«Традиции русского воспитания в «Поучении Владимира Мономаха детям»» статья по теме

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ Поучения Владимира Мономаха

История создания

Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.

Жанр

Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.

Сюжет и тема

Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.

Главные герои

Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.

Композиция

Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.

Вторая часть Поучения — это рассказ князя о своей военной деятельности, которую можно назвать его автобиографией. Восемьдесят три больших похода совершил князь, большая часть которых посвятил борьбе с половцами. Первый поход князь по приказу своего отца совершил еще в тринадцать лет. Кроме военных дел князь пишет о том, что его любимым занятием была охота, которая также требовала физических сил и умения. Князю не составляло труда выйти одному и на вепря, и на медведя.

Третья часть Поучения – письмо к князю Олегу Святославичу Черниговскому, который в борьбе за власть убил младшего сына Владимира Мономаха. Впервые в древнерусской литературе мы видим пример, когда победитель пишет письмо побежденному, в котором он прощает князю убийство сына. Смысл письма заключается в желании князя примириться, он предлагает Олегу Святославичу, своему двоюродному брату, покаяться и прислать в знак примирения жену убитого. Письмо содержит многочисленные упоминания святых и отсылки к Священному писанию, которые должны подействовать на князя Олега. Письмо к князю становится для детей Владимира Мономаха конкретным примером следования тем правилам добродетельной жизни, которые он изложил в первой части.

Введение

Встречаясь с литературой Древней Руси, мы всякий раз удивляемся каждому произведению, вышедшему из под пера наших предков. Любому из этих произведений литературоведы дают своё объяснение, каждый по-своему интерпретируя истоки того или иного сочинения, исторические и литературные предпосылки к его созданию, общественную ситуацию, повлиявшую на автора. Но каждое из произведений Древней Руси удивляет индивидуальностью своего стиля и отличностью от других произведений той эпохи. Главной общей чертой в основной массе русской литературы древнейшего периода является то, что «она поставила в центр своих исканий человека, она ему служит, ему сочувствует, его изображает, в нем отражает национальные черты, в нем ищет идеалы». [1]

Одним из подобных произведений и является «Поучение» Владимира Мономаха, которое представляет собой своеобразное собрание его сочинений: это собственно «Поучение», автобиография и письмо к князю Олегу Святославичу. Молитва, находящаяся в конце этого собрания сочинений, которая приписывается Мономаху, судя по всему, ему не принадлежит. [2]

Поучение Владимира Мономаха заслуженно занимает весьма почётное место в ряду памятников исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности. Своей известностью произведение обязано прежде всего высоким и личным достоинствам его автора — выдающейся, легендарной фигуры в истории Руси, а также уникальности памятника, который сохранился в единственном рукописном подлиннике-списке пергаменной летописи писца Лаврентия, датированной 1377 годом.

Важной чертой «Поучения» Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. Более того, защищённое на 100 процентов как надёжный рукописный литературный источник, «Поучение» по своему содержанию высоко-патриотично и высоко-пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности — будь то князь, духовное лицо или любой мирянин. Кроме того, «Поучение» прочно вписано в общеевропейскую средневековую литературную традицию королевских, императорских наставлений наследникам и потомкам — английским и французским, византийским.

Краткая историческая справка

Родился мальчик в семье отца Всеволода, матери – дочки императора Византии Константина Мономаха, имя которого унаследовал потомок. Его почитали за боевые заслуги с целью сплочения земли русской.

Представитель княжеского рода вырос в условиях нестабильной политической ситуации и внутренних междоусобных конфликтов, пережил военные распри с половцами, которые представляли серьезную опасность. Главное событие его правления Любечский съезд 6 русских княжеств по вопросу раздела территории и объединения армии.

По характеру князь был очень миролюбивым человеком, отказался от престола в пользу брата, что говорит об усмирении его гордыни. В тех условиях обычно происходили конфликты за трон, которые ослабляли государство. Желание других представителей княжеского рода власти подрывало устои государства и благосостояния Руси.

Главным для князя была вера в Бога, которая формировала правила поведения:

  • соблюдать обещания;
  • помогать бедным;
  • уважать старших;
  • придерживаться правильного образа жизни и молиться.

Лучшая статья для Вас, переходите: Слово удача в православии

Он выступал против междоусобных войн и отрицательно относился к смертной казни, принимал участие больше в 82 походах и заключил десятки соглашений.

За время правления построил несколько церквей, возвел каменные стены вокруг Киева, проложил мост через реку Днепр. Написал напутствия духовного плана своим наследникам, оставил им нравоучения, приводя примеры личной жизни. Главная его заслуга в объединении земель и защита от набегов половцев.

«Повесть временных лет» можно считать произведением переходным от духовной литературы к светской. Первым светским древнерусским писателем является князь Владимир Мономах, написавший замечательное «Поучение» своим детям [см. его полный текст и краткое содержание].

Поучение Владимира Мономаха детям. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, был великим князем в Киеве от 1113-го до 1125-го года. В его лице перед нами встает идеальный образ древнерусского князя-христианина. Среди своих родственников-князей Владимир Мономах играл роль миротворца; ему принадлежит инициатива Любечского съезда, на котором князья целовали крест, обещая прекратить раздоры («которы»). Но немногие из князей сдержали затем свое слово, мы знаем, что некоторые из «братьи» послали послов к Владимиру, уговаривая его, вместе с ними, восстать на смоленских князей (Ростиславичей), чтобы выгнать их из их волости.

Именно после этого посещения послов, которым Владимир ответил, что не может он «креста преступити», т. е. нарушить крестного целования, огорченный вероломством «братии» своей, Мономах берет Псалтирь, ища утешения в чтении псалмов, и, раскрыв книгу наугад, читает стих из псалма 42-го – «Вскуе печалуеши, душе? вскуе смущаещи мя?» Чтение этого псалма и навело Владимира Мономаха на мысль написать свое «Поучение».

Владимир говорит, что пишет свое поучение «седя на санех», – «на далече пути». Эти его слова можно объяснить двояко. В те времена был обычай везти тело покойника на кладбище, – на санях во все времена года, так что фразу «седя на санех» можно понять, как выражение – у дверей гроба, т. е. – перед самой смертью. Но можно также думать, что Мономах, когда писал свое «Поучение», действительно находился в пути, куда-то ехал,.

Все «Поучение» проникнуто религиозным духом. Глубоко и серьезно смотрит Владимир на религиозные обязанности человека. Сам он – светский человек, князь, а по взглядам своим приближается к монашествующим подвижникам. Он говорит своим детям о ежедневном посещении церковных служб, о молитве, – беспрестанной молитве.

Молитву Мономах считает самым важным делом в жизни; он говорит своим сыновьям, что даже в походе, сидя на конях, нужно молиться; если не знаешь наизусть никаких молитв, то хотя бы повторяй про себя: «Господи помилуй!» Эту молитву знает всякий: «аще и на кони ездячи», и – «иных молитв не умеете молвити, а «Господи помилуй» зовете беспрестани втайне, та бо есть молитва всех лепши [лучше], нежели мыслити безлепицу ездя».

Дальше он говорит, что есть три добродетели, которыми можно победить дьявола: покаянием, слезами и милостынею. – «То, дети мои, не тяжка заповедь Божья, може теми делы тремя избыти грехов своих и царствия не лишитися. А Бога деля (ради) не ленитися, молю вы ся, не забывайте трех дел тех».

Говоря об обязанностях правителя, Мономах рисует детям идеальный образ князя-христианина, каким он был сам. Князь должен постоянно и самоотверженно заботиться о вверенном ему народе, со справедливостью и милосердием относиться ко всем равно, невзирая на различие состояния. Как в мирное время, так и во время войны, на походе, князь должен во все вникать сам, не полагаясь ни на кого из дружины, сам за всем смотреть.

Обязанность князя – быть как бы первым слугой своей страны, своего народа. – «На войну вышед, не ленитеся, не зрите (т. е. – не надейтесь) на воеводы». – «И стороже сами наряживайте, и ночь отвсюду нарадивше около вой тоже лязите, а рано встанете, а оружья не снимайте с себе».

Мономах безусловно отрицательно относится к смертной казни: «ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убить его; аще будет повинен смерти, а душа не погубляйте никакой же хрестьяны».

Иностранцев он советует принимать ласково и приветливо: они в чужие страны добрую молву разнесут. Русские люди всегда хорошо относились к иностранцам.

Мономах говорит, что вставать князю надо при восходе солнца, молиться, посещать заутреню; потом надо «думать с дружиною», или судить приходящих к нему с жалобою людей. После обеда в полдень нужно отдохнуть: «спанье есть от Бога присужено полудне», – «почивает и зверь, и птицы, и человецы».

Охота («лов») также входит в число обычных княжеских занятий. В то время в лесах и степях было еще так много диких зверей, что охота была делом защиты от их нападений. Мономах говорит о своих приключениях на охоте: рассказывает, как два тура его на рога подымали, олень – один ногами топтал, другой бодал, кабан меч с его бедра сорвал, медведь набросился на него и вместе с конем повалил, – но Божией милостью остался он невредим.

Все это он рассказывает не из хвастовства, а просто повествует своим детям о своей мужественной воинственной жизни. Эта вторая часть «Поучения» носит автобиографический характер.

Главным делом защиты страны в то время были частые походы против половцев, кочевавших в степях. Одних больших походов против половцев Мономах совершил 83, а малых он и не считает.

Удивительно то, как такую воинственную, мужественную жизнь, полную опасностей и трудностей, Владимир Мономах соединял с жизнью истинно христианской. Все Поучение проникнуто духом простой, ясной и глубокой христианской мудрости.

Сочинения Владимира Мономаха входят в состав Лаврентьевской летописи. Они включают в себя само «Поучение», автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. «Поучение» явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.

Рассуждение 7 класс

Данное произведение относится к разделу древнерусской литературы. Многие филологи признают, что «Поучение Владимира Мономаха» стоит особняком по отношению к другим древнерусским произведениям.

Если говорить об истории создания этого произведения, то интересно будет знать, что первоначально Владимиру Мономаху приписывали авторство только одной записи из книги и одного письма. Теперь же многие ученые не сомневаются в идее, что «Поучение» было полностью написано одним Владимиром Мономахом без соавторов.

Стоит отметить и исключительную особенность «Поучения» для того времени. Дело в том, что раньше произведения писались только лицами духовной сферы, так как только они были достаточно образованны для написания или перевода богослужебных книг. В то время, как Владимир Мономах – это государственный и общественный деятель, светский человек, личность, которая смогла использовать всю свою силу и власть во благо Родине.

Уже в зачине произведения можно увидеть сентиментальные нотки. Благодаря им создается завещательный тон произведения. Так начало фразы «Сидя на санях…» может намекнуть внимательному читателю на скорую смерть автора произведения. Ведь, известно, что во времена Древней Руси тело мертвого человека доставляли к месту погребения на санях. Это может говорить о том, что к словам мудрого и опытного князя стоит прислушиваться. И именно его большой житейский опыт дает ему право писать это «Поучение». Также, это может говорить о том, что великий князь предчувствует свою скорую смерть, поэтому он спешит оставить своеобразное завещание последующим за ним князьям.

Из-за слов «дети мои» может создаться впечатление, что «Поучение» обращено к младшему поколению. Но это не совсем так. Возможно, при написании произведения, великий князь и думал о будущем поколении. Но стоит помнить, что во времена написания произведения Владимир Мономах был великим князям. От того его статус делал его выше по отношению к другим более мелким князьям.

К тому же в «Поучение» можно увидеть связь с Библией и другими религиозными книгами, но это говорит лишь о том, что автор данного произведения соблюдал книжные традиции того времени.

Чтобы «Поучение» казалось более убедительным для читателя, автор позволяет себе обращаться к примерам из своего жизненного опыта. Так, он приводит длинный перечень походов, в которых он принимал активное участие с 13 лет. И все приведенные примеры лишь служат свидетельством того, что великий князь не только дает советы о жизни, но и сам их придерживается. К примеру, он советовал не злоупотреблять властью, быть справедливым, избегать не нужных и многочисленных кровопролитий, не придаваться лени и служить во благо своему государству и народу.

Подобное заключение говорит о действительном желании Владимира Мономаха оставить в головах князей мысли о единственно правильном князе.

Другие сочинения: ← Чему учит сказка Снежная королева Андерсена?↑ ДругиеАнализ романа Защита Лужина Набокова →

Список литературы

1. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. — М., 1968.

2. Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. — Киев, 1891.

3. Древнерусская литература. Изображение общества. — М., 1991.

4. Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. — М., 1968.

5. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — Л., 1986.

6. Памятники литературы Древней Руси. — М., 1978.

7. Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. — М., 1971.

8. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. — СПб., 1992.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]