Глава 1. Притчи Иисуса и их понимание / Притчи Иисуса: способы интерпретации

Все Евангельские притчи удивительно коротки. Нет такого писателя или философа, который оставил бы после себя столь мизерное наследие. Однако слова, сказанные Иисусом Христом и переданные в Евангелиях, мы перечитываем всю жизнь по многу раз. Они не устаревают и остаются актуальными уже более двух тысяч лет. За это время были написаны целые тома исследований и толкований.

Простые истории, открывающие путь к спасению

Может быть, притчи Иисуса Христа настолько витиеваты, что не каждый, прочитавший их, способен понять смысл сказанного Господом? Отнюдь нет. Они предельно просты и логичны, а притчи Иисуса Христа для детей так и вовсе переписаны различными литераторами таким языком, что на их фоне народные сказки для самых маленьких выглядят куда более таинственными. Иисус Христос был первым, кто стал обращаться к людям, не деля их по вероисповеданию, национальности или общественному статусу. Притчи Господа Иисуса Христа простыми словами открывают людям, в чём заключается смысл жизни. Христос своими притчами показал нам самый короткий путь к спасению души. А спасение души – это мир, покой, счастье, благополучие и гармония. Он же показал и то, что этот путь совсем не лёгок, но, принеся Себя в жертву всему человечеству, Он гарантировал, что Сам Господь берёт на себя заботу о спасении каждого, обратившего к Нему своё сердце.

Зачем Иисус Христос говорил притчи?

По этому поводу есть два противоположных мнения:

  1. Христос говорил притчами, чтобы не все поняли то, что Он хотел сказать. Притча – это некая форма, завуалированного знания, чтобы не все поняли, что Иисус имеет ввиду.
  2. Христос говорил притчами, чтобы еще понятнее изложить то, что Он хотел сказать.

Вот что говорит Сам Господь:

«…И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют…».

Вот эту фразу христиане воспринимают двояко.

Иоанн Златоуст считает, что Иисус Христос использовал притчи, чтобы:

«сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти и как бы представить глазам».

Притчи в его понимании – это картина, то есть живой образ.

Известный православный священник Александр Мень высказал свое мнение на этот счет:

«Притчи невольно захватывают слушателя и читателя, заставляют их включаться в переживания действующих лиц. Лаконичная и яркая образность Притч, их поэтическая структура и изобразительные средства (*гиперболы, метафоры, контрасты, неожиданные концовки) помогали их быстрому запоминанию наизусть».

Спаситель так характеризовал Своих слушателей:

«Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат».

Но когда они слышали притчу, они хоть что-то запоминали, и истина приходила к ним не сразу, а постепенно.

Итак, зачем же Христос говорил притчи:

  1. Это образные яркие рассказы, которые помогают лучше понять. Когда мы пытаемся что-то объяснить детям «вот посмотрите на воробушка», «вот посмотрите на листочек» и так далее, мы тоже применяем тот или иной вид притч.
  2. Человек, который может даже не хотел бы слушать проповеди Христа, так как внутренне с Ним не соглашается, все равно запомнит притчу. Придет время, и эта притча начнет действовать в его жизни и сердце.

ИНТЕРЕСНО: Молитвы Иисусу Христу о детях.

Все речи Спасителя проникнуты любовью к каждому

Притчи Иисуса Христа охватывают все стороны жизни человека. Их можно исследовать в самых различных ракурсах, например рассматривая, как отношения между Богом и человеком или между человеком и другими людьми. Каждую из них можно проецировать на отдельные житейские ситуации, а можно рассматривать как весь жизненный путь человека. Для сравнения можно взять притчи Иисуса Христа и притчи, написанные именитыми писателями. Один знаменитый русский литератор, оставивший после себя прекрасные романы, в которых сохранил для нас подробности войны 1812 года, а также раскрывший традиции, нравы, обычаи и быт наших предков, живших в 19 веке, в какой-то момент своей жизни обратился к жанру нравоучительных притч. Читая притчи Иисуса Христа и этого литератора, невольно обращаешь внимание на то, что в историях Христа нет ни тени досады на неразумных людей.

Христианские мыслители, бравшие на себя смелость трактовать короткие притчи Иисуса Христа, единодушно сходятся во мнении, что Господь любит каждого из нас и понимает до самых потаённых уголков души, что Он существует только для того, чтобы спасти и дать счастье каждому из своих творений, то есть нам с вами, какими бы разными мы ни были и какие бы искушения не терзали наши души.

Смысл притчи

Основным предназначением притчи считалось раскрытие религиозного или житейского смысла в коротком рассказе. Герои притч носили определенный социальный статус (богач, царь, путешественник, виноградарь, отец и сын) и не имели глубоких описаний внешности или характера.

Библейские притчи объясняли, как вести себя, чтобы жить хорошо перед людьми и Богом. Они воздействовали на сознание сильнее, чем просто обличительные или назидательные слова, потому что показывали правила поведения на примере конкретных людей. Когда человек видел образец действий в притчах, он задумывался, что ведет неправильную жизнь, или помнил урок, заложенный в небольшой истории, и пытался избежать озлобленности в своей жизни.

Толкования истории об овце, отбившейся от стада

Заблудшая животина в притче Иисуса Христа об отбившейся от стада овце показывает, как важен для Господа каждый человек. По крайней мере, многие богословы считают, что в этой притче идёт речь о праведниках и об одном грешнике. По их мнению, Господь радуется каждому грешнику, раскаявшемуся в своих грехах и примкнувшему к сонму праведников. Однако Феофилакт Болгарский видит в этой истории ещё один смысл. Заблудшая овца – это люди, а стадо – это все остальные разумные твари. Иными словами, он считает, что Господь из всех живых существ на земле и во вселенной считает только человека заблудшей овечкой. Возвращение людей под Свой кров Он считает самой большой радостью для Себя.

Ещё один богослов, архиепископ Аверкий (Таушев), под стадом подразумевает сонмы ангелов, а под заблудшей овцой — грешного человека.

Притча говорит о том, что Бог допускает возможность того, что человек, подобно овечке, рано или поздно, по той или иной причине, отобьётся от стада. Однако Он не бросит его, а приложит все усилия, чтобы вернуть назад. Слова Христа, переданные Его учениками, о радости Хозяина от возвращения заблудившейся овцы – это не радость от восполнения утраченного имущества. Это совсем другое.

Все притчи Иисуса Христа из Библии

За все время своей проповеднической деятельности, Иисус Христос привел немало притч. Все они записаны в Евангелие. Мы рассмотрим каждую из них.

Притчи о Царствии Божием

Главное содержание притч Иисуса Христа – притчи о Царстве Божьем. Иногда притчи так и начинаются: «Царство Божье подобно тому…». Иногда такого начала нет, но из контекста мы понимаем, что речь идет о Царстве Небесном. Если брать эти притчи и провести между ними демаркационные линии, то мы увидим, что они делятся на 3 группы:

  1. Притчи о семени. Когда Царство Божье связано с каким-то сеятелем и семенем, с чем-то посеянным, с чем-то брошенным в землю из чего получается нечто хорошее. Сюда же примыкает «Притча о лозе» и «Притча о закваске». Потому что по существу это тоже самое.
  2. Притчи и брачном пире. Они так и называются «Царство Божье подобно тому…», как некий царь позвал на брачный пир всех людей, но один из них пришел в недостойном одеянии.
  3. Притчи о работниках. Например, работниках виноградниках, когда все они получили одинаковую оплату, хоть и были наняты в разное время.

РЕКОМЕНДУЕМ: За что распяли Иисуса Христа.

Притчи по теме (толкование по ссылке):

О сеятеле.
О плевелах.
О невидимо растущем семени.
О зерне горчичном.
О закваске.
О сокровище, скрытом в поле.
О работниках, получивших равную плату.
О званных на брачный пир.

Притчи о Милосердии Божием и о Покаянии

Чтобы стать милосердным и сострадательным достаточно творить благие дела и молиться Господу. Но при этом не нужно забывать о том, в чье имя человек это делает. Всякие милосердные дела, они если они не во Христе, то это все вредоносно.

О заблудившейся овце.
О блудном сыне.

О мытаре и фарисее.

Притчи о Добрых Делах и Добродетелях

Многие неверно трактуют понятия «грех» и «добро». Грех мы рассматриваем как нарушение какого-то закона, спущенного с неба Богом. Но это глубокое заблуждение. Существуют духовные законы. Все, что мы совершаем, добро или зло, в конечном счете, возмездием за это служат не деяния Господа, а все совершается по тем духовным законам, по которым живет наш мир.

Грех – это нарушение вот этих духовных законов. Нарушая их, вы терзаете целостность своей души. Неминуемо вам последует наказание.

Добро – жизнь в соответствии с духовными законами. Другими словами, это праведная жизнь. Она приносит ему здоровье, как в физическом, так и в духовном планах (мир души, радость, счастье).

О прощении обид

Простить – это не значит, признать, что действия против вас, приемлемы. Это не значит отменить ту боль, и те страдания и ущерб, которые мне причинили. Также это не значит, что нужно помириться со своим обидчиком и восстановить с ним отношения. Не нужно соглашаться с его действиям и позволить ему в дальнейшем разрушать вашу жизнь. Простить – не значит добиться справедливости и получить удовлетворение. Простить – это отпустить вину, освободить от наказания и перестать участвовать в том, что произошло. Прощение означает взять на себя заботу о собственных ранах и согласиться жить с собственными шрамами. Оставьте прошлое в прошлом, как бы больно вам ни было и оставьте ответственность за то, что произошло тому, кто это сделал.

О должнике немилосердном.

О добрых делах

Истинное добро – это сам Господь. Исполнение воли Божьей является для христианина добром. Мы все понимаем, что хорошо делать добро, но когда пытаемся его сделать, то сталкиваемся с неожиданными трудностями. Оказывается, что чем больше мы стараемся делать добро, тем больше у нас получается зла. В этом заключается парадокс. Это происходит не только в жизни каждого человека, но и в жизни целых государств, когда под хорошими лозунгами с идеями всеобщего благосостояния совершаются революции, кровопролитие и так далее.

Добро, которое мы пытаемся делать, часто превращается в зло. Парадокс заключается в том, что как бы человек сам не хотел сделать добро, ничего не получится без Бога. Потому, что только Господь может дать возможность совершить настоящее добро.

Необходимо подготовить себя к деянию добра, чтобы оно действительно было добром, а не стало злом. Вся христианская аскетика, весь опыт святых отцов подвижников, как раз и является примером того, как подготовить себя к деланию добра.

Что нам мешает делать добро? Внешние признаки, такие как не хватает денег или времени? Нет. Внутреннее состояние человека. Это страсти, которые находятся внутри нашего сердца. Человек должен очиститься, чтобы стать творцом настоящего добра.

О милосердном самарянине.

О неверном домоправителе.
О богатом и Лазаре.

О добродетелях

Всякое деяние и всякий дар сходит свыше от Творца. Во всех религиях есть добродетели. Но может быть так, что для одних – это добродетель, а для других – грех. По-христиански «добродетель» – это свободное, искреннее и постоянное стремление исполнения нравственного закона, основанного на Евангельской истине при воздействии благодари Господа.

Причина всех добродетелей – сам Бог. Добродетелей святые отцы делят на два вида: человеческий и божественный.

Божественный – это вера, надежда и любовь. Верим в Бога. Своей благодатью Бог создал и спас нас. Ждем милости Божьей, которую нам обещал нам, так как Он милосерд. И любим его, поскольку Он только благ, и во имя Его любим ближнего и образ Его.

Человеческий добродетель – благоразумие, мужество, целомудрие и справедливость. Потому что они исцеляют силы души человеческой. Благоразумием мы исцеляем разумную часть души. Мужеством раздражительную. Целомудрием вожделенную. А вот правдивость исцеляет всю душу.

Но насколько прекрасными ни были все добродетели, святые отцы считают, что терпение больше их всех. Где нет терпения, там и нет добродетелей. Это престол и опора всех добродетелей.

О безрассудном богаче.
О талантах.

О рассудительности и молитве

Когда к Антонию Великому пришли три старца и стали рассуждать о том, что является главным в монашеской жизни, один сказал: «Я считаю, что пост». Все согласились с ним. Второй же сказал: «Я считаю, что молитва». Тоже все согласились. Третий сказал: «Послушание». Да, без этого тоже не может быть монашество. Потом они обратились к Антонию: «А ты что скажешь?». На что он ответил: «Все эти добродетели могут превратиться в страшные язвы для человека, если мы отнесемся к ним без рассуждения».

Тот человек, который попытается жить настоящей христианской жизнью, бороться со своими страстями, у него происходит приобщение к благодати Божией. Тогда Господь может дать некоторым дар рассуждения. Дух Святой один, а дары – различные.

О строителе башни.
О царе, начинающем войну.
О друге, просившем хлеба в полночь.
О судье неправедном.

Притчи об Ответственности и Благодати

Важно быть самим собой и нести ответственность за себя и свою жизнь, быть художником ее картины мира. Но для этого нужно осознать, что ответственность – это важный навык, благодаря которому, мы можем улучшить качество своей жизни. Этому навыку может научиться каждый из нас. Нужно просто поверить в это, загореться этим, захотеть воспитывать и развивать это чувство.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ: Икона Воскресение Христово.

Об ответственности человека

Научиться ответственности может каждый. Просто нужно брать дело и доводить его до конца. При этом важно иметь страх, не внутренний, перед какими-то ответственными делами, а страх перед людьми, что поступим не правильно, не честно. Потому что очень часто ответственность, рожденная в душе, представляет собой сложный процесс. Часто мы перекладываем вину на других, чтобы они за нас все сделали. Это не верно. Суть того, что происходит на земле, заключается в том, чтобы понять, что вы несете за все ответственность. Человек свободный и сам может все решать. Это его право.

Развивать в себе ответственность – это наше священное право, потому что мы перед Богом будет стоять и отвечать за то, что делали здесь. Что мы ему скажем? Разные ситуации бывают. В них мы проявляем себя по-разному. И только вы отвечаете за свои поступки.

О злых виноградарях.
О бесплодной смоковнице.

О благодати Божией

Дух Святой – источник всякой благостыни: благодати, мира душевного, любви, праведности, истинного покаяния и жажды спасения. Источник – сам Бог. Именно Он воздвигает нашей душе эти желания, побуждения и действия. В православных книгах «благодать» трактуют как «действия Святого Духа» или «плоды действия Святого Духа».

О десяти девах.
О рабах, ожидающих господина.

В Евангелии есть еще следующие притчи (пропущенные у нас):

О драгоценной жемчужине.
О неводе.
О хозяине, хранящем новое и старое.
О потерянной драхме.
О двух сыновьях.
О благоразумном домоправителе.
О добром пастыре.
О виноградной лозе.

История о потерявшейся овце, спроецированная на отношения в семье между родителем и его ребёнком

Представьте себя на месте этого Хозяина. Овечка – это ваш маленький ребёнок, отправившийся исследовать соседний двор. Такую параллель провести чрезвычайно трудно – ведь вы не имеете возможности, как Хозяин из притчи, то есть Бог, видеть, как малыш бесстрашно проходит мимо песочницы с разбросанным мусором или мимо большой собаки, и вовремя отводить от него серьёзные опасности. Вы не можете прочитать в душе ребёнка, как он в какой-то момент вспомнил о вас и как горячо захотел оказаться рядом с вами, как почувствовал огромную любовь к вам и тоску, как он испугался жизни без вас, и как он принял решение вернуться. Господь всё это видел и принял своё чадо с распростёртыми объятиями. При этом притча не говорит, сколько раз человек может так уходить и возвращаться. Это значит, что Бог не ограничивает нас. Мы сами принимаем решение – идти вместе со стадом или отклониться от него. Он всегда будет радоваться нашему возвращению и не станет наказывать. Как жить по этой притче, спросите вы? Ведь мы – овцы, которые время от времени делают ошибки, раскаиваются в них, а потом получают от Господа благодать. Эта притча так же многомерна, как и все притчи про Иисуса Христа. Если ваша овечка отбилась от стада, то есть ваш ребёнок пошёл по опасному пути, обратитесь к Господу, чтобы Он защитил его и спас от гибели. Думайте и молитесь о родном человеке постоянно, и тогда вы, а также и заблудившийся ребёнок, испытаете ту же радость, о которой говорится в притче.

Отличие притчи от аллегории

Чем отличается притча от аллегории? Притча – это некий рассказ или пример, который был дан Иисусом Христом или кем-то другим, чтобы проиллюстрировать какую-то мысль.

Например, «дети, вам нужно быть аккуратными, внимательными и слушаться родителей». Как им это объяснить на примере? Вот, например, воробушек сидит в гнезде и выглядывает, так как ему интересно, что там происходит. Родители говорят ему, чтобы не выглядывал, так как это опасно. Но он все равно делает по-своему. В результате он упал и его съела кошка.

Вот этот рассказ – это иллюстрация мысли «будьте послушны и не будьте любопытны». Такой рассказ не нужно трактовать по деталям (например, гнездо – это дом; а почему воробушек не слушается и так далее). Рассказчик не углубляется в детали, а притча была рассказана для того, чтобы показать к чему приводит непослушание.

Аллегория отличается от притчи тем, что она детализирует. Каждая деталь рассказа имеет какую-то аналогию с жизнью. Например, книга Джона Баньян «Путешествие пилигрима в Небесную страну» переполнена аллегориями, в каждой из которой заложен определенный смысл. Каждая деталь книги отражает нашу жизнь. Поэтому и комментариев к книге вышло больше, чем сам ее объем.

Итак, есть два вида иллюстрированных рассказов: первый, который позволяет увидеть только одну мысль, а второй – аллегории, когда много деталей и все они несут определенный смысл.

Приведем основные отличия в виде таблицы:

ПРИТЧААЛЛЕГОРИЯ
Имеет основную мысль.Имеет одну основную мысль и несколько важных дополнительных мыслей.
Крайне осторожно нужно толковать детали и придавать им какое-либо аллегорическое значениеБольшинство деталей аллегории имеют значение.

Как же распознать: где аллегория, а где притча? В большинстве случаев те рассказы, которые приводил Христос – притчи. Но распознать будет не сложно, придерживаясь следующего правила:

«Если Сам Христос не объяснял детали притчи, то нам не следует искать образы и аналогов в каждой части притчи».

Все мы – блудные сыновья

Эту же тему затрагивает и притча Иисуса Христа о блудном сыне. Однако эти две истории нельзя считать полностью аналогичными, ибо Святое Писание не содержит ни одного лишнего или случайного слова. История о младшем сыне, ушедшем из дома и расточившем отцовское наследство, о его старшем брате, оставшемся в доме и все эти годы добросовестно трудившемся на нивах отца, а также о том, как тот встретил вернувшееся из скитаний своё вконец обнищавшее блудное дитя – это также притча про Иисуса Христа. Короткие истории, рассказанные Спасителем Своим ученикам, всегда подразумевают участие в них Господа. В истории про блудного сына отец — это прообраз Господа, а его сыновья – мы, люди.

Как изучать притчи

Притчи это замечательные средства обучения, но, будучи образными повествованиями, они могут подвергнуться неверному толкованию.

Нижеследующие правила помогут сделать изучение притч полезным занятием, приносящим добрые плоды.

  1. Необходимо внимательно изучать контекстуальную (историческую) подоплеку притчи. Это поможет разгадать ее правильное значение. Три притчи в пятнадцатой главе Евангелия от Луки, – о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне, – стали следствием того, что фарисеи осуждали Христа за Его великодушное отношение к грешникам.
  2. Необходимо исследовать грамматические и лексические формы притчи, потому что в них кроются важные аспекты истины. В притче о злых виноградарях (Мар. 12:1-9) сын (Христос) представлен как «последнее» предложение Отца (ст. 6, ПК). Это важно, так как другого средства спасения не будет.
  3. Необходимо выделить главную истину притчи, например, «Кто мой ближний?» (Лук. 10:29), а затем обратить внимание на любые другие обоснованные дополнительные тезисы, которые можно извлечь из повествования. Однако следует иметь в виду, что нельзя строить учение только на основании одиночных упоминаний каких-либо вопросов в притчах.

Господь призывает нас учиться прощать

Эта притча учит нас прощать без задней мысли, принимать раскаяние без назидательных внушений, без умствований и морализаторства. Господь пытается внушить нам, чтобы мы не боялись, что раскаявшийся близкий человек, получив отпущение, снова пустится во все тяжкие. Это не должно нас заботить. Умение прощать не менее важно, чем умение просить прощения. Ни для кого не секрет, что в том, что сын бросает семью и растрачивает отцовское имущество на удовлетворение собственных прихотей, есть вина и отца. В обычной человеческой жизни такое бывает довольно часто. Внутри семьи мы на протяжении всего совместного существования время от времени припоминаем друг другу прошлые обиды. Это формирует неприязненные отношения, из которых хочется вырваться, и мы время от времени бросаем семью и начинаем жить только своими личными интересами, убеждая себя, что настрадались достаточно – можно и для себя пожить. Следствие этого – душевное опустошение.

Одна и та же ситуация, лишь слегка изменившись, повторяется снова и снова. У разных народов даже сложились пословицы: «Чёрного кобеля не о, что говорит о бессмысленности прощения. Эти пословицы, хоть и являются народной мудростью, насчитывающей многие сотни лет, всё-таки проникнуты неприязнью и презрением к человеку. В них чувствуется пристрастное отношение к согрешившему, вознесение собственной личности над личностью человека, которого назвали чёрным кобелём или волком. Ни в одной из Своих притч Господь не выглядит презирающим людей.

Обиженный так же создан по образу и подобию Божию, как и тот, кто его обидел

Человек создан по образу и подобию Божию. Как легко соотнести эту истину с самим собой и насколько трудно воспринять Образ Бога в человеке, доставившем неприятность! Иисус Христос, беседуя с учениками, не ставил Себя выше их, ибо лучше, чем кто бы то ни было, понимал, что все люди вместе и каждый человек в отдельности – Образ и Подобие Самого Создателя. Ради спасения каждого из нас Он принёс Себя на жертвенный алтарь, выполнив волю Отца. Долг каждого христианина — совершить своё жертвоприношение во имя Господа. В состоянии ли хоть один из нас совершить подобный поступок ради спасения человечества?

Знаменитые богословы-толкователи Священного Писания

Почти все притчи Иисуса Христа с толкованием отечественных и зарубежных священников и теологов есть в такой книге, как «Рече Господь…». Святые отцы церкви с давних времён придавали большое значение толкованию слов Спасителя, сохранённых в Евангелии. В ней приведены практически все притчи Иисуса Христа с толкованием таких почитаемых христианским миром богословов, как Мейстер Экхарт, святой Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт Болгарский, Архиепископ Александрийский Афанасий, святитель Лука Войно-Ясенецкий, Григорий Великий Двоеслов, священномученик Григорий Шлиссельбургский, святой Василий Кинешемский, архиепископ Тавроминский Феофан Керамевс, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), святой Филарет (Дроздов) Московский и Коломенский, архиепископ Аверкий (Таушев), святой праведник Иоанн Кронштадский, протоирей Всеволод Шпиллер, протоирей Александр Шаргунов, святой Кирилл Александрийский, святой Феофан Затворник, преподобный Иоанн Дамаскин, протоирей Виктор Потапов, блаженный Иероним Стридонский, епископ Мефодий (Кульман), митрополит Антоний Сурожский, протоирей Димитрий Смирнов, монах Евфимий Зигабен, а также толкователи Библии Гладков Б.И. и Лопухин А.П.

Вочеловечившегося Господа бесы узнавали сразу

В период Своего вочеловечения Господь ходил по израильской земле, исцелял больных и рассказывал людям, как им следует поступать, чтобы наследовать жизнь вечную и удостоиться Царствия Небесного. Общаясь с людьми разного воспитания, образования и веры, для того чтобы все они правильно поняли Его, Он использовал простые примеры из обычной, хорошо известной им повседневной жизни. Ученики записывали Его слова. Оставаясь с ними наедине, Господь разъяснял, что имел в виду. Таким образом, истории, которые рассказывал Иисус из Назарета, и есть тайные притчи Живого Иисуса Христа. Ведь узнать в проповеднике, коих тогда было великое множество, воплощение Самого Бога, простому человеку немыслимо. Всё, что человек способен воспринять, уже когда-то было. Всё новое – это, как известно, хорошо забытое старое. А Господь ещё никогда не являлся людям. Зато его сразу узнавали слуги сатаны. В Евангелии от Марка есть место, где человек, одержимый бесом, узнал в Нём Бога и закричал об этом всем. Господь изгнал этого беса из человека, а самому человеку запретил говорить о Себе и о случившемся исцелении.

Читать притчи Соломона.

В Книге Притч Соломоновых 31 глава.

По форме изложения Притчи являются стихотворным произведением. Авторство книги Притчей принадлежит Соломону. И это единственная ветхозаветная книга, авторство которой не практически не оспаривается. Притчи Соломона носят в основном нравственно-религиозный характер.

Книга Притчей Соломоновых представляет собой отрывочные или связанные изложения философского и афористического характера. Это список умозрительных истин о Боге и жизни, правила благоразумия, наблюдения за повседневной жизнью.

Смысл и подтверждение фразы: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным»

Феофилакт Болгарский это объясняет так. Никогда и никого не следует оповещать о сделанном добром деле. Совершённое втайне от людей, оно открыто Богу. Не оглашённый добрый поступок считается посвящённым Богу, поэтому Господь призрит на него Своё милосердие. Добрый поступок, ставший известным людям, получает воздаяние от них, поэтому считается совершённым не для Бога, а для людей. «Нет ничего тайного, что не стало бы явным», — говорит Иисус. Это подтверждается тем, что Сам Господь – Тайна из Тайн, стал Явью для людей, воплотившись в Сыне.

Истинное милосердие

Один человек шёл из Иерусалима в Иерихон, и по дороге на него напали разбойники. Они ограбили, избили его и бросили на произвол судьбы. Священник и левит, бывшие одного вероисповедания и национальности с ним, прошли мимо, не оказав помощи, а некий самаритянин, оказавшийся в этой местности проездом, подобрал беднягу и отвёз в ближайшую гостиницу. Там он попросил позаботиться о пострадавшем, оставил деньги и сказал, что на обратном пути зайдёт снова и, если хозяин потратит больше оставленных денег, то он и эти расходы оплатит. Эта притча Иисуса Христа о милосердии говорит, что человек, милосердный во имя Бога, не различает людей по категориям. Он проявляет его всегда, когда требуется помощь.

Дорога домой. Выпуск ДД-21.3 [22нбр05а] ПРИТЧИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА
RUS-ENG ENG

Основа христианского учения находится в жизни, чудесах, притчах и учении Господа Иисуса Христа. Все молитвы, богослужения в течение целого года, праздники, история Церкви, нравоучение, учение о жизни, все, все в христианстве исходит от туда. Для того чтобы легче было понять и запомнить Его учение, то Иисус говорил в притчах. Притча это поучительный рассказ, в иносказательной форме. Содержание: (1) О сеятеле, (2) О богатом и Лазаре, (3) О милосердном самарянине, (4) О милосердном царе и безжалостном заимодавце, (5) Мытаре и фарисее, (6) О блудном сыне, (7) О десяти девах, (8) О талантах, (9) О злых виноградарях, (10) О благоразумном домостроителе. По учебнику Протоиерея Аполлония Темномерова, Священная История Новаго Завета, Петроград, 1915 г.

1. О сеятеле.

(Матфея 13:1-23; Марка 4:1-20; Луки 8:4-15). (04нбр05) На берегу Галилейского моря к Иисусу Христу собралось множество народа. Он вошел в лодку, отплыл немного от берега и учил народ притчами. Пошел сеятель сеять. Когда он сеял, то одно семя упало возле дороги и было потоптано, и птицы поклевали его; другое упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело влаги для корня; другое семя упало в сорняк, и сорняк заглушил его; другое упало в хорошую землю и принесло обильный плод, Потом Иисус Христис так объяснил притчу своим ученикам: семя есть слово Божие, сеятель — тот, кто проповедует это слово, а земля — сердце человеческое. Семя, упавшее возле дороги, означает людей рассеянных, у которых дьявол легко забирает посеянное. Каменистая земля — это люди непостоянные, которые с радостью слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении или гонении отпадают от веры. Сорняк означает житейские заботы и пороки человеческие, которые заглушают в душе слово Божие. Под доброй землей в притче подразумеваются такие люди, которые с усердием принимают слово Божие и стараются исполнить его.

2. О богатом и Лазаре.

(Луки 16:19-31). Один человек был богат, одевался в порфиру и виссон и пировал каждый день. Был также один нищий, по имени Лазарь; он лежал у ворот дома богача, покрытый струпьями, и желал напитаться крошками, падающими со стола его, и псы приходили и лизали струпья Лазаря. Умер нищий и был отнесен ангелами на лоно Авраамово, умер и богатый, и похоронили его. Мучаясь в аду, богатый поднял глаза свои, увидел Авраама и Лазаря с ним и возопил: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучусь в пламени». Но Авраам сказал: «чадо, вспомни, что получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. Притом между нами и вами великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут; также и оттуда к нам не переходят». Тогда богатый стал просить Авраама послать Лазаря на землю и предостеречь его братьев, чтобы они не попали в место мучений. Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их». «Нет, отче Аврааме»! возразил богач, «но если кто из мертвых придет к ним, то покаются». На это Авраам ответил: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят».

3. О милосердном самарянине.

(Луки 10:25-37). Один законник, желая испытать Иисуса Христа, спросил Его: «Учитель, какая наибольшая заповедь в законе»? Иисус Христос ответил ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Другой законник о второй заповеди спросил Его: «а кто мой ближний»? Иисус же Христос в ответ сказал ему такую притчу: Один иудей шел из Иерусалима и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Случайно той дорогой шел священник посмотрел на него и прошел мимо. Также и левит был на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. За ними тем же путем проезжал самарянин. Увидев израненного иудея, он сжалился над ним, перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария и сказал: «позаботься о нем и, если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». После этого Иисус Христос спросил законника: «как думаешь, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам»? — «Оказавший ему милость», ответил законник. Тогда Иисус Христос сказал ему: «иди, и ты поступай так же».

4. О милосердном царе и безжалостном заимодавце.

(Матфея 18:21-35; Луки 17:3-4). (22нбр05) Один человек был должен царю десять тысяч талантов (более 20 миллионов рублей). Так как ему нечем было заплатить, то царь велел продать его жену и детей и все его имения. Но должник упал на колени перед царем и стал просить его: потерпи на мне, я все заплачу тебе». Царь пожалел его и простил ему долг. Должник же, выйдя от царя, встретил своего друга, который должен был ему только сто динариев (немного более 20 рублей) схватил его и начал душить, говоря: «отдай мне что должен». Друг упал на колени и стал просить: «потерпи немного и все отдам тебе». Но тот не хотел ждать и посадил его в тюрму. Царь, когда узнал об этом, то призвал к себе жестокого раба и сказал ему: «злой раб, я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не нужно ли было бы и тебе простить своего друга»? Царь рассердился и приказал посадить злого раба в тюрьму, пока он не выплатит весь свой долг. Рассказав эту притчу, Иисус Христос прибавил: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

5. Мытаре и фарисее.

(Луки 18:9-14). Предупреждая нас, чтобы мы не гордились и не хвалили себя, а смиренно признавали себя грешными, Господь сказал такую притчу. Два человека пришли в храм помолиться, один из них был фарисей, а другой мытарь. Фарисей стал в храме впереди и молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, или как этот мытарь — пощусь два раза в неделю и отдаю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же стоял вдали и не смел даже поднять глаз своих на небо, а только повторял, ударяя себя в грудь: «Боже милостив буди мне грешному»! — Сказываю вам, прибавил Господь, что мытарь пошел в дом свой более оправданным, нежели фарисей, потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». В Церкви эта притча читается в третье воскресенье перед Великим Постом и поэтому она называется Неделя мытаря и фарисея. Эта притча нас учит не гордится и не хвастаться, а быть смиренными и признавать свои грехи.

6. О блудном сыне.

(Луки 15:11-32). (31окт05) У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: «отдай мне мою часть имения». Когда отец исполнил его желание, сын отправился в далекую страну и там, живя геховно, истратил все свое имение. Вскоре в этой стране случился сильный голод, и он нанялся к одному из жителей пасти свиней, и рад бы был насытиться их пищей, но они ему не давали. Тогда он вспомнил об отце и подумал: «сколько слуг у отца моего едят хлеб, а я умираю от голода. Встану и пойду к моему отцу и скажу: «Отец, я согрешил перед Богом и перед тобой и уже недостоин называться твоим сыном, прими меня в число твоих слуг». Встал и пошел. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Он сам побежал навстречу сыну, обнял его и целовал его. Сын начал говорить: «Отец, я согрешил перед Богом и перед тобою и недостоин называться сыном твоим». А отец сказал слугам: «принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте кольцо на руку его и сапоги на ноги, и приготовьте еду и будем веселиться, потому что сын мой был мертв и ожил, пропал и нашелся». В Церкви эта притча читается во второе воскресенье Великого Поста и поэтому эта неделя называется «Неделя о блудном сыне». Эта притча нас учит не уходить от Бога, а если мы ушли, то вернуться к Нему.

7. О десяти девах.

(Матфея 25:1-13). Царствие небесное подобно будет десяти девам, которые, взяв свои светильники, вышли навстречу жениху. Но пять из них были мудры, а другие пять неразумны. Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же взяли масло в сосудах со светильниками своими. И как жених замедлил, то все задремали и уснули. Но вот в полночь раздался крик: «Се жених грядет, выходите навстречу ему! »Тогда встали все девы те, и приготовили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «Дайте нам нашего масла, потому что светильники наши гаснут». Но мудрые отвечали им: «Смотрите, чтобы не случилось недостатка у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же они пошли покупать, пришел жених, готовые вошли с ним на брак и двери затворились. Через несколько времени приходят прочие девы и говорят: «Господи! Господи! отвори нам»! Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас». «Итак. бдите, потому что не знаете ни дня ни часа, в который придет Сын Человеческий».

8. О талантах.

(Матфея 25:13-30; Луки 19:11-28). (31окт05) И другую притчу сказал Господь против лени и небрежности. Господь дает каждому из нас дары, как хозяин, который уходя на долгое время, дал своим слугам: одному пять талантов, другому два таланта, третьему — один талант, приказав каждому приобретать на них, кто сколько может. Когда он вернулся, то потребовал у каждого отчета, кто что сделал. И пришел первый и говорит: «Господин, ты мне дал пять талантов, — вот другие пять которые я приобрел на них». Также и тот который получил два, принес еще два приобретенные на них. Обоим им их хозяин сказал: «хорошо, добрый и верный слуга, ты был в малом верен мне, над многим я тебя поставлю. Ты меня обрадовал». Потом подошел и получивший один талант, по лени своей ничего не приобретавший на него, и, стараясь оправдаться, сказал: «Господин, я знал, что ты человек жестокий . Оттого я убежал и зарыл талант твой в землю. Вот тебе твое». Хозяин рассердился и сказал ему в ответ: «лукавый слуга и ленивый! Раз ты меня знал то нужно было тебе отдать мое серебро торговцам, чтобы я получил свое с прибылью. Отдайте же его талант тому который имеет 10 талантов, а этого плохого слугу накажите».

9. О злых виноградарях.

(Матфея 21:33-46; Марка 12:1-12; Луки 20:9-20). Однажды, беседуя в храме, Господь, обличая в лицо врагов — первосвященников и старейшин народа, сказал им такую притчу: «Был некоторый хозяин дома, Который насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило, построил башню и, передав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, Он послал рабов Своих к делателям винограда, принять плоды его. Но виноградари, схватив рабов Его, того избили, иного убили, а иного камнями побили. Еще послал Он иных рабов, больше прежнего; а те с ними поступали также. Наконец, послал Он к ним Сына Своего, говоря: «постыдятся они Сына Моего». Однако, виноградари, увидев Сына, стали говорить между собою: «это наследник, давайте, убьем Его, и завладеем наследством Его». И, взяв Его, вывели виноградника вон, и убили». Сказав эту притчу, Спаситель спросил их: «Когда вернется Хозяин виноградника — что сделает Он с этими делателями его»? Они ответили Ему «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды во времена свои». Господь это и подтвердил им, сказав: «отнимается от вас царствие Божие, и дано будет народу, приносящему плоды его. Объясняется эта притча так. Виноградник — это Церковь Божия на земле. До Христа Спасителя она поручена была ветхозаветным виноградарям — еврейским первосвященникам и другим вождям. Ограда виноградника — закон Моисеев; башня — храм Иерусалимский; точило куда стекал красный сок винограда, — ветхозаветный жертвенник, прообразовавший крестную жертву Иисуса Христа. Все те, кто стоял во главе еврейской церкви и народа, оказались пророкоубийцами, а после и убийцами апостолов. Спасителя же своего они отвергли и, выведя из своего города, распяли. И потому отнята была у них Церковь Божия, и отдана народу иному, составившемуся из язычников.

10. О благоразумном домостроителе.

(Матфея 7:24-27; Луки 6:47-49). В конце Нагорной проповеди (Матфея 5:1-7:29) Иисус Христос сказал притчу которая является как бы заключением этой проповеди. Один благоразумный человек построил дом на камне, а безрассудный построил дом на песке. В хорошую погоду оба дома стояли хорошо. Но когда пришла буря и подул сильный ветер, то дом который был построен на песке упал. Другой же дом, который стоял на камне, на твердом основании, выдержал бурю и ветер и не упал. Эта притча говорит что нужно строить свою жизнь на твердом основании Закона Божия и тогда что бы ни случилось, мы выдержим.

Литература на наших эл. стр.

Жизнь Господа Иисуса Христа (ДД-21.1) Чудеса Господа Иисуса Христа (ДД-21.2) Притчи Господа Иисуса Христа (ДД-21.3) Учение Господа Иисуса Христа (ДД-21.4) Пасха и Двунадесятые праздники (ДД-12) Учебный молитвослов (ЦГП-1)

Библиография

1. Священное Писание — Библия. Содержит «Ветхий Завет» и «Новый Завет». «Ветхий Завет» был написан то рождества Иисуса Христа, а «Новый Завет» после. В «Ветхом Завете» много книг (теперь отделов), а самая известная в Православной Церкви это «Псалтырь». «Новый Завет» состоит из «Евангелия» и «Апостола». В «Евангелии» есть четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они описывают происшествия во время жизни Господа Иисуса Христа на земле. В «Апостоле» послания и другие произведения апостолов. Они описывают происшествия после вознесения Иисуса Христа и начало Христовой Церкви. Так как Библия является основой для нашей цивилизации то оно, для лучшей ориентации, поделено на книги (сейчас это отделы) и они на главы. Каждых несколько строчек называются «стих» и обозначен он номером. Таким образом легко и быстро можно находить любые места в книге. Например «Мат. 5:3-14» значит: «Евангелие от Матфея, глава 5-ая, стих 13-ый и до 14-го». Священное Писание переведено на все языки мира. Существует Священное Писание на «церковно-славянском языке» и на «русском». Первый считается более точный чем второй. Русский перевод считается хуже, так как он сделан под влиянием западной богословской мысли. Западная Церковь отделилась от Православной в 1054 году. Каждый православный христианин должен иметь «Священное Писание» и «Молитвослов». Есть на интернете: Библия: https://www.days.ru/ Молитвослов: https://www.molitvoslov.ru/

2. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. 2-е издание. 1967 г. Св.Троицкий Монастырь, Джорданвиль, Нью-Иорк. Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY. Переиздана много раз в РФ и переведена на английский язык. 723 стр., твер. пер., по стар. орф. Прекрасный начальный учебник для детей и взрослых. Предварительные понятия, Молитва, Священная История Ветхого Завета и Нового Завета, Начало Христианской Церкви, О вере и жизни христианской, О Богослужении. Было бы хорошо каждому православному христианину приобрести этот учебник. Есть на интернете: https://www.magister.msk.ru/library/bible/zb/zb.htm

Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-21.3 —
Притчи Господа Иисуса Христа» Храм всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ), г.Бурлингейм, штат Калифорния Church of all Russian Saints (ANM), 744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005 эл. стр.: d213pih.html, (24сен89), (I-й вып:16нбр99), 22нбр05а • НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ • ОГЛАВЛЕНИЕ • НАВЕРХ

Почему Господь не открыл, когда наступит День Страшного Суда?

Вся наша жизнь — подготовка к Божьему Суду, когда Он взыщет с каждого по делам его. Ученики спрашивали Его, когда совершится этот Суд. Притча Иисуса Христа о Страшном Суде не даёт ответа на этот вопрос. Если бы мы знали, что конец времён наступит не при нашей жизни, то и не стали бы к нему готовиться, вероятно, пустились бы во все тяжкие, ведь всё равно при жизни нам его не видать. Таким образом мы навредили бы и своим потомкам, так как не смогли бы своим примером научить их христианской жизни. А если бы узнали, что он наступит в ближайшие годы, при нашей жизни, то также много навредили бы себе, ибо решили бы, что уже всё равно ничего не изменить. Господь не открывает рокового года, Он говорит в притче о званых и избранных, а также в притче о десяти девах, что мы должны всегда находиться в ожидании пришествия Судии, ибо когда Он придёт, горе будет тем, кто не готовился к этому Дню.

Греческое значение притч

Даже скептики соглашаются с тем, что наш благословенный Господь Иисус был великим учителем. Люди, которые не верят в Библию как слово Божье, признают, что Иисус был величайшим учителем.

Действительно, Иисус был наилучшим из всех учителей, когда-либо живших на земле. Он говорил о вещах, которые были понятны людям, и использовал это, чтобы научить людей тому, чего они не знали. Для этого Иисус часто использовал притчи.

«Притча» в большинстве случаев это перевод греческого слова parabole, в котором para означает «рядом, около»; «вдоль»; «вблизи» и т.п., а ballo – «бросать; кидать»; «наносить удар». С течением времени оно приобрело значение «уподоблять; сравнивать».

Иисус часто уподоблял и сравнивал в Своем учении. По современным меркам, Иисус не придерживался формализованных методов в обучении.

Произнося Нагорную проповедь, Он сидел на горе (Мат. 5:1). Рассказывая притчу о сеятеле и многие другие, Он сидел в лодке, в то время как Его многочисленные слушатели стояли на берегу (Мат. 13:1-3).

Иисус говорил о царстве небесном, или церкви, которую Он создаст. Он сравнивал это царство со следующими жизненными ситуациями.

  • Сеятель бросил семена на разные типы почв.
  • Один человек посеял доброе семя на своем поле, на котором также выросли и плевелы.
  • Горчичное семечко, превращающееся в дерево.
  • Женщина, заквашивающая три меры муки.
  • Человек, продающий все имущество для покупки поля, на котором он нашел сокровище.
  • Купец, ищущий большие и ценные жемчужины.
  • Невод, который принес рыбу всякого рода.

Учение нашего Господа было простым, но в то же время понятным и убедительным!

В заключение необходимо лишь отметить, что притчи Иисуса это шедевры наставления и воодушевления. Их внимательное изучение вознаградит вас благословением.

Книга Книг – Вечная Мудрость

Господь принёс людям Благую Весть о грядущем счастье для всех уверовавших в Него и идущих Его путём. Чтобы удостоиться чести стать участником брачного пира, то есть войти в Царство Небесное, мы должны постоянно помнить и чтить завет Спасителя «Да любите друг друга». По этой причине уже две тысячи лет пересказывают притчи Иисуса Христа для детей и внуков ответственные и любящие их мамы и папы, а также бабушки и дедушки. И дай Бог, чтобы эта традиция никогда не прекратилась.

Простые евангельские притчи при каждом чтении открывают нам свои новые грани. Будучи зафиксированными в Священном Писании, они все имеют отношение к жизни каждого конкретного человека в разных ипостасях. Каждая притча требует регулярного переосмысления и проецирования на житейские обстоятельства. Не случайно мудрые люди говорят, что для того, чтобы жизнь сложилась благополучно, достаточно изучить, осмыслить и освоить только одну книгу – Библию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]