Благодаря тому, что в России возрождаются традиции православия, почти в каждом городе при храме есть собственная воскресная детская школа. Если вам интересен этот вопрос, то узнать о ее существовании можно у местного священника, либо пообщаться с прихожанами. Занятия там обычно начинаются с сентября. Если вы решили посещать с ребенком воскресную школу для детей, лучше подумать об этом заблаговременно. В чем состоит подготовка? Если ребенок еще не благословлен церковью, его нужно будет окрестить, ознакомить с основными правилами посещения храма, с православными праздниками.
Современное обучение православию
В наше время многие дети знают о христианстве намного больше собственных родителей. Патриарх Алексий Второй предложил добавить в школьную образовательную программу предмет православия. На таких уроках детей знакомят с основными традициями, историей, культурой веры. Первоначально преподавание было в качестве эксперимента и лишь в некоторых школах. Все педагоги отметили, как положительно влияют такие уроки на успехи в учебе и поведение учеников. Было принято решение ввести предмет православия во всех школах для 4-5 классов.
Для тех, кто желает познакомить с христианством своего ребенка намного раньше, работают православные воскресные школы для детей при храмах. Не нужно думать, что в таких заведениях занятия неинтересные и нудные, тяжелы и не по возрасту. Учителями здесь чаще всего становятся иеромонахини, батюшки, жены священников, те, кто верит в Бога душой. Программу подбирают таким образом, чтобы она была интересной по возрасту, доступной для понимания, учитываются все нюансы работы с маленькими детьми.
Название учреждения пусть не вводит в заблуждение, ведь воскресная школа – не нудные уроки, бесконечные контрольные, подготовка к экзаменам. Отличие ее в том, что обучение здесь – зов души, открытость, воспитание любви к христианству. Здесь учат детей открывать мир, свободно общаться.
Традиции духовного воспитания в России
В нашей стране православные монастыри и храмы издавна были центрами духовного воспитания прихожан, а также зачастую единственными доступными для простых людей образовательными учреждениями. Ещё наши прадедушки и прабабушки застали время церковно-приходских и воскресных школ, в которых их обучали не только закону Божию, то есть основам православия, но и письму, чтению, арифметике и истории.
После революции в школах перестали преподавать любые предметы, связанные с религией. Лишь в конце девяностых из забвения вернулось такое понятие, как воскресная школа для детей. Многие приходы возродили свои школы с богатыми традициями духовного воспитания, а в общеобразовательных учреждениях дети начали изучать такой предмет, как основы православной культуры.
Воскресная школа для детей: деление на классы
Деление на классы в воскресной школе довольно условное. В начальном классе обучаются малыши до четырех лет. Приходят они с мамами. Как правило, это дети постоянных прихожан. Бывают и такие случаи, когда далекая от церкви мамочка приводит в воскресную школу малыша, а после этого и сама становится постоянной посетительницей храма. Второй класс посещают детки от четырех до восьми лет, третий – от восьми до двенадцати и так далее. Количество классов в каждой школе зависит от настоятеля, программы и методики обучения.
Если вы решили посещать воскресную школу, нужно заранее ознакомиться с некоторыми правилами:
- девочки должны ходить на занятия в платочках и длинных юбках;
- у каждой школы свое собственное расписание и порядки, с ними необходимо предварительно познакомиться;
- занятия мальчиков и девочек проходят в отдельных классах;
- преподавание в воскресной школе должно быть совершенно бесплатным.
Уроки в воскресной школе для детей
Методика преподавания для детей до четырех лет основана на развивающих играх. Малыши занимаются рисованием, пением, лепкой, пальчиковыми играми. Нюанс только один: если творят поделки, то тема рождественская, либо пасхальная. Если слушают истории, то из Детской Библии, Святого Писания. Даже увлекательные загадки для детей воскресной школы имеют религиозную тему.
Каждый урок начинается и заканчивается молитвой. Ребята постарше после занятий вместе с родителями отправляются на службу. Посещение воскресной школы каждую неделю дает ребенку ощущение, что церковь становится частью его жизненного уклада. В окружении верующих крепнет и его собственная вера в Бога.
Второй класс в воскресной школе уже более серьезный, здесь ребят готовят к поступлению в общеобразовательную школу. Занятия вместо полутора часов увеличиваются до трех, проходят без родителей. Дети уже чувствуют собственную самостоятельность и значимость. Кроме общих занятий ребенок осваивает азы различных ремесел, театрального искусства и много другое. Любое занятие – польза во благо других. В десять лет дети понимают уже, что сделанная его руками и проданная на благотворительной ярмарке поделка принесет пользу сиротам.
В третьем классе занятия продлеваются до четырех часов. Дети изучают специальные дисциплины: церковнославянский язык, Закон Божий. Они занимаются иконописью, поют в церковном хоре.
Особые дети в храме
Самая распространённая проблема — это, конечно же, непонимание со стороны окружающих людей. Периодически им придётся сталкиваться в храме с теми, кому такой ребёнок будет мешать. Богослужение предполагает тишину, однако детям с особыми потребностями сложно объяснить правила церковного благочестия. Более того, иногда просто невозможно заставить их замолчать.
Я считаю, что Церковь — для всех. Бог хочет видеть всех. И особый ребёнок тоже достоин богообщения. Да, он кричит, он порой ходит, где нельзя, нарушая все правила. Из-за него невозможно услышать песнопения и Евангелие. Но где же наши христианские добродетели? Где смирение? Где любовь к ближнему? Эгоизм — вот с чем сталкиваются мамы, приведя таких детей в храм. Многие начинают возмущаться, забывая о душевной боли этой мамочки. Бог — её единственная надежда и успокоение в этом мире. Сегодня она пришла в храм поговорить с Ним, поделиться своими переживаниями, но никак не слушать выговоры прихожан. Это нужно понять и принять.
Другая повсеместная проблема окружающих — давать ненужные советы без знания проблемы. Есть в психиатрии такое понятие — эмоцион. Больному нужно производить какое-либо действие, чтобы привести в норму свою психику. Если такому больному не дать выполнить то, что он задумал, у него начинаются психические расстройства в виде истерики, тиков или даже судорог. Приведу пример. Ходит к нам в храм мама со слабоумным мальчишкой. В один из праздников я наблюдаю картину: мальчик берёт веник и заметает пандус, прямо при входе. Своей уборкой он, конечно же, мешает людям входить в храм. И вот я вижу, как трижды у него отбирают веник, но через две минуты Мишенька, возмущаясь, снова приносит его и продолжает заметать.
Пришлось объяснить, почему так важно дать ему возможность мести веником. И тут я слышу фразу: «Может, ему игрушки лучше дать?» Этот веник тогда стал для его мамы единственной возможностью спокойно помолиться. Мальчику не помогли бы игрушки. Его мозг сам избрал занятие для успокоения. На примере такого банального случая я бы посоветовала прихожанам: не зная истории болезни и не имея знаний в психиатрии и олигофренопедагогике, не надо давать мамам советы. Они лучше знают, что нужно их детям, как их лечить и как воспитывать. Каким бы богатым жизненным опытом вы ни обладали, ваши советы вряд ли будут корректными, поскольку вы не имеете понятия о специфике конкретного заболевания.
Я бы пожелала всем общинам терпения, любви и толерантности в отношении особенных людей. Обычно казусы происходят от недостатка смирения и любви. Если люди имеют в сердце настоящую христианскую любовь, они будут думать в первую очередь о других. Постараются сделать всё для того, чтобы мама и её необычный ребёнок чувствовали себя в храме комфортно. Побоятся лишний раз ранить и без того израненную горем душу родителя. Всем нам нужно помнить золотое правило: «Не навреди!»
На нашем приходе много деток с особенностями развития. Никого это, слава Богу, не смущает. Одни прихожане помогают мамам по хозяйству, другие сидят в качестве няни с парализованными детьми. Некоторые жертвуют хорошие вещи или деньги на лекарства. Кто-то просто помолится о здравии этих детей и поддержит добрым словом. Не всегда можно пожертвовать деньги или время, а вот доброе слово найдётся у всех.
Мамам особых детей скажу так. Увы, но конца жизни вы будете сталкиваться с невеждами. Научитесь проще относиться к их непониманию. Проявляйте смирение — такую прекрасную христианскую добродетель. Послушали замечание — извинитесь и не сердитесь. Дают навязчивые советы — выслушайте внимательно и поблагодарите. Всем не объяснишь, что да как. Но всё же помните, что в храме люди молятся и учатся, и им тяжело, когда рядом кто-то нарушает тишину во время литургии, пусть даже не по собственной воле. Поймите их и не сердитесь.
Как проходят уроки
Воскресная школа для детей основной задачей ставит духовное просвещение молодого поколения. Уже с раннего возраста в нашем современном мире ребенок окунается в море информации, некоторая негативно может отразиться на формировании личности. Воскресная школа помогает разобраться в этом потоке и выбрать полезное и нужное.
Уроки здесь учителя проводят по типу диалога. Высказаться есть возможность у каждого ученика, учитель внимательно выслушивает мнение любого. В беседах дети находят ответы на свои бесконечные вопросы, получают опыт общения, учатся находить правильные решения. Кроме этого в диалоге развивается речь, воспитывается способность слушать собеседника.
Весь материал излагается педагогом в простой форме, ребята в ходе беседы сами могут делать выводы. Современное обучение сопровождается различными видео и аудио материалами, пособиями. Очень популярны интеллектуальные турниры, где темы для воскресной школы для детей дают возможность укрепить свои знания православия.
Как научиться жить заново
Раньше я была обычной «прохожанкой», два раза в год забегала в храм освятить куличи и воду. Но однажды случилось несчастье — оказалось, что у моего сына редкая неизлечимая болезнь. И понеслось: клиники, профессора, обследования и одно сплошное отчаяние. «Учитесь, мамочка, жить заново с синдромом Туретта. Медицина бессильна в этом вопросе», — сказала мне лечащий врач. Тысячи вопросов без ответов повергли меня в депрессию, но скоро пришло осознание того, что слезами горю не поможешь. Я решила сама лечить сына. Изучила сотни книг и журналов и разработала свою систему лечения. Болезнь стала отступать.
Я создала свой блог, где оказывала мамам детей с подобным диагнозом психологическую поддержку и делилась своими наработками. Через время поняла: мы ничего не можем делать без Бога. «Раз медицина бессильна, может быть, у Него можно попросить помощи?» — подумала я. Мы повезли ребёнка в Святогорскую лавру, и там я снова сорвалась. Плакала навзрыд и была вынуждена покинуть собор. Во дворе ко мне подошёл один из монахов и предложил свою помощь. Видимо, я так голосила, что он не смог пройти мимо. Он выслушал меня и сказал: «Иди в ближайший от дома православный храм и просись служить. Берись за любую работу. Господь помилует твоего ребёнка». Я тогда ничего не знала о Церкви. Куда идти? Как всё объяснить?
Мне в голову пришла идея написать в блоге статью об отношении Церкви к психически больным детям. Поскольку возле школы, где учились мои дети, находился храм великомученика Пантелеимона, за консультацией священника я зашла именно туда. Так я познакомилась с протоиреем Климентом Анисимовым. Он стал одним из тех людей, которые помогли мне преодолеть психологический кризис из-за болезни сына. Его советы не раз спасали меня от уныния.
Вначале я помогала убирать храм. Потом по благословению батюшки вела у малышей уроки раннего развития. С маленькими прихожанами занималась творчеством, готовила к школе, пересказывала библейские сюжеты. Со временем старшие дети остались без педагога, и я взяла на себя ответственность и за их обучение. Сейчас я и катехизатор, и воспитатель, и педагог-организатор в одном лице. Работа с детьми воспитывает и вдохновляет меня. Я благодарна Богу за этот труд.
Укрепление семьи
Большое внимание здесь уделяется укреплению семьи. Поддержка старшего поколения при занятиях в воскресной школе просто необходима. К образовательному процессу родители, бабушки активно привлекаются. Для них организуются лекции, где можно получить вопросы на волнующие ответы, разобраться в проблемах. Родители участвуют в собраниях, помогают ухаживать за территорией храма, организуют праздники. Этот труд требует вдохновения и силы, веры в Господа. Совместно с детьми осуществляются различные экскурсионные поездки, паломничество по святым местам, походы. Все эти совместные мероприятия скрепляют семейные отношения, воспитывают здоровую личность, а это и является целью духовного воспитания.
Дорогие друзья и коллеги, задумывались ли вы когда-нибудь о том, какое будущее ждет православную воскресную школу? Интересный вопрос, не так ли? Сегодня мы хотим поделиться с вами нашим видением, прогнозами, и планами на будущее…
Что представляет из себя православная воскресная школа сейчас? Современны ли ее формы работы или уже устарели и не успевают за изменяющимся темпом жизни человеческого общества? Кто такой педагог воскресной школы сегодня и кем он может стать? Все это серьезные вопросы, и на самом деле, их гораздо больше. На эти вопросы необходимо отвечать, так как от этого зависит существование и эффективность православной воскресной школы в целом. Сегодня мы — разработчики проекта Воскреска решили поделиться с нашими пользователями (и с Вами, дорогой читатель, в первую очередь) своим видением ситуации и прогнозами на будущее, а также тем, что планируем делать именно мы.
Воскресная школа сегодня
Этот момент заслуживает отдельной большой статьи, но на нем стоит остановиться и в этой. Исходя из анализа многолетней статистики, которую мы собираем с помощью сайта voskreska.org, а также регулярно проводимых нами опросов, мы считаем, что воскресная школа сегодня выглядит недооцененной и все же обделенной вниманием. Конечно, в руководствах синодальных отделов религиозного образования и катехизации идет работа по развитию воскресных школ, предлагаются важные стратегические направления действий, создаются все более совершенные стандарты духовного образования. Но на наш взгляд, в современном мире невозможно обойтись одной только активной работой «сверху». Важно знать, какова ситуация у конкретных педагогов, в конкретных школах, у конкретных учеников. Важно получить так называемую обратную связь от той аудитории, для которой разрабатываются стандарты и программы. Проект Воскреска уже несколько лет ведет исследования в сфере получения адекватной обратной связи от непосредственной аудитории воскресных школ: педагогов, завучей и деректоров. Мы делаем это на основе анализа поисковых запросов, по которым пользователи приходят на сайт voskreska.org, занимающий ведущие позиции в выдачах крупнейших поисковых систем. Этот анализ позволяет нам предпринимать именно те шаги, которые сделают жизнь конкретных школ, их педагогов и учеников лучше. Православная воскресная школа — это серьезное направление и даже целая отрасль, которой нужно серьезно заниматься. Если мы сможем это понять и скорректируем свои действия, то воскресная школа будущего будет очень мощной и эффективной. Собранной нами статистикой мы делимся со всем миром, выпуская ежегодно «Журнал годичной статистики».
В случае отсутствия адекватных изменений в подходе к работе воскресной школы мы прогнозируем постепенное снижение интереса в обществе к ней и к православной вере в целом. По данным современных исследований в некоторых высокоразвитых европейских странах до 90% представителей поколения Z (люди, родившиеся после 1995 года) считают себя нерелигиозными, а значит и равнодушными к воскресной школе.
Что нужно для развития?
Воскресная школа может стать очень серьезным направлением деятельности в Церкви, но на наш взгляд, одного энтузиазма педагогов и ответственных за духовное образование лиц здесь недостаточно. Стабильное развитие воскресной школы возможно при наличии достаточной материальной составляющей, то есть, в воскресной школе должны появиться собственные финансовые потоки, которые могли бы не только обеспечить необходимое техническое и методическое оснащение, но и позволили бы педагогам чувствовать себя более уверенно в своем служении. Работа в воскресной школе в качестве волонтера и работа в ней же с материальной поддержкой — все же разные вещи. Откуда возьмутся эти финансовые потоки: будут ли это вложения со стороны прихода или епархии, или же это будет достигаться за счет разумной монетизации самого учебного процесса (при соблюдении общего принципа бесплатности духовного образования) — вопрос отдельный. Однако, на наш взгляд, необходимость финансовых инвестиций в любое образование — очевидный факт.
Каким будет учебный процесс в воскресной школе будущего?
Мы прогнозируем видоизменение как самого учебного процесса, так и того инструментария, которым будут пользоваться педагоги будущего. На сегодняшний день занятие в воскресной школе, как правило, представляет из себя пересказ педагогом библейской истории или текста катехизиса, более или менее разбавленный видеоматериалами, творческими заданиями и викторинами. В будущем же сам процесс получения учениками информации будет в значительной мере перемещен в интернет пространство. Речь идет об электронном дополнении для воскресной школы, где на специальных серверах (облачных хранилищах) будут размещаться интерактивные уроки, изучая которые, ученик сможет эффективно извлечь информацию о каком-то библейском событии или аспекте вероучения. Здесь могут быть в полной мере использованы не только возможности видео и аудио, но и активно развивающаяся ныне технология виртуальной реальности (VR), где с помощью специальной гарнитуры (VR очков) учащийся мог бы погрузиться в атмосферу Иерусалимского Храма времен царя Соломона и не только прочитать об этом, но и рассмотреть все собственными глазами с обзором в 360 градусов. Все это вполне реально уже сегодня.
Что же, традиционная воскресная школа как встречи с батюшкой и педагогом исчезнет? Совершенно нет. Ведь мы специально подчеркнули использование возможностей интернета именно в контексте получения информации. Но цель воскресной школы состоит в обучении христианской жизни, а не в простом получении информации. Поэтому то время, которое сейчас педагоги тратят на пересказ Библии или катехизиса, будет тратиться на живое общение внутри общины (например, обсуждение того, что ученик накануне просмотрел в виртуальном кабинете своей воскресной школы), специально разработанные игры и квесты, волонтерские акции в те места, где нуждаются в помощи. Таким образом православная воскресная школа станет не только словом, но и делом, что особенно важно в плане личной духовной жизни христианина.
Воскреска уже ведет работы по созданию виртуальной воскресной школы, которая может быть использована не только учениками, но и самими педагогами. При все увеличивающейся доступности интернета из любой точки населенного пункта учителю будет совсем не обязательно нести с собой на урок бумажный конспект, флешку с видеофрагментом или презентацией, так как все это он сможет загрузить в свой виртуальный кабинет Воскрески, а затем просто открыть в учебном классе.
Какими могут быть учебные пособия в будущем?
В будущем мы также прогнозируем развитие электронных форм учебных пособий. В каком смысле? Совсем не обязательно ученики в воскресной школе будущего будут сидеть в классе или в храме с планшетами… Речь идет о том, что и сейчас печатные версии учебных пособий доступны далеко не для всех педагогов, которые ищут в интернете отсканированные версии этих пособий, а затем распечатывают их. Наш последний опрос, посвященный тому, какие учебные пособия педагоги хотят иметь, показал, что значительная часть опрошенных предпочитают получить электронный вариант пособия без необходимости приобретать печатную версию. Именно поэтому Воскреска Лаборатория полностью отказалась от разработки и распространения печатных учебных пособий и материалов. Вместо этого мы работаем над пособиями в формате «распечатай сам», который предполагает получение педагогом готового пособия, которое нужно просто распечатать в нужном количестве экземпляров. Особенно актуальным этот формат станет с увеличением возможностей цветной печати. Этот формат имеет преимущество потому, что:
— печать бумажного пособия и его дальнейшая доставка конечному потребителю — очень затратная часть производства. По нашим подсчетам цена доставки единичных экземпляров пособий в отдаленные регионы в несколько раз превысит их собственную стоимость и сделает невозможным их приобретение для простых педагогов. Пособие в формате «распечатай сам» не требует печати в типографии и доставки, а значит школа платит за него несравнимо меньшую цену.
— если речь идет о рабочих тетрадях для учащихся, то для школы существует необходимость закупать их по числу учеников, что тоже составляет очень большие затраты. Пособия в формате «распечатай сам» позволяют школе тиражировать материал высокого качества для какого угодно количества учеников без изменения в цене самого пособия.
— для электронных пособий не нужно изыскивать возможность для складирования и хранения в отличие от их печатных аналогов. Это особенно актуально, если в школе большое количество учеников.
Каким может быть педагог православной воскресной школы будущего?
Сегодня между педагогом воскресной школы и бабушкой из свечного ящика в храме ставится знак равенства в плане неизменности их статуса: «как ты преподавал сегодня, так будешь преподавать и завтра, и через год». О профессиональном и личном росте педагога, как правило, никто не говорит. На наш взгляд, перспектива профессионального и личного роста человека как педагога воскресной школы — отличный двигатель и для его духовной жизни как христианина. Как этого можно достигнуть? Во-первых, за счет включения каждого отдельного педагога в большое сообщество педагогов. Социальная сеть Воскреска непосредственно занимается формированием такого сообщества, которое, по нашим представлениям, должно стать престижной экспертной экосистемой, в которой каждый педагог сможет почувствовать себя нужным, получить поддержку и профессиональную консультацию, сравнить свой опыт преподавания с опытом других педагогов. Все это позволит ему развиваться лично и профессионально.
Во-вторых, педагогу воскресной школы необходимо позволить в определенной мере продавать свои знания. Да именно так. И в разрабатываемой нами платформе мы предусматриваем эту возможность. Одни педагоги, более склонные к разработке и творчеству, смогут создавать авторские учебные пособия, курсы и материалы, которые другие педагоги, не имеющие возможности разрабатывать собственные методики, смогли бы приобретать у первых для собственного использования. Эта возможность сможет значительно повысить мотивацию творческих педагогов и улучшить качество работы коллег, в силу разных причин менее склонных к творчеству. На наш взгляд, если любимое дело приносит дополнительный доход, это делает результат еще более качественным, так как большинство педагогов — люди семейные и материальный вопрос для них никто не отменял.
Это некоторые из наших предположений по поводу возможного состояния православной воскресной школы будущего. Вероятно, некоторые из них покажутся Вам крайне удивительными, но будущее нередко удивляет. Если все то, о чем написано выше, позволит людям приходить ко Христу и вступать на путь, ведущий в жизнь вечную, то оно станет не только возможным, но и необходимым. Команда Воскрески искренне желает Вам Божией помощи и творческого горения в нашем высоком деле педагогического служения!