Богадельня — это хорошо или плохо? Что такое богадельня


Современное понимание

Для сегодняшнего человека богадельня – это место, населенное людьми, мягко сказать, не самого высокого достатка. Как правило, такое обозначение используется в современном мире в составе устойчивых словосочетаний вроде «развели богадельню», причем действуют такого рода выражения в ситуациях, по меньшей мере, малоприятных.

По сути же богадельня – это вовсе не лишенное принципов общество и даже не захламленное помещение. Первоначально смысл слова был совершенно иным, однако со временем он постепенно утрачивался и трансформировался, как это бывает с лексемами, означающими явления, исчезающие в действительности.

Первые приюты в России

Что такое богадельня? Это прежде всего архаизм. Сегодня это слово используется в иронической или грубой форме. Богадельни в России появились давно — с принятием христианства. Долгое время подобные заведения курировала церковь. Богадельня при монастыре была обычным явлением. Церковь покровительствовала всякому без разбора.

В приютах проживали не только немощные и престарелые. Нередко здесь обитали и относительно здоровые люди, не имеющие крова. Встречались и мошенники. Правда, со временем один из русских царей заподозрил, что в домах призрения содержатся не только нищие. Здесь жили люди, оплачивающие помещения приказчикам. Определить, кто из обитателей богадельни является настоящим нищим или немощным, а кто лишь выдает себя за такового, должны были опять же церковнослужители.

Богадельни существовали за счет частной милостыни, кроме того, цари поддерживали такие заведения за счет казны. Во второй половине XVII столетия в столице существовало около семи богаделен. Самой известной была Моисеевская, рассчитанная на сто человек. Были также богадельни Боровицкая, Покровская, Петровское, Кулиженская.

О приютах до конца XVII столетия в России правительство все же слабо заботилось. До тех пор, пока Федор Алексеевич не приказал организовать подобные заведения по европейскому образцу. Приюты были открыты в Китай-городе, на Гранатном дворе, за Никитскими воротами. Как сказано было в одном из официальных документов, «впредь по улицам лежащих и бродячих нищих не было».

Одна из версий

Как уже говорилось ранее, первоначальное значение данного понятия было совершенно иным и вовсе не имело негативной смысловой окраски. Если верить истории, богадельня – это всего-навсего приют для бездомных, стариков и инвалидов. Такие люди получали там крышу над головой, питание и необходимую помощь в целом.

Приют для бездомных людей — заведение не самое прибыльное, а поэтому чаще всего они организовывались на благотворительных началах и в основном при многочисленных церквях. Так и появился в составе слова корень «бог».

Богадельня

Значение слова Богадельня по Ефремовой: Богадельня — 1. Приют

для престарелых и инвалидов. // перен. разг. Учреждение, в котором много бездеятельных, неспособных людей. 2. перен. разг. То, что характеризуется косностью, отсталостью, бездеятельностью.

Значение слова Богадельня по Ожегову: Богадельня — До революции: приют для стариков, инвалидов
Богадельня
О месте, учреждении, где люди бездеятельны, не оправдывают своего назначения

Богадельня в Энциклопедическом словаре: Богадельня — в России до 1917 приют для престарелых и инвалидов. Впереносном смысле, ироническое — о каком-либо учреждении, организации, гдемного бездеятельных и неспособных людей.

Значение слова Богадельня по словарю Ушакова: БОГАДЕЛЬНЯ

богадельни, р. мн. богаделен, ж. (от церк.-слав., бога дeля — для бога). 1. Благотворительное учреждение для призрения инвалидов (дореволюц.). 2. Бездеятельное учреждение (ирон.). Разве можно вести работу в этой богадельне!

Значение слова Богадельня по словарю Даля: Богадельня

ж. (от делать или от деля, для) заведение для призора дряхлых, увечных и неисцелимых нищих; божий дом, божий приют. Бей челом в тюрьме, да в богадельне. Богадельню построишь и то на весь мир не угодишь. За тюрьму, за суму, да за бога

Значение слова Богадельня по словарю Брокгауза и Ефрона: Богадельня

(от слов Бога дела, т. е. для Бога) — богоугодное заведение для призрения лиц, почему бы то ни было неспособных к труду, как то: престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих (но не временно больных и умопомешанных, для котор. существуют специальные учреждения). Существенным признаком Б. является
полное содержание
, даваемое призреваемым. Поэтому неправильно относят иногда к Б. такие благотворительные учреждения, которые взимают некоторую плату за призрение, или такие заведения, которые (как, напр., Николаевская Б. гвардейского духовного ведомства) дают призреваемым только помещение, предоставляя им лично дополнять свои средства существования или заработком, или пособиями со стороны других учреждений, благотворительных обществ и частных лиц. Подобного рода учреждения являются скорее домами дешевых или бесплатных квартир, чем Б. Как и все богоугодные заведения, Б. появились вместе с христианством и первоначально устраивались при больницах и даже сливались с ними. Так, в Польше Б. с давних времен существовали большею частью под названием «приходских гошпиталей», и лишь в 1843 году, когда на основании указа 18 февр. (2 марта) 1842 г. проведено было систематическое и правильное разделение благотворительных заведений соответственно преследуемым ими различным целям, они были переименованы в «домы приюта для престарелых и немощных». Некоторые из этих домов происхождения старинного. Так, напр., дом приюта в Люблине был открыт в 1342 г., в Варшаве дом Св. Духа и девы Марии — в 1388, в Радоме — в 1435, в Скерневицах в 1530. Во Франции и в настоящее время приюты для престарелых, немощных и увечных под названием hospices составляют вместе с больницами для исцелимых больных (h ô pitaux) одно ведомство госпиталей; учреждения, в которых имеются призреваемые обоих разрядов, называются hospices-h ô pitaux. Всех госпиталей во Франции в 1884 г. было 1654; в них к 1 янв. этого года призревалось 49051 чел. престарелых, немощных и увечных и 47978 больных: расход равнялся 113600462 фр., а доход 125080522 фр. Всякая община обязана принимать в свои Б. своих членов, ставших неспособными к труду; для таких общин, которые не располагают особыми Б., генеральный совет департамента назначает известное число Б., привлекая эти общины к участию в издержках по содержанию таких Б. В последние годы в департаменте Indre сделан был замечательный опыт выдачи престарелым беднякам взамен содержания в Б. ежегодного пенсиона в размере около 100 фр.; такая замена допускалась лишь под тем условием, чтобы община или частные благотворители участвовали в 2/5 расхода. В 1887 таким образом призревалось 100 чел. В 1888 г. директор ведомства общественного призрения предложил всем департаментам последовать этому примеру. В Англии после реформы 1834 г. Б. являются отделениями работных домов (см. это сл.), положенных в основу английской системы общественного призрения. В Россию Б. вместе с христианством перешли из Византии; уже церковный устав св. Владимира упоминает о них и заведование ими поручает церкви. Можно сказать, что в древней Руси при всякой приходской церкви имелась Б., а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих. Но церковь принимала под свое покровительство всякого без разбора, и уже на Стоглавом соборе царь говорил, что в богаделенных избах, на которых идет содержание как от царской казны, так и от многих благотворителей, содержатся не настоящие нищие, а те, которые платят за такое помещение приказчикам, управляющим этими избами. Собор признал необходимым выделить действительных нищих, состаревшихся и прокаженных, переписать их по всем городам и устроить для них Б. мужские и женские под ведением добрых священников и градских целовальников, а содержать такие Б. на счет частной милостыни. В связи с этими мерами стоит учреждение
Приказа строения
Б.; в то же время цари продолжали устраивать и поддерживать Б. в Москве и других городах на счет своей царской казны, именно на суммы Приказа Большого дворца. Во второй половине XVII века в Москве существовало до семи или до восьми более или менее обширных царских Б. Была известна
Б. Моисеевская
, устроенная на 100 чел., другая у
Боровицкого
моста на 38 чел., далее на
Могильцах
для 12, потом
Покровская
,
Кулиженская
,
Петровская
; далее у
Боровицкого
моста на 8 человек робят и в
Сретенском монастыре
род больницы «болящим и бродящим и лежащим нищим по улицам». Всех богадельников в царских Б. насчитывалось до 410 человек. Но заботы правительства о надлежащей организации Б. были до конца XVII ст. весьма слабы. Существенная перемена в этом деле должна была произойти вследствие указа 1682 г. царя Федора Алексеевича об устройстве в Москве
двух шпиталень по новым еуропским обычаям
, одной в Знаменском монастыре, в Китай-городе, а другой за Никитскими воротами, на Гранатном дворе. Для обеспечения этих шпиталень назначались вотчины, бывшие за Архангельским епископом и за Знаменским монастырем, чтобы «впредь, по улицам, бродящих и лежащих нищих не было»(этот замечательный указ не вошел в Полное Собрание законов; в новейшее время напечатан в «Курсе государственного благоустройства», Киев, 1890 г., ч. I, стр. 105—111). За этим проектом следует законодательство Петра Вел., который, преследуя нищенство и воспрещая частную благотворительность (см. это слово), повелел в 1712 г. завести по всем губерниям Б. для престарелых и увечных, неспособных к работе, и в такие монастырские и церковные Б. прежде всего хотел помещать престарелых, раненых и увечных военных чинов, а для содержания их указал давать им хлебное и денежное жалованье; на построение при церквах Б. для нищенствующих больных повелено было обращать свечные сборы. Открывавшихся при ревизиях увечных и дряхлых, неспособных к труду, повелевалось (в 1723 г.) в оклад не писать, а отправлять в Б. — распоряжение замечательное, но оказавшееся невыполнимым по недостаточности Б. Средства церковные оказывались весьма недостаточными для заведения и содержания Б., а надежды, которые Петр возлагал в этом деле на созданные им городовые магистраты, не оправдались. Вот почему при преемниках Петра I до Учреждения о губерниях беспрестанно повторяются указы как о преследовании нищенства, так и о заведении Б. В Учреждении о губерниях 1775 г. является попытка устроить это дело на совершенно новых началах, попытка, оказавшаяся малосостоятельною. Устроение и заведование Б. поручено было созданному в каждой губернии приказу общественного призрения бедных. Приказам поручалось учреждать в городах и селениях Б., особые для мужчин и особые для женщин. Кроме увечных и престарелых бедняков, в эти Б. указывалось помещать: бродяг и преступников, ссылаемых в Сибирь, если по дряхлости и болезням не могут туда следовать, увечных отставных нижних чинов, захваченных в прошении милостыни, исключаемых за пороки из духовного ведомства и по болезням и старости неспособных трудом снискивать пропитание и т. п. При таком составе призреваемых да при плохой еще администрации большинство Б. до передачи их в ведение земства (1864) и городов (1870) находилось в состоянии весьма неудовлетворительном. Для приведения их в лучшее состояние земские собрания прежде всего стали заботиться о помещении в Б. только беспомощных бедных, и многие из них (Костромское, Нижегородское, Харьковское) ходатайствовали об отмене обязательного помещения в земские Б. бродяг. В то же время земства стали заботиться о призревавшихся в Б. сиротах, о расширении комплекта призреваемых, об устройстве новых Б., и многим из них (напр., Новгородскому) удалось привести Б. в совершенно иной вид. Значительные результаты достигнуты и г. С.-Петербургом. Первая забота по устройству в нем Б. принадлежит царевне Наталье Алексеевне, которая в 1713 г. близ нынешнего Таврического сада учредила Б. для убогих старух. Из др. Б., учрежденных в прошлом столетии, осталось три: Инвалидный дом императора Павла I и Б. Волковская и Лаврская. В настоящее время все Б. Петербурга разбиваются на 2 группы: несословные и сословные. Первая группа в свою очередь подразделяется: 1) на Б. для лиц всех сословий и всех исповеданий, 2) на Б. для лиц всех сословий православного исповедания и 3) на Б. для лиц всех сословий иноверческих исповеданий; в состав второй группы входят Б.: 1) для лиц привилегированных сословий, 2) для лиц духовного звания, 3) для купцов, мещан и ремесленников и 4) для лиц военного звания. Число всех Б. и приютов в С.-Петербурге, предназначенных для призрения престарелых и беспомощных, простиралось в 1884 г. до 80, не считая в том числе домов дешевых и бесплатных квартир, носящих иногда название Б. Из них православным приходским попечительствам принадлежат 24, иноверческим приходам — 10, благотворительным обществам — 5, Импер. человеколюбивому обществу — 4, частным лицам — 10, а остальные разным ведомствам. Собственные капиталы имеют 24 богадельни, из них 16 кроме того владеют недвижимым имуществом (домами, где помещаются) и 5 имеют только недвижимое имущество; к 1 янв. 1885 все 29 Б. располагали капиталами, движимыми и недвижимыми, на сумму в 9542198 р. 76 к. Общее число призреваемых доходило до 8560 чел., в том числе женщин 6849; общая сумма расходов за 1884 г. составляла млн. 150 с лишним тысяч рублей. Сравним эти цифры с цифрами, представляемыми другими столицами Европы. В Вене число призреваемых в 17 городских и 5 частных Б. простиралось в 1884 г. до 5088 с расходом в 969262 р.; в Берлине в том же году имелось 14 госпиталей и Б. на 1882 чел. с расходом в 250364 руб., кроме того, 14 частных Б с 937 призреваемыми и расходом в 268000 р. В Париж, где все дело общественного призрения сосредоточено в руках города, 11 городских Б. призревало в 1882 г. 15593 чел., и на содержание их израсходовано 2836158 руб. Оказывается, что Петербург, который на благотворительные дела тратит меньше других столиц (за исключением частной благотворительности, в СПб. на 1 жит. приходится 1,5 р., в Берлине — 2,9, в Париже — 5,7, в Вене — 6,2), имеет большее число Б., да и число призреваемых в них сравнительно больше. Обстоятельство это объясняется отсутствием других видов призрения, сравнительно слабым развитием частной благотворительности и недостатком цельного законодательства о бедных, которое не только возлагало бы на каждую общину обязанность призревать своих членов, впавших в бедность, но и дало бы этому делу надлежащую организацию. Общее число всех Б. с России не может быть установлено за недостатком точных статистических данных, в особенности по отношению к тем губерниям, где не введены земские учреждения и где дело призрения бедных осталось в ведении приказов. О военных Б. см. Инвалидные дома. См. еще Вдовьи дома. О начале Б. в Москве см. статью И. М. Снегирева в кн. «Литературный вечер» (М., 1844). Другие литературные указания у В. И. Межова: «Благотворительность в России» (СПб., 1883). С Б. отнюдь не должны быть смешиваемы древнерусские убогие дома, или скудельницы (см. это сл.).
А. Я.
Определение слова «Богадельня» по БСЭ: Богадельня — 1) в дореволюционной России благотворительное (частное или общественное) учреждение для призрения престарелых или неспособных к труду. 2) В переносном смысле — никчемное, бездеятельное учреждение или организация.

Богадельный Богадельня Богаевский

Альтернативный вариант

Есть, впрочем, и другое объяснение этого немного странного названия. Согласно некоторым источникам, богадельня – это не совсем приют для бездомных людей, а нечто среднее между домом престарелых и современным хосписом. Несложно предположить, что в заведениях такого рода люди в основном доживали свои последние дни.

Поскольку мир на тот момент был куда более религиозным, вера в загробное существование была непоколебима. Как известно, та же христианская доктрина предусматривает всего два варианта мест, куда человек может отправиться после смерти: ад и рай. Во втором случае предполагается, что отмучившийся старик или тяжело больной отправляется к богу – в некотором смысле такие люди приравнивались к юродивым, которые, как известно, считались безгрешными. Отсюда и пошло со временем выражение «бога делать», которое потом стало конкретным обозначением места.

Дом престарелых

Богадельня – заведение, существовавшее в дореволюционной России. В советское время подобные дома называли иначе – домами престарелых. В таких заведениях содержатся, конечно, не только люди, не имеющие жилья. В доме престарелых пожилой человек освобождается от необходимости готовить себе пищу, совершать уборку. Здесь находятся те, у кого нет родственников. Либо дети и внуки имеются, но не выражают желания позаботиться о своем близком.

Дома престарелых бывают как государственными, так и частными. Пожилые люди, содержащиеся в заведениях первой категории, не всегда получают должное внимание и качественное медицинское обслуживание. Здесь находятся не только старики, но и молодые люди с ограниченными возможностями, проведшие детство в специальных интернатах. Для того чтобы получить представление об отечественных в домах престарелых, стоит прочитать книгу Рубена Гальего «Черное на белом». Согласно рассказам автора этого автобиографического произведения, подростки и молодые люди, не имеющие физической возможности обслуживать себя, находились в таких заведениях в ужасных условиях.

Кое-что не о благотворительных началах

Стоит отметить, что антисанитария и отсутствие минимального комфорта было свойственно таким заведениям не всегда. Во времена Петровской и Екатерининской эпох богадельня – это не столько место, где всегда могут принять страждущих и нуждающихся, сколько способ решить довольно острую социальную проблему. Развитие и увеличение маргинального слоя общества было на тот момент попросту недопустимым, а потому и сама власть была заинтересована в создании и поддержке заведений такого рода. Благородное начало таким образом связывалось с чистой прагматикой.

Если ранее любая богадельня – это было место, спонсируемое правлением, после Земской и городской реформ сия обязанность легла на общественное самоуправление. На первых порах это было достаточно большим шагом вперед, поскольку стали появляться новые социальные организации, а стремление предотвратить обнищание народа было чрезвычайно сильным.

Покровительство над заведениями такого рода было разделено между царской семьей, общественностью, церковью и министерствами. Пожалуй, именно период начала ХХ века в отношении богаделен и других заведений такого рода можно назвать самым благоприятным.

Литература[ | ]

  • Безер М.
    Гл. четвёртая. Дом на Пятой линии // Евреи в Петербурге. — Библиотека-Алия, 1990. — 326 с. — ISBN 965-320-136-0.
  • Козлова Н. В.
    Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века. — М.: РОССПЭН, 2010. — 360 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1501-1.
  • Межов В. И.
    Благотворительность в России. — СПб., 1883.
  • Яновский А. Е.
    Богадельня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Еще раз о разнице в понимании

Как видно из всего сказанного выше, понимание самого названия данной организации претерпело существенное изменение. На сегодняшний день выражение «отправить в богадельню» не сулит человеку ничего хорошего, а уж «развести богадельню» и вовсе никто не хочет. Исконное же значение упомянутых фраз было едва ли не диаметрально противоположным для человека имущего и страждущего.

Примечательно, что сами богадельни никуда не исчезли, а лишь сменили свое название на более современное – хоспис. И, если с ними и сиротскими приютами вопросов особо не возникает, то отправка в богадельню нищенствующих, ночующих на улицах и вокзалах была бы хорошим и благородным поступком.

XIX век

Итак, состояние в приютах в России находилось в плачевном состоянии, несмотря на всяческие усилия властей. В XIX столетии земские собрания заботились о помещении в дома призрения только беспомощных нищих, при этом настаивали на отмене содержания в таких заведениях обычных бродяг. В то же время рассматривался вопрос о заботе над сиротами. Значительные преобразования были проведены в Санкт-Петербурге. В остальных городах все так же часто можно было видеть на улицах «бродячих или лежащих» нищих.

Что такое богадельня, мы выяснили. Как уже было сказано, слово это больше не употребляется, по крайней мере в официальных документах. За исключением одного из благотворительных проектов, основанных не так давно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]