История Хлебной или Запечной иконы Божией Матери, о чем просят и молитвы


История появления и обретения Хлебной иконы

Икона Божией Матери «Хлебная» известна с XVI века. В 1538 году в Соловецкую обитель забрел необычный странник. Простая, ветхая одежда, изможденный вид не могли скрыть образованности паломника.

Тайна происхождения была открыта лишь духовнику и настоятелю. Им оказался богатый московский боярин Федор Колычев, впоследствии ставший митрополитом Московского патриархата. По достижении 30 лет, устав от придворных интриг, Федор решил оставить мирскую жизнь, удалившись в обитель.

Прослужив некоторое время послушником, Федор принял постриг с именем Филипп. Местом послушания инока определили монастырскую пекарню. Пекарский труд был очень тяжел. Приходилось ежедневно изготавливать огромное количество просфор и хлебов не только для монастырской братии, но и для паломников.

Но Филипп не роптал, терпеливо неся послушание. Вынести все трудности ему помогали молитвы. Особенно усердно Филипп молился Царице Небесной. И Божия Мать возблагодарила инока, послав ему свой образ.

Не желая расставаться со святым образом, Филипп держал икону всегда при себе, расположив возле печи. Всю выпечку до передачи братии инок выставлял перед Богородичным образом, прося Ее благословения. Монахи, придя за хлебом, как бы получали его из рук Праматери. За это святой образ стал называться Хлебным («Хлебенным») или Запечным.

Спустя годы Филипп стал монастырским игуменом, прослужив на этом поприще 18 лет. После чего был назначен царем Иваном Грозным Московским митрополитом.

«Хлебная» Богоматерь очень почиталась обитателями Соловецкого монастыря, а ее чудотворная сила стала известна во многих уголках Руси. Чудотворный образ долгое время находился в Спасо-Преображенском соборе, но после закрытия монастыря был утрачен.

За годы существования иконы с нее сделали несколько списков, один из которых был ниспослан Леушинской женской обители. Его передал сестрам обители неизвестный богомолец в 1880 году. Игуменья монастыря распорядилась поместить священную икону в пекарне и читать перед ней ежедневно Неусыпающий акафист.

С приходом советской власти в 1931 году монастырь закрыли. Во время создания Рыбинского водохранилища (1941-1946 годы) Леушинский монастырь оказался под водой, и святой образ безвозвратно пропал.

Очередное явление Хлебной иконы выпало на 1941 год, на время блокады Ленинграда. Чудотворный образ неожиданно явился простой женщине Наталье Васильевне Федоровой. Пойдя за пособием на детей, женщина попала под обстрел. Поднявшись с земли после обстрела, она увидела три иконы, на одной из которых была надпись «Хлебная».

Многие годы святой образ хранила семья женщины. Перед смертью дочь Натальи Васильевны, Нина Михайловна передала Богородичный образ церкви иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Хлеб жизни


Хлебная икона Божией Матери

Едва ли в истории России найдется столетие мирное и во всем благополучное. Господь, «просвящая и освящая всякого человека, грядущего в мир», не случайно допускает скорби, нестроения и трудные времена. Но, желая каждому спасения, Бог посылает и силы, и чудесную помощь, и надежных заступников, первейшей из которых является Его Пречистая Матерь.

Смерть за плечами

В блокадную зиму 1941 года Ленинград выживал. Тысячи семей голодали и замерзали. О себе уже мало кто думал… Но как же дети? Все мыслимые и немыслимые усилия были направлены на их спасение. У Натальи Васильевны Федоровой было двое детей. Когда закончились скромные запасы черного хлеба, замешанного на опилках и земле, она вынуждена была кормить своих чад газетами. В отчаянии мама отправилась на поиски хоть какой-то помощи. Ее дочь, Нина Михайловна Федорова, впоследствии рассказывала:

“Мама упала, а когда поднялась – под ней оказались три иконы”

«Мама пошла, чтобы получить хоть какое-то пособие на детей, и в это время начался обстрел… Пробегавший мимо матрос закричал: “Ложись все!” – и толкнул маму. Мама упала, а когда поднялась, под ней оказались три иконы. Когда мама шла – там ничего не было, а поднялась – вдруг иконки. Она пришла в смущение, подумала: “Боже мой, что же это такое?! Как мне быть?” Поняла, что находка была не случайной, – это было явление. И тогда она решила пойти к одной благочестивой старушке, спросить у нее. Пришла и говорит: “Как мне быть, как поступить? Вот три иконки нашла”. Та ответила: “Ты думала, у тебя смерть за горами, а она была за плечами”, – и посоветовала ей оставить иконы у себя и хранить бережно».


Блокадный Ленинград

Это были иконы Пресвятой Богородицы, святого евангелиста Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца. На образе Царицы Небесной была надпись: «Хлебная Пресв. Богородица». Надежда на спасение теперь не покидала сердце матери.

Чудеса не заставили себя долго ждать: уже на следующий день незнакомый мужчина в солдатской форме отдал Наталье Васильевне мешок овса, который, без преувеличения, и спас семью от мучительной голодной смерти. А уже через неделю по «Дороге жизни» началась поставка продуктов в осажденный город.

Особое заступничество Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих чувствовали не только мама с детьми, но и все, кто бывал в их доме: все они выжили в страшные дни блокады. Образ Пресвятой Богородицы, так чудно названный «Хлебным», до самого недавнего времени бережно хранился в доме Нины Михайловны Федоровой.

Град Китеж

Русская Православная Церковь всегда разделяла с Россией ее тяжелую судьбу. Тысячи новомучеников, разоренные храмы и монастыри – таков итог совсем недавнего прошлого… Многие обители – большие и малые, богатые и бедные – так и не смогли восстановиться после семи десятилетий строительства коммунизма. Особая история у Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Основана обитель в 1875 году недалеко от реки Шексны между городами Череповцом и Рыбинском. Расцвел монастырь благодаря мудрому настоятельству игумении Таисии (Солоповой) и молитвенному покровительству отца Иоанна Кронштадтского. Обитель даже называли одной из трех крупнейших «женских лавр» России (наряду с Дивеево и Шамордино). Накануне 1917 года в обители проживало около 700 насельниц.


Леушинский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский

Матушка Таисия, сподобившаяся явления Божией Матери, во всех делах обители видела благую и промыслительную помощь Царицы Небесной.

В конце 1880-х годов один богомолец принес из Соловецкой обители в Леушинский монастырь список чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Хлебная». Сестры торжественно встретили святую икону и, пройдя с ней крестным ходом, поместили в пекарню. Заступничеством Царицы Небесной монастырь, знавший разные времена, никогда не оставался без хлеба.

В Леушинской обители был уникальный обычай – чтение Неусыпающего акафиста перед иконами Богородицы

Позже по благословению игумении Таисии для «Хлебной» иконы была устроена особая келья, куда стали собирать и списки других явленных икон Божией Матери. Перед образами Пресвятой Богородицы сестры читали Неусыпающий акафист. Так матушкой Таисией был учрежден уникальный обычай – «Чин чтения Неусыпающего акафиста». Подобной традиции не знал ни один монастырь ни в России, ни даже на Афоне.

Почти 40 лет в Леушинском монастыре немолчно возносились к Небу хвалебные пения Царице Небесной, возглашалось архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная».

В 1931 году монастырь был закрыт

А через некоторое время сбылся пророческий сон матушки Таисии:

«Видится мне следующий сон. Иду я где-то и подхожу к ржаному полю; рожь так высока, густа и хороша, что на редкость, а мне предстоит все это поле пройти, именно рожью, так как дороги никакой нет, а идти я должна». Некий голос с неба открыл ей, что она должна «выжать все это поле».

После ржаного поля матушка Таисия увидела «огромное пространство воды, которому и конца не видно; но я почему-то знала, что это вода наливная, а не самобытная, что тут – луг, сенокос… И я пошла; между тем оказалось довольно глубоко, чем дальше, тем глубже, и я стала бояться утонуть, так как плавать не умею, а вода покрывала меня по шею…»

С 1941 по 1946 годы началось медленное затопление бассейна реки Шексны. Рыбинское водохранилище, возникшее на этом месте, стало самым большим искусственным морем в мире. Монастырь, словно древний легендарный град Китеж, ушел под воду.

«Хлебная» икона, как и многие другие святыни обители, была безвозвратно утеряна.

Потомок знатного рода

Фёдор Колычёв покидает родительский дом

Около 1538 года в Соловецкий монастырь прибыл удивительный странник, облаченный в простую, ветхую одежду, уставший и изможденный. Несмотря на убогий внешний вид, поведение его выдавало человека глубоко образованного и далеко не крестьянского рода. Тайну знали, по-видимому, только двое в обители: монах, ставший духовником странника, и настоятель.

Подвижником был Федор Колычев, выходец из старинной семьи московских бояр, славившейся богатством и влиятельностью. «Захарьины (Романовы), Шереметевы, Колычовы вели свои роды от общего предка. Веками они строили, вместе с потомками Калиты, государство Московское и, потеснившись перед удельными князьями, переезжавшими на московскую службу со времени Ивана III, продолжали служить своим государям…» Не было никаких сомнений в том, что рожденного в 1507 году Федора ждет блестящее будущее.

К сожалению, о детстве и молодости будущего святителя мало что известно. Житие подчеркивает отчужденность юноши от игр и обычаев сверстников, любовь к чтению, к житиям «досточудных мужей». Отец, Степан Иванович, находился при дворе (был ближним боярином при великом князе Василии Ивановиче) и заседал в Боярской Думе. Степан Иванович, «муж просвещенный и исполненный ратного духа», особое внимание уделял подготовке сына к государевой службе: владению оружием, верховой езде и другим самым различным воинским навыкам. Мама, Варвара (в иночестве Варсонофия), пеклась о том, чтобы сын вырос истинным христианином.

Федор получил самое лучшее образование для того времени: «учился грамоте по церковным книгам, приобрел и сохранил до конца жизни любовь к душеполезному чтению», должен был знать иностранные языки, владеть большинством видов холодного оружия, изучать военное искусство, основы фортификации. Это притом, что далеко не каждый боярин того времени знал даже грамоту. Повзрослев, он ожидаемо пошел по стопам отца: служил при дворе, по некоторым данным был даже «дядькой» будущего царя Иоанна Грозного. «Житие» об этом говорит так: Федор «со прочими благородными юноши въ служение царское учиняетъся…»

Отдых для души, работа для тела


Соловецкий монастырь

В 1537 году, когда Федору исполнилось 30 лет, бояре, недовольные правлением Елены Глинской, объединились вокруг младшего сына Ивана III и Софьи Палеолог Андрея Старицкого. Бунта не получилось, Андрей сдался и был помещен в тюрьму, где через несколько месяцев скончался. Его сторонников кого заточили, а кого и умертвили. У Федора Колычева казнили многих родных. Эти обстоятельства ускорили выбор Федора, и он, по всей видимости и без того уставший от придворных интриг и лицемерия, решает резко изменить свою жизнь.

«…случилось ему, по особому Божиему Промышлению, призревшему на него, войти в церковь во время совершения Божественной Литургии. Здесь он услышал слова Евангелия: “Никто не может служить двум господам” (Мф. 6: 24). Пораженный этими словами, он размышлял в себе, что эти слова относятся и к нему, и решился оставить мирскую жизнь».

Не простившись с родными, без денег и припасов, в простой одежде Федор пешком отправляется на Север. Цель его трудного пути – Соловки, где он чаял отдыха для души и работы для тела. В деревне на берегу Онежского озера он остановился у местного поселенца, где «не мало дней» пробыл пастухом. Так, замечает Житие, будущему пастырю «словесных овец» надо было прежде попасти овец бессловесных. Достигнув вожделенного Соловецкого монастыря, Федор полтора года проходил искус в качестве послушника, «дрова убо секий и землю копая в ограде (огороде) и каменье пренося, овогда же и гной (навоз) на плещу своею носяще», «многожды же уничижаем и бием от неразумных».

Филипп не хотел расставаться с чудесно ниспосланной иконой и поставил ее там же, где и трудился, – в пекарне

После принял постриг с апостольским именем Филипп. Нес послушание сначала на поварне, потом в пекарне: для того, чтобы изготовлять просфоры и печь хлебы на братскую трапезу, нужно было ежедневно рубить дрова, носить воду, топить печь… Тяжелая работа не смущала инока, в недавнем прошлом знатного боярина. Несмотря на все тяготы, он никогда не оставлял молитвы, особенно к Божией Матери, Чье покровительство он чувствовал всегда. Пресвятая Владычица утешила его явлением Своего чудотворного образа. Филипп не хотел расставаться с чудесно ниспосланной иконой и поставил ее там же, где и трудился, – в пекарне, рядом с печью, а все свежевыпеченные хлеба и просфоры с молитвой ставил перед образом – на благословение. Скоро в обители икону стали называть «Хлебной» или «Запечной».

Монах Филипп позже стал игуменом Соловецкого монастыря. На этом поприще он подвизался около 20 лет, без устали трудясь во славу Божию, развивая и благоукрашая обитель. При нем была обустроена гавань и положены дороги, вместо деревянных основаны каменные храмы, создана сеть каналов между многочисленными озерами на острове, на которых были поставлены мельницы; введены механические усовершенствования в монастырские промыслы, на камнях был создан фруктовый сад. До игуменства Филиппа Соловецкий монастырь практически всегда голодал, а при нем, по словам летописца, «прибыли шти с маслом, да и разные масляные приспехи, блины и пироги, и оладьи, и крушки рыбные, да и кисель, да и яичница… стали в монастырь возити огурцы и рыжики…» В то же время игуменом Филиппом был разработан строгий устав, который не поощрял стяжательства. Молитвенная жизнь обители была примером для других монастырей Беломорья.

«Как предстанешь на суд Его?»

В 1566 году игумен Филипп стал митрополитом Московским и всея Руси. Царь надеялся, что найдет в нем благорасположенного советника. Филипп долго не соглашался принять высокий сан. «Не могу, – говорил он со слезами, – принять на себя дело, превышающее силы мои. Отпусти меня Господа ради; зачем малой ладье поручать тяжесть великую?», но в итоге вынужден был подчиниться воле царя. Святитель «дал свое слово архиепископам и епископам, что он по царскому слову и по их благословлению соглашается стать на митрополию, что в опричину и в царский домовый обиход ему не вступаться, а по поставлении из-за опричины и царского домового обихода митрополии не оставлять».

Незадолго до отъезда из Соловков в пустыне, которую ныне называют «Филипповой», святителю в укрепление было видение: израненный Христос стоял в терновом венце как бы перед выходом на Голгофу. Когда видение прошло, там, где стояли ноги Спасителя, появилась вода. Игумен Филипп устроил на том месте родник.

В Москве стало ясно, что Спаситель призывал теперь уже митрополита Московского на крестный путь.


Святитель Филипп, митрополит Московский

Опричнина первоначально не имела таких ужасающих масштабов и характера, которых достигла позже. Какое-то время отношения между главой Церкви и главой государства были вполне добрыми. Митрополит, отправляя из Москвы милостыню в Соловецкий монастырь, просил братию молиться за государя и его семью. Послание оканчивалось словами, много говорящими о душевном складе святителя: «А яз вас благословляю и много челом бью… Бога ради, живите любовно».

Но постепенно опричный террор, возглавляемый Грозным царем, становился все беспощаднее и бессмысленнее.

Митрополит Филипп несколько раз пытался вразумить царя: «нача молити, дабы государь престал от такого неугодного начинания Богу и всему православному християнству. И воспомяну ему евангельское слово: “Аще царство на ся разделится – запустеет”. И ина многа глагола со многими слезами…» Видя, что увещевания не имеют никакого воздействия, митрополит обличил воинство опричников прилюдно.

Подробности первого открытого противостояния известны не только из Жития святителя, но и по рассказам иностранных наемников на русской службе: царь вместе с опричниками, одетыми в черные ризы и монашеские шапки, как то и подобало их «опричному уставу», пришли на богослужение в Успенский собор Кремля. После Литургии царь подошел к Филиппу за благословением. Митрополит сперва сделал вид, что не замечает царя. Чуть позже святитель произнес: «В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю царя православного; не узнаю и в делах царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы цари благочестивые возмущали собственную державу столь ужасно! В самых неверных, языческих царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям – а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства – и совершаются именем царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? Обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? Ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого!» (Карамзин Н.М. История государства Российского).

Безусловно, митрополит знал, чем ему грозят такие слова. Царский ответ не заставил себя долго ждать. Вскипев гневом, Грозный «ударил своим жезлом оземь и сказал: “Я был слишком милостив к тебе, митрополит, к твоим сообщникам в моей стране, но я заставлю вас жаловаться”».

«…дара Божиего не получают обманом»


Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Художник: Яков Турлыгин

Иван Грозный не сразу решился поднять руку на всенародно почитаемого митрополита, но расправа была уже делом времени.

По указу Ивана Васильевича, в ноябре 1568 года в Успенском соборе Кремля состоялся суд над митрополитом Филиппом. Прямо в храме во время богослужения с него были сорваны архиерейские одежды и заменены на рваную рясу. Первоиерарха Церкви на основе клеветнических показаний признали виновным в «порочной жизни» (клеветников нашли в Соловецкой обители, стольким обязанной своему бывшему игумену) и приговорили к ссылке в тверской Отроч монастырь (первоначально царь ратовал за казнь через сожжение). Святитель произнес: «Дети! Все, что мог, сделал я. Если бы не из любви к вам, и одного дня не оставался бы я на кафедре… Уповайте на Бога, терпите».

В декабре 1569 года царь со своею дружиною отправился карать Новгород и Псков за мнимую измену, а своего верного служаку, Малюту Скуратова, отправил к святителю.

Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал: «Владыка святой, дай благословение царю идти в Великий Новгород». Но святой отвечал Малюте: «Делай, что хочешь, но дара Божиего не получают обманом». Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою» (Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых. 9 января).

Святитель Филипп окончил свой земной путь 23 декабря 1569 года.

Через 20 лет, в 1590 году, по горячим просьбам братии родного монастыря святителя, его мощи были перенесены из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий, где и были упокоены под «Хлебной» иконой Божией Матери.

В 1652 году, по воле царя Алексея Михайловича, под громкие рыдания соловецкой братии патриарх Никон с великими почестями перевез мощи святителя Филиппа в Успенский собор Московского Кремля. Там и сегодня можно поклониться мощам святителя, пребывавшего на Московской митрополичьей кафедре всего два года, но оставившего неизгладимый след в памяти не только современников, но всех грядущих поколений.

“Не Московскому великодержавию служили русские святые, а тому Христову свету, который светился в царстве, – и пока этот свет светился”

«Он был почти одинок в своем протесте среди современных ему иерархов, одинок и на фоне целых веков. Но его голос спас молчание многих; его подвига достаточно, чтобы выявить для нас новую черту в лике Православия. Церковь, канонизировавшая святого, взяла на себя его подвиг, столь редкий – быть может, даже единственный вплоть до грозных событий наших дней. Подвиг митрополита Филиппа дает настоящий смысл и служению его сопастырей на Московской кафедре Успения Богородицы: святителя Алексия и святителя Гермогена. Один святитель отдал труд всей жизни на укрепление государства Московского, другой – самую жизнь, обороняя его от внешних врагов. Святитель Филипп отдал жизнь в борьбе с этим самым государством в лице царя, показав, что и оно должно подчиниться высшему началу жизни. В свете подвига Филиппова мы понимаем, что не Московскому великодержавию служили русские святые, а тому Христову свету, который светился в царстве, – и лишь до тех пор, пока этот свет светился» (Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит Московский. Париж, 1928).

После мученической кончины святителя Филиппа образ «Хлебной» Богоматери стал одним из самых чтимых в Соловецкой обители.

После закрытия монастыря икона была утрачена.

Услышанные молитвы

Нина Михайловна Федорова с «Хлебной» иконой Богородицы

Лето 2002 года выдалось сухим. Вода в Рыбинском водохранилище опустилась ниже обычного уровня более чем на три метра. Место, где находился Леушинский монастырь, впервые за многие десятилетия почти полностью показалось из-под воды. 10 октября епископ (тогда Вологодский и Великоустюжский) Максимилиан (Лазаренко) отслужил молебен на месте бывшего монастыря.

В настоящее время в Санкт-Петербурге действует Иоанно-Богословское подворье Леушинского монастыря, основанное в 1894 году по благословению праведного Иоанна Кронштадтского.

Прихожане подворья долго искали образ «Хлебной» Божией Матери. Нина Михайловна Федорова, узнав историю Неусыпающего акафиста, согласилась дать икону на три дня. Все три дня без перерыва перед образом шло чтение акафиста, а также происходило освящение хлебов.

Чудотворный “Хлебный” образ был передан в храм иконы Божией Матери “Взыскание погибших” – и начал обновляться

В сентябре 2008 года Нина Михайловна, приняв предсмертное причастие, отошла ко Господу. А чудотворный образ по ее завещанию был передан в храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Попав в церковь, образ начал обновляться.

В Успенском соборе Санкт-Петербурга, возведенном в знак вечной памяти жертвам блокады, также есть список иконы Богородицы «Хлебная», сделанный в наши дни.

***

В сегодняшние непростые времена к спискам чудотворной иконы Богородицы «Хлебная», как и прежде, тянутся вереницы прихожан, вознося молитвенные просьбы о помощи в материальных и духовных нуждах. Ведь «Хлебной» икону стали называть не только по ее чудесному явлению в пекарне или помощи в добывании «хлеба насущного», но и в память о том, что именно Пресвятая Богородица стала той Плодородной Землей, Которая вырастила Хлеб, сошедший с Небес. Каждый раз, готовясь ко Святому Причастию, мы читаем: «Божественный Хлеб жизни во чреве Твоем, Богомати, истинно испечеся».

Кто-то однажды сказал: «Жизнь легче, чем кажется: нужно всего лишь принять невозможное, обходиться без необходимого и выносить невыносимое». Жизнь христианина еще легче: Пресвятая Богородица оставила нам всего одну заповедь. Но в ней – весь смысл истинной христианской жизни. На Брачном пире в Кане Галилейской Пречистая сказала служителям, а вместе с ними и всем нам: «Что скажет Он вам, то сделайте».

Господь, по предстательству Пречистой, не оставит не услышанной ни одну просьбу, молитвенно обращенную к Ней. Но когда Господь спросит: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу?..» – не оказаться бы в числе тех девяти.

Описание и значение образа Божьей Матери

Соловецкий монастырь долгое время оставался без чудотворного образа. Один из списков Хлебенной иконы обитель приобрела не так давно.

Запеченная икона была выкуплена одним из благотворителей и передана Соловецкому подворью перед праздником Рождества Богородицы. Еще один из списков был написан преподавателем Духовной Семинарии в Санкт-Петербурге, Валентиной Ждановой.

На иконе Пресвятая Дева Мария изображена по пояс:

  • на голове Богоматери голубой чепец (плат);
  • поверх голубой туники наброшен красный омофор;
  • на плечах и челе Богородицы сияют три звезды, символизирующие Приснодевство;
  • голова наклонена к Божественному Отроку, восседающему на руке Богоматери;
  • второй рукой Она указывает на Христа, направляя верующих к Иисусу;
  • правой рукой Спаситель благословляет Мать;
  • левой рукой Отрок держит свернутый свиток.

По обе стороны от Богоматери размещены образы апостола Иоанна Богослова и святого Николая Чудотворца. Эта икона находится в Санкт-Петербургском Успенском храме, возведенном в честь жертв блокадного Ленинграда.

Чудотворный Богородичный образ является напоминанием всем людям о хлебе насущном. Но в евангельском смысле «хлеб» трактуется гораздо шире, чем обычная пища.

По Евангелию, в качестве хлеба насущного понимается духовное общение с Господом, без которого человеческая душа мертва. Впустив в себя Бога, православные христиане насыщают хлебом душу, подготовив ее к вечной жизни.

LiveInternetLiveInternet

Икона Божией Матери «Хлебная» явилась святителю Филиппу Московскому, когда тот подвизался в Соловецкой обители.

В миру боярин Феодор Колычев, в 30-летнем возрасте он покинул государственную службу и в простых одеждах тайно удалился на Крайний Север. Не открыв своего имени, он трудился на общих послушаниях как простой монах. Вскоре благоговейного послушника назначили в пекарню — изготовлять просфоры и хлебы на братскую трапезу. Нелегко было знатному боярину на этом весьма тяжелом послушании, однако, несмотря на все тяготы, он не оставлял молитвы. Матерь Божия, к Которой всегда с особым усердием прибегал инок Филипп, утешила послушника явлением ему Своего чудотворного образа. Случилось это в 1540-х гг. Новую икону Богоматери Филипп поставил на месте своего послушания — близ хлебопекарной печи и с тех пор имел обыкновение все новоиспеченные просфоры и хлебы поставлять перед ней, как бы принося Самой Матери Божией. Братия, приходя за просфорами и хлебом, взимала их от образа, как от рук Самой Пречистой. Икону стали именовать также «Запечной» или «Хлебной». После мученической кончины св. Филиппа в 1569 г. (память — 22 января н.ст.) образ «Хлебной» Богоматери стал одним самых чтимых в Соловецкой обители и прославился во многих концах Святой Руси.

Начало Неусыпающего акафиста в Леушинском монастыре

Началом «чину Неусыпающего акафиста» послужило принесение в конце 1880-х гг. одним благочестивым богомольцем в Леушинский монастырь из Соловецкой обители списка чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Хлебная». Эта святая икона была торжественно встречена сестрами за две версты от обители, крестным ходом внесена в святые врата и помещена в пекарне. По благословению Настоятельницы сестры, получая хлеб, должны были положить три поклона Хлебной Богоматери, принимая хлеб как бы из Ее рук, а каждый вечер читать пред нею Акафист. После этого, несмотря на скудость, монастырь никогда не оставался без хлеба. У игумении Таисии возникла мысль устроить для Хлебной иконы особую келию, в которой она благословила собирать списки других явленных икон Божией Матери и читать пред ними Неусыпающий Акафист. Очевидно, Матушка Таисия знала о существовании в Дивеево благословленной Батюшкой Серафимом часовни, в которой собирались все иконы Богоматери и где Преподобный заповедал читать Неусыпающую Псалтирь. В подражание дивеевской часовне иг. Таисия благословила в 1905г. воздвигнуть подобную в Леушино. Материалами для строительства послужили остатки от новосооруженного зимнего Троицкого собора с приделом Преп. Серафима Саровского. В новую часовню, воздвигнутую рядом с Похвальским собором, была перенесена чтимая икона Хлебной Богоматери и другие списки Ее икон. Часовня была освящена 10 июля 1906 г. о. Иоанном Кронштадтским. Сам горячо почитая Пречистую Богородицу, Дорогой Батюшка, вознеся в Часовне хвалу Божией Матери, в духовном восторге воскликнул: «Если бы я жил здесь в монастыре, я не ушел бы отсюда из этой часовни, — как вожделенно славить Владычицу». Почти сорок лет вплоть до закрытия в 1931г. в Леушино немолчно возглашалось архангельское приветствие Богоматери: «Радуйся, Благодатная». «Согласно благоговейному желанию настоятельницы святое Имя Богоматери, Неусыпной Заступницы и Покровительницы этой пустынной обители не переставало славиться ни на минуту». К сожалению, чтимый Леушинский список Хлебной Богоматери в советское время был утрачен. После затопления великой обители его местонахождение неизвестно. В наши дни в Санкт-Петербурге действует подворье Леушинского монастыря. Прихожане храма Леушинского подворья долго искали образ «Хлебной» Божией Матери. Списков с этого чрезвычайно редкого образа делали немного. Маленькое черно-белое изображение в известной книге Поселянина «Чудотворные иконы Матери Божией» давало только общее представление о его иконографии — близкое к «Скоропослушнице». Наконец, спустя полтора года после возобновления традиции Неусыпающего Акафиста по субботам на Леушинском подворье, в храме явилась «Хлебная» икона. Оказалось, что список редкого образа на золоте хранится в одной из петербургских квартир как семейная святыня. Об этом нам сообщила председатель совета фонда «Радетель» Нина Яковлевна Чаленко, пригласив причастить хранительницу иконы. Нина Михайловна Федорова — коренная петербурженка. Родилась в 1935 г. и всю жизнь прожила в Петербурге. Не покидала его и в страшные годы блокады. О том времени Нина Михайловна до сих пор не может спокойно рассказывать: сразу наворачиваются слезы. В блокаду она и трехлетний брат Анатолий остались вдвоем с мамой Натальей Васильевной. Осенью и зимой 1941 г. было особенно тяжело. «Ни воды не было, ни еды», — вспоминает Нина Михайловна. 125 грамм хлеба — «он такой черный был, с землей и опилками» — не могли поддерживать жизнь. Наступил момент, когда три дня пришлось есть одни газеты. «Поели три дня газеты и говорим: мама, больше не хотим, кушай сама». В этот страшный момент Божия Матерь явила Свое неожиданное заступничество. Приводим рассказ Нины Михайловны Федоровой о явлении «Хлебной» иконы: «Мама пошла, чтобы получить хоть какое-то пособие на детей, и в это время начался обстрел. Это произошло на Малой Морской улице около института Авиаприборостроения, на углу. Ужасный свист начался — когда снаряды летят близко, они свистят. На земле появились выбоины. Пробегавший мимо матрос закричал: «Ложись все!» — и толкнул маму. Мама упала, а когда поднялась, под ней оказались три иконы. Когда мама шла — там ничего не было, а поднялась — вдруг иконки. Она пришла в смущение, подумала: «Боже мой, что же это такое?! Как мне быть?» Поняла, что находка была не случайной — это было явление. И тогда она решила пойти к одной благочестивой старушке, спросить у нее. Пришла и говорит: «Как мне быть, как поступить? Вот три иконки нашла». Та ответила: «Ты думала, у тебя смерть за горами, а она была за плечами», — и посоветовала ей оставить иконы у себя и хранить бережно». Прочитав название на одной иконе — «Хлебная Пресвятая Богородица» — Наталья Васильевна почувствовала надежду и вернулась домой. На другой день незнакомый солдат дал ей килограмм овса. «Хлебная» Богоматерь послала хлеб. «Это была первая помощь от иконы, — говорит Нина. — Мама овес на буржуйку положила и по зернышку мы клевали, тем и спаслись. С тех пор эти три иконы у нас дома: Хлебная Божия Матерь, Иоанн Богослов и святитель Николай — бронзовая. Мама молилась перед этими иконами и никогда их не оставляла». Узнав историю Неусыпающего акафиста, Нина Михайловна согласилась дать образ на три дня, чтобы перед ним, как в прежнем Леушино, был воспет Акафист Божией Матери. Подруга Нины Михайловны — Нина Яковлевна принесла святыню в храм Леушинского подворья. 5 марта 2003 года впервые после закрытия Леушинского монастыря чтение Неусыпающего акафиста совершалось перед Хлебной иконой Божией Матери. В течение трех дней непрерывно читались акафисты, совершалось освящение хлебов и сухариков. Богородица в эти дни явила особе знамение. В храм пришла раба Божия по имени Людмила, которая рассказала, что ей три дня назад приснилась Матерь Божия и повелела испечь пирожки, вручив при этом накладную, в которой значились 150 пирожков. Раба Божия, проснувшись, недоумевала, для чего и для кого нужно испечь эти пирожки. Вечером она услышала по радио рассказ о Хлебной Богоматери и принесении Ее иконы в храм Леушинского подворья. Она решила, что именно Богоматери она и должна приготовить пирожки. Каково же было ее удивление, когда она, увидев икону Божией Матери Хлебную, узнала в ней явившуюся ей в этом образе Богородицу. Принесенные 70 пирожков были священны и благословлены всем богомольцам. На другой день Людмила принесла еще 80 пирожков, исполнив таким образом послушание, данное ей во сне. Кто-то вспомнил, что преподобный Серафим Саровский благословил на канавке в Дивеево читать именно 150 раз «Богородице Дево, радуйся». Наверное и количество пирожков Хлебной Божией Матери было не случайным. В наши дни был написан список иконы Божией Матери «Хлебная» для Успенского храма Санкт-Петербурга, построенного в память жертв блокады на месте массовых захоронений горожан, умерших и погибших в эти страшные годы. Он так и называется в народе «блокадный». Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Семинарии иконописец Валентина Жданова написала образ на серебре. На нем Божией Матери предстоят апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец. По благословению строителя и настоятеля Успенского храма протоиерея Виктора этот образ был написан в память о тех иконах, которые нашла женщина в суровую блокадную зиму и которые спасли жизнь ее детям». Ужасным оказалось то событие, когда от напора ураганного ветра упали строительные леса Успенского храма, под которыми погиб отец Виктор, похороненный у стен построенного им храма. В нем и находится икона Божией Матери «Хлебная», написанная по благословению батюшки. Прихожане Успенской церкви просят молитв об упокоении протоиерея Виктора, усердием которого и по милости Божией к петербуржцам снова вернулась старинная Соловецкая икона. В самой Соловецкой обители до наших дней не было даже ни одного списка чудотворной иконы. И вот на Соловецкое подворье в Москве пришла информация о том, что список Хлебной иконы видели в антикварном магазине на Арбате. Очень скоро нашелся благотворитель, икону выкупили. Это случилось накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, который является престольным на Соловецком подворье в Москве. Примечательно то, что на месте явления иконы в Соловецкой обители еще в годы святителя Филиппа в 1859 г. был устроен храм также в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время этот список с чудотворной иконы находится на Соловецком подворье в Москве и открыт для поклонения каждый день. Все эти благодатные события стали новым явлением и прославлением образа, которым Божия Матерь в наше время практического материализма всеобщих рыночных ценностей напоминает о Хлебе насущном и дарует нам Хлеб Вечной Жизни — Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа.

Источник: Сказание о Хлебной иконе Божией Матери. — Сост. Свящ. Геннадий Беловолов. Леушинское подворье. — СПб. — 2003. — 28 с.; Материалы сайта Петрозаводской и Карельской епархии.

Серия сообщений «Пресвятая Богородица «:
Часть 1 — Акафист, тропарь, молитва Пресвятой Богородице перед ея иконой, именуемой «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная» Часть 2 — Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» (Мироточивая, Софрино) … Часть 9 — Тихвинская икона Богоматери. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. (3 часть) Часть 10 — Тихвинская икона Пресвятой Богородицы — святыня Богородице-Рождественской женской обители. Часть 11 — Тихвинская Хлебенная (Запечная) икона Пресвятой Богородицы Часть 12 — Иверская икона Божией Матери Часть 13 — Икона Феодоровской Божией Матери. … Часть 15 — ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ. БОГОИЗБРАННАЯ ОТРОКОВИЦА. Икона «Собор Божией Матери». Часть 16 — Матерь Божия сильна помогать человеку в любой беде. Видео. Протоиерей Андрей Часть 17 — Богородица. Она стала Матерью Бога и всех людей.

Почитание в православии

День празднования и почитания Хлебной иконы установлен на 21 сентября по новому стилю (8 сентября по юлианскому календарю). В этот день во многих православных церквях проходит праздничная служба, посвященная чествованию чудодейственного образа. При совершении литургии вспоминаются исторические эпизоды, во время которых проявилось предстательство Богоматери.

После службы батюшка раздает верующим по кусочку освященного хлебца. Многие люди забирают его с собой, положив дома на хранение как святыню, так как хлеб, освященный во имя Пречистой Девы Марии, приносит как материальное, так и духовное благоденствие.

«Хлебная» икона Божией Матери: о чем молятся и в чём помогает?

В дни кризиса к спискам «Хлебной» иконы потянулись вереницы прихожан. Они молились Богоматери и просили Её помочь пережить тяжелые времена, унять тревогу, справиться с материальным трудностями, найти или сохранить работу, обрести веру в будущее.

Сегодня каждому, кто подходит к «Хлебной» иконе в храме «Взыскание погибших», батюшка дает кусочек освященного хлеба. Большинство людей его относят домой и хранят, как святыню – потому издавна на Руси хлеб считался символом благополучия и достатка, а если он ещё и освящен во имя Божией Матери, то несёт на себе Её благодать и благословение. Такой хлеб обязательно принесет человеку не только материальное, но и духовное благополучие.

Эта чудесная икона являет нам Христа, как хлеб жизни. Человек, встретившись с ним утоляет свой главный голод – духовный.

По молитвам у чудотворной иконы Божией Матери «Хлебная» многим людям была оказана чудесная помощь. Если человек искренне верит и не забывает утром и вечером с молитвами обращаться к иконе, то Пречистая обязательно услышит его просьбу и поможет ему. Не забывайте, что Господь никогда не посылает нам испытаний сверх того, что мы можем вынести. И всегда в любой нужде оказывает нам помощь.

Дата празднования «Хлебной» иконы Божией Матери – 21 сентября.

О чем просят перед Хлебной иконой святой Богородицы

Богородичная икона «Хлебная» считается чудотворной. Множество людей прибегают к молитвам перед священным образом, прося помочь:

  • решить финансовые проблемы;
  • сохранить или отыскать достойную работу;
  • избежать голода и нищеты;
  • приобрести уверенность в завтрашнем дне.

Но существование человека не сводится лишь к питанию тела. Необходимо также подпитывать и душу для обретения духовного единения с Господом. Поэтому к Хлебному образу обращаются с просьбой ниспослать духовную помощь, укрепив в вере.

Молитву можно совершать как дома, так и в церкви. Даже если данного образа нет в доме, можно молиться перед любой иконой Пречистой Матери либо перед Иконостасом. Главное – искренне верить в то, что Богоматерь услышит просьбу и окажет помощь.

Текст молитвы

Молитва первая

О, Всепетая, Мати, Хлебом жизни нас питающая!

Приими молебное пение сие от нас неключимых рабов Божиих Тебе возносимое, и предстоя Образу Твоему дивящися величию чудес Твоих, показавшия от лет древних, и доныне струи милости источаеши, в хлебе насущном, Благодатная, всем Помощнице являешися, яви и нам Твое пречудное заступление. Прибегая к святой иконе Твоей «Хлебенной», не возгнушайся нас, грешных, но яко Милосердная Мати, пошли нам брашно и пищу во благо время, алчущую же душу напитай, и насыти сердца наша небесною сладостию, и умолена буди о всех призывающих Тя.

Благослови всякий дом и люди Твоя, всякое житие доброе устрояти, и в хлебном довольстве соблюди в домах наших; да не тщетно взываем ко Господу: « Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

О, Прещедрая милости Мати Бога Слова Рождшая!

Коль многое множества милости Твоея изливаеши на нас, грешных, и милость сугубо нам подающая в скорбех наших, и егда година трудная найдет на нас, и в скудости и нищете нашей пребудем еси, иже чаем получити от Тебе утешение благодатное и вспоможение, да не погибнет живот наш, иже рабы Божии, в скудости сущия, да всякое довольство от Тебя бо вси приемлем, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых. О. Боголюбивая Мати наша, устрояющая и направляющая ко спасению земную жизнь нашу, вонми молению и прошению нашему; да не тщетна будет молитва наша, мы же сокрушаясь о гресех своих, в нищете нашей, сотвори и помози, Владичице, да в жизни сей любоохотно питаяся и слезным хлебом истиннаго о гресех раскаяния, насытимся некогда и Хлебом Животным, благословенным и святейшим Плодом чрева Твоего во веки веков. Вручая бо себе Твоему покрову и спасительному промышлению о нас, да не оскудеет хвала Твоя, от уст наших, ниже вера и любовь к Тебе, всегда разумети благоугодное Тебе творити и нам спасительною, и очи наша уповают на Тя, Госпоже Богородице, да непрестанно песнословим Ти: Радуйся, Благодатная, радуйся Обрадованная; радуйся Преблагословенная; радуйся Препрославленная во веки; и испроси у возлюбленнаго Сына Твоего, Спасителя нашего, милость нам, грешным, от Него же все приемлем, Егоже Хлебом спасающая души наша. Аминь.

Молитва вторая

Царица Небесная Пресвятая Богородица Пренепорочная Дева Мария Мати Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Слезно молимтися к Тебе Заступнице Усердной не остави нас Недостойных рабов Божиих милостию и покровом Своим, Яко избраша землю Русскую уделом Своим. Матушка Небесная Просим не остави нас по любви Своей Матерней и яви хлеб невещественный, яко явила Сына Божия в мир сей ради Спасения человеков всех, не остави нас яко и в глады и моры Не оставляла без покрова народ Верный Триединому Богу Богу Отцу, Богу Сыну, и Богу Духу Святому Животворящему.

И избави народ весь от нашествия темных сил яко и в осажденных градах и весях избавляла и спасала по молитвам.

Пред Пречистым Образом Твоим много явила милости. Слезно молимтися услыши нас яко при осаде обители Соловецкой и в глад не оставила подвизающихся и народ по молитве святителя Филиппа без Материнского Своего заступления и милости, яко в граде Севастополе осажденном являла хлеб небесный, яко в осажденном граде Петровом являла много милости и помощи Своей Материнской Ко всем прибегающим в молитвах своих пред Пречистым образом Твоим « Хлебенным » в годы правления безбожных властей. Не попусти супостатам и в дни сии истребить народ Верный Пресвятой Единосущной и Нераздельной Троице и умоли Сына Своего и Бога нашего Иисуса Христа помиловать всех Православных предстоящих пред Пречистым образом Твоим. По любви Своей Материнской не остави нас грешных Не оставляв и Святителя Филиппа иже обрет за пещию образ Твой Святый. Молимтися услыши нас рабов Сына Твоего и Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и укрой покровом Своим удел Свой земной и весь народ Веры Православной. Притекающий к пречестному образу твоему «Хлебенней» В дни сии егда и власть имущи небрегут о народе сем от которого избраны на правление. Услыши ны и не остави нас без императора помазанника Божия яко избраша на правление в земле Российской.

Редкие и необычные иконы

Икона Божией Матери «Хлебная» явилась святителю Филиппу Московскому, когда тот подвизался в Соловецкой обители. В миру боярин Феодор Колычев, в 30-летнем возрасте он покинул государственную службу и в простых одеждах тайно удалился на Крайний Север. Не открыв своего имени, он трудился на общих послушаниях как простой монах. Вскоре благоговейного послушника назначили в пекарню — изготовлять просфоры и хлебы на братскую трапезу. Нелегко было знатному боярину на этом весьма тяжелом послушании, однако, несмотря на все тяготы, он не оставлял молитвы. Матерь Божия, к Которой всегда с особым усердием прибегал инок Филипп, утешила послушника явлением ему Своего чудотворного образа. Случилось это в 1540-х гг. Новую икону Богоматери Филипп поставил на месте своего послушания — близ хлебопекарной печи и с тех пор имел обыкновение все новоиспеченные просфоры и хлебы поставлять перед ней, как бы принося Самой Матери Божией. Братия, приходя за просфорами и хлебом, взимала их от образа, как от рук Самой Пречистой. Икону стали именовать также «Запечной» или «Хлебной». После мученической кончины св. Филиппа в 1569 г. (память — 22 января н.ст.) образ «Хлебной» Богоматери стал одним самых чтимых в Соловецкой обители и прославился во многих концах Святой Руси.Началом «чину Неусыпающего акафиста» послужило принесение в конце 1880-х гг. одним благочестивым богомольцем в Леушинский монастырь из Соловецкой обители списка чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Хлебная». Эта святая икона была торжественно встречена сестрами за две версты от обители, крестным ходом внесена в святые врата район помещена в пекарне. По благословению Настоятельницы сестры, получая хлеб, должны были положить три поклона Хлебной Богоматери, принимая хлеб как бы из Ее рук, а каждый вечер читать пред нею Акафист. После этого, несмотря на скудость, монастырь никогда не оставался без хлеба. У игумении Таисии возникла мысль устроить для Хлебной иконы особую келию, в которой она благословила собирать списки других явленных икон Божией Матери и читать пред ними Неусыпающий Акафист. Очевидно, Матушка Таисия знала о существовании в Дивеево благословленной Батюшкой Серафимом часовни, в которой собирались все иконы Богоматери и где Преподобный заповедал читать Неусыпающую Псалтирь. В подражание дивеевской часовне иг. Таисия благословила в 1905г. воздвигнуть подобную в Леушино. Материалами для строительства послужили остатки от новосооруженного зимнего Троицкого собора с приделом Преп. Серафима Саровского. В новую часовню, воздвигнутую рядом с Похвальским собором, была перенесена чтимая икона Хлебной Богоматери и другие списки Ее икон. Нина Михайловна Федорова с «Хлебной» Богородицей 1) Часовня была освящена 10 июля 1906 г. о. Иоанном Кронштадтским. Сам горячо почитая Пречистую Богородицу, Дорогой Батюшка, вознеся в Часовне хвалу Божией Матери, в духовном восторге воскликнул: «Если бы я жил здесь в монастыре, я не ушел бы отсюда из этой часовни, — как вожделенно славить Владычицу». Почти сорок лет вплоть до закрытия в 1931г. в Леушино немолчно возглашалось архангельское приветствие Богоматери: «Радуйся, Благодатная». «Согласно благоговейному желанию настоятельницы святое Имя Богоматери, Неусыпной Заступницы и Покровительницы этой пустынной обители не переставало славиться ни на минуту». К сожалению, чтимый Леушинский список Хлебной Богоматери в советское время был утрачен. После затопления великой обители его местонахождение неизвестно. В наши дни в Санкт-Петербурге действует подворье Леушинского монастыря. Прихожане храма Леушинского подворья долго искали образ «Хлебной» Божией Матери. Списков с этого чрезвычайно редкого образа делали немного. Маленькое черно-белое изображение в известной книге Поселянина «Чудотворные иконы Матери Божией» давало только общее представление о его иконографии — близкое к «Скоропослушнице». Наконец, спустя полтора года после возобновления традиции Неусыпающего Акафиста по субботам на Леушинском подворье, в храме явилась «Хлебная» икона. Оказалось, что список редкого образа на золоте хранится в одной из петербургских квартир как семейная святыня. Об этом нам сообщила председатель совета фонда «Радетель» Нина Яковлевна Чаленко, пригласив причастить хранительницу иконы Нина Михайловна Федорова — коренная петербурженка. Родилась в 1935 г. и всю жизнь прожила в Петербурге. Не покидала его и в страшные годы блокады. О том времени Нина Михайловна до сих пор не может спокойно рассказывать: сразу наворачиваются слезы. В блокаду она и трехлетний брат Анатолий остались вдвоем с мамой Натальей Васильевной. Осенью и зимой 1941 г. было особенно тяжело. «Ни воды не было, ни еды», — вспоминает Нина Михайловна. 125 грамм хлеба — «он такой черный был, с землей и опилками» — не могли поддерживать жизнь. Наступил момент, когда три дня пришлось есть одни газеты. «Поели три дня газеты и говорим: мама, больше не хотим, кушай сама». В этот страшный момент Божия Матерь явила Свое неожиданное заступничество. Приводим рассказ Нины Михайловны Федоровой о явлении «Хлебной» иконы: «Мама пошла, чтобы получить хоть какое-то пособие на детей, и в это время начался обстрел. Это произошло на Малой Морской улице около института Авиаприборостроения, на углу. Ужасный свист начался — когда снаряды летят близко, они свистят. На земле появились выбоины. Пробегавший мимо матрос закричал: «Ложись все!» — и толкнул маму. Мама упала, а когда поднялась, под ней оказались три иконы. Когда мама шла — там ничего не было, а поднялась — вдруг иконки. Она пришла в смущение, подумала: «Боже мой, что же это такое?! Как мне быть?» Поняла, что находка была не случайной — это было явление. И тогда она решила пойти к одной благочестивой старушке, спросить у нее. Пришла и говорит: «Как мне быть, как поступить? Вот три иконки нашла». Та ответила: «Ты думала, у тебя смерть за горами, а она была за плечами», — и посоветовала ей оставить иконы у себя и хранить бережно».

Прочитав название на одной иконе — «Хлебная Пресвятая Богородица» — Наталья Васильевна почувствовала надежду и вернулась домой. На другой день незнакомый солдат дал ей килограмм овса. «Хлебная» Богоматерь послала хлеб. «Это была первая помощь от иконы, — говорит Нина. — Мама овес на буржуйку положила и по зернышку мы клевали, тем и спаслись. С тех пор эти три иконы у нас дома: Хлебная Божия Матерь, Иоанн Богослов и святитель Николай — бронзовая. Мама молилась перед этими иконами и никогда их не оставляла».

Узнав историю Неусыпающего акафиста, Нина Михайловна согласилась дать образ на три дня, чтобы перед ним, как в прежнем Леушино, был воспет Акафист Божией Матери. Подруга Нины Михайловны — Нина Яковлевна принесла святыню в храм Леушинского подворья.

5 марта 2003 года впервые после закрытия Леушинского монастыря чтение Неусыпающего акафиста совершалось перед Хлебной иконой Божией Матери. В течение трех дней непрерывно читались акафисты, совершалось освящение хлебов и сухариков. Богородица в эти дни явила особе знамение. В храм пришла раба Божия по имени Людмила, которая рассказала, что ей три дня назад приснилась Матерь Божия и повелела испечь пирожки, вручив при этом накладную, в которой значились 150 пирожков. Раба Божия, проснувшись, недоумевала, для чего и для кого нужно испечь эти пирожки. Вечером она услышала по радио рассказ о Хлебной Богоматери и принесении Ее иконы в храм Леушинского подворья. Она решила, что именно Богоматери она и должна приготовить пирожки. Каково же было ее удивление, когда она, увидев икону Божией Матери Хлебную, узнала в ней явившуюся ей в этом образе Богородицу. Принесенные 70 пирожков были священны и благословлены всем богомольцам. На другой день Людмила принесла еще 80 пирожков, исполнив таким образом послушание, данное ей во сне. Кто-то вспомнил, что преподобный Серафим Саровский благословил на канавке в Дивеево читать именно 150 раз «Богородице Дево, радуйся». Наверное и количество пирожков Хлебной Божией Матери было не случайным.

В наши дни был написан список иконы Божией Матери «Хлебная» для Успенского храма Санкт-Петербурга, построенного в память жертв блокады на месте массовых захоронений горожан, умерших и погибших в эти страшные годы. Он так и называется в народе «блокадный». Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Семинарии иконописец Валентина Жданова написала образ на серебре. На нем Божией Матери предстоят апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец. По благословению строителя и настоятеля Успенского храма протоиерея Виктора этот образ был написан в память о тех иконах, которые нашла женщина в суровую блокадную зиму и которые спасли жизнь ее детям». Ужасным оказалось то событие, когда от напора ураганного ветра упали строительные леса Успенского храма, под которыми погиб отец Виктор, похороненный у стен построенного им храма. В нем и находится икона Божией Матери «Хлебная», написанная по благословению батюшки. Прихожане Успенской церкви просят молитв об упокоении протоиерея Виктора, усердием которого и по милости Божией к петербуржцам снова вернулась старинная Соловецкая икона. В самой Соловецкой обители до наших дней не было даже ни одного списка чудотворной иконы. И вот на Соловецкое подворье в Москве пришла информация о том, что список Хлебной иконы видели в антикварном магазине на Арбате. Очень скоро нашелся благотворитель, икону выкупили. Это случилось накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, который является престольным на Соловецком подворье в Москве. Примечательно то, что на месте явления иконы в Соловецкой обители еще в годы святителя Филиппа в 1859 г. был устроен храм также в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время этот список с чудотворной иконы находится на Соловецком подворье в Москве и открыт для поклонения каждый день. Все эти благодатные события стали новым явлением и прославлением образа, которым Божия Матерь в наше время практического материализма всеобщих рыночных ценностей напоминает о Хлебе насущном и дарует нам Хлеб Вечной Жизни — Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа.

Список используемой литературы: — Сказание о Хлебной иконе Божией Матери. — Сост. Свящ. Геннадий Беловолов. Леушинское подворье. — СПб. — 2003. — 28 с.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]