Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе сыне божий помилуй мя грешнаго»


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Иисусова молитва является одной из первоначальных ступеней во время верования. Сила Иссусовой молитвы очень велика. Она направлена на прошение помилования у Господа Бога через Его Сына. Кроме этого молитва может стать ежедневным оберегом при любых жизненных трудностях.

Иные названия Иисусовой молитвы

В некоторых моментах, обращение к Сыну Божьему можно отнести к аскетическим практикам. Однако по большей части, она является частью эзотерического направления. Среди адептов, носит название «тайная молитва». Читают ее для того, чтобы обрести крепость ума и уберечь душу от греха.

В рамках аскетизма молитвословие является важной частью понимания себя и Божественного Промысла. В этом случае, аскет отрешается от своего земного существования в пользу небесного бытия.

ИНТЕРЕСНО: Жизнь Иисуса Христа: читать.

Практиковать аскезу может каждый, однако, не стоит самостоятельно постигнуть это течение христианства. Для удобства уточните все интересующие вопросу у своего духовного наставника. Только он в силах помочь вам, наставить на путь истинный. В одиночку вы можете стать приверженцем еретического течения, хотя не будете подозревать об этом.

Порой молитва является причиной искушения. Например, человек страдает чревоугодием. И молит Господа о том, чтобы он простил Ему этот грех. Но с каждым разом, верующий подвергается искушению вкусить запретной пищи. В этом случае помощь священника необходима. Давно известный факт священники словом могут помочь, исцелить, направить. С ними полезно вести беседы и просить совета.

Так как Иисусова чем-то напоминает практики йоги, то ее постоянно путают с таковой. На самом деле, это не так.

«Тайная молитва» практикуется в исихазме и предполагает молчание. Подобного рода аскеты предпочитают в молчании проводить время и учиться понимать Господа бога без слов. Такой подход, безусловно, интересен, но для обычного мирянина, чья жизнь проходит в постоянном общении, невыполнима.

Мы из одного теста, а вкус разный

Все мы устроены одинаково, и в то же время очень отличаемся: по интеллекту, по уровню христианизации, пониманию православного учения, глубине веры, способностям, темпераменту, присущим страстям, наконец, по степени решимости следовать за Христом. Что одному хорошо, то другому – смерть. Практикуя молитву, будете иметь представление о ее воздействии на:

  • события;
  • собственное преображение;
  • окружающих людей;
  • изменения в жизни.

Приступать к ней надо обдуманно. Слушать советы, но выбирать свой путь, опираясь на опыт святых. Следовать их примеру, но не копировать. Перенимать знания, но осознавать, что их уровень очищения души и наш отличается, как небо от земли. Мы сделаны из одного теста, но обладаем индивидуальностью. Как она проявится не узнаете, пока не испытаете чудо-молитвы на собственной шкуре.

История становления Иисусовой молитвы

Прошла долгий путь становления. На самом деле породила немало вопросов среди священнослужителей в 17 веке. Большой московский Собор обсуждал весомый вопрос в рамках православия. Необходимо было определить название для Иисусовой молитвы – «Боже наш» или «Сыне Божий».

В конечном итоге собор постановил использовать исключительно первый вариант. Связано это с тем, что Иисус Христос, в рамках православия, не Сын Божий, а Бог. В этом заключалась суть спросов с официальными церквями и представителями еретических течений. Примерный текст молитвы звучал, как:«Боже, будь милостив ко мне, грешному».

Господь принес нам свободу

Многие даже не знают, что такое настоящая свобода. А это интереснейшая (бесценная) вещь. После избавления от рабства греху (возможно только с помощью Христа), приобретается это благо. Господь сказал: Веруйте в Истину (содержание Иисусовой молитвы), и Она сделает вас свободными. Что это значит?

Скажете горе ввергнуться в море – и двинется с оснований своих, хотите перейти реку, как посуху – идите и не бойтесь. Дождь нужен? Просите во Имя Господне, и небо будет повиноваться вам. Мертвого воскресить – пожалуйста!Скажете фантастика? Нет, дорогие мои, это чистая правда. И такие святые были на земле.

Примечание: Да, не всякому это дано. Веры в нас мало, ее практически нет, иначе стали бы святыми. Надо хотя бы осознавать свою немощь.

Ступени совершенства молитвы Иисусовой

Как говорилось выше, молитва – это не заклинание, а разговор с Господом. Но достигнуть связи с Ним сразу, без должного усердия невозможно. Некоторые священнослужители придерживаются ступеней совершенства чтении Иисусовой молитвы во славу Иисуса Христа.

  1. Устная ступень. Здесь от человека требуется первоначальное усилие ума и сердца. В этом нет ничего страшного, далее все зависит от того, сформируется привычка или нет. В первый раз и регулярно читать молитвы сложно, но потом становится легче.
  2. Умно-сердечная. Следующий после устной ступени. Суть его заключается в ненасильственном чтении молитвы по зову ума и сердца. На этом этапе человек постепенно отказывается от земных соблазнов и устремляет душу на диалог с Творцом.
  3. Творческая. На этом уровне духовное понимание гораздо выше, нежели на второй ступени. Творческой ступени в силах достичь лишь аскеты и те, кто посвятил Богу всю свою жизнь.
  4. Высокая ступень. Здесь чтение выходит на качественно новый уровень. Таких людей практически невозможно найти, в основном славить Господа высокой молитвой могут только ангелы.

Чтобы постичь каждую ступень, необходимо постепенно отказываться от земного бытия. Раз за разом подавлять свои соблазны, отводить в сторону грешные помыслы, с каждым днем становиться чище и светлее.

Только в этом случае, возможно, достичь высокого уровня. Ангелы достигли его, потому что изначально были чисты. Человеку же только предстоит побороть грех и стать выше ангелов.

Как бесы воздействуют на человека?

Чтобы растлить, поработить волю, нечистые духи влагают помыслы. Прежде чем совершить какой-либо грех, в человеке зарождается мысль. Он ее принимает, начинает обдумывать. Даже поняв, что это вредная для души вещь, пробует противостоять, но побеждается дьявольской хитростью. Немного посмаковал преступление в уме, а потом взял, да и совершил его:

  • понимаю, что обжираться вредно, но не могу отказаться;
  • знаю: сребролюбие – зло, но хочу, хочу, хочу…, и как заведенный механизм, человек тратит жизнь на приобретение все новых и новых «игрушек», льстящих собственному самолюбию, сверх всякой меры;
  • ведаю, что наркотики – смерть, но удержаться невозможно;
  • чувствую, что живу неправильно, надо измениться – да куда там, лень даже думать о своем спасении и т. д., и т. п.

Так страсти и грехи проникают в сердце человека, становясь его сущностью, полностью подчиняя его волю себе. Душа, порабощенная дьяволом, лишается свободы, делая не то, что хочет, а что диктуют бесы.

Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина

Жизнь человек протекает в постоянном искушении. Земное Царство полнится соблазнов, поэтому нет такого верующего, кто не грешил вообще. Это нормально. Но грех чужд божественной природе. Он как паразит, развращает душу раз за разом. Человек должен отказаться от греха.

Но самостоятельно сбросить его оковы он не в состоянии. Единственный помощник в этом нелегком деле станет Господь и Его могучая сила. Чтобы обрести защитника в виде Творца, следует регулярно читать Иисусову молитву. Так верующий укрепит свою душу, ум, сердце, станет невосприимчивым к козням сатаны и приблизится к Граду Божьему.

К сожалению, наши сердца отравлены грехом. Еще неизвестно, когда мы окончательно избавимся от него. Шанс на возвращение в Небесные Чертоги подарил нам Спаситель Своим искупительным подвигом. Ради нас Он перенес страдания и вызволил из Преисподней всех бесправно осужденных.

После Его воскресения каждому христианину стало велено жить, как Христос. В молитве и кротости жить и радоваться жизни, постепенно приближаясь к Богу. Оставить далеко позади земные наслаждения наша ответственная задача, наш долг.

Как не пре­сы­титься?

Научиться сна­чала нужно искрен­ней, про­стой, чистой молитве. Потому что многие, начи­ная читать утрен­нее и вечер­нее пра­вило, быстро устают от него. Гово­рят, что уже при­елось, что ничего не чув­ствуют. Просят раз­ре­ше­ния молиться своими сло­вами. Ну, моли­тесь своими сло­вами. Но молит­вен­ное слово должно истин­ство­вать, должно сла­во­сло­вить.

Кто-то из святых гово­рил, что в молитве чело­век должен соеди­няться со словом так же, как душа соеди­ня­ется с телом. Видите, какой глу­бо­кий образ. Если этого един­ства нет, то молитва нам при­еда­ется. Она кажется фор­маль­ной, холод­ной, и слова не идут в душу.

И все только потому, что чело­век не выра­бо­тал пра­виль­ный подход к молитве. Не пере­жил, не почув­ство­вал молитвы в себе. Даже если ты и пере­жил когда-то какой-то молит­вен­ный образ, он забы­ва­ется. И очень легко уйти в меха­низм, совер­шать одну обря­до­вую сто­рону — про­из­но­сить, гово­рить, читать, но не молиться.

Для молитвы нужны инте­рес, вни­ма­ние, жажда молитвы и истин­ность. Молитва — это живая потреб­ность. Мне необ­хо­димо в данный день, в данный момент выра­зить себя в молитве, встать перед Богом и ска­зать: «Гос­поди, вот я перед Тобой стою, день у меня прошел в суете, я где-то поте­рял свою внут­рен­нюю сво­боду, где-то ненуж­ным помыс­лам, забо­там отдался, непри­ят­но­сти у меня были и так далее». Какие мы есть, такими мы и должны обра­щаться к Богу.

Сама жизнь нас учит молитве, Бог нас учит, Цер­ковь нас учит. Эти уроки не должны пройти мимо. Тогда только мы и начнем дей­стви­тельно пони­мать, что такое Иису­сова молитва. «Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного» — это будет уже вопль. Это фак­ти­че­ски вся моя при­рода, скон­цен­три­ро­ван­ная в живом Гос­поде, это поток моих внут­рен­них энер­гий рвется наружу. Вот тогда, пожа­луй­ста, молись Иису­со­вой молит­вой хоть день и ночь. Тогда Иису­сова молитва начнет дей­ство­вать.

Текст Иисусовой молитвы

Иисусова молитва читается в одиночестве. Это тот случай, когда необходимо создать интимную обстановку общения один на один. Для этого приобретите свечей, образок Христа (если нет иконы) и начинайте молиться. Если ваши помыслы чисты, а сердце открыто для благой вести, вас услышат и помогут в любой жизненной ситуации. Вам же следует дождаться помощи и быть благодарным за это. Регулярно молитесь не умом в надежде получить какие-либо блага, а сердцем и душой.

Иисусова молитва: как правильно молиться

Творить Иисусову молитву можно не только монахам, но и мирянам. Делать это можно как вслух дома, перед иконами, осеняя себя крестным знамением, так и в уме в различных жизненных обстоятельствах, например, в дороге или в очереди.

Как научиться Иисусовой молитве? Не стоит увлекаться внешним молитвенным подвигом и концентрироваться на количестве прочитанных молитв. Иначе можно впасть в опасное состояние прелести, то есть самолюбования. Святитель Игнатий Брянчанинов в сочинении “О молитве” писал, что прелесть возникает из-за того, что

«в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы”.

Не количество, а качество является главным в любой молитве. Необходимо участие не только ума, но и сердца, смиренного и сокрушенного. Молитва должна быть простой и искренней, без многословия, игры воображения и желания добиться каких-то душевных восторгов. Молитва всегда является трудом, но Господь вознаграждает молящегося Своей благодатью, духовной бодростью, рождающей желание вновь обращаться к Нему.

Протоиерей Андрей Ткачёв советует мирянам следовать заповеди святителя Дмитрия Ростовского молиться кратко. При этом предостерегает от увлечения длительными молитвословиями:

“Практика длинных молитв для слабого мирского человека может быть сложна и опасна”.

Пресыщение продолжительными молитвами часто приводит к тому, что духовно неопытный человек вообще перестаёт молиться.

Покаянный характер Иисусовой молитвы, с одной стороны, приводит человека к сердечному сокрушению о своих грехах, с другой – даёт утешение и упование на Божью любовь и милость. Такое возвышенное радостно-печальное состояние является признаком угодной Богу молитвы.

Иску­ше­ния

Когда чело­век дей­стви­тельно полю­бит молитву, когда его дух воз­го­рится, тогда, по учению свя­ти­теля Игна­тия, Иису­сова молитва начнет пере­хо­дить из сло­вес­ной формы в сер­деч­ную. А сер­деч­ная молитва, если будет при­но­ситься со вни­ма­нием, начнет захва­ты­вать и умные сферы души. Таким только обра­зом умно-сер­деч­ная молитва может стать доступ­ной для совре­мен­ных хри­стиан, цели­ком посвя­тив­ших себя Богу. Свя­щен­ники, монахи, бла­го­че­сти­вые миряне, кото­рые уда­лены от повсе­днев­ных забот и печа­лей, могут взять этот Боже­ствен­ный дар и с поль­зой для души совер­шать умно-сер­деч­ную молитву.

Начать я реко­мен­дую так: отстра­ниться от обыч­ной суеты — от радио, теле­ви­зора, уеди­ниться в спо­кой­ном месте, где можно молит­венно настро­иться. Если со вре­ме­нем у вас нач­нется серьез­ное заня­тие Иису­со­вой молит­вой, необ­хо­димо искать тех людей, кото­рые опытно прошли этот путь, и с ними обсуж­дать все свои состо­я­ния.

Начи­на­ю­щему нужен помощ­ник. Потому что актив­ность духа воз­дей­ствует и на душу, и на пси­хи­че­ское состо­я­ние, и на нерв­ную систему. Она про­буж­дает в душе много таких дви­же­ний, кото­рых, может быть, и не было раньше. Когда чело­век посто­янно творит умную молитву, в нем начи­нает про­буж­даться сокро­вен­ное, с чем чело­век в своей прак­тике, воз­можно, и не стал­ки­вался.

Есть такой закон в физи­че­ском мире — чем мощнее и чем больше какое-то энер­ге­ти­че­ское дви­же­ние, тем больше в него вовле­ка­ются окру­жа­ю­щие сферы. Так же и молитва Иису­сова. Если делать ее с каким-то уси­лием, с каким-то напря­же­нием, то она может про­бу­дить очень много из чув­ствен­ного мира и из мира вооб­ра­же­ния, осо­бенно если мы не имеем пока­ян­ного чув­ства. Весь нега­тив, кото­рый пока сокрыт, придет в дви­же­ние и может пагубно повли­ять на душев­ное состо­я­ние чело­века.

Опре­де­лить, пра­виль­ным ли путем идет чело­век в своем молит­вен­ном дела­нии, можно по плодам. Плодом непра­виль­ной молитвы может стать гор­дыня ума. Чело­век начи­нает делать все напо­каз, ста­ра­ется всем пока­зать, что он долго молится, что он умеет тво­рить Иису­сову молитву.

В Еван­ге­лии ска­зано: если хочешь Богу при­не­сти сер­деч­ную молитву, «…вниди в клеть твою, и затво­рив двери твоя, помо­лись Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воз­даст тебе яве» (Мф.6:6). Если чело­век не войдет в свою внут­рен­нюю клеть со сми­ре­нием, с глу­бо­кой верою, с пока­ян­ным чув­ством, со вни­ма­нием, то это заня­тие выльется у него или в фари­сей­ство, или в гордое само­утвер­жде­ние.

Часто в такой ситу­а­ции у людей начи­на­ется нерв­ное рас­строй­ство, замет­ное со сто­роны, — нерв­ные резкие дви­же­ния, воз­бу­ди­мость, жела­ние что-то дока­зать, поспо­рить. Это тоже пока­зы­вает, что чело­век непра­вильно творит молитву.

Нельзя всту­пать в духов­ный мир без рас­суж­де­ния. Каждый шаг должен быть про­ве­рен и духом Еван­ге­лия, и духом запо­ве­дей Гос­под­них, тра­ди­цией и уче­нием Церкви, мыс­лями святых отцов. У чело­века должно быть ясное состо­я­ние разума, чтобы он видел пра­виль­ные и ложные пути.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]