Апологет
Светлана Охрименко 22.01.2016
Православный интернет взбудоражен: почти все восторженно лайкают фото, на котором митрополит Рязанский Марк моет полы в больнице. Шваброй. Сам, лично. И это не фейк.
Меньшая часть ортоистеблишмента задаётся вопросом «зачем?», а то и подозревает владыку в пиар-акции – и тут же получает громы и молнии себе на голову от более благочестивых братьев и сестёр. А ты кто, чтобы судить владыку? Ты сам, небось, никому в этой жизни не помогаешь, а чужой добрый пример глаза колет! А пойди сам в больницу полы помой!
В общем, все заняты, всем весело.
Имея небольшой опыт общения на тему архиереев в интернете и в реале, можно легко предсказать, как именно весело всем будет завтра. К вопросу, почему владыка N. не ездит на трамвае, как патриарх Павел Сербский, а ездит на мерседесе (ай-яй-яй, он грешник), присоединится вопрос, почему владыка N. протирает рясу за столом в кабинете, а не моет полы в больнице. Вот увидите. Поэтому хотелось бы заранее рассказать, почему среднестатистическому владыке N. полы в больнице мыть не нужно, а иногда и вредно. При этом нисколько не осуждая владыку Марка и не умаляя его подвига человеколюбия, конечно же.
Мы живём в мире проблем и вызовов. Каждый из нас стоит на той или иной социальной ступеньке, имеет специфические социальные связи и может на основании этого решать свой спектр вопросов. Когда мы смотрим вокруг, обычно мы более-менее представляем себе, что мы можем исправить сами, о чём можем попросить другого, а с чем приходится просто смириться. Чем выше стоит человек на социальной лестнице и чем шире и, скажем так, качественнее его социальные связи, тем больше разумного-доброго-вечного он может в жизни сделать – конечно же, если задастся такой целью. В этом смысле архиереи Русской Православной Церкви могут не всё, но очень многое, что и не снилось простому обывателю вроде вас или меня. И реально много делают для помощи ближним – по крайней мере, те архиереи, которых я знаю. Тайно и явно, лично и через третьих лиц, за свои деньги и за деньги добрых людей, которые откликаются на их просьбы – бывает по-разному. Порой их благодарят, порой предъявляют претензии, что хотелось такого же, только без крыльев. Все эти вещи обычно известны узкому кругу причастных к конкретной проблеме. Для широкой аудитории они остаются за кадром. Хотя бы по этой причине уже не стоит кидать камни в митрополита без швабры.
«Почему в больнице грязно?» Главный вопрос, который возникает по рязанской ситуации – почему в больнице грязно? Есть главврач, который отвечает за всё, что происходит в лечебном учреждении. Есть главная медсестра, которая ведает средним и младшим медперсоналом. В отделении есть заведующий, старшая медсестра и сестра-хозяйка. Над ними всеми есть санстанция, которая должна следить за санитарным состоянием больниц в том числе. Почему со шваброй ходит архиерей, а не все эти люди, если это сфера их ответственности?
В чём тут причина? В халатности младшего медперсонала? В том, что штат не укомплектован? Это решается на уровне администрации больницы. В том, что на зарплату санитарки не пойдёт ни пенсионерка, ни гастарбайтер? А это уже вопрос к чиновникам, которые эти ставки и нормативы прописывали. Если есть желание решить проблему радикально, почему не попробовать выйти на тот уровень, где она решается? Если это невозможно, почему не попробовать найти средства и доплачивать человеку, который возьмётся за эту работу? Впрочем, вид митрополита со шваброй как раз и может стать толчком к тому, чтобы ответственные за ситуацию сугубо задумались о ней, как знать.
Наверное, все помнят тираду булгаковского профессора Преображенского о разрухе, которая не в клозетах, а в головах. Если каждый из нас вместо выполнения своих обязанностей начнёт у себя в квартире петь хором, у него настанет разруха. Если архиереи, час работы которых стоит на порядки дороже часа работы уборщицы, начнут мыть полы, разруха настанет во всём обществе, и массовое умиление в интернете горю не поможет.
Один митрополит в одной больнице – это личное дело и личный подвиг конкретного человека. Он хорош, когда это исключение, а не правило. А правилом должно быть – каждому на своём месте с полной самоотдачей и максимально качественно делать своё дело. Если мы все с завтрашнего дня начнём так поступать, наша жизненная среда станет более дружелюбной, а митрополиты со швабрами перестанут быть востребованными.
источник
продолжение…
Русская Православная Церковь
На днях в Интернете появился новый апологетический сайт «Православный апологет» (www.apologet.spb.ru), созданный усилиями Интернет-содружества преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений.
«Наш коллектив существует уже много лет в форме дружеского общения людей имеющих непосредственно отношение к духовному образованию в России, а теперь уже и братских Греции и Сербии. Они приезжают и учатся у нас, а мы посещаем их университеты, духовные школы и монастыри. Естественно накопилось много материала: интересные и редкие статьи и источники, а также наши мысли, дискуссии, которые вылились в свою очередь в разнообразном виде в печать, некоторые ещё не опубликованы и читатели этого сайта будут иметь возможность познакомиться с ними впервые», — говорится в сообщении главного редактора нового сайта кандидата богословия иеромонаха Сергия (Троицкого).
По словам главного редактора сайта, авторы нового интернет-проекта, стремятся «в первую очередь следовать Священному Преданию Церкви Христовой». «Мы исповедуем необходимость принадлежности к Русской Православной Церкви Московской Патриархии как к канонической Поместной Церкви, без чего невозможно иметь правильного богословского видения, понимания Священного Писания и Священного Предания. При этом мы не отрицаем возможности появления, особенно в наше время, таких ситуаций, когда внутри Церкви появляются взгляды, несоответствующие учению Церкви. Но такие ситуации были в истории Церкви всегда, и они могут быть исправлены, как мы убеждены, только терпеливым стоянием в истине и осознанием необходимости находясь в Церкви разделять Её скорби и радости, а не уходить из Неё».
«Мы посвящаем этот апологетический проект памяти великого отца нашей Церкви, столпа Православия — святителя Марка митрополита Эфесского. Он единственный из всех православных епископов не подписал позорную Унию с римо-католиками во Флоренции в 1337 г. Римский папа, увидев, что в документе Унии не было подписи свт. Марка на вероопределении, как тогда его называли, «Вселенского собора», с горечью и досадой воскликнул: «Мы ничего не сделали!». В 2007 г., 19 января (1 февраля по гражданскому календарю), исполнилось 550 лет со дня его блаженной кончины. Надеемся, что этот проект будет способствовать продолжению борьбы за сохранение чистоты Православия, которую вёл святитель Марк Эфесский», — отмечает иеромонах Сергий.
«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью», — именно эти слова свт. Марка Эфесского, открывают новый православный интернет-проект.
Русская линия/Патриархия.ru
АПОЛОГЕ́ТЫ РАННЕХРИСТИА́НСКИЕ
АПОЛОГЕ́ТЫ РАННЕХРИСТИА́НСКИЕ, христианские писатели 2–5 вв., выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры.
Задача А. р. состояла в том, чтобы продемонстрировать греко-рим. миру приемлемость христианства с гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и др. сторон. В эпоху гонений на христианство в Рим. империи А. р. давали ответ обвиняющим христианскую церковь в том, что она является угрозой государству. А. р. доказывали абсурдность и безнравственность античного политеизма и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Отмечая параллели между греко-рим. философией и христианской мыслью, многие А. р. представляли философию как предшественницу христианства. А. р. опровергали обвинения в разл. преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.), возводимых на христиан.
Деятельность А. р. отчасти была подготовлена эллинистич. иудаизмом (Филон Александрийский, Иосиф Флавий). Апологетич. тематика присутствует в Новом Завете (см., напр., Деян. 14:15–17; 17:22–31; Рим. 1:18–32) и в творениях мужей апостольских. Наиболее древними из греч. А. р. считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христианской веры к имп. Адриану (117–138). Самый известный из греч. А. р. 2 в. – св. Иустин Философ, автор 2 «Апологий» (ок. 150 и 161) и «Диалога с Трифоном Иудеем» (ок. 135). В эпоху имп. Марка Аврелия с апологиями выступали также Аполлинарий Иерапольский, Мильтиад и Татиан, ученик св. Иустина, написавший «Речь против эллинов» (после 165), в которой подверг резкой критике всю нехристианскую культуру. Проблема взаимоотношений церкви и государства на примере связи судеб Рим. империи с христианством была развита свт. Мелитоном Сардийским в «Апологии» (ок. 170, сохр. в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Афинагору Афинскому принадлежит «Прошение о христианах» (ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать неразумность преследования христиан. В правление имп. Коммода (180–192) св. Аполлоний произнёс апологетич. речь, сохранившуюся в его мученических актах. Наиболее значительным обобщающим произведением раннехристианской греч. апологетики является сочинение Оригена «Против Цельса» (сер. 3 в.).
В ответ на появление в 260 г. 15 книг «Против христиан» неоплатоника Порфирия был написан труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 книгах (312–322); ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311–313). После офиц. признания христианства апологетич. сочинения появились в правление имп. Юлиана Отступника – против него пишут святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский. Завершает древнецерковную греческую апологетич. литературу сочинение «Врачевание эллинских недугов» блж. Феодорита Кирского (1-я пол. 5 в.).
Латинские А. р. появляются в кон. 2 в. Их список открывают рим. адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» и Тертуллиан сочинением «К язычникам» в 2 книгах (197). Самым значит. апологетическим произв. Тертуллиана является его «Апологетик» (ок. 197), в котором утверждается, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17:6). Эту тему продолжает трактат «О свидетельстве души» (197). Из др. апологетич. сочинений Тертуллиана выделяется послание «К Скапуле» (212). В сер. 3 в. св. Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов». В «Книге к Деметриану» (ок. 252), обвинявшему христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, св. Киприан утверждает, что гнев Божий вызывают идолослужение и в особенности гонения против христиан.
Среди поздних латинских А. р. выделяются Арнобий, автор 7 книг «Против язычников» (кон. 3 – нач. 4 вв.), и Лактанций, ученик Арнобия, создатель апологии «Божественные установления» в 7 книгах (304–313). Апологетич. темы развиваются в трактатах Лактанция «О гневе Божием» (ок. 303) и «О смертях преследователей» (ок. 314), а также в соч. «Об ошибочности языческих верований» Фирмика Матерна (346–348), «История против язычников» Павла Орозия (417–418), «О граде Божием» блж. Августина (413–426).
Деятельность А. р. подготовила эволюцию сознания греко-рим. общества в сторону принятия христианской религии. А. р. выступили во всеоружии совр. религ. и филос. систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христианской веры. Будучи во мн. вопросах первопроходцами, А. р. проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христианского богословия.