Частица пояса Богородицы постоянно хранится в московском храме Илии Пророка

Эта христианская реликвия, которая, как гласит предание, принадлежала Пречистой Деве Марии, родившей Спасителя человечества. Ежегодно 31 августа совершается православное торжество в честь святыни. Он чрезвычайно почитаем в религиозном мире, летописи знают огромное количество чудес, совершенных реликвией. Пояс также изображен и на редких иконографических полотнах. Это единственная реликвия, принадлежащая Деве Марии и сохранившаяся до настоящих времен.


Ковчег с частицей пояса Пресвятой Богородицы

Ковчег с частицей пояса Пресвятой Богородицы

Празднование: 31
августа / 13 сентября
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Пояс Пресвятой Богородицы — одна из величайших святынь, связанных с жизнью Пречистой Девы. По преданию, Она Сама сплела его из верблюжьей шерсти и носила вплоть до Своего Успения.

Наследниками двух вдовиц, получивших пояс от Богородицы, святыня передавалась из поколения в поколение, а с IV века она находилась в Константинополе, заключенная в золотой ковчег с царской печатью и положенная во Влахернском храме.

В царствование императора Льва Мудрого (886–911) его супруга Зоя исцелилась благодаря возложению пояса Божией Матери. Страдавшей от нечистого духа Зое было видение об ее освобождении от недуга через пояс Пречистой. По просьбе императора, Патриарх снял печати, раскрыл ковчег со святыней и возложил ее на болящую, тотчас же исцелившуюся.

Пояс Богоматери оказался полностью сохранившимся, не тронутым временем. После благодарственного молебна его снова запечатали и положили во Влахернском храме. А в память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.

В X столетии пояс, уже прославленный чудесами, был разделен на части. Одна из них хранится теперь на Афоне, в Ватопедском монастыре. В 2011 году по инициативе Фонда Андрея Первозванного пояс был привезен в Россию. Святыня посетила 14 городов и Серафимо-Дивеевский монастырь. Ей поклонились более трех миллионов паломников.

Пояс Пресвятой Богородицы вернулся на Афон, но и в Москве продолжается поклонение этой святыне. В Обыденский храм, где хранится частица пояса, не прекращается поток верующих, желающих помолиться за себя и своих близких. Особую надежду на помощь Богоматери возлагают православные семьи, не имеющие детей. Пречистая избавляет женщин от бесплодия и дарует радость материнства.

ТРОПАРЬ, глас 8-й

Богоро́дице Присноде́во, челове́ков покро́ве, / ри́зу и по́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́, / держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси́, / безсе́менным рождество́м Твои́м нетле́нна пребыва́ющи, / о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя. / Те́мже мо́лим Тя мир гра́ду Твоему́ дарова́ти // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

ИН ТРОПАРЬ, глас 5-й

Я́ко некра́домо бога́тство, / по́яс Твой честны́й, Присноблаже́нная, / и благи́х подая́ние иму́ще, / Оби́тель Ватопе́дская взыва́ет Ти, / препоя́ши со благогове́нием / притека́ющия ны к нему́ / си́лою его́ боже́ственною / и кре́пость льсти́ваго врага́ разруши́, // спасе́ние ве́рным Чи́стая.

МОЛИТВА

О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, вы́шши еси́ всех А́нгел и Арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йши, Помо́щница еси́ оби́димых, ненаде́ющихся наде́яние, убо́гих засту́пница, печа́льных утеше́ние, а́лчущих корми́тельница, наги́х одея́ние, больны́х исцеле́ние, гре́шных спасе́ние, христиа́н всех поможе́ние и заступле́ние. О Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице Влады́чице, ми́лостию Твое́ю спаси́ и поми́луй Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего (имярек) Святе́йшаго Патриа́рха Моско́вскаго и всея́ Руси́, и святе́йшия патриа́рхи правосла́вныя, и преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы, и весь свяще́ннический и и́ноческий чин, Богохрани́мую страну́ на́шу Росси́йскую, град сей, вла́сти и во́инства ея́, и вся правосла́вныя христиа́ны ри́зою Твое́ю честно́ю защити́, и умоли́, Госпоже́, из Тебе́ без се́мене воплоти́вшагося Христа́ Бо́га на́шего, да препоя́шет нас си́лою Свое́ю свы́ше, на неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша. О Всеми́лостивая Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и изба́ви нас от гла́да, губи́тельства, от тру́са и пото́па, от огня́ и меча́, от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, и от напра́сныя сме́рти, и от нападе́ния вра́жия, и от тлетво́рных ветр, и от смертоно́сныя я́звы, и от вся́каго зла. Пода́ждь, Госпоже́, мир и здра́вие рабо́м Твои́м, всем правосла́вным христиа́ном, и просвети́ им ум и о́чи серде́чныя, е́же ко спасе́нию; и сподо́би ны, гре́шныя рабы́ Твоя́, Ца́рствия Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, я́ко держа́ва Его́ благослове́нна и препросла́вленна, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

История происхождения реликвии

Существует несколько версий происхождения священной реликвии.

  • Некоторые предания сообщают, что Дева Мария собственноручно выткала его на основе верблюжьей шерсти, а перед смертью подарила его праведной христианской семье. Пояс передавался из поколений и оказался в константинопольском соборе только через три века. В середине X столетия император Лев Первый перенес реликвию во Влахернский храм, где произошло чудо явления Пречистой Девы.
  • Другая версия происхождения реликвии известна из традиции католицизма. Апостол Фома не принимал участия в погребении Богородицы, так как находился в землях Индии и благовествовал о Воскресении Христа. Только через три дня после кончины Безгрешной Девы Марии он прибыл в священный Иерусалим. Апостол, бесконечно желая проститься с Богоматерью, слезно просил открыть гроб. Изумлению не было предела, когда ученики Христа, сняв погребальную плиту с усыпальницы, не обнаружили там тела. Здесь лежали только благоухающие пелены. Целуя эти ткани, апостолы умоляли Господа открыть им тайну исчезновения Богородицы. Ответ пришел вскоре: светлый дух Девы Марии явился им на вечере и приветствовал, успокоив словами о том, что Она и Бог навсегда пребудут с истинно верующими.
  • Существует еще одно предание, которое говорит о явлении Небесной Богородицы Фоме на третий день её преставления. Милосердная Дева, желая победить печаль апостола, бросила ему с небес свой пояс. Событие нашло отголосок на православных иконографиях, а на стене одного из храмов Священного Афона есть фреска, где демонстрируется передача реликвии Фомой остальным апостолам, ждущих чуда.

На ортодоксальной иконе пояса Небесная Богоматерь, одетая в багряные ткани, изображена анфас, в своих десницах она держит красную реликвию, расшитую золотой нитью. Над честной главой Пречистой Богородицы парят два ангела, воспевающих имя Господа. Каноническая икона близка по стилю лику под названием «Покров Богоматери».


Обретение пояса Пресвятой Богородицы апостолом Фомой

Образ пояса также встречается на полотнах, где Дева передает святыню Фоме, горько скорбящему о её преставлении.

Важно! Пояс — священная реликвия со времен жития Марии, он исцеляет от различных недугов, лечит бесплодие и помогает при родовых осложнениях.

Читайте о других иконах Богородицы:

  • Ахтырская
  • Вифлиемская
  • Державная

История прославления

В течение девяти веков Пояс Пречистой Богоматери хранился в золотом ковчеге. В X столетии его открыли с благословения патриарха Церкви, чтобы исцелить супругу Льва Мудрого — Зою, которую одолели нечистые духи. У одного из священнослужителей случилось видение, что реликвия избавит несчастную от слабости в тот же миг, когда она приложится к Поясу.

  • Все присутствующие при торжественном открытии лицезрели нетленность святыни, пролежавшей целые девять веков. И действительно, императрица Зоя полностью выздоровела, как ощутила прикосновение Пояса Богородицы. В честь чудотворного события она повелела расшить реликвию золотыми нитями, а святой духовник Евфимий составил Благодарственное Слово, исполняемое во время богослужений.
  • В том же X столетии Пояс Пречистой Богородицы разделили на три части, которые оказались в разное время в монастырях Болгарии, Сирии и Сербии. Самые большие фрагменты хранятся в обители Троодитисса, что на Кипре, а также на Святой Горе Афон. Частица реликвии оказалась в землях Грузии после того, как император Роман Третий разрешил своей дочери Елене для укрепления союза привезти святыню на родину её мужа Баграта IV.
  • В XIV столетии святой князь Сербии Лазарь Первый даровал Ватопедской обители самый большой фрагмент Пояса вместе с частицей Животворящего Креста. С того времени реликвия хранится в тайниках центрального собора монастырского комплекса. Поэтому ватопедских монахов прозвали «агиазонитами», что в переводе означает «святопоясники». Они брали святыню с собой, когда путешествовали на остров Крит, в столицу Византии и Малую Азию. Это делалось с целью распространения великой благодати, исходящей от реликвии, и поднятия духа порабощенных соотечественников.
  • В середине XIX столетия святыня оказалась в Константинополе, страдающем от холеры. Как только корабль с реликвией приблизился к гавани города, напасть совершенно прекратилась, пораженные люди избежали смерти. Султан заинтересовался чудесным происшествием и пригласил монахов, сопровождавших Пояс, в собственный дворец. Вскоре святыня воскресила недавно умершего мальчика, отец которого обратился к инокам с просьбой о помощи.
  • В 1894 г. Пояс прибыл в один из городов на территории Малой Азии, где народ молил об избавлении от набегов саранчи, опустошающей посевы и портящей плоды деревьев. В момент подхода корабля к гавани тысячи этих прожорливых насекомых затмили небо, а затем отринули в морские просторы. Народ, видевший чудо, начал петь гимн «Господи, помилуй!». Чудеса, совершенные реликвией, совершаются и сегодня.

Чудеса нового времени

Свидетельства чудесных свершений известны христианам с давних времен, они продолжают происходить и сегодня. Молитвы, обращенные к Поясу или к иконе с изображением Пречистой Девы, разрешают людские неприятности различного рода. Чаще благодарности приходят от женщин, страдающих бесплодием и получивших возможность родить после искреннего молитвенного обращения, а также от людей, продолжительное время страдавших тяжелым психологическим или физическим недугом.


Икона Пояс Пресвятой Богородицы

  • Молодой человек по прошествии четырех лет после женитьбы обнаружил, что не может иметь детей из-за врожденного недостатка. Через десять лет он посетил священную Ватопедскую обитель и провел здесь Страстную неделю. Молодой человек вдохновился рассказами о чудесах, совершаемых Поясом Пречистой Богородицы, и решил пройти ритуал поклонения реликвии. Целый год он носил дарованный ему освященный поясок, и вскоре врачи оповестили супружескую пару, что скоро у них появиться младенец.
  • Молодая женщина безутешно рыдала, когда узнала, что врачи поставили ей смертельный диагноз. Доктора советовали лечь в больницу, но операция стоила дорого, а необходимой суммы денег у семьи не было. Женщину успокоила её благочестивая подруга, она подарила её поясок, привезенный с Афона. Несчастная завязала ткань на том месте, где была обнаружена раковая опухоль, и произнесла, что свято верит во всемогущество Господа и Богородицы. В день операции проходило обследование, но врачи не обнаружили нарушений. Свершилось великое чудо исцеления.
  • В середине XX столетия в Ватопедскую обитель прибыло население острова Тасос. Они жаловались, что уже несколько лет с небес не выпадает и капли воды, подобная засуха порождала страшный голод. Люди смиренно просили братию привезти к ним священный Пояс Богородицы. Ватопедские монахи отправились в дорогу через два дня, как только корабль подошел к гавани Тасоса, народ увидел приближение сильного дождя. На острове бушевал колоссальный шторм, не давший братии спуститься на землю, поэтому они отплыли назад, успокоенные этим чудом.
  • Мужчина попал в страшную автокатастрофу, врачи зафиксировали переломы костей, разрывы внутренних органов и паралич нижних конечностей. Доктор заявлял, что шансов на исцеление практически нет. Однако мужчина с детства был религиозным человеком и безостановочно молился об исцелении. Он просил помощи даже во сне, в котором он находился на вершине горы, а на небе показался Пояс Пречистой Девы. Реликвия медленно сошла на землю и обвила парализованные ноги. Наутро мужчина почувствовал великую надежду на исцеление. После необходимой операции пациент смог двигать ногами и шевелить пальцами стопы, ему помогла великая вера.

О сокровищах Храма Христа Спасителя

В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.

— Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?

— Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь

Частица Ризы Господней

Второй по значимости святыней я считаю частицу Ризы Пресвятой Богородицы. Она хранится в общем мощевике вместе с другими святынями, и в настоящее время мы делаем для нее особый аналой, который будет расположен у левого клироса, симметрично аналою с частицей Ризы Господ

Частица Ризы Божией Матери

Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням.

Общий мощевик, расположенный слева от главного алтаря собора

Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни.

Гвоздь Креста Господня

— Думаю, если о главной святыне Храма Христа Спасителя москвичам, большинство назовут мощи святителя Филарета, а о частицах Риз и не вспомнят. Как Вы считаете, почему?
— Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.

Мощи святителя Филарета в Храме Христа спасителя расположены справа от главного алтаря

Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год – в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.
Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.

Нам передали и Ризу Господню, и Ризу Пресвятой Богородицы, а кроме того — гвоздь Креста Господня, мощи святого равноапостольного великого князя Владимира, святого великомученика Феодора Стратилата, великомученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина, Иоанна Крестителя, Василия Великого и главу святителя Григория Богослова.

Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.

В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.

— Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?

-Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя — это не хитон, а другая верхняя одежда — плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице — Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.

В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля — по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля.

Частица Ризы Божией Матери в XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.

Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.

— В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей…

— У нас в храме есть две Смоленских иконы.

Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.

Икона Божией Матери Смоленская

Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику — реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя — достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела.
Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская – Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

Икона Божией Матери Смоленская из города Устюжна

Изначально икона пребывала в местном соборе, после революции в храме сделали музей, и икона стала музейным экспонатом. Потом она куда-то пропала, может быть, ее тайно вывезли или выкрали, и в какой-то момент появилась на одном из заграничных аукционов. Некий благотворитель выкупил эту древнюю икону, и в период своего первого президентства Владимир Владимирович Путин преподнес ее в дар Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Святейшего икона была передана в Храм Христа Спасителя в особом киоте, и было решено, что она будет пребывать здесь до тех пор, пока Устюженский собор не будет передан Церкви.
Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.

— Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?

— Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово – «сделан» – потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.

Образ святителя Николая из города Бари. Фото www.xxc.ru

Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.
Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.

В декабре 2012 года в наш храм была передана еще одна икона святителя Николая, которая связана с именем великой певицы Галины Павловны Вишневской, которую мы отпевали совсем недавно — 14 декабря.

В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:

Женский голос как ветер несется, Черным кажется, влажным, ночным, И чего на лету ни коснется — Все становится сразу иным. Заливает алмазным сияньем, Где-то что-то на миг серебрит И загадочным одеяньем Небывалых шелков шелестит. И такая могучая сила Зачарованный голос влечет, Будто там впереди не могила, А таинственный лестницы взлет.

Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.

Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.

Есть в нашем храме еще одна интересная икона – образ Спасителя из южного придела верхнего храма, изготовленный одним из православных людей Грузии. Образ этот не привлекает к себе внимания какими-то красками или художественными особенностями, но с ним связана особенная история. Человек, который изготовил его, вместе с супругой пешком пронес его из города Кутаиси в Москву в Храм Христа Спасителя. Единственное место, где супруги проехали на машине — Карачаево – Черкесия, потому что им запретили нести образ Христа по территории этой мусульманской республики.

— Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?

— Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.

Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.

Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.

— Одно из сокровищ храма – старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?

— Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

Протодиаконы выносят старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны

В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.
Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.

— В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть?

— Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.

— А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.

— От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.

— Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?

— Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.

К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.

К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.

— Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?

— Спасибо за этот вопрос, потому что он постоянно возникает. Как бы мы ни объясняли, что бы ни говорили, почему-то сознание людей не воспринимает наши слова. Журналисты – я не знаю, почему, то ли специально, то ли по незнанию, то ли потому что им все равно, что говорить публике, — постоянно говорят о том, что в храме проводятся эти мероприятия. Один из последних примеров – прошедшая по телевидению новостная передача про благотворительный концерт Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, который проходил в Зале Церковных соборов. Я сам видел, как корреспондент, стоя напротив Храма Христа Спасителя и показывая на него, говорил, что вот, сегодня вечером в главном кафедральном соборе страны поют мировые знаменитости. Это была ложь, потому что Каррерас и Доминго давали концерт исключительно в Зале Церковных соборов, ни о каком выступлении в храме речи не было и быть не могло.

Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.

— А разве эти помещения не относятся к храму?

— Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя – организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.

— То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?

— Нет. Это все – к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.

— Если Церковь не владеет этими помещениями и, условно говоря, приходит туда, условно говоря, «в гости», значит ли это, что для церковных мероприятий – например, патриарших трапез, Архиерейского собора и так далее — эти залы также приходится арендовать?

— Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.

— А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?

— Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.

Fler

Девы, как и многие тут, я хотела поехать к поясу, но трезво оценив свои силы, поняла, что не смогу простоять на морозе 15 и более часов.

Я начала исать про святыни. И вот мне попалась такая информация, возможно будет кому то полезной.

Дорогие верующие, сильноверующие, с детства верующие, просто воцерковленные, невоцерковленные, несильноверующие, сомневающиеся и просто примкнувшие кним! Милые, любимые люди! Если вы хотели приложиться к святыне — Поясу Пресвятой Богородицы, и приехав, поняли, что вам не выстоять, если вы больны, или беременны, или, наоборот, хотите иметь детей, но не получается, или если дети у вас уже есть, но вам все равно надо к святыне, то помните:1. В храме Христа Спасителя всегда (!) находится ковчег с частицей Ризы Самого Господа нашего Иисуса Христа.Эта великая святыня была передана Русской Церкви Музеями Московского Кремля в 2007 году. Евангелие гласит, что кровоточивая жена исцелилась, как только с верой прикоснулась «к краю одежды Его» (Мф. 9:20-22, Мк. 5:25-34). Эта женщина, очевидно, имела серьезное гинекологическое заболевание, она болела 12 лет.

2. В том же храме Христа Спасителя хранится другая святыня — частица Ризы Божией Матери.Она была привезена из Константинополя на Русь Дионисием Суздальским в XIV веке. Часть Ризы находилась в числе прочих святынь в так называемом «ковчеге Дионисия», ставшего значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота святыня попала в Музеи МосковскогоКремля, откуда в 2008 году была передана в храм Христа Спасителя.

Передэтой драгоценной частицей, как и перед частицей Ризы Спасителя, всякий нуждающийся в духовной поддержке может в любое удобное для него время помолиться. Просто надо подождать, пока увезут из храма Пояс. Риза Богородицы ничуть не меньшая святыня, чем Пояс; это, скажем так, равнозначные святыни. Просто о них не рассказывают каждый день в новостях.

3. В храме пророка Илии, находящемся совсем недалеко от метро «Кропоткинская», по адресу: 2-й Обыденский пер., дом 6, есть частица Пояса Богородицы,того самого, и положен он там уже давно. И никаких толп там обычно не наблюдается. Она находится в мощевике в приделе апостолов Петра и Павла.Храм открыт ежедневно с 08.00. до 23.00. Все желающие могут пойти туда абсолютно в любой день. Там, вероятнее всего, не дают поясков, но вы всегда можете взять небольшую икону Богородицы и приложить, если уж так необходимо, некое «вещественное свидетельство» на молитвенную память. Кроме этого, там есть чудотворная икона Богородицы «Нечаянная Радость», частица Древа Животворящего Креста, часть Гроба Господня, мощи многих святых.

4. Частица Ризы Богородицы есть в еще одном московском храме — в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове,находящемся недалеко от метро «Автозаводская» (выход из последнего вагона из центра), по адресу: ул. Восточная, дом 6. Храм открыт ежедневно с 7.30 до 17.00 или до окончания вечернего богослужения. В храме есть икона «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне», в которой внутри ковчежца находится частица Ризы Богоматери. Хранятся в храме и еще несколько особо чтимых икон Пречистой. Всем боящимся простудиться в 10-20 часовой очереди болящим женщинам можно вполне отправиться туда и без искушений помолиться у святыни.

5. Напомним еще об одном хорошо известном храме Москвы. В церкви Живоначальной Троицы на Грязех, что на улице Покровке, дом 13, есть чтимая икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей.По молитве к святому Давиду многие исцелились от женских болезней, бесплодия, получили помощь в период беременности и родов. По понедельникам в 17.00 в храме совершается молебен с водосвятием.

Найдено тут: https://www.taday.ru/text/1315642.html
БОГ В помощь всем!

Храм пророка Илии

Если вы, как и многие другие паломники, не смогли в 2011 году поклониться Поясу Богородицы в Москве, то не стоит отчаиваться. Конечно, данная святыня, впервые привезенная с Афона, имеет большое значение в глазах верующих. Но на самом деле ее частички уже давно хранятся в храме пророка Илии в Москве. Пояс Богородицы попал туда не случайно, но давайте обо все по порядку.

Один из самых почитаемых храмов в столице был построен в конце шестнадцатого века. Удивительно, но он был возведен всего лишь за один день. Поэтому и назвали его «Обыденным», такое же название получили ближайшие к сооружению переулки.

Изначально храм был деревянным и лишь в начале восемнадцатого века он приобрел знакомые нашим современникам очертания. Примечательно, что даже в годы советской власти здесь проводились богослужения, а в самые лихие времена к храму совершался крестный ход.

В настоящий момент в данной церкви хранится около семидесяти трех святынь, среди них находится и частица Пояса Богородицы. В Москву она попала еще при царском режиме и хранится в мощевике у придела Петра и Павла. Некоторые верующие, чтобы иметь у себя дома память о данной святыне, приобретают небольшую иконку Богородицы и во время посещения храма прикладывают ее к реликвии. Неизвестно, может ли творить чудеса такая икона, но многие православные рассказывают об исцелении и помощи в делах после домашней молитвы Пресвятой Деве.

Пояс Богородицы в Москве: столица проводила святыню

Начиная с первого дня пребывания Пояса Богородицы в Москве возле храма Христа Спасителя для паломников было организовано горячее питание. Кроме того, возле храма и по всей длине очереди дежурили автобусы «Мосгортранса», где при необходимости люди могли погреться. Но по свидетельству очевидцев, люди неохотно шли греться в автобусы, боясь потерять свое место в очереди.

Кроме того, в районе храма постоянно дежурили около 25 бригад скорой помощи и несколько бригад психологической помощи. Порядок обеспечивали около 2 тысяч сотрудников полиции, а с воды за ситуацией следили два катера МЧС.

О том, на какой станции метро лучше выйти, чтобы занять очередь, можно было узнать, позвонив по телефону круглосуточной горячей линии, однако дозвониться было практически невозможно — слишком много было желающих. В среднем сотрудники горячей линии отвечали на 2 тысячи звонков ежедневно. Подсказывать паломникам нужную станцию метро начал московский метрополитен: с 24 ноября на станциях и в вагонах метро звучали соответствующие объявления.

Кормить паломников по рекомендуемым властями Москвы минимальным ценам планировалось в 15 нестационарных торговых точках около храма и восьми точках вдоль набережной. Паломникам предлагался широкий ассортимент хлебобулочных изделий, а также блины, горячие бутерброды, супы быстрого приготовления и кондитерские изделия, а из напитков — чай и кофе. Кроме того, действовали девять полевых кухонь с горячей кашей.

Но после того, как очередь растянулась на 4,5 километра, а время ожидания в ней выросло до суток, властям пришлось увеличить количество пунктов раздачи горячей пищи более чем в 1,5 раза (с 9 до 16) и прислать несколько «КамАЗов» с горячим чаем. Увеличить пришлось и количество туалетов — с 300 до 580. Всего же за время нахождения Пояса Богородицы в храме Христа Спасителя было выдано 80 тысяч бесплатных порций каши и 95 тысяч стаканов горячего чая.

Служба доставки паломников

Пока реликвия находилась в столице, действовали также три бесплатных ночных (с 1.00 ночи до 5.00 часов утра) автобусных маршрута в направлении Киевского, Курского, Казанского, Ленинградского и Ярославского вокзалов Москвы. По данным организационного штаба по принесению Пояса Богородицы в Москву, услугами этих автобусов воспользовались более 20 тысяч человек.

Рядом с храмом, на Волхонке работал специальный диспетчерский пункт такси для паломников, уже поклонившихся святыне и направляющихся домой. Там же была организована стоянка такси. Официальные таксомоторные перевозчики Москвы направляли в район храма для обслуживания паломников дополнительные автомобили, работающие по минимальным тарифам. Так, 14-й таксомоторный парк в любой конец Москвы (в пределах МКАД), перевозил пассажиров по тарифу, не превышающему 350 рублей. По данным на субботу, 26 ноября, было принято около 3 тысяч заказов такси.

Пробки у святыни

Кому поможет чудесный пояс

Архив газеты №42 (175) от 29.11.2011

Тексты

Общество

Алла Новик

4565 0 0 0 0 0

Оценить


О чем говорит массовое поклонение святыням – об искреннем религиозном порыве или о том, что россияне живут трудно и надеются только на чудо?

Паломничество жителей России к христианской реликвии оказалось таким массовым, что удивило даже священнослужителей

В России из совершенно привычного, казалось бы, действа вышло то, чего никто не ожидал. За десять дней в Москве почти миллион (800 тысяч) человек пришли поклониться христианской святыне – поясу Пресвятой Богородицы. Ради того, чтобы на мгновение коснуться ковчега с поясом, люди стояли сутками, очередь растянулась на несколько километров. Такому ажиотажу – а он наблюдался и в других городах страны – удивляются даже священнослужители. Что это – массовый религиозный порыв или свидетельство того, что россияне живут трудно и надеются только на чудо?

Размер не важен

Пояс Пресвятой Богородицы привезли в Россию впервые. Последние 200 лет он вообще не покидал пределы Греции (святыня хранится в Афоне, в Ватопедском монастыре). По преданию, чудотворный пояс сплела Богородица из верблюжьего волоса и носила до смерти. Считается, что пояс исцеляет и помогает женщинам, которые мечтают родить ребенка.

Ковчег с поясом путешествовал по России больше месяца и посетил 15 городов, включая Калининград, Владивосток, Норильск и Ставрополь: Россию как бы осенили благословляющим ее крестом. И везде народ самоотверженно выстаивал в очередях часами. В Норильске не испугал даже ночной мороз в минус двадцать градусов, причем матери приносили с собой младенцев. По некоторым данным, всего в России поклониться реликвии пришли около трех миллионов человек.

В Москве самая длинная очередь наблюдалась в первые дни. Она протянулась на десять километров – от храма Христа Спасителя по Пречистенской набережной до Крымского моста. Время ожидания поклонения колебалось от 45 минут до 26 часов. Люди несли с собой пледы, складные стулья, еду, термосы с горячим чаем. Но многие все равно не рассчитали свои силы, падали в обмороки, переживали сердечные приступы: за шесть дней к медикам скорой помощи обратились более 750 паломников.

Чтобы ускорить процесс поклонения, на пятый день святой ковчег установили на специальную двухметровую арку в храме, и прохождение людей существенно ускорилось. Вскоре появились сообщения о том, что пояс «облетит» Москву на вертолете, но в жизнь это ноу-хау так и не воплотили – просто на день продлили пребывание ковчега в столице.

Небывалая популярность привезенной святыни кажется странной с учетом того факта, что у москвичей есть своя и буквально под носом. В нескольких сотнях метров от храма Христа Спасителя, в храме Илии Обыденного, постоянно пребывает частица того самого пояса Божией Матери, привезенного с Афона. А еще весьма значительный фрагмент пояса лежит всего в 70 километрах на северо-восток от столицы, в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры. К этим артефактам можно приложиться без всяких очередей и в любое время. Кроме того, по православным догматам физический размер или сохранность реликвии никак не влияют на степень ее «благодатности».

Пояс раздора

Видя такой подъем, настоятель Ватопедского монастыря игумен Ефрем заявил: «Мы стали свидетелем великой силы русского православного народа», главный санитарный врач России Геннадий Онищенко назвал происходящее «феноменом, требующим объяснения», а премьер-министр Владимир Путин считает, что кроме прочего явление пояса Пресвятой Богородицы поможет решению демографической проблемы в России.

Омрачили большое событие сообщения о так называемых блатных паломниках. Правда, премьер-министр Владимир Путин и президент России Дмитрий Медведев поклонились поясу без ущерба для москвичей (один – во время встречи ковчега в аэропорту, другой – в Нижнем Новгороде). Зато очевидцы рассказывали, как к храму Христа Спасителя вне очереди пропускали машины с особыми номерами «АМР» и «ЕКХ», а потом обладателей важных удостоверений пропускали за заграждение в том месте, куда проходят инвалиды. Тогда многие клирики РПЦ объяснили это тем, что у чиновников, буквально горящих на работе, нет времени стоять в очередях.

По-своему воспользовались феноменом даже карманные воришки. В толпе они чувствовали себя как рыбы в воде, воруя кошельки и наличку у задумавшихся о высоком сограждан. А те несли к поясу осветить даже свои ювелирные украшения, СМИ сообщали, что именно их украли у известной актрисы.

Но это все мелочи по сравнению с реакцией на феномен со стороны так называемых российских неверующих. Они тоже выстроились в свою очередь – хоть и виртуальную, но тоже внушительную. И в этой очереди не только автомобилисты, которых бесят созданные толпой пробки в центре Москвы. В Интернете буквально разворачиваются битвы, в которых сам факт веры одних злит и воспринимается как ограничение свободы для других. «Только очень отсталые люди в наше время верят, что могут решить свои проблемы, прикоснувшись к сундучку со старым пояском», – возмущаются первые. «У вас не осталось ничего святого», – обижаются вторые.

Журналист Борис Фаликов считает, что в отличие от Европы в России святыни не объединяют, а разъединяют людей. Виной тому – революция 1917 года и 70 лет атеизма, которые разорвали культурную целостность страны. «Современная светская публика не воспринимает религию как органическую часть культурного наследия, для нее верующий – это ретроград, который пытается утянуть страну в болото прошлого. Верующие, напротив, глядят на культуру сквозь призму православия… Как выбраться из этой ситуации, не знает никто».

Мощный визит

Саратов в «маршрутный крест» пояса Богородицы по России не попал (в отличие от Самары), но волна интереса к святыням может докатиться и до Саратовской области. Вторую неделю по районным храмам возят мощи святой блаженной Матроны Московской – ковчег с частицей доставили из Свято-Успенского мужского монастыря, что под Тулой.

Так, когда 20 ноября мощи Матроны привезли в Ртищево, святыню встречали не только благочинный округа, но и первые лица муниципального района, межрайонный прокурор и руководители крупнейших предприятий. Маршрут ковчега проходит через Хвалынск, Вольск, Новоузенск, Балашов, Ершов, Красный Кут, Маркс, Базарный Карабулак.

В Саратов святыня прибудет 15 декабря и пять дней будет находиться в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы на улице Горького. Это не первый визит мощей блаженной Матроны в нашу область. Ковчег привозили в январе 2010 года, и к Покровскому храму выстраивались огромные очереди. В данных ГУВД фигурировало число 120 тысяч человек. Люди часами стояли на морозе, дважды продлевали срок пребывания реликвии – сначала на неделю, потом еще на одну.

Судя по тому, какой ажиотаж поднялся вокруг пояса Богородицы, он вполне вероятен и в Саратове вокруг мощей Матроны Московской. Сколько человек придет поклониться им в этот раз – неизвестно, но городским властям надо быть готовыми хотя бы к вероятным трудностям на дорогах.

***

Владимир Санатин, руководитель центра социальных исследований «РОСС-XXI век»:

ТАКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТДУШИНА

– Лично я не вижу ничего плохого в том, что столько людей откликнулось и пришло поклониться православной святыне. Ведь пояс Богородицы в Россию привезли впервые!

Возможно, люди стремятся отвлечься от отрицательных эмоций, приобщиться к чему-то большому, духовному. Это такая социальная отдушина. Видимо, есть в обществе некое критическое отношение к реальности, обострение различных социальных чувств, психическое напряжение, которое чувствуют многие и ищут успокоения.

Нельзя не учитывать и то, что человек в толпе – не одно и то же, что человек-одиночка. По себе знаю: когда выступаешь на площади, то подготовленная речь как-то сама собой вылетает из головы, и тянет сказать то, что хочет слышать толпа. Большие массы людей имеют огромную заразительную силу. Это из области социальной психологии. Эти очереди могут означать, что люди хотят быть причастными к ярким символическим явлениям жизни. Вот только сила духа оказывается сильнее, чем физическая готовность стоять сутками, отсюда и обмороки и ухудшение здоровья у людей.

Олег Смирнов, главный психиатр Саратова, кандидат медицинских наук:

ПЕРСОНАМ СО СПЕЦПРОПУСКАМИ НА ЧУДО НАДЕЯТЬСЯ НЕ СТОИТ

– Боюсь показаться резким, но точно поговорка про Бога и расшибленный лоб – это про нашу русскую черту характера. Ну какой здравомыслящий человек, увидев пятикилометровую очередь, встанет в неё?! У меня двойственное впечатление при виде этого: с одной стороны, чувство уважения, с другой – некий скептицизм. Кстати, я не представляю себе, что подобный ажиотаж святыня может вызвать в Европе, в Ватикане, а вот у мусульман, в Мекке, – пожалуй. Есть в этом что-то похожее на хадж.

Вообще-то, массовые увлечения сверхъестественными явлениями для России характерны. И случается это в разные времена. Вспомните, как вся страна «лечилась» у телевизионных экранов сеансами Кашпировского и других магов. А повальное увлечение НЛО? Сейчас многие заражены идеей конца света – люди продают квартиры, раздают драгоценности, деньги и т. п.

Поможет ли пояс Богородицы тем, кто «достоится»? Верующим людям, конечно, поможет. Ведь не зря сказано в Библии: «Каждому воздастся по вере его». Так что есть в той очереди и такие, у кого здоровье поправится, у кого-то получится долгожданная беременность. Поймите, ведь чудо – не в прикосновении к волшебному поясу, а психический феномен. Истинно верующий человек сутки стоит, готовится к встрече со святыней, и в момент встречи с ней его организм испытывает небывалую встряску, возбуждение, гормональный взрыв. Запускается иммунитет, высвобождаются резервные скрытее силы организма. Этот выброс и есть чудо. Так что не надо надеяться на чудо важным персонам, которые имеют свободный доступ к святыне и не прикладывают никаких усилий, – у них вероятность исполнения желаний ниже. Ведь, как известно, препятствия усиливают эффект победы.

Александр Пантелеев, независимый политолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Саратовского государственного педагогического университета:

ГРАМОТНЫЙ ПИАР-ХОД

– Мощи и прочие святыни были почитаемы в глубокую старину, а один из римских пап даже поставил их изготовление на поток, потом за обладание ими бились разные короли. Артефактов на земле столько, что если соединить все фрагменты и части святынь, которые возят по городам и весям, то их окажется гораздо больше, чем нужно для одного целого. Но большинству верующих для веры в божественное мало духовного проявления, нужна материализация – иконы, ризы, мощи. Как раз такое большинство и стоит в очередях к поясу Богородицы.

Вообще, желание поклоняться религиозным артефактам тем сильнее, чем сильнее в человеке чувство неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне. Ведь не зря говорят – человек обращается к Богу, когда ему плохо, когда нет выхода. Может, такое паломничество людей к поясу Богородицы – из того же ряда? В СССР раньше роль бога выполнял коммунизм, люди верили в светлое будущее страны, и это была их святыня. Сейчас многим страшно жить в информационном поле, где все время что-то ломается, взрывается, погибает. И обращаясь к религии, человек ищет надежности, уверенности. Что же касается чиновников (в том числе президента Медведева и премьер-министра Путина), которые тоже активно потянулись приложиться к святыне, то это пиар-ход. Конечно, простые люди будут возмущаться, видя, как ВИП-персоны лезут без очереди, но в сухом остатке будет вот что: чиновники тоже с народом, им это тоже важно. Перед выборами очень даже грамотный ход!

Путь с Афона в Россию

Реликвия покинула Грецию впервые, сопровождали ее в путешествии монахи с Афона. Примечательно, что ступить на землю Афона не может ни одна женщина — это категорически запрещено. Поэтому трудно было даже представить, что когда-либо окажется Пояс Пресвятой Богородицы в Москве.

В каком храме хранилась реликвия все эти годы на Афоне? Она находилась в мужском монастыре, известном как Ватопед. Он считается вторым по значимости среди афонских монастырей, а также является наиболее богатым и древним.

Обретение Пояса Богородицы

Первые письменные источники с упоминанием о данной святыне появились в Константинополе. Они были написаны разными авторами приблизительно в одно и то же время.

Один из них рассказывал, что Пояс хранился в небольшом храме, построенном в городе Зила. Здесь реликвия лежала забытая всеми, пока не была перевезена в Константинополь. Для нее построили отдельную часовню, а чуть позже возник канон праздника, посвященного святыни.

По другой версии, Пояс Пресвятой Богородицы хранился в Иерусалиме, откуда приблизительно в пятом веке был перевезен в Константинополь. Его положили в ковчег и практически забыли о реликвии на четыреста лет. В этот период на престоле сидел император Лев, его любимая жена страдала от душевной болезни. Многие лекари считали ее бесноватой и разводили руками, когда император вопрошал о возможности ее исцеления. Но однажды сама больная увидела во сне, как спрятанная в ковчеге реликвия полностью исцеляет ее от болезни. Император тут же приказал достать Пояс Богородицы и развернул его над головой жены. Тотчас бесы покинули женщину, а святыня заняла достойное место в храме Константинополя. С этого времени священнослужители отметили в календаре особый день, когда торжественно отмечался праздник в честь удивительной и чудодейственной реликвии.

Храм всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино

23 января 2021 года в Москве открылся Центр рассылки по регионам России поясков Богородицы, освященных на Афоне. Они изготавливаются монахами Ватопедского монастыря, в котором хранится одна из величайших реликвий христианского мира — Пояс Пресвятой Богородицы, и освящаются у самой святыни. Пояски будут высылать по всей России нуждающимся в их целебной помощи, а именно, семейным парам, столкнувшимся с проблемой бесплодия, а также беременным женщинам.

Центр функционирует на базе храма Всех святых в земле Российской просиявших, в московском районе Новокосино. Доставку поясков из Афона в Москву обеспечивает Фонд Андрея Первозванного.

В день открытия состоялась первая отправка поясков в регионы России. Получателями стали семейные пары из 24 городов страны. География первой рассылки: Хабаровский край, Санкт-Петербург, Пензенская область, Московская область, АР Крым, Республика Коми, Челябинская область, Республика Башкортостан, Чебоксары, Брянская область, Ленинградская область, Новосибирская область, Приморский край, Воронежская область, ХМАО-Югра, Курская область. Статистика: Порядка 70% получателей – семьи страдающие бесплодием, 30% — беременные женщины.

Первую рассылку осуществили семейные пары, посещающие школу для беременных при новокосинском храме. В последующем рассылку поясков будут осуществлять прихожане храма, ожидающие прибавления в семье, а так же семейные пары, страдающие недугом бесплодия.

На данный момент база заявок уверенно возрастает. К началу недели в базе значатся 25 новых получателей. К концу недели ожидается порядка 100 заявок.

К открытию Центра приурочено принесение в новокосинский храм уникальной святыни — иконы «Пояс Пресвятой Богородицы», написанной на Святой Горе Афон и объехавшей 15 регионов России вместе с Поясом Пресвятой Богородицы.

Принесение иконы состоится 30 января в 13.00 (Храм Всех святых в земле Российской просиявших, ул. Суздальская, владение 8Б). Святыня пробудет в храме до 31 января 17.00. В эти дни москвичи смогут поклониться святыне и получить поясок Богородицы, освященный на Афоне.

Икона уже побывала в храме трижды, и с тех пор интерес к ней у москвичей только возрастает. В новокосинском храме к этой святыне уже приложилось более 10 тысяч людей, известны порядка 20 случаев исцеления от бесплодия, а также онкологического заболевания. Помимо просьб об исцелении от этого недуга, к иконе также притекают беременные женщины, семейные пары, просящие об успешном разрешении родов.

Настоятель новоксинского храма, протоирей Михаил Зазвонов отмечает, что открытие Центра по рассылке поясков Богородицы — следствие той социально-миссионерской работы, которую храм ведет совместно с Фондом Андрея Первозванного. Начиная с 27 января 2015 года, в день первого принесения в храм иконы «Пояс Пресвятой Богородицы», в нем начали служить еженедельные молебны о даровании детей и благополучии беременности, проводить социальную и миссионерскую работу с бесплодным семейными парами и беременными женщинами. «Эти события стали весьма заметны в России, и мы начали получать массу писем с просьбой записать людей на молебен и выслать поясок. Совместно с руководством Фонда пришли к мнению, что необходимо не просто отреагировать на просьбы верующих людей, а сделать эту работу системной. Кроме получения поясков, у людей из других регионов появилась возможность подать записку на молебен о даровании детей и благополучии беременности в режиме он-лайн на сайте нашего храма», — говорит о. Михаил.

Заместитель настоятеля по социальной работе Вячеслав Мошков поясняет, что пояски смогут получить только семейные пары, находящиеся в законном браке, и столкнувшиеся с проблемой бесплодия, а также беременные женщины.

Ниже находится форма для заполнения Воспользуйтесь колесом прокрутки внутри формы, внимательно ответьте на вопросы и нажмите кнопку «Готово». В случае допущенной ошибки воспользуйтесь функцией «Изменить ответ», которая появляется после нажатия кнопки «Готово».

По вопросам отправки поясков

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]