«Потайные» фрески Андрея Рублева в Успенском соборе
В конкурсе на проведение консервационно-реставрационных работ в Успенском соборе города Владимира, в начале декабря 2014 года победило ОАО «Владимирреставрация». На торгах владимирские реставраторы обошли двух соперников — ООО «Реставрационно-строительное предприятие «Богородице-Рождественского мужского монастыря» из Владимира и ООО «Новые строительные технологии» из Москвы. Работы намечены на 2015-2016 годы, на сохранение уникальных древних фресок, в первую очередь принадлежащих кисти знаменитого Андрея Рублева, государство планирует потратить около 28 миллионов рублей.
По информации Министерства Культуры РФ, присланной в ответ на запрос Зебра ТВ, реставрация пройдет в три этапа. В первой половине 2015 года планируется заняться фресками Рублева над хорами, в северном люнете и за иконостасом, а также древнейшими росписями 1161 и 1189 годов северной галереи и за иконостасом. Во второй половине этого года реставраторы продолжат работать с росписями на пилястрах и пилонах за иконостасом, фрагментами росписей 1189 и 1237 годов в южной галерее, фресками Рублева в южном люнете, в южном подкупольном пилоне, в жертвеннике. В 2021 году специалисты приступят к росписям Рублева под хорами в центральном нефе и южном малом нефе под хорами.
В соответствии с технологией реставрации красочный слой росписей будет укреплен, будут удалены загрязнения, копоть и плесень, живопись обработают антисептиком и покроют защитным слоем, утраты красочного слоя подвергнут «тонированию-пригашению».
Работы будут основываться на разработанной «Владимирреставрацией» технологии реставрации монументальной фресковой и темперной живописи 1161, 1189, 1237 годов и росписей 1408 года Андрея Рублева. Министерство Культуры сообщает, что восстановление фресок будет проходить исключительно «сверху-вниз», на чем настаивал известный владимирский реставратор Александр Скворцов. К работе должны быть привлечены только опытные, имеющие соответствующую квалификацию специалисты.
Около двух недель назад в соборе появились леса. Специалисты ОАО «Владимирреставрация» приступили к предварительным работам — обеспыливанию иконостаса второй половины XVIII века, который за многие годы покрылся приличным слоем грязи и копоти.
Во время этой процедуры, разбирая часть алтарного перекрытия около гробницы Андрея Боголюбского, реставраторы раскрыли фрагментарно сохранившиеся росписи 1161, 1189 и 1408 кисти Андрея Рублева, которые закрывал барочный иконостас времен Екатерины II.
В XX веке о существовании «скрытых» фресок кисти Рублева исследователи Успенского собора догадывались, но впервые эти росписи увидели во время масштабных реставрационных работ 1975-1982 годов. Тогда часть иконостаса была демонтирована, специалисты Владимирской научно-реставрационной мастерской увидели эти фрески, а также обнаружили неизвестные ранее изображения двух фигур пророков на пилястрах за иконостасом.
Эти «потайные» росписи в конце 1970 годов были отреставрированы и снова закрыты алтарной перегородкой.
«Во время текущей реставрации фрески на северной пилястре были вновь раскрыты от закрывающего их иконостаса, для чего иконы были вынуты, резьба иконостаса пронумерована и снята, а остов иконостаса, который во время работ 1975-1982 гг. был установлен на специальные навески, открыт»
, — сообщает Министерство Культуры в ответ на запрос Зебра ТВ.
Сохранность этих малоизвестных за пределами кругов реставраторов и искусствоведов росписей, по сравнению с открытыми фресками Успенского собора, значительно лучше. Тем не менее, им тоже будет уделено внимание во время текущей реставрации.
Кроме того, сообщает Министерство Культуры, после окончания всех реставрационных операций может быть решен вопрос об изменении контура иконостаса и открытии уникальных фресок для всеобщего обозрения. Технологически, подтвердили во «Владимирреставрации», такая возможность есть.
В настоящее время работы по обеспыливанию иконостаса и тщательная фотофиксация росписей продолжается. Составляются картограммы текущего состояния фресок. В ближайшее время, как сообщает Министерство Культуры, будут проведены пробные укрепления. Только после одобрения специалистами полученных результатов, начнется проведение запланированных работ на первом этапе реставрации.
Работы выполняются под строгим контролем научно-методического Совета Минкульта. Создана рабочая группа, которая будет оказывать методическую поддержку в проведении реконструкции.
Учитывая сложность и уникальность работ, для этой реставрации Минкульт предусмотрел максимально возможный срок выполнения работ согласно существующему законодательству в сфере государственных закупок. Восстановление фресок Успенского собора города Владимира должно быть закончено до 31 октября 2021 года. Разработанный ОАО «Владимирреставрацией» поэтапный план-график работ предполагает, что доступ верующих и туристов в Успенский собор по возможности ограничиваться не будет. Отмена богослужений также не планируется.
Владимир: с XIX в. до наших дней
Фрески, украшающие главный кафедральный собор Владимирской епархии, реставрированы в 1882-84 году. Они долгое время были почти все скрыты под штукатуркой и открыты при расписании собора лишь в 1882 году.
Честь открытия этих фресок принадлежит Высокопреосвященному Феогносту, ныне архиепископу Новгородскому. Судя по летописным известиям, собор был украшен живописью неоднократно: и в 1161 году, и при Всеволоде III, и наконец вся живопись внутри собора была восстановлена в 1408 года знаменитым иконописцем Андреем Рублевым; — знатоки древнерусского искусства и относят большинство открытых в соборе фресковых изображений именно к началу XV века. В тех местах, где живопись не сохранилась, фрески написаны были вновь по эскизам, одобренным Императорским Московским Археологическим обществом и составленным по образу Староладожских и Спас-Нередицких близ Новгорода, сохранившихся от XII в. Чтобы судить насколько хорошо произведена реставрация фресковой живописи, следует сравнить фрески на стенах с точными копиями фрагментов, открытых из под штукатурки, сохраняющимися на хорах собора в рамах за стеклом, точность коих засвидетельствована строительной комиссией.
Особенно хорошо сохранились древние фрески под хорами и на западной стене, изображающие картину страшного суда. На западной стене над входной аркой художник изобразил уготование престола: на престоле евангелие, восьмиконечный крест с тростью и копием; у подножия креста сосуд, в котором находится кровь распятого Богочеловека, омывшая грехи человеческого рода; к сосуду прикреплены весы праведные, здесь же Адам и Ева в коленопреклоненном положения, как виновники человеческого грехопадения, вина которых искуплена распятым Спасителем. По сторонам престола Богоматерь и Предтеча, умоляющие Господа о помиловании грешников; за ними по одному ангелу с жезлами и с печатью Бога живого (Апокалипс. XXI гл.) в руках. Продолжение картины с той и другой стороны составляют апостолы на престолах с раскрытыми книгами, среди которых узнаются четыре евангелиста по вписанным на листах книг буквами; мт лк мр iw, и ангелы в несколько рядов с жезлами. Мысль этого изображения заключается в том, что апостолы, как ближайшие производственники дарованного во Христе спасения человеческого, будут соучастниками в суде Господа над людьми. Центральная часть этого изображения – Сам Христос, представленный на своде между арками, седящим в круге, образованном из серафимов: строгая фигура Спасителя, задрапированная в мантию, представлена в решающем моменте последнего суда: правой рукой Спаситель делает жесть, призывающий праведников к наследию уготованного им царствия небесного, левая выражает отвержение грешников. Подле Спасителя – солнце, луна и звезды, утвержденные в небе, имеющем форму полотна, свиваемого двумя ангелами, в соответствия со словами псалма: «вся яко риза обветшают и яко одежду свиеши и я изменятся».
По соседству с изображением Спасителя представлены внутри арки в круге символические фигуры четырех царств: Макдонского – в виде грифона, Римского – в виде крылатого дракона, Вавилонского – в виде медведя и антихристова – в виде рогатого зверя. Такова Обстановка страшного суда.
Отсюда художника переходит к изображению самого процесса суда. Он представил двух ангелов, из которых один трубит вниз, другой вверх, созывая живых и умерших на суд. По звуку этих труб земли и море отдают своих мертвецов. Земля изображена здесь в виде женщины с жезлом в правой руке и гробом в левой, вокруг нее воскресающие фигуры людей в белых однообразных повязках, и представители царства зверей, птиц и пресмыкающихся: лев, слон, пеликан, змей. Рядом другое античное олицетворения – моря, также в виде женщины с длинными распущенными волосами: правой рукой она держит оснащенный корабль, подле которого плавают морские рыбы.
По звуку тех же труб восставляют лики святых царей, представленных здесь в костюмах ветхозаветных праведников, и в шапочках, а один в диадеме; лики святых мучеников в мантиях и хитонах, лики св. святителей в кресчатых фелонях с короткими волосами, лики преподобных в нижних одеждах, перетянутых широкими поясами, мантиях и один в клобуке в виде колпака; наконец лики святых жен…
Суд совершился. За ним следует блаженство праведников и мучение грешников. Ап. Петр с ключем в правой руке ведет святых в рай; вдали Ап. Павел, в левой руке его свиток, в котором написано «придите со мной благих», правой указывает на место блаженства праведников. Надпись: «идут святые в рай». Там благоразумный разбойник с крестом в левой руке среди райских деревьев, с надписью «благоразумный разбойник свет невечерний». Самое блаженство праведников представлено в двух видах: в одном месте изображена кисть правой руки, в которой находятся праведные души: очевидно художник понял буквально известное библейское выражение «праведных души в руце Божии»; в другом месте он изобразил лоно Авраамово: на широком возвышении сидят Авраам в виде старца, Исаак в виде зрелого мужа и Иаков в виде довольно молодого человека; у Авраама в пазухе души праведных в виде детей; рядом с ним еще несколько детских фигур, в нимбах и белых сорочках; кругом райская деревня. Картина рая дополнена изображением Богоматери на троне среди двух ангелов, на стене под сводом юго-западной части храма. На левой стороне под аркой ангел показывает упавшему перед ним пророку Даниилу на сбытие его пророчества, указывая ему рукой на Судью праведного.
Роль в истории
Успенский собор повидал на своем веку немало важных исторических событий. Именно здесь венчали на царство Ивана IV в 1547-м. Начиная с Петра II здесь также короновали всех российских императоров. Отдельно проводилась также коронация императорской жены — императрица вставала на колени, и муж возлагал ей на голову меньшую по размерам корону. Исключение составила Елизавета Алексеевна, жена Александра I, которая приняла корону стоя. В 1613 году в здании храма проходил Земский собор, на котором царем были избран Михаил Федорович Романов. Здесь же хранились несколько важных документов, например, Акт о престолонаследии, изданный Павлом I, а также манифест Александра I, согласно которому Николай Павлович мог стать императором в случае отказа от престола Константина Павловича. Кроме того, в храме были погребены некоторые главы Русской церкви.
Иконописцы
«Сказание о святых иконописцах» XVII века сообщает, что Андрей и Даниил неразлучно совершали свои иконописные труды. Их дружба длилась по меньшей мере четверть века. И умерли они почти одновременно.
Нельзя определенно сказать: вот это писал Андрей, а здесь творила рука Даниила. Они не заботились о том, чтобы запечатлеть свою художественную индивидуальность. Разве что непохожие темпераменты — более созерцательный Андрей, более экспрессивный Даниил — позволяют наметить приблизительные черты творческой манеры. Потому говоря об иконописи Андрея Рублева как вершине древнерусского искусства, нельзя подтачивать ее основание и вырывать Даниила из рублевского творчества. Мы даже вправе задать себе вопрос: состоялся бы гений Рублева без подпитки талантом Даниила? Без его вдохновляющих идей, ежедневного дружеского общения, общих молитв, взаимного духовного обогащения?
Бог весть.
Подвижники
Сведения источников об Андрее Рублеве скудны. Впервые он упомянут в летописи под 1405 год, когда расписывал под руководством Феофана Грека Благовещенский собор в Москве. Последней его работой стала роспись Спасского собора в родном Спасо-Андрониковом монастыре около 1427 года.
Еще более скупы знания источников о Данииле, который в XVII веке ошибочно прозван Черным. Помимо совместной с Андреем владимирской работы 1408 года он оформлял вместе с ним фресками и иконами Троицкий собор Троице-Сергиевой обители.
Но этого хватило, чтобы войти в легенду.
Неизвестно ни происхождение иконописцев, ни даты рождения, ни то, когда они начали работать в Москве, ни время их монашеского пострига, ни даже где это случилось — в Спасо-Андрониковом или в Троице-Сергиевом монастыре. Оба появляются в летописях уже монахами, крупными мастерами, работающими на великого князя. Даниил, очевидно, был старше, возможно, не только годами, но и монашеским опытом. И когда судьба свела с Андреем, стал для него учителем. Вероятно, на первых порах это было духовное попечительство над новоначальным иноком. Но не исключено, что Даниил какое-то время был и художественным наставником Рублева.
«Служебные» отношения очень скоро переросли в крепкую дружбу — насколько вообще можно говорить о дружбе между монахами. Ведь эмоциональная привязанность к людям для инока — обуза, а иногда и помеха на пути спасения. Скорее нужно говорить не о дружбе, а о братской духовной любви, которая вмещала в себя доброе товарищество и сподвижничество.
Они «нашли» друг друга, разделив на двоих монашескую келью, вместе трудились, постничали и молились — до конца жизни.
Строительство собора
Первая каменная церковь на месте будущего Успенского собора была заложена в Москве еще в 1326 году по повелению первого митрополита московского Петра и князя Ивана Калиты. Предполагается, что каменное здание решили возвести вместо пришедшей в негодность деревянной церквушки. Именно тогда Москва получила важный статус первопрестольного города, и новый собор должен был стать преемником Успенского собора во Владимире. В будущем главном храме государства уже спустя несколько месяцев похоронили его основателя, митрополита Петра. В честь усопшего Иван Калита устроил в соборе отдельный придел Поклонения веригам апостола Петра. Спустя год после начала строительства собор освятили.
Реконструкция Успенского собора при Иване Калите. (pinterest.com)
В конце XV века Иван III задумал перестроить собор. Храм разобрали буквально до последнего камня. Для работы над новым зданием пригласили псковских мастеров, но храм, по преданию, неожиданно рухнул. Тогда Иоанн Васильевич выбрал новую кандидатуру архитектора — великому князю приглянулся итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Новый храм возводился по образцу владимирского. На строительство ушло пять лет, и в 1479 году Успенский собор освятили.