Этапы изгнания [↑]
В 3318 (443 до н. э.) году в Вавилоне воцарился Невухаднецар, покорил сначала Нинве, а затем Иудею. Иудейский царь Йеояким покорился ему и обещал платить дань, не дожидаясь осады Иерусалима. Живший в то время пророк Ирмияу пророчествовал о завоевании Иерусалима Вавилонией и призывал царя и народ Иудеи не оказывать сопротивления Невухаднецару.
Евреи не послушались пророка и подняли восстание против Вавилонского правления. Войска Невухаднецара напали на Иерусалим и захватили в плен «три тысячи двадцать три иудея» (Ирмияу 52:28
): всю знать, среди которой был и царь Йеояким с семьей и свитой, а также пророк Йехезкель, ставший одним из духовных руководителей изгнанников.
Через несколько лет в вавилонский плен были отправлены еще десять тысяч евреев: все сановники, семь тысяч войска, тысяча «ремесленников и кузнецов», и в Иудее «не осталось никого, кроме бедного народа земли». Утварь из Иерусалимского Храма тоже была увезена в Вавилон.
Еще через 11 лет, в 3338
(422 до н.э.) году, после длительной осады Иерусалима и разрушения Храма, в Вавилон были угнаны почти все оставшиеся в живых евреи.
Но, окончательно разгромив Иудейское царство, Невухаднецар не пожелал превращать его в пустыню. Поэтому он позволил простолюдинам остаться на своих землях, чтобы возделывать и обрабатывать их. Наместником над ними он поставил Гедалью бен-Ахикама
, мудрого и Б-гобоязненного человека.
Исторический фон
Библия, вавилонские хроники и «История» Геродота показывают, что изгнания населения были обычной политикой вавилонских, а затем и персидских царей, однако по массовости эти изгнания уступают ассирийским.
Ассирийская политика состояла в переселении населения вновь присоединенных национальных царств или населения вассальных царств, восставших против Ассирии, так, чтобы в рамках империи не существовало консолидированных национально-политических единиц, которые могли бы стремиться к восстановлению своей независимости. В результате этой политики к середине VII в. до н. э. на территории Благодатного полумесяца почти не осталось национальных царств, которые могли бы составлять потенциальную угрозу единству империи.
Относительно вавилонских и персидских периодов нет сведений о переселении поселенцев на место изгнанного населения, что было характерно для ассирийского периода.
Численность изгнанников, указанная в Библии, неубедительна. Хотя можно согласиться, что число изгнанных с Иехояхином округлено — десять или семь тысяч человек, в то время как Иеремия приводит точную цифру (3023 человек), трудно допустить, что число переселённых во время 3-го изгнания, сопровождавшего падение Иудейского царства, составляло всего лишь 832 человека.
В целом, невозможно принять итоговую цифру всех пяти изгнаний, приводимую Иеремией (52:30), — 4600 душ — уже потому, что численность вернувшихся из изгнания (многие изгнанники предпочли остаться в Вавилонии) составляла 42 360 человек, не считая 7337 рабов и рабынь и 245 певцов (Нех. 8:66–67). Видимо, в ходе пяти упоминаемых в Библии изгнаний из Иудеи было угнано несколько десятков тысяч человек.[2]
В плане демографического влияния изгнания следует учитывать, что изначально население Иудеи составляло сотни тысяч человек (возможно, до миллиона). После изгнания страна запустела, поскольку:
- множество людей за пределами Иерусалима погибло в ходе вавилонских нашествий и из-за вызванного ими разорения (умерли от голода);
- люди массово бежали от наступавших войск врага и эмигрировали из разграбленных местностей;
- после увода в плен всех военных сил страна осталась беззащитной против любых агрессоров помимо Вавилона, которые тоже грабили, убивали и угоняли в рабство людей и провоцировали бегство за границу.
Жизнь в Вавилоне [↑]
Вавилонская империя простиралась от Персидского залива до Средиземного моря, и все входящие в нее государства очень обогатили ее. Вавилонские мудрецы умели воздействовать на сверхъестественные силы, армия вавилонян побеждала в многочисленных войнах. И вот в центре этой огромной страны оказался маленький народ, попавший сюда с берегов Средиземного моря.
Евреи прибыли в Вавилонию измученные, разбитые, потрясенные ужасами осады и плена. Здесь, однако, они обнаружили еврейскую общину, основанную мудрецами и учеными, переселенными сюда Невухаднецаром одиннадцать лет назад.
Власти предоставили евреям автономию в решении внутренних вопросов. Гигантская империя правила многочисленными народами, и главное для правителей Вавилона было получение от подданных налогов.
Евреям в Вавилоне грозила серьезная опасность: они жили среди иноверцев и могли перенять их обычаи, тем не менее, это изгнание стало началом возрождения нашего народа.
В Вавилонии изгнанники начали новую жизнь. Их социальное положение было вполне удовлетворительным, они пользовались всеми правами граждан. Их поселили в центральной и южной Месопотамии. Больше всего евреев оказалось в сельскохозяйственном районе Ниппур в центре Вавилонии.
Этот район сильно пострадал во время войн между Вавилоном и Ассирией, и, видимо, вавилонские цари прилагали усилия для его экономического восстановления. Там же находилось и поселение Тель-Авив, где пророчествовал Йехезкель. Другие поселения назывались Тель-Мелах, Тель-Харша, Крув, Адан, Имер.
В чем-то евреи были вынуждены приспосабливаться к местным условиям, но главное они сохранили: Традицию. Иврит продолжал употребляться наряду с арамейским, еврейские праздники соблюдались в их традиционные сроки, еврейскими именами называли детей даже в пятом-шестом поколении, жившем в Вавилоне. Выполнялось обрезание, соблюдение субботы и постов, освящение Новомесячья.
При отсутствии Храма евреи оказались в шокирующе новой ситуации: невозможность приносить жертвы. И здесь, в Вавилоне, другие формы служения вынужденно становятся основными: молитвы, покаяния и посты. Превращение молитвы в центральный элемент служения рассматривалось изгнанниками как временное состояние. Одним из первых действий вернувшихся из вавилонского пленения (даже до основания нового Храма) была постройка алтаря и возобновление жертвоприношений (Эзра 3:1—6
).
Лидеры поколения изгнания [↑]
Все годы изгнания продолжала сохраняться преемственность рода Давида. Царь Йеояким, изгнанный из Иерусалима в Вавилон и державшийся там в заточении, в 3364
году /396 г. до н.э./ был освобожден и стал главой еврейских изгнанников.
После смерти Йеоякима его сменил сын Шалтиэль. Внуком Шалтиэля был Зерубавель, заменивший своего деда во главе еврейской общины Вавилона (Седер олам зута
7:10;
Седер адорот
3364).
Важнейшую роль в жизни евреев в Вавилоне играли старейшины, священники и пророки. Читаем у пророка Ирмияу, что он обращается из Иерусалима (29:1
): «…к старейшинам, (что) в изгнании, и священникам, и пророкам, и всему народу, которых Невухаднэццар изгнал из Йерушалаима в Бавэл».
Ученик пророка Ирмияу Барух бен Нерья стал преемником своего учителя и духовным лидером поколения, прививавшим своим многочисленным последователям любовь к Торе. Среди его учеников в Вавилоне был писец Эзра, ставший главой следующего поколения мудрецов.
Вскоре после его смерти Эзра поднялся в Землю Израиля, где создал крепкую общину, сплотившуюся вокруг отстроенного в Иерусалиме Храма. Таким образом, Барух стал духовным «мостом», соединившим поколение мудрецов Первого Храма с мудрецами Второго Храма.
Евреи селились в Вавилоне родовыми и сословными группами (которые обычно совпадали, так как занятия наследовались) во главе со старейшинами, роль которых, уменьшившаяся в период существования Первого Храма, снова возросла в изгнании.
Старейшины Израилевы приходили к пророку Йехезкелю (20:3
): «Сын человеческий! Говори со старейшинами Йисраэйля и скажешь им…» Они неоднократно упоминаются в книгах Эзры и Нехемии как организаторы подготовки к возвращению из Вавилона, участники сбора средств на восстановление Иерусалимского Храма и посредники в переговорах с персидскими властями в ходе строительства.
Священники (коэны) продолжали свое основное занятие до изгнания — изучение и преподавание Торы. Мы видим, что в Эзра 7:11, Нехемья 8:9
и др. подчеркивается статус Эзры — «священника, писца», а про левитов сказано: «И читали они книгу Торы Б-жьей внятно и с толкованием читаемого» (Нехемья 8:8). Эзра был прямым потомком коэна Пинхаса, внука первосвященника Аарона.
В изгнании продолжали сохраняться также и другие группы храмовых служителей: среди вернувшихся были семьи певцов, привратников и нетиним (храмовых служек).
[править] Возвращение из плена
Появление армии персов под предводительством царя Кира у границ Вавилона в 539 г. до н. э. вызвало у евреев-изгнанников надежду на избавление. Эта надежда оправдалась, когда Кир, почти без боев овладевший Вавилоном, издал в начале 538 г. до н. э. декрет, позволявший изгнанникам вернуться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм. Выдержки из декрета Кира приводятся в Книге Эзры в двух текстовых версиях — на иврите[27] и на арамейском языке[28]; в последней версии установлены размеры восстанавливаемого Иерусалимского Храма и содержится распоряжение об оплате расходов на строительство и о возвращении захваченной Навуходоносором II храмовой утвари. Декрет Кира, которого изгнанники воспринимали как посланного Богом избавителя, вызвал всеобщий подъём, ярко выраженный в пророчествах Второисайи, завершившийся возвращением изгнанников на родину — шиват Цион («возвращение в Сион»).
Евреи были единственным народом из угнанных ассирийцами и вавилонянами, вернувшимся на свою родину. Первая группа в составе нескольких тысяч человек во главе с Шешбаццаром покинула Вавилон уже в 538 г. до н. э.; за ней последовали другие. Остались преимущественно те, кто не имел в Иудее земельной собственности или же пустил корни в Вавилоне. Они положили начало вавилонской диаспоре.
На призыв указа Кира вернуться откликнулись все евреи, которым была дорога и священна память об Иерусалиме. Но их оказалось немного, всего лишь 42 360 человек с 7 367 слугами и служанками. Это, за небольшими исключениями, были все люди бедные, имевшие только 736 лошадей, 245 мулов, 436 верблюдов и 6720 ослов. Гораздо большая масса пленного народа — все те, кто успел обзавестись хозяйством и достигнуть значительного обеспечения в стране пленения, — предпочли остаться там, под великодушным владычеством Кира. Большинство между ними принадлежало к высшим и богатым классам, которые легко теряли свою веру и народность и перерождались в вавилонян. Караван переселенцев, взяв с собой 5 400 сосудов храма, некогда захваченных Навуходоносором и теперь возвращенных Киром, двинулся в путь под начальством знатного иудейского князя Зоровавеля и первосвященника Иисуса, которые и привели их на старое родное пепелище, где из этих переселенцев возродился вновь еврейский народ.
Для тех, кто предпочел остаться в Вавилоне, молитва была главной формой богопочитания. Сохранению национально-религиозного самосознания в изгнании способствовали выполнение обряда обрезания, соблюдение Шаббата и трёх постов, приуроченных к трём стадиям осады Иерусалима: 9 таммуза, 7 или 10 ава, 10 тевета, а также поста Гдалии в месяц тишрей.
Вавилонский плен сформировал глубокое национальное чувство и изоляционистскую концепцию, которая выразилась в резкой дифференциации между вернувшимися изгнанниками и остававшимся в Эрец-Исраэль еврейским населением, в большой мере смешавшимся с самаритянами. Эзра повёл по возвращении непримиримую борьбу против смешанных браков, что противоречило концепции, высказанной Второисайей и Зхарией.
Еврейские пророки в Вавилоне [↑]
Роль пророков была особенно велика в духовной сфере, а именно — в противостоянии идолопоклонству и многобожию окружающих народов. Тот факт, что изгнанники остались верными еврейским традициям, свидетельствует об успехе деятельности пророков. С этого периода совершенно исчезло всякое идолопоклонство.
Все предсказания пророков, которые предостерегали евреев от грядущих несчастий, сбылись. Поэтому теперь изгнанники с особой надеждой вслушивались в их слова о грядущем освобождении.
Даниэль [↑]
Среди пленных первой волны были праведник и провидец Даниэль, который происходил из колена Йеуды и принадлежал к знатному роду, а также его друзья Хананья, Мишаэль и Азарья. В течение трех лет плененных юношей обучали языку вавилонян и различным наукам, после чего они были взяты в свиту Невухаднецара.
Через два года после разрушения Иерусалимского Храма Невухаднецар увидел сон, который его очень встревожил, — но по пробуждении он забыл содержание сна, и никто не мог его восстановить и разгадать. Только Даниэлю Творец открыл разгадку вещего сна. Даниэль напомнил царю, что тот видел во сне «огромного идола, …голова которого была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени — из железа, а ступни — частью из железа, а частью — из глины» (Даниэль
2:1-33, Раши;
Седер адорот
). По словам Даниэля, четыре части этого идола символизировали четыре царства, которые будут править миром на протяжении истории и подчинят себе сыновей Израиля, и первое из этих четырех царств — Вавилон.
Пророк Ирмияу [↑]
Ирмияу задолго до разрушения Храма предостерегал евреев от растворения среди чужих народов и поклонения чужим богам. Но евреи Иудеи настолько привыкли к греху, что изменение к лучшему стало для них практически невозможным. В такой ситуации всеобщего духовного разложения возмездие становится неизбежным. А бичом возмездия должны были стать полчища завоевателей: «Я приведу на вас, дом Израиля, народ издалека, — сказал Б-г, — это могучий народ, народ древний, языка которого ты не знаешь и не поймешь, что он говорит» (Ирмияу 5:15
).
«Выброшу Я вас, — говорит Творец устами пророка, — из этой страны в страну, которой не знали ни вы, ни ваши отцы» (Ирмияу 16:13
). Как известно, евреи не послушались своего пророка, и все случилось по слову Б-жьему. В конце своей жизни Ирмияу продолжал возвещать свои пророчества и в Вавилоне.
Были в вавилонском изгнании лжепророки, чьи предсказания побуждали евреев совершать ошибки и верить в то, что их пребывание в Вавилоне кратковременно и они очень скоро возвратятся на родину, поэтому не стоит «оседать» на новом месте. Но пророк Ирмияу призывал евреев Вавилонии: «Стройте дома и селитесь в них, сажайте сады и ешьте плоды их» (Ирмияу 29:6
). Он же указал и срок нынешнего изгнания: «Сказал Г-сподь: Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место» (
Ирмияу 29:10-11
).
Пророк Йехезкель [↑]
Пророк Йехезкель бен Бузи Акоэн упрекал народ в совершенных грехах и в то же время поддерживал и утешал евреев, говоря, чтобы они не отчаивались, потому что Святая Земля дана в наследство только народу Израиля, а не тем, кто изгнал его из родных мест и увел так далеко от родины. Изгнанники вернутся домой, на родную землю и раскаются в своих грехах:
«И созову Я вас из народов, и соберу Я вас из стран, в которых были рассеяны вы, и дам вам землю Израиля» (Йехезкель 11:16
). Йехезкель предсказывал взятие Невухаднецаром Иерусалима, а также пророчествовал, что настанет день, и в Иерусалим вернутся изгнанники, которые не только восстановят город, но и построят новый Храм.
Когда пришло время вавилонского пленения, пророк не оставил своей миссии. Он продолжал вселять в сердца изгнанников надежду на освобождение. В своем знаменитом пророчестве об иссохших костях, которые «облекаются плотью» и «оживляются духом», он предсказал, что Цион восстанет из пепла, и туда вернутся его сыновья — не только живые, но и мертвые.
Как и предшествовавшие ему пророки, Йехезкель предсказывал не только избавление от вавилонского пленения, но и полное Освобождение.
Пророк Хавакук [↑]
Пророк Хавакук также предсказал возвышение и последующее падение вавилонского царства. По его словам, Вс-вышний возвеличит Вавилон, чтобы использовать его для наказания сынов Израиля: «Для кары Ты создал его» (Хавакук1:12
).
Литература
- Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. 2-е исправленное издание. Т. 1–12 / Перевод с немецкого издания под редакцией О. Инбера. Одесса, 1906-[1909].
- Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, «Евразия» 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)
- Даймонт М. Евреи, Бог и история / Перевод с английского Р. Нудельман. Иер., 1979. 530 с.
- Дубнов С. М. Всемирная история еврейского народа от древнейших времен до настоящего. Т. 1–10. Рига, 1936–1939.
- Еврейская история и религия: Сборник статей / Кауфман И., Финкельстайн Л., Эттингер Ш. Перевод с иврита и английского А. Гинзай и Э. Ломовская. Иер., 1982. 264 с.
- Загадки еврейской истории: Сб. / Составитель Р. Нудельман. М. — Иер., 1990. 208 с.
- Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton.
- Рот С. История евреев с древнейших времен по Шестидневную войну. Перевод с английского Тель-Барух, [б.г.]. 428 с.
- Сэмюэлс Р. По тропам еврейской истории: Перевод с английского. Иер., 1987. 368 с
Конец Вавилонской империи [↑]
После смерти Невухаднецара мощь Вавилонии пошла на убыль. Его сын Мардок (Меродох) был убит на двадцать третий год царствования. Наступило смутное время, когда цари быстро сменяли друг друга. Затем на престол взошел царь Навонид. Это был слабовольный человек, передавший управление страной своему сыну Бельшацару (Валтасару). В дни его правления у границ Вавилонии появилась победоносная армия персидского царя Кореша (Кира).
Бельшацар выступил против мощного противника, но был побежден. Однако Кореш долгое время не мог захватить Вавилон, потому что с одной стороны его защищала толстая крепостная стена, построенная ранее против мидийцев, а с другой стороны города были расположены большие озера и протекала река Ефрат. В этих границах Вавилон чувствовал себя спокойно и безопасно, и так прошло пять лет, пока Кореш не приказал отвести воды Ефрата в другое русло и таким образом открыть доступ к городу.
Бельшацар же был уверен, что мощная крепостная стена и река надежно защищают столицу, и не ожидал опасности. Однажды ночью он устроил пир для своих приближенных и, хвастаясь перед ними, приказал вынести из кладовых драгоценные сосуды, захваченные Невухаднецаром в Иерусалимском Храме. В то время, когда приглашенные праздновали пели, ели и веселились, прославляя своих богов, — на стене дворца вдруг появились странные письмена. Вавилонские мудрецы пытались прочитать надпись, но не смогли. Тогда позвали мудреца Даниэля, и он прочитал: «Мене, мене, текел уфарсин»
. Даниэль растолковал эти слова так:
«мене —
исчислил Б-г царство твое и положил ему конец;
текел
— ты взвешен на весах и найден очень легким;
парас
— разделено царство твое и отдано персам».
В ту же ночь, после застолья, во время которого осквернили священные сосуды Храма, Бельшацар был убит. Власть в стране перешла в руки персов и мидийцев. Год империей правил мидийский царь Дарий, а после его смерти на престол взошел персидский царь Кореш. К этому времени (3391 г.) исполнилось семьдесят лет вавилонского пленения евреев и могущественной Вавилонской Империи пришел конец, по слову пророков.
Примечания
- Тюменев, 1922, с. 59-70.
- Штереншис, 2008, с. 116-117.
- Вавилонское пленение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 123
Штереншис, 2008, с. 111. - Штереншис, 2008, с. 113.
- Юлиус Опперт (1825—1905) — крупнейший французский ассиролог; Лопухин А. П., «Толковая Библия». Стокгольм, 1987, книга 1, том 3, с. 416; Дандамаев М. А., Луконин В. Г. «Культура и экономика древнего Ирана». М.: Наука, 1980, с. 22; [www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=967&letter=A Jewish Encyclopedia]
- Греческий перевод Книги Эсфирь в Септуагинте; Иосиф Флавий, «Иудейские древности» XI, 6:1
- Абу-ль-Фарадж бин Харун (Бар-Эбрей); Якоб Хошандер (Jacob Hoschander) — современный исследователь.
- Александр Топаллер, «Загадки библейской истории». Издательство «Исрадон», 2006