Храм Илии Пророка в Черкизове. Описание, история, как добраться

Московский Ильинский храм в Черкизове

Московский храм во имя пророка Божия Илии в Черкизове
Московской епархии, историческая резиденция московских митрополитов

  • Престолы: Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (главный), пророка Илии (южный придел), свт. Алексия, митрополита Московского (северный придел)
  • Адрес: 107553, Москва, ул. Б. Черкизовская, д.17 (ст.м. Преображенская площадь, Черкизовская)
  • Тел., 161-20-25
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Построен в 1690 году на месте сгоревшего деревянного храма, который стоял здесь еще в 1370 году. В XIV веке село Черкизово принадлежало выходцу из Орды царевичу Серкизу, который продал его своему единоплеменнику Илье Азакову. Последний, по всей вероятности, в честь своего святого и поставил здесь древнейшую Ильинскую церковь.
Храм прямо связан с именем многих русских митрополитов – и прежде всего со святителем Алексием. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту Алексию и он приобрел его для себя и своих преемников по сану и сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1.000.000 рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В.Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине 20 века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

В настоящее время московскому храму Илии Пророка в Черкизово возвращен статус архиерейской резиденции. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых.

В ночь на 30 июля 2021 года в храм проникли воры, украли украшения с трёх образов — иконы Казанской Божией Матери, иконы Божией Матери «Нечаянная радость» и иконы Матроны Московской, — а также взломали два ящика для пожертвований.

История постройки

Исторические сведения не сохранили точных дат основания Черкизово. Известно, что некоторое время селом владел обращенный в христианство потомок татарских царей Андрей Серкизов, погибший в битве на Куликовом поле.

В конце 14 века владельцем подмосковного Черкизова упоминается Илья Озаков, так же потомок татар, он продает свои земли митрополиту Алексию. При владении Ильей Озаковым Черкизовым и была возведена первая деревянная Ильинская церковь, в честь ангела-хранителя владельца села.


Храм Илии Пророка в Черкизове, Москва

С высокого холма, на котором возвышалась православная святыня, освященная в 1590 году, на много верст вокруг был слышен колокольный звон. Вотчина чудотворца Алексия своими лесными дубравами, живописными берегами реки Сосенки, впадающей в Яузу, привлекала царских особ, часто посещающих и Ильинский храм во время отдыха в этих краях.

По завещанию митрополита Алексия после его смерти село и церковь Ильи Пророка Божьего отошли к Чудову монастырю, и были в его владении до 1764 года.

В конце 17 столетия во времена Патриарха Андриана началось возведение каменного храмового комплекса после пожара в деревянном строении, который был освящен митрополитом Иосафатом. В то же время был освящен новый придел в честь митрополита Алексия.

С 1874 года Черкизовский храм пророка Ильи является отдельным приходом. В это же время в летописи говорится о церковном кладбище в Черкизово и небольшой часовенке при нем.

Интересно! Историки описывают Ильинскую святыню начала 18 столетия, как великолепное здание с удивительной красоты лепниной, стеклянными оконницами, трапезной и колокольней с пятью колоколами.

Значение села Черкизово увеличивается с назначением Чудова монастыря кафедрой Московской митрополии. Здесь часто бывали московские владыки Тимофей (Щербацкий) и Платон (Левшин).

В 1821 году московский архитектор Матвей Казаков руководил перестройкой Черкизовской церкви, во время которой центральный купол был дополнен четырьмя боковыми главками.


Внутреннее убранство Ильинского храма

Черкизовское кладбище является самым древним московским некрополем, здесь в 1861 году похоронили знаменитого московского юродивого Ивана Яковлевича Корейшу, почитаемого среди народа святым.

При каждой перестройке архитекторы тщательно изучали первоначальную архитектуру постройки, чтобы сохранить уникальность древней святыни, но искажения были неизбежны. При расширении храмового пространства алтарь в северном приделе стал шире за счет уборки дуговых перемычек окон, увеличен шатер над колокольней.

Перестройки в конце 19 века каждый раз вызывали жаркие споры историков и архитекторов.

Постройка каменной церкви

В Смутное время польско-литовского нападения на Русь Ильинский храм был сожжен неприятелем, но уже вскоре восстановлен. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры.

Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов. Поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689– 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.

Надо сказать, что с конца XVII – начала XVIII веков наблюдается рост населения Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года: «…каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою… в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные… да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова.

С 1764 года церковь во имя Святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходской.

Период потрясений и восстановления

Тысячи людей с молитвами и прошениями приходят к святому пророку на протяжении нескольких столетий, благодаря заступничеству святого Ильи храмовые богослужения не прекращались со дня основания церкви.

Пережила с минимальными потерями святыня и страшные года после революции, богослужения не прекращались ни на один день, только в 1929 году был запрещен колокольный звон.

В начале 30-х годов во время пасхального празднования оторвался колокольный язык, пробив крышу, он застрял в полу, позже все колокола были сняты и изъяты советской властью. Только покровительство Ильи Пророка спасло Черкизовскую святыню от закрытия во время строительства метрополитена.

При настоятеле Павле Цветкове Ильинская святыня принимала под свою охрану святые образа храмов и монастырей, подлежащих уничтожению. Угроза закрытия постоянно висела над храмом Ильи пророка обыденного в Москве, что привело к тому, что он совершенно не ремонтировался до 1982 года.


Мозаичная икона святого пророка Илии на фасаде храма

Древний памятник архитектуры напомнил властям о себе табличкой, на которой было написано, что здание находится под охраной государства. Настоятель храма Алексей Глушаков добился реставрации церкви, во время которой были:

  • реставрированы внутренние помещения;
  • обновлена роспись стен и икон;
  • построен дом причта.

Удивительная находка взбудоражила весь православный мир, когда при замене в 1996 году старых построек была обнаружена считавшаяся утерянной икона святого пророка Ильи. Реставратор Венедикт Суворов и художник Сергей Захаренков руководили восстановлением святых образов на главном иконостасе, сохранив его в первоначальном виде.

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) благословил роспись настенных фресок в подкупольных сводах в стиле 17 века.

Церковь в советский период

Во времена, когда развернулась Великая Отечественная война, набожными людьми и руководством данного храма было собрано около 1 млн руб., отправленных к Сталину на постройку самолетов. На что вождь направил ответную телеграмму с благодарностями. Именно благодаря этому поступку храму удалось пережить тяжелые советские годы, не пострадав и не потерпев разрушений. Уже в середине 20 века в храм начали привозить святые образы из соседних церквей, именно эти иконы должны были уничтожить, но благодаря святым стенам их удалось сохранить.

Современное состояние

Начало нового тысячелетия ознаменовалось появлением кованой ограды вокруг храмового комплекса. В 2006 году вновь запели колокола, заново отлитые и подаренные древней святыне.

Настоятелем церкви святого пророка Ильи в Черкизове в 2011 году стал Архимандрит Савва, под его руководством протоиерей Чвилев, пять священников, протодиакон и диакон.

Храмовый комплекс включает престолы:

  • Воздвижения креста Господня;
  • Святителя Алексия, митрополита:
  • Пророка святого Ильи.

2 августа храмовое подворье полностью заполнено прихожанами, пришедшими на богослужение по поводу престольного праздника в честь Ильи пророка Божьего.

Кладбище Черкизовское

Кладбище, которое расположилось поблизости от церкви, является одним из самых маленьких во всем городе. Название его совпадает с наименованием села, в котором оно располагалось. В 1904 году это кладбище было причислено к составу захоронений города Москвы. С 1998 года здесь ведется архив регистрации всех погребенных людей. На кладбище открыт специальный пункт проката необходимых вещей для ухода за могилами. На сегодняшний день на территории проводятся только родственные захоронения, каждый день кладбище открыто, и его можно посещать.

Святыни и престольные праздники

Паломники и гости столицы при посещении храмового Ильинского комплекса спешат помолиться у чудотворных икон Богородицы:

  • Живоносный источник;
  • Иверская, написанная на Афоне;
  • Успенская;
  • Иерусалимская.


Богослужение в храме Илии Пророка

Всегда людно у святого образа «Исцеление святителем Алексием Ханши Тайдулы» и иконы с мощами святых семи отроков Эфесских. При посещении Черкизовского некрополя посетители приходят с прошениями и молитвами к могиле юродивого Ивана Корейши.

Важно! Престольный праздник главного престола — Воздвижение Животворящего Креста Господнего, два придела освящены в честь митрополита Московского Алексия и пророка Ильи.

Ильинский приход в Черкизове: «Люди, которым небезразлична чистота»

Дача святителя Алексия, удивительная жизнь прозорливца Ивана Яковлевича Корейши и необычная акция прихожан – уборка берегов Черкизовского пруда – история и современность одного из самых активных московских приходов.


Наследие Серкиз-Бея И сам возвышающийся на холме белоснежный Илиинский храм, и устроенный у его подножия пруд имеют очень древнюю историю. Первое упоминание о селе Черкизово относится к XIV веку. Названо оно по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына служилого татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана, коломенского воеводы. Будучи воеводой Переяславского полка, Андрей Иванович Серкизов погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле. Очевидно, село это принадлежало Серкизовым недолго, потому что в книге «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», которую составил и издал в 1895 году П.В. Синицын, первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек – Илья Озаков. Он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, добровольно принявшим Православие. Именно ему мы обязаны первой построенной, но не дошедшей до наших дней деревянной церковью во имя своего небесного покровителя пророка Божия Илии. Известно еще, что в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту, выдающемуся русскому церковному деятелю из рода Бяконтов. Среди них упоминается и село Черкизовское, отданное по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда», более известный нам по урокам истории как Чудов монастырь, названный так в память о Чуде Архистратига Михаила в Хонех, который, к великому сожалению, был разрушен в 1930 году, в годы богоборчества. Впервые Черкизово встречается нам в духовной грамоте святителя Алексия, найденной митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году, где сказано, что «сельцо куплено «на мое серебрецо», поэтому неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Кстати сказать, недавно вышла в свет книга под таким названием – «Чудотворца Алексия вотчина», изданная на основе исторических фактов под руководством настоятеля Илиинского храма архимандрита Саввы (Тутунова). Но возвращаясь в те далекие годы, стоит сказать, что Черкизово было весьма отдаленной окраиной, где все располагало к уединению и отдыху. Не случайно это место среди лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притоке Яузы, митрополит Алексий выбрал для своей архиерейской дачи, куда он обычно перебирался в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. Архиерейская дача Возрождение и расцвет Илиинского храма и митрополичьей резиденции относится к середине XVIII века. Этот период связан с именами митрополитов Тимофея (Щербацкого), Платона (Левшина), святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Сибири и Америки. Известный своим изысканным вкусом митрополит Тимофей устроил целый комплекс архиерейского подворья с дворцовой частью, хозяйственными постройками, садово-парковыми затеями. Позднее, инициативе владыки Платона, построенный митрополитом Тимофеем архиерейский дом был отреставрирован. При нем на архиерейском подворье появились березы и был устроен огороженный каменным заборчиком дивный розарий, ухаживать за которым он предпочитал сам, и где очень любил находиться в часы отдохновения. 30 сентября 1868 года из Чудова монастыря только заступившему на московскую кафедру митрополиту Иннокентию (Вениаминову) был прислан доклад о состоянии этог архиерейского подворья. В нем говорилось, что архиерейский дом в подмосковном селе Черкизово «пришел в такую ветхость, что исправить его починкою уже невозможно». И посему испрашивалось архипастырское разрешение на закладку каменного фундамента под новый дом. Новый дом, проект которого был выполнен архитектором Василием Николаевичем Корнеевым, был построен в течении двух лет. Оригинальной особенностью этого произведения зодчества является ренессансная трактовка парадного фасада дома с ее четырехгранными колоннами, арками и медальонами. Вообще надо сказать, что судьба архиерейской резиденции в Черкизове связана с целым рядом выдающихся людей. Обычно с ранней весны и до поздней осени жил здесь митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). Здесь он закончил свой фундаментальный богословский труд «История Русской Церкви» в 13-ти томах. Здесь, на даче в Черкизове, 9 июня 1882 года он завершил свой земной путь. Местом своего летнего пребывания избрал архиерейский дом у живописного пруда митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), когда нес архиерейское служение в Москве. В 1898 году он заступил на московскую кафедру и сразу же деятельно включился в жизнь Чудова монастыря и его архиерейского подворья, большое внимание уделяя сохранности его исторического ландшафта. При нем благоустраивается и принимает нынешний облик церковь пророка Божия Илии: заканчивается ее реконструкция и внутренняя роспись, а также строительство изящной шатровой колокольни. 23 мая 1899 года митрополит Владимир освятил новый, уже трехпрестольный, храм с центральным пределом в честь Воздвижения Креста Господня. Напомним, что владыка Владимир был зверски убит в 1918 году, став первым священномучеником в ХХ веке из числа иерархов Русской Православной Церкви. После октябрьской революции к этому месту относились уже без надлежащего благоговения. В советское время в деревянном двухэтажном здании резиденции московских митрополитов находилось ремонтно-строительное управление, а бывшая здесь домовая церковь была разорена. Сохраниться до наших дней этому дому было не суждено: он горел дважды – первый раз в 1992 году, а спустя 7 лет был полностью уничтожен пожаром. Только к 2012 году дом был отстроен заново, завершена внутренняя отделка первого этажа. По решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, теперь резиденция стала местом проведения заседаний Общецерковного суда, созданного Архиерейским Собором в июне 2008 года. Не стоит село без праведника Рассказывая об этом удивительном месте, нельзя не упомянуть о том, что и в безбожное советское время в храме Илии пророка не прерывалась молитва. Сюда свозились святыни из закрывающихся московских храмов, а поэтому сегодня там сохранились уникальными старинные иконы. И еще хочется напомнить о том, что у его стен похоронен Иван Яковлевич Корейша – личность уникальная и очень известная. В ХIХ столетии о нем знали не только в златоглавой Москве, столичном Санкт-Петербурге или губернском городе Смоленске, где родился этот праведной жизни человек, пострадавший за свою любовь к ближнему. Более сорока лет находился он в сумасшедшем доме на Преображенке, из них первые три года был прикован цепями к стене в холодном сыром подвале. И только благодаря тому, что в московскую Преображенскую больницу был назначен доктор Василий Федорович Саблер – известный психиатр, доктор медицины и просто добрый человек , Иван Яковлевич был переведен в светлое большое помещение. Но и здесь он умудрился занять совсем немного места – всего лишь уголок большой комнаты. К Ивану Яковлевичу Корейше ходила буквально вся Москва. В течение его продолжительного пребывания Преображенская больница расцвела, ее капитал, поскольку с каждого приходящего было установлено брать по 20 копеек на улучшение быта больных, составил несколько тысяч рублей. Причем с бедных по просьбе Ивана Яковлевича за вход не брали. Между ними он делил все, что ему приносили. Корейша был настолько популярен, что вошел в произведения выдающихся русских писателей как под фактическим, так и под вымышленными именами. О нем писали Федор Михайлович Достоевский в «Бесах», Николай Семенович Лесков в «Маленькой ошибке», Алексей Николаевич Островский в «Женитьбе Бальзаминова». Умер Иван Яковлевич Корейша 19 сентября (6 сентября по ст. ст.) 1861 года в день памяти Чуда Архистратига Михаила в Хонех. По благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова), Корейшу решили похоронить в Москве, в ограде Черкизовского храма. И в этом также прослеживается связь с Чудовым монастырем, которому раньше принадлежало Черкизово. Владыка уважил просьбу родной племянницы почившего Марии, которая была замужем за дьяконом этого храма Никифором, причем дьяконское место им было получено по ходатайству Корейши к тому же митрополиту Филарету. Как при жизни Иван Яковлевич привлекал к себе множество людей, так и сейчас на могилу к нему приходят его многочисленные почитатели. Они с благодарностью приносят цветы, молятся. По молитвам угодника Божия многие получают помощь и утешение в житейских и семейных нуждах, в скорбях и болезнях, исцеление от различных недугов, в том числе неизлечимых, освобождение от пагубных страстей, включая алкоголизм и наркозависимость, о чем многие прихожане оставляют свои письменные свидетельства. Как вернуться к истокам? Обычно в праздник Крещения Господня на архиерейский пруд, где сооружалась Иордань и освящалась вода, ходили Крестным ходом. В течение всего года в пруду ловили рыбу, которая водилась там в большом количестве, а воду жители близлежащих домов использовали как питьевую. Правда сегодня не только пить из некогда замечательного водоема нельзя, но и купаться в нем строжайше запрещено. Вся береговая зона завалена строительным мусором и бытовыми отходами. Собственно, поэтому и решили в Илиинском приходе своими силами спасать это уникальное место, которым наградил их Господь. Тем более что и священноначалие призвало православных христиан внимательнее относиться к окружающей среде. В феврале этого года на Архиерейском Соборе был принят документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», где особо подчеркнуто, что долг христианина трудиться в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды, думая о сохранении здоровья и нормальной жизни людей. И вот 16 июня этого года более двадцати энтузиастов, приготовив мусорные мешки и рабочие перчатки, вышли к пруду на воскресник. Одна из молодых прихожанок храма Ольга Куликовская рассказала, что выросла у этого пруда и конечно же его нынешнее состояние не может оставить ее равнодушной. «Хотя отдыхающих такое состояние пруда не отпугивает, – удивляется Ольга, – и общую картину дополняют еще брошенные пакеты и горы мусора, которые они оставляют после посиделок на природе. Поэтому мы и вышли в июньский день на воскресник для возвращения пруду былого вида, хотелось личным примером засвидетельствовать необходимость заботы о нашей малой родине». Девушка считает со временем такие воскресники из разовой акции могут перерасти во что-то более определенное, стать повседневной заботой местных жителей о том месте, где они живут. И очень надеется, что в следующий раз в уборке примут уже не 20 человек, а гораздо больше. Ведь и в этот раз некоторые отдыхающие, воодушевленные добрым примером, стали убирать вокруг себя. – Один мужчина из компании рыбаков долго наблюдал за нашими действиями и через какое-то время решил к нам подойти. А, узнав, что мы убираем пруд по собственной инициативе, начал нам помогать, – с улыбкой заметила Ольга. Причем в уборке пруда участвовала не только молодежь храма, но и прихожане постарше, и дети с родителями. И не только жители близлежащего столичного района Черкизово. «Кого-то привели с собой друзья. И хотя некоторые прихожане добираются к нам из другого района Москвы, но и они не остались равнодушными, что очень нас порадовало. Я считаю, наш христианский долг не оставаться равнодушным к природным проблемам, и начать нужно со своей малой родины, со своего района, тем более, когда потребность в помощи уже видна невооруженным глазом», – сказала Ольга Куликовская. Конечно же, мероприятие это не возникло само собой, поясняет еще один его активный участник Кирилл Егоров. – Мы живо откликнулись на обращение нашего настоятеля отца Саввы выйти на уборку, потому что все живем бок о бок и надо друг другу помогать. И показывать другим, что мусорить нельзя и есть люди, которым небезразлична чистота, – заметил Кирилл. «Оказывается, навести вокруг себя порядок можно и малыми силами?» – спросила я у Кирилла, однако с таким заключением он позволил себе не согласиться. – Не могу сказать, что «малыми», – ответил он, – если учесть, что мы там трудились порядка трех часов. Как раз сил достаточно много было потрачено. Было видно, как все устали. Это была очень серьезная работа. Все увлеклись и тщательно стали убирать территорию, хотя не всю убрали, в основном, прогулочные места. Но наша инициатива произвела эффект на окружающих: многие люди, которые отдыхали, тоже воодушевились и начали сгребать вокруг себя мусор. Считаю, такая акция очень полезна, ее надо шире освещать, рассказывать о ней на приходе. После мы сделали фотоотчет об этом мероприятии, который разместили на стенде у храма. Кроме того у нас появилась идея подготовить плакаты и укрепить их в местах, где народ отдыхает. Смысл их в том, что нам небезразлично место, где мы живем. Чтобы все видели, что здесь убирались, и не дворники, которым платят, а обычные люди, которые здесь живут. Такая социальная инициатива в любом случае принесет пользу и, может быть, люди станут по-другому к этому относиться. «Не надо бороться за чистоту – надо подметать», – сказал однажды известный писатель Михаил Зощенко. И правда, разве сложно, как метко подметил прихожанин черкизовского храма Кирилл Егоров, просто собраться вместе тем, кому небезразлична чистота и, засучив рукава, навести вокруг себя порядок . Ведь эта удивительная природа дана нам самим Создателем, а сохранена заботой многих поколений, как показывает история, замечательных людей, которые не только любовались ею, но берегли и преумножали ее красоту. Так почему бы и нам не последовать их примеру?! Ведь сколько радости приносит такое по-настоящему хорошее дело, не передать словами! Фото: Сайт храма св. пророка Илии в Черкизове

Анна ПАНИНА

Версия для печати

Тэги:

Приход Община

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]