Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря: адрес, удивительные фрески, история

Во Пскове, в том месте, где река Мирожа впадает в реку Великую, расположен древний Мирожский монастырь, архитектурной доминантой которого является Преображенский собор, стяжавший славу одного из наиболее ярких памятников древнерусского зодчества. Разделив в годы атеистического лихолетья судьбу многих российских святынь, сегодня он вновь стал достоянием верующих.

Детище архиепископа Нифонта

В середине XII века, когда политический и культурный центр Древней Руси сместился из Киева в ее северо-западные районы, с особой остротой встал вопрос об их окончательной христианизации, поскольку там еще были сильны пережитки язычества. Одним из главных инициаторов этого процесса стал новгородский архиепископ Нифонт, занимавший кафедру в период с 1131 по 1157 год. Его трудами было основано много обителей, насельники которых личным примером являли образец истинно христианской жизни.

С его же благословения появился в Пскове и Мирожский монастырь, Спасо-Преображенский собор которого на долгие годы стал крупнейшим духовным центром города. Точная дата основания обители неизвестна, и по этой причине исследователи ограничиваются лишь указанием на первую половину XII века. Место для нее было выбрано в версте от псковского «крома» (кремля), что позволяло насельникам постоянно находиться в гуще городской жизни, а самой обители стать одним из главных культурных центров Пскова в период Средневековья.

Период былого процветания

Известно, что в Мирожском монастыре была одна из самых крупных библиотек в северо-западной части Древнерусского государства. Кроме того, он славился своими иконописцами и переписчиками старинных рукописей. Здесь была создана сохранившаяся до наших времен копия знаменитого «Слова о полку Игореве». И наконец, весьма важным обстоятельством, способствовавшим повышению престижа обители, было ее богатство, которым она значительно превосходила большинство российских монастырей.

Вплоть до XVII века на ее территории, занимавшей всю пойму реки Мирожи, располагалось множество кузниц, ремесленных мастерских и разного рода хозяйственных построек. Только в результате секуляризации монастырских и церковных земель, проводившейся в 1764 году по указу императрицы Екатерины II, общая площадь обители была сокращена до ее нынешних размеров.

В тот же период создавался еще один яркий образец храмовой архитектуры домонгольского периода – собор Рождества Иоанна Предтечи, возведенный на территории Иоанновского монастыря, располагавшегося на противоположном берегу реки Великой в районе, носившем название «Завеличье». Этим двум крупнейшим, по тем временам, монастырям и была отведена ключевая роль в дальнейшем распространении христианства.

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

Расположение этого места таково, что отделенный от крепостных стен Пскова рекою Великой, монастырь был со всех сторон открыт для частых в древние времена вражеских набегов. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары неприятеля. Фундаментом для монастыря служит известковая скала, едва прикрытая тонким слоем земли. Таким образом алтарная часть Стефановскго храма представляет собой как бы нос корабля, устремленного в безконечность. Постройка монастыря была благословлена святителем Нифонтом, епископом псковским и новгородским, ревностным и неутомимым распространителем православия. В середине 12 века был заложен каменный собор в честь Преображения Господня, давший начало Мирожскому монастырю. Испытывая глубокую скорбь оттого, что вера Христова зачастую уживается в человеке с языческими верованиями, святитель Нифонт приглашает лучших византийских мастеров для росписи стен Преображенского собора. При практически полном отсутствии грамотности среди населения раннего и позднего средневековья, изобразительный ряд сюжетов из Ветхого и Нового Завета, полностью покрывающий стены и своды Преображенского собора, становится живописным Евангелием для многих поколений. И это благословение святителя Нифонта на просветительскую миссию, данное Мирожскому монастырю при его основании, действенно до сих пор.

Стиль фресок, по определению специалистов, является иератическим (священным), в котором религиозная идея преобладает над свободным творчеством художника. Все фрески представляют собой копии с лучших греческих образцов Первым игуменом монастыря стал преподобный Авраамий, который и почил в день празднования главной монастырской иконы Божией Матери «Мирожская», 7 октября по новому стилю.

Более, чем в течение шести веков, Псков и вместе с ним, а вернее даже в первую очередь – Мирожский монастырь, подвергались нападениям западных врагов. Ни одно из бедствий, пронесшихся над Псковом, не проходило мимо Мирожской обители. При каждом нападении она подвергалась разграблению или была истребляема пожаром, а нередко служила даже лагерем для неприятелей. В 1299 году немецкие рыцари разорили городские посады и убили мирожского игумена Василия, многих монахов и защитников монастыря. Василий Мирожский вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук меченосцев в то же время, является местночтимым святым. День памяти святых Василия и Авраамия Мирожских поминается 17 марта по н.с.. В 1323 году монастырь вновь подвергся нападению немцев. А во время осады города польскими войсками короля Стефана Батория в 1581 году он служил местом размещения вражеской артиллерии. Мирожский монастырь визуально находится напротив того участка крепостной стены на противоположном берегу Великой, где поляки предприняли решительный штурм города. Это место, где поляки пробили брешь в стене, впоследствии было названно «у Пролома». Сюда были брошены все силы врага, и только чудесное заступление Богородицы позволило выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св. Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.

При всем открытом положении для неприятелей монастырь никогда не был укреплен. И после всех бедствий, перенесенных им в течение нескольких веков, главная соборная церковь Преображения сохранила не только свои стены, но даже древние, практически современные основанию храма фресковые изображения, которые и теперь поражают своей яркостью и живостью красок.

Итак, в силу неспокойных исторических условий обитель не могла в полной мере служить прибежищем для искавших уединенной и созерцательной жизни иноков. Возможно, Господь определил монастырю быть источником евангельской проповеди и духовным форпостом для охранения православных пределов. Мирожский монастырь явился подлинным центром духовного и культурного просвещения псковской земли, где в те далекие времена еще сильны были языческие верования. С начала основания в обители существовала иконописная школа, в которой сформировались традиции псковской иконы. Среди получивших образование в Мирожском монастыре был св. Корнилий — впоследствии игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномученников — духовный писатель, просветитель эстов, неутомимый благоустроитель ввереной ему обители. В прежние времена Мирожская обитель была достаточно многолюдною, она считалась второю из числа четырех больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим Елиазаровский и четвертым Великопустынский). Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами. В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды.

В 20-х годах ХХ столетия монастырь был упразднен новой властью и все монастырское имущество, включая церковные святыни, были изъяты. Мирожская икона Божией Матери, чаша архиепископа Нифонта были помещены в Псковский музей-заповедник.

В 1994 году Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолуцкий совместно с областной администрации приняли соглашение по вопросу передачи храма первомученика Стефана, братского корпуса и дома Настоятеля Псковской Епархии.

Это событие стало началом возрождения монашеской жизни в древнейшей обители. Много трудов было положено на восстановление монастыря. Важно было не только начать богослужение в переданном монастырю храме, но и наладить монастырский быт, а также возродить традиционно существующую в монастыре иконописную мастерскую. Через три года, в день памяти первомученика архидиакона Стефана, 15 августа 1997 года Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу и благословил на труды иконописцев из числа монашеской братии.

В настоящее время богослужения проводятся по воскресным дням и двунадесятым праздникам. По воскресеньям в 17 часов служится молебен с акафистом перед иконой Мирожской Божией Матери. Утреннее и вечернее правила настоятель с братией совершают также в храме первомученика Стефана. Насельники монастыря, трудники, работают в столярной мастерской, в котельной, обучаются и помогают иконописцам в подготовке досок и левкаса и других работах, изготавливают сувениры с тематикой Мирожского монастыря, трудятся в монастырской библиотеке, выполняют ремонт помещений и другие послушания.

Новое слово в храмовой архитектуре

По свидетельству специалистов, благодаря деятельности архиепископа Нифонта середина XII века стала переломным моментом в развитии церковного зодчества северо-западной части Древнерусского государства. Примером тому может служить Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, явивший собой храмовую постройку совершенно нового, по тем временам, типа. В отличие от ранее возводившихся религиозных сооружений, главной доминантой этого крестово-купольного храма стала открытость и обозримость интерьера.

Несмотря на то что точная дата закладки Преображенского собора Мирожского монастыря неизвестна, у исследователей есть основания полагать, что это событие относится к 1137-1138 гг. Возведение основного объема здания, выполненного из плинфы – тонкого обожженного кирпича и камня, – вероятно, заняло не более двух лет, после чего приступили к отделочным работам.

Существует гипотеза, согласно которой архиепископ Нифонт привел с собой из Новгорода во Псков артель строителей, в которую могли входить балканские или даже византийские мастера, нередко участвовавшие тогда в постройке различных храмовых сооружений. Об этом свидетельствуют такие особенности Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, как аркатурный фриз, охватывающий под куполом барабан (он хорошо виден на прилагаемых фотографиях), и типичная новгородская кладка стен.

Спасо-Преображенский Собор Мирожского Монастыря в Пскове

Спасо-Преображенский Собор Мирожского монастыря – уникальный по своему замыслу и хорошо сохранившийся памятник, дошедший до наших дней, связанный с деятельностью одного из выдающихся деятелей русской церкви – архиепископа Нифонта. Знаменитые фрески являются редким примером почти полностью сохранившейся идейно-догматической программы росписей древнерусского храма и отражают главную вероучебную проблематику XII века.

Спасо-Преображенский Собор Мирожского Монастыря в Пскове. Северный фасад.

История

Исторически в XI и в начале XII века Киев несомненно являлся доминантой как в политической, так и во всех других сферах жизни домонгольской Руси. Однако уже в 30-50-е года XII века центр дальнейшего развития русской культуры переходит на северо-запад Руси, и во многом это связано с деятельностью архиепископа Нифонта, занимавшего новгородскую кафедру с 1131 по 1156 годы. Грек Нифонт был выходцем из Киево-Печерской Лавры и стал архиепископом Новгорода в момент политического кризиса. В это время значительная часть новгородских земель была христианизирована только номинально, а в таких городах, как Ладога и Псков язычество продолжало занимать активную позицию. Единственным на тот момент храмом Пскова был Троицкий собор, по сведениям археологов, совсем недалеко от него было расположенное действующего еще в начале XII века языческое капище – таким образом, в Пскове христианство буквально соседствовало с язычеством. Вероятно, именно поэтому здесь, в Пскове, а немного позднее и в Ладоге, владыка Нифонт начинает воплощать свою идею окончательной христианизации русских земель – его инициатива направлена на создание монастырских обителей, где проповедь христианских идеалов могла быть подкреплена конкретным примером монашеской жизни. Помимо Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря ведется строительство собора Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря – оба храма возводятся примерно в одно и то же время.

Историки отмечают, что короткий период церковного строительства архиепископа Нифонта является одним из переломных моментов в истории зодчества северо-западной Руси XII века. И именно Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря становится храмовой постройкой нового типа, в которой, в отличие от сложившейся традиции новгородского строительства раннего XII века, обозримость и открытость интерьера становится едва ли не главной доминантой образа храма.

Исследователи не располагают точными данными о времени строительства Спасо-Преображенского собора. Его закладка, возможно, произошла в 1137-38 годах, а уже к 1140 году основной массив храма был построен. По другим источникам строительство шло в 1140—1150 годах. Работы по росписи собора происходили, по всей вероятности, примерно в то же время, о чем свидетельствуют разнообразные технологическое данные.

Cобор строился поэтапно, при этом первоначальный замысел постройки постепенно менялся.

Некоторые факты указывают на то, что строительством собора занималась новгородская артель, пришедшая в Псков из Новгорода вместе с Нифонтом, однако в ее составе могли быть также византийские либо балканские мастера. Так, например, можно отметить характерную для Новгорода кладку и наличие аркатурного фриза на барабане под главой.

За века существования собор неоднократно менял внешний облик. В XVI веке к его западному фасаду пристраивается паперть со звонницей, традиционную для псковской архитектуры, а позднее, в XVII-XVIII веках собор получает четырехскатное покрытие, которое закрыло нижнюю часть барабана купола и его окон. Это изменило контуры купола, кроме того, его шлемовидная глава была заменена на луковичную.

Спасо-Преображенский Собор Мирожского Монастыря в Пскове. Западный и южный фасады.

В настоящее время только восточный фасад Спасо-Преображенского собора, который выходит на берег реки Великой, отдалено напоминает облик собора в XII веке. За века грунт вокруг собора вырос примерно на 2 метра, что придает нынешним пропорциям храма приземистый вид. Тем не менее, это впечатление полностью пропадает внутри собора, где перед зрителем открывается великолепная картина фресок XII столетия, сохранившаяся практически по всему объему стен.

Как и большинство памятников русской средневековой монументальной живописи, фрески Спасо-Преображенского собора были забелены еще в XVII веке. Их обнаружили и раскрыли только в конце XIX века, когда в России возрос интерес к отечественным древностям, вскоре ставший наукой о русском средневековом искусстве и его византийских корнях. Таким первооткрывателем уникальных фресок собора стал В.В. Суслов – археолог, реставратор и историк искусств. Усилиями Суслова и его учеников фрески были раскрыты из-под поздних наслоений и предстали в первозданном виде. Однако естественная для памятника такого возраста потертость красочных слоев и утрата отдельных участков фресок привели к тому, что указом Синода для «восстановления» фресок была приглашена артель владимирских иконописцев под руководством Н.М. Сафронова, которая в 1900—1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохранив только подлинную иконографию сюжетов.

В 1920-х годах началось новое раскрытие фресок, однако до сегодняшнего дня примерно половина площади древней живописи находится под слоем поновлений 1901 года.

Архитектура

Изначальный замысел собора – это квадратный в плане крестово-купольный храм без хор, с четко выделенными ветвями подкупольного креста.

Спасо-Преображенский Собор Мирожского Монастыря в Пскове. План.

Особенно любопытно, что изначально крестово-купольная конструкция была четко выявлена за счет понижения угловых объемов — их перекрытия были вдвое ниже центральных сводов. Собор имел три апсиды, причем боковые апсиды были практически вполовину ниже центральной и соответствовали по высоте боковым компартиментам с западной стороны.

Первый этап строительства Спасо-Преображенского собора (реконструкция М.И. Мильчика и Г.М. Штендера)

Таким собор сохранился изнутри – с хорошо выявленной структурой крестово-купольной конструкции, с широкими плоскостями стен без членений, которые плавно перетекают в своды. Несмотря на то, что в XII веке подобный тип храма был широко распространен на Балканах, для древней Руси подобное сооружение стало чем-то совершенно новым и не похожим на все остальные храмы — как того периода, так и более ранниее. Отчасти из-за этого ученые предполагают, что в составе артели строителей были иноземцы.

Спасо-Преображенский собор. Северный фасад (реконструкция Г. Алферовой)

Характерные для того периода членения стен лопатками и выделение вертикалей в этом храме полностью отсутствуют, интерьер выглядит очень цельным и монолитным, и только немногочисленные окна, арки в боковые объемы и выделенные подпружные арки вносят в него некоторое разнообразие. В интерьере храма нет акцента на опорность несущих частей. Опоры барабана (в плане они читаются как столбы) на самом деле являются продолжениями стен, которые в нижней части были только прорезаны невысокими арками в угловые компартименты. Композиция собора увенчана необычайно просторным куполом, объем которого был увеличен за счет того, что при строительстве стены барабана были значительно утонщены изнутри, что облегчило конструкцию и увеличило внутренний диаметр купола почти на 1,5 метра.

Спасо-Преображенский Собор Мирожского Монастыря в Пскове. Купол и паруса свода.

По неизвестным причинам архитектурная композиция собора была изменена –низкие западные компартименты почти сразу были надстроены, и, таким образом, общий уровень фасада был повышен до верхней отметки центрального свода.

Второй этап строительства Спасо-Преображенского собора (реконструкция М.И. Мильчика и Г.М. Штендера)

Хотя эта перестройка нарушила снаружи ясно выраженную крестово-купольную конструкцию храма, изнутри это осталось практически не заметным. Над угловыми помещениями возникли два небольших замкнутых объема второго этажа, оборудованные под придел и ризницу, а в пространстве западного рукава подкупольного креста между ними был установлен деревянный настил хор, попасть на который можно было по наружной деревянной лестнице через дверной проем, растесанный на месте верхнего окна западной стены (этот проем ныне заложен, однако сегодня его можно без труда рассмотреть на фасаде).

Фасады Мирожского собора полностью лишены декоративных элементов, и единственным их украшением является плоский, типично «новгородский», аркатурный поясок в карнизе барабана.

Такая архитектура дает довольно любопытный эффект: входя в храм, человек сразу же оказывается под сенью купола. Движение в пространстве храма сведено к определенно указанной цели – предстоянию перед алтарем, как перед троном Господним. Размеры окружающего пространства осознаются как символическая дистанция, существующая между горним и дольним, человеческим и божественным.

Фрески

Архитектурный образ Спасо-Преображенского собора тесно связан с программой его фресковой росписи, сделанной по заказу архиепископа Нифонта в ходе завершения строительства храма. Согласно технологическим данным, артель художников работала с тех же строительных лесов, что и строители, начиная с купола. По мере продвижения вниз эти леса разбирались, а их крепления в стене заполнялись штукатурным грунтом и поверху расписывались. Эти и другие технологические следы дают хорошее представление о методах и последовательности работы художников. Судя по швам стыковки штукатурных слоев, мастера уже за первый рабочий сезон расписали купол и своды собора.

Центральная апсида. Общий вид.

(Илл. из книги Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. — М., Северный Паломник, 2002.)

Затем, в силу того, что в храме произошли изменения, система декорации западного рукава подкуполного креста была изменена (первоначальная программа, видимо, не предусматривала появления хор в этой зоне). В местах утрат живописи в этой части стен хорошо просматривается предварительная разметка, согласно которой площадь стены под хорами должна была быть расписана двумя регистрами изображений. Однако с появлением хор места для двух регистров оказалось недостаточно, и туда поместили изображения святых воинов, что внесло некоторый диссонанс в общую систему декорации собора. Однако в общем внутреннее пространство храма сохранило свою целостность, которая была предопределена единством архитектурно-художественной программы архиепископа Нифонта.

Предположительно фрески Спасо-Преображенского собора были выполнены вызванной из Киева артелью мастеров, которой руководили греки. На связь с Киевом частично указывает тот факт, что в апсиде крещальни киевского собора Святой Софии (сцена Крещения, изображения святителей) сохранились фрески, имеющие поразительное сходство с фресками Спасо-Преображеского собора в Пскове.

Во фресковом ансамбле Спасо-Преображенского собора отразилась главная вероучебная догматика своего времени, волновавшая умы константинопольских богословов еще с конца XI века о выразившаяся в богословских диспутах середины XII века. Утверждение основополагающих догматов христианской веры – реальности воплощения Бога и ипостасное соединение во Христе божественной и человеческой природы – стало одним из главных лейтмотивов системы декорации храма, где перед зрителем столь подробно раскрывается догмат о богочеловечестве Христа.

Фигуры пророков. Фреска барабана.

(Илл. из книги Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. — М., Северный Паломник, 2002.)

Фрески поражают своим многообразием и обилием сюжетов. Помимо подробного евангельского повествования, сцены которого занимают верхние регистры центрального объема, здесь также представлены Деяния апостолов, Протоевангелие Иакова (история детства Богоматери), житие Иоанна Предтечи, апокрифическое сказания об архангеле Михаиле. Эти сюжеты находятся в малых боковых объемах и представляют собой пространственно замкнутые циклы, изобилующие различными повествовательны деталями. Ряд исследователей утверждают, что среди памятников византийского искусства данной эпохи фрески собора Мирожского монастыря по подробности изложения сравнимы только с мозаиками нескольких соборов на Сицилии, выполненными в 1140—1180-х годах византийскими мастерами.

«Деисус» в конхе алтаря с восседающим на троне Христом является одной из главных доминант в росписи собора. По сторонам от него изображены Богоматерь и Иоанн Предтеча в позе моления. Сам Христос представлен в данной композиции не только как грядущий Судья, но и как Жертва, принесенная во искупление человеческих грехов. Такое понимание этой иконографической композиции основано на ряде иконографических деталей, прежде всего медальоне над фигурой Христа, в котором изображена «Этимасия» или «Престол уготованный» — сложное символическое изображение Святой Троицы, представляющего собой престол, на котором лежит Евангелие и орудия страстей Христовых. Этот мотив акцентирует жертвенность Бога-Сына.

Тема евхаристической жертвы продолжена расположенным ниже «Причащением апостолов», которое стало традиционным алтарным сюжетом для искусства развитого XII столетия.

Еще одна доминанта в росписи собора – гигантское купольное «Вознесение», которое в XII веке также приобретает новое осмысление и окончательно утверждает реальность соединения во Христе божественной и человеческой сущности (важен сам факт вознесения распятого и воскресшего Христа на небо во плоти). Эта композиция обладает рядом уникальных особенностей, которые будут повторены и в других русских купольных композициях второй половины XII века. Стоит обратить внимание на количество ангелов и их постановку. Если в византийских храмах мы видим, как правило, два, четыре или, крайне редко, шесть летящих ангелов, то в купольной композиции Мирожского собора присутствуют восемь стоящих ангелов. Их позы динамичные – словно они идут или танцуют. Вся сцена пронизана духом радостного прославления и триумфа.

Вознесение Христово. Центральная часть композиции. Фреска купола.

(Илл. из книги Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. — М., Северный Паломник, 2002.)

По сравнению с памятниками предшествующего периода, в росписи усиливаются интонации поучения и назидания, усложняется иконография, трактовка объемных форм полностью подчинена абстрактному линейно-плоскостному ритму. Сцены, изображенные на стенах храма, являются не только объектами рассмотрения и размышления, но и своего рода комментариями к священнодействию, происходящему во время службы.

В росписях отсутствует чрезмерный драматизм сюжетного действия. Позы персонажей подчеркнуто сдержаны, эмоции скупы, лики серьезны и сосредоточенно внимательны, взгляды либо испытующе суровы, либо покорны и кротки. Персонажи сцен выступают и в роли очевидцев чуда, и одновременно в качестве свидетелей «вочеловечевания» Христа, его прихода к людям и пребывания с ними.

Тема «сопребывания» с людьми особенно важна: в каждой сцене Христос представлен молчаливо-бесстрастным и словно отстраненным от активного действия. Совершаемое им есть, прежде всего, таинство, и о нем свидетельствуют не только взгляды и многократно повторенные указующие жесты участников евангельских событий, но и исходящий из глубины красочного слоя не яркий, но пронизывающий все изображения свет, переливающийся оттенками лазурно-голубого, золотисто-желтого и чистого белого цвета. Это сияние, как воздух наполняющее пространство собора, объединяет все изображения в единую сцену, которая представляет мистерию явления божественной славы Христа. Так утверждается мысль о том, что евангельская история существует вне времени, являясь мистической реальностью церковной жизни.

В настоящее время ансамбль Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря является памятником федерального значения и претендует на включение в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Изменения, внесенные на протяжении веков

Исследования показывают, что нынешней облик собора сформировался в результате поэтапного внесения конструктивных изменений в первоначальный проект. Так, в XVI веке со стороны западного фасада появились типичные для архитектуры древнего Пскова звонница и паперть, а столетие спустя была перестроена кровля, получившая четырехскатное покрытие, заслонившее собой основание барабана и нижнюю часть прорезанных в нем окон.

Сооруженный, по всей видимости, новгородскими мастерами шлемовидный купол, весьма характерный для большинства возведенных ими храмовых зданий, в конце XVII века уступил место традиционной псковской луковице, что позволило Спасо-Преображенскому собору Мирожского монастыря органично вписаться в общий архитектурный облик города.

Отпечатки времени

В настоящее время почти невозможно, глядя на собор, представить, как он выглядел во времена своего основателя – архиепископа Нифонта. Объясняется это не только многократными реконструкциями, проводившимися на протяжении почти девяти столетий, но и тем, что за этот длительный период уровень земли вокруг его стен поднялся почти на два метра (факт, установленный в результате работ по укреплению фундамента), отчего изначальные пропорции здания нарушились, и оно приобрело более приземистый вид.

Лишь западный фасад, обращенный в сторону реки Великой, до некоторой степени сохранил прежние очертания благодаря естественному рельефу почвы. В то же время стоит войти внутрь здания, как впечатление кардинально меняется, и Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря предстает во всей своей первозданной красе, а все благодаря великолепно сохранившейся стенной росписи XII века, покрывающей всю поверхность стен, не утративших своих первоначальных пропорций.

Первое раскрытие фресок

Соборным фрескам, представляющим для искусствоведов значительный интерес, выпала долгая и сложная жизнь. Известно, что в XVI веке, ввиду особенностей архитектурной моды того времени, они были скрыты под слоем побелки и забыты почти на три столетия. Лишь в конце XIX века их случайно обнаружили и, поскольку в тот период резко обозначился всеобщий интерес к древнему искусству, очистили от поверхностных наслоений.

Как следствие, в Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря устремились не только паломники, но и просто любители старины, которых было весьма много среди представителей всех слоев общества. Именно возникший вокруг старинных фресок ажиотаж и сыграл крайне скверную роль в их судьбе.

Повторное восстановление настенной живописи собора

Дело в том, что, желая поддержать массовый приток посетителей, Священный синод издал распоряжение не просто отреставрировать фрески, но придать поблекшим за долгие годы краскам их изначальную яркость. С этой целью из Владимира была приглашена артель иконописцев во главе с Н. М. Сафоновым.

Поскольку добиться желаемого результата, сохранив в целости прежний живописный слой, им показалось невозможным, мастера покрыли его собственными картинами, выдержанными «в старинном стиле». Таким образом, бесценный памятник древнерусского искусства вновь оказался скрыт от глаз посетителей. Лишь в 1920 годах началась повторная расчистка фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Окончательная же их реставрация не завершена и по сей день.

Отто Парли

В конце 1880-х историк, архитектор и реставратор В. В. Суслов по заданию епархиальной администрации и Археологической комиссии проводил археологические исследованиям в Спасо-Преображенском соборе. С 1889 по 1893 год велись работы по расчистке фресковой живописи, в процессе выяснилось, что собор был полностью расписан, но сохранность фресок в различных частях здания неодинакова и имеется много утрат. Плохо сохранилась живопись купола, светового барабана, парусов и нижней части здания, где фрески полностью погибли от сырости.

В 1893 году Академия художеств и ИАК вновь командируют В. В. Суслова и других специалистов для осмотра древней живописи. С 3 июля по 26 октября 1897 года художник Ф. М. Фомин снимает копии фресок под руководством В. В. Суслова. В том же году император Николай II разрешает образовать «Строительный Комитет для руководства и наблюдения за исправлением и ремонтными работами в Спасо-Преображенском соборе».

Ремонт начался в мае 1898 года и продолжался до 1902 года. Мастера иконописной артели Н. М. Сафонова возобновили открытую Сусловым роспись: испорченные влагой фрески были написаны заново, а все уцелевшие «освежены» клеевыми красками. В ходе сафоновского поновления, в 1901 году фрески были засняты фотографом О. И. Парли,

в этом же году издан альбом. На фотографиях альбома часть фресок зафиксирована в открытом, еще не поновленном виде.

В коллекции РОСФОТО хранится подносная папка с 86 бромосеребряными отпечатками, выполненными фотографом в 1901 году, о чем свидетельствует тисненая надпись на лицевой стороне обложки в нижнем правом углу: «Выдано действительному чл(ену) Псков(ского) Арх(еологического) общ(ества) О. И. Парли 1901».

Все снимки наклеены на серый картон, и только 4 — на фирменные паспарту, на них в нижнем правом углу паспарту видно тиснение «Фотография О. Парли, бывшая Дмитриева. Псков», а в углах фотографий: «О. Парли. Псков. 1901».

Размер фотографий — 17 х 23 см, размер паспарту 28,5 х 36 см. На оборотной стороне многих паспарту имеется печать Академии художеств — «Художественная ценность утверждена императорской Академией художеств». Фотографии данной коллекции являются единственным полным источником, сохранившим изображения фресок Спасо-Мирожского монастыря XII века, отснятых в процессе их реставрации.

В коллекцию входят: План Пскова 1581 года; план Мирожского монастыря; общий вид монастыря — 4 фотографии; остальные фотографии, кроме двух, на которых запечатлен интерьер до реставрации, посвящены фрескам.

Фотографии О. И. Парли также находятся в собраниях Государственной академии истории материальной культуры, Российской национальной библиотеки, Академии художеств, Псковского музея, Государственного исторического музея, Музея архитектуры имени Щусева.

Библиография:

Парли О. И. Фрески храма Преображения Господня в псковском Спасо-Мирожском монастыре. Альбом фотографических снимков — Псков, 1903; Описание фресок составил Ф. А. Ушаков.

Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря — М.: Северный паломник, 2010. — C. 5–23.

Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи (19 в.) — М/: Искусство, 1986. — C. 159. Вновь открытый памятник древности — ЦВ 1893 № 28 с. 437–439 и № 29 с. 452–453.

Ушаков Ф. А. Спасо-Мирожский монастырь в г. Пскове — Псков, 1902. — C. 8–13.

Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. Памятники Владимира, Новгорода и Пскова — СПб, 1899. — С. 178. Фрески Мирожского монастыря.

Успенский А. И. Фрески церкви Преображения Господня Спасо-Мирожского монастыря — Записки МАИ, 7. — М., 1910. — С. 1–12.

Павлинов А. М. Спасо-Мирожский монастырь в Пскове // Древности. Труды Московского Археологического общества. М., 1889. — XIII в. 1. — С. 154–162.

Соболева М. Н. Стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова — М., 1968. — С. 8.

Императорская Археологическая комиссия (1859–1917). К 150-летию со дня основания отечественной археологии и охраны культурного наследия / науч. ред.-сост. А. Е. Мусин, под общ. ред. Е. Н. Носова. — СПб: Дмитрий Буланин, 2009. — С. 973–984.

Неповторимость фресок Мирожской обители

Как свидетельствуют специалисты, уникальность фресок, кроме их высокого художественного уровня, заключается в тщательно продуманной и проработанной иконографической концепции, а также в том, что по стилю своего исполнения они полностью лишены хронологических аналогов на территории России и отчасти сходны лишь с некоторыми образцами византийской настенной росписи.

Главным мотивом в живописном оформлении интерьера собора является идея единого и нераздельного слияния в Иисусе Христе божественной и человеческой природы, а также Его искупительной жертвы. Именно этому посвящены сюжеты основных элементов храмовой декорации, среди которых наибольшее впечатление на зрителей производит гигантское купольное изображение Вознесения Спасителя, а также Деисус, написанный на сферическом алтарном перекрытии.

Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, спасенные после длительного пребывания под толщей штукатурки, а затем освобожденные от нанесенных на них позднейших живописных слоев, сегодня вновь обрели свой прежний облик. Однако сложная и кропотливая работа по их восстановлению требует столь много времени, что продолжается и поныне.

Фрески Мирожского монастыря глазами Сретенской молодежи

Когда молодежь Сретенского монастыря в мае отправилась в паломническую поездку на Псковщину, никто не мог предположить, с какими чудесами земли Российской придется столкнуться. Сами по себе удивительны Богом зданные пещеры Псково-Печерского монастыря. Красивы Словенские ключи Старого Изборска. Дивен в своем величии Троицкий собор Псковского кремля. Но настоящим открытием этой весны для ребят стал древний Мирожский монастырь, что располагается на излучине реки Мирожи и Великой. Уникальность этого небольшого монастыря понимаешь, оказавшись внутри центрального Спасо-Преображенского собора, украшенного фресками XII века.

Они должны были погибнуть сразу после написания. В России сохранившейся работы такого масштаба больше нет. Появлению иконописных изображений препятствовали бояре Новгорода: они не понимали, зачем владыка Нифонт далекому псковскому монастырю (финансово зависимому от Новгородского княжества) нанимает дорогостоящих мастеров из Греции.

Зачем тратить большие средства на иллюстрирование Евангелия на стенах собора? Однако просвещение безграмотного населения требовало подобной проповеди. Каждый прихожанин должен был понимать основные события из жизни Иисуса Христа. Для этого и понадобилось расписать все стены собора, сделав из него визуальную большую книгу. Вот несколько фактов о фресках Мирожского монастыря.

• Спасо-Преображенский собор построен в низине. Каждую весну в половодье собор затапливался на метр или два над уровнем пола.

Отметка уровня воды. Спасо-Преображенский собор. Май 2021 г.

• По неизвестной причине именно в регулярно затапливаемом храме было решено написать самые масштабные фрески во всей Руси.

Фрески. Спасо-Преображенский собор. Май 2021 г.

• Пишут фрески по сырой штукатурке, которая после нанесения полностью высыхает за 14 часов. За 14 часов нужно было написать целиком фреску: и фон, и основные фигуры, вписав изображение в архитектуру храма.

Контур фигуры на фреске. Спасо-Преображенский собор. Май 2021 г.

• Для уникальных фресок используют уникальные краски. Драгоценные и полудрагоценные камни толкут, заливают известковой водой и оставляют на штукатурке. После высыхания краска сама становится защитной корочкой, обладающей высокой сохранностью. По яркости эти изображения не уступают никаким другим произведениям художественного творчества более поздних веков.

Преображение Господне. Спасо-Преображенский собор. Май 2021 г.

• Самые тусклые участки фресок – это попытки реставрации исходных изображений в XX веке. Можно оценить, насколько более удачны технологии Средневековья.

Стена собора. Спасо-Преображенский собор. Май 2021 г.

• В XVII веке фрески были забелены, что способствовало их сохранности. Стараниями археолога и историка искусств Владимира Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века.

Изображение апостолов в лодке. Спасо-Преображенский собор. Май 2021 г.

Архангел Гавриил. Спасо-Преображенский собор. Май 2021 г.

• В 1942 году в окно храма залетела бомба, немного задела стену, но чудом не взорвалась.

Стена после бомбежки. Спасо-Преображенский собор. Май 2021 г.

• Обычно над дверьми храма помещают сюжет Страшного суда для того, чтобы прихожане не теряли память о смерти и последних днях. В Спасо-Преображенском соборе над выходом изображен сюжет Пятидесятницы – приглашение присоединиться к чуду Христа Воскресшего.

В Спасо-Преображенском соборе над выходом изображен сюжет Пятидесятницы – приглашение присоединиться к чуду Христа Воскресшего

Сошествие Святого Духа на апостолов

Сейчас на территории монастыря ведутся реставрационные работы. Преображенский собор в 2021 году вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО как единственный в России, где хорошо сохранилась домонгольская живопись.

Помочь монастырю можно по следующим банковским реквизитам:

р/с: 40703810951010100051 в Псковском ОСБ № 8630 г. Пскова,

к/с: 30101810300000000602, ИНН: 6027027032, БИК: 045805602

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]