Притчи Иисуса Христа для детей: Две лепты бедной вдовы


«Две лепты, что составляет кодрант»

Христос плохо знал Храм — главную святыню и центр религиозной жизни еврейского народа — и недолюбливал это место. Однажды ученики, которые ориентировались в Иерусалиме лучше учителя, хотели обратить его внимание на красоту постройки, богатство украшений и даров.

«Видите ли все это? — сказал им Иисус. — Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне». И ничему он не хотел удивляться и радоваться, разве только бедной вдове, которая проходила мимо в эту минуту и бросила свой дар в сокровищницу храма. «Две лепты, что составляет кодрант», — уточняет евангелист Марк. И далее по Св. Марку: «Подозвав учеников своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое».

Для пожертвований существовали специальные монеты — сикль и полусикль — ими торговали в храме.

Современный читатель вряд ли догадается, почему малый дар вдовы потребовал специального заступничества Иисуса. Не говорит об этом и Св. Марк. Мы-то сегодня знаем, что жертва на церковь — дело добровольное, кто сколько может — столько и дает. Но в Иерусалимском храме действовали совсем другие порядки. Лепты вдовы вызвали искреннее возмущение тех, кто присутствовал в храме. Скандал был такой же, как если бы кто-нибудь подарил на 9 Мая ветерану войны значок с портретом Гитлера.

Лепта — мелкая медная монета, 1/6 греческой драхмы. Мало того что эта сумма по номиналу раз в 12 меньше минимального размера дара в Храм, установленного Синедрионом, так на ней еще и изображено было что-то совершенно непотребное с точки зрения иудейского закона. Это могла быть голова царя, греческого или парфянского, изображение Афины Паллады с совой или просто сова без своей повелительницы. А то и раскоряченная в неприличной позе женщина — такие лепты до сих пор хранятся в нумизматических коллекциях. Закон строго запрещал вносить в Храм изображения людей или животных, а уж бросать их в сокровищницу!

LiveInternetLiveInternet

exegetik

Давно хотел написать одно очень занимательное экзегетическое наблюдение. Навел меня на него мой хороший друг — Андрей Шитов, за что ему отдельное спасибо. Касается это наблюдение события, записанного в 12 главе евангелия Марка, а также это его осветил Лука в 21 ой главе. Речь идет о бедной вдове, положившей в сокровищницу «все свое пропитание».

Иллюстрация из «Детской Библии» знакомая нам с детства.

Была сделана на основе гравюры Гюстава Доре

Как правило, читая данное повествование, мы обращаем внимание на добродетель вдовы, мы хвалим ее за жертвенность, ставим ее в пример, подразумевая, что это было также главной задачей евангелистов и Христа — дать пример жертвенности и показать относительную ценность пожертвований. Однако, очень часто упускаем контекст. Марк пишет, что Христос целенаправленно сел у сокровищницы. Он хотел нечто показать ученикам, дать какой-то урок. Христос высоко оценил ее поступок, но о вдове ли вообще идет речь в этих двух отрывках? Что говорят мудрые мужи? Баркли считает, что задачей Христа было преподать три урока:

  • Подлинное даяние должно быть доброжелательным, жертвенным;
  • В подлинном даянии есть нечто безрассудное;
  • Иисус может даже с нашим малым сделать великое;

Мэтью Генри говорит, что эта история записана дважды с той целью, чтобы преподать нам некоторые уроки, а именно:

  • Что милосердие к бедным составляет главную сущность благочестия;
  • Иисус Христос наблюдает за нами: как мы даем бедным, как жертвуем на дела благочестия и милосердия;
  • Особенно Христос замечает благотворительность бедных, она особенно угодна Ему;
  • Мы должны относиться с уважением ко всему, что можно назвать даром Богу, и жертвовать щедро, по силам и сверх сил;

Даже Мак Артур пишет, что «Вдова подала хороший пример истинного пожертвования»

. На мой взгляд, абсолютно очевидно, что это событие связано с предыдущим разговором, ведь даже локация повествования не меняется, это те же события, разговор продолжается. Вообще с чем не могу согласиться, так это с тем, что вдова — хорошие пример. Не могу согласиться, что Бог ценит высоко, когда мы жертвуем свое пропитание и в подлинном даянии есть нечто безрассудное. Ведь очевидно, что если мы будем поступать также, то это по меньшей мере безрассудно, а в какой-то мере такая жертвенность может быть просто искушением Бога. Поймите правильно, я хочу жить под водительством Божьим и я знаю, что иногда то, к чему призывает Бог, к чем побуждает Дух Святой, действительно в какой-то мере безрассудно. Я знаю немало примеров подлинной жертвенности — благо в моей церкви, среди моих друзей, так много примеров настоящей истинно-христианской жертвенности, которая меня порой ошеломляет. Много примеров аномальной доброты, которой нет объяснения кроме как Бог живущий в них. Но эта жертвенность всегда проистекает от нужды! А в жертве же вдовы не было никакой сверх потребности. Ее монета ушла в сокровищницу на содержание священства и прочих. Мэтью Генри несколько раз в своих выводах ссылается на дела благочестия, говорит о жертве «бедным». Но такая ли была жертва бедной вдовы? Сокровищницами Храма распоряжались его служители, книжники и фарисеи. Они явно не относились к категории бедных. Более того, Христос неоднократно упрекал их за сребролюбие. Вспомним также об очень хорошем бизнесе, который наладили служители храма сдавая священные квадратные метры прихрамовой территории в аренду (наверняка по баснословным ценам, ведь это было самое проходное место с целевой аудиторией). Да что уж говорить, буквально выше по тексту у Христа происходит разговор с учениками, в котором он дает такую знатокам Закона того времени: «поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся» (Мк 12:40) Христос противопоставлял учение фарисеев здравому пониманию истины. Можно вспомнить как осудил Христос Корван, как спорил с фарисеями по поводу того, можно ли в субботу делать добро и так далее. Мы видим, что для Бога есть нечто более важное, чем даже исполнение Закона. Это человечность, способность люедй понимать сердце Божье. Вот еще один пример: почему Моисей заповедовал разводиться, почему Бог позволил записать эту заповедь (а это именно предписывающая заповедь) в Законе? Христос отвечал: по жестокосердию вашему. Представьте себе, в то время муж возненавидел жену, а развестись нельзя. Что было бы? Всех кого не спрашивал, отвечают: «убил бы» или сделал жизнь невыносимой. Для Бога ценна жизнь человека, поэтому, Он допустил заповедь о разводе в Законе. Так вот, в данном случае, в свете этих рассуждений, не совсем понятно как относиться нам к двум лептам вдовы.


Бронзовая мит, также известная как лепта,

введенная в оборот иудейским царем Александром Яннаем, 103-76 год до н.э.

Для того, чтобы дать правильную оценку этому событию нужно обратиться к контексту. Что у Марка, что у Луки события изложены одинаково. Этот день был днем вопросов (Матфей также описывает этот день в 22 главе) — первосвященники и книжники, фарисеи и саддукеи объединились в своей ненависти ко Христу. К Нему подсылали разных негодных людей с провокационными вопросами, на которые Христос мудро отвечал. «Позволительно ли давать подать Кесарю? Женщина была женой у семерых братьев, чьей будет она женой по воскресении? Какая наибольшая заповедь?» Каждый из этих вопросов — как заминированное поле. Но после каждого вопроса следовал безапелляционный ответ Мессии. После этого Иисус предупреждает учеников: «остерегайтесь книжников». В этом предостережении сходятся все синоптические евангелия (Мф 23, Мк 12, Лк 20). После чего Христос иллюстрирует лицемерие и порочность книжников и первосвященников. Случай с вдовой — это продолжение разговора, и задача Христа была показать порочность сложившейся системы. И Он показал! Этой историей Он как бы сказал ученикам: «Смотрите, смотрите до чего довели людей эти священнослужители! Она последнее кладет, ей есть нечего больше». Пример бедной вдовы, которую убедили, что надо класть в сокровищницу больше, все что имеешь, — это пример гнилости сложившейся религиозной системы. Вместо того, чтобы оказать помощь вдове, ее дом поедался теми, кто был призываем служить. Крейг Киннер отмечает, что законоучители наживались на бедняках, устанавливая непомерные сборы. Поэтому пример двух лепт бедной вдовы — пример неправильно устроенной системы сбора пожертвований, пример неразумной жертвы. Да, жертва была принята Богом и высоко оценена, потому что нет вины вдовы в этой ситуации. Однако, те, кто так ее научил, получат сполна… «они примут большее осуждение» (Лк 20:47). Интересно также, что на это не обращает внимание ни один из авторов комментариев, которыми я обычно пользуюсь. Ни Баркли, ни Макдональд, ни Мак Артур, ни Мэтью Генри. Долго время я даже сомневался, стоит ли писать об этом. Однако, изучая контекст отрывка все больше убеждался в верности данной мысли. Интересно также, что мы настолько свыклись с положительностью данного примера, что в некоторых церквах, даже ящики для сбора пожертвований называют «церковной сокровищницей» не понимая негативную коннотацию данного словосочетания. Практическое же применение данной истины вижу в следующем: конечно нам нужно жить водительством Божьим, однако, Писание подмечает, что ревность должна быть по рассуждению (Рим 10:2), а служение должно быть разумным (Рим 12:1). Поэтому, если вас кто-то будет убеждать пожертвовать все свое пропитание, спросите у Христа, действительно ли Ему это нужно. И все же… сколько бы мы не зарабатывали, мы всегда можем класть «от скудости», только бы действительно Богу.

https://exegetik.livejournal.com/30731.html

Вертеп разбойников

Для пожертвований существовала специальная монета — сикль и полусикль — и торговали этими монетами тут же, в священной ограде Храма. И не только монетами, здесь же расположились лавки торговцев животными для жертвоприношений. Ягнята, козлята и даже голуби — все это стадо бекало, мекало и гулькало под сводами галерей, окружавших первые два двора Храма. Вся эта суета очень раздражала Учителя. Настолько, что один раз он не смог сдержать гнева и выхватил бич из рук погонщика, пригнавшего новое стадо жертвенных агнцев.

Вот как описывает все, что произошло дальше, Жозе Сарамаго в «Евангелие от Иисуса»: «Иисус, направившись туда, где сидели менялы, сказал своим: — Вот зачем мы здесь, — и тотчас принялся крушить и переворачивать столики, расталкивая и колотя продающих и покупающих, отчего поднялся шум и грохот столь невообразимые, что безнадежно потонули бы в них слова, им произносимые, если бы по необъяснимой странности не стал голос его звучней бронзового колокола: — Дом мой есть дом молитвы, вы же обратили его в вертеп разбойничий, — и продолжали лететь наземь столы меновщиков, рассыпались по земле столбики монет, к вящей радости иных зевак, бросившихся собрать эту манну».

Валютный обмен в Иерусалиме

Читателю, встречающему сегодня окошко «Обмен валют» десятки раз на дню в самых неожиданных местах, трудно понять, отчего Христос так разгневался на менял. И действительно, система валютного обращения в римских провинциях делала эту профессию жизненно необходимой. Римский денарий, греческие и парфянские драхмы, иудейский сикль, монеты уже разрушенного к тому времени Карфагена, золото, серебро, медь и бронза разных весов и достоинств, просто серебро в виде маленьких слиточков, ювелирный лом — все это буйство денег требовало внимания специалистов с весами, пробным камешком и большим опытом работы.

И беда не в том, что иногда менялы обманывали своих клиентов и отчаянно торговались при пересчете каждой лепты в ассарий (разница в цене составляла несколько копеек на сегодняшние деньги). Вина менял состояла в том, что они принимали самое непосредственное участие в сомнительной финансовой операции под названием «пополнение казны Храма».

Сикль по отношению к денарию

Сикль = шекель

Сикль — единственная валюта, которая пережила тысячелетия и сегодня является валютой Государства Израиль. В русском языке эта валюта называется «шекель». У единственного сохранившегося фрагмента Храма — Стены Плача — сейчас тоже стоит дарохранительница, наполненная шекелями, и металлическими, и бумажными.

На монетках, как и две тысячи лет назад,— чаша, виноградная кисть и ритуальный семисвечник менора.

Официальной валютой римских провинций был серебряный денарий (3,89 г), а также более мелкий сестерций (1/25 денария). Официальность его заключалась в том, что этими монетами жители провинций платили подати. Внести в иудейский храм такую монету не было никакой возможности, так как на ней изображались римские цезари и боги языческого пантеона. Поэтому местная администрация Иудеи получила, единственная из провинций, позволение чеканить собственную ритуальную монету — серебряный сикль. На нем изображалось то же самое, что и на священном сикле IV–V веков до н. э.: чаша и виноградная лоза.

Сикль был довольно крупной монетой — 14,55 грамма серебра. В описываемые нами времена сикль составлял недельную плату верному работнику. Дар в Храм, установленный еще в ветхозаветные времена, составлял «беку», или полсикля. Столько же составляла подать при переписи населения. Но вот как раз монеты в полсикля во времена императора Тиберия и не чеканилось. Хочешь внести пожертвование — покупай целый сикль или приводи с собой жену и вноси от двоих. И только жену! Складчина с другими родственниками осуждалась служителями храма. Стоил сикль у менял в ограде храма 5 денариев, то есть по весу серебра ровно на денарий больше, чем следовало бы. Но и это еще не все.

Иисус видит вдову

Невозможно читать о вдове, не придя к выводу о том, что когда она предложила свою крошечную, но огромную жертву, она была абсолютно одинокой в своем смирении и нищете. Похоже, что в этот самый важный день ее жизни никто не обращал внимания на нее или ее тяжелое положение.

Но Иисус заметил. Он видел ее. Именно Тот, Кого она молила о помощи, заметил ее! Бог неба был в святом храме Его, о чем она и молилась, и Он увидел ее там в Своем доме!

Это подводит нас к непростому вопросу: был ли Иисус просто наблюдателем, или то, что Он заметил ее, побудило Его к действию? Чтобы ответить на этот вопрос, мы могли бы спросить себя, видели ли мы когда-нибудь, чтобы Иисус наблюдал за чьей-то болью, не спеша при этом на помощь. Можем ли мы представить себе, что Он воспользовался бы случаем, чтобы использовать вдову и ее отчаяние, как удобную визуальную помощь при обучении, а затем повернулся бы к ней спиной? Мы просто не можем представить себе образ Спасителя, который наблюдает, но не спасает.

Есть еще одна важная часть этой истории, на которую нам следует обратить внимание. Когда Иисус указал на вдову и ее жертву ученикам, Он, казалось, знал о ней все. Например, Он знал, что она вдова. Откуда Он это узнал? Конечно, не просто глядя на ее одежду. В конце концов, она была очень бедной, и, возможно, это была ее единственная одежда. Кроме того, в те дни траур, как правило, демонстрировался раздиранием одежды и посыпанием головы пеплом. Так что это произошло задолго до посещения ею храма.

Кроме того, Иисус знал, что она положила две лепты в сокровищницу. Откуда Он мог знать размер и количество монет, когда они были слишком малы, чтобы увидеть или услышать с такого расстояния?

Если уж на то пошло, откуда Он знал, что две лепты — это «все, что у нее было»?» Очевидно, что Иисус очень хорошо знал ее. Они никогда не встречались, и все же Он знал о ней все!

Жертвенные животные

Жертвенные животные продавались в храме только на сикли. И стоил ягненок два сикля — втрое дороже, чем на базаре вне стен храма. А если учесть, что большинство прихожан имели родственников в деревне и могли получать животных и вовсе задаром, то организация храмовой торговли представлялась людям возмутительным надувательством. Правила ничего не говорили о том, что животное должно быть куплено непосредственно в храме. Но иудейский закон регламентировал некоторые требования к жертвенному животному: ягненок, козленок или теленок должен быть без единого анатомического порока, нормально упитан, без парши или коросты, с чистой шкуркой под хвостом, и , как особо о.

Уж не знаем, как там с ятрами, но шансов пригнать своим ходом козленка из Галилеи (путешествие занимало у паломников 12 дней) без колтунов у простых иудеев не было. Служители храма браковали скот за надорванное ушко, оцарапанный бок и другие мелкие дефекты. Такое животное можно было продать за оградой храма перекупщику за денарий и купить уже снова в лавках на паперти за сикль. Жертвенные животные из «лицензированных» лавок принимались служителями храма в любом состоянии.

И наконец, самым эффективным способом пополнения казны Храма был валютный арбитраж. Цена на золото в Иерусалиме была значительно ниже, чем в Риме. 1 грамм золота в метрополии стоил 12,6 грамма серебра, а в восточных провинциях за тот же грамм золота давали 4,7 грамма серебра. Менялы у храма разменивали золотую монету (римские ауреусы или персидские дарики) на сикли, золото отправлялось в Рим, где на них покупалось слитковое серебро, из которого в Иерусалиме снова лили сикли на собственном монетном дворе. Арбитраж с 300% прибыли на одну операцию — такое не снилось валютным спекулянтам ни до, не после Христовой эры. Вот на весь этот хорошо поставленный бизнес Иисус и посягнул.

Вдова приходит в храм

Хотя о вдове и ее лептах упоминается лишь в четырех стихах в Евангелиях от Марка и от Луки, мы можем многое узнать об этой верной женщине из ее истории.

Даже просто попасть в храм было непростой задачей. Подобно храмовому богослужению сегодня, если вы собирались пойти в храм, вы должны были планировать провести там большую часть вашего дня. Основной целью посещения храма были молитва и жертвоприношение. Помимо богослужения, вы также могли обратиться к Богу за помощью в вопросах, решениe которых былo выше ваших собственных сил. Бедные, отчаявшиеся и несчастные любого возраста искали убежища в xраме — ближайшем месте к Богу на земле. Там они надеялись увидеть и услышать Бога и получить Его помощь.

Скорее всего, так было и в случае с этой бедной вдовой. Так как она была нищей, у нее, скорее всего, не было детей, и, вероятно, что семья ее мужа бросила ее. Она, наверняка, была одинокой в этом мире, без поддержки, защиты или близких отношений. После смерти мужа она оказалась ни с чем, и даже если что-то после него и осталось, это все уже ушло.

После его смерти у нее не было приданого для содержания; невесты в Израиле получали подобное приданое, но, по-видимому, оно уже было израсходовано. Эта вдова была доведена до уровня вдовы, которая помогала Илии. Ее две лепты были по цене не более, чем «горсть муки в кадке и немного масла».

Но между ними были и еще одно сходство: подобно вдове древности, вдова, которую видел Иисус, также была готова отдать Богу все, что имела. Интересно, считала ли эта вдова, как и та другая, свою жертву последним, что она могла дать, прежде чем она легла бы и умерла.

Решение вдовы принести жертву привело ее к длинному мосту, который вел к Храмовой Горе, огромному комплексу на четырнадцати гектарах земли, который возвышался высоко в воздух и затмевал Иерусалим. Она должна была видеть массивные подпорные стены, которые поддерживали и окружали этот комплекс. В центре Храмовой Горы она смотрела бы на святой Храм, на Дом Господень, священное строение, связывающее землю и небо.

Популярная поговорка, наверно, звучала у нее в голове, когда она смотрела на него: «Тот, кто не видел Храма, не видел ничего прекрасного».

Подняв голову, она увидела бы внушительную остроконечную башню храма, с которой священник каждое утро трубил в трубу, ознаменовывая этим начало ежедневных жертвоприношений.

Оттуда можно было увидеть весь Иерусалим, римскую крепость Антонии на углу Храмовой Горы, богатый дворец Ирода возле городских стен, а за стенами, зловещую Голгофу и пугающий Каменистый холм с полостями, похожими на глаза черепа. Напротив Голгофы находилась гора Елеонская с ее прекрасным садом под названием Гефсиманский. Там скоро развернулись события, о которых она, вероятно, никогда и помыслить не могла.

Вдова оказалась бы у широких ступеней, которые вели на Храмовую Гору. Наверху этой лестницы находились ворота Хулда, а сразу за воротами были три бассейна, где она бы ритуально очистилась, чтобы получить доступ к самым святым местам храма. Там лежали многие нищие и немощные люди, надеясь и прося милостыню у посетителей храма. Было ли ей написано судьбой однажды стать одной из них?

Пройдя сквозь ворота храма, она поднялась бы по витиеватой, тускло освещенной лестнице, проходящей под Храмовой Горой и ведущей ко двору храма наверху. Когда она вышла из темноты на свет, у нее было ощущение, что она оказалась в небесном мире, и в результате этого, у нее, возможно, появилась бы надежда.

Это место называлось Двором язычников, потому что там можно было находиться представителям любого народа и религии. Это был огромный двор с двумя рядами потрясающих белых мраморных колонн, каждая из которых была более двенадцати метров высотой, и они проходили по периметру Храмовой Горы и поддерживали крышу, которая служила в качестве и прохода, и смотровой площадки.

Пересекая Двор язычников, вдова столкнулась бы с людьми различных национальностей и услышала бы диалекты из многих уголков мира. Она также увидела бы известных раввинов, пока они наставляли своих учеников в разных уголках двора. И, конечно, она опять заметила бы обездоленных людей, которые просили милостыню — слепых и увечных, — которых было так много, что кто-то мог бы с легкостью стать бесчувственным к их тяжелому положению. Сжалось ли у нее сердце от мысли о том, что она так близка к тому, чтобы присоединиться к ним?

Вдова проделала бы свой путь к великолепному храму, который возвышался, устремляясь вверх, с изумительным видом над балюстрадой внушительных стен, окружавших его, каждый вход с предупреждением к пришельцам о том, чтобы они не смели под страхом смертной казни пройти дальше. Белая и розовая поверхность храма из известняка была настолько блестящей, что ей пришлось бы прикрыть глаза, чтобы взглянуть на него. Издали храм выглядел бы, как большая снежная гора.

Части строения были украшены чистым золотом и драгоценными камнями синего и зеленого цвета. Золото и холодные цвета элегантно контрастировали с доминирующим белым фасадом храма. Возвышающиеся, позолоченные пилястры подчеркивали красоту храма. На вершине пилястр находились ровные зубцы вдоль крыши, напоминая корону царя.

Контрастируя этот впечатляющему визуальному пиру, рядом находились столы продавцов, которые сделали храм местом торговли. Ранее на той неделе Иисус очистил храм от этих людей, и это событие также сказалось на Его предстоящем распятии.

Подойдя к священным внутренним дворам, она выбрала бы одни из трех ворот, которые вели в первый двор, который назывался Двором женщин. Здесь ее заметил Иисус. За этим двором находился Двор мужчин или Двор Израиля и сам храм с жертвенным алтарем перед ним.

Из этого описания нетрудно понять, что эта вдова не случайно попала в храм. Она запланировала целый день, и ее намерение было очевидным — принести жертву и помолиться. Мы можем предположить, судя по ее скудному подношению, что она пришла туда, потому что была в отчаянии. У нее не было никого и ничего.

У нее было две лепты — несомненно, что она ​​решила пожертвовать ими, потому что в ней теплилась вера в то, что «жертва приносит благословения небес». У нее не было никакой другой надежды. Все, кто должен был заботиться о ней, оставили ее, и так как у нее не было в жизни мужчины, чтобы помогать ей быть в безопасности, давая ей стабильность и любовь, она теперь обратилась к Единственному, Кому она могла доверять. Здесь, в Его доме, она полагалась на Его милость.

«Отдавайте кесарево кесарю»

Есть и еще одна версия, объясняющая неадекватно жесткую реакцию администрации Храма на действия Христа. За два года до последнего визита Иисуса в Иерусалим фарисеи уже жаловались в метрополию на действия прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Он фактически силой заставил Синедрион оплатить из средств Храма ремонт иерусалимской канализации. Во всех провинциях деньги, собираемые в виде местных налогов, формировали бюджет провинции или города и расходовались на благоустройство. Лишь в Иерусалиме налог носил ритуальный религиозный характер и деньги поступали в полное распоряжение Синедриона. Такая ситуация не устраивала не только Пилата, но и многочисленные партии диссидентов, представители которых не только ходили по улицам древнего города за бродячими пророками, но и даже имели свое крыло в Синедрионе, среди саддукеев.

Приведем известный сюжет из Нового завета (Мар. 12–15 и далее):

— Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить его (Иисуса) в словах. И посылают к нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! Мы знаем, что ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо; итак скажи нам: как тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете меня, лицемеры? Покажите мне монету, которою платится подать. Они принесли ему денарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Многие интерпретаторы Нового завета толкуют этот сюжет буквально: Христос предлагал передать управление над казной Храма римской администрации. Очевидно, что деятельность такого опасного смутьяна требовала, по мнению фарисеев, немедленных мер пресечения. И тем более удивительно, что за поимку Иисуса была назначена такая низкая плата.

Глава 21

1–4. Две лепты вдовы. – 5–38. Пророчество о разрушении Иерусалима и о втором пришествии Христа.

Лк.21:1. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;

Лк.21:2. увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,

Лк.21:3. и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;

Лк.21:4. ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Повествование о вдове, положившей в храмовую сокровищницу две лепты, представляет собою почти точное повторение рассказа евангелиста Марка (Мк. 12:41–44).

«Взглянув же». До сих пор Господь вел беседу со Своими учениками. Теперь Он осматривает народ, входивший в храм, и видит вдову.

«В дар» (стих 4) точнее: «в дары» (εἰς τὰ δῶρα), т.е. богатые прибавили от себя к дарам, находившимся в сокровищнице.

Лк.21:5. И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:

Лк.21:6. придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

Лк.21:7. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

Вступление в речь о погибели Иерусалима и о конце мира изложено по Евангелию Марка с сокращениями (Мк. 13:1–4).

«Некоторые». Это были, по всей вероятности, ученики Христа (ср. стих 7 и Мк. 13:1).

«Дорогими камнями» (ср. Мк. 13:1).

«Вкладами» (ἀναθήμασι). Это разные приношения храму, сделанные по известным случаям, например, золотая виноградная лоза, подаренная Иродом Великим (Иосиф Флавий. «Иудейская война», VI, 5, 2).

«Когда же это будет?» По-видимому, спрашивающие имеют в виду только разрушение Иерусалима, но так как этот факт в их представлении был тесно связан с погибелью мира, то они ничего и не спрашивают о последней (см. Мк. 13:4).

Лк.21:8. Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

Лк.21:9. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

Лк.21:10. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;

Лк.21:11. будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

Господь говорит здесь о предвестиях наступления мессианского времени, времени открытия славного Царства Мессии.

«Тогда сказал им» (стих 10), т.е. после предварительного увещания начал изображать предстоящие бедствия.

«По местам», т.е. то там, то в другом месте.

«С неба». Это определение относится к обоим предыдущим выражениям «явления» и «знамения». Подробнее об этом сказано в комментариях к Мк. 13:6–8; Мф. 24:4–7.

Лк.21:12. Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;

Лк.21:13. будет же это вам для свидетельства.

Лк.21:14. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,

Лк.21:15. ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

Лк.21:16. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;

Лк.21:17. и будете ненавидимы всеми за имя Мое,

Лк.21:18. но и волос с головы вашей не пропадет, –

Лк.21:19. терпением вашим спасайте души ваши.

О бедствиях, которые перед наступлением этого времени постигнут учеников Христа, евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком (Мк.13:9–13).

«Прежде же всего того» (стих 12), т.е. эти бедствия постигнут вас еще до разрушения Иерусалима.

«Будет же это вам для свидетельства» (стих 13), т.е. вы этим сможете проявить свою верность Мне.

«Уста» (стих 15), т.е. способность говорить красноречиво и убедительно. Это получили апостолы в ниспослании им Святого Духа (см. Деян. 6:10).

«Но и волос с головы вашей не пропадет» (стих 18). По обычному толкованию (см., например, Толковое Евангелие еп. Михаила), здесь речь идет о том, что Бог будет охранять учеников, оберегать их жизнь, необходимую для евангельской проповеди. Но такому объяснению не соответствует выражение 16-го стиха: «некоторых из вас умертвят». Вероятнее то мнение, что здесь речь идет о сохранении учеников в духовном отношении: «ничто из вышесказанногоне послужит к ущербу вам в деле вашего спасения». К этому толкованию подходит и смысл 19-го стиха, где речь идет, несомненно, о том, что через терпение в страданиях ученики Христовы сохранят себя для вечной истинной жизни (Мк. 13:13). Наконец, можно бы понимать это место и так, что если апостолы и будут терпеть несчастия, мучения, то только там, где на это будет соизволение Божие (ср. Мф. 10:30).

Лк.21:20. Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:

Лк.21:21. тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,

Лк.21:22. потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

Лк.21:23. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:

Лк.21:24. и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

О разрушении Иерусалима евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком (Мк. 13и сл.), но есть здесь и некоторые особенности.

«Иерусалим, окруженный войсками» (стих 20). Некоторые (у нас – еп. Михаил) полагают, что евангелист Лука здесь объясняет, что такое «мерзость запустения», о которой говорит Марк (и Матфей). Но такое толкование ни на чем не основано. Окружение города войсками не есть еще «запустение» его…

«Находящиеся в Иудее» (стих 21). Это относится к ученикам Христовым, как видно из 20 стиха («увидите» – «знайте»). Возможность бежать из города, следовательно, еще представится, несмотря на то что город будет окружен (стих 20).

«Да исполнится все написанное» (стих 22). Тут подразумеваются многочисленные пророчества о погибели Иерусалима, в том числе и пророчество Даниила о 70 седминах (Дан. 9:26–27).

«От острия меча» (стих 24) – точнее: «от уст меча» (στόματι μαχαίρας). Меч изображен как кусающий зверь (ср. Быт. 34:26; Втор. 13:15). Согласно Иосифу Флавию, при осаде и взятии Иерусалима погибло около миллиона иудеев.

«Отведутся в плен». В плен было уведено – большей частью в Египет и другие провинции – 97 тысяч.

«Иерусалим будет попираем язычниками». Город здесь изображается как личность, с которой язычники будут обходиться с крайним презрением (ср. Ис.10:6; Откр. 11:2).

«Доколе не окончатся времена язычников», т.е. до тех пор, пока не пройдет период времени, назначенный язычникам для совершения приговора Божия о народе иудейском (св. Иоанн Златоуст). Окончиться эти «времена» (καιροί) должны ко второму пришествию Христа (ср. стихи 25–27), которое должно наступить еще при жизни слушателей этой речи (стих 28: «поднимите головы»). Поэтому здесь не может быть речи о долгих сроках и, следовательно, тут нет пророчества о падении язычества при Константине Великом и тем более об обращении «полного числа язычников» (Рим. 11:25) ко Христу. Понятно, что под пришествием Христа здесь нужно будет понимать не пришествие Его перед концом мира, а пришествие Его в Святом Духе или же считать речь о втором пришествии сказанной в духе ветхозаветных пророчеств (см. комментарии к Мф. 24).

Лк.21:25. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;

Лк.21:26. люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,

Лк.21:27. и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

Лк.21:28. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

Лк.21:29. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:

Лк.21:30. когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

Лк.21:31. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

Лк.21:32. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;

Лк.21:33. небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Второе пришествие будет предварено особыми знамениями, о которых евангелист Лука говорит, более приближаясь к Евангелию Марка (см. Мк.13:24–31).

«Знамения в солнце» (стих 25; см. Мк 13:24).

«Уныние народов и недоумение» – точнее: скорбь народов в безнадежном состоянии духа пред шумом моря и волн (шум моря и возмущение его – это именно и есть то, перед чем люди будут стоять в безнадежном состоянии духа, συνοχὴ ἐθνῶν ἐν ἀπορίᾳ).

«Издыхать от страха» (стих 26). Так как изображение идет все более и более сильным темпом, то здесь нужно видеть не простое бессилие, а прямо испускание последнего дыхания людьми.

«Ибо силы небесные поколеблются». В этом и будет причина необычайного шума моря и других смятений в мире.

«Избавление ваше» (стих 28) – то же, что «отмщение за избранных» (Лк. 18:7). Начнется суд над злодеями и прославление страдальцев за имя Христа.

Лк.21:34. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,

Лк.21:35. ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;

Лк.21:36. итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

Увещательный характер в заключение этой речи можно наблюдать и у Матфея, и у Марка, но у Марка и Матфея это увещание гораздо проще и короче (ср. Мк.13и сл.; Мф. 24:42).

«Объядение» – точнее: «похмелье», как результат вчерашнего опьянения (κραιπάλῃ) в отличие от пьянства (μέθῃ).

«День тот», т.е. день второго пришествия и суда.

«Не постиг вас». День этот олицетворяется как схватывающий людей неожиданно.

«Как сеть» – сеть, которую набрасывают на животных или птиц охотники (ср. Ис.24:17).

«На всякое время». Это выражение правильнее относить к слову «молитесь» (δεόμενοι), потому что о всегдашней молитве Господь говорил и выше (Лк. 18:1–7).

«Да сподобитесь» – это цель и вместе содержание молитвы. Согласно лучшим кодексам здесь читается: чтобы вам иметь силу, быть в состоянии (κατισχύσατε, а не καταξιωθῆτε).

«Избежать всех…». Т.е. счастливо миновать все опасности, какие вам будут предстоять, и спасти свою жизнь, т.е. свое положение избранных Божиих (ср. стих 19 и Лк. 18:7).

«Предстать пред Сына Человеческого» (см. Мк. 13:27). Избранные будут поставлены (σταθῆναι) пред Христом Ангелами и составят вокруг Него избранную свиту (ср. 1Фес. 4:17). О суде над этими избранниками Божиими здесь речи нет.

Лк.21:37. Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.

Лк.21:38. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

Здесь дается общее обозрение деятельности Христа в последнее время Его жизни. Господь продолжал днем, не боясь врагов, выступать в храме как учитель, а на ночь удалялся на гору Елеон (ср. Мк. 11:19).

Легендарные сребреники

Тридцать сребреников — легендарная цифра, интересно, что же можно было купить за эти деньги. По Тациту, денарий был ежедневной платой солдату во времена Тиберия. В период дороговизны за денарий можно было купить хиникс (около литра) пшеницы и три хиникса ячменя. Сребреник, а это уже хорошо знакомый нам серебряный сикль, был по содержанию серебра в четыре раза весомее денария. Так что получается, выгода Иуды состояла в паре мешков пшеницы. Трудно поверить, что Иуда, выполнявший обязанности казначея партии Христа, соблазнился столь незначительной суммой. Новый завет донес до нас историю незначительного инцидента между Учителем и Иудой, в основе которого лежала сравнимая с 30 сребрениками сумма. За неделю до Пасхи, в субботу 8 нисана, Христос достиг пригорода Иерусалима — Вифании, — где и остановился в доме у Симеона Прокаженного. Мария, прислуживавшая за столом, внесла во время обеда кувшин с благовониями и умастила ноги Христа. После чего нарочно разбила полный драгоценной жидкости сосуд, соблюдая обычай уничтожать посуду, которая служила при приеме особо почетного гостя. Комната наполнилась дивными ароматами к удовольствию всех присутствующих, кроме скупого Иуды. Казначей сразу подсчитал, сколько можно было бы выручить денег, продав благовония. Сегодня мы знаем, что стандартный 2,5-литровый кувшин мирры стоил в то время около 20 серебряных сиклей. Когда Иуда заметил Учителю, что эти деньги можно было бы положить в кассу и затем раздать бедным, Христос резко возразил: « Нищих вы всегда имеете с собой, а меня не всегда имеете».

Что случилось с вдовой?

К сожалению, мы не знаем остальной части истории вдовы.

Но мы можем сделать предположения. Мы знаем, например, что вечный закон регулирует порядок уплаты десятины и предложений. Когда так проявляется вера, открываются отверстия на небесах. Эта бедная вдова пришла в храм, чтобы принести пожертвование.

Другой закон небес говорит о том, что мы должны просить, чтобы получить, и стучать, чтобы Господь отворил нам. Кроме того, мы знаем, что когда мы просим и стучим, мы также должны жертвовать, или наша молитва тщетна. Эта вдова пришла в храм, чтобы просить, стучать и принести жертву.

Если эта вдова постилась в тот день — и мы предполагаем, что это возможно, — закон поста также требует жертвы, которую, как мы отметили, вдова пришла принести в храме. Нам было сказано, что закон поста дает невероятные благословения, такие как облегчение тяжелого бремени, освобождение угнетенных, а также от ярма, которое удерживает нас в плену. Разве эти благословения не были доступны и для нее при послушании этому закону?

Наконец, мы знаем, что служение в храме дает самые великие благословения, которые доступны для детей Бога. Вдова в храме, несомненно, была достойна таких благословений.

С уверенностью мы можем надеяться на то, что жизнь этой вдовы изменилась. Возможно, сердца семьи ее мужа смягчились по отношению к ней. Может, кто-то сжалился над ней, или у нее вдруг неожиданно появились деньги. Может быть, в ее жизнь вошел другой мужчина и спас ее от одиночества и бедности? Могло произойти что угодно, и у нас есть все основания полагать, что что-то произошло. Почему? Потому что мы знаем, Кто ее заметил!

Мы можем многому научиться у этой вдовы. Когда нам одиноко, плохо, мы в отчаянии или обнищали в каком бы то ни было смысле этого слова, мы можем также положиться на веру и приблизиться к Господу, чтобы отдать ему все, что у нас осталось. Эта жертва называется жертвой сердца.

Скорее всего, когда мы принесем нашу жалкую жертву, мы зададим себе вопрос: достаточно ли этого?

Возможно, мы даже спросим себя: «Увидит ли Он меня? Привлекут ли мои мизерные лепты внимание Бога небес? Услышит ли Он мою молитву? Знает ли Он меня? Знает ли Он, через что я прохожу? Поможет ли Он мне?

И ответ на это — да.

Оригинал этой статьи был опубликован на сайте на Meridian Magazine. Автор Лэрри Баркдалл. Переводчик Елена Шэннон.

The following two tabs change content below.

  • Bio
  • Latest Posts

Елена

Лена – безнадежный оптимист. Она любит золотые закаты, хорошие книги, детские объятия, бегать босиком по зеленой траве и терпеть не может вставать с петухами. Она глубоко ценит семейные отношения и верит в силу молитвы. У Лены три сыночка и лапочка-дочка. Со всем своим большим семейством, она и ее любимый муж живут у подножья гор в Игл-Маунтин, штат Юта.

Серебро Пилата

Лепта канула в евро

Название монеты происходит от древнегреческого π (лептос — мелкий, тонкий). Эта медная или бронзовая монета вошла в употребление после Александра Великого (356–323 гг. до н. э.) В Греции нового времени лепта употреблялась с 1827 по 2002 год, когда была заменена евроцентом.

Есть в истории о предательстве Христа и еще один сюжет, связанный с деньгами, только со значительно большими, чем 30 сребреников. Апокриф под названием «Деяния Пилата» утверждает (кстати, эти сведения подтверждаются и Иосифом Флавием), что за неправосудное решение по делу Христа Пилат получил от первосвященника Киафы 30 талантов серебра. Вот эта сумма заслуживает внимания. Ветхозаветный талант — 3000 сиклей, то есть около 43 килограммов серебра. Мы знаем, что годовое жалованье Пилата составляло около 3000 денариев в год, именно такую сумму он имел право удержать из собираемых податей в свою пользу. Итак, взятка римскому чиновнику составила приблизительно жалованье за четыре года.

Аппетиты Пилата следует признать очень умеренными по сравнению с нашими временами. Тем более что апокрифы утверждают: 30 талантов были истрачены прокуратором на жалованье солдатам своей когорты.

Автор: Алексей Савин

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]