Псалом 89
Молитва Моисеа человека Божия | Молитва Моисея, человека Божия. |
1 Господи, прибежище был еси нам в род и род. | 1 Господи! Ты стал для нас прибежищем от рода в род. |
2 Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси. | 2 Прежде чем появились горы и были созданы земля и вселенная, и от века и до века Ты существуешь. |
3 Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии. | 3 Не подвергай человека унижению! И сказал Ты: «Возвратитесь, сыны человеческие». |
4 Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимоиде, и стража нощная. | 4 Ибо тысяча лет в очах Твоих, Господи, как день вчерашний, который прошёл, и как стража в ночи. |
5 Уничижения их лета будут. Утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет ожестеет и изсхнет. | 5 Ничтожны будут годы их, как трава ранним утром пройдут они! Ранним утром она зацветёт – и пройдёт: вечером – опадёт, станет жёсткой и засохнет. |
6 Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся. | 6 Ибо мы изнемогли во гневе Твоём и яростью Твоею потрясены. |
7 Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего. | 7 Ты положил беззакония наши пред Тобою, век наш – во свете лица Твоего. |
8 Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом, | 8 Ибо все дни наши пресеклись, и во гневе Твоём мы изнемогли. |
9 лета наша яко паучина поучахуся. Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся. | 9 Годы наши как бы ткали паутину, дни лет наших; а число их – семьдесят лет, если же кто в силах – восемьдесят лет, и большая часть их – труд и мука, ибо кротость пришла к нам, и будем научены. |
10 Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего, ярость Твою исчести? | 10 Кто знает силу гнева Твоего, и по страху пред Тобою – как исчислить ярость Твою? |
11 Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости. | 11 Так покажи мне десницу Твою и утверждённых сердцем в мудрости. |
12 Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя. | 12 Обратись, Господи! Доколе? И смилуйся над рабами Твоими. |
13 Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся, и возвеселихомся, | 13 Насытились мы рано утром милостью Твоею, Господи, и возрадовались и возвеселились. |
14 во вся дни наша возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая. | 14 Во все дни наши возвеселились: за дни, в которые Ты смирил нас, за годы, в которые мы видели злое. |
15 И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их. | 15 И воззри на рабов Твоих и на дела Твои, и укажи путь сынам их. |
16 И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи. | 16 И да будет сияние Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправь у нас, и дело рук наших исправь. |
Господи, прибежище был еси нам в род и род. Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси. Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии. Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимоиде, и стража нощная. Уничижения их лета будут. Утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет ожестеет и изсхнет. Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся. Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего. Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом, лета наша яко паучина поучахуся. Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся. Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего, ярость Твою исчести? Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости. Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя. Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся, и возвеселихомся, во вся дни нашя возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая. И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их. И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи.
Молитва моисея (псалом 89:1-17)
Псалом 89:1-17 Ключевой стих 89:12
«Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое». Если честно, то я никогда не ожидал увидеть в книге Псалмов псалом Моисея. Но, оказывается, он был также и хорошим поэтом. И даже на Небесах поют его песни.
В Откровении написано, что победившие зверя поют песнь Моисея и песнь Агнца (Откр.15:3). Но сегодняшний псалом – это не только песня, но это глубокая молитва Моисея.
Эта молитва – это хорошая возможность для нас научиться молиться, чтобы наше христианство не было поверхностным, не было только какими-то делами, но имело глубину в отношениях с Богом, было живым и преданным Богу.
I. Господь – мое прибежище (1-3)
Посмотрите на 1-й и 2-й стих. «Молитва Моисея, человека Божия. Господи! Ты нам прибежище в род и род». На эти стихи особенно интересно смотреть, учитывая обстоятельства, в которых находился Моисей. Он находился сейчас не во дворце фараона, а в пустыне, где только камни и песок.
Обратите внимание
Возможно, глядя с холма на поднимающийся с места и собирающий палатки народ, он думал: «Какие несчастные люди, они не имеют постоянного места для отдыха, обустроенных домов и надежных стен для защиты». Но, когда он поднял глаза немного выше, он сказал: «Господи! Ты нам прибежище в род и род».
«Господь – Ты наше жилище и наш дом».
Мы все хотим иметь какую-то основу, стабильность в этой жизни. Как минимум хорошую работу или личную квартиру, чтобы они были нашим убежищем. Нам нужно какое-то убежище, где мы можем просто расслабиться и побыть самим собой, где мы можем отдохнуть от усталости и тяжелого труда, где мы чувствуем себя защищенными от опасностей.
Но наша жизнь очень похожа на жизнь израильтян в пустыне. Нет стабильности – сегодня израильтяне в одном месте, завтра в другом, послезавтра в третьем. Им хочется подольше отдохнуть в тени оазиса – но труба зовет и уже нужно снова собирать шатры, все вещи и выдвигаться в путь.
В пустыне также невозможно чувствовать себя в безопасности – много змей и скорпионов, а также окружающие народы постоянно хотят атаковать.
В такой жизни Господь не избавляет нас от всех трудностей, но Он учит, чтобы в Нем мы нашли истинное прибежище. Бог был истинным прибежищем для израильтян – Он хранил их, кормил их, защищал, учил, заботился.
Он вел Своей рукой не одно поколение, а был убежищем в род и род. Мы должны смотреть не на себя, на наши проблемы, на квартиру или на других людей, но должны поднять глаза немного выше – и смотреть на Бога.
На примере молитвы Моисея мы видим, что наша молитва должна начинаться с взгляда на Бога, на Его величие, Его могущество, Его славу. Моисей сказал: «Господи! Ты нам прибежище в род и род», и дальше он продолжает в 3-м стихе: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог».
Я был один раз в горах. Даже на не очень высокой горе захватывает дух от красоты и величия. Но Бог, Который сотворил эти горы, Который сотворил Землю, Который сотворил всю необъятную Вселенную – насколько Он больше и величественнее. Моисей говорит: «от века и до века Ты — Бог». Даже непоколебимые горы изменяются.
Важно
И в нашем мире мы видим множество изменений – меняется природа, меняются правительства, страны, экономическая и политическая ситуация. Но Бог никогда не изменяется. Он выше всего на земле. Он не подвластен даже времени, потому что Он сотворил и управляет временем.
Наверное, каждый мечтает управлять временем, особенно перед экзаменом добавить хотя бы пару часов, чтобы успеть доучить. К сожаленью мы не в состоянии этого сделать. Но для Бога это не проблема. В 5-м стихе написано, что для Бога тысяча лет, как день вчерашний. Дня даже много поэтому уточнение – как стража в ночи (ночь делилась на 4 стражи).
В Откровении даже написано, что наступит время, когда времени уже не будет (Откр.10:6). Я никак этого не могу себе представить, но верю, что так и будет.
II. «Научи нас счислять дни наши» (4-12) После того, как Моисей смотрел на Бога и Его величие, он обращает внимание на себя. Посмотрите на 4-й стих.
«Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» Этот стих открывает насколько большой контраст между великим Богом и маленьким человеком. Мы находимся в руке Бога, наша жизнь в Его полной власти. Моисей мог каждый день видеть, как люди обращаются в тление.
За 40 лет в пустыне умерло около 1-го миллиона человек – это каждый день как минимум 50 человек. То есть каждый раз, поднимаясь и отправляясь в путь, они оставляли после себя кладбище.
Человек выглядит сильным, способным, особенно молодой – кажется, весь мир лежит у его ног. Но только чуть-чуть Бог попускает – и он становится тлением. Поэтому, обращаясь к Богу в молитве, мы должны ценить все то, что Бог нам дает – наша жизнь, здоровье, аппетит, воздух, которым мы дышим и т.д. – и понимать, что все это только Его милость.
Взгляните на 6-й стих. «Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает».
Наши годы подобны наводнению, бурной реке, которая несется без остановки. Мы постоянно спешим, отдаем все силы и способности, строим свое царство – но из этого ничего не останется.
Это все как трава – утром цветет и зеленеет, а вечером подсекается и засыхает.
Действительно, в сравнении с Богом, мы жалкие и ничтожные. Гордый человек, который считает себя кем-то, на самом деле просто не знает Бога. Поэтому, чем больше мы познаем Бога, тем больше смиряемся перед Ним.
В 7-м стихе Моисей говорит: «ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении». Никакой человек не может противостоять Божьему гневу.
Совет
Каждый человек, который не получил искупления и прощения встречается с Божьим гневом и яростью. В Ветхом Завете это очень хорошо открывается. Любой человек, для того, чтобы прийти к Богу сначала должен был омыться.
Потом, первым делом, он приносил жертву умилостивления. И только после этого мог участвовать в Богослужении, приносить жертвы и т.д.
Некоторые люди могут представлять себе Бога, как доброго старичка, который так очарован нами, что закрывает глаза на все наши шалости. Да, Бог любит человека. Но, всякий раз, когда человек согрешает, Бог не может не гневаться на нас.
Божья Святость и Справедливость требуют этого. В послании Римлянам написано: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18).
Когда мы стоим перед Святым Богом – мы хорошо видим нашу слабость и немощность, наше зло и грех. Мы не способны стоять перед Ним. Поэтому нам нужно искать Его милости. Поэтому нам нужна заместительная жертва Иисуса Христа.
Только тот может чувствовать себя в безопасности, кто укрылся под защитой праведности Христа, которая закрывает нас от праведного гнева и ярости Бога.
Когда Моисей говорил: «мы исчезаем от гнева Твоего», для него это не было теорией, он видел это воочию. На его глазах исчезло целое поколение. Весь народ, который вышел из Египта – умер в пустыне из-за греха.
Нам нужно оставить свою гордость, чтобы видеть эту реальность, нужно смиренно признать свои недостатки, свою слабость, свой грех и преклониться перед Святым Богом.
Нам необходимо искать Его милости, чтобы не столкнуться с Его гневом и яростью.
Обратите внимание
Посмотрите на 8-й стих. «Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего». У нас есть дела, которые нам стыдно открывать другим.
Есть поступки, о которых мы думаем: «Слава Богу, что никто не видел». Есть вещи, которые мы старательно прячем, чтобы никто даже не догадался. Но все это тайное явно лежит перед Богом. Мы не можем скрыться от Бога.
Наши мысли, наши слова, наши отношения, наши поступки – все перед Богом, как на ладони.
Взгляните на 9-й и 10-й стихи. «Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим».
Наша жизнь летит очень быстро. Кто-то сказал, что жизнь – это тире между двумя датами на надгробной плите. Мы теряем лета наши как звук – только услышал – и его уже нет. 70, максимум 80 лет – и все.
И что самое интересное, даже эти годы, которые так коротки, проходят либо в труде, либо в болезни.
Эта картина выглядит очень печально. Мы такие слабые, грешные, недолговечные, что даже жить не хочется. Но дальше Моисей открывает, для чего и как нам нужно жить. Посмотрите на 12-й стих. «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое». Мы должны правильно смотреть на свою жизнь, не для того, чтобы отчаиваться, а чтобы делать правильные выводы.
Псалом 5
По своему смыслу этот один из первых псалмов — предначинательный. Это молитва по дороге в храм, на самом рассвете дня. Есть мнение, что он исполнялся во время утреннего входа священников и левитов во двор Иерусалимского храма. Слова из него Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой вошли в христианскую молитву идущего в церковь. Вторая часть этого псалма (стихи 8-13) составила одну из входных молитв, которые совершает священник перед литургией.
Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́.
Внуши́ — «услышь».
Зва́ние — «воззвание».
Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя.
Зау́тра — «рано утром».
Ти — «Тебе».
Не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй — «не водворится у тебя лукавящий».
Ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма.
Беззако́нницы — «беззаконники, творящие неправду» (мужской род).
Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу.
Лжа — «ложь».
Враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой.
Ра́ди — «из-за, по причине». Так как духовные враги восстали на душу христианина, сам, без вмешательства Бога он исправить свой путь не в силах.
Я́ко несть во усте́х их и́стины, се́рдце их су́етно, гроб отве́рст горта́нь их: язы́ки свои́ми льща́ху.
Льща́ху — «льстили».
Суди́ им, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Го́споди.
Изри́ни я — «низринь (низвергни) их».
Преогорчи́ша — «очень огорчили».
Я́ко Ты благослови́ши пра́ведника, Го́споди: я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас.
Я́ко — «потому что».
Венча́л — «увенчал, наградил».
Ору́жием благоволе́ния: благословение Божие — не только награда, но и грозное оружие против демонов.
Псалом 100
Этот псалом царя Давида — хвалебная песнь Богу.
Ми́лость и суд воспою́ Тебе́, Го́споди.
Суд — «справедливость».
Воспою́ Тебе́ — пророк будет воспевать Божественную милость и справедливость.
Пою́ и разуме́ю в пути́ непоро́чне, когда́ прии́деши ко мне? — «Пою и размышляю в непорочном пути: когда Ты придёшь ко мне?»
Прехожда́х в незло́бии се́рдца моего́ посреде́ до́му моего́.
Прехожда́х — «ходил, пребывал».
Не предлага́х пред очи́ма мои́ма вещь законопресту́пную: творя́щыя преступле́ние возненави́дех.
Не предлага́х — «не представлял».
Не прильпе́ мне се́рдце стропти́во, уклоня́ющагося от мене́ лука́ваго не позна́х.
Не прильпе́ — «не прилепится».
Оклевета́ющаго тай и́скренняго своего́, сего́ изгоня́х: го́рдым о́ком, и несы́тым се́рдцем, с сим не ядя́х.
Тай — «тайно».
И́скренняго своего́ — «ближнего своего».
Ядя́х — «ел, трапезничал».
О́чи мои́ на ве́рныя земли́, посажда́ти я́ со мно́ю: ходя́й по пути́ непоро́чну, сей ми служа́ше.
Посажда́ти я́ со мно́ю — «чтобы посадить их со мною».
Не живя́ше посреде́ до́му моего́ творя́й горды́ню, глаго́ляй непра́ведная, не исправля́ше пред очи́ма мои́ма.
Не исправля́ше — «не устоит».
Во у́трия избива́х вся гре́шныя земли́, е́же потреби́ти от гра́да Госпо́дня вся де́лающыя беззако́ние.
Во у́трия — «по утрам, каждое утро».
Гре́шныя земли́ — нечестивцев, бесов.
Потреби́ти — «уничтожить, искоренить».