Онлайн-курсы о Православии для взрослых
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Вы:
- недавно крестились или собираетесь креститься…
- крещены давно, но только начинаете воцерковляться…
- ходите в храм, но вам не хватает знаний о Православии…
- желали бы воспитать в вере детей, внуков, крестников…
- запутались в разнообразии книг, сайтов, передач о христианстве…
…и хотите разобраться в православном вероучении?
Тогда онлайн-программа «Основы Православия» может вам помочь.
Образовательная программа «Основы Православия» разработана специально для обучения через интернет и является самым популярным дистанционным курсом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Программа «Основы Православия» поможет вам:
- заложить фундамент базовых представлений о православной вере
- получить и систематизировать знания по православному вероучению, Священному Писанию, церковной истории, богослужению
- найти надежные ориентиры в море разнообразной информации о Православии
- определиться с дальнейшим направлением личного развития
Как устроена программа? 3 блока дисциплин, 3 преподавателя, 4 месяца занятий:
Священная история Ветхого Завета: Основные события священной истории Ветхого Завета; значение ветхозаветных книг для христиан; связь ветхозаветной истории с православным богослужением.
Священная история Нового Завета: Евангельская история; Деяния апостолов; осмысление событий Нового Завета через толкования святых отцов и богослужебные тексты.
Основы православного вероучения, церковной истории и богослужения: Церковное учение, изложенное в Символе веры; основные этапы церковной истории; устройство храма, богослужение; церковные Таинства.
Что нужно для успешной учебы?
- Желание учиться
- Готовность еженедельно выделять в своем графике время для учебы.
Что нужно для поступления?
- Среднее специальное или высшее образование
- Компьютер и доступ в интернет
- Зарегистрироваться в Системе дистанционного обучения ПСТГУ и подать заявку на программу
- Пройти бесплатный ознакомительный курс по работе в системе дистанционного обучения ПСТГУ.
Подать заявку
Набор на программу проходит дважды в год, занятия начинаются в январе и сентябре.
Пройдя обучение, вы сможете:
- найти ориентиры для выбора собственного пути служения Богу и ближним
- ответить на вопросы друзей и близких о православной вере
- самостоятельно продолжить изучение Священного Писания и Предания, опираясь на святоотеческое наследие
- понять, какие области богословского знания вам хочется изучить глубже, и продолжить учебу на других интернет-курсах Института дистанционного образования ПСТГУ.
Подробнее об условиях обучения и программе читайте здесь: https://orthodox.education/distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnoe-obrazovanie/osnovy-pravoslaviya/
Православная школа
Аудио |
На вопросы телезрителей отвечает иерей Алексий Красавин, клирик Воскресенского Новодевичьего женского монастыря. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 21 февраля 2014 года.
— Добрый вечер, дорогие телезрители, в эфире телеканал «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев.
Сегодня у нас в гостях клирик Воскресенского Новодевичьего женского монастыря иерей Алексий Красавин.
Здравствуйте, батюшка.
— Здравствуйте, Михаил, здравствуйте, братья и сестры. В этот пятничный вечер мы собрались у телеэкранов для того, чтобы духовно обогатиться всем нам. Надеемся, что Господь благословит нас на сегодняшнюю передачу.
— Тема сегодняшней передачи «Православная школа». Звоните в нашу студию и задавайте вопросы на тему православной школы, просто школы и воспитания детей.
Расскажите, пожалуйста, батюшка, о Вашем послушании в Новодевичьем монастыре.
— Мое послушание – клирик Новодевичьего монастыря и руководитель Православного центра при монастыре. Наш центр включает в себя Свято-Владимирскую школу, которая имеет давнюю историю. В 1889 году наша школа была основана небезызвестным Константином Петровичем Победоносцевым, личность, известная не только в церковной истории, но и в истории нашего государства. Наша школа с тех пор церковноучительная школа, которая включала в себя церковноприходскую школу, в которой учились и мальчики, и девочки. В кровавый 1917 год наша школа была закрыта, и лишь в начале XXI века наша школа трудами несущих послушание в Новодевичьем монастыре обрела второе дыхание и несет людям веру христианскую.
Наша школа имеет четыре отделения. Первое – это общеобразовательная школа, на данный момент с 1 по 6 класс, где идет обучение по государственной программе «Школа России». Мы растем с каждым годом, и надеемся, что в 2021 году у нас состоится выпуск одиннадцатиклассников.
Также действует отделение хореографии и сценических искусств. Дети участвуют в театре-студии, который несет свое миссионерское служение не только в Санкт-Петербурге, но и выступают со спектаклями за его пределами. Мы надеемся, что участие детей в православном искусстве дает тот стержень, которого не имеют многие люди. Мы пытаемся привить нашим детям любовь к высшему искусству, к той красоте, что создана Богом. У нас идет спектакль «Голоса», основанный на «Блокадной книге» Даниила Гранина, и это очень актуально для современной молодежи, именно к ней обращен наш спектакль. Чтобы они не забывали, что пережил город, в котором они живут. Еще живы люди, которые уходят со спектакля со слезами на глазах, потому что они видели, что не прервана живая связь, есть молодые люди, которые помнят их подвиг.
В школе есть и Воскресное отделение, где священники проводят занятия, и мы пытаемся привить любовь к церковной истории, церковной культуре тем школьникам, которые могут приезжать в Новодевичий монастырь лишь по воскресениям. В настоящее время у них проводятся уроки Закона Божьего, церковного пения. Они также участвуют в церковном хоре, который поет в нашем школьном храме Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Храм расположен прямо в здании нашей школы и имеет свою историю. Он был поруган, как и все храмы Руси, но сейчас идет его восстановление.
То, что школа находится в историческом здании, где сто лет назад так же молились дети, очень важно для сохранения связи времен. Сейчас идет реставрация храма и здания школы, но средств не хватает. К сожалению, в стране, где 70% населения причисляет себя к православным, нет должного отношения к православной школе, поэтому сейчас ее здание находится даже в неудовлетворительном состоянии. Необходимо много средств, чтобы восстановить ее первозданный исторический вид.
2015 год отмечается в нашей стране празднованием 1000-летия преставления великого святого равноапостольного князя Владимира. При Президенте Российской Федерации была создана рабочая группа и программа, в которой принимает участие и наша школа. Мы надеемся, что с Помощью Божией к этому времени мы закончим реставрацию школы, чтобы дети могли учиться в должных условиях. Мы надеемся, что в 2015 году отреставрированное помещение нашей школы освятит сам Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, а в нашем саду будет установлен памятник святому равноапостольному князю Владимиру.
Наша школа была основана Константином Петровичем Победоносцевым к 900-летию Крещения Руси, но в празднование 1000-летия в 1988 году власть еще не разрешала нам восстанавливать школу, поэтому в празднование 1000-летия нашего покровителя особенно значимо для нее.
— Не страдает ли общеобразовательная программа от близости к монастырю, не является ли православная школа для монастыря своего рода маленькой семинарией?
— Конечно, монастырь не ставит своей целью воспитание монахов или монахинь. Конечно, мы надеемся, что какая-то часть детей продолжит свое образование в церковных ВУЗах. В первую очередь, школа нацелена на миссионерскую работу.
Дети проводят в школе много времени, и это очень важно, ведь среда оказывает огромное влияние. Те дети, которые учатся в светских школах, очень подвержены воздействию окружающих, у них нет того стального стержня, как, скажем, у Ваньки-встаньки, который, хотя и падает, но все равно встает. Мы надеемся, что дети, прошедшие обучение в нашей школе, даже если будут оторваны от православия – никто от этого не застрахован – будут знать, что есть альтернативный путь, что есть Бог. В прошлую неделю мы вспоминали блудного сына, так и наши дети могут вернуться с покаянием, и Бог их примет.
Светская школа не может дать этого стержня. Даже если она говорит об этике, мы хорошо понимаем, что этики не существует без Бога, который ее дает. Потому что нет критерия. Если нет Бога, то мне все позволено. Эта вседозволенность переходит и во взрослую жизнь. Мы видим, что сейчас бог людей – богатство, и они идут к нему по головам других.
Мы пытаемся заложить в души детей хотя бы зерна евангельских истин. Пусть мы сами не безгрешны, но ведь через нас действует сам Бог. И мы надеемся, что в наших детях будет жива память о том, что они слышали, в чем они участвовали, и они смогут всегда вернуться к этому.
У нас существует дошкольное отделение, на которое мы принимаем детей, начиная с трех лет. Здесь с ними четыре раза в неделю проходят развивающие занятия. Ребенок уже с трех лет входит в сознательную жизнь, начинает ощущать в себе Божественную благодать. Мы верим, что наши усилия на дошкольном отделении не окажутся пустыми. Многие дошкольники сами просят родителей отдать их затем в нашу православную школу, где уже происходит духовное созревание личности.
— Возраст трех, семи и десяти лет – возраст податливый. Но подростковый возраст – это уже иной. В следующем году, как Вы сказали, ваши ребята дорастут до седьмого класса. Что будет, если подростки не захотят продолжать обучение в православной школе?
— Начну ответ на Ваш вопрос издалека. В книге Апокалипсиса говорится «вспомни свою первую любовь». Первая любовь и есть та детская искренняя вера, которая была в детях трех, семи, десяти лет. Потом они взрослеют, и мы знаем, что есть подростковый кризис отрицания всех идеалов и абсолютов. Православная школа пытается сдержать это, уважая при этом их право на выбор. У нас еще таких случаев не было, но мы понимаем, что это выбор, на который имеет право человек.
Помимо того доброго отношения, которое получает школьник православной школы, есть еще очень существенный момент: общее участие в Таинстве Евхаристии в школьном храме. Вот, что объединяет и является стержнем. Участие всех у Чаши Христовой, память об этом будет жить и в сердцах тех подростков, которые захотят уйти в поисках мнимой свободы. Они будут помнить того священника, которому они изливали свою детскую веру.
Когда слушаешь исповедь этих детей, то вспоминаешь и свою детскую веру, которая была чистой верой. Поэтому православная школа – школа и для нас: учителей и священников. Когда маленький человек говорит тебе о Боге, то мы видим, как сам Господь действует в малых сих. Мы помним, как Господь, указав на ребенка, сказал всем: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18,3). Всегда вспоминаешь, глядя в детские глаза, полные любви и доброты, и, действительно, вспоминаешь свою первую любовь к Господу.
— Скажите, пожалуйста, сколько параллелей существует в Вашей школе, и есть ли возможность у детей изучать углубленно не только церковные дисциплины, но и, скажем, математику, биологию?
— Детей в общеобразовательной школе не так много, мы не можем создавать параллели классов, поскольку у нас недостаточно помещений, мы ютимся лишь в части исторического здания школы. Но мы надеемся, что милостью Божией вернем школе то, что было у нее отобрано.
Мы ждем детей, которые могли бы прийти в нашу школу. Перед поступлением ребенок проходит собеседование с духовником и руководителем школы. Только если мы поняли, что он действительно православный, принимаем в школу.
— Вопрос телезрительницы из Симбирска: Мой внук девяти лет ходит в Воскресную школу и говорит, что готов ходить в нее все пять дней в неделю, вместо общеобразовательной. Почему в Воскресной школе между детьми такие добрые отношения, и откуда между теми же детьми в светской школе столько неприятия и недоброжелательства?
— Поскольку я сам преподаю в Воскресной школе, то вижу, с какой радостью и жадностью дети обращаются к священнику за теми знаниями, которых не дает обычная школа. Если обычная школа говорит об этике без понимания, для чего все это надо, с отдаленностью от абсолюта, то в Воскресной школе дети обретают тот стержень, на который насаживаются все законы физики, математики и они начинают понимать для чего, все это надо. Для познания всеблагого Творца, Который создал человека и весь мир, для познания Его воли о мире и человеке. Воскресная школа дает понимание этого мира, сострадание и терпение к немощам близких и учеников, вместе с которыми он учится и которые еще не пришли к Богу. Ребенок может принести семя Христовой истины и в свой класс.
— В Вашей школе учится не так много детей, да и в Петербурге немного православных школ, как, на Ваш взгляд, должны возникать и развиваться православные школы?
— На четырех отделениях нашей школы учится около двухсот детей, может быть, в рамках города это немного, но для православной школы это немало, главное, что дети стремятся в нашу школу.
Преподаваемые дисциплины ничем не отличаются от преподаваемых в обычной школе. Главный принцип в церковности, в том, что человек ощущает себя членом Церкви, общины. Православные школы тем и отличаются, что создают общинность не на пустых словах и размышлениях, а именно у Чаши Христовой.
Наша школа является в Санкт-Петербургской епархии единственной школой, учрежденной монастырем. Дух монастыря в городе, дух миссионерства скрепляет наших учеников. Монашеская традиция – корень всей православной традиции. Монашество часто называют солью, которая делает сильной все христианство. Дети питаются этой монашеской традицией, и это помогает им идти по направлению к Богу.
— Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: Расскажите, пожалуйста, о критериях отбора в Вашу школу и в том числе на дошкольное отделение. Скажите, как можно записаться на собеседование?
— Отбор – звучит совсем по-мирски. Конкурс невелик, потому что немногие знают о нашей школе. Когда мы берем ребенка в школу, мы беседуем не только о его отношениях с Богом, но и с родителями. Ходят ли родители в Церковь или это дань моде? Основной критерий нашей школы – соработничество с родителями, как часто они посещают церковь, членами какой общины являются.
Школа – это половина дня, половина жизни ребенка, что он видит, когда приходит домой. Мы не хотим раздвоения в душе ребенка. В первую очередь, воспитатели ребенка – это родители, школа помогает родителям. Возвращаясь домой, ребенок должен видеть, что та любовь, которую он встречает в Церкви, в школе, есть и у него в семье, Малой Церкви.
Для того чтобы попасть на собеседование, надо прийти по адресу: Московский проспект, дом 104 в будний или воскресный день, спросить у вахтера, как попасть в Свято-Владимирскую школу. Пройдите к директору, который находится практически каждый день, и договоритесь о дне собеседования. Если директор по какой-то причине отсутствует, то оставьте номер Вашего телефона, и тогда директор сам перезвонит Вам.
— Бывает ли, когда ребенок из светской школы приходит учиться к Вам не с первого класса?
— Бывает, но такие случаи редки, и каждый находится под пристальным вниманием духовенства. Почему? Дети, которые учатся у нас с первого класса, уже имеют зачатки того «стержня», о котором мы говорили. У ребенка, который приходит из светской школы, его чаще всего нет, хотя и остались еще школы старого образца, сохранившие еще в себе чистоту нравственности. Контроль за тем, что принес ребенок из прежней школы, поскольку очень часто та поведенческая парадигма, которую он усвоил в прежней школе, переносится им в церковную школу. Мы остерегаемся этого и потому даем детям испытательный срок. Если ребенок воспитывался в благочестивой христианской семье, школа могла не оставить на нем отпечатка, такой ребенок становится активным членом нашей школы и общины.
— Вопрос телезрительницы из Пермского края: Как объяснить моим внукам, для чего нужен Бог, как вообще можно сохранить веру, когда видишь то, что тебя окружает, если сам никак не можешь измениться, и чем больше живешь, тем больше грешишь?
— Конечно, этот вопрос очень насущный, который задают не только дети, но и взрослые, видя все то, что нас окружает. Господь вызвал нас из небытия, чтобы мы жили и радовались жизни, понимая, что все зло, которое творится вокруг не от Бога, но от людей. Но обращаться надо, прежде всего, к себе самому, и всегда есть время покаяться, то есть измениться.
В глазах стариков часто можно видеть ту радость, которую они получили от Бога еще детьми. Может быть, задача человека состоит как раз в том, чтобы пронести эту радость через те ненависть и зло, что нас окружают, и от которых не застрахован никто из нас. Пронести до конца своей жизни, подобное познается подобным. Если у нас есть радость, есть стремление служить другим людям, если этот критерий есть у нас, то пусть на все будет воля Божия. «Слава Богу за все!» — с этими словами на устах уходили те люди, которые не отказались от Бога до самого конца и уже здесь на земле соприкасались с Ним.
Желаю Вам, чтобы Ваши дети почувствовали эту любовь Бога, даже несмотря на то, что они творят в своей жизни, и что будут еще творить. Чтобы они помнили, что есть тот любящий Отец, который принял своего блудного сына, не вспомнив ему ни одного его греха, но приказав принести лучшее, потому что человек был мертв, но он ожил.
Когда мы грешим, то понимаем, что грех – это бессмыслица, то что, отделяет нас от Бога, Который и есть смысл. Если в нас есть этот стержень, то нам не страшны ни то зло, ни та ненависть, которые окружают нас. Никто из нас не застрахован, мы тоже падаем в грязь, но христианин знает, что может подняться, умыть свое лицо и идти дальше. Даже если он снова упадет, у него всегда есть возможность встать. Люди, не имеющие веры в Бога, упав, не смогут подняться, но будут говорить, что у них депрессия, нет сил, и весь смысл потерян, потому что у них нет стержня. Когда такие люди теряют своих близких, детей, они не понимают, что есть Бог, Который всех нас соединит в своей любви в Царствии Небесном.
Поэтому желаю всем детям, которые нас сейчас слушают, хранить в себе огонек той веры, которую вы получаете от взрослых. Сам я получил свою веру от бабушки, которая водила меня в Церковь. Когда я учился во втором классе обычной школы, я сказал товарищу, что стану священником, и вот Божией волей это состоялось. Надеяться на Божию волю в этом и состоит смысл христианства.
— Существует поговорка «Невольник не богомольник». Многие семинаристы знают, что лучше молиться где-нибудь на приходе, чем под присмотром администрации. Как Вы считаете, нет ли у Ваших школьников ощущения контроля, который мешает им молиться?
— Конечно, учителя смотрят за дисциплиной. Дети имеют свойство уставать, особенно, если они не заняты. Поэтому в нашем школьном храме мы стараемся занимать детей: кто-то поет, кто-то пономарит, они заняты любимым делом. Вместе со всей общиной служат Богу.
Заставить молиться нельзя, но если дети пришли в православную школу, у них верующие родители, естественно, что дети сами тянутся к Евхаристии. Я разговаривал со многими детьми, и почти все говорят, что больше всего им нравится Таинство Евхаристии, нравится всем вместе подходить к Чаше Христовой, и это, мне кажется, самое главное. Каждый человек свободен, волен уйти, никто никого не держит, их держит Сам Господь.
Существует такой стереотип, что православные школы – некое гетто, куда загнали детей, и где все строгие и серьезные. Ничего подобного, дети везде дети. Если у них в сердце есть Господь, то они сами становятся источниками любви. Говорят, что кругозор дает только светская школа, но наша ничем не хуже. Здесь скорее вопрос свободы. Светская школа дает свободу. Но какую свободу она дает? Свободу от внутреннего стержня, ты должен быть толерантным. На чем основана свобода? На толерантности ко греху. Заметьте не к грешнику, а к греху, пусть он распространяется дальше. В православии нет отвержения грешника, и есть любовь к нему, но не к греху. Так же, как стереотип православного школьника, который не реагируют на грех, а сидит смиренно в уголке, ложный стереотип. Этому ли учил Христос?
— Школа, имеющая государственную лицензию, обязана выделить необходимое количество часов на преподавание общеобразовательных дисциплин. Когда же в таком случаю преподаются дисциплины церковные?
— То, что отсутствует в обычной школе, вложено в такие предметы как Закон Божий и Церковное пение. Наша школа не уменьшает количество часов на предметы государственной школы, но дополняет их своими дисциплинами, расширяя при этом и кругозор. Главное же, конечно, в общении со священником, духовником, руководителем школы и, конечно же, в участии в Божественной литургии.
— Образование в православной школе платное?
— Слава Господу, что есть замечательный человек Турчак Анатолий Александрович, который многие годы финансово поддерживает нашу школу. Конечно, у нас есть затруднения и проблемы, но мы видим, что Господь нас не оставляет. Обучение в нашей школе бесплатное, в нашей школе обучается 70% детей из многодетных или социально незащищенных семей. Эти дети находят здесь себе то, что, возможно, не нашли бы в других школах. Ведь в других школах, если у тебя джинсы или телефон не той марке, тебе вдалбливают, что ты нищета. Ничего подобного у нас быть не может.
В конце прошлого года в нашей школе был создан Попечительский совет, председателем которого и является Анатолий Александрович. Мы надеемся, что с помощью Божией и помощью верующих людей наша школа преобразится, мы сможем в полной мере выполнять нашу миссию, нести веру, ведь именно в детском возрасте закладываются те семена, плоды от которых пожинают уже во взрослой жизни.
— Отец Алексий, чем занимаются дети православной школы во время каникул?
— Конечно, мы не следим за тем, чем дети занимаются. В летнее время наша школа организует и паломничества, и летние лагеря. Сами школьники участвуют в церковной жизни на своих приходах, со своими знакомыми.
У нас есть группа продленного дня, где дети занимаются самостоятельно, общаются друг другом, где также проходят встречи со священником. Школа организует крестные ходы. Недавно, перед празднованием дня памяти св. блж. Ксении Петербуржской от станции метро «Василеостровская» мы прошли крестным ходом с иконами и хоругвями до часовни на Смоленском кладбище, где все вместе помолились.
Как в любой православной школе, у нас проходят Рождественские и Пасхальные праздники. Беда в том, что наш актовый зал, в котором мы вынуждены ютиться, не может сразу вместить всех желающих. Дай Бог, чтобы у нас появился новый актовый зал, где мы смогли бы все вместе проводить детские праздники, которые оставляют на душе неизгладимый след.
— В преддверии Великого поста хотелось бы задать вопрос о том, чем отличается это время в Вашей школе?
— Отменяются развлекательные мероприятия. Мы пытаемся поститься, это не строгий пост, поскольку мы понимаем, что это дети, но хоть в чем-то себя ограничить, чтобы дети с раннего возраста понимали, что пост скорее не в пище, а в жертве Богу тем ежедневным лишним, которым наполнена наша обычная жизнь. Тем самым мы говорим Господу: все это лишнее, нам нужен лишь только Ты. Чтобы зародить в детях это понимание Великого поста, в чем-то есть ограничение. В Великий Четверг все дети причащаются за Таинством Евхаристии и затем все вместе встречают Светлое Христово Воскресение.
— В православной школе, к сожалению, Светлая седмица не является не учебной, как в семинарии?
— Нет, но у нас есть несколько дней на Светлой Седмице, чтобы дети могли насладиться пасхальными днями.
— Спасибо, что Вы пришли к нам, будем надеяться, что школа Ваша будет развиваться, а ее выпускники будут обладать тем стержнем, о котором Вы говорили. Прошу Вас на прощание снова благословить наших телезрителей и повторить, как попасть в Вашу школу.
— Большое спасибо Вам за беседу, Михаил, вам, дорогие телезрители, за то, что мы вместе с вами провели этот вечер. Надеюсь, что Господь не оставит бесплодным в ваших и наших сердцах, и мы найдем отклик и понимание, что детям необходимо воспитание во Христе.
Еще раз напомню, что наша школа открыта для всех желающих: Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 104. Ждем Вас и Ваших замечательных детей.
Гость передачи: иерей Алексий Красавин.
Ведущий: Михаил Кудрявцев.
Расшифровка: Юлия Подзолова.