВОСМЕШЕНИЕМ. СКОПОТВОРСТВОМ. РАБОЛЕПСТВОМ. НЕРАДЕНИЕМ. СРЕБРОЛЮБИЕМ. УТАИВАНИЕМ ЧУЖОГО. БЕССЕРДЕЧИЕМ. РВЕНИЕМ. ПРИСТРАСТИЕМ К ЧЕМУ-ЛИБО. ВЕЩЕЛЮБИЕМ. ЛЮБОСТЯЖАНИЕМ. ПРИСВОЕНИЕМ ЧУЖОГО. ИЗВОРОТЛИВОСТЬЮ. БОЖБОЙ. СКУПОСТЬЮ. ЖАДНОСТЬЮ. ТОРГАШНИЧЕСТВОМ. МЗДОИМСТВОМ. ЛИХОИМСТВОМ. СВЯТОТАТСТВОМ. ВОРОВСТВОМ. ВЗЯТНИЧЕСТВОМ. КОРЫСТОЛЮБИЕМ. РАЗБОЕМ. ИДОЛОСЛУЖЕНИЕМ, ИДОЛОПОКЛОНСТВОМ. ВСПЫЛЬЧИВОСТЬЮ. ГНЕВОМ. РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ. БУЕСЛОВИЕМ. НЕГОДОВАНИЕМ. НЕРАЗУМИЕМ. НЕРАССУЖДЕНИЕМ. НЕСДЕРЖАННОСТЬЮ. НЕТЕРПЕНИЕМ. СВАРЛИВОСТЬЮ. ОСУЖДЕНИЕМ. ПЕРЕСУДАМИ. ПОПЕРЕЧЕНИЕМ. СПОРАМИ. ЛЮБОПРЕНИЕМ. ПОНОШЕНИЕМ. СРАМОСЛОВИЕМ. ССОРАМИ. РАЗДОРОЛЮБИЕМ. ДЕРЗОСТЬЮ. БРАНЧЛИВОСТЬЮ. ЗЛОРЕЧИЕМ. ЗЛОСЛОВИЕМ. ЯРОСТЬЮ. НЕСОГЛАСИЕМ В ДОБРОМ. НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ. ОБМАНОМ. ПЛЕНЕНИЕМ. ЗАПАЛЬЧИВОСТЬЮ. ДВОЯЗЫЧНОСТЬЮ. ДВОЕДУШИЕМ. ЗЛОПАМЯТСТВОМ. ЗЛОБОЙ. ЗЛОХИТРОСТЬЮ. ИЗДЕВАТЕЛЬСТВОМ. НЕПРАВЕДНОЙ КЛЯТВОЙ. ВРАЖДОЙ. ВРАЖДОЛЮБИЕМ. ПОБОЯМИ. ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ. ПРОКЛЯТИЕМ. ОКЛЕВЕТАНИЕМ. ПАМЯТОЗЛОБИЕМ. НЕСОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬЮ. БЕСЧУСТВИЕМ. УЯЗВЛЕНИЕМ. ДОСАЖДЕНИЕМ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]