Апологеты: общая характеристика. Сочинения апологетов и их значение для развития богословия древней Церкви.


Апологет

Светлана Охрименко 22.01.2016

Православный интернет взбудоражен: почти все восторженно лайкают фото, на котором митрополит Рязанский Марк моет полы в больнице. Шваброй. Сам, лично. И это не фейк.

Меньшая часть ортоистеблишмента задаётся вопросом «зачем?», а то и подозревает владыку в пиар-акции – и тут же получает громы и молнии себе на голову от более благочестивых братьев и сестёр. А ты кто, чтобы судить владыку? Ты сам, небось, никому в этой жизни не помогаешь, а чужой добрый пример глаза колет! А пойди сам в больницу полы помой!

В общем, все заняты, всем весело.

Имея небольшой опыт общения на тему архиереев в интернете и в реале, можно легко предсказать, как именно весело всем будет завтра. К вопросу, почему владыка N. не ездит на трамвае, как патриарх Павел Сербский, а ездит на мерседесе (ай-яй-яй, он грешник), присоединится вопрос, почему владыка N. протирает рясу за столом в кабинете, а не моет полы в больнице. Вот увидите. Поэтому хотелось бы заранее рассказать, почему среднестатистическому владыке N. полы в больнице мыть не нужно, а иногда и вредно. При этом нисколько не осуждая владыку Марка и не умаляя его подвига человеколюбия, конечно же.

Мы живём в мире проблем и вызовов. Каждый из нас стоит на той или иной социальной ступеньке, имеет специфические социальные связи и может на основании этого решать свой спектр вопросов. Когда мы смотрим вокруг, обычно мы более-менее представляем себе, что мы можем исправить сами, о чём можем попросить другого, а с чем приходится просто смириться. Чем выше стоит человек на социальной лестнице и чем шире и, скажем так, качественнее его социальные связи, тем больше разумного-доброго-вечного он может в жизни сделать – конечно же, если задастся такой целью. В этом смысле архиереи Русской Православной Церкви могут не всё, но очень многое, что и не снилось простому обывателю вроде вас или меня. И реально много делают для помощи ближним – по крайней мере, те архиереи, которых я знаю. Тайно и явно, лично и через третьих лиц, за свои деньги и за деньги добрых людей, которые откликаются на их просьбы – бывает по-разному. Порой их благодарят, порой предъявляют претензии, что хотелось такого же, только без крыльев. Все эти вещи обычно известны узкому кругу причастных к конкретной проблеме. Для широкой аудитории они остаются за кадром. Хотя бы по этой причине уже не стоит кидать камни в митрополита без швабры.

«Почему в больнице грязно?» Главный вопрос, который возникает по рязанской ситуации – почему в больнице грязно? Есть главврач, который отвечает за всё, что происходит в лечебном учреждении. Есть главная медсестра, которая ведает средним и младшим медперсоналом. В отделении есть заведующий, старшая медсестра и сестра-хозяйка. Над ними всеми есть санстанция, которая должна следить за санитарным состоянием больниц в том числе. Почему со шваброй ходит архиерей, а не все эти люди, если это сфера их ответственности?

В чём тут причина? В халатности младшего медперсонала? В том, что штат не укомплектован? Это решается на уровне администрации больницы. В том, что на зарплату санитарки не пойдёт ни пенсионерка, ни гастарбайтер? А это уже вопрос к чиновникам, которые эти ставки и нормативы прописывали. Если есть желание решить проблему радикально, почему не попробовать выйти на тот уровень, где она решается? Если это невозможно, почему не попробовать найти средства и доплачивать человеку, который возьмётся за эту работу? Впрочем, вид митрополита со шваброй как раз и может стать толчком к тому, чтобы ответственные за ситуацию сугубо задумались о ней, как знать.

Наверное, все помнят тираду булгаковского профессора Преображенского о разрухе, которая не в клозетах, а в головах. Если каждый из нас вместо выполнения своих обязанностей начнёт у себя в квартире петь хором, у него настанет разруха. Если архиереи, час работы которых стоит на порядки дороже часа работы уборщицы, начнут мыть полы, разруха настанет во всём обществе, и массовое умиление в интернете горю не поможет.

Один митрополит в одной больнице – это личное дело и личный подвиг конкретного человека. Он хорош, когда это исключение, а не правило. А правилом должно быть – каждому на своём месте с полной самоотдачей и максимально качественно делать своё дело. Если мы все с завтрашнего дня начнём так поступать, наша жизненная среда станет более дружелюбной, а митрополиты со швабрами перестанут быть востребованными.

источник

продолжение…

Русская Православная Церковь

На днях в Интернете появился новый апологетический сайт «Православный апологет» (www.apologet.spb.ru), созданный усилиями Интернет-содружества преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений.

«Наш коллектив существует уже много лет в форме дружеского общения людей имеющих непосредственно отношение к духовному образованию в России, а теперь уже и братских Греции и Сербии. Они приезжают и учатся у нас, а мы посещаем их университеты, духовные школы и монастыри. Естественно накопилось много материала: интересные и редкие статьи и источники, а также наши мысли, дискуссии, которые вылились в свою очередь в разнообразном виде в печать, некоторые ещё не опубликованы и читатели этого сайта будут иметь возможность познакомиться с ними впервые», — говорится в сообщении главного редактора нового сайта кандидата богословия иеромонаха Сергия (Троицкого).

По словам главного редактора сайта, авторы нового интернет-проекта, стремятся «в первую очередь следовать Священному Преданию Церкви Христовой». «Мы исповедуем необходимость принадлежности к Русской Православной Церкви Московской Патриархии как к канонической Поместной Церкви, без чего невозможно иметь правильного богословского видения, понимания Священного Писания и Священного Предания. При этом мы не отрицаем возможности появления, особенно в наше время, таких ситуаций, когда внутри Церкви появляются взгляды, несоответствующие учению Церкви. Но такие ситуации были в истории Церкви всегда, и они могут быть исправлены, как мы убеждены, только терпеливым стоянием в истине и осознанием необходимости находясь в Церкви разделять Её скорби и радости, а не уходить из Неё».

«Мы посвящаем этот апологетический проект памяти великого отца нашей Церкви, столпа Православия — святителя Марка митрополита Эфесского. Он единственный из всех православных епископов не подписал позорную Унию с римо-католиками во Флоренции в 1337 г. Римский папа, увидев, что в документе Унии не было подписи свт. Марка на вероопределении, как тогда его называли, «Вселенского собора», с горечью и досадой воскликнул: «Мы ничего не сделали!». В 2007 г., 19 января (1 февраля по гражданскому календарю), исполнилось 550 лет со дня его блаженной кончины. Надеемся, что этот проект будет способствовать продолжению борьбы за сохранение чистоты Православия, которую вёл святитель Марк Эфесский», — отмечает иеромонах Сергий.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью», — именно эти слова свт. Марка Эфесского, открывают новый православный интернет-проект.

Русская линия/Патриархия.ru

АПОЛОГЕ́ТЫ РАННЕХРИСТИА́НСКИЕ

АПОЛОГЕ́ТЫ РАННЕХРИСТИА́НСКИЕ, хри­сти­ан­ские пи­са­те­ли 2–5 вв., вы­сту­пав­шие с обос­но­ва­ни­ем и за­щи­той хри­сти­ан­ской ве­ры.

За­да­ча А. р. со­стоя­ла в том, что­бы про­де­мон­ст­ри­ро­вать гре­ко-рим. ми­ру при­ем­ле­мость хри­сти­ан­ст­ва с гра­ж­дан­ской, фи­ло­соф­ско-бо­го­слов­ской, ре­ли­ги­оз­ной, куль­тур­ной и др. сто­рон. В эпо­ху го­не­ний на хри­сти­ан­ст­во в Рим. им­пе­рии А. р. да­ва­ли от­вет об­ви­няю­щим хри­сти­ан­скую цер­ковь в том, что она яв­ля­ет­ся уг­ро­зой го­су­дар­ст­ву. А. р. до­ка­зы­ва­ли аб­сурд­ность и без­нрав­ст­вен­ность ан­тич­но­го по­ли­те­из­ма и ут­вер­жда­ли, что хри­сти­ан­ст­во об­ла­да­ет един­ст­вен­но вер­ным уче­ни­ем о Бо­ге и ми­ре. От­ме­чая па­рал­ле­ли ме­ж­ду гре­ко-рим. фи­лосо­фи­ей и хри­сти­ан­ской мыс­лью, многие А. р. пред­став­ля­ли фи­ло­со­фию как пред­ше­ст­вен­ни­цу хри­сти­ан­ст­ва. А. р. оп­ро­вер­га­ли об­ви­не­ния в разл. пре­сту­п­ле­ни­ях (ате­изм, кан­ни­ба­лизм, эди­по­вы кро­во­сме­ше­ния и пр.), воз­во­ди­мых на хри­сти­ан.

Дея­тель­ность А. р. от­час­ти бы­ла под­го­тов­ле­на эл­ли­ни­стич. иу­да­из­мом (Фи­лон Алек­сан­д­рий­ский, Ио­сиф Фла­вий). Апо­ло­ге­тич. те­ма­ти­ка при­сут­ст­ву­ет в Но­вом За­ве­те (см., напр., Де­ян. 14:15–17; 17:22–31; Рим. 1:18–32) и в тво­ре­ни­ях му­жей апо­столь­ских. Наи­бо­лее древ­ни­ми из греч. А. р. счи­та­ют­ся Код­рат и Ари­стид, ко­то­рые об­ра­ти­лись с апо­ло­гия­ми в за­щи­ту хри­сти­ан­ской ве­ры к имп. Ад­риа­ну (117–138). Са­мый из­вест­ный из греч. А. р. 2 в. – св. Иу­стин Фи­ло­соф, ав­тор 2 «Апо­ло­гий» (ок. 150 и 161) и «Диа­ло­га с Три­фо­ном Иу­де­ем» (ок. 135). В эпо­ху имп. Мар­ка Ав­ре­лия с апо­ло­гия­ми вы­сту­па­ли так­же Апол­ли­на­рий Ие­ра­поль­ский, Миль­ти­ад и Та­ти­ан, уче­ник св. Иу­сти­на, на­пи­савший «Речь про­тив эл­ли­нов» (по­сле 165), в ко­то­рой под­верг рез­кой кри­ти­ке всю не­хри­сти­ан­скую куль­ту­ру. Про­бле­ма взаи­мо­от­но­ше­ний церк­ви и го­су­дар­ст­ва на при­ме­ре свя­зи су­деб Рим. им­пе­рии с хри­сти­ан­ст­вом бы­ла раз­ви­та свт. Ме­ли­то­ном Сар­дий­ским в «Апо­ло­гии» (ок. 170, сохр. в от­рыв­ках), ад­ре­со­ван­ной Мар­ку Ав­ре­лию. Афи­на­го­ру Афин­ско­му при­над­ле­жит «Про­ше­ние о хри­стиа­нах» (ок. 177), на­прав­лен­ное им­пе­ра­то­рам Ком­мо­ду и Мар­ку Ав­ре­лию, в ко­то­ром он стре­мил­ся до­ка­зать не­ра­зум­ность пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан. В прав­ле­ние имп. Ком­мо­да (180–192) св. Апол­ло­ний про­из­нёс апо­ло­ге­тич. речь, со­хра­нив­шую­ся в его му­че­ни­че­ских ак­тах. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ным обоб­щаю­щим про­из­ве­де­ни­ем ран­не­хри­сти­ан­ской греч. апо­ло­ге­ти­ки яв­ля­ет­ся сочинение Ори­ге­на «Про­тив Цель­са» (сер. 3 в.).

В от­вет на по­яв­ле­ние в 260 г. 15 книг «Про­тив хри­сти­ан» не­оп­ла­то­ни­ка Пор­фи­рия был на­пи­сан труд Ев­се­вия Ке­сарий­ско­го «Еван­гель­ское при­уго­тов­ление» в 15 кни­гах (312–322); ему же при­над­ле­жит трак­тат «Про­тив Ие­рок­ла» (311–313). По­сле офиц. при­зна­ния хри­сти­ан­ст­ва апо­ло­ге­тич. со­чи­не­ния поя­ви­лись в прав­ле­ние имп. Юлиа­на От­ступ­ни­ка – про­тив не­го пи­шут свя­ти­те­ли Гри­го­рий Бо­го­слов, Ио­анн Зла­то­уст, Ки­рилл Алек­сан­д­рий­ский. За­вер­ша­ет древ­не­цер­ков­ную греческую апо­ло­ге­тич. ли­те­ра­ту­ру сочинение «Вра­че­ва­ние эл­лин­ских не­ду­гов» блж. Фео­до­ри­та Кир­ско­го (1-я пол. 5 в.).

Латинские А. р. по­яв­ля­ют­ся в кон. 2 в. Их спи­сок от­кры­ва­ют рим. ад­во­кат Ми­ну­ций Фе­ликс диа­ло­гом «Ок­та­вий» и Тер­тул­ли­ан со­чи­не­ни­ем «К языч­ни­кам» в 2 кни­гах (197). Са­мым зна­чит. апо­ло­ге­ти­че­ским про­изв. Тер­тул­лиа­на яв­ля­ет­ся его «Апо­ло­ге­тик» (ок. 197), в ко­то­ром ут­вер­жда­ет­ся, что ве­ра в еди­но­го Бо­га ес­те­ст­вен­на для че­ло­ве­ка, посколь­ку че­ло­ве­че­ская ду­ша «по при­ро­де хри­сти­ан­ка» (17:6). Эту те­му про­дол­жа­ет трак­тат «О сви­де­тель­ст­ве ду­ши» (197). Из др. апо­ло­ге­тич. со­чи­не­ний Тер­тул­лиа­на вы­де­ля­ет­ся по­сла­ние «К Ска­пу­ле» (212). В сер. 3 в. св. Ки­при­ан Кар­фа­ген­ский на­пи­сал «Кни­гу о су­ет­но­сти идо­лов». В «Кни­ге к Де­мет­риа­ну» (ок. 252), об­ви­няв­ше­му хри­сти­ан в том, что они яв­ля­ют­ся при­чи­ной войн и сти­хий­ных бед­ст­вий, св. Ки­при­ан ут­вер­жда­ет, что гнев Бо­жий вы­зы­ва­ют идо­ло­слу­же­ние и в осо­бен­но­сти го­не­ния про­тив хри­сти­ан.

Сре­ди позд­них латинских А. р. вы­де­ля­ют­ся Ар­но­бий, ав­тор 7 книг «Про­тив языч­ни­ков» (кон. 3 – нач. 4 вв.), и Лак­тан­ций, уче­ник Ар­но­бия, соз­да­тель апо­ло­гии «Бо­же­ст­вен­ные ус­та­нов­ле­ния» в 7 книгах (304–313). Апо­ло­ге­тич. те­мы раз­ви­ва­ют­ся в трак­та­тах Лак­тан­ция «О гне­ве Бо­жи­ем» (ок. 303) и «О смер­тях пре­сле­до­ва­те­лей» (ок. 314), а так­же в соч. «Об оши­боч­но­сти язы­че­ских ве­ро­ва­ний» Фир­ми­ка Ма­тер­на (346–348), «Ис­то­рия про­тив языч­ни­ков» Пав­ла Оро­зия (417–418), «О гра­де Бо­жи­ем» блж. Ав­гу­сти­на (413–426).

Дея­тель­ность А. р. под­го­то­ви­ла эво­лю­цию соз­на­ния гре­ко-рим. об­ще­ст­ва в сто­ро­ну при­ня­тия хри­сти­ан­ской ре­лигии. А. р. вы­сту­пи­ли во все­ору­жии совр. ре­лиг. и фи­лос. сис­тем, ис­поль­зуя их по­ня­тий­ный ап­па­рат и не­ко­то­рые идеи (напр., уче­ние стои­ков о Ло­го­се) для обос­но­ва­ния хри­сти­ан­ской ве­ры. Бу­ду­чи во мн. во­про­сах пер­во­про­ход­ца­ми, А. р. про­ло­жи­ли путь для даль­ней­шей хри­стиа­ни­за­ции эл­ли­низ­ма и фор­ми­ро­ва­ния це­ло­ст­ной сис­те­мы хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]