Псалтирь с толкованиями А.П. Лопухина Псалом 49 Псалом Асафа


Читаем Псалтирь. Псалом 49

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. – Дорогие братья и сестры, мы с вами будем разбирать 49-й псалом. Как и прочие, он имеет надписание: «Псалом Асафу», одному из тех, кто руководит псалмопевцами. Он перекликается с 48-м псалмом – так же говорит о последних временах и об ответственности человека перед Господом, о Суде, перед которым он предстанет и будет отвечать за прошедшую жизнь.
«Бог богов Господь глагола и призва землю от восток солнца до запад». Каких богов? Мы должны четко понимать, что богами здесь называются праведные люди, идущие за Богом, и те начальствующие, которые возглавляют суды, правят народом и прислушиваются к слову Божию, исполняя Его Закон. «Бог богов Господь глагола…», то есть Господь обращается ко всем людям, живущим на земле. «…и призва землю от восток солнца до запад». Когда говорится «от востока солнца до запад», этим показано, что Господь объемлет всю землю и обращается ко всем, живущим на земле.

«От Сиона благолепие красоты Его». Здесь говорится о духовной красоте и о Сионе как о месте, где Господь принимает особое служение, где построен дом Бога Живого. Иерусалим, Сион – это все синонимы благодатного места, а в Ветхом Завете самое благодатное место – там, где был Иерусалимский храм как место пребывания Живого Бога. О какой же красоте здесь говорится? Мы всегда говорим, что Псалмопевец не просто делится некими впечатлениями; он пророк, пророчествует о будущих временах – здесь он пророчествует и о христианской Церкви, которая будет распространена по всей земле: она тоже место, где пребывает Живой Бог.

«Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна». «Бог яве приидет…» – здесь псалмопевец Давид говорит о Пришествии Христа Спасителя на землю: Он «яве» пришел, но в то же время Его Первое Пришествие было тайное, сокрытое и от человека, и от врага рода человеческого, который не смог Его узнать. «Ты ли еси Сын Божий?», – вопрошает он Его. «Если Сын Божий, то сделай то-то и то-то». То есть для него тоже было сокрыто явление Христа. А вот Второе Пришествие Христово будет явным: «Бог яве приидет…», то есть явным образом придет Бог, «…и не премолчит», ведь Он – Бог наш. Каким будет Его явление? Действительно явным для всех – все народы и концы земли, вся вселенная увидят нашего Бога. Как молния, явится Господь, от одного края до другого, будет явным и видимым Его Пришествие. «…огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна». Как невозможно пройти мимо бури, чтобы ее не увидеть, так невозможно будет не увидеть явления Господня. Его Второе Пришествие будет как гром, молния, сотрясание воздуха – все это привлекает внимание человека, как сотрясание самой земли: не будет ни одного человека, который не увидит Христа, пришедшего на землю.

«Призовет Небо свыше и землю разсудити люди Своя». Чтобы обличить людей и явить суд над ними, Господь призовет Небо свыше и землю. Святые отцы немного расходятся или друг друга дополняют в толковании этого места Священного Писания. То есть Господь призовет и праведников, и грешников во свидетельство, чтобы осудить людей, Небо и землю, – ничто невозможно будет утаить от Бога, но все будет явным и будет свидетельствовать о жизни человека, о его добрых делах или его неправде, совершенной им на земле. Помните, в Священном Писании говорится: «Если человек умолчит, то камни возопиют о делах Божиих»? О делах человеческих будут говорить даже неодушевленные предметы, они будут свидетельствовать о совершенных человеком добрых делах. По этому поводу в Церкви есть много различных иносказаний, когда даже кирпич, положенный в церковное здание за какого-то человека, будет свидетельствовать о молитве за этого человека и за доброе дело, сделанное во имя его. Вот почему в Церкви есть традиция именных кирпичиков, вложенных в церковное здание или в ограду церковную: на них пишется имя человека – во имя кого влагается этот кирпич или этот камень. И эти камни будут свидетельствовать. Есть предание, что некий добрый человек совершал доброе дело – убирал в церкви, мыл церковный пол и стены, которые потом свидетельствовали об этом добром деле, совершенном во имя Господа и спасения собственной души. То есть все доброе, что совершает человек, и злое, что он творит, – все это впитывает в себя неодушевленный, вещественный мир, и он тоже будет свидетельствовать на Страшном Суде о нашей жизни, о наших делах, и ничто не будет утаено от Господа. Господь, чтобы правильно обличить человека, рассудить его, призовет Небо свыше и землю. Все святые отцы говорят, что если призовет Небо и землю, то ангелы Божии тоже будут свидетельствовать о жизни нашей и всех делах, совершенных в течение всей жизни. Ангелы-хранители, неотступно пребывающие с нами, будут свидетельствовать о жизни человека.

«Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах. И возвестят небеса правду Его, яко Бог судия есть». Кого же здесь называет преподобными Господь? Праведных людей, которые уподоблялись во всем Богу, жили и исполняли во всем Закон Божий, «завещающыя завет Его о жертвах», то есть выполняли завет Бога о жертвах и поступали так, как предписывалось Законом. Если мы отмечаем, что этот псалом больше говорит о жизни иудеев, то, естественно, мы должны четко понимать, что для них было свято, а свято для них было исполнение Закона. Он предписывал приносить жертвы: если ты жертвы не приносишь, то ни о какой праведности не следует говорить. Но если ты исполняешь все это, то уподобляешься Богу.

«И возвестят небеса правду Его, яко Бог судия есть». Почему небеса возвестят правду? Да потому, что Бог судия есть, Он имеет право судить человека, все во власти Бога, Он – Творец и Создатель, и Ему подчиняется вся вселенная. Он может изменить законы, Он спрашивает за исполнение Закона. И если Он судия, то мы должны сказать Богу о своей жизни. Через все это мы посвящаемся Богу. Если мы посвящены Богу, значит, мы должны жить согласно тем обетам, что даем.

«Услышите, людие мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз». Здесь Бог обращается к людям. Очень важно, и Господь всегда на это обращает внимание, чтобы каждый слышал Бога: «Всякий, имеющий уши, да слышит». И Бог не случайно обращается к людям: «Услышите, людие мои…», то есть не просто послушайте и пропустите эту фразу мимо своего сознания, а именно услышьте – каждое слово мы должны принимать, когда к нам обращается не кто-нибудь, а Бог. «Услышите, людие мои…», и подчеркивает, что вы – люди Мои. Он не обращается к тем, кто не познал Его, Он не обращается к язычникам, неверным, несущим скверну в эту жизнь, но Он обращается к Своим людям. В данном случае, если Бог обращается через пророка Давида уже к сегодняшнему времени, то Он обращается к каждому из нас. А кто является людьми Божиими? Те, кто приняли таинство Крещения. Мы – люди Божии, это к нам обращается Господь. Он хочет нам сказать что-то важное, и мы должны внимать этому слову.

«…и возглаголю вам…». Кому возглаголю? Израилю. Господь очень четко подчеркивает через псалмопевца Давида, что люди Его – Израиль: «…и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз». «Не кто-нибудь к тебе обращается. Почему ты должен обратить свое внимание, напрячь слух свой, внимать? Ты – народ Мой, ты – Израиль Мой, а Я – Бог Твой, Творец, Создатель. Я – тот, Кто делает тебе благо в течение всей жизни. Я выводил тебя из плена, спасал тебя из рук вражьих, избавлял от работы рабской. Я благо делаю тебе и на частном уровне, лично каждому. Я посылаю тебе милость и прощаю грехи твои. Я – Бог твой. Поэтому Я сейчас буду говорить, а ты на это обрати внимание как Мое творение, потому что Сам Творец говорит тебе».

«Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну». О чем Господь будет говорить? Не о жертвах. Да, жертвы нужны Богу, и ты приносишь их, ты все делаешь по Закону, правильно; эти жертвы всесожжения действительно возгораются пред Ним, и Он их видит. Но важность заключается не в этом. А в чем же?

«Не прииму от дому Твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов». Господь говорит, что и язычники приносят жертву – с холодным сердцем, без какого-то внимания, без работы над собой. Ему не нужно такое исполнение внешнего закона, Он не примет именно такой жертвы: она должна приноситься, но не таким образом. Бог заповедал ветхозаветному человеку жертвоприношение не ради того, что оно нужно Богу, а ради того, чтобы человек не забывал Бога, чтобы он шел внешней канвой, но прилагал к этому большее усердие, то есть продолжал совершенствоваться. Это как молитва: если она совершается внешне, то она не принимается Богом. «Устами чтут Меня, – говорит Господь в Новом Завете, – а сердце далече отстоит от Меня». К внешней жертве должна прилагаться внутренняя работа каждого, кто верит в истинного Бога, почитает Его – он должен стремиться исполнять Закон Его, но исполнять его во всей правде, в чистоте, прилагая всяческие усилия.

«Яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове. Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть». «Все Мое, – говорит Господь. – Вы думаете, Я питаюсь этими жертвами, которые вы приносите? Нет, Я – Господин, Я – Создатель этого мира, и все то, что вы Мне приносите, Я и Сам могу взять. Все из того, что вы приносите в жертву, Мне принадлежит». Надо сказать, что ветхозаветный человек приносил в жертву Богу овец, козлов, тельцов, птиц небесных. «…и красота сельная со Мною есть» – это плоды, созревающие на поле. И елей приносили в жертву Богу и возжигали его, поэтому Господь перечислил все это, чтобы люди не думали, что Он этим питается; все и так принадлежит Ему.

И дальше Он говорит: «Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея. Еда ям мяса юнча или кровь козлов пию?» То есть Господь говорит: «Если бы Я взалкал, то все, что есть на этой земле, Я в любой момент мог взять Себе – это Мне принадлежит». Ветхозаветная жертва – это прообраз Единой Жертвы, Пасхи нашей, когда Господь уже Сам Себя приносит в Жертву. Поэтому жертва сохраняется, и до конца Ветхого Завета Господь не упраздняет ее. Видя соблазны и искушения, видя перекос ветхозаветного человека только в одну сторону, что тот исполняет внешний Закон, но духовно не возрастает, Господь все равно не отменяет ее, но большего хочет от человека. И через пророка Давида говорит: «Не ищите внешней жертвы, не думайте, что Я питаюсь этим, Я – Господин вселенной и все в этом мире принадлежит Мне».

«Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы Твоя. И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». Что такое «пожри Богови жертву хвалы»? Богу нужно прославление Его, служение. Прославляется Бог через наши дела и поступки. «И воздаждь Вышнему молитвы твоя» – нужна сугубая, усердная молитва. Святые отцы говорят, что под молитвой здесь понимается не только молитва как общение с Богом, но еще и те добрые дела, которые человек должен творить. Ведь молитва – и есть то добро, которое мы несем в жизнь. Когда мы прославляем Бога? Когда открываем Его людям. Когда мы совершаем добрые дела, тогда начинаем в полноте, истине и правде общаться с Богом. И само служение должно быть истинным, глубоким – только в полноте служения Богу мы получаем оправдание. И полнота служения – через добрые дела, через славословие, хваление, благодарение – должна быть истинному Богу. А кто есть Бог? Как имя Бога? Какому Богу мы должны служить? И вот здесь Псалмопевец пророчествует о Святой Троице, говоря: «Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы Твоя. И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». То есть: «Послужи Богу Отцу и воздаждь Вышнему (то есть Богу Сыну) молитвы Твоя. И призови Мя (Духа Святого) в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». Вот так здесь раскрывается глубочайший смысл служения Святой Троице. Бог всегда явит тебе помощь и никогда не оставит тебя, и ты всегда можешь прославлять Бога, когда истинно почитаешь Его.

«Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими?» Господь говорит грешнику: «Почему ты только устами чтишь Меня? Говоришь одно, а поступаешь по-другому, только внешне почитаешь Меня, а внутренне никак не служишь Мне? Одно говоришь, а другое делаешь». Здесь, конечно, обличение и книжников, и фарисеев – они говорили одно, а жили совершенно другой жизнью. И Господь осуждает все это и предупреждает, чтобы мы никогда не впадали в грех неправды. Господь осудил даже какое-то малое слово фарисея, который указал на мытаря. Никогда не нужно указывать на человека, совершающего грех и неправду.

«Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять». Что значит «возненавидел наказание»? То есть наказ, то, что Господь дал: изучение и исполнение Закона Божиего. «Одно дело, ты приносишь жертву Мне, но другое дело – ты должен всячески стремиться исполнить Закон, который Я дал тебе. В этом заключается смысл твоего служения».

«Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси». Господь обличает не того, кто сам совершает воровство и прелюбодеяние, но того, кто видел и не остановил такого, промолчал, тем самым вместе с ним совершая этот грех. Здесь святые отцы говорят и о новозаветном времени, что мы всячески должны стремиться исполнять Закон Божий сами и останавливать человека, который совершает грех, то есть не утаивать его перед духовником, священником, чтобы человека остановили перед тем, как он принесет жертву служения Богу.

«Уста Твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения». То есть уста твои умножили всякую неправду, и язык твой тоже говорит всякое лукавство.

«Седя, на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн». Вот здесь Псалмопевец очень четко говорит, чтобы каждый из нас не смеялся над грехом брата и не разглашал его – каждый из нас несет ответственность за сказанное слово, но разглашение греха другого может причинить тому духовное поражение, а не исправление. Здесь каждый должен заботиться больше о себе, нежели о разглашении греха брата своего.

«Сия сотворил еси и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи Твоя». Господь в этих словах очень хорошо говорит, что возненавидел беззаконие и до поры молчит, видя, что человек согрешает, не говорит о грехах, но ждет, когда человек принесет исправление. Не потому, что Он не видит, не хочет подчеркнуть грех человеческий, но ждет, когда человек сам исправится, поймет свой грех и отойдет от этого пути.

«Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй». Господь, даже если человек грешит, все равно заботится о нем, стремится, чтобы он пришел в покаяние, исправился, чтобы враг его не похитил, не погубил, чтобы возможно было принести покаяние. Бог и о грешном человеке заботится.

«Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю eму спасение Мое». Здесь больше говорится, что Господь принимает всякую жертву от человека, но жертву внутреннюю, духовную, и эта жертва должна быть связана с сокрушением и смирением его духа. «Жертва хвалы прославит Мя…» О какой жертве хвалы говорит Господь? Конечно, здесь говорится о Единой Жертве, которую Господь наш Иисус Христос принес за весь мир и за все человечество. «…и тамо путь, имже явлю eму спасение Мое» – и в этой Жертве заключается путь всякого человека. Кто приемлет эту Жертву, кто соединяется с ней, тот получает спасение и будет прославлен во все веки.

Удивительный и замечательный псалом. Он дарит нам духовную бодрость и говорит о нашей ответственности за нашу жизнь. Чтобы мы свое служение Богу не принимали как внешнее: для Бога не внешнее служение важно. Для Него самое важное – это наша внутренняя жизнь, наше сокрушенное и смиренное сердце.

Записала Елена Кузоро

Псалтирь, Псалом 48

48 В настоящем псалме проповедуется о Божественном суде всем людям, и о том дне, в который Бог приведет на суд всякое создание. Сыны же Кореовы могут представлять собою лице Апостолов, тайноводствовавших поднебесную.

48:1 В кoнeц, сыном Кореовым, псалом.

48:2 Услышите cия вcu языцы, внушите вcu живущии по вселенней. Как весь человеческий род призывает ко спасению, так и к учению о Божественном суде слово зовет всех вкупе.

48:3 Земнороднии же и сынове человечестии. Земнородными называет людей более грубых, варваров, населяющих места пустынные, не управляемых законами общежития, сынами же человеческими — ведущих жизнь более образованную и управляемых законами.

48:4 Уста моя возглаголют премудрость. Как слушателей разделил на многие разряды, так и учение свое делит на различные виды. Говорит же это лик Апостолов, имея в устах Христа, Который есть Отчая Премудрость. Ибо Апостолы, имея в устах Христа и о Нем всегда поучаясь мыслию, приобрели разумение, и до того изощрили ум свой к уразумению, что понимали Спасителевы притчи, предложенные в Евангелиях. Почему, когда Христос вопросил их: разумеете ли сия вся? глаголаша Ему: ей (Мф. 13, 51).

48:5 Приклоню в притчу ухо мое. Изострив ум мой к уразумению спасительных притчей, в состоянии я постигать заключающийся в них разум. А тем, которые, по младенчеству, неспособны сего сделать, отверзу заключенное, уясню гадания и притчи. И сделаю это с помощью псалтиря Моего, т. е. тела, издающего глас подобно органу, которым душа настраивается к песнопению, благоискусно движимая каждым чувством, каждым членом, каждою частью тела.

48:6 Вскую боюся в день лют? Этим начинает слово о суде, изложив первую часть учения как бы в виде предисловия. Начинает же вопросом, чтобы иметь на него и ответ. Вопрос таков: вскую боюся? На слове «боюся» должно пресечь речь, чтобы вышел такой смысл: если кто спросит, вскую боюся, желая узнать от меня причину моего беспокойства, то пусть без недоверчивости выслушает, что есть лютый день, которого боюсь и ужасаюсь. Ужасаюсь же, потому что в тот день беззаконие пяты моея обыдет мя, т. е. обыдет то уклонение от божественного пути, какое сделал я в жизни, по развлечению и обольщению преступив закон Божий. Посему сказано: нечестие сие обыдет мя, тогда как надлежало бы сказать: предстанут предо мною лукавые дела мои, какие сделаны мною, окружая и осаждая меня отовсюду и не давая мне возможности избегнуть мучения. Днем же лютым называет день суда, потому что он лют будет для подвергаемых мучению. И Апостол наименовал его днем гнева, сказав: собираеши себе гнев в день гнева (Рим. 2, 5).

48:7 Надеющиися на силу свою. Вообще значит cиe: выслушайте это полагающиеся на богатство и силу. Что же должны они выслушать? Конечно не иное, а то, что в тот день не принесет им пользы богатство. Ибо никто не избавить их от угрожающего им гнева за грех.

48:8 Брат не избавит. Братом именует боголюбивого и досточестного. А посему, как брат (прибавь: боголюбивый), так и всякий другой человек не возможет избавить кого-либо в тогдашний день. Если же не возможет брат, и притом боголюбивый, то паче не в состоянии будет сделать сего богатство.

48:9 И цену избавления души своея. Научив, что богатство нимало не воспользует в день суда, учит и полезному. Что же полезно? — стяжать жизнь изнурительную и многотрудную. Ибо стяжавшие ее сподобятся жизни, обетованной в будущем веке. Утруждающий себя деятельностью до конца будет жив ведением, и упокоится во век, и жить будет победителем. И утрудися в век.

48:10 И жив будет до конца. Не узрит пагубы,

48:11 егда увидит премудрыя умирающия. Так далеко будут они от нечестивых, что даже и не приблизятся к их пагубе. Кто же эти умирающие премудрые, кроме тех, о которых сказано: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу (1 Кор. 1, 19)? Итак, Писание в настоящем месте всячески вразумляет, что в день суда не избавить себя ни богатый, ни мнимый мудрец, но тот один улучит вечную жизнь, кто изнурял себя в настоящей жизни. Вкупе безумен и несмыслен погибнут. Вместе, говорит, преданы будут погибели и мудрые и неразумные, потому что ничем не различествовали друг от друга, одинаково служа идолам. И оставят чуждим богатство свое. Ибо не захотели сделать его своим собственным, оказывая благодеяния нуждающимся.

48:12 И гроби их жилища их во век. Гробами означает мертвенность, в какую облекли душу свою, не мыслив о Боге ничего истинного и правого. Селения их в род и род. Селения, в которых обитали при жизни, будут переходить от одних к другим родам. Ибо это сказал и выше: оставят чуждим богатство свое. Нарекоша имена своя на землях. Надлежало им верою и светлым житием соделать, чтобы имена их написаны были на небесах, они же нарекли себе имена на земле, созидая соименные себе города.

48:13 И человек в чести сый не разуме. Причиною, по которой впали они в высокое о себе мнение, именует плотские пожелания. А это и значит, не разуметь чести своей, что сотворены по образу Божию. Небесные селения обменили они на то, чтобы жить на земле, подобно несмысленным скотам, и жизнь от Бога — на гробы.

48:15 Сей путь их соблазн им. Путем божественное Писание называет обыкновенно жизнь каждого и время жизни каждого. Сей-то путь, говорит, соделали они для себя суровым и неприязненным, как ни о чем не рассуждавшие право. Но когда претыкались они на нем, тогда не замечали соблазнов. И по сих во устех своих благоволят. Как бы так говорит: исповедуются, раскаявшись в том, что вступили на этот путь, но уже не будут иметь времени для покаяния.

48:15 Яко овцы во аде положени суть. Поелику не пожелали иметь над собою доброго пастыря, но отреклись от чести своей, подобно скотам растлили тела, то соделались за это адскими овцами, и пасущий их отведет уже их на свои пажити, одних во огнь вечный, других туда, где плач и скрежет зубов, а иных во тьму кромешную. И обладают ими npaвиu заутра. Не восстанут уже на благочестивых, как делали в настоящей жизни; напротив того, сподобившиеся утреннего времени и нового света возобладают над нечестивыми. И помощь их обетшает во аде. Всякая для них помощь, или крепость, какую придавала им слава, истреблена будет смертью, ибо сказано «обетшает» вместо «будет истреблена».

48:16 Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя. Но меня, который говорю это, избавит Бог, и душа моя не будет отведена и оставлена с сими овцами во аде.

48:17 Не убойся, егда разбогатеет человек. Узнав, каков будет конец нечестивых, не ублажай обогащающихся в жизни, не бойся, как оставленный вне всякой надежды, не упадай духом, как будто, лишаемый настоящих благ, лишаешься благ великих. Твердо знай, что ожидают тебя избавление от смерти и жизнь вечная. А кого величают многие счастливым за богатство, славу и лжеименную мудрость, тот ничего больше не будет иметь у себя, даже отведен будет обнаженный от всего, что было у него в мире.

48:18 Яко внегда умрети ему, нe возмет вся. Люди безбожные думали ту одну выгоду извлечь из богатства, чтобы душа их благословляема была в жизни смертной и временной, когда люди хвалят и величают их счастливыми за блага, какими, по-видимому, обладают они. Ниже снидет с ним слава его, потому что все временно. Таковой тогда воздаст благодарение Тебе Создателю, когда умножишь достояния его.

48:20 Внидет даже до рода отцев своих. Будет подражать ревности отцов и, происходя от отцов лукавых, наследует лукавство. Даже до века не узрит света. Мудрствующие подобно сему стали душевно слепы, ни в смертной жизни не просветились они светом ведения, ни в будущей не сподобятся вечного света.

49 Асаф воспевает этот псалом, вводя лице законодателя, и как отменяя ветхозаветные жертвы, так вводя жертвы нового завета — дароношения хвалы. Первенствующие между иудеями, вознерадев о добродетели, поставляли ее в том, чтобы читать и возвещать Закон, а также приносить жертвы. Но чтение Закона и приношение жертв суть только плод добродетели в человеке. Делать же это одно без добродетели значить то же, что умащать себя для борьбы, но не радеть о самой борьбе, за которую дается венец. Посему, блаженный Давид обличает так поступающих, и представляет, как Бог укоряет таковых и объявляет им, что отвращается Он жертв, приносимых без добродетели, о чем сказал и чрез Исаию: беззаконник жряй Ми тельцы, яко убиваяй мужа, и проч. (Ис. 66, 3). Речь же свою облекает Давид в образы, и вводит Бога, приходящего с неба, восседающего в судилище, и произносящего суд на иудейских правителей.

49:1 Бог богов Господь глагола, и призва землю. У Бога святые суть боги. Дах тя бога Фараону (Исх. 7, 1); и: Аз рех, бози есте (Пс. 81, 6). Когда же призываются они Богом? Не тогда ли, как вочеловечившись возглаголал, и призвал всю землю? Что же возглаголал, как не cиe: шедше научите вся языки (Мф. 28, 19); и: подобает проповедатися Евангелию сему в целой вселенной (Мк. 13, 10)?

49:2 От Сиона блaгoлеnиe красоты Его. Бог яве приидет. Говоря: от Сиона, дает разуметь первое, а говоря: яве — второе пришествие. В первое Свое пришествие и славное богоявление молчал Он, судимый человеками, и не открывал явно Божества Своего. Во второе же Свое пришествие придет не скрытно, как в первое, но яве, и, как сам Он говорит, подобно молнии, проходящей от востока и до запада (Мф. 24, 27). Яве приидет и не премолчит, но обличить грех мира. Если же Бог приидет яве, а Христос есть Бог, то конечно речение «яве» указует на плоть. Огнь пред Ним возгорится, чтобы предать огню достойных его за свое нечестие. Это подобно сказанному: река огненная течаше пред Ним. Ибо тоже самое видел и блаженный Даниил, который говорит: река огненная течаше пред Ним: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ (Дан. 7, 9. 10). А огнь или означает исходящий от Него свет, потому что ведению Христову предшествует приобретаемый верою мысленный свет, которого образом был огненный столп, предводивший израильтян ночью, или значит, что нас, охладевших во всяком грехе, Спаситель возжег усердием ко всему доброму, подобно мысленному огню вложив в нас причастие Святого Духа. Ибо сказал: огнь приидох воврещи на землю (Лк. 12, 49). И все мы, сподобившиеся таковой благодати, соделались живы духом. Посему и при благодатном даровании Святого Духа вводится явление огня. Ибо, по слову Иоаннову, крещаемся мы о Христе Духом Святым и огнем (Лк. 3, 16). Некто же и из пророков сказал: Той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих. И сядет разваряя и очищая яко сребро, и яко злато (Мал. 3, 2, 3), потому что сила Святого Духа истребляет в нас всякую скверну. На это не принесло ни малой пользы иудейской Синагоге, потому что не приняли благодати те, о которых сказал Бог у Иеремии: оскуде мех от огня, истле олово, всуе ковач сребро кует, лукавства бо их не истаяша (Иер. 6, 29).

49:4 Призовет небо свыше. Живущие на земле, как сказано негде во псалмах, были прежде части лисовом (Пс. 62, 11), служа нечистым духам, и на каждом месте почитая богом, что кому представилось. Но явившийся Спаситель облистал нас светом истинного бoговедения. Как добрый пастырь, обратил Он заблудшее, обвязал недужное, отгнал зверей от овчего двора, освятил Духом, оградил ангельскими силами, по всей земле поставил святых тайноводителей. А потому и сказано, что призовет небесных ангелов и избранных на земле для апостольства, разсудити люди Своя. Ибо Апостолы уверовавших привели к Богу, а неверующих предали сатане, говоря почти так: идите к свету огня вашего, и в пламень, которым возгорелись вы. Неверующим иудеям говорят они: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте е, и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки (Деян. 13, 46). А что тайноводствующим и ученикам их содействуют Ангелы, это объясняет Павел, говоря: не вcu ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14)? Это изображала и виденная Иаковом лествица, восходящая от земли до неба, на которой утверждался Господь, и по которой восходили и нисходили Ангелы (Быт. 28, 12). Таково же и сказанное: ополчится Господь окрест боящихся Его, и избавит их (Пс. 33, 8). А таким образом и Ангелы тем самым, что содействуют людям, судят их. Призовет небо свыше, то есть, праведников, проводящих небесное житие, соберет в горние обители. И землю, разсудити люди своя, т. е. грешных. И соберет всех живущих на земле, чтобы праведных отделить от неправедных.

49:5 Соберите Ему преподобныя Его. Речь обращена как бы к Ангелам, согласно с сказанным: послет Ангелы Своя, и соберут праведных от четырех ветр земных (Мф. 24, 31). Завещающыя завет Его о жертвах. Разумеет жертвы духовные.

49:6 И возвестят небеса правду Его. То есть, небеса прославят Бога за то, что и человеков удостоил небесных обителей. Хочет, чтобы преподобные народа первого прежде будущего суда прекратили жертвы, состоящие в заклании бессловесных животных, и восприняли жертву по разуму и ведению. Сверх сего, небесные силы песнословят Судию за то, что начал с преподобных. И небеса возвещают правду Его, радуясь о спасении их. Земное же жилище оставлено будет чину, не удостоившемуся небесного звания. Яко Бог судия есть. Здесь явно именует Христа Богом. Ибо Отец суд весь даде Сынови (Ин. 5, 22). А если Отец суд весь даде Сынови и Бог судия есть, то Христос есть Бог.

49:7 Услышите людие Мои, и возглаголю вам. Вводя новые законоположения, чтобы не принял кто-нибудь их за человеческое слово или слово какой-либо ангельской силы, предпоставляет слова: Бог Бог твой есмь Аз. Я — Тот самый, Который изначала и доныне показал роду вашему великие чудеса. Из того, что постановляю теперь иные законы, не заключай, что и Я — иной. Напротив того, Я — Тот самый, Кто чрез Моисея дал законы о жертвах. Свидетельствую же тебе, что не будешь обвинен, преступив Моисеевы законы. Ибо Я сам, повелевший там отроку Моему, что было полезно, теперь свидетельствую, что нет для тебя нужды сохранять узаконенное о жертвах. Если и не приносишь жертв, то и в сем случай они уже принесены. (8). Всесожжения твоя предо Мною суть выну, хотя и не приносятся тобою. Если же всеми мерами стараешься приносить Мне жертву, как нечто досточестное и необходимое, то со всею уверенностью выслушай, что ничего этого не прииму от тебя, потому что все это для Меня излишне. И животные, пасущиеся в полях, и волы, и скоты, и птицы небесные, и красота сельная — все это Мое, и ни в чем не имею Я нужды. А если бы и была Мне когда потребность в пище, то не столько Я скуден, чтобы просить чего-либо подобного у тебя. (12) Моя бо есть вселенная. Какие же предложишь Мне угодные жертвы? Хвалу, песнопение, богословы. Когда исполнишь это, тогда, как исполнивший Божественный закон, приимешь в воздаяние, что будешь услышан, как скоро призовешь. И показывая, к какому народу обращает эту речь, присовокупил: Израилю, и засвидетельствую тебе. Потом указывает на собственное Свое владычество: Бог Бог твой есмь Аз. Я — Бог, избавивший тебя от египетского рабства, обративший море в путь, препитавший в пустыне, давший тебе тот Закон. Ибо не почитай Меня иным законодателем, видя различие законов.

49:8 Не о жертвах твоих обличу тя. Не в нерадении о жертвах, говорит, обвиняю тебя, потому что приносишь их непрестанно, но повелеваю тебе не в них поставлять оправдание.

49:16 Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя? Грешником называет здесь истолкователя божественных Писаний. И это подобно сказанному: не красна похвала во устех грешника (Сир. 15, 9). Ибо, если преступает он все заповеди, предан всякому пороку, и язык свой соделал льстивым, то для чего имеет в устах божественные Писания?

49:21 Вознепщевал ҐбЁ беззаконие, яко буду тебе подобен. Прежде, говорит, долготерпел Я, но теперь не сделаю сего. Ибо в обличение твое представлю грехи твои, о которых ты предполагал, что они уже не явятся и никому не придут на память. Но Я, как Бог, изведу их на свет, и они станут перед тобою. Не буду скрывать их, как ты скрываешь, и не уподоблюсь тебе. Но изведу их на среду, чтобы, делая их известными, покрыть тебя стыдом. Обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя.

49:22 Разумейте убо сия, забывающии Бога. Как человеколюбивый, по обличении прилагает и совет, давая место покаянию. Разумейте, что долго терплю, не потому что радуюсь делам вашим, но потому что даю время на покаяние. А если не уразумеваем, то похищает нас беззаконник или беззаконие, потому что нет избавляющего нас. Ибо Я избавляю тех, которые понимают, сколько они худы, и перестают быть худыми, и говорят: согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом (2 Пар. 6, 37). Невозможно же исповедаться тому, кто делает еще худое. Да не когда похитит, и не будет избавляяй, то есть, чтобы не похитила душу смерть, принесите покаяние, потому что нет избавляющего для содержимых грехами во аде. И душа похищается, как совершенно отпадшая от Бога.

49:23 Жертва хвалы прославит Мя. Повторяет сказанное прежде, повелевая совершать словесное служение. После сильного обвинения показал врачевство от греха, и именно употребление таинств. Ибо это действительно жертва хвалы, прославляющая Бога, потому что тогда предстоим, вознося хвалу вместе с Ангелами и со всею тварью. И тамо путь, имже явлю ему спасение Мое, то есть, в жертве хвалы заключается путь спасения, уготованного Богом.

50

50:1 В конец, псалом песни Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку,

50:2 егда вниде к Вupcaвиu.

50:3 Давид воспевает этот псалом, содержащий в себе исповедь в двух преступлениях: в убийстве Урии и в прелюбодеянии с Вирсавиею. Он указывает и всем людям спасительный путь покаяния, как некое искусство непрестанно одерживать победу над врагом. Ибо всегда заботящийся о покаянии и совершающий его оказывается победителем непрестанно нападающего (врага). Вводит в псалом и пророчество о будущем общем избавлении от грехов в святом крещении, говоря: окропиши мя, и учение о служении духом. Наконец показывает, что сохранен у него дар пророчества, потому что не просит даровать ему оный, как лишенный уже дара, а умоляет только не отнимать дара, говоря: не отъими от мене

50:3 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. Поелику грех велик, то просит у Бога и великой милости. И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Божии только щедроты могут омыть руки, оскверненные убийством. Но, чтобы еще более уяснить сказанное, говорит:

50:4 наипаче омый мя. И здесь просит о полноте очищения, чтобы из всего была видна важность прегрешения. Или: поелику Нафан сказал уже ему о прощении греха, и различные бедствия много уменьшили оный, то говорит теперь: имею нужду в очищениях и омовениях, чтобы совершенно была истреблена и глубоко внедрившаяся скверна. Наипаче омый мя от беззакония моего, т. е. от беззакония убийства, и от греха моего очисти мя, т. е. от греха прелюбодеяния. Должно же знать, что грех есть отпадете от добра, а беззаконие — погрешение против Божественного закона. Таково начало и греха и беззакония. В этом они и сходны между собою. Ибо согрешающий уклоняется от цели, которая в природе его и сообразна с нею, а цель человеческой природы — жить по разуму, избегая неразумия. Но и беззаконный также, живя невоздержно, погрешает против закона, какой дан ему в естестве. А посему и ученик Христов, Апостол Иоанн, справедливо сводит во едино и грех, и беззаконие, сказав: всяк творяй грех, и беззаконие творит (1 Ин. 3, 4). Иначе сказать: грех сходен с беззаконием, потому что всякий, поступающий беззаконно, грешит.

50:5 Яко беззаконие мое аз знаю. И это сказал об убийстве. И грех мой предо мною есть выну. Всюду обносит с собою памятование о грехе прелюбодеяния, потому что не оставляет его грех сей и не отступает от него, но всегда пребывает с ним и мучит его.

50:6 Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих. То есть, от очей всякого человека скрывшись в беззаконии, не укрылся от Твоих только очей. Потому и говорит: и лукавое пред Тобою сотворих. Воспользовавшись от Тебя многим, воздал за cиe противоположным тому. Впрочем, не то разумеет, будто бы не сделал несправедливости Урии: ибо можно ли было сказать cиe? Но говорит, что дерзнул на величайшее беззаконие пред Богом, Который избрал его и из пастуха соделал Царем, или, поелику, укрывшись от очей всякого, не укрылся от очей Божиих, а напротив того, обличен пророком, или, поелику, как Царь, не подлежал закону человеческому, но, как богочестивый, был повинен единому Богу, или, поелику не обличил его никто из людей, вразумил же единый Бог, то говорит: Тебе, единому согреших: яко да оправдишися во словесех Твоих. Ты меня, преступившего закон, обличил чрез пророка. Ты праведен, Ты всегда избавлял меня от врагов, Ты почтил меня царским саном и даром пророчества, а я — мерзок и убийца. И победиши внегда судити Ти. Это — признание, или исповедание в грехах.

50:8 Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, т. е. вследствие уклонения от данного ему Богом закона. Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя. А сказанное: и во гресех роди мя мати моя — означает, что общая всем нам матерь — Ева — первая породила грех, как возжелавшая удовольствия. Потому и о нас, подпадших осуждению матери, говорится, что и мы рождаемся во грехах. Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию. Ведет же слово от времен первобытных, желая показать величие Божия дара.

50:8 Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Смысл речи таков: Ты, Господи, Ты, Который — истина, любишь истину, и хочешь, чтобы мы пребывали в истине, очистишь нас от древнего греха, и очистишь иссопом, так что убедимся паче снега. Иссопу же уподобляет действенность Святого Духа, как возгревающую нас и очищающую всякую в нас скверну. А очищение совершится иссопом, т. е. Святым Духом; потому что иссоп есть растете очищающее. Наконец, словами: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси, дает разуметь, что Бог открыл ему Духом Святым все, что будет, и что положил Он в Своей премудрости.

50:9 Окропиши мя иссопом и очищуся. Сказав: Ты дал божественные законы и уставы, присовокупляет еще большее: Ты даровал в законах некие очищения и чрез окропление иссопом. С этою же целью и нам ныне даруй нечто подобное, так как Ты — тот же Бог. Или, может быть, прикровенно говорит о некоем таинстве. Моисею в Египте повелено было кровь овнюю иссопом воскропить на праги (Исх. 12, 22), а мы искуплены наиболее честною кровию. Итак, поелику воскропление крови служило охранением, чтобы живущие в доме не потерпели чего от погубляющего, то Давид справедливо, делая таинственное напоминание о той крови, говорит: окропиши мя иссопом, прикровенно разумея будущее очищение всех кровью истинного агнца Христа, вожделевая сподобиться сего очищения, которое одно может очистить совершенно и соделать белее снега.

50:10 Слуху моему даси радость и веселие. Духом предуготовишь меня снова к тому, чтобы слышимо было мною радование и веселье, какое будет в последние времена. Что же это такое, как не ведение будущего воскресения, о котором и учил, сказав: возрадуются кости смиренныя? Когда же возрадуются согнившие кости наши? Не по воскресении ли, когда, как говорит другой пророк, кости наши яко трава прозябнут (Ис. 66, 14)? Возрадуются кости смиренныя. Возрадуется крепость души моей, потому что прежде немоществовала она под грехами.

50:11 Отврати лице Твое от грех моих. Снова обращается к исповеданию.

50:12 Сердце чисто созижди во мне, Боже. Обнови, говорит, обветшавшую душу мою, расстроенную грехом. И дух прав обнови, то есть, утверди, во утробе моей. Это значит то же, как если бы сказать: приведи в безопасность ум мой, чтобы уже нелегко было ему впасть в грех.

50:13 И Духа Святаго не отъими от мене. Снова молится, чтобы Дух пророческий сошел на него. Ибо Он оставил его по причине греха.

50:14 Воздаждь ми радость спасения Твоего. Это относится ко всему человеческому роду. Радостью спасения называет пришествие Господне, по сказанному Симеоном: яко видеста очи мои спасение Твое (Лк. 2, 30). Молится же, чтобы и ему быть причастником оного. И Духом владычним утверди мя. Духа, Которого прежде назвал правым, здесь именует владычним.

50:15 Научу беззаконныя путем Твоим. Как скоро избавишь меня от греха, и потом даруешь мне Духа Твоего Святого, — снова буду учить законо-преступных, чтобы ходили путями Твоими.

50:16 Избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего. Снова возносит моление, чтобы избавиться от осквернения, в какое впал убийством Урии, или лучше сказать, избавиться от кровей, то есть, от кровавых жертв, как показывают последующие слова псалма, в которых сказано:

50:18 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, и так далее. Возрадуется язык мой правд Твоей. Симмах перевел это так: «возглаголет язык мой милостыню Твою». Получив отпущение грехов, не буду молчать, но не престану воспевать Тебя и поведаю милости Твои. Поелику отменил Ты подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов, то по сему самому принес я Тебе жертву, какую возлюбил Ты; а это — жертва, приносимая покаянием и сердцем сокрушенным.

50:20 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона. Сионом называет здесь Церковь. Ибо, когда Бог и Отец благоволил возглавити всяческая о Сыне Своем (Еф. 1, 10); тогда и Церкви Своей даровал благие обетования Свои. И да созиждутся стены Иерусалимския. Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его.

50:21 Тогда благоволиши жертву правды. Когда, говорит, ублажишь Сиона и созиждутся стены Иepycaлимские, тогда и будут приносимы жертвы, жертвы не кровавые, но жертвы правды, т. е. хвалы. Возношение и всесожегаемая, и под всесожжениями разумеет приношение правды и бескровной жертвы. Тогда возложат на олтарь Твой тельцы, то есть, тельцы правды, так чтобы все было от правды, были и жертвы правды, и приношения правды, и всесожжения правды, и тельцы правды.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]