114:2 приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во [все] дни мои.
И то, что Бог услышал его — укрепило его желание обращаться к Богу во все дни жизни своей: если нет реакции на мольбы и просьбы, то и желание молиться со временем может иссякнуть, и вера в то, что Бог слышит молитвы — пропадает. А ответ укрепляет веру и усиливает желание приближаться к Богу. Иногда, конечно, стоит приложить немалые усилия, чтобы понять, что и когда Бог отвечает.
114:3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
До молитвы певца одолели болезни смертные и муки адские. Заметим, что адские муки при жизни певцом испытываются, а не после смерти. Значит, в какие-то неприятности крупные попал, не обязательно болезни буквальные замучили его, терзания совести иногда пеклом адским для согрешившего — при жизни становятся.
114:4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою. Не растерялся и не упал духом певец в эти минуты, обратился к Богу за помощью по имени — мало ли, кто кого на помощь зовёт, но чтобы Бог Иегова помог — надо его конкретно и звать.
А обратился за помощью об избавлении души его от адских мук. И снова заметим, что при жизни он для своей души избавления от мук просил, а не после смерти. Значит, только живой человек может мучения души своей (себя самого, то есть) чувствовать.
114:5,6 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш. 6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Знает о том певец, что Господь далеко не всем помогает. И поскольку ему помог, то он, значит, в глазах Божиих простодушным оказался. В противном случае — не дождался бы помощи.
114:7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Не имеется ввиду, что пока певец в смятении был — душа его из него вылетала, а теперь ей пора было обратно возвращаться в тело певца. Нет. Здесь всего лишь о том, что певец беспокоился сильно до того, как ему помолиться, а когда Господь помог, то самое время ему самому ( душе его) — снова успокоиться.
114:8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Как видим, не буквальные болезни измучили певца, а всё же душевные и нравственно-моральные, если о том говорит, что чуть не преткнулся пред Богом и не упал в согрешении. По этому поводу и слёзы, и переживания: ни один верующий не желает пред Богом падать и верность Ему нарушать.
114:9 Буду ходить пред лицем Господним на земле живых. Ну а коли Бог помог певцу на ноги подняться и крепко стать, то кому же, как не Ему — благодарность выражать? Решительно настроен певец пред Богом ходить на земле живых, значит, будет такое время, когда из мёртвых — на земле ни одного не останется, все будут живы.
Для чего читать псалом 114 православным верующим
Комментариев нет
Текст христианского псалма 114 представляет собой радостное восклицание человека, получившего ответ от Бога на свою молитву. Авторство псалма не установлено, как и обстоятельства, подтолкнувшие псалмопевца к его написанию, но по содержанию песни становится понятно, что причины ее написания являются глубоко личными. Автор возносит хвалу Господу, благодаря Его за исцеление от смертельных болезней, из-за которых он, очевидно, начал уже прощаться с жизнью.
Исходя из толкования 114 псалма, исцеление было столь внезапным и скорым, что автор не смог удержаться от славословия, решив поделиться свое радостью со всем народом.
Текст православного 114 псалма в помощь в бедственном положении
Текст 114 псалма, видимо, призван был поддержать духовное состояние евреев, вернувшихся из вавилонского рабства: словами «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне» (Пс. 113, 6) он обращает внимание своих сограждан на то, что Бог бывает особенно благорасположен к людям, которые трудятся во славу Его, а не ропщут из-за лишений. В таком положении были евреи по возвращении из плена: разоренная земля, требующая восстановления, и следующие за этим лишения часто повергали их в уныние. В православной традиции читать, слушать онлайн и смотреть видео с текстом 114 псалма советуют людям, находящимся в тяжелом материальном состоянии.
Слушать на видео молитву псалом 114 на современном русском языке
Читать текст молитвы псалом 114 на русском языке
Аллилуия.
Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое; приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои. Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою. Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш. Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых.
Православный Псалтырь, текст псалма 114 на церковнославянском языке
Возлюбих, яко услышит Господь глас моленiя моего, яко приклони ухо свое мне; и во дни моя призову. Обяша мя болезни смeртныя, беды адовы обретоша мя; скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах; О, Господи, избави душу мою; милостив Господь и праведн, и Бог наш милует. Храняй младенцы Господь; смирихся, и спасе мя. Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя; яко изят душу мою от смерти, oчи мои от слез и нозе мои от поползновенiя. Благоугожду пред Господем во стране живых.
Псалтирь с толкованиями А.П. Лопухина Псалом 114 (Аллилуия)
Синодальный перевод
Полезно? Поделись ссылкой!
К этому псалму в еврейской Библии присоединяется следующий по счету 70-ти 115 псалом, и таким образом с 116 псалма по греческой Библии, а по еврейской 117, восстанавливается прежний счет на один псалом вперед.
То чувство радости, которое изображается в этом и следующих двух (115–116) псалмах, показывает, что они написаны после уже получения помощи от Господа.
Я радуюсь, так как Господь помогает мне, когда я воззвал к Нему при гнетущих меня обстоятельствах (1–4). Господь милостив и помогает всем простодушным пред ним (5–6). Я покоен, так как Господь осушил мои слезы и дал мне при жизни увидеть ниспосланные Им блага.
1. Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;
2. приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои.
3. Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5. Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6. Хранит Господь простодушных! я изнемог, и Он помог мне.
6. Господь «хранит простодушных» — т.е. тех, кто просто и глубоко, как дети, веруют в Него, или беспомощных, как дети, а потому нуждающихся в защите со стороны. Такими простодушными по вере и беспомощными, как дети, были евреи данного времени, возвратившиеся из плена, так как жили верой и ожиданиями исполнения предсказанных пророками обетований, они же были и беспомощны, так как им самим, без всякого стороннего содействия и при нищете приходилось начинать снова устроение своей земли как в политическом и религиозном, так в гражданском и экономическом отношениях.
7. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
7. «Возвратись, душа моя, в покой твой» — период страданий и опасностей миновал, настало время довольства и благоприятного течения жизни, так как Господь «облагодетельствовал».
8. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.
9. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых.
9. «Ходить пред лицом Бога» — служить Ему своей жизнью; на «земле живых» на земле людей своего народа, теперь довольного и осчастливленного.
Сайт нуждается в вашей помощи!
С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!
« Псалом 113 (Аллилуия)Псалом 115 (Аллилуия) »
Толкование на 114 псалом
Заранее заняв сию священную ограду мучеников и с половины ночи умилостивляя песнопениями Бога мучеников, вы терпели до сего полудня, ожидая моего пришествия. Посему вам, которые честь мучеников и служение Богу предпочитают сну и упокоению, награда готова. Но если и мне должно оправдывать себя в замедлении и в том, что надолго оставил вас, скажу на это причину. Все время настоящего дня употребил я на то, чтобы устроить другую, сей равночестную, Церковь Божию, отделенную от вас немалым расстоянием. Итак, поскольку Господь даровал мне и им служение исполнить, и вашу любовь не обмануть, то воздайте со мною благодарение Благодетелю, Который эту видимую немощь моего тела подкрепляет Своею невидимою силою. Но чтобы не огорчить вас, удерживая долго, кратко побеседую из псалма, который застал я вас поющими, и по мере сил своих напитав души ваши словом утешения, отпущу, чтобы каждый из вас занялся попечением о теле своем.
Что ж было препето вами? Следующее: (1) Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего. Не всякому можно сказать: возлюбих, а только тому, кто уже совершен, вышел из рабского страха и приял дух сыноположения. К слову возлюбих не присовокуплено, кого именно возлюбил, подразумевается же: Бога всяческих. Ибо достолюбезное в собственном смысле есть Бог, так как по определению то достолюбезное, чего все желают. А Бог есть благо, первое и совершеннейшее из благ.
Итак, возлюбил я Самого Бога и с радостью принял за Него страдания. Какие же то страдания, Пророк описывает несколько ниже: болезни смертныя, беды адовы, скорбь и болезнь — все это казалось ему достолюбезным по любви к Богу и по упованию того, что соблюдается понесшим страдания за благочестие. Не против воли, не насильственно и не принужденно вытерпел я подвиги, говорит Пророк, но с какою-то любовью и расположением переносил труды, почему могу сказать: Зане Тебе ради умерщвляемся весь день (Пс. 43, 23). И кажется, что сие равносильно апостольскому слову и сказано с тем же расположением, с каким и Апостол говорит: кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч (Рим. 8, 35)? Итак, возлюбих все сие, зная, что переношу беды за благочестие и имею зрителем и подвигоположником Владыку всяческих. Яко услышит Господь глас моления моего. Так и каждый из нас может исполнить трудное в заповедях, когда жизнь свою, как пред зрителем, открывает перед Богом всяческих.
(2) Яко приклони ухо Свое мне. Пророк сказал приклони не для того, чтобы составил ты какое-нибудь чувственное понятие о Боге, будто бы имеет Он уши и приклоняет их по причине тихого голоса, как делаем мы, приближая слух твой к говорящим слабо, чтобы вблизи разобрать произносимое. Напротив того, он сказал приклони, чтобы показать собственную свою немощь, то есть снизойти по человеколюбию ко мне, лежащему на земле, как человеколюбивый врач, приклоняя слух свой к больному, который от великого изнеможения не может говорить внятно, вблизи узнает нужды страждущего.
Итак, приклони ухо Свое мне. Божий слух для ощущения не имеет нужды в голосе. Бог и по движениям умеет узнавать просимое. Или не слышишь, что Моисей, который ничего не говорит, но в неизрекаемых своих воздыханиях молит Господа, услышан был Господом, и Он сказал Моисею: что вопиеши ко Мне (Исх. 14, 15)? Бог умеет услышать и праведную кровь, у которой нет языка, нет голоса, пронизывающего воздух. Явление же праведных дел пред Господом есть велегласие.
И во дни моя призову. Мы, один день помолившись или один час, и то немного, поскорбев о своих грехах, отлагаем попечение, как будто сделали уже нечто равномерное своей греховности. Но святой Пророк объявляет, что он приносит исповедание, соразмерное всему времени своей жизни. Ибо говорит: во вся дни моя призову. Потом, чтобы ты не подумал, будто бы призывал он Бога, потому что благоденствовал в сей жизни и все дела его текли благоуспешно, описывает величие бедствий, в которых не забывал он имени Божия.
Ибо говорит: (3) Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя. Под словом болезни у Пророка в собственном смысле разумеются обыкновенные боли при чревоношении, когда чрево, угнетенное бременем, побуждает носимый плод к выходу вон, а потом детородные члены, сгнетенные и натянутые во время чревоношения, сотрясениями и сжатиями жил причиняют рождающим самые острые боли и жесткие мучения. Сие понятие болезней он перенес и на болезни смертные, поражающие живое существо при разлучении души и тела. Я претерпел, говорит он, не что-нибудь довольно сносное, но испытывал даже самые болезни смертные и доведен был до опасности снизойти во ад. Сие ли одно терпел он, чем хвалится, или нередко терпел, хотя то же, но невольно, тогда как вынужденное не заслуживает похвалы?
Но смотри на великодушие подвижника. Когда, говорит он, объяша мя болезни смертныя и беды адовы обретоша мя, тогда я не только не пал под тяжестью сих искушений, но даже добровольно подверг себя еще гораздо более многочисленным искушениям, как бы сам для себя добровольно изобретал скорбь и болезнь, а не против воли они постигали меня. Выше сказал: беды адовы обретоша мя, а здесь: скорбь и болезнь обретох. Так как в бедах оказался я неослабным при всех наваждениях искусителя, то, чтобы показать преизбыток любви к Богу, приложил я скорбь к скорби и болезнь к болезни, не в надежде собственною силою противостать скорбному, но потому что призвал имя Господне. Подобно сему сказанное Апостолом: Во всех сих препобеждаем за Возлюбльшаго ны (Рим. 8, 37).
Побеждает, кто неослабно переносит приключающееся по необходимости; препобеждает же, кто в доказательство терпения самопроизвольно навлекает на себя болезнь. Кто впал в какой-нибудь смертный грех, тот должен говорить: Объяша мя болезни смертныя, ибо сказано: всяк творяй грех от диавола рожден есть (1 Ин. 3, 8). Когда я был делателем греха, говорит Давид, и когда носила меня во чреве смерть, тогда обретен я был бедами адовыми. Чем же исцелил я себя? Тем, что обретох скорбь и болезнь покаяния; придумал для себя терзание покаяния, соразмерное тяжести греха, и таким образом дерзнул призвать имя Господне. Что же сказал я? (4) О Господи, избави душу мою, я содержусь в плену. Ты дай за меня выкуп и избави душу мою.
Милостив Господь и праведен. Писание с милосердием Божиим везде соединяет правду, научая нас, что и милость Божия — не без суда, и суд не без милости. Бог, и милуя, с рассуждением и мерою оказывает милосердие достойным, и судя, с пощадою нашей немощи производит суд, наказывая нас более по человеколюбию, нежели для воздаяния равным за равное. И Бог наш милует. Милосердие есть болезнование об угнетенных сверх меры их вины, ощущаемое сострадательными. Милосердуем о том, кто из великого богатства впал в крайнюю нищету, кто из крепкого телесного здоровья перешел в крайнее изнеможение, кто прежде восхищал красотою и свежестью своего тела и потом поврежден обезображивающими болезнями. Поскольку и мы некогда были славны в райском состоянии, а по причине падения стали бесславны и унижены, то Бог наш милует, видя, какими мы были и какими сделались. Посему и Адама призывал Он гласом милосердия, говоря: Адаме, где еси (Быт. 3, 9)? Ибо не извещения требовал Всеведущий, но хотел, чтобы Адам размыслил, чем он был и чем стал. Где еси, то есть какому падению подвергся ты, будучи на такой высоте?
(5) Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе. Понимать ли это в естественном отношении, человеческая природа не могла бы существовать, если бы сами дети и грудные младенцы не были хранимы Господом. Ибо каким образом они, носимые в материнской утробе, могли бы питаться или иметь движение, проводя жизнь в помещении столь тесном, не представляющем удобства к обращению, даже в темном и влажном месте, не имея возможности ни дышать, ни жить жизнью человеческою, но подобно рыбам плавая во влажности, если бы не поддерживало их Божие охранение? Потом, каким образом могли бы они хотя на малое время продолжать жизнь по выходе в место, для них непривычное, и, охладившись воздухом после теплоты, какая была в матерней утробе, если бы не спасал их Бог? Итак, храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя. Или можешь понимать сии слова так: поскольку я обратился и стал как младенец, принял Царство Небесное, как дитя, и незлобием довел себя до детского смирения, то храняй младенцы Господь, как скоро смирихся, спасе мя.
(6) Обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя. Сам себе предлагает утешительное слово добрый подвижник, говоря подобно Павлу: Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды (2 Тим. 4, 7-8). То же говорит самому себе и Пророк: поскольку ты прошел уже довольное поприще жития сего, то обратися наконец в покой твой, яко Господь благодействова тя. Ибо вечный покой предстоит тем, которые в здешней жизни законно подвизались, — покой, не по заслугам дел воздаваемый, но по благодати великодаровитого Бога даруемый уповавшим на Него. Потом, не говоря еще о тамошних благах, но возвещая, как освободился от мирских тревог, благодарит за сие Освободителя душ, Который избавил его от многоразличного и тяжкого рабства страстям. Как же это?
(7) Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения. Чрез сравнение с настоящим состоянием изображает будущий покой. Здесь, говорит он, объяша мя болезни смертныя, а там (Бог) изъят душу мою от смерти; здесь очи от скорби проливают слезы, а там уже нет слез, которые бы помрачали зеницы увеселяющихся красотой славы Божией, ибо отъят Господь Бог всякую слезу от всякаго лица (Ис. 25, 8); здесь много опасностей к поползновению, почему и Павел говорил: мняйся стояти да блюдется, да не падет (1 Кор. 10, 12), а там стопы стоят твердо, жизнь неизменна, нет опасностей увлечься в грех, потому что нет ни плотского восстания, ни содействия жены ко греху. В воскресении нет ни мужского ни женского пола, но есть какая-то единая и единообразная жизнь для благоугождающих своему Владыке и для обитающих в стране живых. Мир сей и сам смертен, и служит жилищем для умирающих. Поскольку состав видимых вещей сложен, а все сложное обыкновенно разрушается, то и мы, живущие в мире, как части мира по необходимости участвуем в естестве целого. Посему мы, человеки, многократно умираем даже прежде, нежели смерть разлучит душу с телом.
И да не покажется тебе странным сказанное, напротив того, вникни в саму действительность. В продолжение трех седмин лет человек обыкновенно испытывает три перемены и превратности в возрасте и в образе жизни и по истечении каждой седмины особый предел заключает собою прошедшее и ясно обозначает изменение. В первой седмине детский возраст оканчивается выпадением зубов; возраст отрока, способного к учению, продолжается до юношества; юноша по совершении двадцать первого года, как скоро щеки его начнут покрываться первым пухом, исчезает неприметно, из юноши изменяясь уже в мужа. Посему когда видишь мужа, в котором постепенное с годами возрастание прекратилось, рассудок уже утвердился и не осталось следа юности, тогда не заключишь ли, что прошедшее в нем умерло? И опять, старец, преобразившийся и в наружном виде и в душевных расположениях, явно становится не таким, каким был прежде. Посему жизнь человеческая обыкновенно бывает исполнена многих смертей, не только при переходе из одного возраста в другой, но и при душевных падениях в грех. А где нет ни телесного, ни душевного изменения, потому что ни рассудок не заблуждается, ни расположение не переменяется и никакое обстоятельство не нарушает постоянства и безмятежия помыслов, там — страна истинно живых, всегда подобных себе самим. В ней Пророк обещается особенно благоугождать Богу всяческих, так как ничто внешнее не будет препятствовать ему в исполнении намерения служить истинно и равночестно с Ангелами. Сказано: Тщимся, аще в теле пребывая, аще отходяще от тела, благоугодни Ему быти (ср.: 2 Кор. 5, 9). Такова страна живых: в ней нет ночи, нет сна — образа смерти, нет пищи, нет пития — сих подкреплений нашей немощи, нет болезни, нет страданий, ни врачевства, ни судилищ, ни торговли, ни искусств, ни денег — этого начала зол, предлога к браням, корня вражды. Это — страна живых, не умирающих грехом, но живущих истинною жизнию во Христе Иисусе, Которому слава и держава во веки веков.
Аминь.