Обучение Богослужебному пению в православном церковном хоре

Каждый православный христианин хоть раз в своей жизни восхищался церковными песнопениями. При правильном и красивом исполнении духовное пение вызывает чувство благоговения, умиления и раскаяния. И все это благодаря церковному хору, или же клиросу.

Как среди верных чад Православной Церкви, так и среди людей околоцерковных найдутся те, кто хотел бы посвятить свои силы и время служению Богу. Одним из таких служений можно назвать пение в церковном хоре. К сожалению, многие так и не знают, как осуществить такое благочестивое намерение.

Особенности обучения в церковном хоре

Во времена становления Церкви у христиан не было понятия хора. Община верующих молилась и исполняла богослужебные песнопения соборно. После периода гонений возросло внимание к красоте церковных служб, так как верующие могли в открытую проводить богослужения. В это время появляются клиросы или хоры.


Церковные хоры (клиросы) появились во времена гонений на Церковь

В современных храмах можно встретить несколько хоров, которые поют попеременно. Такие хоры находятся на возвышении, по обеим сторонам от алтаря. В православной традиции не принято использовать музыкальные инструменты: вся гармония строится на пении нескольких голосов.

Главным в управлении хором считается регент. Зачастую такие люди имеют высшее музыкальное образование. От их профессионализма зависит ход богослужения, так как существует непрерывная взаимосвязь между священнослужителем и хором: священник не может проводить службу без хора и чтеца, а хор и чтецы, в свою очередь, не могут петь без благословения священника.

Для обучения на клиросе необходимо:

  • быть крещенным в Православной Церкви;
  • иметь музыкальный слух и красивый голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Совет! При отсутствии музыкальных данных существует вариант стать чтецом. Для этого нужно уметь громко и выразительно читать тексты на церковнославянском языке.

Минусы и плюсы пения онлайн.

В обучении церковному пению через интернет есть и минусы, скажете вы, и будете абсолютно правы. Минус может состоять в том, что заучивая неверно интонацию, вы можете этого не заметить, так как рядом нет этого самого преподавателя, который может вас поправить и помочь.

Но информационные технологии достигли таких высот, что благодаря общению по скайпу, к примеру, я ощущаю, что разговариваю с человеком из соседней комнаты. И я уже много раз отвечала на ваши вопросы или давала рекомендации по скайпу, исправляя то, что не правильно спето, выучено; или давая наглядные рекомендации по вокалу или певческому дыханию. Ведь церковное пение подчиняется тем же самым законам вокала, что и любое хоровое пение.

Обучение церковному пению через интернет позволило мне почувствовать себя нужной и приумноженный талант отдавать всем нуждающимся. А ещё я познакомилась с вами, мои дорогие, со многими замечательными людьми. Я рада помочь всем, кто этого пожелает.

Обращайтесь ко мне в Скайпе, я сейчас реже туда захожу из – за большей занятости, но мой почтовый адрес доступен всем вам. Он есть в рассылке и здесь на блоге на страничке «Обо мне».

Вот пожалуй и всё на сегодня, о чём я хотела с вами поговорить. Не бойтесь трудностей, преодолевайте их. Пишите мне на почту о своих достижениях, успехах, трудностях и неудачах и мы вместе порадуемся или решим с Божьей помощью ваши вопросы. Успехов в обучении церковному пению онлайн, родные мои читатели.

Всегда на связи, Алёна Семёнова.

Школа церковного пения осьмогласия

Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.


Осмогласие — музыкальные лады, на которых основаны все песнопения в православной церкви

Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.

Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.

Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.

Глас четвертый — имеет двоякое качество. Сначала пробуждает радость, потом вызывает печаль.

Глас пятый — имеет успокоительный и в то же время печальный характер.

Глас шестой — настраивает на благочестивые мысли и чувства.

Глас седьмой — редкий в использовании. По своему характеру трогательный и простой.

Глас восьмой — имеет прославляющий характер, величает радость будущей жизнь.

Такая система столетие за столетием сохраняется в церковных традициях и формирует ее музыкальную культуру.

О школе

ШДП – одна из «визитных карточек» храма мученицы Татианы. Это уникальный опыт обучения певческому и регентскому делу, заключающийся в синтезе классической музыкальной школы и традиционного, возрождающегося сегодня образования церковных певчих. О Школе рассказывают ее преподаватели и выпускники.

Нина Дмитриевна Лебедева, основатель школы , первый директор Школы духовного пения:

«”Ножницы” между профессионализмом и воцерковленностью на клиросе существуют до сих пор, и мы пытаемся их преодолеть». Наша школа в своем роде уникальна. В России «нулевое звено» подготовки церковного певчего пропущено. Начинают обучать пению и регентованию на клиросе – со среднего звена – с колледжа. Мы – первые ласточки в этой сфере. Нет системы такой, какая была в Синодальном училище, куда набирали мальчиков, нет системы воспитания не просто певца, а церковного певчего. Поэтому такой низкий уровень у тех регентов, которые приходят из Лавры и из ПСТГУ – людей с высшим образованием. “Ножницы” между профессионализмом и воцерковленностью существуют до сих пор. Потому что дети не обучаются этим вещам с младшего школьного возраста, а начинают обучаться только с 15-16 лет, поступая куда-то. Мы пытаемся восполнить этот пробел. В ближайшем будущем хотим организовать фонд «Православное музыкальное образование в России», благодаря которому мы могли бы заполнить эту нишу. Сегодня к нам часто приходят просто за музыкальным образованием, но такие не задерживаются в школе. Все-таки у нашей школы своя специфика, отличающая ее от обычной «музыкалки». Важно продержаться первые два года, те, кто продержится – потом остаются, как правило. И родители в таких случаях обычно подтягиваются за детьми, воцерковляются. Но на начальном этапе трудно понять, зачем все это надо. И если человек просто за музыкальным образованием пришел, его неминуемо посещает мысль: а не лучше ли в «музыкалку» пойти? Среднестатистический ученик, который проучился у нас хотя бы три года, не говоря уже о полном цикле, восемь лет плюс три года IV ступени, – это просто готовый певец левого клироса, и даже среднего хорошего правого, не тянущегося за сверхсложными произведениями.А еще ШДП – это особая атмосфера. Нас многое объединяет. Помимо участия в регулярных будничных службах, мы традиционно поем антифонно с правым хором на Рождественском и Пасхальном богослужениях, в престольный праздник нашего храма. После чего обычно продолжаем праздновать, причем ученики и педагоги – все вместе. Мы любим собираться вместе, а потому постоянно возникают новые традиции, недавно вот стали проводить балы в конце учебного года. Любим куда-нибудь ездить: это и миссионерские поездки, и паломнические прогулки по Москве, и участие в богослужениях других храмов. Из последних мест такой практики – Скорбященский храм на Ордынке (антифонно с Синодальным хором) и Новодевичий монастырь, также в качестве левого хора. Сейчас мы хотим найти базу для хорового лагеря, в который могли бы вывозить учащихся и зимой, и летом. Чтобы это было не слишком затратно и чтобы можно было плотно поработать с хором в течение, например, одной-двух недель. Практика миссионерских поездок показывает эффективность такой работы.
Татьяна Юрьевна Ключева, директор школы, преподаватель сольфеджио и церковного обихода:

«Главная задача – развить у учащегося координацию слуха и голоса»Дети сейчас не поют дома вообще. Раньше было распространено домашнее пение – на праздниках, к примеру. В моем поколении, к примеру, дети могли уже в раннем возрасте подстроить второй голос. Сейчас таких навыков у детей нет, как нет вообще понятия о музыке. Если родители не ставят специально музыку детям, то остается лишь пассивное слушание того, что звучит по радио и по телевидению. И когда они приходят учиться музыке, у них нет так называемой координации слуха и голоса. И даже на музыкальных занятиях в школе они собственно не поют, а слушают или музыку, или просто даже рассказ о музыке. Моя задача – эту координацию восстановить, чтобы они научились звучать, научились себя слышать и владеть своим голосом. Важно научить ребенка к 3-4 классу школы петь двуголосие, и не простое, а гласовое, что гораздо сложнее. Я ставлю им текст, и они по тексту должны спеть двуголосие, понимая, как движется мелодия.В музыкальной школе дают много теории, которые я тоже даю, но уже в более старших классах. Я даю им практические навыки, и уже гораздо позже объясняю, как то или иное практическое умение называется на музыкальном языке. И теория возникает не на пустом месте, а на уже подготовленной почве. Я стараюсь давать простые задания – не для родителей, а для детей, чтобы им было легко их выполнить, и они сделали это сами. Поэтому всегда ориентируюсь на самых слабых учеников. И конечно, стараюсь привить им любовь к пению, чтобы им захотелось петь и учиться пению. Я делаю все, чтобы дети с радостью писали диктанты, чтобы, например, ученику было интересно, сможет ли он спеть с листа сложный номер. Здесь главное – не оттолкнуть ребенка от музыки. И бывает, что дети совсем без слуха в конце обучения выдают потрясающий результат.

Сергей Юрьевич Маркелов, преподаватель сольфеджио и церковного обихода IV ступени, руководитель концертного хора ШДП:

«Стать певчим за три года – вполне реально» На IV ступень люди приходят, чтобы научиться петь. Они уже готовы учиться, они хотят этого. В обычном музыкальном учебном заведении нужно быть готовым к тому, что людей придется заинтересовывать. В этом плане проще в ШДП преподавать. Но часто на 4 ступень приходят люди «с нуля» или с несколькими классами музыкальной школы. За три года их надо подготовить, поставить на клирос. Надо дать им в сжатой форме комплекс навыков, достаточных для пения a capella на несколько голосов. К слову, уже второй класс школы при Хоровой академии этими навыками владеет. Их программу можно растянуть на 3 года-срок обучения у нас на IV ступени, и этого более чем достаточно. Основных предметов, которыми нужно овладеть за этот срок, – три. Вокальный минимум – научить человека издавать из себя звуки, чтобы это было физиологично и чтобы он мог это без ущерба для голоса делать это в течение полутора-двух часов. В принципе, это просто. Да, педагоги-вокалисты, говорят, что это работа на годы, и они правы. Для Большого театра это годы и десятилетия. Чтобы нормально звучать на клиросе, достаточно усвоить простые вещи – певческое дыхание и подключение резонаторов, и на это при внимательной и активной работе над собой достаточно пары месяцев. Самое сложное на хоре – это научиться что-то делать вместе, этому действительно нужно учиться. Дальше – сольфеджио, его можно связать с обиходом, так даже проще. И здесь минимум – ступени мажорной и минорной гаммы, если довести их до автоматизма, с чтением с листа проблем не будет. Как не будет проблем с пением на глас в любой тональности. Чтобы студент мог свободно владеть пением на глас, а не «вспоминать» мелодию вслед за кем-то, что часто бывает даже в среди певцов-профессионалов, ибо они специально этому не учились, – мы разучиваем гласы в ассоциации с воскресными тропарями, ирмосами и догматиками. К примеру, когда тебе на клиросе говорят «Второй глас», в мозгу всплывают слова тропаря «Егда снизшел если к смерти», и все, процесс пошел. Таким образом, навыков не много, и при кропотливой работе над ними стать певчим за три года – вполне реально.

Ольга Савушкина, выпускница школы:

«Мои дети растут на службе»

Основная деятельность: преподаватель английского языка.

Обучение в ШДП: 2000 – 2005

Церковно-певческая деятельность: регент храма прп.Серафима Саровского в Кожухове. Мне даже в голову не приходило, что когда-нибудь начну “махать руками”. Смотрела на регента, певчих – да это же просто ангелы, небожители. Когда меня впервые отец Сергий, настоятель Троицкого храма в поселке Мосрентген, поставил на клирос и сказал: «Будешь петь», моя мама подошла к нему и сказала: «Батюшка, да она вообще никогда не пела, даже рот не открывала». Я действительно никогда не пела, в музыкальной школе я на хор не ходила, а по сольфеджио у меня были стабильные тройки, даже не представляла себе, что такое высота звука. Но батюшка был непреклонен. И я стала петь – по послушанию. И по послушанию отправилась в ШДП, отучилась там 5 лет. Певческая школа была для меня отдушиной. В колледже, где я училась, основные темы для разговоров были “татушки” и отношения с мальчиками. И только в Школе, в которую я как на праздник летела, я не чувствовала себя белой вороной. Мама говорила мне, что я должна была родиться на мученицу Татиану. Я родилась раньше, но эта святая связана с моим вторым рождением – духовным. Не знаю, смогла бы я не поддаться на те соблазны, которые меня окружали тогда, если бы не ШДП. В школе я видела нормальных православных ребят, которые вели нормальную жизнь, я видела модель нормальных человеческих отношений и чувствовала, что эта модель мне близка. Во время учебы в ШДП я продолжала нести свое основное послушание – на клиросе в Троицком храме, где и делала свои первые регентско-певческие шаги. Больше всего мне как педагоги дали Татьяна Юрьевна и Дмитрий Станиславович Ключевы. Когда я пришла учиться вокалу к Дмитрию Станиславовичу, мой голос сидел глубоко во мне, его надо было еще откопать, и он это сделал. Он открыл мне мой голос, я слышала, что он есть, и что он – красивый. Теперь без пения уже не могу: чувствую пустоту внутри, когда долго не пою. У меня двое детей, и они буквально выросли на клиросе, и мне кажется, что это здорово. Я бы хотела стать не просто регентом, а хорошим регентом. Хорошим, но не выдающимся. Выдающимся – пока я к этому не готова. Это большой труд, которые боюсь не понести. Я понимаю, что если я на этом месте, в этом храме нахожусь – значит я здесь нужна. И когда возникают предательские мысли: «Могло бы быть и лучше», я вспоминаю слова, которые любил повторять мне педагог по вокалу: «Лучшее – враг хорошего».

Ирина Огир, выпускница школы:

«В Кожуховском храме правит династия Огир»

Основная деятельность: учитель начальных классов, студентка МПГУ

Обучение в ШДП: 2004 – 2007

Церковно-певческая деятельность: певчая и уставщик храма прп. Серафима Саровского в Кожухове. Я пришла учиться в ШДП вслед за сестрой, потому что меня поставили на клирос в Троицком храме. Меня поставили на клирос! Это была мечта всей моей жизни. Но знала я на тот момент только несколько песнопений, которые поют все, кто стоит в храме. В ШДП меня научили гласам, это первый прорыв. Но даже не гласы главное. Наверное, без опыта выживания в хоре, который мне дала школа, я не задержалась бы на клиросе. Особенно в жестких условиях управления хором из бабушек, которые пели, как хотели, с которыми никто не мог справиться. Я, 15-летняя девчонка, смогла. Мы спели Пасху без единой ошибки! Прихожане подходили и говорили: «Ира, спасибо тебе!» Спасибо отцу Максиму, его курс литургики уложил в моей голове все разрозненные знания по уставу. В Кожуховский храм я ходила, но петь не пыталась. Зато среди певчих моя сестра встретила знакомую по Татьянинскому храму, и Олю позвали на клирос. Но вскоре сестра на время уехала, и я ее замещала. Певчие пели без регента, то есть «кто в лес, кто по дрова». Однажды во время службы я не сдержалась и стала пытаться собрать разрозненные голоса в хор своей рукой. На меня смотрели с удивлением: «Ты это умеешь?» Так на меня повесили регентские полномочия, которые я естественным образом передала сестре, когда она вернулась из поездки. У нас ведь иерархия.

Иван Бычков, выпускник школы:

«Хочу и дальше развиваться как певчий»

Основная деятельность: работа в области IT-технологий

Обучение в ШДП: 2005 – 2008

Церковно-певческая деятельность: певчий левого клироса храма Рождества Богородицы в Крылатском. Музыке я нигде не учился. Но дома всегда было пианино, и родители обучили меня нотной грамоте, так что некоторую теорию я уже знал. Но на практике я мог довольно долго высчитывать, как же называется эта нота между второй и третьей линейкой. До ШДП я полгода уже «пел» на клиросе, пытался самостоятельно выучить гласы, но дело шло медленно. К моменту поступления в ШДП я уже умел играть на пианино пару гласов на три-четыре голоса, умел петь кварту — любимый басовый интервал. Разумеется, в чём-то более сложном, чем обиходная малая ектения, свою партию я не держал. Знакомый посоветовал поучиться в ШДП, что я и сделал и о чем не жалею. Школа дала мне знания и навыки, которые я использую до сих пор. Основа основ – сольфеджио и обиход, без которых на клиросе делать нечего. Занятия по литургике, которые вёл о.Максим, были очень интересными. Знания, которые он дал, если честно, я не получил потом даже в православном вузе. В ШДП я отучился положенные 3 года, но формально школу так и не закончил, потому что у меня совпали выпускные экзамены в ВУЗе с выпускными в ШДП, и я просто не пришел на выпускные в ШДП. Сейчас, уже после окончания школы, стараюсь и дальше развивать в себе певческие навыки.

Светлана Климова, выпускница школы:

«На первом хоровом занятии я испытала шок»

Основная деятельность: аспирантка филологического факультета МГУ, преподаватель русского языка и литературы

Обучение в ШДП: 2006-2008

Церковно-певческая деятельность: певчая храма Рождества Пресвятой Богородицы в д.Пруссы Как я попала в деревню Пруссы? Это недалеко от моего дома – в Мытищах. Я разместила объявление на форуме сайта «Хорист», и вскоре мне позвонили и пригласили в храм, где сейчас и пою. Как правило, хор состоит из 3-4 человек, поэтому каждый певчий – один в своей партии. И то, что я могу петь в такой ситуации – целиком и полностью заслуга ШДП. До ШДП, я не то чтобы не пела, я даже о музыке не имела никакого представления. Играла когда-то на пианино, но к моменту прихода в школу даже и ноты уже забыла. На первом занятии хора я испытала шок: как это люди поют на разные голоса и не сбиваются со своей партии, и получается очень даже красиво. Я быстро освоилась в хоре. Помогал хороший от природы слух и огромный энтузиазм, который охватил меня с самого начала обучения. Уже через год я могла петь на клиросе и держать свою партию. Преподаватель церковного обихода пригласила меня в храм Покрова Богородицы в Бутырской слободе, где она тогда регентовала. Сначала на замены, а потом и в постоянный состав. Там я довольно долго практиковалась. Я не закончила ШДП, потому что за 2 года в принципе получила те необходимые знания и навыки, которые позволяют петь в церковном хоре, – по сольфеджио и обиходу.

Татьяна Рожкова, выпускница школы:

«Школу закончила, а диплом так и не забрала»

Основная деятельность: концертмейстерская

Обучение в ШДП: 1998-2006

Церковно-певческая деятельность: храм трех Святителей – домовый храм классической гимназии при греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина В школу меня привели родители. Я с 5 лет пела в хоровой студии, но сюда пришла учиться именно церковному пению. В 98-м году еще даже не было деления на классы и какого-то четкого расписания. За 8 лет учебы в ШДп была всякое. Я даже уходила из нее, целый год пела в хоре Гостелерадио. Но потом все-таки вернулась, решила закончить ШДП. Хотя я училась музыке в разных учебных заведениях, я считаю, что певчей меня сделала именно школа духовного пения. Можно идеально читать с листа сложные произведения, но для пения в храме этого недостаточно. Для меня огромное значение до сих пор имеют занятия по церковному обиходу, который преподавала Татьяна Юрьевна Ключева. Она взрастила нас как певчих. Недавно я закончила музыкальное училище как пианистка. Сейчас я еще не знаю, чем буду заниматься дальше, но это точно будет связано с музыкой. Очень рада, что пока я на распутье, у меня есть работа в храме.

Любовь Макарова, выпускница школы:

«Школа дает знания, которые нужны любому православному человеку, но которые он по своей лени или занятости никогда не будет добывать сам»

Основная деятельность: преподаватель иностранных языков

Обучение в ШДП: 2003-2006

Церковно-певческая деятельность: уставщик храма св.мц.Татианы при МГУ Благодаря школе, я вообще начала заниматься музыкой, и было это уже во вполне сознательном возрасте. Когда я обратилась к директору с просьбой о зачислении в ШДП, она спросила меня: «А сколько лет вашему ребенку?» Она не ожидала, что я собираюсь учиться в школе сама. Я очень благодарна Нине Дмитриевне, которая всегда с большим терпением и любовью относилась ко всем ученикам – 15 им лет или 25, подают ли они большие надежды или голос у них нужно долго и упорно «откапывать». И хотя я не занимаюсь непосредственно певческой деятельностью, я все равно продолжаю развивать в себе навыки, полученные в школе. На занятиях по литургике, конечно, закладываются основы представлений о строе богослужения. Но ни для кого не секрет, что сейчас благодаря специальным изданиям все особенности текущего богослужения можно определить не будучи семи пядей во лбу. Те знания, которые дает Школа, важны для меня прежде всего как для православного человека. Значимая функция школы – это приобщение к тому, что происходит во время службы, понимание глубокого смысла каждой ее составляющей. Даже интересующийся богословскими вопросами прихожанин вряд ли будет разбираться в тех нюансах, на которые обращали наше внимание на занятиях.

Федор Балыклейский, выпускник школы:

«Я учусь в ШДП всю сознательную жизнь»

Обучение в ШДП: 2000 – 2011

Церковно-певческая деятельность: храм трех Святителей – домовый храм гимназии при греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина. Я учился в Школе с 5 лет. Всем, что я умею сейчас в певческом плане, я обязан ШДП. И особенно преподавателю сольфеджио и обихода Татьяне Юрьевне. Я могу свободно держать свою партию и читать с листа довольно сложные произведения. А еще мне много дали занятия по Закону Божию. Мне кажется, эти основы должен знать любой певчий, чтобы понимать то, о чем он поет. Хотя я учусь в певческой школе уже 10 лет, здесь по-прежнему интересно. Самые важные предметы для меня сейчас – литургика, церковнославянский язык, сольфеджио и хор. А еще стимулирует приходить на занятия общение с единомышленниками. Не думаю, что в будущем полностью посвящу себя музыке, мне интересна скорее радиоэлектроника. Я хотел бы попробовать поступить на факультет локации МИРЭА. Но в дополнительной профессии, которую в ШДП получил, меня привлекают две вещи: возможность дополнительного заработка и духовное развитие.

Кратко о программе обучения

Научиться петь молитвы самостоятельно сложно, особенно без требуемой музыкальной подготовки. Тем, кто окончил музыкальную школу, несомненно, проще – остается лишь тренировать свой голос, «подтачивать» его под пения для Богослужения и изучать язык, на котором будет исполняться репертуар.

Познавательно! О чем молятся иконе Феодоровской Божьей Матери

Программа, по которой должно проходить сжатое обучение пению на клиросе и в хоре:


  • Изучаем ноты, размеры, такты, оттенки и штрихи в музыке. Учимся читать с листа, причем не только путем нажимания тех или иных клавиш, но и с учетом силы и характера звука.

  • Знакомимся с сольфеджио – это теоретическая часть музыки. Методика ее изучения будет более упрощенной, нежели в школах. В ходе уроков ученики узнают, что такое интервалы, аккорды, лады, какие бывают паузы и прочие моменты в теоретическом разделе.
  • Вокал. Основа основ, в ходе которой «растягивается» голос с помощью специальных упражнений-распевок. Они направлены как на усиление дыхания, так и на увеличение диапазона голоса.
  • Изучение текстов церковных песнопений. Заучить их нужно не просто наизусть, а с пониманием того, о чем в них говорится, а также в соответствии с каждой нотой, которой соответствует свой слог.

Для начинающих предлагаются простейшие тексты молитв, состоящие из нескольких фраз, которые повторяются под различные музыкальные мотивы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]